Образовательная программа по народному хору

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Народно-хоровое пение», «Ансамбль» образовательной программы «Фольклорное искусство » для учащихся 1-7 классов, срок реализации 7 лет

Муниципальная казенная образовательная организация дополнительного образования

«Детская школа искусств»

На заседании педсовета

Протокол № ___ от «__»

«__»____________20 1 ___г.

Директор школы ____И.А.Шестова

Приказ № ___ от «__»____201___г.

по предмету « Народно-хоровое пение», «Ансамбль»

образовательной программы «Фольклорное искусство »

для учащихся 1-7 классов, срок реализации 7 лет

Преподавателем отделения фольклорного искусства

Обучение русскому традиционному пению является одной из форм освоения отечественной культуры.

Песне принадлежит главное место в музыкальном фольклоре. Именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать обучающихся к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности. Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. В этой связи изучение народной музыки и песен приобретает особую актуальность.

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.

Таким образом, актуальность и востребованность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

Предмет «Народно-хоровое пение » и «Ансамбль» является одной из ведущих дисциплин на отделении фольклорного искусства Детской школы искусств г.Облучье. Программа рассчитана на 7 –летнее обучение.

Основной целью создания классов народного пения является приобщение учащихся к традиционной народной культуре

Программа опирается на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части.

Учебный репертуар, включающий игры, хороводы, песни и различные формы народного музицирования, направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности. В программе используется исполнительский опыт русской вокальной школы народных певцов,народных хоров и современных коллективов.

Для желающих заниматься народным пением необходимо наличие удовлетворительных вокальных музыкальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки.

Образовательный процесс направлен на реализацию следующих задач:

Формирование устойчивого интереса к народному пению

Обучение навыкам хорового и ансамблевого пения

обучение навыкам пения без сопровождения (пение «без заданного тона»,

обучение вокально-хоровой технике (певческое дыхание, опора, резонатор, дикционные навыки, художественная выразительность, фраза, нюансы);

приобщение к концертной деятельности через участие в конкурсах и фестивалях детского творчества

создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

воспитание чувства принадлежности к родному народу, его истории и культуре, формировать гуманистические нравственные нормы жизни и поведения;

Знания и навыки, полученные учащимися в процессе занятий направлены на воспитание вокальной культуры и эстетического вкуса, позволяющих сохранить самобытную манеру народного звукообразования, специфических особенностей вокальной техники, выработанных народно-певческой исполнительской традицией, без которых невозможно грамотно- профессиональное и плодотворное участие в хоровом коллективе.

3.Учет знаний. Контроль за успеваемостью.

Годовые экзаменационные требования.

Каждый урок оценивается преподавателем; отметка выставляется в журнал. Урок может быть безоценочным, методическим, если он посвящен выбору программы, разбору новых произведений, методическим рекомендациям.

В конце каждой четверти все учащиеся сдают контрольный урок по народно-хоровому пению, на который выносится по 2-4 хоровых произведения от каждого класса. В зависимости от численности обучающихся допускается слияние классов во время учебного процесса (1-2,3-4,5-6).

Аттестация по предмету ансамбль проходит в конце каждого полугодия на контрольном уроке или преподаватель может оценить работу учащихся по концертным выступлениям.

Для учащегося 7 классов предусмотрен экзамен в конце учебного года. Учащиеся 7 класса сдают выпускной экзамен, на котором должна быть предоставлена программа из 4-5 лучших произведений, выбранных педагогом из общего репертуара хорового класса, 2 произведения обязательно без сопровождения остальные по усмотрению преподавателя. Рекомендуется использовать в репертуаре работу с фонограммами «-1». Экзаменационная оценка выставляется отдельно от годовой.

При составлении учебного репертуара следует отдавать предпочтение подлинным образцам народного творчества, так как лишь на фольклорном материале можно изучить и познать многообразие и самобытность народно-песенной культуры. Кроме фольклорных образов в учебный репертуар включаются обработки народных песен и оригинальные авторские произведения, написанные для народных голосов без сопровождения и в сопровождении народных инструментов.

Для учебного репертуара подбираются произведения, соответствующие по содержанию возрасту исполнителя, высокохудожественные, разнообразные по тематике, жанрам, характеру исполнения и средствам художественной выразительности.

Для каждого класса рекомендуется подбирать репертуар с учетом конкретных на данном этапе задач. При выборе репертуарных произведений учитывается степень музыкальной подготовки и вокально-технические возможности учащихся класса.

С целью создания концертного репертуара педагог вправе оставлять наиболее лучшие и выигрышные произведения из предыдущих лет обучения для более глубокой их доработки и совершенствования навыков исполнения.

5.Календарный план занятий

Количество часов в неделю

Количество часов в неделю

6.Структура урока по народно-хоровое пение и ансамбль

Музыкальная игра, хоровод – служит для развития музыкального

слуха и голоса, музыкальной памяти, координации пения и движения, развития чувств, внимательности, наблюдательности, мышления, творческой инициативы. Музыкальная игра содержит все виды музыкальной деятельности, изменяется с ростом ребенок в соответствии изменениям его психической жизни. В раннем возрасте именно игра должна подарить ребёнку «уроки» музыкального общения, развития, образования; в более старшем – самостоятельной деятельности, в которой дети свободно от взрослых выражают свои чувства, приобретают и развивают различные умения и навыки, познают мир и обновляют его. Лучшими образцами музыкально-игровой практики были и остаются традиционные народные игры.

Читайте также:  Русская народная игрушка домашнее задание

Первый год обучения

Освоение певческих навыков:

ансамблевого дыхания («цепного»);

координация слуха и голоса на основе простейших песенных образцов;

ансамблевого звучания на основе унисонного пения;

творческой импровизации в кварте на принципах репродуктивной и продуктивной деятельности.

Второй год обучения

Дальнейшее освоение певческих навыков:

различных типов дыхания: сольного (цензурированного), «цепного» (нецезурированного), смешанного;

унисонного ансамблевого звучания;

подготовка навыков двухголосного пения путем унисонного чередования напева ( сольфеджирование, пение с текстом), деление ансамбля на группы с закреплением определенных вариантов напева и чередование их;

освоение техники открытого звукоизвлечения на простом певческом репертуаре;

освоение различных типов голосоведения;

освоение навыков ровного голосоведения в пении распевов;

дальнейшее освоение навыков импровизации;

расширение певческого диапазона («до»- «ля» первой октавы).

Третий год обучения

Дальнейшая работа по освоению среднерусского певческого стиля и различных типов голосоведения на материале русского фольклорного наследия, свободной артикуляции и объемного звучания, освоение прикрытой и смешанной техники звукоизвлечения в рамках распевания.

Развитие музыкальных способностей:

двухголосного пения на основе чередования вариантов напева различными группами детей («случайный» уход от последовательного чередования к непроизвольному).

Четвертый, пятый год обучения (10-12лет)

В работе с детьми данного возраста важно применять и использовать не только опыт взрослых путем подражания и имитации, но и учить их самим экспериментировать, делать открытия (учитель только наталкивает на знание), открывать перспективы в применении и реализации знаний в конкурсах, фестивалях и отчетах для школьного коллектива детей и их родителей о своих находках- открытиях, активных формах представления своего исполнительства.

освоение различной певческой техники открытого, прикрытого и смешанного типа звукоизвлечения, голосоведения.

выработка навыков гибкого из открытого звукоизвлечения в прикрытый и обратно.

совершенствование певческого стиля: владение различными типами голосоведения и дифференцированно к акустике, специфике жанра, объемным звуком, свободной артикуляцией, владение различными типами певческого дыхания.

закрепление навыков стройного унисонного ансамблевого пения и

устойчивое владение навыками двухголосного,трехголосного пения

Освоение всего многожанрового корпуса фольклора: лирика, музыкальный календарь, свадебный репертуар, солдатские и военные песни, баллады, духовные стихи, игры, песни под пляску, частушки, плачи и всевозможные виды хороводов.

Шестой, седьмой, восьмой год обучения (12-15лет)

В этом возрасте все внимание подростка устремлено к внутреннему миру: интерес к своей собственной личности, собственным мыслям, внешности, переживаниям – развитие фантастики, сознательного ухода от действительности. Этот период активного освоения творческой импровизации, смелых творческих замыслов. Дети стремятся раскрыть свое творческое дарование не только в певческом исполнительстве, но и в режиссуре, постановка спектаклей, обновление игр.

освоение различной певческой техники открытого, прикрытого и смешанного типа звукоизвлечения, голосоведения.

освоение иных певческих стилей.

совершенствование навыков «цепного дыхания»

освоение многоголосной фактуры ансамблевого пения, владение различными видами многоголосной техники, распределения между собой ролевых функций многоголосного исполнительства на принципах стабильного и мобильного поведения различных исполнителей;

освоение и грамотное использование технологии певческого пространства, знании жанровой вокальной и исполнительской специфики.

Седьмой год ансамблевого пения. Как правило, совпадает с приобретением собственного певческого стиля, расцвета певческой культуры исполнителей.

Материально-техническое и учебно- методическое обеспечение программы

Наличие специального кабинета

Наличие репетиционного зала (сцена).

Музыкальный центр, компьютер.

Записи фонограмм в режиме «+» и « ».

Нотный материал, подборка репертуара.

Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

Записи выступлений, концертов.(архив)

Сценические костюмы и обувь

Годовой календарно-тематический план к рабочей программе «Народно-хоровое пение»

Содержание, краткое описание

Формирование правильного певческого дыхания

Формирование правильной вокальной артикуляции

Формирование основных вокальных навыков:
-мягкость звучания
-звонкость

Формирование народной песенной манеры исполнения

формирование и развитие подвижности голосового аппарата,

формирование и развитие певческой интонации

формирование и развитие навыков четкой дикции

Работа над кантиленным звучанием

Работа над скороговорочным звучанием

Работа над строем в песнях

Работа над ансамблевым звучанием :

над формированием выносливости голосового аппарата

Работа над фразировкой

Сценическое воплощение народно-песенного материала

Источник

Дополнительная общеразвивающая программа по народно-хоровому искусству «Берегиня»

Учебный план программы

Содержание и результаты освоения программы

Условия реализации программы

Нормативно-правовые документы, использованные при разработке общеразвивающей программы по народно-хоровому искусству «Берегиня»:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. ФЗ от 01.01.2019 № 273-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года»;

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.05.2013 г. № ИР-352/09 «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;

Читайте также:  Худеем ночью народные средства

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Устав ОГПОБУ «Технологический техникум».

Дополнительная общеразвивающая программа по народно-хоровому искусству «Берегиня» имеет художественную направленность. Составлена на основе программы: «Фольклор» Л.А. Горевой [8], с учетом особенностей ОГПОБУ «Технологический техникум».

В целом, программа ориентирована навоспитание обучающихся в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы по народно-хоровому искусству «Берегиня» ориентировано на:

— формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

— приобщение обучающихся к изначальным культурным ценностям своего народа, освоение этих ценностей в условиях активно-творческой деятельности;

— популяризацию русской народной песни.

Привить обучающимся любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам – это не только эстетическое, но и прежде всего идейно-нравственная задача современного образования и культуры.

Целенаправленно работая над проблемой введения обучающихся в народный фольклор, через изучение богатейшего песенного материала, яркие эмоциональные беседы, участие в театральных действиях, становится понятным, что всё это, несомненно, способствует творческому развитию обучающихся, вырабатывает у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности.

Народные фольклорные песни – это чистые и светлые родники. От сердца к сердцу, от родителей к детям, из поколения в поколение, через целые столетия идут они по жизни, живые с вечно живым народом и несут в себе образ своего народа.

Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшее составляющее русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа.

Народное пение – это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук и видов народного творчества: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество, бытовая хореография, фольклорный театр, декоративно-прикладное творчество, история и т.д.

В программе предусмотрено освоение разнообразных музыкальных стилей, жанров, направлений, которые базируются на актуальных музыкально-фольклорных представлениях, знаниях, навыках, что обеспечит правильную ценностную ориентацию обучающихся в огромном потоке музыкальной информации.

Цель программы: Формирование у обучающихся способностей к полноценному восприятию музыкальных фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.

Достижению поставленной цели способствует решение ряда педагогических задач:

Задачи программы определены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью обучающихся, так и с эстетической функцией фольклора:

— изучить и освоить жанры народной музыки;

— развить вокальный слух и певческий голос, обучить народной манере пения;

— обучить элементам народной хореографии;

— сформировать вокально-исполнительские навыки (в народной манере пения);

— научить понимать, чувствовать и передавать слушателям художественные образы в произведениях;

— обучить сценическому мастерству.

— воспитывать личностные качества обучающихся с опорой на национальную традиционную культуру;

— воспитывать активное отношение обучающихся к народной музыке;

— воспитывать понимание и уважение мировой культуры в разных национальных формах ее воплощения.

-научить обучающихся любить, ценить культуру своих предков при помощи различных видов фольклора с опорой на народное песенное творчество, многообразие жанров и обрядовости.

— формировать качества творческой личности;

— развивать музыкальный вкус (на основе слушания музыки русской народной и народов мира, посещения концертов фольклорных коллективов, других коллективов, исполняющих народную музыку);

— развивать эстетический вкус (посещение музеев, выставок народного прикладного творчества);

— раскрывать индивидуальные способности у обучающихся;

— развивать навыки собирательской деятельности (работа в фольклорных экспедициях);

— научить анализировать экспедиционный материал, отличать подлинно художественные ценности от мнимых.

Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на приобщение обучающихся к основам традиционной национальной культуры, понимание связей фольклора и профессионального искусства, изучение разных видов народного творчества (поэтического, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного) и вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую работу.

В программные занятия по освоению народного песенного фольклора входят изучение традиций, основ и особенностей хоровой музыки путем собственной активности, творческой деятельности каждого обучающегося.

Основные направления деятельности:

Общеразвивающая дополнительная программа по народно-хоровому пению «Берегиня» имеет художественную направленность и соединяет в себе три главных и взаимосвязанных направления:

— формирование, развитие и совершенствование вокально-хоровых навыков;

— изучение основ народного творчества;

— участие в концертной деятельности.

Чтобы обучить сольному, ансамблевому и хоровому народному пению обучающихся, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание. В систему такого воспитания входит развитие основных певческих навыков:

— правильного, естественного дыхания;

— протяженного, гибкого и подвижного звуковедения;

— отчетливой, выразительной дикции;

— единой манеры пения и говора.

Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания. Распевание регулярно проводится в начале занятия. Оно помогает быстрой слуховой организации коллектива, собиранию внимания певцов, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Основной материал для распевания – песенный. Могут применяться и специальные вокально-хоровые упражнения. Певческие навыки также формируются и в процессе работы над разучиваемыми песнями.

Все вокальные навыки: дыхание, дикция, манера пения, – отработанные на занятиях, в конечном итоге и дадут результаты, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением.

Читайте также:  Сценарий ярмарка народных игр в детском саду

Работа над совершенствованием вокально-хоровых навыков проходит на протяжении всего периода обучения.

В первом полугодии обучения происходит:

— ознакомление обучающихся с вокально-хоровыми навыками пения в народной манере, близкой к разговорной речи;

— формирование правильного певческого звука – открытого, но легкого, звонкого, что не допускает резкого, зажатого, форсированного звучания;

— работа над пением в унисон с целью образования единой манеры пения;

— владение певческим дыханием.

Во втором полугодии обучения происходит закрепление и дальнейшее совершенствование основных певческих навыков, полученных в первом полугодии обучения:

— совершенствование вокально-певческой народной манеры, где пение должно быть открытым, звонким, легким, окрашенным речевой интонацией, осмысленным;

— развитие диапазона голоса;

— владение техникой дыхания;

— формирование гласных звуков,умение «огласовывать» согласные;

— умение обучающихся чисто интонировать в многоголосии;

— обучение умению сочетать пение с движением или с игрой, сохраняя качество звучания.

Изучая народное творчество, обучающиеся открывают для себя богатство национальной духовной культуры, а это имеет большое значение в нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании.

В содержательную часть занятия вводятся сведения о традиционной народной обрядово-праздничной культуре, народном костюме, жанровой классификации фольклора, истории культуры русского народа.

В качестве итоговых занятий подготавливаются и проводятся традиционные календарные праздники, где участниками являются сами обучающиеся.

Особое место уделяется концертно-исполнительской деятельности. Обучающиеся исполняют произведения в рамках концертных мероприятий техникума, праздников, посвященных разным памятным датам.

У коллектива обязательно должна быть практика выступлений, где каждое выступление воспитывает у обучающихся не только чувство ответственности, но и сознание того, что они делают великое дело: сохраняют песню, несут радость людям.

Программа состоит из 10 разделов:

1. Ознакомление обучающихся с основами народно-хорового искусства.

2.Физиология певческого механизма.

3.Работа над вокально-хоровыми навыками.

4.Элементарная теория музыки.

5.Воспитание навыка многоголосного пения.

7.Режиссура народной песни.

8.Народный музыкальный календарь.

9.История культуры русского народа.

10.История создания и современное состояние ведущих певческих коллективов ЕАО.

Основные виды творческо-педагогической деятельности и формы фольклорных занятий определяются тремя составляющими:

— спецификой фольклорного материала и метода фольклорных творчеств;

— педагогическими задачами предмета, состоящего из усвоения сообщаемых педагогом знаний, разучивания и исполнения песен, слушания музыки;

— возрастными психофизиологическими особенностями обучающихся.

Основными формами работы с обучающимися на занятиях являются: практические тематические занятия, беседы, репетиции, сценическое воплощение фольклора, участие в концертной деятельности, участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, посещение концертов, театров, праздников и фестивалей народного творчества (с последующим обсуждением),творческие встречи с исполнителями народных песен. В работе с коллективом используются и некоторые формы экспедиционной работы.

Основными методами работы с обучающимися на занятиях является:

— словесный: (объяснение, беседа, рассказ);

— наглядный: (показ, наблюдение, демонстрация вокальных приемов работы);

— практический: (освоение вокальных приемов);

-эмоциональный: (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

— аналитический: (все выступления в процессе обучения необходимо снимать на видеокамеру и совместно анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления).

— импровизацию поэтического текста;

— импровизацию движений и пластике танца.

— варьирование и импровизацию музыкального текста.

Музыкальный фольклор, как синкретический вид искусства, предполагает одновременное овладение певческим, инструментальным, хореографическим и драматическим исполнительством. Такой подход позволит обучающимся по данной программе качественно усвоить пройденный материал, овладеть необходимыми певческими и исполнительскими навыками и принимать активное участие в творческой деятельности коллектива.

Отличительные особенностисостоят в том, что программа позволяет охватить русский фольклор как целостное явление через изучение народных песен, не только не утратившее в настоящее время своей первозданности и животворящей силы, но и занимающее все более значимое место в системе обучения и воспитания обучающихся.

Программа предлагает комплексное обучение: сочетание народно- певческой подготовки обучающихся с возможностью получения ими дополнительных знаний в области народного творчества, актёрского мастерства, основ народной хореографии.

Программа построена на следующих дидактических принципах: постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения.

Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы:

— участие в концертах, творческих смотрах, конкурсах, фестивалях;

— демонстрация знаний и умений на открытых занятиях; мероприятиях;

— «Диагностика вокально-хоровых навыков».

Критерии и формы оценки усвоения знаний:

— диагностика (приложение 1);

— контрольное прослушивание обучающихся;

Педагогическая целесообразность программы в том, что с помощью песенного фольклора обучающиеся приобщаются к истории и культуре своего народа, происходит формирование нравственных качеств личности. На занятиях обучающиеся учатся не только петь народные песни, водить хороводы, ориентироваться в народных праздниках, обычаях и приметах, но и развиваются творчески, овладевают игрой на простейших народных музыкальных инструментах, осваивают теоретические знания, а также знакомятся с народными художественными промыслами, особенностями русского костюма, встречаются с народными исполнителями.

Условия реализации: Дополнительная общеразвивающая программа по народно-хоровому искусству «Берегиня» предусматривает занятия с обучающимися 15-18 лет.

Общий объём программы: 570 часов.

Условия набора: Прием обучающихся проводится с учетом природных вокальных данных, в том числе и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На прослушиваниях проверяются музыкальный слух, память, ритм. Форма занятий индивидуальная и групповая. Наполняемость кружка –12 человек.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Источник

Мои рекомендации