Образ коня в народной вышивке

Значение вышивальных сюжетов с изображением лошади

Поговорим сегодня о вышивальном сюжете «Лошади». Конь, лошадь — символ скорости и выносливости. Лучше, если корпус лошади будет устремлен вверх. Лошадь приносит с собой ветер перемен и благоприятные изменения в жизни. Если к спине лошади прикрепить символическое изображение золота, тогда лошадь принесет вам славу и деньги. Лошадей вышивают, когда хотят сменить работу на более успешную и высокооплачиваемую. Лошадь с малышом, оберегающая жеребёнка, символизирует источник силы и энергии, обеспечивает защиту детям, приносит родительскую любовь. Лошадь — покровитель детей. Символизирует скорость, упорство, дарует силы и выносливость, а детям — быстрое развитие. А изображение коня на вышивке — знак победы, храбрости и власти. Но, и так же часто я встречала на форумах истории о том, что во время вышивания лошадей на работе постоянно случаются авралы. Есть еще один чудесный сюжет в вышивке «С волшебной лошадкой жизнь будет сладкой!» — его надо вышивать, когда вы желаете, чтобы уже имеющаяся у вас работа стала более успешной и высокооплачиваемой.

Я очень люблю этих прекрасных животных за их силу, скорость и выносливость, красоту и грацию, преданность и доверчивость! У них какая-то особенная энергетика, умиротворяющая, вселяющая в сердце покой! Недаром в наше время существует даже лечение лошадьми — ипотерапия. Данный вид лечения оказывает как психологическое воздействие на организм человека, так и физическое — во время езды верхом. Если я вижу пасущихся лошадей, то могу долго стоять рядом с ними, забыв про свои дела. Буду стоять и любоваться, просто наслаждаться созерцанием. А если уж удастся погладить, обнять за шею, я уже не говорю о прогулке верхом — это особое удовольствие!

Свой набор для вышивки я покупала не по примете, ведь тогда, в 2008 году, я еще ничего не знала об этом. Я просто очень хотела вышить стремительно мчащихся лошадей. Чтобы они как бы «вылетали» из вышитой картины навстречу мне. И чтобы брызги воды, и чтобы ветер в гриве! Я долго не могла найти такой сюжет, пока не увидела набор от фирмы Dimensions «Бегущие лошади».

Начала я этот проект в марте 2014 года и вышивала не на примету, а просто потому, что мечтала об этой картине. Работа моя на тот момент меня во всем устраивала — я занималась любимым делом и получала достойную зарплату. Может быть поэтому вышивка сработала для меня в начале не самым лучшим образом. Уже в апреле нам сообщили, что в нашем учреждении будет внеплановый аудит. Понятное дело, что к таким проверкам надо подготовиться. Работы прибавилось в разы, приходилось задерживаться допоздна. И, конечно же, пришлось отложить вышивку на долгое время. Через год я вернулась к любимому сюжету. И снова к нам в филиал пришел приказ о внутреннем аудите из головного офиса. Так что вышивку снова пришлось отложить. В следующий раз я смогла приступить к ней только в 2016 году. К тому времени я уже уволилась с работы и находилась в активном поиске. Как только я продолжила вышивать своих стремительно бегущих лошадей, как мне предложили постоянное место работы с престижной должностью и высокой зарплатой. В то время у меня была только работа, времени на семью совсем не оставалось! Я совсем не могу отнести себя к карьеристам, я — человек другого склада. Моя главная жизненная ценность — это семья. Никакие деньги, вещи и даже хорошая работа не сравнится с семьей. Я твердо уверена в том, что женщина в семье — хранительница домашнего очага! И тут я встала перед выбором: семья или работа. И я выбрала семью. Я поняла, что мне нужна работа, которая позволяла бы мне все гармонично совмещать: мою семью, мои увлечения, домашние дела, общение с друзьями и многое другое. Ведь мы работаем для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы работать. Таким образом, к тому времени, как моя вышитая картина «Бегущие лошади» висела оформленная на стене, у меня произошла переоценка ценностей.

После всего вышесказанного может показаться, что эта вышивка принесла мне только негатив в жизни, ведь за этот период я несколько раз увольнялась с работы. И в какой-то момент я так и подумала. К этому времени я уже знала о примете и даже решила для себя, что больше никогда не возьмусь вышивать лошадей, не смотря на то, как они мне нравятся. Но, вселенная мудрее нас! Человек иногда не понимает, что для него на самом деле хорошо. Да, у меня была высокооплачиваемая работа, но постоянно вызывающая стресс. А когда стресс становится постоянным спутником человека на работе, то это неизменно приведет к негативным последствиям. Я поняла, что мне надо кардинально менять свою профессию, хотя на тот момент мне было уже 45 лет. Заручившись поддержкой близких, я решила попробовать себя в чем-то новом. И тогда я определила для себя критерии, по которым буду выбирать работу. Поверив в силу вышивальных примет, я решила подстраховаться и загадать желание на вышивку. Выбрала сюжет с маяком (как известно, вышитый маяк, выполняет любое наше желание) написала об этом на обратной стороне канвы и с воодушевлением начала новый процесс. Вышив ровно половину, я получила работу мечты! Но, это уже другая история.

Читайте также:  Сталкер народная солянка аномалия снежная как выглядит

Оксана Дереза

Оксана занимается вышивкой крестом с 2006 года. Открыла для себя этот вид рукоделия случайно, помогая дочери выполнить домашнее задание. Процесс вышивки сразу затянул, но не был тогда основным увлечением. Но с 2014 года она познакомилась с рукодельным YouTube и вышивка стала частью ее жизни. Сегодня редкий день проходит без пялец в руках. Иногда за вышивкой Оксана может провести 10 часов подряд и не заметить, как пролетело время. Вышивка так прочно вошла в ее жизнь, что она открыла свой канал на YouTube и может часами рассказывать о своем увлечении.

С работами Оксаны можно познакомиться на ее страничках в Инстаграм, ВКонтакте, Одноклассники. Вам может быть интересно:

Источник

Образ коня в русских ремёслах

Коню приписывают только добрые качества в народной символике, потому наверно он так популярен

Что символизирует конь

Культ коня появился достаточно давно. В археологических раскопках могильников I тысячелетия н.э. найдены фигурки, изображающие коней, а следовательно, этот образ был важен древним славянам.

Мотив коня на полотенце, Тотемский уезд

В Верхнем Поволжье, в Междуречье, Прикамье и других областях, конь занимал ведущее место в стаде домашнего скота.

По мнению исследователей, уже у древних скотоводов бронзового века, зародилось поверье, что конь связан с движением Солнца и с его дневным путём.

Утром Солнце выезжает на колеснице, влекомой чудными златогривыми конями. Вечером Солнце продолжает свой путь под землей, по воде.

Нередко конь предстаёт в народных легендах охранителем, или показателем кладов. Он, то в виде «паршивого жеребёнка» покажется, которого гонят, а зря: он на клад укажет. То конём ретивым от клада отгоняет.

Красный конь с утицей, мезенская роспись

В Костромской области и сейчас можно увидеть на крышах деревенских домов в Солигаличском, Галичском, Буйском районах деревянные коньки, венчающие передние концы верхних слёг.

В мифологии финно-угров конь — это священное животное Солнца, поэтому он часто изображается вместе с солярными знаками.

Конь в русских ремёслах

В разных видах народного искусства, будь то глиняная игрушка, резьба по дереву, вышивка или роспись — можно найти образ коня или лошадки.

Нижегородская карета

Конь — хранитель домашнего очага, символ силы, Солнца, добра, красоты. На него возлагали надежду на урожай и конечно, давали детям играть, «чтобы силы доброй набирались».

Изображение всадника или просто коня — одно из основных в русской народной вышивке. На полотенцах, рушниках и подзорах, на занавесках и одежде часто применялся этот образ в сочетании с женской фигурой или птицей.

В каргопольской и дымковской игрушке есть двуглавый конь — олицетворение дня и ночи, единства двух миров.

В дымке коник так же очень любим в разных видах. Это и тройка, и коники на карусельке, и всадник, и одинокая лошадка.

В росписях северных народов можно встретить образ коня на прялках, коробах, туесах. Нередко коня сопровождает утица. Бравые всадники восседают на конях часто красного, оранжевого цвета.

Дымковские всадники

В резной деревянной игрушке можно привести примеры гороховецкой, богородской, нижегородской, городецкой. Ярко раскрашенные или наоборот, просто деревянные, большие и маленькие. На колёсиках и качалки.

В абашевской, хлудневской игрушках всадник изображается неразделимым с конём, тело как бы вырастает из спины коня, даже ног нет.

Романушка, упряжка, романовская игрушка

Часто можно встретить старинные ковши и чаши в виде коня. Переднюю часть челнов украшали деревянные лошадиные головы, ставили их и на крыши домов.

День коня

В Костромской области известен праздник «День коня». Сохранились записи воспоминаний жительницы Макарьевского района Каретниковой Манефы Федоровны:

«Ой, дак в народе — те праздник — от называли «Конным» праздником. В энтот день лошадей-ти кормять во полную сыть, ни в коем разе на них не работають, упаси господь, ангел мой, а то миленькая падёж будет. Лошадей-ти, в энтот день купали, да хвост — от и гриву в ленты завивали, да святой водичкой матушка кропили. Да в энтот же день пекли в печурке особенныя колобушки, а на колобушке-то ровно как копыто выпекали, вотэ экиято колобушки и несли в церкву, да отдавали священнику. Вот эдак всё было, миленькая, вот эдак паря»

Полкан

Образ «дядьки с туловом бородатого человека, на том месте, где у коня шея и голова, с туловищем и ногами коня. Эдакий «кентавр по-русски». Он связан с солнечным культом.

Некоторые исследователи образов русского народного искусства считают, что Полкан родственен древнеславянскому божеству Полихану, или Полехану, близкому к Яриле. В народе он почитался заступником обиженных. Лепят Полканов в Каргополе, Рязани.

Читайте также:  Смотреть сказки русские народные о царе салтане

Обычно полкан был « стар матёр человек» и редко изображался молодцем.

Фольклор

Много в народе поговорок, песен, сказок, поверий, связанных с конём.

В сказках конь чаще всего — верный и преданный друг. Его наделяют волшебными качествами. Конь-вихрь, Крылатый конь, Конь-огонь, Вещая каурка, которые могут поднять под облака и подсказать путнику как поступить.

В песнях кони так же наделяются вещими качествами. Они — символ верности, надёжности.

Источник

Образ коня в славянской культуре

На протяжении тысячелетий в копилку народной мудрости собирались самые значимые символы, знаки и образы, чтобы отразиться в мифах, легендах, сказках, да и во всем традиционном укладе. Все это складывалось в особое, уникальное миропонимание, которое сегодня отличает все славяно-арийские народы.

Образ коня в славянской культуре занимает особое место. Прежде всего, стоить отметить, что в славянском «Сварожем Круге» священным животным одного из чертогов является Конь – Бог покровитель Купала, и означал он объединение стихий огня и воды, земли и воздуха, света и тьмы, соединяя их в единое целое. Так, наши Предки связывали его с культом Солнца, движением солнечной колесницы по небосклону. Этот символ по праву считается одним из самых древних, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Кони-обереги присутствуют в самых разных видах народного творчества – в резьбе, вышивке, росписи, что можно наблюдать на детских люльках, резных ковшах, кровли домов. Без них сложно представить себе внутреннее убранство традиционной избы. До сих пор в русских деревнях можно встретить охраняющих очаг «коничков». Так называли подпирающие печной шесток резные доски с навершием в виде конской головы. Подобные изображения мы найдем на прялках, гребнях, женских украшениях (серьги, «коньковые» подвески).

Кони в традиции славян – спутники Богов, их упоминают в самых древних заговорах, им посвящено несметное количество загадок, пословиц и поговорок.

Удивительным образом до наших дней сохранились самые архаические заговоры:

Не лишним будет напомнить, что слово «лошадь» относится к числу заимствованных, тогда как «конь», «жеребец», «коняга» имеют древнеславянское происхождение.

В древних мифах и легендах красавица Утренняя Заря (Денница) ведет под уздцы сияющих белоснежных скакунов, днем они становятся красно-рыжими, к вечеру сивыми, к ночи – вороными.

Считалось, что утренняя роса, наделенная магическим свойствами, исчезает с восходом Солнца, потому что ее выпивают небесные кобылицы, которых часто сравнивали с быстрокрылыми птицами. Нельзя не упомянуть и Единорога, который в древнеславянских преданиях носит имя Индрика-Зверя. обитающего на священном Алатыре.

Отдельный культурный пласт – обереги, изображающие конские головы или фигуры, особенно часто мы их встречаем в вышивке, где красные или рыжие солнечные скакуны находятся по обе стороны то от Богини Макошь, то от Рожаницы, то от Мирового Древа.

Конек на кровле традиционной избы символизировал Солнце, он охранял сам дом, и его хозяев от темных сил.

Обережной силой обладали также конская упряжь и подковы. До сих пор мы вешаем над дверью подковы «на счастье». Конскую упряжь и даже хлысты в древности считали действенным средством от змей.

Источник

Традиции.

«Невеста родится, жених на коня садится». [9].

В каждом крестьянском доме для мальчика обязательно делали деревянного коня. В прежние времена, когда малышу исполнялось три годика, с его головы состригали прядь волос, а потом сажали на настоящего коня. Таким был обряд посвящения в мужчины-воины. Потом живого коня заменил деревянный – на колесиках, на палочке, на качалке. Это была игрушка для будущего всадника, воина, хозяина. И не важно в какой семье растет мальчик, в крестьянской или царской – игрушечный конь обязателен. [4].

Русские мальчики играли разными конями. Конь — хранитель домашнего очага, символ силы, Солнца, добра, красоты. На него возлагали надежду на урожай и конечно, давали детям играть, «чтобы силы доброй набирались».

В Костромской области известен праздник «День коня». Сохранились записи воспоминаний жительницы Макарьевского района Каретниковой Манефы Федоровны:

Образ коня встречается и в загадках.

Конь саврас по колено увяз. (Воротной столб). [9].

В мае месяце, по осьмой тысяче, родился конь крылатый не боится царя в палате. (Комар). [9].

На избном коньке пестра подушка лежит. (Звёзды). [9].

Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой). [9].

За ельником, за березнячком кобылка ржёт, жеребёнка ждёт. (Мельница). [9].

Лысый конь глядит в ворота. (Месяц). [9]

Образ используется для характеристики предметов.

Фразеологизмы и поговорки.

В современном русском языке существует много слов и выражений, связанных с лошадью или конём.

Выезжать на белом коне – появиться в роли триумфатора, быть в роли победителя связано с символикой белого цвета. [2].

Лошадиная сила – мера измерения мощности двигателя. [2].

Работать как лошадь – выполнять большую и, возможно, тяжёлую работу не приносящую радость и вызывающую усталость. [2].

Рабочая лошадка – человек, много работающий и не требующий, как правило. Особого вознаграждения за свой труд. [2].

Быть на коне и под конём – многое испытать, приобрести опыт в жизни. [5].

Кони не кормлены, плуги не справлены – ничего не сделано, не готово, не упорядочено. [5].

Читайте также:  Основой какого музыкального произведения стала народная песня веснянка

Не гони коней – призыв успокоиться. [5].

Конём не наедешь – Об очень богатом человеке или о заносчивом, высокомерном человеке. [5].

Ни коня, ни возу – о бедном, неимущем человеке. [5].

В ходе работы я подтвердила гипотезу, что конь является одним из важнейших образов русской культуры: кони сопровождают языческих богов, христианских святых, былинных и сказочных героев. Образ широко представлен в народном прикладном искусстве, поскольку лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.

Значение многих символов и обрядов затерялось во времени, отошло в прошлое, но образ коня всегда олицетворял силу, добро, благородство, а также преданность и верность.

Сегодня лишь конный спорт не утратил своего значения. Напротив, он привлекает всё больше и больше поклонников, и их число непрерывно растёт.

Список использованной литературы.

Алмазов Б.А. Удивительные кони. // СПб-М: Речь, 2016. 176 с.

Бытотова Л. И. Отражение концепта «лошадь» в языковом сознании русских и хакасов (на материале пословиц и поговорок) [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). // СПб.: Реноме, 2013. с. 40-44. URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/106/4413/ (дата обращения: 13.12.2018).

Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок. // М.: Детская литература, 1977.

Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. // Белый город, 2016. 48 с.

Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русских поговорок. // М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. 784 с.

Русские богатыри. Былины, героические сказки/ пересказ для детей И.В. Карнауховой// М.: Детская литература, 2017. 239 с.

Тамарина Г. Русские народные сказки. Сборник. // Т.: Укитувчи, 1986. 398 с.

Источник

Конь. Лошадка. Коник.

Конь. Лошадка. Коник.

Вся жизнь народа была связана с природой. Хозяйство и быт деревни подчинялись смене времён года; сев, косьба, жатва были общенародными праздниками, освящались обрядами. Жизнь была наполнена трудом. Природные материалы, дерево, глина служили в хозяйстве; из них делали необходимые для домашнего обихода вещи, их щедро украшали резьбой и яркой росписью, превращая в замечательные произведения народного искусства, которые сопровождали человека от рождения и до самой старости.

Образ коня в народном искусстве – один из самых древнейших.

Значение многих символов затерялось во времени, забылось, отошло в прошлое, а символ коня на протяжении всей истории человечества остаётся одним из самых значимых. Для человека он всегда олицетворял силу, добро, солнце, красоту, благородство, а также преданность и верность. Видимо поэтому, был широко представлен в русском фольклоре: песнях, былинах, сказках. В народном прикладном искусстве: в росписи, объёмной резьбе, керамической игрушке, художественном металле, народной вышивке.

Кони нужны были не только людям, но и богам – солнечный бог Сварог каждый день объезжает небо на своей колеснице, выводя утреннюю зарю. Грозный Перун – громовержец носится по небу на колеснице.

Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины – с юности и до глубокой старости. В её художественное оформление вложено много душевного тепла. В росписи прялок наряду с растительными орнаментами, значительное место занимают темы народной жизни. Это сцены, связанные со свадебным обрядом: поездка жениха к невесте, прогулка молодых в саночках и возках, запряжённых лошадкой. Нарядно декорировались и детали ткацкого станка, но больше всего уделялось внимания декору набилок. Особенно нарядно украшалась верхняя набилка (на ней лежали руки ткачихи), двумя стилизованными головами коней. Традиционная многовековая композиция в оформлении этой детали.

Среди многочисленных видов народного искусства особое место занимает глиняная игрушка. Народные мастера запечатлели в ней свои представления о мире, природе, людях. Используя незначительное количество материала и технических средств, создавали выразительные образы, шли по пути обобщения, выделяя лишь главное, типичное.

История возникновения игрушек из глины уходит в седую старину. Древнейшие глиняные скульптурки, найденные на территории нашей страны, относятся ко второму тысячелетию до Рождества Христова.

Из века в век в глиняных игрушках повторялись образы коней, всадников, женских фигур, птиц. Они олицетворяли силы природы и служили символами, которые связывали человека с космосом. Так, конь был олицетворением Великого Светила, помогал произрастанию трав, хлебов, плодовитости животных. С ним, также, связывалось представление о плодородии земли, оттого, состоящая из 20 снопов скирда ржаного хлеба, называлась на Севере «кобылкой». Из глины лепили гривастых, гордых коней.

«Конь мой, конь, славянский конь, дикий, непокорный»,- А. К. Толстой. В русских волшебных сказках – существо фантастическое: шерсть у него серебристая, хвост и грива золотые. Бежит из ноздрей и ушей пламя пышет. Скачет «выше лесу стоячего, выше облака ходячего, озёра меж ног пропускает, поля и луга хвостом устилает». Может быть, развевающаяся грива скачущего коня ассоциировалась с языками пламени, а огонь с солнцем. А может быть, движущаяся колесница, запряжённая конём, сравнивалась с движением солнца по небу. На Севере летнее солнце называли буркой, зимнее – сивкой. Образ всадника («вершника») в народных поэтических представлениях связывался с возрождением тепла, света, жизни, урожая. Издавна символом плодородия был мифический образ Полкана, который в глиняной игрушке часто встречается у мастеров Каргополя.

Источник

Правильные рекомендации