Образ бабы яги в русских народных сказках проект 5 класс

Содержание
  1. проект. Образ Бабы Яги в русских народных сказках проект по литературе (5 класс) по теме
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Проект по литературе «Образ Бабы Яги». 5 класс
  5. Исследовательский проект «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»
  6. Скачать:
  7. Предварительный просмотр:
  8. Характер………………………………………………………………… 5
  9. Поведение………………………………………………………………..6
  10. Питание…………………………………………………………………..6
  11. Способы борьбы…………………………………………………………..7
  12. Отношения с людьми……………………………………………………..7
  13. Подслеповатая старуха с костяной ногой, растрёпанными волосами и большими грудями. В древности она считалась страшной богиней смерти. Ведьма, мать змеев, русский Харон.
  14. Характер
  15. Поведение
  16. Непредсказуемо. На помеле или в ступе она ездит за человечьим мясом, пытается изжарить в печи детей. Ступу везут черти, всё стонет, скот ревёт. Иногда яга быстро бегает, подгоняя саму себя помелом, и плетёт интриги против Кощея и Змея Горыныча.
  17. Питание
  18. Любит жареных детей.
  19. • избушка на курьих ножках;
  20. Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть колеснице самокатной), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железною же палицей, или пестом. А чтоб, для известных ей причин, не видно было следов, то заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.
  21. Способы борьбы
  22. Отношения с людьми
  23. Баба Яга – угро-финская колдунья

проект. Образ Бабы Яги в русских народных сказках
проект по литературе (5 класс) по теме

Проетная. исследовательская работа об образе Бабы Яги в русских народных сказках

Скачать:

Предварительный просмотр:

Фоменко Ларисы Леонидовны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Красномихайловская СОШ»

Проект. Домашнее задание.

Тема «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Введение. Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое существо

Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

1. Общая характеристика Бабы Яги

Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».

В энциклопедии есть такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.

Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.

Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

2. Баба Яга – мифологическое существо

Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках.)

Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой.

3. Основные черты образа Бабы Яги

Это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего костяная) нога. Костяная нога почти во всех сказках упоминается в единственном числе. Поэтому можно предположить, что Баба Яга – одноногая. Костяная нога – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то нужно «искать змею». Баба Яга имеет змеиное происхождение. Одноногость Бабы Яги является достаточным основанием, чтобы предполагать, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. В имени Яга, считают ученые, также отразилась ее змеиная природа. «Яга» происходит от санкристского «змей». Таким образом, сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, еще позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух – таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж.

4. Баба Яга в русских народных сказках

Сначала мы провели опрос среди учащихся нашего класса, так как нужно было узнать что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?

2. Какой вы себе ее представляете?

5. Как выглядит костяная нога?

В опросе участвовали 12 ученика нашего класса. Варианты их ответов мы записали в таблицу 1.

Результаты опроса учащихся:

1. Кто такая Баба Яга?

Вымышленный персонаж-1 уч-ся; Ведьма, колдунья- 5 уч-ся; Пожилая женщина-1 уч-ся

Злая сварливая старуха-1 уч-ся; Старушка с метлой- 4 уч-ся

2. Какой вы себе ее представляете?

Злой, сердитой, плохой-11 уч-ся; Веселой, шутливой- 0; Агрессивной, нервной- 1 уч-ся

В лесу в избушке на курьих ножках-8 уч-ся; На болоте в избушке- 4 уч-ся

Ходит в гости к Лешему-0;Летает в ступе-10 уч-ся ;Варит зелья, колдует-1 уч-ся

Ест детей- 1 уч-ся; Прядет пряжу- 0

5. Как выглядит костяная нога?

Сделана из кости-11 уч-ся; Выглядит как у скелета-1 уч-ся; Деревянная нога-0

Далее мы самостоятельно анализировали образ Бабы Яги. Для этого нами было прочитано 10 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге.

Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.

Результаты своего исследования по следующим сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна», «Финист – ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» – мы записали в таблицу.

Место обитания Бабы Яги

Волшебные вещи в сказках и др. чудеса

Животные, служащие Бабе Яге

Положительный или отрицательный персонаж

«…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…»

«…морда жилиная, нога глиняная»

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается»

«…зубы – на полке, а нос в потолок врос»

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»

Читайте также:  Русские народные волшебные сказки список 5 класс

Баба Яга – костяная нога

Отрицательный, так как хотела съесть девочку

«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами»

«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Куколка;три всадника (белый, красный, черный);три пары рук

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»

«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею»

Баба Яга – золотая нога

Волшебная игла, шило

Отрицательный, так как билась с богатырями

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Избушка на курьих ножках

Сидит седая старуха, прядет кудель

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.

Положительный, так как помогла Андрею-стрелку

Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…»

Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка

Положительный, так как помогла найти королевну

«Финист – ясный сокол»

«Стоит избушка на курьих ножках – вертится»

Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит»

Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка,серебряное донце и золотое веретенце

Кот, собака, Серый волк

Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Три Бабы Яги (сестры).

«Избушка на курьей ножке, об одном окошке»

«…шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает»

Живая вода, молодильные яблоки

Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки

Таким образом, в прочитанных нами сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.

Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке – даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах.

Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).

Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях: 1) Яга-богатырша («Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями; 2) Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей; 3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.

II. Анализ результатов исследования

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности.

Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним. (Приложение.)

Таким образом, наше исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

В ходе нашего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Прочитали много русских народных сказок, узнали значение непонятных нам слов, провели опрос среди учащихся нашего класса по теме исследования, узнали из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам сделали вывод о сущности образа Бабы Яги. Нам очень понравилось анализировать сказки. Мы поняли, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., 1992. – 245 с

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. – 248 с.

Источник

Проект по литературе «Образ Бабы Яги». 5 класс

Выбранный для просмотра документ проект Образ Бабы Яги.docx

Школьный Смотр-конкурс проектов

Тема проекта: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

Автор: Шильникова Виктория,

Вершинина Лариса Владимировна,

учитель русского языка и литературы СОШ №2

Тема проекта: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

В мир сказок мы вступаем в самом раннем детстве, как только начинаем говорить.

Тема проекта: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

Цель нашей работы – на примере сказок А.Н. Афанасьева проследить эволюцию образа Бабы Яги, определить её роль в жизни сказочного героя.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

Найти истоки образа Бабы Яги, изучив дополнительную литературу;

Показать связь образа Бабы Яги с одноногими божествами; Установить генеалогию образа.

В процессе изучения русских народных сказок А.Н. Афанасьева познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в них.

Провести опрос среди одноклассников на предмет их знания этого сказочного персонажа. Узнать, как дети относятся к Бабе Яге.

Объект исследования . Баба Яга.

Для решения поставленных задач в работе были использованы методы исследования : наблюдения, классификации, обобщения, чтение книг, опрос, анализ результатов

Опрос одноклассников «Баба Яга в русских народных сказках».

Сначала мы провели опрос среди учеников 5 классов по теме «Баба Яга в русских народных сказках». Нам нужно было узнать, что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?

2. Какой вы себе ее представляете?

5. Как выглядит костяная нога?

6. Для чего нужна Баба Яга в русской народной сказке?

В опросе участвовали ученики 5А,Б классов, всего – 43 ч. Варианты их ответов мы записали в таблицу 1.

Кто такая Баба Яга? ответили

Какой вы себе ее представляете?

Баба с метлой в рваной одежде

Читайте также:  Оздоровление глаз народными средствами

Сморщенная старуха, горбатая, с бородавками и хитрая.

Беззубая, лохматая ведьма с костяной ногой

В избушке на курьих ножках

Ест людей, летает на метле

Варит зелья в котелке

Занимается злыми планами и коварством

Работает на Лешего

Как выглядит костяная нога?

Одна кость, а кожи нет

Для чего нужна Баба Яга в русской народной сказке?

Чтобы пугать детей

Чтобы было интересней слушать

Чтобы дети ложились спать

Чтобы сказки были весёлые

Образ Бабы Яги и её роль в народных сказках. Анализ сказок

Далее мы самостоятельно анализировали образ Бабы Яги. Для этого нами было прочитано 7 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге.

Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.

Результаты своего исследования по следующим сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Марья Моревна», «Финист – ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» – мы записали в таблицу.

Уносит детей, которых она пытается изжарить.

«Вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо верей у ворот-ноги человечьи, вместо запоров-руки, вместо замка-рот с острыми зубами.»

Кукла; три всадника: белый, красный, чёрный-день, солнышко, ночь; Волшебный огонь

Повелительница. Подчиняет себе силы природы и животный мир.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Молодильные яблоки, живая вода и кони.

Воительница. Воюет с молодцем.

«Баба-Яга костяная нога.»

Гребешок и полотенце.

Кот, собаки, ворота, берёзка работница.

«Стоит дом Бабы-Яги кругом дома 12 шестов, на 11 шестах по человеческой голове, только 1 незанятый.»

Платок и богатырские кони.

Дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет.

«В лесу, между рекой и горой, в избушке на курьих ножках. Вокруг тын, на кольях черепа, и каждый череп огнём горит.»

Золотое яичко и серебряное блюдце.

Изучение дополнительной литературы.

В ходе опроса одноклассников и изучения русских сказок мы пришли к выводу, что образ Бабы Яги не однозначен и непрост:

Кто же есть на самом деле Баба Яга?

Почему у неё «костяная нога»? Почему она живёт в дремучем лесу в избушке на «куриных ножках»?

Откуда взялся этот персонаж?

На эти и многие другие вопросы нам помогли ответить статьи разных исследователей русского фольклора и мифологии. В результате изучения дополнительной литературы мы сделали следующие выводы:

А) Общая характеристика Бабы Яги

Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».

Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.

Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.

В энциклопедии есть такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.

Б) Баба Яга – мифологическое существо

Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой.

В) Основные черты образа Бабы Яги

II . Анализ результатов исследования

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности.

Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.

Таким образом, наше исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

В ходе нашего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Прочитали много русских народных сказок, узнали значение непонятных нам слов, провели опрос среди учащихся нашего класса по теме исследования, узнали из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам сделали вывод о сущности образа Бабы Яги. Нам очень понравилось анализировать сказки. Мы поняли, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., 1992. – 245 с

Источник

Исследовательский проект «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

Баба Яга, самый популярный сказочный персонаж, но ученые мало занимались его изучением. Ранее 16 века в сказках нет записей про Бабу Ягу. Поэтому данные моего исследования заключаются в том, чтобы изучить образ Бабы Яги, её происхождение.

Мне захотелось выяснить: откуда появились эти герои?

Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес.

А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга?

Почему она ест маленьких детей?

Почему живет одна в темном лесу?

Это вымышленный сказочный персонаж?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горковская средняя общеобразовательная школа»

Автор: Дубинина Арина

Характер………………………………………………………………… 5

Поведение………………………………………………………………..6

Питание…………………………………………………………………..6

Волшебные вещи Бабы – Яги…………………………………………. 7

Способы борьбы…………………………………………………………..7

Отношения с людьми……………………………………………………..7

«Синеглазка» (русская народная сказка)………………………. 9

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)……………. 10

4.Результаты опроса образа Бабы Яги в русских народных сказках……11

Проект: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

Вид проекта: исследовательский

Объект исследования: Баба Яга.

Предмет исследования: русские народные сказки

Цель проекта: Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о её сущности.

Баба Яга, самый популярный сказочный персонаж, но ученые мало занимались его изучением. Ранее 16 века в сказках нет записей про Бабу Ягу. Поэтому данные моего исследования заключаются в том, чтобы изучить образ Бабы Яги, её происхождение.

Мне захотелось выяснить: откуда появились эти герои?

Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес.

Читайте также:  Применение картошки в народной медицине

А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга?

Почему она ест маленьких детей?

Почему живет одна в темном лесу?

Это вымышленный сказочный персонаж?

Баба – первая часть имени показывает, что она старая женщина.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля сказано, что «яга» это: Шуба мехом наружу.

Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать».

Возраст Яги точно не установлен: некоторые утверждают, что ей около 700 лет, другие говорят – больше. Точных сведений по её возрасту мне найти не удалось.

Одни исследователи считают Ягу древнеславянской богиней.

Другие утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера.

Так какая же Баба – Яга в сказках?

Подслеповатая старуха с костяной ногой, растрёпанными волосами и большими грудями. В древности она считалась страшной богиней смерти. Ведьма, мать змеев, русский Харон.

• уродливая старуха, владеющая волшебными предметами;

• большой нос с бородавкой;

Характер

Поведение

Непредсказуемо. На помеле или в ступе она ездит за человечьим мясом, пытается изжарить в печи детей. Ступу везут черти, всё стонет, скот ревёт. Иногда яга быстро бегает, подгоняя саму себя помелом, и плетёт интриги против Кощея и Змея Горыныча.

Питание

Любит жареных детей.

• избушка на курьих ножках;

• забор вокруг избы из человеческих

костей, на заборе черепа;

• вместо дверей у ворот ноги человеческие;

• вместо запоров руки;

• вместо замка рот с зубами.

Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть колеснице самокатной), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железною же палицей, или пестом. А чтоб, для известных ей причин, не видно было следов, то заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.

— Яга – дарительница – это первые провожатые героя на пути в запредельный мир.

Способы борьбы

Отношения с людьми

Баба Яга – угро-финская колдунья

На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно – угорской культур.

Уральцы устраивали свои святилища на тайных полянах в глухом лесу. Поляну огораживал частокол, на котором вывешивали черепа животных, принесённых в жертву. Посреди поляны стоял священный амбарчик — маленькая избушка. Он назывался сомъях или чамья. Его водружали на стволы подрубленных деревьев, чтобы не забрались дикие звери. Внутри лежала резная деревянная кукла — «иттарма». В неё вселялся дух умершего. Кукла была одета в национальную одежду — в ягу. В амбарчике не было ни окон, ни дверей — зачем они нужны? Есть только вход, куда клали подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы Яги столько еды, что десятерым не съесть.

Корни Бабы Яги и ее избушки «на курьих ножках» можно искать в истории освоения Русского Севера. Избушка на курьих ножках может быть широко распространенным, до сих пор, лесным лабазом (чамьей), который устраивается на двух-трех опорах. Такой лабаз всегда устанавливается входом к тропе, а «к лесу задом».

«Гуси лебеди» (русская народная сказка)

«В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

— Садись покуда кудель прясть.

печки выбегает мышка и говорит ей:

— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается».

В переводе с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь.

Не зря во всех сказках Баба Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице.

«Синеглазка» (русская народная сказка)

«…прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня, доброго молодца!» Девушка все исполнила и пошла, искать своего любимого.

«Шла, шла, пару башмаков истоптала, чугунный посох изломала и каменную просвиру изглодала; приходит к избушке и стучится:

— Хозяин с хозяюшкой! Укройте меня темные ночи. Отвечает старушка:

— Милости просим, красная девица! Куда идешь, голубушка?

— Ах, бабушка! Ищу Финиста ясна сокола.

— Ну, красна девица, далеко ж тебе искать будет! Наутро говорит старуха:

Потом взяла клубочек, покатила по дороге и наказала вслед за ним идти, куда клубочек покатится, туда и путь держи! Девица поблагодарила старуху и пошла за клубочком».

И те и другие попадают не на одну ночь, а, как правило, живут у нее подолгу, выполняют какую-либо работу или вынуждены справляться с какими-то заданиями. В случае, если они справляются – получают то, за чем пришли, или просто награждаются ею.

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)

Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:

— Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?

Василиса подошла к старухе со страхом и, низко поклонилась, сказала:

— Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе.

«Марья Моревна» (русская народная сказка).

— Вот бы ты помогла мне, бабушка!

— Ах, зятюшка, ведь про это диво дивное даже я не слыхивала. Знает про это одна старая лягушка, живет она в болоте триста лет. Ну ничего, ложись спать, утро вечера мудренее.»

Не такая уж она была страшная, как кажется. (Приложение 3)

Прочитав, изучив русские народные сказки о Бабе – Яге, я сделала для себя вывод: в одних сказках она положительный герой, а в других отрицательный.

И я решила провести анкетирование среди учащихся 3 – 4 классов. Что они думают о Бабе – Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Баба Яга положительный или отрицательный герой сказок?

Вот результаты данного опроса. (Приложение 4)

1. АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957

2. Даль В. «Толковый словарь живого великорусского языка»

3. Большой энциклопедический словарь. Мифология – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 1998. С.83.

4. Мифы народов мира / М.: Советская Энциклопедия, 1987

5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector