Обряды это устное народное творчество

Литература

Календарно-обрядовый фольклор

Занятия с репетитором ОНЛАЙН от 200 руб / час

Бесплатный подбор репетитора на нашем сайте

Перейти

План урока:

Фольклор в литературе

Фольклор – это УНТ (устное народное творчество), отражающее весь богатый опыт старшего поколения.

У фольклора есть ряд отличительных особенностей:

Фольклор – очень важный этап в истории развития литературы. Он послужил основой для возникновения письменной литературы. Более того, благодаря устному народному творчеству мы знаем историю своей Родины, мировоззрение своих прадедов и даже отголоски славянской религии прослеживаются в этом многообразномколлективном творчестве.

Разновидности жанров фольклора

Всё богатство фольклорных жанров можно разделить на несколько групп:

Особое внимание уделялось невесте. Девушка покидала отчий дом и переходила в чужую семью.

Календарно-обрядовый фольклор

Устное народное творчество являлось важнейшей частью быта. Фольклор сопровождал все важнейшие стороны крестьянской жизни: полевую работу, свадьбы, троица, колядки, крестины.

Люди считали, что если все обрядовые песни и действия не будут исполнены, то в доме можно не ждать счастья, урожай не созреет, а в семье согласия не будет. Поэтому точное исполнение обряда – дело для народа очень серьезное.

Обряд – определенная последовательность традиционных действий, которыми передается мировоззрение и обычаи.

Календарно-обрядовые песни получили свое названия из-за связи с распорядком полевых работ по годовому циклу.

Жанровые разновидности календарно-обрядового фольклора

Календарно-обрядовые песни, относительно их жанровой разновидности, объединяются в несколько групп:

А теперь давайте немного подробнее поговорим про каждую группу календарно-фольклорных песен.

Рождественские песни

Рождественские праздники являлись значимыми днями для многих людей. Они продолжались с 24.12 по 6.01. Это время зимнего солнцестояния, которое разделяло календарные циклы между собой.


( Источник )

В сочельник (24.12) крестьяне приходили к соседям в гости и исполняли своеобразные песни-заклинания. Их называли колядками. Колядующие пели хозяевам домов песни, в которых были пожелания им здоровья, благополучия, счастья, добра и богатства. Колядки имели «заклинательный», магический характер.

Можно заметить, что эти песни простые. В них колядующие обращаются к хозяевам дома и желают им всяческих благ. А вот концовка колядок отличается. Иногда в финале присутствует просьба о вкусном гостинце, а иногда угроза.

В ответ добродушные хозяева одаривали своих гостей своим «богатством»: калачами, кренделями, конфетами и другими вкусностями. Радостное настроение всеобщей щедрости царило на протяжении всех святочных дней. Так начинался новый календарный цикл и заряжал народ радостью и добрым отношением к ближнему.

Масленичные песни

После Рождества наступала Масленица. Это был очень веселый и радостный праздник, но он играл важную роль в жизни русского народа. Обрядовые песни, исполняемые на Масленицу, помогали солнышку продвинуться по кругу. Тем самым люди прогоняли зиму и весело встречали весну.

( Источник )

Солнце и огонь – являлись главными символами этого праздника. И его символичные изображения входили во все атрибуты этого шумного праздника! Все обрядовые действия совершались с одной целью – поскорее прогнать зиму и встретить красавицу-весну. Вот ключевые обряды, совершаемые на Масленицу:

Проводы зимы сопровождались играми, народными забавами, шутками и смехом. Считали, что если обряд совершен неверно, то обильного урожая в будущий год можно не ждать.

А также можно заметить, у календарно-обрядовых песен довольно простая форма. Они легко запоминаются. Песни построены на повторах. В масленичных песнях, которые поются во время праздника, Масленица упоминается в сатирическом тоне. Никто не грустил – все счастливы и рады приходу весны. Люди старались побыстрее прогнать морозную зиму.

Во время изготовления соломенного чучела поются более ласковые и душевные песни. Масленицу ласково называют Авдотьюшкой и рядят ее в чистые одежды, украшают яркими лентами и платками.

Весенние песни (веснянки)

Еще одной жанровой разновидностью календарно-обрядового фольклора являются весенне-летние песни. В теплые дни Великого поста было принято «закликать» весну. Крестьянские ребятишки поднимались на пригорочки или на крыши и начинали кликать.

( Источник )

Это были уже не песни, а кликанья. Маленькие четверостишия были довольно просты и легко запоминались. В них было очень много повторений и обращений.

Детки кричали, из-за всех сил звали весну. Накричавшись вволю, ребятишки довольные возвращались домой, либо приступали к своим обычным забавам и играм.

Летние песни

Летние праздники начинались с Троицы. Молодые девушки убегали в рощицу и «завивали» белые березки. После этого «завитое» деревце срубали, ходили с ним по деревне и распевали веселые песни.

Эти обрядовые действия и душевные песни обеспечивали русский народ богатым урожаем на весь следующий год. Обратите внимание на то, что в этих песнях много обращаются к березоньке. Летние песни пропитаны теплом, нежностью и любовью к родной природе.

( Источник )

Кульминация годичного цикла приходится на ночь 25 июля. Это День Ивана Купала. Считалось, что в эту ночь начинают безобразничить русалки. Цель этого праздника – отогнать нечистые силы, пока они не уничтожили зреющий урожай, а также подготовить поле для жатвы.

Песни на день Ивана Купала напевные, лирического характера. Они напевны и изобилуют обращениями к Купале. Причем, из песен невозможно понять, какого пола был Купала.

Жнивные песни

Календарно-обрядовые песни не только сопровождали людей во время праздников, но и помогали выполнить тяжелые трудовые работы. Существует большое количество жнивных песен. Их исполняют в период жатвы, уборки урожая, сенокоса. Такие песни разделяются исходя от работы, которую выполняют крестьяне.

Жатва начиналась с благодарности за первый «именинный» сноп. Его вязали «всем миром» (люди всей семьи, деревни были включены в этот процесс). «Именинный» сноп украшали, переносили в деревню и хранили до следующего года. Ему пели обрядовые песни. Очень сильно почитали «живую матку» (колосья с особо крупными зернами).

Обратите внимание на то, что житные песни изобилуют уменьшительно-ласкательными суффиксами. Это показывает, что к зерну в народе относились с большим уважением! Благодаря хорошему урожаю, люди были сыты весь год.

( Источник )

Очень важным моментом являлось «завивание козлу бороды». Конечно, ни о каком животном здесь речи не идет. Все крестьяне, участвовавшие в жатве, собирались вместе и на корню завязывали последний сноп. Это делалось для того, чтобы почва оставалось плодородной и дарила богатые урожаи в последующие годы.

Читайте также:  Ушиб грудной клетки справа лечение народными средствами

Крестьянам было важно восстановить силы Земле-Матушке, но и о себе они не забывали. Чтобы поддержать собственные силы, жнецы ложились на последний сноп, катались по нему и пели обрядовые песни.

Наличие жанрового разнообразия календарно-обрядовых песен указывает на то, что к каждому событию годичного цикла на русской земле было особое отношение. Обрядовый фольклор был чрезвычайно важен для русского народа. Без него не обходилось ни одно важное событие. По содержанию и поэтическим особенностям календарно-обрядовых песен можно понять мировоззрение крестьян и их отношение к жизни.

Источник

Литература. 6 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

Календарно-обрядовый фольклор – это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времён года и распорядка земледельческих работ.

Веснянки – обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны.

Колядки – рождественские обрядовые песни. Исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник Коляды. Коляда – старинный славянский языческий праздник, в настоящее время празднуется одновременно с праздником Светлого Рождества Христова и составляют единство православного и языческого праздников. Смысл колядок связан с верой древних людей в магию первого дня: то, что пожелается в этот день или накануне его, непременно сбывается. Щедрое угощение колядовщикам – это жертва древнему языческому богу Коляде (Календе) и одновременно задабривание исполнителей песенок: чем щедрее угощение, тем прибыльней будет новый год для его подателя.

Осенние песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая.

Обрядовые песни на Троицу (троицкие) – это разновидность летних календарно-обрядовых песен. Троицкие песни исполнялись при обрядах наряжения берёзки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая.

Масленичные песни – песни, частушки, прибаутки и колядки, которые исполняются на Масленице и приурочены к тем или иным обрядам предвесеннего праздника. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы масленицы.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь русского человека всегда была заполнена трудом. Возделывание земли – одно из самых почётных занятий, без которого не может существовать человеческое общество. Не случайно русского крестьянина называли кормильцем.

Ценности жизни и образ мира русского человека отразились в фольклорных произведениях.

Фольклор – устное народное творчество – сопровождал жизнь народа постоянно, был важной частью быта, он украшал праздники и помогал в будни. Первая пахота и сбор последнего снопа в поле осенью, молодёжные гулянья и посиделки, рождественские праздники и встреча весны, свадьба, крестины и похороны – все события в жизни обыгрывались народом, сопровождались обрядом, то есть определёнными ритуальными действиями, характерными для той или иной ситуации. История обрядов уходит в глубочайшую древность. Обряды были связаны с жизнью природы, с жизнью семьи, с различными бытовыми обстоятельствами. Необходимой частью обрядов были песни.

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не достигнуть желаемого результата.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём – распорядком работ по временам года: весна красна цветами, осень – хлебами, а зима – снегами.

Любое дело, любое событие жизни человек сопровождал особыми песнями, стихотворениями, обрядами. Рождение ребёнка, крестины, свадьба; все трудовые процессы – сев, жатва, и, конечно, праздники – всё сопровождалось особым видом поэзии – семейно-обрядовой или календарно-обрядовой.

Хозяйственный год земледельца, находящийся в полной зависимости от природы, был связан с древнейшим календарём зимнего и летнего солнцеворотов, весеннего и осеннего равноденствий. Поэтому свод народных песнопений, приуроченных к аграрной деятельности людей, называют календарно-обрядовым. Наступление великого праздника в России являлось не одномоментным событием, а целым периодом, циклом. К празднику приурочивались различные земледельческие работы. Однако с принятием на Руси христианства праздничный цикл не всегда сопровождался какими-либо аграрными работами. Частично эти традиции слились и с христианскими, после крещения Руси.

Наиболее значимы в народном календаре святки, масленица, встреча весны, Пасха, Троица (семик), Иоанн Креститель (Иван Купала), сенокос, жатва.

Церковные святцы стали своего рода канвой для сельскохозяйственного календаря. Будучи переосмыслены народом под влиянием трудовой практики, они наполнились пословицами, сельскохозяйственными и природными наблюдениями. Например, весной на Сретение, вспоминая святых Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу, народ говорил «Анна и Симеон сбрую починяют». То есть пора готовить лошадей к посевным.

Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д.

Началу года придавалось особое значение: как встретишь Новый год, таков он и будет. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

В народных святочных стихах достаточно часто упоминается Коляда:

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Отворяйте, хозяева, сундучки,

Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы Масленицы:

В гости Масленка идёт

С пирогами и блинами, –

Весну под руку ведёт!

Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение веснянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилёт птиц.

Весенние календарно-обрядовые песни (веснянки, заклички) исполнялись, чтобы приблизить приход весны. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилёт птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой частью весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Принесите нам лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Самые известные летние обряды были связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали берёзками. Она знаменовала окончание весны и начало лета. До сих пор существует обряд завивания берёзы. Обрядовая песня (троицкие песни) заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи:

Читайте также:  Удаление гнид народными средствами

К тебе девки пришли,

К тебе красны пришли,

Осенние обрядовые песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая. Обрядовые песни жатвы сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле:

Теоретический материал для углублённого изучения

Вы уже знаете, что большое влияние на культуру Руси имело принятие христианства. Однако многие календарно-обрядовые праздники были настолько любимы народом, что остались, хотя и приобрели более наполненный духовный смысл. В чём же проявилось это отличие?

Языческое мировоззрение не выделяло человека из природы. Нерасторжимость с циклами вечного круговращения природы, поклонение её стихиям, преклонение перед культом предков и идолами – таковы основы языческого мировосприятия.

Христианское сознание включает в себя иное понимание мироздания и места в нём человека. Вместо идеи вечного круговорота событий утверждается идея развития вперёд, к свету, духовному росту, нравственному развитию.

Глубокий смысл имели все детали жизни и быта человека: от печи до деревянных православных крестов на въезде и выезде из деревни. Символичность всех элементов жизненного уклада русского крестьянина помогает нам увидеть её основные приоритеты. Думая над смыслом всех деталей быта и уклада жизни русского человека мы понимаем, каким был его мир (образ мира), что он любил, чем дорожил более всего в жизни.

Ценности жизни и образ мира русского человека нашли своё отражение в фольклорных произведениях календарно-обрядовой поэзии.

«Подготовка к Рождеству начиналась со дня празднования памяти апостола Филиппа (30 ноября по новому стилю). В этот день начинался рождественский (или филиппов) пост, продолжавшийся до Рождества Христова (7 января по новому стилю). С момента наступления Рождества начиналось время святок – святых дней. Пост заканчивался разговением, хождением в гости, народными гуляниями. Во время святок не постились в среду и пятницу (традиционно постные дни в течение года). Святки – время между Рождеством и Крещением – продолжалось до 18 января (по новому стилю).

Несмотря на то, что святки на Руси, безусловно, осознавались народом именно как христианская традиция, пережитки язычества просуществовали многие века в календарно-обрядовой поэзии. В народных святочных стихах достаточно часто упоминается Коляда, однако обращение к языческому образу Коляды вряд ли можно назвать осмысленным обращением к языческому идолу. Это в данной колядке, на Руси, принявшей христианство, скорее присказка.

Частью календарно-обрядовой поэзии является в праздничном рождественском цикле и жанр духовного стиха. Так называемый кант. Духовный стих сопровождал и обряд христославия на святках.

Святки включают в себя наступление Нового года. Новый год приходится на день памяти святого Василия Великого – 1 января по старому стилю (14 января по новому). В эти дни пелись щедривки с припевом:

Щедрый вечер, добрый вечер.

Вслед за Крещением и Сретением наступала весна, а с нею цикл масленичных, весенних, пасхальных песен.

Масленица сопровождалась широким гуляньем с сжиганием чучела в конце масленичной недели. Конечно, это не было как в языческой древности прямым обращением к божествам, осознанным магическим ритуалом. Однако этот обряд достаточно прочно вошёл в традицию празднования масленицы. В большей части районов, городов России, Масленица отмечалась как последняя неделя перед долгим Великим постом. Тёщины вечорки в четверг или золовкины посиделки в субботу, по сути, начало прощёного воскресенья, когда, поклонясь друг другу по обычаю в ноги, на вечернем богослужении, необходимо будет искренне попросить прощения за всё недоброе, что причинил ближнему словом и делом.

Масленичные песни уже несут в себе содержание будущей кульминации – Пасхи.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Какое термин характеризует представленное определение?

… – устное словесное и музыкальное народное творчество:

Вспоминаем, что мы знаем о народном творчестве, анализируем предложенные варианты. При необходимости обращаемся к теоретическому материалу для самостоятельного изучения.

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Подберите необходимое слово и завершите пословицу:

Не всё коту масленица, будет и …

Новый год, игра «кошки-мышки», Великий пост.

Это задание можно выполнить, вспомнив материал для самостоятельного изучения, а также последовательность в обрядовом календаре. За Масленицей по православному обычаю следовал религиозный пост.

Источник

Верования, обряды, игрьь танцы, устное народное творчество

Названные здесь стороны народной культуры, помимо того, что все они относятся, прежде всего, к’области духовной жизни людей, объединяются в одном разделе еще и потому, что приемы их изучения в этнографических экспедициях имеют много общего как в методике изучения,, так и в приемах фиксации изучаемых явлений.

Несмотря на широкое распространение атеизма, особенно в нашей стране, религиозные верования все еще играют определенную роль в жизни многих людей^

Следует различать два вида религиозных представлений: так называемые официальные религии (христианство, ислам, буддизм и другие сложные религиозные учения) с развитыми философско-этическими и обрядовыми системами и уживающиеся рядом с ними в народной среде религиозные верования, уходящие корнями в далекое прошлое. Практически в жизни разделить два эти вида религиозных представлений очень не. легко. Дело не только в том, что учения официальных религий развились из языческих религиозных представлений, но и в том, что, распространяясь постепенно среди других народов, эти религии приспосабливались к местным верованиям и культам, как бы вбирали их в себя. Многие «святые» приняли на себя «обязанности» прежних Языческих божеств. Так, Илья-пророк, по народным представлениям, «заведует» громом, молнией и дождем, т. е. слился с образом древне- славянокого бога Перуна. Подобные превращения коснулись почти всех древних божеств и.«новых» святых, почитаемых той или иной церковью.

Несмотря на то, что в этнографических материалах содержится множество интереснейших сведений и об официальных религиях, исследование последних все-таки, следует признать особой дисциплиной.

Для этнографов изучение местных культов и религиозных верований представляет особый интерес еще и потому, что нередко в особенностях местных верований можно проследить специфику, свойственную определенным этническим группам.

Племенные и родовые культы и верования отличались друг от друга. У каждой такой группы были свои, особые ‘Духи, божества, свои обряды поклонения этим духам. С-течением времени многие особенности стерлись, многие обряды переплелись, но те пережиточные явления, которые все же остались, позволяют выявить по ним и этнические различия прошлых эпох.

Читайте также:  Сочинение про добро и зло в народных сказках

•’ Изучение религиозных веробаний требует такта, умбния расспросит^, иногда исподволь, незаметно для информатора о нужном. Большую роль играют при ‘этом и наблюдения исследователя, так как многие верующие стыдятся своих взглядов и суеверий, сознавая их несовместимость с современностью, с мнением большинства. Многие верования можно подметить Лишь при длительном, лучше всего стационарном, изучении быта и духовной жизни населения.

Особое внимание следует обращать на лиц, исполняющих функции служителей культов (шаманов, колдунов, знахарей). Нужно изучать не только приемы и общий характер их деятельности, но и особенности их положения в местном обществе.

Коллективные религиозные обряды фиксируются такими же. приемами, как и другие обряды (см. ниже).

Обряды как явление человеческой жизни отличаются значительной консервативностью. Многие из установленных обычаем действий по тому или иному поводу настолько закрепляются традицией, привычкой, что даже тогда, когда внутренний смысл обряда уже непонятен его исполнителям, они все же продолжают его придерживаться. Даже сейчас, когда мало кто знает и почти никто не верит в то, что душа челог века в течение определенного времени еще остается на земле-, люди совершают поминки по покойнику на 9-й и 40-й день, Сейчас это воспринимается чаще всего как дань памяти покойному, хотя в основе этого обряда лежали в прошлом определенные представления о загробной жизни души человека. Многие из обрядов превратились в шутку, в обычай, да и не все обряды имели прежде обязательное религиозное содержание (например, наш обычай здороваться, приветствовать друг друга при встрече).

Как этнографический источник, обряды дают очень много сведений для реконструкции далекого прошлого: особенностей хозяйственной и семейной жизни, верований и пр. Человечество; дабно уже пользуется для добывания огня спичками, а при совершении обрядов еще не так давно, в конце XIX в., Крестьяне обязательно добывали «чистый» огонь трением двух кусков дерева. Народы, прекрасно знавшие железо и другие

металлы, при совершении обрядов пользовались каменными ножами и т. д.

Как и в религиозных представлениях, в обрядах есть этнически специфичные элементы. Имея нередко общую основу, сходные обряды соседних районов различаются нередко в деталях исполнения. Подобные различия нередко связаны с прошлыми этническими различиями сосуществующих групп населения, и по ним возможно восстановить этнические подразделения народа, проследить, используя конечно и другие данные, процесс его консолидации.

Для лучшего изучения обрядов их удобно разбить на группы по «назначению». Весьма распространены так называемые производственные обряды, сопровождающие трудовые процессы (земледельческие, охотничьи, обряды при постройке дома и т. д.). Эти обряды лучше изучать совместно с теми отраслями деятельности людей, к которым они относятся.

К группе производственных обрядов тесно примыкает цикл календарных обрядов, сопровождающих сезонные изменения в природе. Нередко календарные обряды совпадают с основными моментами хозяйственной жизни сельского населения, хотя эти совпадения не всегда точны (например, масленица —- праздник весны у восточнославянских народов приходится нередко на зимний месяц).

Группа религиозных обрядов изучается совместно с верованиями.

Иногда выделяют особую группу «чрезвычайных» обрядов, т. е. тех, которые совершаются или совершались в связи с особыми событиями. Таковы обряды вызывания дождя во время засухи; опахивание селений и разжигание на дорогах костров во время эпидемий.

Наконец, изучая семейные отношения, собирают сведения и о семейной обрядности. К группе семейных обрядов относятся родильный обряд, свадьба, юбилей, похороны и т. п.

. Если предстоит наблюдать обряд в действии, то ход наблюдений необходимо заранее спланировать. Сложные многолюдные обряды вообще невозможно наблюдать в одиночку. Зная основные, узловые моменты совершения обряда и их последовательность (а большинство обрядов в основном известны по этнографической литературе), нужно так расставить- сотрудников. экспедиции, чтобы весь ход обряда постоянно находился в поле зрения этнографов. Каждый из наблюдающих составляет свое описание виденного (кстати, далеко не всегда удается делать заметки во время исполнения обряда по этическим соображениям). Отдельные записи наблюдающих сводятся потом в одно общее описание обряда. Такой способ дает наилучшие результаты. Конечно, при необходимости приходится вести описание и в одиночку.

Чтобы не пропустить чего-нибудь важного, лучше заранее составить примерный «сценарий» съемок. Очень полезны также составленные на месте схемы (например, схема расположения родственников за свадебным столом). Графическими ме- 100

Интересные данные получают этнографы и при-изучении- игр как взрослых, так и детей. Известно, что в играх нередко сохраняются, в’ той или иной форме пережиточные явления; Например, даже в век атомной энергии дети- пользуются в играх луком и стрелами. В считалках и присловьях можно- услышать отголоски далекого прошлого («чур-чура» в пряталках— перефразировка обращения к предку-«щуру», «пра— щуру»).

Собирая материал по играм, их лучше всего наблюдать, выясняя на месте правила игры, состав участников, повод для организации игры (некоторые игры были связаны с определенными обрядами). Можно и нужно снимать- фильмы об

Изучение устного народного творчества — дело фольклористов. Однако в этнографических экспедициях также собирают фольклорные материалы (песни, сказки, предания, легенды и т.. п.). Устное народное творчество — это не только собрание образцов народного искусства, но и ценнейший источник этнографических сведений. Исторические предания и легенды содержат сведения о происхождении отдельных этнических групп, о. времени и путях расселения и т. п. В сказках нашли отражение древние поверья и обычаи; Песни являются неотъемлемой частью большинства обрядов. Подходя к народному творчеству прежде всего как к своеобразному историческому источнику, этнограф черпает в нем нередко ценнейшие сведения и факты.

Легенды и предания или записываются буквально, дословно, или в записи передается лишь их основное содержание. Запись произведений фольклора следует вести, соблюдая основные правила, принятые у фольклористов. Песни, былины, думы и’.другие произведения, имеющие ритмический строй, записывать сравнительно просто. Двое сотрудников пишут попеременно, каждый через строчку (ритмическую). Затем полученный текст «сводят» ‘ воедино, в одну запись. Прозаические произведения (сказки и пр.) записывать’дословно гораздо труднее. Обычно один из записывающих пишет начало фразы, второй — конец. Однако фразы бывают длинные и короткие и нужен известный навык, сработанность 102

Источник

Правильные рекомендации