Образ волка лисы в народных сказках и в баснях крылова

Презентация «Образы лисы и волка в баснях Крылова»

Презентация «Образы лисы и волка в баснях Крылова» можно использовать на уроках литературы в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Образы лисы и волка в баснях Крылова»»

МБОУ «СШ №36 им. Генерала Городнянского» г. Смоленск

«Образы лисы и волка в сказках и баснях

Лысюк Елизавета 7 «В»

Руководитель Лютикас Н. П.

Крылов Иван Андреевич

Р усский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы «Почта духов» (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова «. книгой мудрости самого народа».

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери .

В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции.

В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традиции русской сатирической журналистики.

9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

Басня это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ; это аллегория какой-либо черты характера, например, обезьяна, свинья аллегория невежества; осел глупости; кот ; хитрости; Петух, кукушка бездарности и т. д.

В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,

Лисица стала и жирней,

Но все не сделалась честней…

У куманька всех кур передушила.

Обладая, вместо трудолюбия и честности, хитрым, пронырливым умом, эта лакомка («Лисица и виноград») отлично пригляделась к зверям и людям и умеет не только ловко поживиться за их счет, но еще и показаться перед ними с самой лучшей стороны. Не говоря уже о Вороне («Ворона и Лисица»), которую она поддела на лесть, она сумела даже своими медоточивыми проповедями («Добрая Лисица») приобрести всюду такую славу бескорыстной и доброй, что назначается судьей («Крестьянин и Овца»), который «судит по совести». И тут-то самым нахальным образом она обвиняет бедную овцу только для того, чтобы самой получить ее мясо.

Сам царь зверей, Лев, поручает ей строить курятник, и она строит его на удивление всем («Лиса-строитель»), и хотя оставляет лазейку для себя и подстерегают ее, но все же сумела ловко выпутаться из беды, так как уже в басне «Мор Зверей» она заседает на совете у Льва, и своей льстивой речью оправдывает грехи царя относительно овечек.

Но когда один из царей лесных, какой-то уж слишком доверчивый Лев, послушался коварного друга и упал в пропасть («Лев, Серна и Лиса»), Лисица без всякой совести «в месяц до костей оглодала» того, перед кем так увивалась, когда он был в силе. А однажды она, пожалев потерять десятка два волосков из своего пушистого хвоста («Лиса»), лишилась его всего, и была рада-радехонька, что хоть осталась цела шкура.

Плутовство ее на суде обнаруживается, и ее высылают за взятки в басне «Лисица и Сурок». И напрасно жалуется она на свое горькое положение Сурку, думая хоть в нем пробудить к себе участие; — она слышит только насмешливый приговор товарища: «Нет, кумушка, я видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху». Плутни сходят ей с рук до тех пор, пока зарвавшись в своей дерзости до крайности, она не обнаруживает себя перед Львом, и царь зверей, потеряв всякое терпение, заставил Лису понести достойное наказание («Рыбьи пляски»).

— Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением.

— Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности.

— Проявляет грубость и обозлённость в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом.

— Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство.

Мораль басни «Волк и Ягненок»

«У сильного всегда бессильный виноват»… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что, мол, кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Какие можно сделать выводы?

Крылов в басне «Волк и Ягненок» описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости.

В басне «Волк на псарне» уже можно говорит не столько об аллегории, сколько о метафоре. В этой басне под образом волка подразумевается Наполеон. Можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал «на псарню» вместо «овчарни».

Мораль басни «Волк на псарне»

Басня Крылова «Волк на псарне» – патриотическое произведение о значительных исторических событиях 1812 года. Ловчий – Кутузов, Волк – Наполеон, но даже подробное знание и понимание истории со сравнением поведений этих личностей не покрывают полностью глубокую мораль басни «Волк на псарне».

В басне Крылова много внимания уделено передаче живописности всех картин и настроений участников. Тревога на псарне взбудораживает использованием ярких и образных выражений: “псы рвутся на драку”… Причем особенно четко описана опасная хитрость волка и изворотливость: “ Я пришел мириться к вам совсем не ради ссоры”. Поведение волка лицемерно, скрывая свою злую сущность, он пытается льстить.

Крылов очень легко передает ум Ловчего, показывая, что тот даже не дослушивает волка, ведь и так понятно его лицемерие в попытке спасти свою шкуру. Сопоставляя волка и пса, автор отдает предпочтение второму, слова которого становятся началом появляющейся морали: “Ты сер, а я, приятель, сед”.

Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображения конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи.

В басне ” Волк и журавль “ два главных героя. Волк в этой басне хитрый и коварный.

А журавль глупый, потому что повелся на такую хитрость.

Порой бывает так, что вместо благодарности, коварные люди говорят, что не они должны, а мы им обязаны, что все так хорошо закончилось. Действительно, при других обстоятельствах журавль мог стать обедом для волка. Поэтому не стоит, оказывая помощь таким людям, рассчитывать на их благодарность. Мораль кроется гораздо глубже, поскольку в басне говорится о том, что журавль не только нос унес, а и свою глупую голову из пасти волка смог спасти. Слушателям нужно извлечь урок, что сталкиваясь в жизни с коварным и злобным человеком, не стоит оказывать ему помощь, рассчитывая получить вознаграждение. Волк в этой басне – олицетворение коварства и жестокости.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» это Наполеон. Можно сказать, что Волк это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.

Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой-либо социальной группы. Лев это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы.

И з народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Е ще при жизни Крылова его басни называли сказочками. А рассказать новую просили не только дети, но и взрослые. Каждый из этих читателей находил свой подтекст в произведении: дети — поучительную историю, взрослые — завуалированную сатиру. Этому помогал и выбор баснописцем в качестве персонажей — зверей, пришедших в басни из сказок. Что же сказочного в этих образах?

Реализм Крылова, связь его басен с народной основой придает его произведениям русский, национальный дух. Образы животных, которые подчас на иллюстрациях бывают изображены в русских национальных костюмах, несут в себе сатирическую типизацию черт русского национального характера. Для его обрисовки Крылов использует также прием индивидуализации речи персонажа. Баснописец вкладывает в уста животных отдельные элементы разговорной речи раз-пых сословий того времени. Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным.

У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.

В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и Лицемерием, пошлостью и чванством — в этом секрет их долголетия.

Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, и влияние его на русскую литературу было глубоким и положительным.

Материалы для презентации я взяла из интернет ресурсов.

Источник

Исследовательский проект на тему :» Образ лисы в русских народных сказках и баснях И.А.Крылова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №1 ЗАТО Озёрный Тверской области

Исследовательская работа на тему:

«Образ лисы в русских народных сказках и баснях И.А. Крылова»

обучающаяся 5 «В» класса

Олейник Екатерина Александровна.

учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ № 1

Этапы проекта, цель, задачи, методы ………………………………..3

Исследовательская работа на тему: «Образ лисы в русских народных сказках и баснях И.А.Крылова».

Тверская обл.г. ЗАТО Озерный, МБОУ СОШ №1 ул. Победы д.1

Выбор темы проекта (октябрь).

Прочтение, изучение литературы по данному вопросу (октябрь-ноябрь).

Составление проекта по теме (ноябрь).

Составление опросного листа и проведение опроса по теме (ноябрь).

Обобщение, сопоставление и анализ материала (декабрь).

Подготовка выводов и заключения по теме (декабрь).

Подготовка презентации по проекту (январь).

Цель работы : проанализировать и сопоставить образ лисы в русских народных сказках и баснях И.А. Крылова и сделать вывод о его сущности .

Объект исследования – образ лисы в сказках и баснях И.А. Крылова.

Предмет исследования : русские народные сказки и басни И.А. Крылова. Дополнительная литература и разнообразные источники о лисе

определить сказки и басни о лисе;

узнать отношение к лисе;

собрать информацию о лисе;

прочитать сказки и басни о лисе;

определить основные качества лисы;

провести анкетирование (опрос), учащихся;

проанализировать образ лисы и сделать выводы.

Гипотеза: предположим, что лиса – это не только хитрый персонаж русских народных сказок и басен, но и очень умный. Всегда ли в сказках и баснях лиса выступает, как отрицательный герой.

Получение информации из сети Интернет.

Анализ результатов. Выводы.

Актуальность работы: выбранная тема показалась мне интересной потому, что можно проанализировать и сопоставить, какая лиса в сказках, и какая в баснях, всегда ли «выходит сухой из воды» или получает заслуженное наказание за хитрость, обман и воровство, а также выявить черты характера лисы и как они сопоставляются с человеческими качествами, определить сущность образа лисы.

Практическая значимость: материал можно использовать на уроках литературы, на факультативных занятиях, при написании сочинения.

Лиса живет в Европе, и в Азии, и в Америке, и в Африке. Лиса – очень ловкий и резвый зверь. Она так быстро бегает, что её очень трудно догнать собакам. К тому же это очень хитрый зверь: она может пускаться на различные уловки, запутывая собственные следы или добывая себе пропитание.

Лиса – великолепный охотник. В хорошую и ясную погоду лиса целый день пропадает на охоте, терпеливо выслеживая и ловя добычу, проявляя при этом чудеса ума и изобретательности. Чаще всего её добычей становятся полевые мыши, домашние и дикие птицы и зайцы. Но не откажется лиса и от такой пищи, как дождевые черви, с большим удовольствием лакомиться сочными фруктами и ягодами. День за днем обходя свои угодья, это животное никогда не упустит возможности кого-то поймать, даже не будучи голодным: результат своего труда можно спрятать в одну из многочисленных кладовых «на черный день», который рано или поздно наступает. Лиса никогда не наедается «от живота», как это делает волк или медведь, она всегда остается легкой, подвижной и стремительной, готовой к новым охотничьим подвигам. По прямой эта хитрая бестия почти не ходит, она постоянно меняет направление, сворачивает, возвращается, кружит и петляет, она любопытна, ей до всего есть дело. Так же она уходит от погони, изобретая на ходу какие-нибудь фокусы или новые уловки. Лиса очень вынослива, она может водить собак целый день, если местность неровная, предпочитает ходить оврагами, спускаясь на самое дно или проходя в половину высоты, путая следы и проходя большие расстояния. Для того чтобы прочитать лисьи следы на снегу, надо быть настоящим мастером-следопытом, такие мудреные письмена не каждому по плечу.

Помимо наблюдательности и сообразительности, у неё отличная память, хорошее обоняние и замечательный острый слух. Разные сказки, и басни и пословицы наделяют лису такими отрицательными качествами, как лживость, изворотливость, коварство. Но у лисы есть враги. Люди охотятся на лис из-за их красивой шкуры. Вот и приходится ей быть такой хитрой.

4. Теоретическая часть

4.1. Образ лисы в русских народных сказках.

С древних времен образ лисы присутствовал в русских народных сказках. Главными чертами Лисы остаются её хитрость, коварство и целеустремленность. Например, в русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» Лиса хитростью проникает в возок с рыбой, которую она

затем выбрасывает на дорогу. Свои уловки Лиса держит в тайне. Волку она

советует опустить хвост в прорубь, чтобы наловить рыбы, умалчивая о том,

как она сама добыла пищу. Но встает вопрос: зачем Лиса обманывает Волка,

Читайте также:  Папиллома остроконечная лечение народными средствами

ввергая его в крайне неприятную ситуацию? Можно, конечно, объяснить

поступок Лисы ее пренебрежительным отношением к окружающим, ее чувством собственного превосходства. Подобное предположение едва ли

проливает свет на сущность проблемы. У Лисы, как у плута, особая роль в сказочном «обществе». Конечно, Лиса преследует лишь собственные цели.

Однако попутно она выступает в качестве своего рода наставника для тех, кто с ней общается. Лиса учит своих «жертв» не доверять никому слепо, не рассуждая, иными словами, она учит думать. В этом ее педагогическая роль сопоставима с влиянием на личность самой жизни. Пока урок не усвоен, ситуация будет повторяться. Ситуация обмана в случае с Волком действительно повторяется: Лиса едет на нем верхом, приговаривая: «Битый небитого везет».

Однако Лисе не чужды понятия благодарности, верности обещанию и

даже бескорыстия. В сказках разных народов встречается сюжет, согласно которому Лиса (или Лис) помогает ребенку вернуться домой. В русской

народной сказке «Снегурушка и лиса» Лиса приносит к бабушке и дедушке

их потерявшуюся внучку, не требуя никакой награды. В немецкой сказке,

обработанной братьями Гримм и озаглавленной «Странствия Мальчика-с-

пальчик», Лис относит главного героя в дом его родителей за заране е

оговоренное вознаграждение (всех кур со двора). Уже в этих сказках Лисы

выступают в роли провожатого, чудесного помощника героя. В других

сказках эта функция Лисы просматривается еще четче. Например, в русской

народной сказке «Кузьма Скоробогатый» Лиса помогает герою стать богатым

и жениться на царской дочери. Подобный сюжет встречается в фольклоре многих народов. Согласно другому сюжету, также весьма распространенному, две Лисы в числе прочих зверей-помощников сопровождают двух братьев, странствующих в поисках приключений.

Какой же можно сделать вывод их всего вышесказанного? Лиса может

издевается над недальновидными героями, наказывает тех, кто ее обидел, но,

случается, и щедро вознаграждает тех, кто ей помог или просто завоевал ее

симпатии. Лиса нередко воспроизводит те формы поведения, которые она

воспринимает как ведущие к успеху. Таким образом, этот персонаж не всегда можно отнести только к отрицательным героям.

4.2. Образ лисы в баснях И.А. Крылова

В баснях И.А.Крылова среди прочих зверей довольно часто упоминается лиса, которую Крылов высмеивает за такие отрицательные черты характера как хитрость, двуличность, эгоизм, льстивость. Бессердечной эгоисткой, глухой к чужому несчастью, но готовой поделиться тем, что не надобно ей самой («Охотно мы дарим, что нам не надобно самим»), является Лиса в басне «Волк и Лисица». Наевшись курятины и добрый ворошок припрятавши в запас, она, лежа под стогом, не прочь услужить куму Волку чужим добром.

Обладая, вместо трудолюбия и честности, хитрым, пронырливым умом, эта лакомка («Лисица и виноград») отлично пригляделась к зверям и людям и умеет не только ловко поживиться за их счет, но еще и показаться перед ними с самой лучшей стороны. Не говоря уже о Вороне («Ворона и Лисица»), которую она поддела на лесть, о простоватом крестьянине, разжалобившимся ее раскаянием и вздумавшем спасти от греха ее душу, поручив ей стеречь курятник («Крестьянин и Лисица»), она сумела даже своими медоточивыми проповедями («Добрая Лисица») приобрести всюду такую славу бескорыстной и доброй, что назначается судьей («Крестьянин и Овца»), который «судит по совести». И тут-то самым нахальным образом она обвиняет бедную овцу только для того, чтобы самой получить ее мясо.

Сам царь зверей, Лев, поручает ей строить курятник, и она строит его на удивление всем («Лиса-строитель»), и хотя оставляет лазейку для себя и подстерегают ее, но все же сумела ловко выпутаться из беды, так как уже в басне «Мор Зверей» она заседает на совете у Льва, и своей льстивой речью оправдывает грехи царя относительно овечек. Но когда один из царей лесных, какой-то уж слишком доверчивый Лев, послушался коварного друга и упал в пропасть («Лев, Серна и Лиса»), Лисица без всякой совести «в месяц до костей оглодала» того, перед кем так увивалась, когда он был в силе. А однажды она, пожалев потерять десятка два волосков из своего пушистого хвоста («Лиса»), лишилась его всего, и была рада-радехонька, что хоть осталась цела шкура. Плутовство ее на суде обнаруживается, и ее высылают за взятки в басне «Лисица и Сурок». И напрасно жалуется она на свое горькое положение Сурку, думая хоть в нем пробудить к себе участие; — она слышит только насмешливый приговор товарища: «Нет, кумушка, я видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху». Плутни сходят ей с рук до тех пор, пока завравшись до крайности, она попадает ко Льву, и царь зверей, потеряв всякое терпение, заставил Лису понести достойное наказание («Рыбьи пляски»).

В баснях Ивана Андреевича Крылова характер лисы не замыкается только на одной черте – хитрости. Она и находчива, ласкова и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.

В басне «Ворона и Лисица» главная черта – хитрость, умение найти

слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Какие перушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!»

В басне «Лисица и Сурок» – желание оправдаться, обелить себя,

представить потерпевшей за правду.

«Мне взятки брать? да разве я взбешуся!

Чтоб этому была причастна я греху?»

В басне «Добрая Лисица» – рассуждение о сострадании, милосердии,

жалости, но только до той поры, пока это выгодно.

«Послушайте меня: докажем, что в лесах

Есть добрые сердца и что…» При сих словах

Малютки бедные все трое…

Попадали к Лисе, на низ.

Что ж кумушка? – Тотчас их съела

И поученья не допела.

В басне «Лисица и виноград» – умение скрыть свое бессилие за

оскорблением други х.

Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!

На взгляд – то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

В басне «Лисица и Осел» – умение иронизировать.

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…

Но иногда, как в басне «Лиса» – промашка, надежда на авось, желание ничем не поступиться даже ради спасения собственной шкуры.

«Щепотки волосков Лиса не пожалей –

Остался б хвост у ней.»

Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика:

«Мирская сходка», «Щука», «Пестрые овцы», но ее советы всегда сопровождаются выгодой.

Можно сделать вывод: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к любой ситуации, везде находящего себе выгоду, готового на лесть, использующего при этом хитрость, обман и смекалку, способного на иронию, умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.

Источник

«Образ волка в русских народных сказках и баснях И.А. Крылова»

В рамках работы научного общества учащихся Полина Сукаленко, ученица 7А класса, выполнила работу по литературе на тему «Образ волка в русских народных сказках и баснях И.А. Крылова».

Полина прочитала и проанализировала несколько сказок и басен Ивана Андреевича, в которых главным героем является волк. В ходе исследования она пришла к интересным выводам.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс исследовательских работ

учащихся в области социально-гуманитарных наук

Департамент образования, ЗАТО Звездный

Образ волка в русских народных сказках и баснях И.А. Крылова

Сукаленко Полина Владимировна

МБУ СОШ ЗАТО Звездный

Полыгалова Елена Викторовна

учитель высшей категории

МБУ СОШ ЗАТО Звездный

Сказка. Сказка о животных………. ……………..5-7

Образ волка в сказках. 13-16

Образ волка в баснях. 17-21

Список использованной литературы…………………………………………. 23

Приложение (использованные в работе русские народные сказки и басни И.А. Крылова)………………………………………………………………..24-34

Героями сказок и басен часто становятся животные. Безусловно, звери олицетворяют какие-то черты характера людей. В данной работе я решила сопоставить образ волка в русских народных сказках и баснях И.А. Крылова.

1. Анализ русских народных сказок и басен И.А. Крылова, в которых главным героем является волк.

2. Сопоставление образа волка в русских народных сказках и баснях И.А. Крылова.

Волк в русских народных сказках и баснях И.А.Крылова – отрицательный персонаж, олицетворение пороков людей.

Сказка. Сказка о животных.

Возможная классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Аарне-Томпсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:

Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая делит сказки по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В.Я. Пропп выделял такие жанры как:

Е.А. Костюхин выделял такие жанры о животных, как:

В.Я. Пропп в основу своей классификации сказки о животных по жанрам пытался положить формальный признак. Е.А. Костюхин же в основу своей классификации отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки, рассказанные для детей, имеют упрощённую структуру.

Иван Андреевич Крылов

Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – русский поэт, автор более 200 басен, публицист. Он занимался издательством сатирико-просветительских журналов.

У Ивана Крылова не было возможности получать хорошее образование. Когда он был маленьким, отец научил его читать. Сам старший Крылов чтение очень любил и оставил в наследство сыну большой сундук, полный книжек.

Рядом проживали состоятельные соседи, разрешившие мальчику присутствовать на уроках французского языка, который преподавали их детям. Так Иван постепенно выучил иностранный язык. В общем, всё своё образование Крылов получил в основном только за счёт того, что очень много читал.

А вот что его сильно привлекало в подростковом возрасте – так это шумные ярмарки и кулачные бои, торговые площади и народные сборища, он любил потолкаться среди люда простого и послушать, о чём они речи ведут. Одно время он даже принимал участие в уличных боях, которые назывались «стенка на стенку», сам парень был очень крепким и рослым, поэтому зачастую выходил победителем.

Ввиду того что семья испытывала нужду, Крылов очень рано начал работать. В 1777 году его взяли в магистрат Твери, где до смерти служил отец, на должность подканцеляриста. Платили там копейки, но так семья, по крайней мере, не умирала с голода.

В 1782 году мать с сыновьями переехала в Санкт-Петербург, чтобы хлопотать о пенсии. Здесь Иван устроился на работу в казённую палату с жалованием 80-90 рублей.

В 1788 году умерла мать, и на Крылова полностью легли обязанности по воспитанию младшего брата Льва. Иван Андреевич всю жизнь потом заботился о нём, как о родном сыне. Работа в казённой палате перестала устраивать Крылова, и он перешёл трудиться в Кабинет Её Величества (это было учреждение типа личной канцелярии Императрицы).

В 1784 году Крылов написал своё первое произведение – оперное либретто «Кофейница». В последующие два года он сочинил ещё две трагедии «Клеопатра» и «Филомела», затем последовали комедии «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей». Так молодой драматург стал близко сотрудничать с театральным комитетом, получив при этом даровой билет.

Следующая комедия «Проказники» отличалась от двух предыдущих, она уже была по-новому смелой, живой и остроумной.

В 1788 году в журнале «Утренние часы» были напечатаны первые басни Крылова. Едкие и полные сарказма одобрения у читателей и критиков они не получили.

Крылов принял решение забросить государственную службу и заняться издательской деятельностью. В течение нескольких лет он занимался выпуском сатирических журналов:

В этих журналах он печатал свои басни и некоторые прозаические произведения.

Власти не слишком жаловали такой сарказм Крылова, Императрица даже предложила ему уехать за границу на некоторое время. Но Иван Андреевич отказался и переехал в Зубриловку – имение князя Голицына. Там он работал в качестве секретаря, учил детей, а также писал пьесы для домашних спектаклей.

К активной литературной деятельности Крылов вернулся в 1806 году. Он приехал в Санкт-Петербург, где поставил одну за другой две комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», имевшие огромный успех.

А в 1809 году начался взлёт Крылова как баснописца. Первый сборник его басен включал в себя 23 произведения, среди них знаменитая «Слон и Моська». Книга оказалась весьма популярной, и читатели стали с нетерпением ждать новых басен Крылова.

Наряду с этим Иван Андреевич вернулся к государственной службе, почти 30 лет он проработал в Императорской публичной библиотеке.

Из-под пера Крылова вышло более 200 басен, в них он обличал и человеческие пороки, и русскую действительность.

Скончался Иван Андреевич от воспаления лёгких 21 ноября 1844 года.

Героями сказок очень часто становятся животные, олицетворяющие собой людей с различными характерами.

Сказки о животных мало похожи на рассказы из жизни животных. Животные в сказках лишь до некоторой степени действуют в согласии со своей природой и в гораздо большей мере выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому мир зверей в сказках дополнен человеческим воображением, он является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь.

Многие сказки при помощи веселой выдумки, шутки высмеивают пороки. И, например, воплощением глупости в сказках нередко является волк. Его глупость – глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники вроде специально ставят волка в условия, оправдывающие его поступки, которые должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему, но этого не происходит, потому что нет места в жизни глупости, жестокости и жадности – вот главный тезис сказок.

Давайте проанализируем несколько русских народных сказок, в которых волк является главным героем, а затем посмотрим, каким предстаёт перед нами волк в баснях И.А. Крылова.

Образ волка в сказках

Волк – достаточно популярный персонаж русских народных сказок, в сознании русских людей его образ наделен по большей части отрицательными характеристиками. Чаще всего в русских народных сказках волк – это придурковатый и простоватый зверь, которого постоянно все обманывают (« Лисичка-сестричка и Волк », « Волк и Коза », « Волк-дурень », « Зимовье зверей »). Но надо отметить то, что даже когда волка в сказках представляют дурнем, он никогда не бывает подлым и низким, в отличие от лисы.

В этой сказке волк жесток и беспощаден, ради своей добычи он способен обмануть маленьких козлят, которые остались одни дома. Обманом ( говорит голосом мамы-козы ) он говорит козлятам, что именно он их мама и просит впустить его домой. И когда его впускают, волк съедает всех козлят кроме одного, которого не заметил. Именно благодаря маленькому козленку в этой сказке и наказывается зло, жадность и беспощадность.

В «Сказке о лисице и волке» волк предстает перед читателями немного в другом образе – глупым и наивным зверем, которого легко провести. Лиса в его доме манипулирует и управляет волком, ловко заговаривая его. В самом начале сказки рассказывается, что лиса жила в ледяной избушке, а волк – в хворостяной, и, когда пришла весна, избушка лисы растаяла, и стала она проситься к волку в дом пожить. Волк сжалился над ней и по глупости впустил её к себе. Каждый день лиса умудрялась обмануть волка: говорила, что к ней приходят гости и выходила к ним, чтобы съесть его сметану, масло, потихоньку меняла свое спальное место так, чтобы оно было ближе к печке. Так лиса перебралась спать на печку, а волка переселила под печь. Сказка закончилась тем, что, продолжая обманывать волка, лиса осталась жить в его доме навсегда, став там хозяйкой, а волка сделав прислугой.

Читайте также:  Русские народные песни не ходи ты за мною хороший мой

Сказка «Лисичка-сестричка и волк» о хитрой лисе, которая сначала притворилась мертвой и съела всю рыбу на санях у деда, а потом подговорила волка опустить в прорубь хвост, чтоб рыбы наловить. Долго сидел волк у проруби. Захотел встать, но хвост его приморозило. А тут бабы пришли за водицей. Увидели волка и стали его бить ведрами. Оторвал волк себе хвост и убежал, пообещав отплатить лисице.

Тем временем лисица залезла в одну избу, чтобы что-то стянуть, но вымазалась тестом и выбежала с дома. Бежит ей на встречу волк и стал ей жаловаться, что его всего побили. Но лисица и тут исхитрилась. Сказала волку, что у него хоть только кровь выступила, а у неё мозг. Волк сжалился над лисицей и потянул её на себе.

Эта сказка нас учит, что нельзя слепо всем верить. Прежде, чем что-то сделать, надо хорошо обдумать, можно ли так поступать. А волк снова оказывается глупым простаком, он снова одурачен лисой.

В сказке «Волк-дурень» живёт у мужика пёс, служит хозяину верой и правдой, но, когда приходит старость, пёс дряхлеет, и мужик отводит его в лес, привязывает к дереву и бросает. Приходит волк и собирается отомстить псу за все прежние обиды, но тот уговаривает не есть его, ведь мясо у него старое и жёсткое: пусть уж лучше волк немного откормит его, а когда мясо у него станет вкусным, тогда пусть и делает с ним что угодно. Волк соглашается, но когда пёс отъедается, он бросается на волка, и тот едва уносит ноги.

Волк, разозлённый тем, что пёс так хитро провёл его, рыщет в поисках добычи, встречает на горе козла и собирается его съесть. Но хитрый козел предлагает ему не тратить понапрасну силы, а просто стать под горой и разинуть пасть, а он тогда разбежится и сам прыгнет в пасть волку. Волк соглашается, но козел так ударяет волка в лоб, что тот долго не может прийти в себя.

У деревни волк хочет схватить поросёнка, но свинья не даёт ему и говорит, что поросята только что родились и надо их обмыть. Они идут к мельнице, и свинья хитростью заманивает волка в воду, а сама уходит с поросятами домой. Голодный волк находит около гумна падаль. Ночью он приходит к гумну, но охотник, который давно уже стережёт волка, стреляет в него из ружья, и волку приходит конец.

В этой сказке волк одурачен уже домашними животными, а в конце убит охотниками. Он снова поплатился за свою доверчивость и глупость.

В сказке «Зимовье зверей» идёт по лесу бык, встречает барана, потом свинью, гуся и петуха и приглашает их в попутчики – от зимы лета искать. Бык предлагает строить избу, чтобы было где жить, когда настанут холода, но никто не хочет помогать ему: баран отговаривается тем, что у него тёплая шерсть, свинья говорит, что зароется в землю и согреется, а гусь и петух собираются залезть в ельник, одно крыло подстелить под себя, а другим накрыться и так зимовать. Приходится быку строить дом в одиночку.

Настаёт зима с лютыми морозами, и все просятся в избушку, а бык не пускает. Тогда баран грозится выбить бревно из стены, свинья – подрыть столбы, гусь – выщипать мох из стен, а петух – разгрести землю на крыше. Делать нечего, бык пускает их всех в избушку. Лиса слышит, как петух в тёплой избушке песенки поёт, приходит к медведю с волком и рассказывает им, что нашла для них добычу – быка да барана. Медведь открывает дверь, лиса бросается в избушку и хочет схватить петуха, но бык с бараном убивают ее. Тогда туда заходит волк, но и его ждёт та же участь. Одному медведю удаётся уйти живым, но и ему бык с бараном как следует бока намяли!

В этой сказке волк снова поддаётся на уговоры лисы и вновь жестоко наказан.

Из рассмотренных выше сказок можно сделать вывод, что волк нередко глуп, но это не основная его черта: он жесток, свиреп, зол, жаден – вот основные его качества. Он съедает коня у бедного старика, вламывается в зимовье зверей и нарушает их мирную жизнь, хочет съесть козлят, обманывая их песенкой. Но такие качества никогда не поощряются в сказках, поэтому волк всегда отрицательный персонаж и получает по заслугам.

Образ волка в баснях Крылова

Рассмотрим индивидуально-авторское понимание аллегорического образа Волка, представленное в баснях И.А. Крылова. Выберем для анализа несколько наиболее известных басен.

Персонаж Волка характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением; показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности; проявляет грубость и обозлённость в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом; выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», – показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство.

Мораль басни «Волк и Ягненок» – «У сильного всегда бессильный виноват»… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что, мол, кто сильнее, тот и прав, показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку, напротив, стоило бы задуматься: не ровен час отыщется сила больше, чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Какие можно сделать выводы?

Крылов в басне «Волк и Ягненок» описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости.

В басне «Волк на псарне» уже можно говорить не столько об аллегории, сколько о метафоре. В этой басне под образом волка подразумевается Наполеон. Можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал «на псарню» вместо «овчарни».

Мораль басни «Волк на псарне». Басня Крылова «Волк на псарне» – патриотическое произведение о значительных исторических событиях 1812 года. Ловчий – Кутузов, Волк – Наполеон, но даже подробное знание и понимание истории со сравнением поведений этих личностей не покрывают полностью глубокую мораль басни «Волк на псарне».

В басне Крылова много внимания уделено передаче живописности всех картин и настроений участников. Тревога на псарне взбудораживает использованием ярких и образных выражений: «псы рвутся на драку»… Причем особенно четко описана опасная хитрость волка и изворотливость: «Я пришел мириться к вам совсем не ради ссоры». Поведение волка лицемерно, скрывая свою злую сущность, он пытается льстить.

Крылов очень легко передает ум Ловчего, показывая, что тот даже не дослушивает волка, ведь и так понятно его лицемерие в попытке спасти свою шкуру. Сопоставляя волка и пса, автор отдает предпочтение второму, слова которого становятся началом появляющейся морали: «Ты сер, а я, приятель, сед».

Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображения конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи.

В басне «Волк и журавль» два главных героя. Волк в этой басне хитрый и коварный. А журавль глупый, потому что попался на такую хитрость.

Мораль басни: порой бывает так, что вместо благодарности, коварные люди говорят, что не они должны, а мы им обязаны, что все так хорошо закончилось. Действительно, при других обстоятельствах журавль мог стать обедом для волка. Поэтому не стоит, оказывая помощь таким людям, рассчитывать на их благодарность. Мораль кроется гораздо глубже, поскольку в басне говорится о том, что журавль не только нос унес, а и свою глупую голову из пасти волка смог спасти. Слушателям нужно извлечь урок, что, сталкиваясь в жизни с коварным и злобным человеком, не стоит оказывать ему помощь, рассчитывая получить вознаграждение. Волк в этой басне – олицетворение коварства и жестокости.

В басне «Волк и овцы» говорится о том, что правительство зверей решило защитить овец и приняло закон:

Как скоро Волк у стада забуянит,

И обижать он Овцу станет,

То Волка тут властна Овца,

Не разбираючи лица,

Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,

В соседний лес иль в бор.

Но волки всё-таки овец таскали.

Мораль басни: во времена Крылова было много законов, которые защищали права лишь сильного сословия, а те, кто находился в крепостной зависимости, были абсолютно бесправны. В этой басне высмеивается такой закон, который невозможно исполнить, и каждому понятно, что он не защитит бесправного. Сильные, то есть волки, могут поступать как им вздумается, несмотря на то что по закону слабым, то есть овцам, можно было самим расправляться с обидчиками. В реальной жизни это невозможно осуществить, такой закон – лишь лицемерие. Волк в этой басне – образ помещика, вельможи, который понимает, что ему все дозволено.

В басне «Волк и лисица» говорится о том, как лиса, насытившись в курятнике, еще и прихватила про запас. Вдруг к ней приходит волк голодный, лисичка хитрая ему ни слова про запас, но предложила ему поесть сена. Сбитый с толку ласковыми словами лисы, Волк ушел одураченный и голодный.

Что нам не надобно самим.

Мы это басней поясним,

Затем что истина сноснее вполоткрыта.

Волк в этой басне – олицетворение неудачника, наивного и глупого человека, которого легко одурачить. Он попадается на любое ласковое слово или лесть.

Итак, в баснях Крылова встречается образ Волка – жадного, коварного, хитрого, жестокого, наивного, глупого, и даже есть Волк в образе Наполеона.

Из рассмотренных выше басен можно сделать вывод, что Волк – жадный, коварный, хитрый, жестокий, наивный, глупый персонаж. Таким он изображён и в сказках. Однако И.А. Крылов пишет не только об этих отрицательных качествах героя, но и конкретных типажах современников, которые хорошо понятны даже спустя 200 лет. Баснописец высмеивает «Сильных мира сего», которые могут по-своему трактовать закон (в басне «Волки и овцы», «Волк и ягнёнок»), а порой высмеивает и исторических личностей (в басне «Волк на псарне» под образом волка можно разглядеть Наполеона).

Прочитав, проанализировав сказки о животных и басни И.А. Крылова, я пришла к следующим выводам:

СХОДСТВА в изображении волка в сказках и баснях:

ОТЛИЧИЕ в изображении волка в сказках и баснях:

В сказках волк чаще всего более обобщённый образ, олицетворяющий некоторые отрицательные черты человека.

Басни же Иван Андреевич часто писал на злобу дня, поэтому в них часто видны не только вневременные пороки человечества, но и пороки, актуальные для конкретного периода. Например, он высмеивает власть имущих или исторических личностей (Наполеона).

Список использованной литературы

Жил себе дед да баба. Дед говорит бабе:

— Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.

Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая.

А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросала всю рыбу и сама ушла.

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, и начала ругать мужа:

— Ах ты. Такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать! Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая; погоревал, погоревал, да делать-то нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. Навстречу ей идет волк:

— Налови сам, да и ешь.

Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было.

Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:

— Волк, волк! Бейте его! Бейте его!

— Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

Лисичка села ему на спину, он ее и понес. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

— Битый небитого везет, битый небитого везет.

— Что ты, кумушка, говоришь?

— Я, куманек, говорю: битый битого везет.

В одной деревне жил-был мужик, у него была собака; смолоду сторожила она весь дом, а как пришла тяжелая старость — и брехать перестала. Надоела она хозяину; вот он собрался, взял веревку, зацепил собаку за шею и повел ее в лес; привел к осине и хотел было удавить, да как увидел, что у старого пса текут по морде горькие слезы, ему и жалко стало: смиловался, привязал собаку к осине, а сам отправился домой.

Остался бедный пес в лесу и начал плакать и проклинать свою долю. Вдруг идет из-за кустов большущий волк, увидал его и говорит:

— Здравствуй, пестрый кобель! Долгонько поджидал тебя в гости. Бывало, ты прогонял меня от своего дому; а теперь сам ко мне попался: что захочу, то над тобой и сделаю. Уж я тебе за все отплачу!

— А что хочешь ты, серый волчок, надо мною сделать?

— Да немного: съем тебя со всей шкурой и с костями.

— Ах ты, глупый серый волк! С жиру сам не знаешь, что делаешь; таки после вкусной говядины станешь ты жрать старое и худое песье мясо? Зачем тебе понапрасну ломать надо мною свои старые зубы? Мое мясо теперь, словно гнилая колода. А вот я лучше тебя научу: поди-ка да принеси мне пудика три хорошей кобылятинки, поправь меня немножко, да тогда и делай со мною что угодно.

Волк послушал кобеля, пошел и притащил ему половину кобылы.

— Вот тебе и говядинка! Смотри, поправляйся. Сказал и ушел.

Собака стала прибирать мясцо и все поела. Через два дня приходит серый дурак и говорит кобелю:

— Ну, брат, поправился али нет?

— Маленько поправился; коли б еще принес ты мне какую-нибудь овцу, мое мясо сделалось бы не в пример слаще!

Волк и на то согласился, побежал в чистое поде, лег в лощине и стал караулить, когда погонит пастух свое стадо. Вот пастух гонит стадо; волк повысмотрел из-за куста овцу, которая пожирнее да побольше, вскочил и бросился на нее: ухватил за шиворот и потащил к собаке.

— Вот тебе овца, поправляйся! Стала собака поправляться, съела овцу и почуяла в себе силу. Пришел волк и спрашивает:

— Ну что, брат, каков теперь?

— Еще немножко худ. Вот когда б ты принес мне какого-нибудь кабана, так я бы разжирел, как свинья! Волк добыл и кабана, принес и говорит:

— Это моя последняя служба! Через два дня приду к тебе в гости.

“Ну ладно,— думает собака,— я с тобою поправлюсь”. Через два дня идет волк к откормленному псу, а пес завидел и стал на него брехать.

— Ах ты, мерзкий кобель,— сказал серый волк,— смеешь ты меня бранить? — и тут же бросился на собаку и хотел ее разорвать.

Но собака собралась уже с силами, стала с волком в дыбки и начала его так потчевать, что с серого только космы летят. Волк вырвался да бежать скорее: отбежал далече, захотел остановиться, да как услышал собачий лай — опять припустил.

Читайте также:  Тест по чтению устное народное творчество 3 класс школа россии

Прибежал в лес, лег под кустом и начал зализывать свои раны, что дались ему от собаки.

— Ишь как обманул мерзкий кобель! — говорит волк сам с собою.— Постой же, теперь кого ни попаду, уж тот из моих зубов не вырвется!

Зализал волк раны и пошел за добычей. Смотрит, на горе стоит большой козел; он к нему,— и говорит:

— Козел, а козел! Я пришел тебя съесть.

— Ах ты, серый волк! Для чего станешь ты понапрасну ломать об меня свои старые зубы? А ты лучше стань под горою и разинь свою широкую пасть; я разбегусь да таки прямо к тебе в рот, ты меня и проглотишь!

Волк стал под горою и разинул свою широкую пасть, а козел себе на уме, полетел с горы как стрела, ударил волка в лоб, да так крепко, что он с ног свалился. А козел и был таков!

Часа через три очнулся волк, голову так и ломит ему от боли. Стал он думать: проглотил ли он козла или нет? Думал-думал, гадал-гадал.

— Коли бы я съел козла, у меня брюхо-то было бы полнехонько; кажись, он, бездельник, меня обманул! Ну, уж теперь я буду знать, что делать!

Сказал волк и пустился к деревне, увидал свинью с поросятами и бросился было схватить поросенка; а свинья не дает.

— Ах ты, свиная харя! — говорит ей волк.— Как смеешь грубить? Да я и тебя разорву, и твоих поросят за один раз проглочу.

— Ну, до сей поры не ругала я тебя; а теперь скажу, что ты большой дурачина!

— А вот как! Сам ты, серый, посуди: как тебе есть моих поросят? Ведь они недавно родились. Надо их обмыть.

Будь ты моим кумом, а я твоей кумою, станем их, малых детушек, крестить.

Вот хорошо, пришли они к большой мельнице, Свинья говорит волку:

— Ты, любезный кум, становись по ту сторону заставки, где воды нету, а я пойду, стану поросят в чистую воду окунать да тебе по одному подавать.

Волк обрадовался, думает: “Вот когда попадет в зубы добыча-то!” Пошел серый дурак под мост. а свинья тотчас схватила заставку зубами, подняла и пустила воду. Вода как хлынет, и потащила за собой волка, и почала его вертеть. А свинья с поросятами отправилась домой: пришла, наелась и с детками на мягкую постель спать повалилась.

Узнал серый волк лукавство свиньи, насилу кое-как выбрался на берег и пошел с голодным брюхом рыскать по лесу. Долго издыхал он с голоду, не вытерпел, пустился опять к деревне и увидел: лежит около гумна какая-то падаль.

“Хорошо,— думает,— вот придет ночь, наемся хоть это”.

Нашло на волка неурожайное время, рад и падалью поживиться! Все лучше, чем с голоду зубами пощелкивать да по-волчьи песенки распевать.

Пришла ночь; волк пустился к гумну и стал уписывать падаль. Но охотник уж давно его поджидал и приготовил для приятеля пару хороших орехов; ударил он из ружья, и серый волк покатился с разбитой головою. Так и скончал свою жизнь серый волк!

Волк и семеро козлят

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.

Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать.

Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.

Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,

Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:

— Слышим, слышим — да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает.

Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.

Вот приходит коза и стучится:

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:
— Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, — дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю! Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.

Приходит коза; сколько ни звала, ни причитывала — никто ей не отвечает. Видит — дверь отворена, вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку — начала горевать, горько плакать:
— Ох вы, детушки мои, козлятушки!

На что отпиралися-отворялися,

Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:
— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.
Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.

Сказка о лисице и волке

— Пусти меня, куманёк, обогреться!

Не пустил волк лису.

Явилась лиса другой раз, явилась третий. Заладила каждый день к волку ходить:

— Хоть на приступочку, куманёк, пусти!

Сжалился волк, пустил лису. Первую ночь лиса на приступочке спала, на вторую забралась в избу, а на третью на печи развалилась. Волк спит под печью внизу, а лиса на печи. И всю-то ночь сама с собой разговоры разговаривает.

Услыхал волк, спрашивает:

— Никого, куманёк, нету.

Легли спать, а лиса знай лапкой в печную трубу стучит: «Тук, тук, тук! Тук, тук, тук!»

— Выйди, кума, спроси: кто там стучится?

Вышла лиса в сени за дверь. А из сеней забралась в кладовушку, где волк запасы берёг. Стала в кладовушке сметанку да маслице слизывать. Лижет и приговаривает:

— Хороша Волкова смета нка! Вкусное маслице!

Вылизала всё маслице и сметанку, муку рассыпала. Вернулась на печь, облизывается.

Утром задумал волк блины печь. Говорит лисе:

— Я буду дрова носить, печку топить. А ты сходи, кумушка, в кладовушку, посмотри там хорошенько. Было у меня и маслице и сметанка, была и мучица. Печку затопим, напечём блинков.

Пошла лиса в Волкову кладовушку. Явилась из кладовушки, волку говорит:

— Я под старость слеповата стала, вижу плохо-ничего не нашла в твоей кладовушке. Сходи, куманёк, сам.

Пошёл волк сам в свою кладовушку. На полочки посмотрел, под полочки поглядел: всё в кладовушке подлизано! Вернулся, спрашивает у лисы:

— Не ты ли у меня, кумушка, сметанку и маслице слизала да муку рассыпала?

Стала отрекаться лиса:

— Я слепа и убога. Не видала маслица, не лизала сметанки, не рассыпала твоей муки!

Ещё раз поверил волк хитрой лисе, оставил в избушке жить до весны.

Жила лиса до весны, жила до холодной осени.

И теперь у волка в избушке живёт.

Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.

— Куда, баран, идешь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — говорит баран.

Вот пошли вместе, попадается им навстречу свинья.

— Куда, свинья, идешь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает свинья.

Пошли втроем дальше, навстречу им гусь.

— Куда, гусь, идешь? — спрашивает бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает гусь.

Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух.

— Куда, петух, идешь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает петух.

Вот идут они путем-дорогою и разговаривают промеж себя:

— Как же, братцы-товарищи! Время подходит холодное, где тепла искать? Бык и сказывает:

— Ну, давайте избу строить, а то и впрямь зимою замерзнем.

— У меня шуба тепла — вишь какая шерсть! Я и так перезимую.

— А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.

— А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так перезимую.

Бык видит — дело плохо, надо одному хлопотать.

— Ну, — говорит, — вы, как хотите, а я стану избу строить.

Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран делать нечего, приходит к быку.

— Пусти, брат, погреться.

— Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу!

— А коли не пустишь, то я разбегуся и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее.

Бык думал-думал: “Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит”,- и пустил барана.

Вот и свинья озябла, пришла к быку:

— Пусти, брат, погреться.

— Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь.

— А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу уроню.

Делать нечего, надо пустить. Пустил и свинью. Тут пришли к быку гусь и петух:

— Пусти, брат, к себе погреться.

— Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; и так перезимуете!

— А не пустишь, — говорит гусь, — так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет.

— Не пустишь? — говорит петух. — Так я взлечу наверх, всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет.

Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся и петуха.

Вот живут они себе да поживают в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать.

Услышала лиса, что петух песенки распевает, захотелось петушком полакомиться, да как достать его? Лиса отправилась к медведю да волку и сказала:

— Ну, любезные мои! Нашла я для всех поживу: для тебя, медведь, — быка, для тебя волк, — барана, а для себя — петуха.

— Хорошо, лисонька! — говорят медведь и волк. — Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же зарежем их да поедим!

Лиса привела их к избушке.

— Ну,- говорит она медведю. – Отворяй дверь, я вперед пойду – петуха съем.

Медведь отворил дверь, а лисица вскочила в избушку. Бык увидал её и тотчас прижал к стене рогами, а баран начал охаживать по бокам. Из лисы и дух вон.

— Что она так долго с петухом не может управиться? говорит волк. — Отпирай брат Михайло Иваныч, я пойду.

Медведь отворил дверь, а волк вскочил в избушку.

Бык и его прижал к стене рогами, а баран начал охаживать по бокам. И так его отделали, что волк и дышать перестал.

Медведь ждал-ждал, вошел в избушку, а бык да баран его также приняли. Насилу медведь вырвался да и пустился бежать без оглядки.

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят.

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»—
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!— кричат,— огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,—
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» — «Послушай-ка, сосед,—
Тут ловчий перервал в ответ,—
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Что волки жадны, всякий знает;

Костей не разбирает,

За то на одного из них пришла беда:

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить

И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся».

Овечкам от Волков совсем житья не стало,

И до того, что, наконец,

Правительство зверей благие меры взяло

Вступиться в спасенье Овец,—

И учрежден Совет на сей конец.

Большая часть в нем, правда, были Волки;

Но не о всех Волках ведь злые толки.

Видали и таких Волков, и многократ.—

Примеры эти не забыты,—

Которые ходили близко стад

Смирнехонько — когда бывали сыты.

Так почему ж Волкам в Совете и не быть?

Хоть надобно Овец оборонить,

Но и Волков не вовсе ж притеснить.

Вот заседание в глухом лесу открыли;

Судили, думали, рядили

И, наконец, придумали закон.

Вот вам от слова в слово он:

«Как скоро Волк у стада забуянит,

И обижать он Овцу станет,

То Волка тут властна Овца,

Не разбираючи лица,

Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,

В соседний лес иль в бор».

В законе нечего прибавить, ни убавить.

Да только я видал: до этих пор, —

Хоть говорят, Волкам и не спускают,—

Что будь Овца ответчик иль истец,

А только Волки все-таки Овец

Что нам не надобно самим.

Мы этой басней поясним,

Затем что истина сноснее вполоткрыта.

Лиса, курятинки накушавшись досыта

И добрый ворошок припрятавши в запас,

Под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час.

Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится.

«Что, кумушка, беды! – он говорит. –

Ни косточкой не мог нигде я поживиться;

Меня так голод и морит;

Собаки злы, пастух не спит,

Пришло хоть удавиться!»

«Неужли?» – «Право, так». – «Бедняжка куманёк?

Источник

Правильные рекомендации