Образ берегини в народном искусстве

Славянская Богиня Берегиня — кто она?

Берегиня неоднократно упоминается в сказках славян. Это Богиня, которая способна воплощаться в других славянских Богинях, а также в земных женщинах. Это подтверждает её вездесущую природу и могущественность. Силу Богини Берегини славяне признавали в обережных куклах без лиц. Существует особый праздник, посвященный берегиням и самой Богине Берегине.

Кто такая славянская Берегиня?

Некоторые исследователи славянской мифологии полагают, что Берегиня у славян – это, скорее, собирательный и абстрактный образ некоей древней женской силы, направленной на помощь людям, живущим по чести и правде. Обожествление такой силы и её персонификация происходили неоднозначно и не у всех славян. Есть такие народы, у которых до сих пор Берегиня почитается как дух-покровитель.

В Богиню Берегиня превращается каждый раз, когда ей дают имена – Жива, Лада, Леля, Дана и другие. Так наши предки славяне представляли, что у женского исконного Начала есть множество форм, воплощений, аспектов. Поэтому Берегиня вполне могла быть какой-то Богиней, наделяя отдельную личность своими качествами, в то же время она могла быть стихийным природным духом.

Само слово «берегиня», по мнению экспертов, могло произойти как от «прегыня» – лесной холм, так и от «берег» – беречь, оберегать. В первом случае она служила защитой природы, а во втором – защитой людей от зла. Испокон веков верили люди, что Берегиня хранит рода людей, особо защищает маленьких детей и помогает сохранять поля, чтобы они достигли богатого урожая. Выделим также и три основные версии возникновения Берегинь:

Богиня Берегиня – что знают славяне?

Изображали Берегиню (или берегинь) следующим образом:

В других случаях Берегиню почитали как Богиню–Подательницу всяческих благ.

Она могла одаривать богатствами, оберегать урожай, первые всходы, слыла хранительницей семьи и домашнего очага. Отправляя своих мужей на войну женщины сами выполняли роль берегинь – изготавливали своими руками с наговорами разные обереги, одежду и прочее.

Например, у западных славян и южных порубежных казаков было принято надевать рубаху перед боем, в ворот которого был вшит волос жены (или несколько волосков). Считалось, что с силою жены муж не пропадет на войне. Отождествляя Богиню с русалкой, сидящей на ветвях дерева, девушки ходили искать ее в лес по берегам речек. Они чаяли попросить доброго суженого, радости в будущей семейной жизни или здравия и силу на зачатие, рождение детей.

Другие же славяне верили, что Берегини – это природные духи, которых можно попросить о чем угодно. Если ты живешь по конам Прави (живешь по истине и не нарушаешь вселенских законов), тогда любая берегиня, которую ты призовешь, поможет тебе.

К Берегине обращались:

Сегодня возрождение славянского исконного уклада жизни происходит не столь быстро, чтобы повсеместно люди смогли однозначно воспринимать Богиню Берегиню. С приходом техногенной цивилизации и ее последствий, все духи-берегини были оскорблены. Реки загрязнялись, леса вырубались (особенно, заповедные – фруктовые, реликтовые и леса сакрального значения) и прочее. После такого пренебрежения, многие берегини-духи ушли, оставив свои места на Матушке Сырой Земле, которые веками и тысячелетиями защищали.

Особый День Берегини

День Берегини почитается славянами 15 июля (в христианской традиции – Петрова Матка, либо Матушка Сырая Богородица). Почиталось дерево береза в этот день особо. В этот день откладывались все работы, особенно прекращали покос. Утром или днем в поле, в лес, на речку несли расшитые полотенца и угощенье. Все это раскладывается и предлагается как треба Богине Берегине рода, либо духам-берегиням. Молодые девушки и женщины очень любили затем умываться и этими полотенцами утираться. Считалось, что так им прибавляется больше сил, здоровья и красоты.

Богатство славянской культуры как раз и заключается в том, чтобы уметь представлять разнообразие этого мира, иных миров и всей Вселенной. Ничто в мире не статично – все движется и развивается. Ничто в мире не имеет однообразия – все многообразно. Славянская мифология признает, что Берегиня – образ собирательный, но имеет свою мощную персонификацию, выраженную в некоторых славянских божествах – богинях. Так, Берегиня появляется еще и в разных существах, духах, в людях и даже одухотворенных некоторых обрядовых, культовых предметах.

Источник

Мифологические образы в русском декоративно-прикладном искусстве. Часть 2 — берегиня

Приветствую моих читателей!

