Обряды в русских народных сказках

Исследовательская работа на тему «Языческие традиции и обряды славян (по русским народным сказкам)»

Исследовательская работа на тему «Языческие традиции и обряды славян (по русским народным сказкам)»

Особенности «женских» сказок………………………………….11-12

Особенности «мужских» сказок…………………………………14-16

Список использованной литературы………………………………..19

Проблема: Мы обнаружили, что наши сверстники очень мало знают об истории древних славян, еще меньше им известно о древнеславянских верованиях и обычаях. Дети читают мало былин и сказок, не знают о богах, духах и героях. В повседневной жизни они используют старинные поверья и обычаи, не понимая, откуда они произошли. Как заинтересовать школьников историей древних славян? Что из поверий и обычаев древних славян можно встретить в наши дни? В каких былинах и сказаниях отразилась реальная история нашего народа?

Гипотеза : Школьники будут лучше разбираться в своей повседневной жизни, если больше узнают о своих предках древних славянах.

Цель: показать, как в русских народных сказках интерпретируются языческие представления об устройстве мира, о жизни человека и её возможном продолжении после смерти, а также доказать, что сказка образно иллюстрирует отдельные языческие обряды.

Предмет исследования: русские народные сказки.

работа с литературой, библиотечным фондом, СМИ, электронными базами данных;

анализ, обобщение, сопоставление, формулирование аргументированных выводов.

Выбор темы исследования.

Знакомство с учебными материалами по языческим верованиям древних славян. Обобщение материала.

Поиск статей, которые объясняют значение различных терминов и выражений, обычаев и обрядов.

Поиск текстов русских сказок.

Подготовка к защите, оформление работы, презентации.

Представление работы слушателям, выступление с докладом на конференции.

Ввиду того, что в исследовании мы будем изучать отражение языческих представлений славян в сказочном эпосе, необходимо дать определение понятию «сказка». В словаре В. И. Даля мы находим такое объяснение этого термина: «Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Есть сказки богатырские, житейские, балагурные и пр.» 1

Словарь русского языка предлагает похожую трактовку: «Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил». 2

Но наиболее полно, с нашей точки зрения, суть этого понятия раскрывается в Литературной энциклопедии: сказка – это «рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, т. е. представляющий один из видов мифа; на поздних стадиях бытующий как жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением». 3

Из поколения в поколение передавались рассказы о событиях давно минувших дней, таким образом, превращаясь в сказки. Но за невероятными чудесами и поэтической красотой наших сказок в них всегда оставалась путеводная нить, связывающая нас с действительным прошлым. Не зря говорится: «Сказка ложь, да в ней намек, добру-молодцу урок». В ней не только содержатся наши мечты, общественная мораль, народный характер, но и история Отечества. Прежде всего, в текстах народных сказках мы находим отражение языческих традиций, обрядов.

Вопросами язычества наиболее плотно занимался советский археолог, академик Б. А. Рыбаков, выпустивший две монографии – «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси». В них исследователь славянской культуры показывает то огромное влияние, которое оказало язычество на государственную и народную жизнь Киевской Руси, а также анализирует преемственность и преломление языческих верований в жизни Руси после принятия христианства, и даже проникновение их в православные обряды.

Еще один крупный ученый, посвятивший себя изучению древнерусского язычества – Е. В. Аничков, перу которого принадлежит фундаментальный труд «Язычество и Древняя Русь». Аничков, будучи историком литературы, рассматривал язычество именно через призму фольклора и народного творчества.

Глава I . Сказка как интерпретация языческих традиций

Древняя вера в языческих богов и духов находила отражение в сказочных героях – мы видим лесовиков, леших, водяного, домового.

Источник

Традиции наших предков в русских народных сказках.
занимательные факты по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Традиции наших предков в русских народных сказках.

Воспитатель Строганова В.Л.

Сказки волшебные, умные, добрые окружают нас с детства. Трудно переоценить их развивающие и воспитательные функции. Но как же они возникли?

Считается, что самые древние сказки о животных являются отголосками языческих обрядов древних племён, жизнь которых зависела от удачной охоты. Для этого было необходимо задобрить хвалебными песнями духов животных, чтобы они не обижались и не сопротивлялись, когда их убивают, видя как их уважают. Позднее сказочники бережно передавали из уст в уста старинные варианты сказок, даже когда они становились местами непонятны современным слушателям, словно боясь нарушить древнюю магию.

Другая сказка, не менее популярная «Курочка Ряба» кажется вся состоит из противоречий: «Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила, а мышка бежала, хвостиком вильнула, яичко покатилось и разбилось…» Дед с бабой столько усилий приложили, всё без толку, а мышке достаточно было вильнуть хвостиком. Как же они отреагировали: обрадовались? Нет: «Плачет дед, плачет баба…» Не менее удивительно, как их утешает курочка: «Не плачь, дед, не плачь баба, снесу я вам яичко не золотое, а простое!» Древние славяне (и не только) представляли мир в виде яйца: желток – это земля, а над землёй девять небес, словно белок и скорлупа. Яйцо, символизирующее мир, разбивалось богом, поэтому ни дед, ни баба как обычные люди не могли его разбить, т.е. познать. А мышка хоть и не бог, но зверушка, а значит ближе к богу и может быть проводником его воли. Рябая «масть» курочки тоже не случайна. На Руси считалось, что яйца рябой курицы обладают особенными свойствами. Например, первым яйцом, снесённым рябой курочкой, гладили лицо, чтобы оно было чистым, без веснушек и прыщей. Наши предки верили, что даже от рябин оспы, страшной болезни, предохраняет яйцо курочки рябы.

На Руси было много суеверий и обычаев, связанных с курами. Даже куриные именины праздновались! 1ноября в Кузьминки люди дарили родным и знакомым кур. Этих кур потом не убивали, а держали в почёте. Снесённые ими яйца считались лекарством почти от всех болезней.

Читайте также:  Хайнань китайская народная республика

Не в меньшем почёте был на Руси и петух. По славянским верованиям, дружен он и со стихией огня и со стихией воды. Поэтому не случайно в русской сказке Петушок – Золотой гребешок не боится ни огня ни воды. Когда его бросили в колодец, он выпил всю воду, а когда кинули в горящую печь – залил этой водой огонь.

Петухам приписывали и другие полезные качества: своим криком они прогоняли нечистую силу, беды и напасти. Не случайно на крышах русских изб и теремов красовались петушки-обереги. Поэтому в сказке «Заюшкина избушка» именно петушок выгнал лису из лубяной избушки зайчика. Ведь лиса хитростью и обманом завладела чужой избушкой, а петух олицетворял победу добра и справедливости.

А вот в сказке «Кот, петух и лиса» петушок играет совсем не героическую роль. Его уносит лиса «за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы», а кот спешит на выручку. А зачем же лиса утащила петуха? Чтобы съесть? Ну почему она этого не сделала, ведь времени у неё было предостаточно. Просто она и не собиралась его есть, а хотела выйти за него замуж. Считается, что эта сказка – отголосок обычаев времён матриархата, когда жених уходил в семью невесты. Иногда молоденьких парней-простачков (таких, как петушок в этой сказке) просто похищали хитрые (как лиса) невесты, а старшие братья или отцы семейства(кот) пытались их спасти. Не всегда это было возможно: если жених отведывал обрядового угощения, то он оставался в роду невесты. Не случайна поэтому песенка лисы: «Выгляни в окошко, дам тебе горошку». Очевидно, лиса не успела угостить петушка и его спас кот.

А помните как описывают в сказках Бабу Ягу и её домик? «Стоит избушка на курьих ножках, а в ней Баба Яга, костяная нога лежит из угла в угол, нос в потолок врос». Неужели у неё такой большой нос? Нет! Это избушка слишком тесная, потому что это гроб. А Баба Яга мертвец, частично скелет. Вот почему нога у неё костяная. Кстати во многих языках и диалектах «ягая» означает «хромая». И охраняет она вход в царство мертвых, т.е. дорогу в Тридевятое царство. И встречает незваных гостей фразой: «Фу, фу, фу, русским духом пахнет». Просто ей, как и всем обитателям потустороннего мира, неприятен запах живого человека. Вот почему Иван-Царевич требует его «напоить, накормить», а потом и вопросы задавать. Ведь поев её пищи он становится «своим» для мира мёртвых и может спокойно продолжать свой путь.

А почему же избушка на курьих ножках? Избушка на курьих ножках напоминает маленькие погребальные домики финно-угорских племён, которые ставили на высокие пеньки. Славяне, которые жили бок о бок с этими племенами, встречали в лесу эти «домики для мёртвых» и могли «по образу и подобию» придумать избушку на курьих ножках, в которой сидит мёртвая бабка и караулит вход в царство мёртвых.

Вообще русские сказки часто перекликаются с мифами и легендами других народов. В сказке «Царевна Несмеяна» царь был готов отдать полцарства и свою дочь тому кто её рассмешит. Почему? Да потому, что смех символ жизни, процветания, благополучия. В древнегреческом мифе богиня плодородия Диметра скорбела по похищенной дочери, а на земле погибли от этого все посевы. И до тех пор, пока она не утешилась, урожай не вырос. Так что наша Несмеяна наследница древних богинь плодородия и солнца, смех которых поднимал из земли колосья, наливал соком яблоки и дарил людям жизнь.

Источник

Языческие обряды в известных сказках и играх

Изучая материалы археологических раскопок древнеславянских городищ и святилищ, сопоставляя их со сказками и играми, можно обнаружить множество интересной информации об языческих обрядах славян 5-8 веков н.э. Немало сведений дает также и топонимика (наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение).

В данной статье я буду раскрывать значение символов, объектов и явлений, свойственных именно данному временному отрезку (объекты могут быть значительно древнее, а их смысловая нагрузка изменена). В виду объемности вопроса, коснусь только некоторых любопытных моментов.

1. Символ Креста широко использовался в языческих обрядах славян, олицетворяя «лики на четыре стороны света» бога Святовита — Рода или «перекресток дорог», являясь защитным знаком от злых духов и ветров. Очень часто кресты ставились на круглом ритуальном хлебе (колобок?), который использовали, как в обрядах, так и гаданиях. Такой хлеб использовали и Волхвы в своих ритуалах.

Волхвы обращались к воде (влага – «волога», отсюда и «волхвы») с помощью ритуальной чаши, чтобы прогнать облака или воздействовать на иные стихийные явления.

Во время значимых этапов года в жизни славян проводились События за пределами поселений в особых священных местах для совместного заклинания природы (в рощах, у родников, в горах, на холмах).

2. Интересными находками являются Болотные городища (раскопано более 260). Это городища, созданные для ритуалов посреди болот: круглые площадки (от 30 м. до 150 м. в диаметре), окруженные двумя-тремя валами и рвом. Это были места жертвоприношений и обрядов, связанных с божеством подземного мира Ящером.

Отголоски этих ритуалов можно найти в известной игре:

Каравай, каравай, кого любишь – выбирай: из мужчин выбирался Ящер, он садился в круг хоровода. После этого отбиралась невеста для Ящера, которую приносили в жертву. Ящер отбирал венки у девушек, которые нужно было выкупать.

3. Перед сбором урожая славяне устраивали обряды, принося жертву духам воды или сжигая чучело на костре (Кострома, Моряна, Ярила, Купала). Отголосок этого ритуала (еще с человеческими жервоприношениями) можно обнаружить в сказке:

О братце Иванушке и сестрице Аленушке. Иванушка олицетворяется с «Иваном Купала» и с жертвоприношением в виде козла. Аленушка – жертва водным духам (чаще – Ящеру).

Игра «Горелки», «Зарница» — типичные игры у костров на Иван Купалу.

4. В день весеннего солнцестояния (25 марта, перед началом сельскохозяйственных работ) праздновали «Комоедицу», позже – Масленицу. В это время пробуждались медведи от спячки, поэтому одним из ритуальных символов этого праздника был именно медведь (и богиня Лада). Славяне пекли комы из гороховой муки (сказка о Колобке).

Читайте также:  Снижение лейкоцитов в моче народными средствами

5. Славяне проводили События (обычно на берегу рек), где решались общеплеменные вопросы о войне и мире. Часто прибегали к гаданиям, чтобы узнать какая из сил (добра или зла) одержит победу в предстоящем сражении.

Отголоски этих ритуалов находим в играх «Золотые ворота» или «Ручеек» и Перетягивание каната.

Источник

Обряды и обычаи в русской сказке

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

В сказке обряд и обычай часто представляется в иносказательном виде, иногда даже в совершенно противоположном. Например, если царевну освобождают от похитителя, то это может означать весенний обряд плодородия с приношением девушки водной стихии или хтоническому божеству.
Рассмотрим основные типы языческих обрядов в волшебной сказке согласно классификации В. Я. Проппа.

1. Изоляция царских детей в сказке

2. Заключение девушки.

«Зато запрет стричь волосы известен в совершенно иной связи, а именно в обычае изоляции менструирующих девушек. Что менструирующих девушек подвергали заточению, это достаточно известно. Фрэзер указывал также, что таким девушкам запрещалось стричь и расчесывать волосы. Между обычаем изолировать царей и царских детей и обычаем изолировать девушек имеется несомненная связь. Оба обычая основаны на одинаковых представлениях, на одинаковых страхах. Сказка отражает как ту, так и другую форму изоляции. Образ девушки, подвергавшейся заключению в сказке, уже сопоставлен с изоляцией девушек, производившейся когда-то во время месячных очищений. Для подтверждения этой мысли Фрэзер приводит миф о Данае (Фрэзер 563)» [1].
Здесь мы видим древнейший обряд по улучшению плодородия земли. При сборе урожая крестьяне оставляли узкую полоску жнивья для хлебного духа. Последние колосья заплетали в косу и чем толще и длиннее была коса, чем богаче предполагался следующий урожай.
Слово «коса» в русском языке имеет двойное значение:
— девичья коса;
— коса – с-хоз. орудие для косьбы.
И это не случайно. В случае девичьей косы, мы имеем символику возрождения, силы нового урожая. В случае с-хоз. косы мы имеем символику умирания «смерти». Коса срезает траву с головы матери-земли. Тем самым обнажает, уменьшает ее силы.
Заключение девушки, кроме обряда инициации может быть связано с древним обрядом человеческих жертвоприношений, когда жертву долго содержали взаперти, а затем после нескольких дней вседозволенности приносили в жертву богам (Сатурналии). Жертвоприношения девушек имели под собой мотив избранницы бога (Водяного, Ящера, Вия), которые отразились в этрусском обряде принесения в жертву Дюжины (младенца или куклы, обёрнутой в 12 полотен с письменами). И вероятно этот последний обряд имел более важное и впечатляющее значение, чем обряд инициации или менструаций у девушек.

3. Беда. Мотив змееборчества в сказке.

Беда у В. Я. Проппа связана с похищением царевны, детей и др. Здесь мы опять же имеем дело с обрядом жертвоприношения, который в сказке принял сюжет похищения. То есть, обряд человеческого жертвоприношения Ящеру трансформируется в сказке в похищение девушки змеем Горынычем.

4. Снаряжение героя в путь.

Как известно, в сказке, как и в народном эпосе должен быть герой. Этот герой отправляется на поиски пропавшей невесты и прочее др.

«Ехал долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли».

Путь не раскладывается во времени, он безвременный.
Путешествие в сказке напоминает детскую игру, где большой мир может быть заключен в пределы детской комнаты, деревенского или городского дворика. Так играют дети, имитируя взрослые забавы типа войны. Нельзя забывать, что сама сказка и создается для детей, она рассказывается или читается детям родителями перед сном. Для ребенка не нужна констатация движения в пути, он сам домысливает события призывая на помощь свои фантазии.
«Присмотревшись ближе, мы видим, что герои иногда не просто отправляется, а что он до отправки просит снабдить его чем-либо, и этот момент требует некоторого рассмотрения»[1].

«Можно установить, что обувь, посох и хлеб были те предметы, которыми некогда снабжали умерших для странствий по пути в иной мир. Железными они стали позже, символизируя долготу пути… Данные материалы (их особенно много собрано у Замтера) позволяют утверждать, что железная обувь есть признак отправления героя в иной мир» [1].

5. Таинственный лес

6. Обряд посвящения.

Об обряде посвящения В. Я. Пропп пишет следующее:
«Сказка сохранила не только следы представлений о смерти, но и следы некогда широко распространенного обряда, тесно связанного с этими представлениями, а именно обряда посвящения юношества при наступлении половой зрелости (initiation, rites de passage, Pubertatsweihe, Reifez-eremonien)» [1].

9. Отрезание пальца

11. Временная смерть

11. Разрубление и оживление

«Обряд посвящения был школой, ученьем в самом настоящем смысле этого слова.» [1].
Обучение наукам героя сказки В. Я. Пропп связывает с обрядом посвящения, что весьма натянуто. В обучение отдавали просто исходя из житейских нужд.
Обучение хитрой науке в сказке скорее несёт воспитательную функцию, нежели сакральную.

Рис. 1. Длинный дом древних германцев. Реконструкция [9]

Рис.2. Длинный дом древних германцев. Реконструкция historic.ru

«Скит (греч. ;;;;;) — в христианстве — малый монастырь, самостоятельные или структурно выделенные в монастырях уединённые жилища (кельи) отшельников. Название происходит от Скитской пустыни — места первоначального распространения монашества.» [10].
скит – skit > stjka – стойка/строение (слав.)(перест. k/t), отсюдаже производное –tika – строение (греч.), приставка для многих научных терминов «-тика», вошедшая в славянский язык, например, греч. «косметика» > «косме-тика» состоит из двух славянских корней «космы» и «строение».
Скит как и острог может выполнять функцию крепости, если его огородить частоколом.

Рис.3. Коневский скит Валаамского монаcтыря www.marieltour.ru

«Острог — фортификационное сооружение, постоянный или временный населённый укрепленный пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4 — 6 метров.
Изначально острогом называлась сама ограда из острых кольев и плетня, устраиваемая во время осады неприятельских городов, на Руси.
Начиная с XIII века, острог состоял из бревенчатого тына (ряда кольев) и так называемых тарас, то есть бревенчатых венцов. Бревенчатая ограда острога помещалась на плоской местности или на вершине небольшого земляного вала и была окружена с наружной стороны рвом. Острог чаще всего имел четырёхугольную форму. По углам четырёхугольника размещались башни. Для сообщения с полем использовались проезжие башни. Высота тына — 4—6 метров (2—3 саженей).» [11].
Полагаю, что первоначально острог не имел опорных и проезжих башен, т.е. это «длинный дом», огороженный частоколом, наиболее точно соответствовавший требованиям лесного дома в русской сказке.
Варяги называли Древнюю Русь «Гардарикой, что в переводе означает «страна городов», а точнее:
гардарика – gardarika > garda-rik> strag-car/storogki – страж-царь/сторожки (слав.)(инв. gard, rik, редукция st/d, c/k), или царство (страна) острогов. Аналогично имени германского вождя Германариха:
Германарих – Germanarix > german-rix > german-car – Герман царь (слав.) или
Цезарь – cezar > ca(z)r – цесарь/царь (слав.)
Остроги содержали небольшие боевые дружины воинов или сказочных «богатырей», которые охраняли границы государства. Часто воины на Руси были наёмные, призванные (варяги-русь).

Читайте также:  Устное народное творчество башкирии

Рис.4. Ялуторовский острог www.drive2.ru

Рис.5. Балаганский острог sibir-letopisi.ucoz.ru

Рис.6. Иркутский острог. Реконструкция irkipedia.ru

Рис.7. Красноярский острог. www.krsk.aif.ru

В «мужском дому» столовалась коммуна, где каждый имел свою долю.
«»В одной палате накрытый стол, на столе 12 приборов, 12 хлебов и столько же бутылок с вином» (Аф. 211, вар.).» [1].

«Число этих братьев колеблется. Их может быть в сказке от 2 до 12, но их бывает и 25 и даже 30 (ЗП 305).» [1].

В сказке братья занимаются охотой на которую всегда ездят вместе. Реально «охота» богатырей состояла в объезде границ государства.

20. Распределение обязанностей

22. Красавица в гробу

23. Жена на свадьбе мужа

Рис. 8. Скульптура Амур и Психея, Антонио Канова (Лувр) [13]

В сказке герой часто возвращается домой грязным и неумытым.
«Мотив «жены на свадьбе мужа» перекликается с мотивом «мужа на свадьбе жены». Но раньше, чем перейти к этому мотиву, необходимо рассмотреть некоторые обстоятельства возвращения героя домой после посвящения. В сказке неузнанный герой часто бывает грязен, вымазан в саже и пр.» [1].
Эти обстоятельства В. Я. Пропп в который уже раз связывает с обрядом освящения, скажем, не без основания.
«Запрет умываться не только часто встречается в обряде, но он составляет почти непременную часть церемонии (Schurtz 383, 385; Codrington 81, 87 etc.). Срок этого запрета различен. Он продолжается во все время пребывания в заповеднике, 30 дней, 100 дней, 5 месяцев и т. д. Посвящаемый не только не умывался, но обмазывался золой. Это обмазывание очень существенно: неумывание связано с обмазыванием или сажей или глиной, т. е. собственно с окраской в черный или белый цвет. «Во время первых 100 дней он не моется и становится таким грязным, что при выходе его не узнают: они говорят, что он так грязен, что он невидим» (Codrington 81). Таким образом неумывание связано с невидимостью.» [1].
Можно предположить, что воины, которые возвращаются с дозора в острог, не без основания сильно уставшие и неумытые, поскольку работают в «полевых» условиях. Что касается окраски тела, то известно, что дикие племена в прошлом и в настоящее время раскрашиваются и наводят татуировки на тело для придания себе воинственности.
Пикты – предки шотландцев (печенеги > пече-наги – пикты нагие) раскрашивали своё тело в синий цвет для устрашения и ходили в атаку с диким воем.
пикта – picta > paint – краска (англ.)
Современная дань моде – татуировка не что иное, как подражание диким племенам, которые никогда не думали о моде и что в современной цивилизации найдут единомышленников.
Раскрашивание лица и тела у папуасов играло защитную функцию, мимикрию, что оберег у славян.
Современные воины-десантники пачкают себе лицо защитной краской для маскировки.

27. Плешивые и покрытые чехлом

«В обряде инициации не было, пожалуй, ни одной части человеческого тела, которая не подвергалась бы каким-нибудь манипуляциям. Даже внутренности, как мы видели, считались вынутыми и замененными. Особым манипуляциям подвергались и голова и волосы. Манипуляции с волосами были двоякие: или их обрезали, опаляли, или, наоборот, давали им расти, но в таком случае их прятали под особый головной убор, который нельзя было снимать.» [1].
«Все эти материалы позволяют и данный мотив, мотив безволосого жениха или жениха с покрытыми волосами, поставить в генетическую связь с обрядом инициации.» [1].

Очередное заблуждение В. Я. Проппа. Есть обрядовая форма переодевания, которая называется «ряженье».
«Ряженье — обрядовое перевоплощение с помощью масок, одежды и других атрибутов внешнего облика. Наиболее характерно для рождественского поста (см. Адвент), масленица и особенно святок (см. Коляда, Щедрый вечер, Крещенский вечер), известно также в обрядах семицко-троицкого и пасхального комплексов; реже встречается при дожинках и в рамках осенних праздников. У всех славян ряженье известно как обязательный элемент свадьбы. В некоторых локальных зонах ряженье происходило во время похорон» [14].

Способы ряженья
«Среди многообразных способов ряженья важнейшим является надевание маски. Она служила как для создания конкретного образа (ср. признаки внешнего подобия в масках «козы», «аиста», «черта», «еврея» и т. п.), так и для сокрытия лица участника обряда, желавшего остаться неузнанным. Женщины обычно избегали ношения масок: «Мужики в масках, а мы-то ходим, платками завесимся и идем. Закосынкаемся [накинем косынки] и волосы распустим» (рус. архангел.).
Лицо могли скрывать и другими способами: перекидывали вперед волосы; прятались под редким полотном, ситом; закутывали голову в платок; занавешивали лицо мычками конопли; надвигали низко на глаза меховую шапку с длинным ворсом; спускали на лицо траву надетого на голову венка; раскрашивали себя до неузнаваемости — чернили лица сажей, дегтем, мазали свеклой, белилами, обсыпали мукой. Выражение закрывать глаза (рус. вологод.) означает ‘рядиться’: в д. Трифоново Ивановского района поощрялось участие в рождественском ряженье, считалось, что «если глаз не закроешь, дак все грехи не спадут».» [14].

28. Муж на свадьбе жены

Ожидая Одиссея, со временем мудрая Пенелопа стала плести полотно или иносказательно «плести клубок», стала прорицательницей подобно Мойрам или уподобилась плетению «интриг» не лишая себя вниманию женихов.

29. Запрет похвальбы

30. Запретный чулан

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…».

полную версию статьи см. по ссылке http://www.tezan.ru/rus_5.htm

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля

Источник

Правильные рекомендации