Образы русской народной и духовной музыки 6 класс духовный концерт

Образы русской народной и духовной музыки
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Открытый урок по музыке в 6 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение темы Образы русской народной и духовной музыки.

Тип урока : интегрированный, музыка и православная культура

Оборудование: Магнитофон и аудиозаписи музыкальных произведений:

— Повторение русских народных песен, изученных ранее, с использованием оркестровых ударных инструментов;

— Подготовка устных сообщений по заданным темам.

Звучит русская народная песня о Родине.

II. Обобщение изученного материала. Проверка ранее полученных знаний.

— Как дошли до нашего времени народные песни, которые были сочинены в древности?

— Какие народные музыкальные инструменты вы знаете?

— Что мы понимаем под названием Духовная музыка?

Учитель :- Ребята, как вы думаете, какой будет тема нашего урока? ( ответы учащихся)

Да, на этом уроке мы подведём итог наших уроков, на которых мы много говорили об образах русской народной и духовной музыки.

1.Слушание устных сообщений учащихся, данных им заблаговременно. Сопутствие комментариев учителя, музыкальных вставок, вопросов

— Готовясь к этому уроку вы проводили исследование по темам, которые были вам даны.И так первая тема была у Вадима Ломака.

— Музыка на народных праздниках. Ученик зачитывает сообщение.

Слушание : Н.Римский – Корсаков, хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка»)

Вопрос : Какой оркестр исполняет это произведение?

-Присутствует ли русская народная музыка на современных народных праздника? Приведите примеры. ( колядки, песни и игры на Масленицу, хороводы и танцы…)

— Исполнение песни: рнп «Как на масляной недели», добиваться чёткого исполнения, петь весело.

— Следующая тема Русские народные инструменты, подготовил Соловьёв Игорь.

Вопрос: Какой русский народный инструмент исполнял это произведение? (рожок).

— Прослушайте ещё одно произведение: «Былинные наигрыши» (гусли).

Вопрос: Какой инструмент звучал в этом произведении?(гусли)

– В какой опере встречается былинник? ( Баян, в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила») Кто автор литературного текста?

Слушание фрагмента: «Первая песнь баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Давайте рассмотрим их на нашей выставке. Учитель даёт детям поиграть на гармони, балалайке и домре. Сам учитель исполнил на домре р.н.п. «Карапет».

– Является ли колокол музыкальным инструментом? ( Да. Колокольная музыка – атрибут православных храмов и символ православной России. Колокола или их имитация часто встречаются в произведениях русских композиторов.

Слушание фрагмента: М.И.Глинка из оперы «Иван Сусанин» хор «Славься».

— По следующей теме нам подготовила сообщение Катя Пимкова:

Кто такие скоморохи?

Слушание «Пляски скоморохов» из оперы «Снегурочка»

Вопрос: По характеру музыка какая? ( весёлая). А мы знаем, скоморохи веселили народ, и поэтому грустной музыки у них не было.

Вот и мы сейчас повеселим наших гостей и ещё попросим поиграть вместе с нами «Русскую плясовую». Но сначала мы оденем скоморошьи колпаки.

Исполнение на шумовых инструментах рнп «Русская плясовая».

Исполнение рнп «А я по лугу», петь весело, чётко произносить слова, правильно драть дыхание.

Заполнить в таблице графы о русской народной музыке.

Слайд6 (ЦЕРКОВНЫЙ ХОР)

Учитель: «Духовная музыка»:- Как мы понимаем выражение «Духовная музыка»

Вопрос:- Как исполняются песнопения в храмах? ( без инструментального сопровождения- а капелла)

Вопрос: – Как называется религия русского народа?(христианская)Крещение Руси было в 988г.

— Сколько лет Россия является христианской? (2012-988=….)

— Назовите имена князя и княгини, которые первыми приняли христианство, а затем и вся Русь стала христианской. В какой реке происходило крещение жителей Киевского княжества?( Днепр ) Как ещё в народе называли князя Владимира? ( Красно Солнышко)

Слайд7 «Князь Владимир», «Княгиня Ольга»

Вопрос: – Какие виды церковных песнопений вы знаете? ( тропарь, величание, стихира, молитва)

Исполняет учитель: стихиру «С вете тихий святыя славы Безсмерного Отца Небеснаго, / Святаго, Блаженного, Иисусе Христе! /Пришедше на запад солнца, видевшее свет вечерний, / поем Отца и Сына и Святаго Духа, Бога. / Достоит еси во вся времена пет быти гласы преподобными, / сыне Божий, живот даяй; / тем же мир Тя славит.

Источник

Презентация урока 6 класса по теме «Образы народной и духовной музыки»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Образы Русской народной и духовной музыки 10.11.15

«Если человек равнодушен к памятникам истории – значит он равнодушен к своей стране» Д.С.Лихачёв

Народное музыкальное творчество Баяны – древне русские сказители былин, исторических и эпических песен. Былины – это древне русские народные сказания эпического характера. На севере называются старинами

Народное музыкальное творчество Скоморохи – русские средневековые странствующие актеры, музыканты, певцы, акробаты, играющие на гудке, сопели, волынке, домре.

Народные музыкальные инструменты Рожок Сопель Гудок Домра Трещотка

«Источник всего нового есть старое». В.Белинский

Духовная музыка Знаменный распев – это система старинных православных церковных распевов. Знаменное пение – это пение духовных песнопений по знакам

Духовная музыка Знаменное пение позднее называлось крюковым.

Читайте также:  Остеохондроз у беременных чем лечить народные средства

Духовная музыка Знаменное пение развивалось с XI по XVII век вместе с русской храмовой архитектурой, храмовой живописью, иконописью, богослужением. Софийский собор XI в. г. Новгород

Духовная музыка Церковь Покрова на Нерли XII в. Литургия и Всенощная – главные службы в религиозной культуре. Литургия (Обедня) – совершается в предобеденное время. Всенощное бдение – служится перед великими праздниками. Состоит из Вечерни и Утрени.

Духовная музыка Слушание «Свете тихий» (Киевский распев)

Тест на определение эмоционального состояния в прослушанной музыки Сдержанно Сурово Сосредоточенно Неспешно Несуетно Спокойно Страстно Торжественно Грозно Мягко Возвышенно Трагично Скорбно Бодро Светло Грустно Энергично Таинственно Восторженно Монотонно

Духовная музыка Слушание Шестопсалмие (знаменный распев) Шестопсалмие – это чтение шести псалмов Давида, где раскрывается состояние души человека праведного и скорбь души греховной Определить эмоциональное состояние

Духовная музыка Образ Богородицы – символ материнства. Она покровительница земли русской.

Вопросы По каким направлениям развивалась музыкальное искусство Древней Руси? Кто такие скоморохи? Назовите характерные особенности знаменного пения?

Булат Шалвович Окуджава Российский поэт, прозаик, композитор, яркий представитель авторской песни. 1924 – 1997 гг.

«МОЛИТВА» 1 Пока Земля ещё вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же ты каждому, чего у него нет: мудрому дай голову, трусливому дай коня, дай счастливому денег. И не забудь про меня. 2 Пока Земля еще вертится — Господи, твоя власть!— дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть, дай передышку щедрому, хоть до исхода дня. Каину дай раскаяние. И не забудь про меня. 3 Я знаю: ты все умеешь, я верую в мудрость твою, как верит солдат убитый, что он проживает в раю, как верит каждое ухо тихим речам твоим, как веруем и мы сами, не ведая, что творим! 4 Господи мой Боже, зеленоглазый мой! Пока Земля еще вертится, и это ей странно самой, пока ей еще хватает времени и огня, дай же ты всем понемногу. И не забудь про меня.

Номер материала: ДВ-147643

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока с презентацией «Образы русской духовной музыки».

Выбранный для просмотра документ 6 класс Образы русской духовной музыки.docx

Образы русской духовной музыки. 6 класс

Учитель музыки Костенко Галина Юрьевна

Тема урока: « Образы русской духовной музыки ».

Тип урока : введение в тему.

Форма урока : комбинированная.

Цели: Познакомить с образцами русской духовной музыкой, с колокольным звоном как ярким явлением русской Православной культуры.

Образовательная цель. Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа.

1. Научить учащихся ориентироваться в понятиях: русская, духовная, светская музыка ;

2. Пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение музыки, соответствующих жанров;

3. Воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на духовную музыку.

Методы урока : словесный, наглядно-слуховой, анализ.

Оборудование : Мультимедийное оборудование.

— презентация «Образы русской духовной музыки»

звучание набата, благовеста, трезвона

образца партесной музыки П.Г.Чеснокова

«В минуту скорбную сию…» (автор-иеромонах Роман) в исполнении Сергея Безрукова.

Звучит колокольный звон

Учитель: Ребята. Скажите, пожалуйста, что за звук открыл наш урок?

(Это был колокольный звон)

Учитель: Правильно. А где можно услышать колокольный звон

( на улице, в церкви, по телевизору)

Учитель: Наш сегодняшний урок будет посвящён духовной музыке.

— Скажите, пожалуйста, а можно ли колокола назвать музыкальным инструментом? (Да)

(Потому что когда звенят колокола, то можно услышать в звоне мелодию)

Учитель: Кто скажет, что это за музыка? (церковная, божественная).

Учитель: Где она может звучать? (Колокольная мелодия может звучать в церкви, при служении).

Ученик: Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, и на протяжении многих веков своим звоном они сопровождали жизнь христиан. Колокольный звон служил мерилом праведности и добра. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью. Люди с большим уважением и любовью относились к колоколам.

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? ( о русской духовной музыке ). Правильно, Молодцы.

Ученик: Я читала, что з арождение профессиональной музыки в России происходило в эпоху создания первого русского государства Киевской Руси в 9-13 веках. Огромное значение для развития государственного и культурного развития имело принятие христианства. В 988 году было Крещение Руси. И тогда, с принятием христианства начинает развиваться русская духовная музыка.

Читайте также:  Челябинске в день народного единства

Учитель: Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом. Певцы постепенно овладевали церковной музыкальной культурой, пришедшей на Русь из Византии. Создатели русской духовной музыки чужое церковное песнопение обогащали родными русскими напевами, интонациями. А с середины 17 века, стало распространятся многоголосное пение (партесное). От 3 до 8 голосов колеблется в многоголосном пении. У хора в церкви есть специальное место, оттуда не видно поющих, но голоса разносятся по всему храму, создавая ощущение действительно неземного звучания. (Слушание образца партесной музыки П.Г.Чеснокова)

В 18 веке появился новый жанр духовной музыки – духовный концерт, о котором мы поговорим на следующем уроке.

В основе следующего произведения, созданного уже в XX веке, тоже присутствует обращение с сокровенными мыслями к Богу. Слушаем песню «В минуту скорбную сию…»(автор-иеромонах Роман) в исполнении Сергея Безрукова.

Учитель: Можно ли назвать данное произведение духовным? Почему?

Учитель : Это просто песня, или можно ещё что-то сказать о ней? (Эта песня носит молитвенный характер)

Учитель: Какими выразительными средствами автор смог создать молитвенный характер песни?

Учитель: Мы с вами молитву исполнить не сможем, но поддержать друг друга нам всегда поможет хорошая песня.

Пение песни «Моя Россия» (Муз. Г.Струве, Сл. Н. Соловьевой).

Учитель: Ребята, что вы сегодня узнали на уроке?

Учитель: Какой характер носит духовное пение на Руси? (молитвенный)

Какой отличительной чертой является пение православной музыки ( a capella )

Сколько голосов колеблется в многоголосном пении?

Учитель : Сегодня мы с вами побывали в прошлом. Скажите, что вам понравилось? Какие мелодии? ( Дети отвечают).

Я думаю, вам ещё не раз захочется побывать в разных временах и послушать, какая музыка тогда звучала. Я вам желаю, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

Дальнейшую работу мы с вами продолжим на внеклассном занятии «Хоровое пение». Всем спасибо за урок.

Источник

Сценарий урока 6 класса по теме «Образы народной и духовной музыки»

По музыке в 6А классе

По программе «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

Тема урока: «Образы русской народной и духовной музыки»

Тип урока: комбинированный

Дата проведения: 10.11.15г.

Учитель музыки ГБОУ лицея №408

Барышникова Людмила Петровна

Тема: Образы русской народной и духовной музыки

Цель урока: Познакомить с музыкальным искусством Древней Руси, проследить интонационно-образную связь русской музыки прошлого и настоящего.

I Метапредметные результаты:

Сформировать познавательный интересе к музыкальному искусству Древней Руси

Формирования умения сравнить и анализировать прослушиваемую музыку

Развивать представление об интонационной природе музыки

Сформировать понятие взаимодействия двух направлений музыкального искусства Древней Руси

Выражать свое отношение к музыке через выразительное пение

Работа с текстом учебника

Уметь выделять главное

Умение определять проблему урока

Формирования умения работать по плану: слушания музыки и певческой деятельности

Формирования чистого интонирования

Формирование ансамблевого пения

II Предметные результаты:

Формирования вокально-хоровых навыков на примере песен «Во кузнице» и «Молитва»

Раскрыть понятия знаменного распева, крюковой записи, Литургии, Всенощной, молитвы, Шестопсалмия, стихиры, скомороха, домры, сопели, гудка.

Знакомство с фрагментами всенощной службы

Знакомство с продолжением традиций древнерусского искусства в творчестве композиторов XX века.

Разучивание песни Булата Окуджавы «Молитва»

III Личностные результаты:

Осознание национальной принадлежности на основе знакомства и изучения лучших образцов музыки Русской Православной церкви

Реализация творческих способностей во время исполнения музыкальных произведений на уроке

Тип урока: комбинированный

Метод эмоциональной драматургии

Метод интонационного анализа

Метод эмоционального сопоставления

Метод наблюдения за музыкой

Метод слуховой наглядности

Словесные методы (диалог, разъяснение, пояснение)

Практический метод (пение)

Метод зрительной наглядности (иллюстрации, фотографии, портреты)

Метод размышления о музыки

Знаменный распев, крюковая запись, Литургия, Всенощная, молитва Шестопсалмие, стихира, скоморох, домра, сопель, гудок.

Записи на CD дисках и нотные записи

«Пляска скоморохов» из 3-ого действия оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова

Русская народная песня «Во кузнице»

«Во кузнице», хор из 2-ого действия оперы «В бурю» Т.Хренникова

Запись «Знаменного распева»

Запись русской народной песни «Ты река ль моя реченька»

Запись главной темы 1 части Концерта №3 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова

Шестопсалмие – знаменный распев

Стихира «ЗЕМЛЕ РУССКАЯ»

Изображение русских народных музыкальных инструментов

Софийский собор в Новгороде

Церковь Покрова на Нерли

Иллюстрация крюковой записи

Иконы Иисуса Христа

Иконы «Троицы» А. Рублёва

Портрет Булата Окуджавы

Фортепиано, компьютер, проектор, экран, наглядные пособия, листочки для тестов.

Задания для учащихся:

Выразительное и осмысленное исполнение песен

Сравнительный анализ предложенных фрагментов музыки

Структурный план урока:

Введение в тему урока.

Пение на слог «лю», «лё» по тонам и полутонам вверх-вниз

Упр. на пение легато до квинты

Пение темы знаменного распева из хрестоматии 5-ого класса

Упр. На активное дыхание и четкую артикуляцию

Р.Н.П. «Во кузнице». Пение по голосам. Соединение 2-х голосия

Римский-Корсаков «Пляска скоморохов» из 3-ого действия оперы «Снегурочка»

Хренников хор «Во кузнице» из 2-ого действия оперы «В бурю»

Работа с учебником

Музыкальный образ. Стр.6

Слово учителя с показом музыкальных и иллюстративных примеров.

Тест на определение Эмоционального состояния в прослушанной музыки хора «Свете тихий»

Исполнение на инструменте учителем знаменного распева

Р.Н.П. «Ты река ль моя реченька»

Главная тема 1 части Концерта №3 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова

Стихира «ЗЕМЛЕ РУССКАЯ»

Читайте также:  Оформление русского народного стола

Обозначить качества знаменного распева.

Обозначить продолжение традиций знаменного распева композиторами следующих поколений

Прослушивание и разучивание

Булат Окуджава «Молитва»

I Организационный момент.

Создание интонационной и эмоциональной атмосферы урока.

Введение в тему урока

Учащиеся заходят в класс.

У: Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь. Сегодня мы совершаем путешествие в прошлое, ибо без знания истории своего народа, его культуры нельзя уверенно строить будущее. Тема урока: «Образы русской народной и духовной музыки». Слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Если человек равнодушен к памятникам истории, значит он равнодушен к своей стране» заставляют нас внимательно отнестись к культурному наследию своего народа.

II Певческая деятельность.

Собрать внимание учащихся.

Работать над ровностью звучания гласных до квинты.

Добиваться мягкого округлого звука в пении темы знаменного распева.

Упражнение на активное дыхание и четкую артикуляцию.

Работа над русской народной песней «Во кузнице»

Чистое интонирование по голосам.

Осмысленное, выразительное исполнение.

III Слушательская деятельность.

Найти отличительные черты фольклора.

У: Сейчас вы услышите музыкальный фрагмент из третьего действия оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.

Какой характер этой музыки?

К какому жанру можно отнести этот номер?

— К жанру танцевальной музыки. К русской пляске.

У: Этот фрагмент называется «Пляска скоморохов»

Вопрос: Какие особенности русской пляски передал композитор в этом фрагменте?

Д: Это свобода мелодий, каждое из них имеет вариационное развитие.

У: Запомним две отличительные черты фольклора: импровизационность и вариационность.

Слушаем второй музыкальный фрагмент. Звучит хор «Во кузнице» из оперы «В бурю».

У: Вопрос: Назовите черты импровизационности и вариационности.

Д: Переход темы из голоса в голос. Сочетание ансамблевого и хорового звучания. Выразительность звучание голосов.

Вариационность присутствует в сопровождении оркестра.

IV Работа с учебником.

Углубить понятие музыкального образа.

Д: Читают стр. 6,7, отвечают, как понимают музыкальный образ.

У: В прослушанной музыке мы видим образ жизнерадостной, смелой, энергичной русской души. Итак, музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях.

V Слушательская деятельность.

Слово учителя о направлениях музыкального искусства Древней Руси с показом слайдов – иллюстраций.

У: Искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях: Духовная (церковная) музыка и народное музыкальное творчество – фольклор. Нам известны уже некоторые певцы – гусляры: Баян, Садко. Они запечатлены в произведениях литературы, изобразительном искусстве, музыке. (Слайд о певцах-сказителях)

С принятием христианства в 10 веке Киевское государство укрепило свои позиции. При дворе киевских князей появились первые профессиональные музыканты – скоморохи. Это были синкретичесие артисты: они обладали искусством декламации, актерским искусством, искусством акробатики, могли делать фокусы, а также отличались игрой на народных музыкальных инструментах, пели различные песни. Без них не проходил ни один пир, ни одно торжество при дворе. (Слайд о скоморохах)

Другая ветвь скоморохов странствовали по деревням и городам. Они веселили народ, участвовали во всех обрядах, а также высмеивали недостатки существующие в жизни общества. За их порой язвительные шутки светские и церковные власти преследовали их. Их ссылали в Сибирь, на Север, а музыкальные инструменты уничтожались. Это нанесло большой урон музыкальному искусству. (Слайд о скоморохах с муз.инструментами)

На Руси господствующей культурной силой была Церковь. Она была центром русской письменности. На службу религии были поставлены разные виды искусства; архитектура, живопись, музыка. (Слайд с эпиграфом Белинского)

Основной вид богослужебного пения назывался знаменным. Знаменное пение – это пение духовных песнопений по знаком (знак – это знамень, славянское слово).

(Слайд с знаменной записью)

Наиболее часто употребляющийся знак был « крюк», поэтому знаменное пение называлось ещё крюковым пением. Знаменная нотация не точно фиксировала высоту звука, а указывало лишь направление движения мелодии, необходимы были хорошие память и слух певца.

(Слайд с крюковыми знаками)

Церковное пение сначала было одночастным, унисонным, мужским, пением а капелла, безымянным. Главнейшую роль в церковном пении играло мелодическое начало.

(Слайд Софийского собора в Новгороде)

У: Исполняет на инструменте знаменный распев, русскую народную песню «Ты ль река, моя реченька» и показывает интонационно – образные связи.

Литургия и Всенощная – главные службы в религиозной культуре. Литургия (Обедня) – совершается в предобеденное время. Всенощное бдение – служится перед великими праздниками. Оно состоит из Вечерни и Утрени.

Хор «Свете тихий» звучит в середине 1 части Великой Вечере. Поется о духовном свете, просвешающем человека. «Христос – источник благодатного света». Хор звучит как лирическое размышление о будущем. Это –гимн прославляющий Иисуса Христа.

Тест на определение эмоционального состояния в прослушенной музыке.

Слушание «Шестопсалмие» (чтение шести псалмов Давида). Здесь раскрывается приподнятое состояние души человека праведного, негрешного и скорбь души отягощенного грехами.

Д: Размеренное движение, поступенное развитие, варьирование основной попевки, которая упорно возвращается к исходному звуку, исполнение а капелла

Слушание стихиры «Земле Русская».

У: Мы познакомились с понятиями, связанными с русским народным музыкальным фольклором и некоторыми жанрами духовной музыки Древней Руси.

Мы ощутили, глубину и разнообразие русской музыки.

Традиции древнерусского знаменного распева были продолжены композиторами последующих поколений.

VII Певческая деятельность.

Задача: Познакомить с современной песней в жанре молитвы.

Разучивание песни Булата Окуджавы «Молитва».

(Слайд с текстом песни и портретом Б.Окуджавы)

Источник

Правильные рекомендации