На этот раз хотелось бы рассказать о загадочной русалке-берегине и попробовать внести ясность, опираясь на мнение исследователей народного творчества, кто же все-таки она такая.

Этот образ больше всего встречается в старинной резьбе по дереву. Неоднократно образ берегини вызывал споры о его происхождении среди искусствоведов. Ведь русалка на Руси считалась, неоднозначным персонажем, способным, как помочь, так и навредить человеку. Ее скорее относили к разряду лесной нечисти, чем к доброму духу-помощнику. Особенно после принятия христианства русалка стала ассоциироваться с образом души, не нашедшей покоя. Это объясняется тем, что с русалками связаны многие языческие обряды поклонения воде, а все языческие обряды и праздники церковь порицала и считала бесовскими.

Т.к. со временем слово берегиня стало применимо ко всем русалкам возникла путаница, кто же такая берегиня на самом деле. Искусствовед В.М. Василенко в своей работе «Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-XX вв.» доказывает древнее происхождение образа берегини и тем самым объясняет, что он собой представляет: «Изображение русалки-берегини имело значительно более раннее происхождение, чем декоративных фигур допетровского времени — львов и сиринов. Объяснение этому надо искать в недрах славянской мифологии, суеверных верованиях. Русалка-берегиня была речным божеством, имеющим отношение к культу воды и отчасти солнца». «Мы думаем, что берегиня почиталась именно как богиня вод. Поклонение земной силе у наших предков соединялось с поклонением рекам, источникам, озерам. Народ не совсем позабыл имя «берегиня», он упорно соединял его с образом русалки. Не может быть случайным, что у крестьян Нижегородской губернии изображение русалки в «глухой» резьбе называлось именем берегини и это наименование удержалось до последнего времени. Автору данной работы лично пришлось услышать в тридцатых годах из уст стариков в деревнях близ Городца слово «берегиня», отнесенное к фигурам русалок на подзорах изб, но объяснить его значения они уже не могли».

Читайте также:  Русская народная сказка лисичка сестричка и волк автор

Вот такие великолепные образцы резьбы по дереву с изображениями берегини мне посчастливилось встретить в Нижегородском музее истории художественных промыслов:

А эту красавицу я обнаружила на наличниках окон одного из домов в Городце. Просто удивительно и невероятно радостно, что есть еще такие дома со старинными наличниками, которые можно увидеть не только в музеях. Надеюсь, хозяева сохранят эту редкую красоту.

Еще одно редкое изображение берегини на чаше я нашла в креведческом музее в городе Семенове Нижегородской области:

Как мы видим, берегиня представляет собой русалку, иногда изображалась она и с двумя хвостами, среди витиеватого орнамента.

В энциклопедии Н.Величко «Роспись. Техника. Приемы» приведено следующее изображение берегини:

Автор указывает, что в руках у нее водяные лилии. Рискну предположить, что это не что иное, как одолень-трава — магическое растение, за которое чаще всего принимали белую кувшинку или лилию. Одолень-траву считали оберегом от злых сил и помощником путешественников. Считалось, что корень белой кувшинки, взятый с собой в дорогу охранял и приносил удачу.

Исследователь русского декоративно-прикладного искусства О.В. Круглова в своей работе «Русское народное художественное творчество XVII—XIX веков» отмечает следующее: «. на избах, наравне с элементами растительного узора, очень часто можно увидеть изображение «берегиний» (русалок), которые по древним поверьям оберегали путешественников от несчастных случаев». Поэтому мое представление о том, что в руках у берегини именно одолень-трава не случайно. И ведь трава эта связана с водой. Таким образом, полагаясь на мнение исследователей можно сделать вывод, что берегиня была призвана помогать человеку в повседневных делах и т.к. она повелевает стихией воды, а вода для крестьян прежде всего связывалась с хорошим урожаем, изображая берегиню народ старался таким образом задобрить подчас грозную владычицу. Ведь вода может, как помочь, так и разрушить. При этом связь с урожаем это и есть связь берегини с землей, которую также отмечают исследователи.

В том же нижегородском музее истории художественных промыслов я обратила внимание на небольшие вывески, видимо сохранившиеся еще с советских времен и также уже представляющие собой историческую ценность. Вывески с краткой и очень ценной информацией, как раз то, что нужно. Вот, что указывается про берегиню:

О значении слова «фараонка» можно также найти у В.М. Василенко: «Научный сотрудник Загорского музея народного искусства О. В. Круглова сообщила мне, что во время своей экспедиции 1953 г. по деревням Поволжья она очень часто слышала наименование «берегинь» от крестьян, называвших так изображения русалок («фараонок»), выполненных на досках. Первое наименование местные крестьяне объясняют так: «фараоны», преследовавшие евреев при переходе через Черное море, утонули и превратились в диковинных чудовищ. Это толкование явно позднее, принадлежащее XVIII—XIX векам. Возникло оно в раскольничьих кругах. Изображение русалки-берегини имело значительно более раннее происхождение. »

Интересно и толкование слова берегиня —его связывают не только с глаголами «беречь, оберегать», но и с существительным «берег». Исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, археолог, академик Б.А. Рыбаков в своей статье «Древние элементы в русском народном творчестве» объясняет происхождение слова «берегиня»: «Между тем, в нашем распоряжении есть греческий текст, переведенный на русский язык в первой половине XI в., где слово «берегиня» равнозначно греческому γη – земля. В смысловой связи с берегиней находятся такие слова, как «оберег» и «береза» —священное дерево славян и их соседей… Разветвления смыслового значения слов с корнем «берег» можно представить так: 1) берег, брег – сопредельность земли и воды; суша; 2) берегу – охраняю, оберег – амулет, бережник – знахарь, колдун; 3) берегиня – земля, страна (греч. γη) …» Рыбаков также указывает на древнейшее происхождение берегини «…поклонение «берегыням» было самым древним, изначальным; оно предшествовало культу Рожаницы-Артемиды и, тем более, — позднему культу Перуна. В XVI в. «берегинь» уже путали с «вилами», а исследователи XIX-XX вв. обычно ставили их в связь с водой, берегом реки».

Итак, можно с уверенностью сказать, что берегиня по сути не имеет никакого отношения к простым русалкам, фараонкам, вилам, мавкам и т.п. мифологическим существам. Берегиня является самостоятельным божеством, объединяющим в себе водную и земную стихии.

Сейчас, как и в начале 20-го века даже среди мастеров декоративно-прикладного искусства мало кто знает о происхождении и значении образа русалки-берегини. Интересный случай, подобный тому, что произошел с В.М. Василенко, приведенный в начале статьи произошел и со мной, как раз в Нижегородской области, в городе Городец, славящимся традициями резьбы по дереву. В туристическом центре Городца мне повстречался замечательный резчик по дереву, который мастерски воссоздавал старинные образцы. Его работы сразу бросались в глаза, и конечно его обступила толпа посетителей с вопросами. Спрашивали про берегиню, кто такая, что означает. Резчик отвечал, что это берегиня, русалка, фараонка. О значении толком сказать не мог, но и берегиню и сиринов относил к противоречивым персонажам, мол все у нас на Руси с печальным оттенком и каким-то отрицательным подтекстом.

Читайте также:  Формирование физических качеств посредством русской народной игры

С таким мнением я согласиться не могу. Когда речь идет о мифологических персонажах мало найдется совершенно положительных или отрицательных героев это и на Руси и в других странах также, достаточно почитать любые мифы. Почему это так? Во-первых речь идет о древних временах, когда ценности у людей и представления о добре и зле были отличными от современных. Во-вторых, как правило, многие мифологические персонажи связывались с силами природы. А уж особенно если речь идет о древних божествах. А природа же всегда разная, чего в ней только не встретишь: то она приветливо согреет солнышком, то бурю нашлет. Сегодня почти всему есть научное объяснение, а в древности природе приписывались человеческие черты характера. Мало ли, какое сегодня настроение, чем мы ее — матушку прогневали. Поэтому не стоит сразу, не разобравшись относить наших берегинь и сиринов к злым и суровым. Нужно иметь в первую очередь четкое представление о том, с кем мы имеем дело. В случае берегини это все-таки древняя помощница, благодаря которой появились красивые самобытные не похожие на других, вдохновляющие образы, которые и сейчас притягивают восхищенные взгляды.

Вот они великолепные работы городецкого мастера. Нельзя не отметить, что воспроизведены редкие мотивы резьбы, тут и берегиня с двумя хвостами, а на втором фото и вовсе уникальный образец. Это конечно уже совсем не берегиня, по мнению исследователей, мастера таким образом потешались над местными чиновниками, изображая их в виде русалок. Эдакий русал в мундире получался, иногда в его руках вместо цветочного орнамента можно было встретить курительную трубку. Конечно эти персонажи появились гораздо позднее самой берегини, когда ее языческое значение было утрачено.

«Русалка, она же берегиня, так и осталась в народной памяти, запечатленная в торжественной декоративной красоте подзоров, как божество вод, как охранительница жилища человека. Возникнув в эпоху родового быта, русалка осталась в искусстве народа, но сделалась декоративным изображением сказочных образов». В.М. Василенко.

Сейчас современные авторы заново открывают нам прекрасные традиционные образы русского декоративно-прикладного искусства. Берегиню изображают не только резчики по дереву. Например, вот такой изразец я приобрела в Суздале:

А эту невероятную берегиню воздвигли в Кенозерье в Архангельской области:

Я тоже не смогла пройти мимо яркого и загадочного образа и расписала шкатулку по мотивам легенды о цветущем папоротнике. Такая берегиня у меня получилась:

Возвращаясь к резьбе по дереву не могу не показать филигранно выполненное панно с берегинями, львами и солнцем, увиденное мной на фабрике городецкой росписи:

Подводя итог моим скромным исследованиям могу сказать, что никогда не перестану удивляться неисчерпаемой фантазии и таланту нашего народа. И нам обязательно нужно знакомиться заново с нашим художественным миром, не лениться, читать книги, посещать музеи, делать открытия, учиться у народных мастеров и привносить свой вклад в родное искусство.

Источник

Богиня Берегиня – защитница от нечистых сил у древних славян. Значение символов и руны божества

Мир славянской культуры богат и разнообразен. Особое место в нём занимают мифы, изучение которых даёт возможность узнать, как жили наши предки, как они представляли себе устройство мира и место человека в нём. Большое количество мифов повествует о Богине Берегине, защитнице людей и покровительнице стихийных сил природы.

Кто это такая по славянской мифологии?

Это славянская Богиня, призванная охранять людей и их дома от злых сил и колдовства. Она может одарить человека всякими благами, если видит, что он живёт по совести, с уважением относится к природе. Под покровительством Берегини находятся и звери, и птицы, и растения. К ней люди обращались с просьбой о хорошем урожае. Защищала Богиня путешественников от упырей и иной нечистой силы. А если мужчина шёл на войну, то жена просила Берегиню о помощи.

У западных славян и порубежных казаков до сих пор есть традиция перед боем надевать рубаху, в ворот которой зашит волос жены. Можно сказать, что женщины в данном случае сами выступают в роли Берегинь.

Каково происхождение имени Берегиня? Возможно от слова «прегыня», что означает лесной холм или от слова «берег» — беречь, оберегать.

Берегинями также называли русалок, которые помогали людям. По преданию, ими становились девушки, погибшие в юном возрасте. На картинках русалки изображаются в белых одеждах с длинными волосами. У них всегда печальный взгляд. К русалкам девушки могли обратиться с просьбой о даровании прекрасной внешности, о скором замужестве и рождении детей. Охраняют они также леса и поля.

По другим источникам Берегиней могла стать после смерти ведунья или просто добрая женщина рода. Она охраняла либо какую-нибудь местность, либо какую-нибудь семью.

Как выглядит?

Изображали на картинках богиню Берегиню как молодую очень красивую женщину с длинными светлыми волосами и голубыми глазами. У неё спокойное, доброе выражение лица. В руках она держит цветы или колосья, иногда птицу. На вышивках, которые являлись оберегами, Берегиню изображали с поднятыми вверх руками в знак защиты, иногда с вросшими в землю ногами наподобие корней у дерева, что символизирует собой незыблемость Рода.

Люди верили в безграничные возможности Берегини. Ведь ей подвластны силы природы:

Если посмотреть на фото нашей планеты, сделанное из космоса, можно удивиться её красоте и понять, какое богатство нам дано в пользование. А мы так нещадно истребляем леса, и реки. Уже нет многих видов растений и животных, потому что в наш техногенный век мы, к сожалению, мало задумываемся о том, что останется после нас нашим детям и внукам.

Читайте также:  Цели народной воли и черного передела

Символы и их значение

Символы Богини — это ромб с точками, берёза и кукла:

Как и для чего изготавливали кукол на Руси?

Испокон веков на Руси изготавливали куклы-обереги. Это:

Существовали куклы обрядовые и защищающие. Их делали из лоскутков тканей и ниток без применения ножниц и иголок. Мастерица перед изготовлением оберега проходила обряд очищения, то есть к этой работе подходили очень ответственно.

Для каркаса использовали бересту либо кору осины. Для подчёркивания чистоты оберега брали только белую ткань У куклы не делали лица, не обозначали глаза, нос и рот. Считалось, что так гораздо сильнее её отражающее действие. А кроме того верили, что в глаза может вселиться нечистая сила. Иногда вместо лица рисовали крест, который славяне использовали для защиты еще во времена до крещения Руси.

Украшали оберег лентами или яркими лоскутками ткани. Здесь мастерица могла дать полный ход своему творчеству и фантазии. На талии у куклы должен быть красивый передник, на голове платок. Иногда её снабжали мешочком с зерном или монетками для того, чтобы в доме был достаток.

Нитки, с помощью которых изготавливалась кукла, завязывали на три узелка. Куклу ставили напротив входной двери, чтобы она защищала хозяев от завистливых взглядов нежелательных гостей и от нечистой силы. Иногда брали с собой в дорогу. Её можно было попросить о рождении здорового ребёнка, о достойном супруге, о защите детей.

В старые времена куклу-Берегиню могла изготовить мастерица, которая специально этим занималась. А в наше время можно сделать куклу самой. Для этого нужно отложить все дела, подготовить заранее материалы. Изготовление оберега не терпит суеты.

Очень часто куклу украшали особым орнаментом, чтобы усилить её защитное действие. Традиционный русский народный орнамент часто включал в себя изображение Алатырь-камня. Это символ бесконечной вселенной. Орнамент представляет из себя восьмиконечную звезду. Использовали также образ Древа жизни, которое растёт на Алатырь-камне. Изображали коловрат- древний символ солнца, счастья, добра.

Руна: значение, толкование, фото

Руна Берегиня похожа на скандинавскую руну Беркану. Даже названия их созвучны. Хотя у них есть и некоторые отличия. Берегиня — это десятая руна славянского рунического ряда. В энергетическом плане она является женской. Недаром её ещё называют руной Матери, руной Земли и связывают со славянской Богиней Макошь.

«Макошь» — это «Мать Ковша». Так наши предки называли созвездие Большой Медведицы.

Кроме того Берегиня считается руной богатства, счастливой судьбы.

Руна благосклонна только к достойным людям, к тем, кто совершает хорошие поступки и чтит предков.

Руну Берегиня нужно носить как амулет беременным женщинам и роженицам. Используют её в ритуалах, связанных с плодородием. Она также способствует укреплению брака.

При гадании на работу руна в прямом положении может означать, что период «затишья» закончился, начинается время упорного труда, но он принесёт хорошие результаты. Также руна может указывать на то, что наступил подходящий момент для реализации задуманного.

Перевёрнутая руна говорит о сомнениях человека, о его боязни что-то предпринять. По соседним рунам можно понять, насколько эти опасения обоснованы. Если рядом выпал Уд, то трудности вполне преодолимы, а если Рок, то ситуацию изменить невозможно.

Если речь идёт о здоровье, прямое положение руны указывает на скорое пополнение в семье, а перевёрнутое — на проблемы с деторождением или на трудные роды.

В гадании на любовь руна Берегиня в прямом положении говорит, что всё будет хорошо, к примеру, предложение руки и сердца можно принимать — брак будет удачным. А в перевёрнутом положении показывает, что сомнения у человека есть, но скорее всего они не обоснованы.

Руна Берегиня советует не убегать от проблем и не прятать голову в песок наподобие страуса. А смело идти вперёд и добиваться своих целей. Ведь трудности нам даются не просто так, а для того, чтобы мы стали сильнее.

Далее на фото можно увидеть как выглядит амулет:



Когда древние славяне праздновали день богини?

15 июля славяне отмечали день Богини Берегини. Все работы откладывались, люди шли в поля или луга, стелили полотенца и раскладывали на них угощение. Так они пытались задобрить Богиню в надежде, что она пошлёт хороший урожай и семья не будет голодать. После этими полотенцами было принято вытираться для привлечения здоровья и красоты.

Девушки кланялись берёзке и шептали ей свои сокровенные мечты о добром суженом, о счастливой семье. Считалось, что Берегиня обязательно услышит их просьбы. Говорят, что если в этот день спрятать под порог дома возлюбленного ветку берёзы, то можно парня приворожить.

Также много примет связано с погодой.

Женщины старались в этот день положить на росу полотенца, а потом посушить на берёзке. Считалось, что такое полотенце может уберечь от порчи и сглаза молодых на свадьбе.

Каждая женщина в семье по-своему Берегиня. Ведь именно от неё зависит, какая атмосфера будет в доме. Женщина, как истинная хранительница домашнего очага, занимается приготовлением пищи. И если она вкладывает в этот процесс душу, то и муж и дети будут здоровы. А сколько было рассказов о том, что только любовь жены спасла мужа на войне от гибели.

Знание обычаев и традиций предков помогает жить в гармонии с природой и другими людьми, правильно строить взаимоотношения в семье. В эпоху глобализации очень важно не потерять свои корни, свою культуру сохранить самобытность в современном мире, необходимо изучать наследие прошлых поколений.

Источник

Правильные рекомендации
Adblock
detector