Обрядовые действия народного праздника их символическое значение

Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе на тему «Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор Ботвиновская Юлия Владимировна Учитель ИЗО и технологии Высшая категория МОАУ «СОШ № 76» г.Оренбурга «Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение» Презентация к уроку ИЗО в 5 классе

На Руси праздники в русской деревне составляли важную сторону общественной и семейной жизни.

Но были на Руси и праздничные дни! И тогда народ мог ощутить полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу.

Праздник обязывал людей нарядно одеваться и вести себя иначе: быть веселым, приветливым, гостеприимным. А для разговора выбирать темы приятные, веселые и радостные.

А еще вожаками с медведями, балаганщиками, кукольниками и ряжеными скоморохами.

В праздники преображалась и изба.

И вся семья собиралась за праздничным столом. А кто был замечен за работой, мог быть оштрафован или наказан плетьми.

Во время зимних праздников люди ходили в гости, катались на лошадях, на санях, играли в традиционные зимние игры: сооружали снежные горы, играли в снежки и штурмовали снежные городки.

На Масленицу из снопа соломы мастерили куклу, которую наряжали в девичий сарафан, кокошник, опоясывали кушаком и возили на санях по улице деревни. Масленицу сопровождала ряженая молодежь.

В воскресенье устраивали проводы Масленицы – вывозили чучело в поле и сжигали его, а головни от костра разбрасывали по озими. От Масленицы, олицетворяющей зиму, мрак, старались избавиться, чтобы не навредила оживающей природе.

Весной, после Пасхи, праздновали «зеленые святки»-Троицу. Это время посевной поры и цветения трав. Символом весенней растительности была молодая березка. Деревенские девушки шли в лес или рощу, украшали березку цветными лентами, платками- водили вокруг нее хороводы с песнями и загадывали о своей судьбе.

Осенним праздником считалось окончание жатвы. Был убран весь урожай и надежно помещён в амбары. Крестьяне пекли пироги, созывали родню и собирались за семейным столом.

Праздник – это народное творчество в действии. Праздник – это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы. Все обрядовые действа народного праздника имели символическое значение и передавались от поколения к поколению. Многие традиции народных праздников живы и по сей день.

Задание : Запишите в альбом народные старинные праздничные обряды, песни, игры, шутки, прибаутки, колядки, заклички.

Номер материала: ДБ-1502917

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Изобразительное искусство. 5 класс

Конспект урока

«Изобразительное искусство» для «5» класса

Тема урока «Народные праздничные обряды»

В рамках урока рассматриваются календарные праздники в начале XXI столетия. Изучение праздников и праздничной культуры народа даёт возможность почувствовать обрядовые традиции и особенности календарных народных праздников, их символическое значение.

На уроке мы узнаем:

Глоссарий по теме урока:

Масленица – славянский календарный праздник, обозначающий конца зимы и начала весны. Масленица проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощеным воскресеньем.

Осенины – осенние календарные праздники, посвященные окончанию уборки яровых хлебов и огородных культур, встречи осени. В это время было принято собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб и праздников.

Открытые электронные ресурсы:

В дни солнцестояния и равноденствия отмечали традиционные русские праздники, обозначающие календарную смену времен года и изменения в жизни человека. Каждый календарный праздник имел свои обычаи, обряды и символическое значение.

Зимнее солнцестояние знаменовало начало нового солнечного года, именно тогда начинались святки. Сколько месяцев в году, столько длились святки – ровно двенадцать дней. Весёлые песни, шумные игры были обязательными элементами празднования святок. Святочные колядки обычно проходили в ночь на Рождество, на Васильев день, в Крещенский сочельник. Небольшие группы девушек и юношей ходили по дворам «кликать коляду», пели особые благопожелательные песни, величали хозяев.

Группа колядовщиков останавливалась под окном и вызывали хозяев на крыльцо такими словами: «Приходила коляда накануне Рождества, здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!» И если хозяева появлялись, начинали благопожелательную песню.

Когда приходил черед провожать зиму праздновали масленицу.

Масленица начиналась в сыропустную неделю православного календаря и заканчивалась Прощеным воскресеньем, перед Великим постом. Все масленичные обряды были посвящены плодородию.

Катание с ледяных горок было любимым развлечением молодёжи на масленицу. Раньше примечали: «чем дальше поедешь, тем длиннее уродится лён». В каждом поселении строились ледяные горки, иногда горки сооружались и на каждой улице. Собирались целой ватагой, усевшись на салазки, шкуры или рогожки молодёжь весело катилась с горки.

Читайте также:  Рабочая программа по народному творчеству в дши

В один из масленичных дней в деревню со всех окрестных деревень съезжалось множество упряжек, число их могло доходить до 800. Обычай этот назывался – съездки. Они выстраивались длинной вереницей, ездили по деревне и ее окрестностям вокруг деревни «по солнцу», то есть по часовой стрелке и так помогали солнцу быстрее двигаться, приближая весну. Заканчивались съездки в Прощёное воскресенье.

Перед великим постом ели много, уделяя трапезе особое внимание — так люди «проектировали» будущую сытую и достаточную жизнь. Самым главным угощением на масленицу были блины.

Обычно в четверг, накануне Пасхи праздновался семик. Семик связывали с поклонением живой природе. Все украшалось живыми цветами и веточками деревьев. В лесу или в роще выбирали самую красивую берёзу и водили вокруг неё большой хоровод.

В древней Руси природу и природные стихии почитали и поклонялись им. В день летнего солнцестояния русский народ праздновал день Ивана Купалы, праздник природных стихий огня и воды. Этот праздник был полон волшебства и тайн. Днём обязательно нужно было искупаться в реке или другом водоёме, чтобы очистить душу и тело от всякой скверны. Было принято обливать друг друга водой, даруя духовное очищение. Вечером на берегу реки разжигали большой костёр. Всю ночь люди плясали и играли вокруг костра, а затем прыгали через него: кто прыгнет выше и не испугается – тот весь год будет удачливее и счастливее всех. Еще одно поверье связано с тем, что в эту ночь искали заветную «разрыв – траву» или цветок папоротника. Того кто найдет будет самым богатым. Травы в ночь на Ивана Купалу обретали чудодейственные силу исцеления, поэтому их активно собирали. Днём девушки плели разнотравные венки, а ночью пускали их на воду и гадали на судьбу. Каждый природный период был отмечен своим праздником. Так, например, когда заканчивалась жатва наступал праздник последнего ярового снопа. Названий он имел разные – «спожинки», «обжинки», «пожинальник».

Осенние праздники, которые проходят в октябре называют «Осенины».

Например, Покрова Пресвятой Богородицы традиционно отмечался 14 октября. Пресвятая Богородица считалась покровительницей и заступницей земли русской. Праздник стали отмечать 850 лет тому назад в 1164 году.

Обычаи празднования передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1.Название задания. Календарные праздники.

Текст задания. С чем определялись народные календарные праздники? Из выпадающего списка необходимо выбрать правильный ответ.

Русские народные календарные определялись сменой …………….

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Русские народные календарные определялись сменой времён года.

2. Название задания. Народные праздники.

Текст задания. Установите соответствие между изображениями а и названиями народных календарных праздников.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Источник

Путешествие сквозь время: самые главные русские обряды

Общие принципы культуры

Обряды на Руси проводили по любому поводу. Все ритуалы можно разделить на три категории:

Видео «Русские свадебные традиции»

В этом видео рассказывается, какими ритуалами и обычаями сопровождается русская свадьба.

Ритуалы

Все ритуалы на Руси были посвящены важным событиям в жизни человека. Одним из самых важных считался ритуал имянаречения, поскольку русичи верили, что вся жизнь человека зависит от имени.

Имянаречение

Славяне считали, что имя определяет дальнейшую судьбу человека, а также оберегает его от злых духов. Обряд имянаречения можно было проводить несколько раз для одного человека. Первое имя давал ребенку отец при рождении. В юношеском возрасте имя меняли – жрецы омывали подростков в священных водах, избавляя от детских грехов. Также имя меняли при замужестве, во время болезней или в результате героических поступков.

Для юношей этот обряд проходил только в реке, а для девушек – в реке или озере. Нарекаемый должен был держать горящую свечу в руке. После слов жреца надлежало окунуться в воду с головой, а свечу держать на вытянутой руке.

Братание

Среди языческих обычаев популярным был обряд братания, во время которого воины обменивались нательными крестами. Таким образом воин давал понять товарищу, что чтит его как воина и считает своим братом. При обмене крестами человек давал клятву другу, что на него всегда можно положиться.

Свадьба


У древних славян свадьба сопровождалась множеством ритуалов еще с момента подготовки. Во время помолвки молодые должны были умыть друг друга отварами целебных трав, чтобы очиститься от грехов перед браком. Для свадебного обряда молодую наряжали в белую рубашку с особой символикой.

Каравай присутствовал на каждой свадьбе. Он был обязательно круглой формы, чтобы молодые жили ладно и сытно. Родственников приглашали с помощью специального ритуала запросин, а мать выпроваживала сына в новый дом с помощью молитв. Семья жениха обязательно должна была дать выкуп за невесту, а родители девушки готовили достойное приданое. Выкупов на свадьбе было несколько, а заканчивались они тостом. Во время торжества невесте расплетали или отрезали косу и покрывали голову чепцом – символом замужества.

После обмена кольцами начинались следующие народные обряды:

Постриг

Старинный обряд постриг проводился в честь отлучения ребенка от матери. С раннего детства мать помогала познавать мир малышу, формировала его представление об окружающем мире. Мужчины начинали заботиться о своих сыновьях только после пострига. До этого времени ребенок считался хрупким созданием, не приспособленным к жизни. Мужчины должны были привить мальчику роль мужчины, обучить охоте, рыбалке, ремеслам и военному делу.

Обряд у предков происходил в солнечный день. Список предметов для обряда следующий: повязка, гривна, требник, табурет, ножницы, белая рубаха, мед. Парень в белой рубахе садится на табурет, а возле него разжигают костер. Старейшина в повязке срезает волосы у парня и сжигает их, чтобы задобрить богов. На этом обряд завершается, а юноша считается взрослым мужчиной. После этого все присутствующие угощаются медом, а музыканты играют на гуслях.

Читайте также:  Южный парк народная медицина

Тризна

По традиции староверов после похорон устраивали тризну – своеобразные поминки. Во время этого старорусского обряда устраивали стилизованные бои с трехглавым змеем. Такие поминки помогали усопшему обрести покой в загробной жизни. Во время язычества на тризне проводили жертвоприношения, пели песни и танцевали в честь умершего. После принятия христианства этот обычай заменили поминками.

Праздничные

Славяне отмечали праздники на славу – с песнями, танцами, вкусными яствами. Каждое гуляние имело свои обычаи и традиции.

Ивана Купала

В этот мистический день на территории нынешней России люди должны были искупаться в реке. Славяне верили, что вода в этот день обретает силу. С утра умывались росой, поскольку считалось, что эту влагу послали небеса. Воду в этот день связывали с огнем, поэтому после захода солнца зажигали высокие костры. В центре костра ставили бочку со смолой или шест с колесом. Самые смелые прыгали через пламя. По преданиям, люди могли получить защиту от нечисти, если высоко подпрыгивали над пламенем.

Девушки на Ивана Купала гадали и пускали венки по воде. Для венка нужно было собрать дюжину разных трав и цветов. В воду венок опускали с зажженной свечой. В отдельных случаях такие венки оставляли дома, чтобы охранять его от злых духов. Если венок доплывет до другого берега, девушка скоро выйдет замуж. Если венок уходил под воду, на ближайшее замужество его владелице надеяться не стоило.

Вербу в этот день святили в церкви и приносили домой как оберег от ведьм. В ночь на Ивана Купала можно было вывести ведьм на чистую воду. Считалось, что женщины, которые не приходят к костру ночью, имеют отношение к магии. В праздник читали заклинания на любовь и удачу, а также бросали камешки в воду и загадывали желания.

Колядование

Колядками называли песни, которые по национальным традициям пели в ночь перед Рождеством. Такие песни представляли собой заклинания, действующие в течение ближайшего года. Девушки предпочитали гадать на суженого.

Колядовщики были своеобразными духами предков, которые пророчили потомкам хороший урожай и счастье на будущий год. Они ходили по дворам, желали здоровья местным жителям. После принятия христианства колядовщики носили вертеп с куклами и показывали сценки на библейские сюжеты. Такие обходы проводились в ночь перед Рождеством, накануне Нового года и перед Крещением. Люди с радостью встречали колядовщиков и угощали их яствами.

Масленица

Масленичная неделя представляла собой целую систему, в которой первые три дня нужно было вести хозяйство, а оставшиеся четыре – праздновать. В понедельник славяне ходили в гости к соседям, пекли блины и делали чучело из соломы. Во вторник у незамужних девушек были смотрины. Парни приходили свататься, чтобы после поста сыграть свадьбу. Во вторник обязательно нужно было съехать с горки на санях, чтобы не обидеть Масленицу.

В среду женщины накрывали на стол. Обязательным блюдом должны были быть блины. В четверг ходили в церковь и решали конфликты с родными и соседями, если они были. В пятницу зятья встречали тещ блинами и выказывали свое почтение. В субботу невестки должны были позвать на обед родственников мужа, а также угостить соседей блинами. В воскресенье посещали церковь и просили прощения у близких. После этого сжигали чучело Масленицы и плясали.

Спас народ празднует три раза в году.

На Яблочный Спас люди провожали лето и святили яблоки. Также в этот день собирали урожай, поскольку считали, что после праздника никакой пользы от плодов не будет.

На Ореховый Спас святят орехи. Девушки гадают в этот день на суженого и свою судьбу. Для этого нужно было сорвать с дерева орех и съесть его. Вкус плода определял судьбу. Особое внимание в этот день уделяли хлебу, поскольку в эту пору заканчивали жатву.

Покров

До Покрова славянам нужно было убрать весь урожай, а также подготовить запасы на зиму. Скот больше не пасли на полях, а переводили в хлева. В этот день незамужние девушки просили у святых хорошего мужа и наряжались перед походом в церковь.

В этот день часто выпадал первый снег, поэтому существует примета: чем больше снега выпадет на Покрова, тем больше девушек в следующем году выйдут замуж. По поверьям, этот день нужно было провести весело.

В этот праздник люди прощались с хороводами до весны и готовились к домашнему времяпровождению. Для сохранения в жилище тепла нужно было запечь в доме все углы.

Русалочья неделя

Русалочья неделя у народа ассоциировалась с водой. Русалок славяне боялись. Они считали, что красавицы с рыбьими хвостами охотятся на красивых парней и норовят утащить их под воду. На праздничную неделю молодые девушки наряжались русалками и пугали односельчан.

Считалось, что в эти дни русалки выходят из воды и привлекают мужчин вопросом: «Укроп или петрушка?». Если мужчина отвечал «петрушка», русалка забирала его под воду со словами «Заберу тебя, душка».

Несмотря на то что люди боялись русалок, им хотелось узнать их поближе и приманить к себе. Например, славяне развешивали у реки рубашки, клали хлеб и соль возле воды. Все это делалось для задабривания русалок, поскольку люди считали их похитительницами скота.

Читайте также:  Повышение гемоглобина народными средствами у детей

Русичи верили, что люди, которые не придерживаются традиций и обрядов, непременно получат наказание от природы. После принятия христианства это мнение не изменилось, а только укоренилось: на великие праздники нельзя работать, поскольку Господь покарает. В старину считали, что с людьми, которые игнорируют обычаи, происходят несчастья. Например, у них не было урожая, рождались некрасивые дети или их одолевали страшные болезни.

Источник

Конспект урока «Народные праздничные обряды»

Предмет: изобразительное искусство

5 класс. 1 четверть. Урок №7

Народные праздничные обряды

Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности, способствование усвоению навыков работы с разными материалами: бумагой, акварелью гуашью, мелками, цветными карандашами.

Планируемые результаты (предметные ПР)

— уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

— быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

— уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;

— понимать ценностно-смысловой аспект и роли культуры и искусства в жизни человека;

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД Метапредметные (МПР)

— постановка цели, решение проблемы;

— поиск и выбор информации для творческой работы;

— выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;

— овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

– умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка.

— распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы;

— использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.

– постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;

— умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач;

— умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре.

– проведение анализа, синтеза, сравнения, классификации, постановка и решение творческой проблемы.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Особое отражение календарные народные праздники нашли в обрядовых действиях, их символическом значении. Праздники Иван Купала, Масленица, Колядки и др.

Учебник. Презентация «Народные праздничные обряды». Иллюстрации с изображениями праздничных обрядов. Бумага, акварель, гуашь, карандаши.

Технологическая карта урока

«Народные праздничные обряды»

Древние люди олицетворяли, одухотворяли природу, наделяли сверхъестественными свойствами буквально всё, с чем им доводилось сталкиваться. Отголоски этих наивных верований мы находим в народных сказках о водяном, лешем, домовом и о прочих мифических персонажах, которые в течение многих столетий существовали в сознании людей как реальные.

— Может, кто-то знает, почему они назывались языческими? (Было многобожие).

— Какие языческие праздники существовали на Руси и до сих пор их отмечают? (Масленица, Праздник Купала).

Два праздника очень значимые для славян: Масленица – проводы зимы, а праздник Ивана Купала – макушка лета.

О празднике Ивана Купала сложено много легенд, об этом празднике написано в художественной литературе.

Слайд 7. Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. На Руси для возрождения купальского костра употреблялся живой огонь (почётные старики добывалиего трением из дерева), и, пока продолжалась эта работа, собравшийся вокруг народ стоял в благоговейном молчании, но как только огонь вспыхивал, начинались гуляния.

В некоторых местах мастерили соломенную куклу – Купалу. Наряжали её в женское платье, украшали лентами и монистами.

Слайд 10. День Ивана Купалы посвящается собиранию лекарственных трав. Считается, что именно в этот день травы набираются целебной силой. Из собираемых трав особенно пользуются уважением такие травы, как купаленка (желтоголов), и цветок Иван-да-Марья.

Праздничное народное гуляние связано с красотой костюмов и их особым украшением.

Слайд 12.,13. Ещё обычаем было клали на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от нападения ведьм.

Хлестали друг-друга крапивой, играя в «горелки», прыгали через нее, чтобы защититься от нечистой силы.

Слайд 14. Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

Слайд 16,17. Горели костры, неслись от них к берегу реки зажжённые колёса – символические знаки солнца, показывая поворот солнца на зиму. На рассвете с шутками, притворными плачами и песнями сжигали соломенное чучело Купалы. Божество выполнило свою миссию, ибо брошенное в землю зерно проросло и дало всходы, поэтому Купала (купа – куст, сноп старых растений, травы) может и должен умереть до следующей весны.

Слайд 18. Характерной особенностью этого дня являются купальские песни. Они поются только в ночь на Ивана Купалы и никогда больше не повторяются в течение года.

Сильное солнце, сильная вода, сильная земля, и человек, входя в контакт с природой, берёт у неё силы для завершения летних работ.

Постановка художественной задачи:

А теперь давайте разделимся на группы для выполнения коллективной работы «Наш весёлый хоровод».(один из фрагментов празднования Ивана Купала)

Подведение итогов: Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка.

Источник

Правильные рекомендации