Обрядовые народные песни россии

Обрядовые песни – важная часть быта и праздников наших предков

Обрядовые песни сопровождают наш народ с незапамятных времен. Их поет мать младенцу, с ними дети учатся играм, работе по дому, в поле. Повзрослевшим парням и девицам славянские песни помогают общаться, выбирать суженных на всю жизнь. Весенняя и осенняя страда, длинные зимние вечера и короткие летние ночи имеют свои ритуалы, особые танцы и, разумеется, песни. Для любого волшебства, для общения с ушедшими предками, Богами есть свои песни.

Славянские песни – в работе подмога

Пение постоянно разливалось при выполнении тяжелой монотонной работы. И вовсе не от того, что к труду они относились с прохладцей. Отнюдь. Когда вместе трудятся много человек, когда их движения должны быть согласованы, без вспомогательных приемов не обойтись. Роль организатора брали на себя обрядовые песни. Они задавали ритм, не позволяли устать, впасть в уныние. При работе в поле на задорные и звонкие куплеты возлагалась еще одна роль – установить тесный контакт с Матерью Сырой Землею, напитаться ее силой, договориться о хорошем урожае.

Вечер за прялкой требовал иных напевов – неспешных, протяжных, вьющихся, как нитка в руках умелой мастерицы.

Праздничные обрядовые песни славян душу веселят

Эта книга — твой увлекательный путеводитель по славянским обычаям!

Свадебная славянская песня

Щекотала ласточка

Щекотала ласточка
Этож у нас ранёшенько на дворе,
Ой, на дворе, на дворе
Щекотала ласточка на заре,
Плакала девчоночка на море,
На белом, на камушке сидючи,
На быструю реченьку глядючи,
По бережку батюшка гуляя,
Гуляй, гуляй, батюшка, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У батюшки жалости не многа,
Не снял меня со камушка белова,
По бережку маменька гуляя,
Гуляй, гуляй, маменька, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У маменьки жалости не многа,
Не сняла дв с камушка белова,
По бережку миленький гуляя,
Гуляй, гуляй, миленький, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У милого жалости поболе,
Он снял меня со камушка белова,

Обрядовые песни русского народа для особых случаев

Как легко сказки и волшебство в жизни славян бок о бок уживались с ежедневным трудом, так одни и те же славянские песни могли исполняться в быту и по великим праздникам. Определенные песни пелись в честь важных событий в жизни: когда на девушку впервые надевали понёву, когда мальчик превращался в мужчину, готового защищать свой дом.

Пели обрядовые песни на Коляду-Солнцеворота, на встречу Ярилы, в Купальскую ночь и на праздник Авсеня. У каждого праздника свой смысл, у каждого из Богов просят чего-то ценного для всего рода в это время года. Просили всего сразу: щедрого урожая и сытой зимы, скорого прихода весны и рождения здоровых деток.

Обрядовые песни — отражение самой души нашего народа. Они облекают в слова, которые могут достучаться до природы и до высших сил, просьбы каждого человека, семьи, рода.

Летние обрядовые песни: праздник жизни и молодой силы

В славянском кологоде находится своё время для всякого праздника, а каждому празднику – своя песня. Летние обрядовые песни полны жизненной силы. Они напоминают о праздниках молодой любви и о пробуждении природы. В самую короткую ночь лета исполняют купальские песни, а в другое время песня сопровождает работу.

Песни на Купало

Летние песни связаны с самым известным праздником – Днём Купало или Купальской ночью. Празднование приходится на самую короткую ночь года, но продолжается часто дольше неё. Обычно молодёжные гуляния и хороводы у костров продолжались с неделю.

Один из мотивов купальских песен – история Бога Купало и Богини Костромы. В песнях повторяется история о брате и сестре, которые по незнанию полюбили друг друга и поженились. В песне упоминается «травица, что братец с сестрицей». Скорее всего, это цветок Иван да Марья – девушки традиционно украшают им купальские венки и используют его в обрядах.

Шинкарочка молода

Дай мне меду и вина,

Дай мне меду и вина.

А скинь же ты синь жупан,

Тогда тебе меду дам,

Тогда тебе меду дам.

Коли у меня грошей жбан,

Коли у меня грошей жбан?

Коли у тебя грошей жбан,

Источник

Обрядовые песни

Обрядовые песни русского народа

Обрядовые песни (колядки, щедривки, веснянки, гаевки, русальные, купальские, свадебные, колыбельные, семейно-бытовые, плачи, баллады, тембры, оклички, перекликание, погребальные, петривчаные, засевальные, жатвенные, обжиночные, казацкие, бурлацкие, чумацкие, рекрутские, шутливые, срамные и др.) – огромный пласт славянского фольклора, который позволяет сегодня познавать мировоззрение древних славян тех времен, когда они почитали природу в персонах Великих Богов: Перуна, Даждьбога, Лады, Ярила и других; поклонялись величию Солнца, силе Огня, загадочности Месяца, животворности Воды, красоте и волшебству Весны – всей Природе. Обрядовые песни в древности были своего рода заклинаниями, чарами, магическими заговорами. Они связаны со сменой природного цикла, который руководил языческими верованиями, исполнялись, чтобы задобрить силы природы, предков, призвать желаемое: плодородие, победу, дождь, весну, солнце и т. п.

С приходом христианства многие песни перешли на христианские праздники, подстроились под них, под святых, которые заменили древних богов. Так, песни, которые прославляли Рождество солнца, заимствованы на Рождество Христово, Крещение; песни в честь весны, пробуждение природы – на Христово Воскресение; купальские – на праздник Иоанна Крестителя и т. п.

Много примет древности в песнях, которые не были связаны с природным циклом, – погребальных, колыбельных. В некоторых свадебных упоминается мотив умыкания невесты, что когда-то было в обычаях славян.

Обрядовые песни — это песни, которые исполнялись во время самых разнообразных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Солнечный хлеборобский год славянина имел достаточное количество рабочих дней, но и немало праздников, которые создавали годовой круг праздников в честь солнца и других сил природы. Праздники имели определенные ритуалы и обряды, в коих большое значение имели магические движения и песнопение.

Веснянки – особенные ритуальные песни, которые пели девушки с началом весны, собственно, зазывание весны сопровождалось песнями, хороводами и разными магическими действиями.

Веснянки сформировались в глубине веков, как многосюжетное обрядовое действо, посвященное богу весны Яриле, с неповторными хороводами, песнями, играми. Весенними песнями закликали весну. Таких песен сохранилось в народе очень много.

К веснянкам девушки одевались в белые вышитые сорочки, плели венки, а так же украшали себя колтами, серьгями и славянскими оберегами. С песнями они брались за руки и ходили хороводом в ритм песне. В древнюю языческую пору хороводы были у всех народов, но сохранились они в народном искусстве лишь у славян.

Читайте также:  Эффективное средство для иммунитета народные средства

Колядки обрядовые – песни языческих праздников зимнего поворота солнца на лето. Колядки поют от 7 до 19 января по новому календарю (от 25 декабря до 7 января по старому календарю), от Рождества до Крещения.

Щедривки – короткие обрядовые песни и стихи, величальные новогодние поздравления. Вместе с колядками щедривки являются составной частью Рождественских праздников. Они почти не затронуты христианством, языческий элемент занимает в них главное место. Суть щедривок – пожелание и пророчество добра в году грядущем.

Песня «Гамаюн, птица Вещая»

Ты лети, Гамаюн, птица Вещая,
Через море раздольное, через горы высокие,
Через тёмный лес, через чисто да поле!

Ты пропой, Гамаюн, птица Вещая,
На белой зоре, на крутой горе,
На ракитовом кусточке, на малиновом пруточке!

Расскажи, Гамаюн, птица Вещая,
Нам про Велеса – Бога Мудрого,
Расскажи-пропой песнь заветную,

Ках ходил-бродил Он по бережкам,
По пустым местам, по глухим лесам,
Встречал на заре Красно Солнышко!

Расскажи, Гамаюн, птица Вещая,
Как пылал костёр посреди зимы,
Как бросал в Огонь травы ярые,

Кипятил ключом зелье жгучее,
Как текла Сурья да в багрян закат,
Как вставал рассвет в чистом полюшке.

Песня «Заклички Коляды»

Овсень – Коляда!
Приходи-ка ты сюда,
Подавай пиво-медок,
Мы пойдем на Мосток
В позвонцы стучать –
Овсеня встречать!
Овсень едет на Свинье
К самому Коляде!
Гой!

Песня «Гой, Колядо. »

Мы ходили, мы искали Коляду Святого1 –
Гой, Колядо! Гой, Колядо!
По Земле, по Небеси; по Словени, по Руси –
Гой, Колядо! Гой, Колядо!
По полям да по лесам, по горам да по долам –
Гой, Колядо! Гой, Колядо!
Мы нашли, нашли его в Светлом Ирие самом –
Гой, Колядо! Гой, Колядо!
Слава!

Пенся «Коза» (Колядная песнь-скоморошина)

Ряженые колядовщики ведут «козу», поют, разыгрывая в лицах каждое действо:

Мы не сами йдём – да мы козу ведём!
А наша коза – да недавно с Москвы!
Недавно с Москвы – да с длинными косьмы!
С длинными косьмы – да с козенятами!
Го-го-го, коза, го-го, серая!
Не ходи, коза, у того сельца!
У того сельца – четыре стрельца!
Собираются, снаряжаются!
Хотят козу бить, серу погубить!
Стрельнули козе в правое ушко!
С правого ушка потекла юшка!
Тут коза пала, сера пропала!
………………………………….
Ну-ка, мехонос, дуй козе под хвост!
Ну-ка, Асила, дуй козе в рыла!
Мехонос, обращаясь к народу и подставляя для отдарков свой мешок, речёт:

— Дайте кусок сала,
Чтоб наша коза встала!
После того, как все отдарки собраны, «коза» оживает, а колядовщики поют, благословляя народ:

Тут коза встала, серая пошла!
Где коза ходит – там жито родит!
Где коза ногой – там жито копой!
Где коза хвостом – там жито кустом!
Где коза рогом – там жито стогом!
Гой!

Песня «Ходя-Походя» (Колядная)

Ходя-походя Месяц по Небу –
Святый вечор добрым людям!
Клича-поклича Зорю за собой –
Святый вечор добрым людям!
Пойдём, Зоренька, пойдём, Ясная –
Святый вечор добрым людям!
Пойдём, Зоренька, богача шукать –
Святый вечор добрым людям!
Нашли богача Волотку Власыча –
Святый вечор добрым людям!
Волотко Власыч за столом сидит –
Святый вечор добрым людям!
За столом сидит, три ковша держит –
Святый вечор добрым людям!
Все три полные, все три ровные –
Святый вечор добрым людям!
Все налитые, все золотые –
Святый вечор добрым людям!
Во первом ковше зелено вино –
Святый вечор добрым людям!
Во другом ковше пшанично пиво –
Святый вечор добрым людям!
Во третьем ковше то сладок медок –
Святый вечор добрым людям!
Зелено вино самого его –
Святый вечор добрым людям!
Пшанично пиво то жене его –
Святый вечор добрым людям!
Саладок медок тот детям его –
Святый вечор добрым людям!
Гой!

Песня «Уродился Коляда»

Уродился Коляда прежде Нового Года –
Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
За горой крутою, за рекой быстрою –
Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
Стоят леса дремучие, горят Огни горючие –
Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
Вокруг Огня люди стоят, люди стоят колядуют –
Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
Здравствуй, Боже Коляда, во святые вечера –
Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
Гой!

Песня «Пошёл Коляда»

Пошёл Коляда с конца улицы в конец –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
За гору крутую, за реку быструю –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
За той за рекой стоит Дуб высокой –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
Перед ним Огонь горит, на Дубу Орёл сидит –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
А где ты бывал, где ты лётывал? –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
А на Небо летал, белы перья ронял –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
Белы перья ронял, у Сварога ночевал! –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
А Коляда шёл, белы перья нашёл –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
Кому бело перо, а всем людям добро –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
Гой!

Песня «А мы масленку дожидали»

А мы Масленку дожидали,
Сыр да маслице доставали,
Сыром горушку набивали,
Маслом горушку поливали;
Наша горушка все катлива,
Наша Масленка все гуллива!
Уж ты Масленка Годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Она пешая да не ходит,
Всё на кониках разъезжает;
У ей кони-то – вороные,
У ей слуги-то – молодые!

Песня «А мы масленку прокатили»

А мы Масленицу прокатали,
Сыра с маслицем подъедали;
На горушечку выходили,
Сыра с масельцем выносили,
Да и в ямочку закопали:
Ляжи, маслицо, да на летье,
Дай до следуего, дай до слетье!
А на лето тебя раскопаем,
Да и снова тебя раскатаем!

Песня «Веснянка»

Весна-Красна да по Заречью шла,
О-ой ли, ой, люли, да по Заречью шла!
Да по Заречью шла, что ж ты нам несла,
О-ой ли, ой, люли, что ж ты нам несла?
А я вам несла ой да три вестушки,
О-ой ли, ой, люли, да три вестушки:
Первая вестушка – Ясно Солнышко,
О-ой ли, ой, люли, Ясно Солнышко;
Другая ввестушка – тёпло летечко,
О-ой ли, ой, люли, тёпло летечко;
Третья вестушка – соловей поёт,
О-ой ли, ой, люли, да с перепёлкою!

Песня «Купала»

Жарким пламенем костры –
Ой, Купала, ой, Купала!
Силой Солнца зажжены –
Ой, Купала, ой, Купала!
Ходим, водим хоровод –
Ой, Купала, ой, Купала!
С песнями по Солнцу ход –
Ой, Купала, ой, Купала!
Вскинул голову Козёл –
Ой, Купала, ой, Купала!
Каждый рог длинён-востёр –
Ой, Купала, ой, Купала!
Его кудри мягче льна –
Ой, Купала, ой, Купала!
И в колосьях борода –
Ой, Купала, ой, Купала!
По полям туман плывёт –
Ой, Купала, ой, Купала!
По Земле Козел идёт –
Ой, Купала, ой, Купала!
Слава Матушке-Земле –
Ой, Купала, ой, Купала!
Слава Козьей Бороде –
Ой, Купала, ой, Купала!
Слава!

Читайте также:  Пушкин свою речь тем что вносил в нее народные слова

Песня «Как в ночь да на Купалу»

Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Входят в силу дивьи травы,
Ой, люли, дивьи травы,
Ой, люли, дивьи травы;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Расцветает цветок алый,
Ой, люли, цветок алый,
Ой, люли, цветок алый –

Жаркий алый чудо-цвет,
Жаркий алый чудо-цвет!

Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Стерегут лес навки-мары,
Ой, люли, навки-мары,
Ой, люли, навки-мары;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Цвет горит огнём кровавым,
Ой, люли, да кровавым,
Ой, люли, да кровавым –

Хмарь лесную гонит прочь,
Ярый, жжёт-кровянит ночь!

Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Млада по лесу гуляла,
Ой, люли, да гуляла,
Ой, люли, да гуляла;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Травы в короб собирала,
Ой, люли, собирала,
Ой, люли, собирала –

Травы ярые сильны
Силой Солнца и Земли!

Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Русу косу расплетала,
Ой, люли, расплетала,
Ой, люли, расплетала;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Добра молодца кликала,
Ой, люли, да кликала,
Ой, люли, да кликала –

Матушка быстра-река,
Ты найди мне жениха!

Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Входят в силу дивьи травы,
Ой, люли, дивьи травы,
Ой, люли, дивьи травы;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Расцветает цветок алый,
Ой, люли, цветок алый,
Ой, люли, цветок алый –

Песня «Уж как ночь коротка»

Уж как ночь коротка,
Уж как ночь коротка –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Как целебна роса,
Как целебна роса –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Собирался народ,
Собирался народ –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Заводил хоровод,
Заводил хоровод –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Хоровод посолонь,
Хоровод посолонь –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Разгорался Огонь,
Разгорался Огонь –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Распускался цветок,
Распускался цветок –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Озарялся Восток,
Озарялся Восток –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Слава!

Песня «Одолень Трава»

Ой, Купальница, ой, печальница,
Замкни марево, выкуй зарево,
Одолень-трава!

Ой, Купальница, ой, печальница,
У русальих вод – навий хоровод,
Одолень-трава!

Ой, Купальница, ой, печальница,
Серебро в горсти, позабудь-прости,
Одолень-трава!

Ой, Купальница, ой, печальница,
Времечко-года – что твоя вода,
Одолень-трава!

Ой, Купальница, ой, печальница,
Зазвенит волной в камышах прибой,
Одолень-трава!

Ой, Купальница, ой, печальница,
Что было – прошло, сквозь песок ушло,
Одолень-трава.

Песня «Купаленка»

Купаленка, Купаленка, тёмная ночка, купаленка!
Тёмная ночка, тёмная ночка, где твоя дочка, тёмная ночка?
Моя дочка, моя дочка – во садочке, моя дочка
Во садочке, во садочке – рвёт цветочки, рвёт цветочки;
Рвёт цветочки, рвёт цветочки – вьёт веночки, вьёт веночки:
Первый венок, первый венок – матке с батькой первый венок;
Другой венок, другой венок – брату с сестрой другой венок;
Третий венок, третий венок – другу на головку третий венок!
Носи, мой друг, носи, мой друг – не сбрасывай, носи, мой друг;
Люби меня, люби меня – не сказывай, люби меня!
Сами люди, сами люди – догадаются сами люди
Про нас с тобой, про нас с тобой – наговорются про нас с тобой!
Тебя любил, тебя любил – счастливым был, тебя любил;
От тебя отстал, от тебя отстал – несчастным стал, несчастным стал.

Источник

Обрядовые песни

26.05.2020

Обрядовые песни – важная часть быта и праздников наших предков. Они сопровождают наш народ с незапамятных времен. Их поет мать младенцу, с ними дети учатся играм, работе по дому, в поле.

Повзрослевшим парням и девицам славянские песни помогают общаться, выбирать суженных на всю жизнь. Весенняя и осенняя страда, длинные зимние вечера и короткие летние ночи имеют свои ритуалы, особые танцы и, разумеется, песни. Для любого волшебства, для общения с ушедшими предками, Богами есть свои песни.

Пение постоянно разливалось при выполнении тяжелой монотонной работы. И вовсе не от того, что к труду они относились с прохладцей. Отнюдь. Когда вместе трудятся много человек, когда их движения должны быть согласованы, без вспомогательных приемов не обойтись. Роль организатора брали на себя обрядовые песни.

Они задавали ритм, не позволяли устать, впасть в уныние. При работе в поле на задорные и звонкие куплеты возлагалась еще одна роль – установить тесный контакт с Матерью Сырой Землею, напитаться ее силой, договориться о хорошем урожае.

Вечер за прялкой требовал иных напевов – неспешных, протяжных, вьющихся, как нитка в руках умелой мастерицы.

Праздничные обрядовые песни славян веселят душу и помогают ей расти. Расти и тянуться к мудрости предков, просветленности и могуществу Богов. А как иначе? Каждый праздник был связан с важным событием в природе и требовал выказывать особое уважение ее силам, которые вступали в свои права и могли сделать жизнь обильной или скудной, беспечной или тяжелой. Повседневные же славянские песни чаще всего помогали забыть о тревогах в семейном кругу или среди друзей. Такие посиделки приносили отдых и покой после тяжелого дня, сплачивали близких.

Свадебная славянская песня
Щекотала ласточка
Щекотала ласточка
Этож у нас ранёшенько на дворе,
Ой, на дворе, на дворе
Щекотала ласточка на заре,
Плакала девчоночка на море,
На белом, на камушке сидючи,
На быструю реченьку глядючи,
По бережку батюшка гуляя,
Гуляй, гуляй, батюшка, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У батюшки жалости не многа,
Не снял меня со камушка белова,
По бережку маменька гуляя,
Гуляй, гуляй, маменька, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У маменьки жалости не многа,
Не сняла да с камушка белова,
По бережку миленький гуляя,
Гуляй, гуляй, миленький, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У милого жалости поболе,
Он снял меня со камушка белова.

Как легко сказки и волшебство в жизни славян бок о бок уживались с ежедневным трудом, так одни и те же славянские песни могли исполняться в быту и по великим праздникам. Определенные песни пелись в честь важных событий в жизни: когда на девушку впервые надевали понёву, когда мальчик превращался в мужчину, готового защищать свой дом.

Пели обрядовые песни на Коляду-Солнцеворота, на встречу Ярилы, в Купальскую ночь и на праздник Авсеня. У каждого праздника свой смысл, у каждого из Богов просят чего-то ценного для всего рода в это время года. Просили всего сразу: щедрого урожая и сытой зимы, скорого прихода весны и рождения здоровых деток.

Читайте также:  Что такое уральская народная республика

Обрядовые песни — отражение самой души нашего народа. Они облекают в слова, которые могут достучаться до природы и до высших сил, просьбы каждого человека, семьи, рода. В славянском кологоде находится своё время для всякого праздника, а каждому празднику – своя песня.

Летние обрядовые песни полны жизненной силы. Они напоминают о праздниках молодой любви и о пробуждении природы. В самую короткую ночь лета исполняют купальские песни, а в другое время песня сопровождает работу.

Летние песни связаны с самым известным праздником – Днём Купало или Купальской ночью. Празднование приходится на самую короткую ночь года, но продолжается часто дольше неё. Обычно молодёжные гуляния и хороводы у костров продолжались с неделю.

Один из мотивов купальских песен – история Бога Купало и Богини Костромы. В песнях повторяется история о брате и сестре, которые по незнанию полюбили друг друга и поженились. В песне упоминается «травица, что братец с сестрицей». Скорее всего, это цветок Иван да Марья – девушки традиционно украшают им купальские венки и используют его в обрядах.

Шинкарочка молода
— Шинкарочка молода,
Дай мне меду и вина,
Дай мне меду и вина.
— А скинь же ты синь жупан,
Тогда тебе меду дам,
Тогда тебе меду дам.
— На что тебе синь жупан,
Коли у меня грошей жбан,
Коли у меня грошей жбан?
— Коли у тебя грошей жбан,
Я за тебя дочку ‘тдам,
Я за тебя дочку ‘тдам.
Спрашивает детина:
— Откуль родом, дивчина.
Откуль родом, дивчина.-
По батюшке — Карповна,
По матушке — Войтовна.
Спрашивает дивчина:-
Откуль родом, детина,
Откуль родом, детина?
— По батюшке — Карпович,
По матушке — Войтович,
По матушке Войтович.
Бог дай, мати пропала
— Брата с сестрой свенчала,
Брата с сестрой свенчала.
— Пойдем, сестра, у лесок,
А скинемся травицей,
А скинемся травицей.
А скинемся травицей,
А что братец с сестрицей,
А что братец с сестрицей.
Будут девки краски рвать,
Нас с тобою поминать,
Нас с тобою поминать:
— Вот то ж та травица,
Что брахненька й сестрица,
Что брахненька й сестрица.

Купальские гуляния – время небольшого перерыва, отдыха от работ в полях. После недели гуляний славяне возвращались к трудам: начиналось время покоса, а позже жатвы. Покосные сопровождают работу или исполняются после неё.

Сенокосные песни часто были протяжными, похожими на хороводные напевы. Подобно тому, как сам сенокос был переходным временем между купальскими гуляниями и жатвой, эти песни напоминают одновременно и трудовые, и любовные.

Жатвенные песни более быстрые, бойкие. Они настраивают на совместный труд. Эти песни, скорее, можно отнести к осенним, хотя сама жатва и начиналась в конце лета.

Осенние обрядовые песни в фольклоре появляются ещё с августа. Нынче мы привыкли отмерять осень с 1 сентября. Встарь же первые напоминания о ней появлялись ещё в конце лета, вместе с началом сбора урожая. Именно работам в поле и радости в честь щедрых даров Матери Земли посвящены почти все песни в этот период. Отдельно можно выделить песни, посвящённые одному из праздников поздней осени – Осеннему Макошью.

Жнивными называют песни, которые встарь исполняли во время жатвы. Чаще всего песня помогала в труде, придавала сил и вдохновляла людей. Но было у осенних обрядовых песен и другое значение – сотворить волшебство. В песнях описывался богатый урожай, который принесла земля. Часто во время начала жатвы было ещё не известно, удастся ли вовремя убрать весь урожай, успеть до дождей, которые погубят зерно. Потому с помощью песен люди притягивали хороший исход жатвы. Помогали песни и вернуть земле силу, чтобы на следующий год она вновь дала богатый урожай.

Обрядовая песня на жатву.
Жали мы, жали
Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле (пели имя владельца поля)
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

Отдельные песни исполнялись во время обряда «завивания бороды», которую делали из небольшого количества колосьев, специально оставленных не сжатыми. Другие песни исполняли уже в доме, когда приносили туда богато украшенный последний сноп. Каждый домочадец после обрядовой песни съедал зёрнышко из этого снопа.

«К этому хозяину
Приходили бы купить и займовать!
Кто зернышко съест,
Если девушка – замуж идти,
Парень – жениться,
Если женщина – дитя родить,
Если корова – телушку родить,
Если овечка – двойничков принести».

Свои обрядовые песни исполнялись и на праздник Макошь, который празднуют десятую Макошину Пятницу в конце октября. В этот праздник женщины и девушки славят Богиню Макошь, делают обрядовое рукоделие, а после праздника начинают трёпку льна.

Вейся, вейся, кудель
«Вейся, вейся, кудель,
На Макошин день!
Прядись, пряженька,
Славься, Матушка!
Лён да полотно —
Матушкино добро.
Прядись, пряженька,
Славься, Матушка!
Беленым холстом
Тебе поднесём.
Прядись, пряженька,
Славься, Матушка!
Честно деревце
Кругом обовьём.
Прядись, пряженька,
Славься, Матушка!
Кругом обовьём,
Молоком польём.
Прядись, пряженька,
Славься, Матушка!
Молоком польём,
Хлеба поднесём.
Прядись, пряженька,
Славься, Матушка!
Хлеба поднесём,
Славу воспоём!
Прядись, пряженька,
Славься, Матушка!»

Эту песню исполняют во время обряда плетения пояса. Для такого пояса каждая женщина приносит ниточку из своего дома, а сам пояс плетут вокруг дерева. После обряда его оставляют в дар Богине Макошь. Обрядовые песни на День Макошь подойдут и для создания обережного рукоделия, посвященного этой Богине. Прежде чем творить такое рукоделие женщина традиционно приносила верчу Богине Макошь и уже после бралась за работу.

Зимние обрядовые песни – Колядки известны хорошо и сегодня. Как правило, в наше время петь колядки учат маленьких ребятишек, которым пытаются привить любовь к истории родной страны. Встарь в шумных гуляниях, играх принимали участие все от мала до велика. С утра гурьба детворы распевала колядки по дворам, стучалась в двери, за что получала желанные сладости. Днем по деревням отправлялась молодежь, которой доставалось угощение посущественней – пироги. К ночи колядовать шли взрослые. Для них веселье заканчивалось щедрым и веселым застольем в доме одного из соседей. Посиделки с обрядовыми песнями продолжались до утра

Ой, коляда, коляда,
Посконная борода.
Таусень! Таусень!
Открывай ворота,
Выноси-ка пирога!
Таусень! Таусень!
Кто подаст лепешки —
Золоты окошки!
Таусень! Таусень!
Уж ты, бабушка, подай,
Ты, Варварушка, подай!
Таусень! Таусень!
Подавай, не ломай,
Неси целый каравай.
Таусень! Таусень!

Обрядовые песни – огромный пласт славянского фольклора, который позволяет сегодня познавать мировоззрение древних славян тех времен, когда они почитали природу в персонах Великих Богов, поклонялись величию Солнца, силе Огня, загадочности Месяца, животворности Воды, красоте и волшебству Весны – всей Природе и были своего рода заклинаниями, чарами, магическими заговорами, которые исполнялись, чтобы задобрить силы природы, предков, призвать желаемое: плодородие, победу, дождь, весну, солнце и т. п.

*Подготовлено с использованием материалов Славяне.сайт

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector