Обряд это народная пьеса

Обряд это народная пьеса

Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликаясь на злобу дня, был неотъемлеиой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем. Это явление глубоко самобытное, яркое, значительное. Оно зародилось в древние времена и восходит к охотничьим обрядам, народным празднества связанных с земледельческим календарём и игрищам как начальный уровень драматического действа, игры. Именно в них определились все составляющие и особенности фольклорного театра, но прежде чем выяснять их роль в становлении фольклорного театра необходимо выявить их основное понятие. Дать ему краткую характеристику.

Народные праздники являются неотъемлемой чертой образа жизни русского народа, непосредственно связаны с жизнью и бытом населения. Народные праздники складываются на основе национальных и местных празднеств, посвященных родному краю. Временам года и связанных с ними трудовыми периодом началу или окончанию сева, жатвы, уборки урожая. В каждом регионе существовал сбой «микроклимат», который ‘ вместе со спецификой трудовой деятельности его населения создает условия для формирования праздников.

Говоря о традициях, обрядах и обычаях, надо сказать, что это не только величайшее, культурное наследие прошлого, но и действенное средство всестороннего развития личности. На сегодняшний день остро стоит проблема забвения народных традиций. О важности и значимости этой проблемы можно говорить очень много: без глубокого всестороннего изучения песенного и музыкального фольклора, обрядов, устного народного творчества, старинных промыслов и ремесел нельзя говорить о преемственности нравственных и духовных традиций народа. Это наши корни, которые питают и обогащают современную культуру

Кроме этих праздников, в течение года были братчины, посиделки, гостёвки, на которые «всем миром» готовилось угощенье и варилось пиво. Известный исследователь народного быта А.Терещенко классифицировал народные праздники так: христианские, простонародные обряды, семейно-бытовые и земледельческие. М.М.Громыко условно разделяет народные праздники на: календарные, трудовые, храмовые, семейные.

Многие праздники и обряды совпадают с земледельческими природными циклами, и это не случайно, ведь крестьянский быт прочно зависел от природы.

На протяжении веков народные праздники претерпевали некоторые изменения, связанные с определёнными историческими событиями, сменой эпох и т. д. Но в них запечатлены образ жизни русского человека, его верования и чаяния. Неизменна была потребность людей в радостные дни собираться вместе, чтобы с помощью определённых условно-символических действий ознаменовать то или иное событие.

Игрища представляют собой весенне-летнее сборище молодежи в свободное от работ время. Первоначально народные игрища происходили на берегу рек и озер, Т.е. в местах религиозных (в данном случае языческих) обрядов, на горах и курганах, где хоронили людей, а также в дубравах. Когда же развилась общественная и семейная жизнь, праздники вышли на улицу.

Игрища или как их ещё называли «сходы», проходили не только в домах (посиделки, вечёрки), но и на улицах, за околицей деревни. Во время празднеств на таких игрищах не только играли, танцевали ипели,но иготовили богатые угощения.Игрища начинались обычно с Пасхальной недели и продолжались до Петрова дня. с перерывом на Петровский пост. После этого гулянья проходили очень редко, а к Успению вообще прекращались. Гулянья в основном устраивались в праздничные и воскресные дни, а иногда и в будни и продолжались зачастую вплоть до утренней зари. Молодцам полагалось демонстрировать ухарство, силу, ловкость, острословие, щегольство. Девицы должны были держаться «скромно, с достоинством, но при этом быть веселыми, в меру общительным. Весенне-летние гулянья начинались обычно торжественным шествием девушек брачного возраста по главной улице села или деревни. Нарядно одетые девушки прогуливались под пение протяжных песен. За этим шествием наблюдали парни, собиравшиеся небольшими группами, а также все детское и взрослое население села. Это была своего рода демонстрация девушек, созревших для брака, своеобразная выставка деревенских невест.

Празднество, (праздник) происходит от древнеславянского праздь, что значит: отдых, безделье, лень. Отсюда и происходит праздный в значении: ленивый пустой, бесполезный, не занимающийся делом, беззаботный и т.п.

Праздник нуждается в особой душевной или психологической настроенности, но он же и сам усиливает её, причем значение этой настроенности сводится к тому, чтобы осуществить в структуре сознания человека некие превращения, невозможные в обыденные, занятые трудом дни. С давних пор и до нашего времени с понятием «праздник» связывается не просто свободное от работы время, не просто отдых, а свободное время в значении важного социально-культурного акта, созидающего общечеловеческие ценности. Самой важной среди них можно выделить такую, как положительная оценка свободы, праздничности, веселья, которые предстают благодаря празднику не как исключительные состояния, а как равноправная и существенно-необходимая доля всего хода жизни. Также очень важно, что праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство коллективности. На празднике люди более, чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других.

Таким образом, исходя даже из кратких характеристик понятий, можно сказать что, все же эти компоненты были драматическим игровым действом со своими ритуалами. Которые в последствии превратились в особенности фольклорного театра. Рассмотрим становление фольклорного театра и роль этих атрибутов в этом становлении.

Источник

Обрядовый фольклор

Обрядовым фольклором называется художественное творчество народа, которое исполняется во время обрядов (песни, поэзия, похоронные причитания, танцы и т.д.). Выражаться творчество может в загадках, диалогах, пожеланиях, заговорах и т.п. Обряды имели важное культурное, магическое и ритуальное значение для людей. Ни один праздник или поминальное событие не проходили без них.

Читайте также:  Рвота у ребенка без температуры причины чем лечить народные средства

Не следует обряд путать с понятием «ритуал». Разные источники трактуют этот термин по-разному. Но проведенный анализ существующих обозначений позволил выделить обобщенное понятие ритуала. Это совокупность различных обрядов, совершенных в определенной последовательности и которые сопровождаются религиозным культом.

Ритуал – первоформа, праформа деятельности человека по отношению к миру. Форма насыщается смыслом обряда и определяет дальнейшую тактику выражения содержания, при этом обладает мощной силой, которая влияет на субъект, что не удивительно. В основе обряда – накопленные тысячелетиями народные переживания, страхи, радости, попытки самопознания. Ритуал образует форму культурных действий, а тот, кто его выполняет, самоидентифицируется как «человек культурный».

Суть и специфику определяет ситуация, в которой совершается действо. Содержание обусловлено либо потребностью перехода в новый бытийный статус, либо когда необходимо устранить неблагоприятные воздействия или наоборот – совершить действие ради будущих благ (например, календарные обряды). А содержание обряда несколько иное, оно обладает более широким, универсальным значением.

Если рассматривать понятие «обряд» в контексте социально-психологических знаний о личности, то точно определить его значение невозможно. Все попытки сформулировать четкую дефиницию отсылают в этимологию, где прослеживается родство со словами «ряд», «наряд», «порядок» и т.п. Основа этих слов обозначает последовательность и устройство, поэтому можно допустить, что все производные от нее несут значение последовательного построения, восстановления порядка. Если рассматривать понятие обряда в более широком значении, то его совершить – значит создать мир, то есть выполнить роль и креативные функции творца.

В традиционной русской духовной культуре время воспринимали как нечто неоднородное и неравнозначное по наполнению. В представлении наших пращуров жизнь наполнена сакральными, магическими силами, которые способны повлиять на любые события и кардинально их изменить. В календарных обрядах обозначалась желаемая жизнь, текущая в «правильном порядке». В представлении предков существовали и другие мощные силы, влияющие на ход событий самым нежеланным образом (стихийные бедствия, болезни). В праздничные дни подобных явлений особо опасались, поэтому именно тогда и проводились обряды.

Люди верили, что через силу обрядов можно переустроить мир. К примеру, в день зимнего солнцеворота, во времени возникал разрыв. Чтобы восстановить поток и навести порядок, совершались организованные магические действия: разжигали костры, произносили заклинания, спускали с гор горящие колеса (имитация движения солнца).

Обряды – это воплощение традиций в действиях, которые возникают в переломные моменты жизни. Они сопровождали все жизненные события, при которых требовалось «установить порядок». Это коллективные мероприятия, направленные на восстановление «правильного» хода событий, мироустройство.

Обряд как ритуал – это обобщение опыта, создание условий для возникновения массовых переживаний и в то же время – восприятие усвоений идей и действительности. Такая деятельность направлена на восстановление мира, по мнению предков, любое отклонение могло разрушить целостность «круга жизни».

Различают разные обрядовые мероприятия, среди которых: ограждающие (защищают от порчи, нечисти, болезней), окказиональные (для хорошего урожая, вызова дождя, мороза на Рождество), провоцирующие (обеспечение земных благ, приплода скота) и другие.

Семейно-бытовой фольклор

Группа семейно-бытового фольклора включает множество культурных действий, обладающих мощной силой. Основные виды:

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Родильные

Родильный период считался самым опасным и уязвимым как для матери, так и новорожденного дитя. Поэтому для обоих обеспечивали защиту от злых духов и нечисти разными манипуляциями. Нельзя никому сообщать предположительную дату родов. Рожать в доме запрещалось. Когда наставало время, девушка уходила в баню или любое другое помещение, где не жили люди. Традиционные действия:

В послеродовом периоде женщина обретала новый статус – матери. После рождения ребенка принято было награждать повитуху монетой.

Свадебные

По времени проведения – это самые длительные действия, период которых нередко достигал двух-трех недель. В разных регионах обряды отличались по наполнению и содержанию, но только деталями. В основном, торжественная обрядность имела схожий характер и непременно включала сватовство, сговор, девичник, непосредственно сама свадьба, послесвадебные мероприятия. Крестьяне выбирали на роль жены здоровых, работящих девушек, которые умеют шить, готовить и т.п.

Причитания

Свадебные мероприятия сопровождались различными заговорами, песнями, посыл которых – защита молодоженов и их будущих детей от злых духов, порчи, сглаза, бедности, несчастий. Поэзия – неотъемлемая составляющая празднеств. Она проявлялась в произведениях самых разнообразных фольклорных жанров: загадки, пословицы, поговорки, приговоры, песни, причитания. Последние часто исполняла невеста, с плачем, горечью, так как прощалась с молодостью, беззаботной жизнью, родительским домом, подружками.

Причитания являлись проявлением переживаний девушки о предстоящей замужней жизни, отношениях с родственниками мужа. Такая поэзия отличалась ярко выраженной реалистической направленностью. В ней очень отчетливо прослеживаются сомнения невесты, будет ли она счастлива в чужом доме, здесь правдиво описываются эмоции и переживания по поводу бытовой обстановки и повседневной рутины в обычном крестьянском семействе.

Причитания – яркий пример народного творчества. Только в них не описывается в полной мере жизнь крестьян, а упор делается на эмоциональное состояние человека и его отношение к происходящему и будущим перспективам. То есть основной посыл причитаний – выражение чувств. Здесь нет сюжета, конкретного мотива и содержания. Преимущественная форма – монолог, посредством которого и выражаются эмоции и переживания. Причитания переполнены драматичностью и экспрессией, в них используются эпитеты, уменьшительные и ласковые слова (например, «милые подруженьки», «дорогая мамочка», «чужая сторонушка»). Выразительность, эмоциональность и применение эпитетов и уменьшительных – все это придает поэзии невероятной силы.

Песни

Без песенного творчества не обходилась ни одна свадьба. Причем песни исполнялись на всех этапах проведения торжественного мероприятия. Песни в основном звучали в коллективном исполнении, имели четкую структуру, мотив, сюжет, обладали повествовательным характером. Эмоциональное содержание было разным: и грустным, и веселым. Содержание песен более светлое, чем причитаний. Если в последних выражались чувства только девушки, то в песенном творчестве – общественное отношение к событию.

Читайте также:  Что такое русская народная свадьба

О чем рассказывает творчество? Песнопение описывает свадебный обряд, приезд жениха на сватовство, поход под венец, подарки новоиспеченным супругам, обряд расплетания косы, пир. Особенностью свадебного песенного исполнения является идеализация как всего происходящего, так и участников действа. Например, жених и невеста – «князь» и «княгиня», все гости – в шикарных одеяниях. Другими словами в песнях рисуется желаемое как реальное.

Яркий пример идеализации – величания (жанровый подтип песни). Короткие содержательные мотивы, исполняемые во время застолья, в которых акцентируется внимание на красоте, физической силе и других достоинствах того, о ком поется.

Многие песни были непрерывно связаны с конкретными этапами самого обряда, имели определенную тематику, касающуюся момента. Со временем творчество отходило в прошлое, так как становилось неактуальным в связи с отмиранием обряда.

Однако были песни, которые не относились к определенному моменту и могли исполняться на любом этапе празднества. Они задавали торжественный ритм, главными их героями были молодожены, в текстах описывалась свадьба в целом. Отличительной особенностью этой песенной группы являлась символика. Символам жениха выступали голуби, орлы, гуси, невесты – павы, ласточки и др. птицы.

Приговоры подружек

На свадебных гуляниях почетное место занимают приговоры подруг невесты. Это часто рифмованные импровизационные тексты, короткие и своеобразные. Приговоры насыщенны шутками, смешным и веселым содержанием.

Все этапы свадьбы сопровождались определенными обрядами, которых четко придерживались во время торжества. Обрядность растягивалась на несколько дней, причем последовательность проведения действий не нарушалась.

Свадебное творчество находилось в самой тесной связи с тематическими обрядами, что определяет не только его этнографическую роль, но и эстетическую. Свадьба всегда воспринималась как яркое, веселое, запоминающееся и масштабное торжество, где все красиво наряжались, громко пели и плясали.

Похоронные обряды

По эмоциональному тону, содержанию, мотиву кардинально отличается от свадебного творчества похоронная поэзия. Единственный жанр при поминальных мероприятиях – причитания. Похоронная обрядность посвящена исключительно горю и трагизму. Такие песни всегда сопровождаются рыданиями и истерическими воплями.

Похоронные обряды корнями уходят в далекое прошлое. Предки верили, что душа умершего перемещается в другой мир. Укоренилось мнение, что умершие могли оказывать влияние на судьбу своих живых родственников, поэтому их боялись и делали все возможное, чтобы задобрить. Подобное отношение к смерти отобразилось в похоронной обрядности.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Об усопших не говорили плохо, древний обычай сохранился до наших дней. Даже если человек при жизни совершал недостойные поступки, его все равно величали в похоронных песнях, называя ласковыми и добрыми словами.

Основное содержание всех поминальных причитаний – выражение преданности, любви, уважения к покойнику, страха перед грядущими переменами, ожидающие семью после смерти близкого. В плачах с мощной поэтической силой описывается трагедия семейства, чей сын, муж, отец умер.

Для придания большей лиричности, как и в свадебных песнопениях, на поминках используют поэзию с выразительными эпитетами, словами с уменьшительными суффиксами, множественными повторениями, восклицаниями, вопросами. Все это усиливает эмоциональный фон и драматическое напряжение. Лирический монолог (так называют похоронные причитания) по продолжительности дольше, чем свадебные причитания. Некоторые поминальные плачи насчитывают более 100 строк. В поминальных причитаниях особая роль принадлежит повествованиям, посвященным погибшим трагической смертью.

Сказочный фольклор. История собирания и изучения. Классификация жанров.

Устная проза определяет два направления: сказочная и несказочная проза. Основное их отличие – разное отношение народа к рассказам. Кто-то воспринимает это как выдумку, а некоторые считают, что описываемые события соответствуют реальности. Однако сказка – это нарочитое повествование, которое никогда не выдается за правду. В сказках выделяют несколько жанров: о животных, магические, кумулятивные, новеллистические или бытовые. В каждой сказке есть сюжет, что выделяет ее среди всех остальных фольклорных направлений.

Русская сказка

Народные сказки передаются из поколения в поколение посредством устного повествования. Этим жанр отличается от литературного. Но если творчество попадает в поле народного общения и передается из уст в уста, тогда оно, так как и устные сказания, подлежат изучению фольклористами. Одна из ключевых особенностей сказки – специфическая поэтика.

Сказка и миф

Миф образовался намного раньше сказки. Чем отличаются эти два жанра? В сказке преобладает развлекательная тематика, миф имеет сакральное значение. В мифах древние народы рассказывают о реалиях жизни героев, богов, происхождении природных явлений, хоть и не всегда они выдаются за действительное. Сказание обладает священным характером, в то время как сказка – увеселительным.

Источник

Обрядовый фольклор

Обрядовый фольклор это произведения устного народного творчества, которые, в отличие от фольклора внеобрядового, являлись органической частью традиционных народных обрядов и в обрядах исполнялись. В жизни народа обряды занимали важное место: они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений.

Обряды имели ритуальномагическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде.

Русские обряды

Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира. Русский обрядовый фольклор публиковался в собраниях П.В.Киреевского, Е.В.Барсова, П.В.Шейна, А.И.Соболевского.

Виды обрядов

Обряды принято делить на производственные и семейные. Уже в древности славяне-земледельцы отмечали особыми праздниками зимний и летний солнцеворот и связанные с этим изменения в природе. Наблюдения сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, которая была закреплена годовым (календарным) циклом аграрных обрядовых праздников и сопровождающего их обрядовым фольклором.

Сложный симбиоз образовали годовые церковные народные аграрные праздники, что отчасти нашло отображение в обрядовом фольклоре. В ночь перед Рождеством и под Новый год во время обхода дворов пели обходные песни, имевшие разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях). В течение всей рождественской недели специальными песнями славили Христа, его рождение изображали в народном кукольном театре — вертепе.

Читайте также:  Русская народная хороводная игра кто у нас хороший

На Святки (от Рождества до Крещения) были распространены подблюдные гадания с песнями, разыгрывались веселые драматические сценки. Песни, заговоры, причитания, приговоры исполняли и во время других календарных обрядов. Семейные обряды сложились на общей основе с календарными и генетически с ними связаны, однако в центре семейных обрядов был конкретный реальный человек.

Обряды и события жизни

В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: по представлениям народа, устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию; но постепенно они начали играть иную роль — церемониальную и эстетическую. Жанровый состав обрядового фольклора разнообразен: словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические произведения. Особенно важны обрядовые песни—древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации.

Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В песнях величальных поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди (жених, невеста) или мифологические образы (Коляда, Масленица). Противоположны величальным корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые и хороводные песни исполнялись во время различных молодежных игр, в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сценки (например: сватов ство). Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.

К обрядовому фольклору относятся так же заговоры, заклинания, некоторые былички, поверья, приметы, пословицы, поговорки, загадки, в 20 в. появились обрядовые частушки. В состав обрядового комплекса могли стихийно включаться произведения внеобрядового фольклора.

Народные обряды и обрядовый фольклор получили глубокое и многогранное отображение в русской литературе («Евгений Онегин», 1823-31, А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831-32, Н.В.Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, «Снегурочка», 1873, А.Н.Островского, «Война и мир», 1863-69, Л.Н.Толстого, лирика С.А.Есенина и др.).

Источник

Обряд

Содержание

История толкования термина

Фиксируемое словарями толкование термина обря́д существенно менялось с течением времени.

Обряд — это народная пьеса, полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

В Российской империи

В СССР

В современной России

Классификация обрядов

Первая группа включает в себя «обряды, связанные с земледелием, например с жатвой (зажинки, дожинки), животноводством (обряды, приуроченные к весеннему выгону скота), рыбной ловлей, охотой, строительством новых жилищ, рытьём колодцев и т. п.» Ежегодная повторяемость хозяйственных работ в крестьянском хозяйстве дает иное наименование этой группы — календарные обряды [3] (см. напр. Русский месяцеслов).

Обряды и мифы

Краткий очерк истории обрядности

В древней Церкви

В Российской империи

Церковные и народные обряды

Как было показано выше, в дореволюционном «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» обряды разделялись, в первую очередь, на церковные и народные. Такое противопоставление не случайно и отражает борьбу разных традиций, в результате которой возникает явление, которое описывают терминами «двоеверие» или «народное христианство».

Народное христианство

В XX веке в русской научной литературе появились также термины «народная религия», «народное православие» как обозначение того, во что реально верит народ. Эти термины часто употребляются синонимично термину «двоеверие».

Однако в богословии, религиеведении, исторической науке не сложилось четкого определения понятия двоеверия; характерно отсутствие слова «двоеверие» в большинстве словарей русского языка.

Академик Дмитрий Лихачёв говорил о «невозможности механического соединения христианства и язычества, а следовательно, о невозможности двоеверия в сугубо религиозном смысле» [17] :

…элементы язычества начали приходить в соединение с христианскими верованиями только тогда, когда они перестали осознаваться в народе как противостоящие христианству. Язычество как система верований, притом враждебная христианству, должно было исчезнуть прежде, чем могло появиться двоеверие… Языческий обряд не только в XII веке, но и гораздо позже продолжает жить в народе независимо от самого язычества: он приобретает игровую, развлекательную, эстетическую функции; обрядовая песнь становится фактом эстетического сознания в большей степени, чем религиозного.

Церковная политика в отношении явления

Церковь реагировала на описанное выше явление (как бы оно ни называлось) различным образом и, с одной стороны, боролась с наличием пережитков язычества:

В СССР

В советское время ключевое разграничение проводилось иным образом: обряды делились на религиозные и так называемые гражданские, причем последние должны были заменить собой первые [21] :

Таинства содержат в себе реакционную идею рабской зависимости человека — от колыбели до гроба — от сверхъестественных сил, не существующих в природе. Поэтому, как ни «обновляй» религиозный ритуал, он обречен на отмирание и неизбежно будет вытеснен советскими обрядами.

И действительно, в рамках борьбы с религией предпринимались попытки «сконструировать» и внедрить новые обряды [22] :

Красные свадьбы и октябри́ны, помогая вытеснить венчание и крестины, были антицерковными обрядами.

О том, какое значение придавалось задаче борьбы с многовековыми традициями, говорят имена тех, кто создавал советскую обрядность [22] :

У колыбели советских праздников, обрядов и обычаев стояли в двадцатых годах В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Ем. Ярославский, П. А. Красиков, И. И. Скворцов-Степанов.

Против религиозной традиции, силы обычая, тысячелетних форм религиозного быта должны быть направлены специальные усилия в форме. отвлечения от культа путём организации культурных развлечений, сосредоточения внимания на пролетарских праздниках и торжествах. замены религиозных отправлений формами гражданского быта: как-то — религиозных праздников — гражданскими, производственными праздниками (например, праздник урожая, посева и т. д.), таинств — торжественными отправлениями гражданских актов с участием (при условии отказа от церковного ритуала) культурнопросветительных учреждений, как, например, гражданских похорон, панихид, брака, наречения имени и принятия в гражданство (запись рождения) и т. п.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector