Обрядовые русские народные песни примеры

Обрядовые песни – важная часть быта и праздников наших предков

Обрядовые песни сопровождают наш народ с незапамятных времен. Их поет мать младенцу, с ними дети учатся играм, работе по дому, в поле. Повзрослевшим парням и девицам славянские песни помогают общаться, выбирать суженных на всю жизнь. Весенняя и осенняя страда, длинные зимние вечера и короткие летние ночи имеют свои ритуалы, особые танцы и, разумеется, песни. Для любого волшебства, для общения с ушедшими предками, Богами есть свои песни.

Славянские песни – в работе подмога

Пение постоянно разливалось при выполнении тяжелой монотонной работы. И вовсе не от того, что к труду они относились с прохладцей. Отнюдь. Когда вместе трудятся много человек, когда их движения должны быть согласованы, без вспомогательных приемов не обойтись. Роль организатора брали на себя обрядовые песни. Они задавали ритм, не позволяли устать, впасть в уныние. При работе в поле на задорные и звонкие куплеты возлагалась еще одна роль – установить тесный контакт с Матерью Сырой Землею, напитаться ее силой, договориться о хорошем урожае.

Вечер за прялкой требовал иных напевов – неспешных, протяжных, вьющихся, как нитка в руках умелой мастерицы.

Праздничные обрядовые песни славян душу веселят

Эта книга — твой увлекательный путеводитель по славянским обычаям!

Свадебная славянская песня

Щекотала ласточка

Щекотала ласточка
Этож у нас ранёшенько на дворе,
Ой, на дворе, на дворе
Щекотала ласточка на заре,
Плакала девчоночка на море,
На белом, на камушке сидючи,
На быструю реченьку глядючи,
По бережку батюшка гуляя,
Гуляй, гуляй, батюшка, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У батюшки жалости не многа,
Не снял меня со камушка белова,
По бережку маменька гуляя,
Гуляй, гуляй, маменька, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У маменьки жалости не многа,
Не сняла дв с камушка белова,
По бережку миленький гуляя,
Гуляй, гуляй, миленький, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У милого жалости поболе,
Он снял меня со камушка белова,

Обрядовые песни русского народа для особых случаев

Как легко сказки и волшебство в жизни славян бок о бок уживались с ежедневным трудом, так одни и те же славянские песни могли исполняться в быту и по великим праздникам. Определенные песни пелись в честь важных событий в жизни: когда на девушку впервые надевали понёву, когда мальчик превращался в мужчину, готового защищать свой дом.

Пели обрядовые песни на Коляду-Солнцеворота, на встречу Ярилы, в Купальскую ночь и на праздник Авсеня. У каждого праздника свой смысл, у каждого из Богов просят чего-то ценного для всего рода в это время года. Просили всего сразу: щедрого урожая и сытой зимы, скорого прихода весны и рождения здоровых деток.

Обрядовые песни — отражение самой души нашего народа. Они облекают в слова, которые могут достучаться до природы и до высших сил, просьбы каждого человека, семьи, рода.

Летние обрядовые песни: праздник жизни и молодой силы

В славянском кологоде находится своё время для всякого праздника, а каждому празднику – своя песня. Летние обрядовые песни полны жизненной силы. Они напоминают о праздниках молодой любви и о пробуждении природы. В самую короткую ночь лета исполняют купальские песни, а в другое время песня сопровождает работу.

Песни на Купало

Летние песни связаны с самым известным праздником – Днём Купало или Купальской ночью. Празднование приходится на самую короткую ночь года, но продолжается часто дольше неё. Обычно молодёжные гуляния и хороводы у костров продолжались с неделю.

Один из мотивов купальских песен – история Бога Купало и Богини Костромы. В песнях повторяется история о брате и сестре, которые по незнанию полюбили друг друга и поженились. В песне упоминается «травица, что братец с сестрицей». Скорее всего, это цветок Иван да Марья – девушки традиционно украшают им купальские венки и используют его в обрядах.

Шинкарочка молода

Дай мне меду и вина,

Дай мне меду и вина.

А скинь же ты синь жупан,

Тогда тебе меду дам,

Тогда тебе меду дам.

Коли у меня грошей жбан,

Коли у меня грошей жбан?

Коли у тебя грошей жбан,

Источник

Обрядовые песни

Обрядовые песни русского народа

Обрядовые песни (колядки, щедривки, веснянки, гаевки, русальные, купальские, свадебные, колыбельные, семейно-бытовые, плачи, баллады, тембры, оклички, перекликание, погребальные, петривчаные, засевальные, жатвенные, обжиночные, казацкие, бурлацкие, чумацкие, рекрутские, шутливые, срамные и др.) – огромный пласт славянского фольклора, который позволяет сегодня познавать мировоззрение древних славян тех времен, когда они почитали природу в персонах Великих Богов: Перуна, Даждьбога, Лады, Ярила и других; поклонялись величию Солнца, силе Огня, загадочности Месяца, животворности Воды, красоте и волшебству Весны – всей Природе. Обрядовые песни в древности были своего рода заклинаниями, чарами, магическими заговорами. Они связаны со сменой природного цикла, который руководил языческими верованиями, исполнялись, чтобы задобрить силы природы, предков, призвать желаемое: плодородие, победу, дождь, весну, солнце и т. п.

С приходом христианства многие песни перешли на христианские праздники, подстроились под них, под святых, которые заменили древних богов. Так, песни, которые прославляли Рождество солнца, заимствованы на Рождество Христово, Крещение; песни в честь весны, пробуждение природы – на Христово Воскресение; купальские – на праздник Иоанна Крестителя и т. п.

Много примет древности в песнях, которые не были связаны с природным циклом, – погребальных, колыбельных. В некоторых свадебных упоминается мотив умыкания невесты, что когда-то было в обычаях славян.

Обрядовые песни — это песни, которые исполнялись во время самых разнообразных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Солнечный хлеборобский год славянина имел достаточное количество рабочих дней, но и немало праздников, которые создавали годовой круг праздников в честь солнца и других сил природы. Праздники имели определенные ритуалы и обряды, в коих большое значение имели магические движения и песнопение.

Веснянки – особенные ритуальные песни, которые пели девушки с началом весны, собственно, зазывание весны сопровождалось песнями, хороводами и разными магическими действиями.

Веснянки сформировались в глубине веков, как многосюжетное обрядовое действо, посвященное богу весны Яриле, с неповторными хороводами, песнями, играми. Весенними песнями закликали весну. Таких песен сохранилось в народе очень много.

К веснянкам девушки одевались в белые вышитые сорочки, плели венки, а так же украшали себя колтами, серьгями и славянскими оберегами. С песнями они брались за руки и ходили хороводом в ритм песне. В древнюю языческую пору хороводы были у всех народов, но сохранились они в народном искусстве лишь у славян.

Читайте также:  Слушать устное народное творчество искусство народа или фольклор

Колядки обрядовые – песни языческих праздников зимнего поворота солнца на лето. Колядки поют от 7 до 19 января по новому календарю (от 25 декабря до 7 января по старому календарю), от Рождества до Крещения.

Щедривки – короткие обрядовые песни и стихи, величальные новогодние поздравления. Вместе с колядками щедривки являются составной частью Рождественских праздников. Они почти не затронуты христианством, языческий элемент занимает в них главное место. Суть щедривок – пожелание и пророчество добра в году грядущем.

Песня «Гамаюн, птица Вещая»

Ты лети, Гамаюн, птица Вещая,
Через море раздольное, через горы высокие,
Через тёмный лес, через чисто да поле!

Ты пропой, Гамаюн, птица Вещая,
На белой зоре, на крутой горе,
На ракитовом кусточке, на малиновом пруточке!

Расскажи, Гамаюн, птица Вещая,
Нам про Велеса – Бога Мудрого,
Расскажи-пропой песнь заветную,

Ках ходил-бродил Он по бережкам,
По пустым местам, по глухим лесам,
Встречал на заре Красно Солнышко!

Расскажи, Гамаюн, птица Вещая,
Как пылал костёр посреди зимы,
Как бросал в Огонь травы ярые,

Кипятил ключом зелье жгучее,
Как текла Сурья да в багрян закат,
Как вставал рассвет в чистом полюшке.

Песня «Заклички Коляды»

Овсень – Коляда!
Приходи-ка ты сюда,
Подавай пиво-медок,
Мы пойдем на Мосток
В позвонцы стучать –
Овсеня встречать!
Овсень едет на Свинье
К самому Коляде!
Гой!

Песня «Гой, Колядо. »

Мы ходили, мы искали Коляду Святого1 –
Гой, Колядо! Гой, Колядо!
По Земле, по Небеси; по Словени, по Руси –
Гой, Колядо! Гой, Колядо!
По полям да по лесам, по горам да по долам –
Гой, Колядо! Гой, Колядо!
Мы нашли, нашли его в Светлом Ирие самом –
Гой, Колядо! Гой, Колядо!
Слава!

Пенся «Коза» (Колядная песнь-скоморошина)

Ряженые колядовщики ведут «козу», поют, разыгрывая в лицах каждое действо:

Мы не сами йдём – да мы козу ведём!
А наша коза – да недавно с Москвы!
Недавно с Москвы – да с длинными косьмы!
С длинными косьмы – да с козенятами!
Го-го-го, коза, го-го, серая!
Не ходи, коза, у того сельца!
У того сельца – четыре стрельца!
Собираются, снаряжаются!
Хотят козу бить, серу погубить!
Стрельнули козе в правое ушко!
С правого ушка потекла юшка!
Тут коза пала, сера пропала!
………………………………….
Ну-ка, мехонос, дуй козе под хвост!
Ну-ка, Асила, дуй козе в рыла!
Мехонос, обращаясь к народу и подставляя для отдарков свой мешок, речёт:

— Дайте кусок сала,
Чтоб наша коза встала!
После того, как все отдарки собраны, «коза» оживает, а колядовщики поют, благословляя народ:

Тут коза встала, серая пошла!
Где коза ходит – там жито родит!
Где коза ногой – там жито копой!
Где коза хвостом – там жито кустом!
Где коза рогом – там жито стогом!
Гой!

Песня «Ходя-Походя» (Колядная)

Ходя-походя Месяц по Небу –
Святый вечор добрым людям!
Клича-поклича Зорю за собой –
Святый вечор добрым людям!
Пойдём, Зоренька, пойдём, Ясная –
Святый вечор добрым людям!
Пойдём, Зоренька, богача шукать –
Святый вечор добрым людям!
Нашли богача Волотку Власыча –
Святый вечор добрым людям!
Волотко Власыч за столом сидит –
Святый вечор добрым людям!
За столом сидит, три ковша держит –
Святый вечор добрым людям!
Все три полные, все три ровные –
Святый вечор добрым людям!
Все налитые, все золотые –
Святый вечор добрым людям!
Во первом ковше зелено вино –
Святый вечор добрым людям!
Во другом ковше пшанично пиво –
Святый вечор добрым людям!
Во третьем ковше то сладок медок –
Святый вечор добрым людям!
Зелено вино самого его –
Святый вечор добрым людям!
Пшанично пиво то жене его –
Святый вечор добрым людям!
Саладок медок тот детям его –
Святый вечор добрым людям!
Гой!

Песня «Уродился Коляда»

Уродился Коляда прежде Нового Года –
Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
За горой крутою, за рекой быстрою –
Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
Стоят леса дремучие, горят Огни горючие –
Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
Вокруг Огня люди стоят, люди стоят колядуют –
Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
Здравствуй, Боже Коляда, во святые вечера –
Святой вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
Гой!

Песня «Пошёл Коляда»

Пошёл Коляда с конца улицы в конец –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
За гору крутую, за реку быструю –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
За той за рекой стоит Дуб высокой –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
Перед ним Огонь горит, на Дубу Орёл сидит –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
А где ты бывал, где ты лётывал? –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
А на Небо летал, белы перья ронял –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
Белы перья ронял, у Сварога ночевал! –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
А Коляда шёл, белы перья нашёл –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
Кому бело перо, а всем людям добро –
Да и святый вечор, да и доброй вечор!
Гой!

Песня «А мы масленку дожидали»

А мы Масленку дожидали,
Сыр да маслице доставали,
Сыром горушку набивали,
Маслом горушку поливали;
Наша горушка все катлива,
Наша Масленка все гуллива!
Уж ты Масленка Годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Она пешая да не ходит,
Всё на кониках разъезжает;
У ей кони-то – вороные,
У ей слуги-то – молодые!

Песня «А мы масленку прокатили»

А мы Масленицу прокатали,
Сыра с маслицем подъедали;
На горушечку выходили,
Сыра с масельцем выносили,
Да и в ямочку закопали:
Ляжи, маслицо, да на летье,
Дай до следуего, дай до слетье!
А на лето тебя раскопаем,
Да и снова тебя раскатаем!

Песня «Веснянка»

Весна-Красна да по Заречью шла,
О-ой ли, ой, люли, да по Заречью шла!
Да по Заречью шла, что ж ты нам несла,
О-ой ли, ой, люли, что ж ты нам несла?
А я вам несла ой да три вестушки,
О-ой ли, ой, люли, да три вестушки:
Первая вестушка – Ясно Солнышко,
О-ой ли, ой, люли, Ясно Солнышко;
Другая ввестушка – тёпло летечко,
О-ой ли, ой, люли, тёпло летечко;
Третья вестушка – соловей поёт,
О-ой ли, ой, люли, да с перепёлкою!

Песня «Купала»

Жарким пламенем костры –
Ой, Купала, ой, Купала!
Силой Солнца зажжены –
Ой, Купала, ой, Купала!
Ходим, водим хоровод –
Ой, Купала, ой, Купала!
С песнями по Солнцу ход –
Ой, Купала, ой, Купала!
Вскинул голову Козёл –
Ой, Купала, ой, Купала!
Каждый рог длинён-востёр –
Ой, Купала, ой, Купала!
Его кудри мягче льна –
Ой, Купала, ой, Купала!
И в колосьях борода –
Ой, Купала, ой, Купала!
По полям туман плывёт –
Ой, Купала, ой, Купала!
По Земле Козел идёт –
Ой, Купала, ой, Купала!
Слава Матушке-Земле –
Ой, Купала, ой, Купала!
Слава Козьей Бороде –
Ой, Купала, ой, Купала!
Слава!

Читайте также:  Чистка крови народными средствами при диабете

Песня «Как в ночь да на Купалу»

Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Входят в силу дивьи травы,
Ой, люли, дивьи травы,
Ой, люли, дивьи травы;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Расцветает цветок алый,
Ой, люли, цветок алый,
Ой, люли, цветок алый –

Жаркий алый чудо-цвет,
Жаркий алый чудо-цвет!

Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Стерегут лес навки-мары,
Ой, люли, навки-мары,
Ой, люли, навки-мары;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Цвет горит огнём кровавым,
Ой, люли, да кровавым,
Ой, люли, да кровавым –

Хмарь лесную гонит прочь,
Ярый, жжёт-кровянит ночь!

Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Млада по лесу гуляла,
Ой, люли, да гуляла,
Ой, люли, да гуляла;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Травы в короб собирала,
Ой, люли, собирала,
Ой, люли, собирала –

Травы ярые сильны
Силой Солнца и Земли!

Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Русу косу расплетала,
Ой, люли, расплетала,
Ой, люли, расплетала;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Добра молодца кликала,
Ой, люли, да кликала,
Ой, люли, да кликала –

Матушка быстра-река,
Ты найди мне жениха!

Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Входят в силу дивьи травы,
Ой, люли, дивьи травы,
Ой, люли, дивьи травы;
Как в ночь да на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Ой, люли, на Купалу,
Расцветает цветок алый,
Ой, люли, цветок алый,
Ой, люли, цветок алый –

Песня «Уж как ночь коротка»

Уж как ночь коротка,
Уж как ночь коротка –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Как целебна роса,
Как целебна роса –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Собирался народ,
Собирался народ –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Заводил хоровод,
Заводил хоровод –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Хоровод посолонь,
Хоровод посолонь –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Разгорался Огонь,
Разгорался Огонь –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Распускался цветок,
Распускался цветок –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Озарялся Восток,
Озарялся Восток –
На Купа-алу,
На Купа-алу!
Слава!

Песня «Одолень Трава»

Ой, Купальница, ой, печальница,
Замкни марево, выкуй зарево,
Одолень-трава!

Ой, Купальница, ой, печальница,
У русальих вод – навий хоровод,
Одолень-трава!

Ой, Купальница, ой, печальница,
Серебро в горсти, позабудь-прости,
Одолень-трава!

Ой, Купальница, ой, печальница,
Времечко-года – что твоя вода,
Одолень-трава!

Ой, Купальница, ой, печальница,
Зазвенит волной в камышах прибой,
Одолень-трава!

Ой, Купальница, ой, печальница,
Что было – прошло, сквозь песок ушло,
Одолень-трава.

Песня «Купаленка»

Купаленка, Купаленка, тёмная ночка, купаленка!
Тёмная ночка, тёмная ночка, где твоя дочка, тёмная ночка?
Моя дочка, моя дочка – во садочке, моя дочка
Во садочке, во садочке – рвёт цветочки, рвёт цветочки;
Рвёт цветочки, рвёт цветочки – вьёт веночки, вьёт веночки:
Первый венок, первый венок – матке с батькой первый венок;
Другой венок, другой венок – брату с сестрой другой венок;
Третий венок, третий венок – другу на головку третий венок!
Носи, мой друг, носи, мой друг – не сбрасывай, носи, мой друг;
Люби меня, люби меня – не сказывай, люби меня!
Сами люди, сами люди – догадаются сами люди
Про нас с тобой, про нас с тобой – наговорются про нас с тобой!
Тебя любил, тебя любил – счастливым был, тебя любил;
От тебя отстал, от тебя отстал – несчастным стал, несчастным стал.

Источник

Урок литературы «Обрядовые песни»

Разделы: Литература

Слово учителя: Не зря говорится: сказка – складка, песня – быль, потому что сказка основана на вымысле, на мечте, а песня – на реальной жизни и невыдуманных чувствах. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной жизни: в любовных песнях звучат переживания молодежи; в семейных говорится об отношениях родителей и детей, мужей и жён; в солдатских – о службе, войнах, походах и т.д. А самое главное – песни охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем.

В современной науке о фольклоре принято разделять песни на следующие группы.

Как же появлялись обрядовые песни?

Люди не всегда были уверены в том, что за зимой обязательно наступит весна, что поле принесёт урожай, а охота будет удачной. Значит, для того, Чтобы всё это произошло, просить нужно сверхъестественные силы. Так возникает обряд особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. А чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, её нужно преподнести в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык, где использовались не только слова, но и ритуальные действия и предметы.

В каждый из праздников совершались определённые обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определённое единство музыкального напева.

Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни.

Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесёт благополучие и радость в каждую семью. Поэтому и исполнять их начинали с рубежа старого и нового года, на Святки, длящиеся 12 дней

между праздниками Рождества и Крещения Господня. Все эти дни по дворам ходили процессии ряженых. Наряжались животными ( козой, конем, медведем), стариками и старухами (часто ещё и мужчина представлял женщину, и наоборот), порой просто надевали шубы мехом наружу, а лица прятали под страшными масками или мукой, сажей. Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами или в домах колядки.

Выходят ряженые и поют:

Коляда, коляда!
А бывает коляда
НаканунеРождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла!

Коляда, маледа!
Ходила коляда по святым вечерам.
Зашла коляда к Николаю на двор.
У Николая борода до шелкова пояса.
Дай ему, господи, доброго здоровья,
Семь лошадей ровно белых лебедей,
Пятьдесят быков, сто коров!

Почти в каждом семействе приготовляются на этот случай сдобные кокурки и каракульки (уродливые фигурки из теста), которые и подаются колядующим. Получив угощение, колядчики благодарят хозяев:

Дай им, господи, всего-то всего!
Одна-то корова по ведру доила!
Одна-то кобыла по два воза возила!

Проклятия, как и пожелания воспринимались почти буквально, поэтому обидеть колядчиков боялись и крайне редко им отказывали. Выносили что-нибудь с праздничного стола – пирог, колбасу, сало или давали немного денег. Описание такого обряда мы можем встретить в повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”.

Людей всегда интересовало, что их ожидает в будущем. Чтобы узнать это, наши предки прибегали к гаданиям. Этот обряд описывается во многих произведениях русских поэтов и писателей.

Читайте также:  Прощай зеленый лес немецкая народная песня текст

Например, в балладе В. А. Жуковского “Светлана” гадания представлены так:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За окошко башмачок,
Сняв с ноги бросали.

Куда указывал башмачок – оттуда жди жениха.

А сама героиня этого произведения провела мистический обряд гадания с зеркалом. Вот как это “увидел” художник К. Брюллов.

Девушки в святочные вечера гадали. Гадания были разные, их было много. Некоторые из них сопровождались подблюдными песнями.

Подблюдные гадания упоминаются в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, когда автор рассказывает о жизни провинциалов Лариных:

…Два раза в год они говели,
Любили русские качели,
Подблюдны песни,
Хоровод…

Как же это происходило на самом деле?

В наступившее время после захода солнца из разных домов собирались девушки в одну назначенную ими горницу и начинали праздновать святки следующим образом: брали красное деревянное блюдо, покрывали его большой салфеткой, клали на салфетку небольшой кусок хлеба и холодный уголь. Потом каждая загадывала на перстнях, кольцах или других небольших предметах. Касались ими края блюда крест-накрест и клали их под салфетку, потом доставали вслепую под песню, значение которой разъяснял старший.

Песни святочных гаданий предвещали судьбу: богатство или бедность, скорую свадьбу или вечное девичество, удачное или неудачное замужество, разлуку, дальнюю дорогу, смерть… Вот примеры таких песен.

Песни, сулящие счастье и богатство.

Нивка узенька, снопики частеньки.
Ой люли!
Мы кому споём – и тому добро,
Кому вынется, тому и справдится,
Тому справдится, не минуется.
Сидит на перине, считает полтины.
Кому поем, тому сбудется, не минуется.

Песни, сулящие свадьбу.

Идут сваты богатые.
Лады!
Один сват в лаптях,
А другой в сапогах.
Кому поём, тому с добром,
Кому сбудется, не минуется!
Пала иголочка во ящичок.
Кому поём, тому с добром.
Кому сбудется, не минуется.

Песни, сулящие разлуку, дорогу.

Коло речки шла, полотно стлала.
Ой люли!
Кому вынется, тому и справдится,
А чей перстенёк, того и песенка!

Заинька-ковыляинька.
Слава те!
Ковылять тебе на чужую сторону.
Кому кольцо вынется.
Тому сбудется, не минуется.

Песни, сулящие бедность, болезнь.

Заехали в ухаб, не выехать никак.
Кому сбудется, не минуется.
Идёт свинья из Питера,
Вся шильём истыкана.
Кому сбудется, да не минуется.

Были и другие гадания, например,

Свадебный обряд был не однороден по настроению: трагические песни о женской неволе и тяжкой доле чередовались с хоровыми праздничными песнями. Шла как бы борьба между трагическим и оптимистическим началом в оценке свадьбы, и побеждало последнее. Так, с одной стороны, причитание (причет) — скорбный протяжный плач невесты — сопровождал все основные моменты свадебного обряда (девичник, баня, расплетание косы) и прекращался лишь тогда, когда невеста покидала родной дом. Бессюжетный и часто не имеющий завершённости с точки зрения композиции, он с эмоциональной точки зрения представлял из себя вопли, вскрики, рыдания и составлял общий фон обряда. В песне же действительность украшалась, показывалась её светлая сторона.

Если внимательно вчитаться в содержание свадебных песен, откроется удивительно яркий и содержательный мир русской свадьбы. Песни звучали в течение всего обряда и были своеобразным “прологом”, “главами”, “частями” и “эпилогом” обрядовой игры, поэтически воссоздавая каждый эпизод свадьбы.

Свадебный обряд – один из самых сложных. Он мог растянуться на несколько недель и даже месяцев и включал три основных момента.

Сватали обычно вечером, пробирались к дому невесты задворками, не разговаривали, боясь неудачи. В доме невесты сваты вели себя так. Как предписывал обряд: говорили, используя иносказательные формулы:

— Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица.

-У вас ком теста и у нас ком теста, нельзя ли их свалять в одно место?

— У вас товар – у нас купец.

Через некоторое время следовал сговор, т.е. окончательное соглашение между родителями жениха и невесты, и начиналась подготовка к свадьбе. Сговор (рукобитие) проходил в доме невесты: готовили угощение, зажигали свечи, все молились. После сговора “девушка называлась сговорёнка, ходила в тёмном платке, на улицу почти не показывалась”.

    Третий этап – сама свадьба, длившаяся не менее двух дней.

В центре свадебного обряда – невеста. Поскольку сам брак воспринимается как её переход из одной семьи, одного рода в другой, к “новым отцу-матери”. Поэтому и в обрядовых действиях, и в свадебных песнях брак изображается то как похищение, то как купля невесты, то как охота.

Во время свадебного обрядового цикла поются причитания, в которых оплакивается судьба девушки. Причитает как сама невеста, так и её подружки, которые не оставляли её на протяжении недели до свадьбы. Просватанная невеста плачет:

Всё прошло да прокатилося,
Всё да миновалося,
Девье да беспечальное житьё.
Не знаю, да в какую пору,
Не знаю, да в какое время
Уж колесом оно прокатилось…
Ты родимый мой брателко,
Уж ты выйди на широкую уличку…
Уж и скуй –тко да саблю вострую…
Наруби-тко ты ельничку,
Часта мелка березнничку,
Уж засеки-тко путь-дорожечку,
Чтоб боярам не проехати…

Накануне венчания подружки расплетали невесте косу – обязательную принадлежность девушки – и выплетали из неё ленту, девичью “красоту”, которую невеста отдавала своей младшей сестре или подруге.

Прощаясь с девушками, невеста тоже причитает. Один из самых частых образов в её плаче – белая лебедь, отставшая от своей стаи и прибившаяся к серым гусям, которые недоброжелательно принимают её:

Во саду, во садике моём
Белая лебёдушка кликала,
В тереме Катеринушка плакала,
Жалобно своему батюшке говорит:
“Бог судит родимому батюшке!
Молоду в чужи люди отдают!
Останется зелёный сад без меня,
Завянут все цветики во саду,
Завянут алые в зелёном!
Аленький мой,беленький цветочек,
Розовый, лазоревый василёчек!
Кому будет мои цветы поливать?
Встань, вставай, мой батюшка раненько,
Проливай мои цветы частенько
Свежею ключевою водою,
Сверх того горючими слезами.

В причитаниях слышится и страх перед новой жизнью, и тоска по родне и прежнему веселью. Это вовсе не значит, что любая невеста неохотно шла замуж. Просто причитания, по древней традиции, были обязательны для любой свадьбы, и заканчивались они к моменту отъезда в церковь на венчание. Невесты больше нет, есть молодая.

Во время свадебного пира поются величальные песни, адресованные разным участникам события: жениху, невесте, их родителям, свахе, гостям. Вот величание жениху:

Не черёмушка завырастала,
Не кудряво деревцо зарасцветало:
Расцвели кудри молодецкие,
Молодецкие кудри Трофимовы.
И что света Трофима Петровича.
На всякой на кудринке по цветочку цветёт,
По цветочку цветёт по лазурьевому,
На всякой кудринке пожемчужинке.

Главный способ изображения — описание. Все образы создаются по одной схеме: внешность, одежда, богатство, великолепные взаимоотношения с окружающими. Предметный мир строго определён: богатые, роскошные и модные предметы. Для величальных песен, как и для колядок, характерна гипербола, особенно при описании богатства.

Календарные ритуалы по-своему организовывали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотичные и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector