Общее и обязательное народное образование на государственный счет

Содержание
  1. § 10. Народные требования и Основные законы 1906 г. Материалы к уроку-практикуму
  2. Читайте также
  3. § 18. Идеологии и партии. Материалы к уроку-практикуму
  4. § 27. Красные и белые. Материалы и задания к уроку-практикуму
  5. § 36. Советская экономическая политика: планы, трудности, результаты. Материалы к уроку-практикуму
  6. § 44. Антигитлеровская коалиция: сотрудничество великих держав. Материалы к уроку-практикуму
  7. Конституции (основные законы)
  8. ГЛАВА XIII О том, что никогда не следует рассматривать законы независимо от цели, ради которой они были созданы. Римские законы о краже
  9. Требования социальные
  10. I. Основные требования, которым должен удовлетворять автор «Откровения в грозе и буре»
  11. Основные законы и принципы алхимии
  12. 32. ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ В РЕДАКЦИИ 1906 г.
  13. § 14. Основные законы наступления и причины неудачи под Варшавой
  14. 1. Основные законы аэродинамики
  15. Тема 20 Архитектура республиканского Рима: основные особенности, этапы развития, типы сооружений, материалы, организация труда
  16. Текст книги «История. История России. 11 класс. Углублённый уровень. Часть 1»
  17. Автор книги: Альберт Ненароков
  18. Жанр: История, Наука и Образование

§ 10. Народные требования и Основные законы 1906 г. Материалы к уроку-практикуму

§ 10. Народные требования и Основные законы 1906 г. Материалы к уроку-практикуму

Чтобы побеждать на олимпиадах по истории, необходимо научиться создавать «исследовательские проекты». Для этого нужно уметь анализировать источники и извлекать из них необходимую информацию. На основе приведённых документов напишите небольшую работу: «Народные требования и Основные законы 1906 г.» с последующим обсуждением на уроке.

Начинать следует с формулировки исследовательской задачи, т. е. проблемы, которую предстоит решить. В данном случае исследовательская задача заключается в сопоставлении народных требований и Основных законов 1906 г. по вопросу о представительных учреждениях (законодательной Думе), правах и свободах граждан. Для того чтобы выполнить эту задачу, необходимо провести сравнительный анализ документального материала, выяснить, что дают источники для решения проблемы. Это можно сделать, например, с помощью таблицы о правах и свободах, образец которой приводится ниже. Вам надо перечислить все политические требования, за которые боролось российское общество, его разные социальные группы.

В заключение письменной работы делаются основные выводы по каждой графе таблицы. Необходимо обозначить цифрами части работы, соответствующие пунктам этого плана. Очень важно при этом продемонстрировать умение чётко формулировать положения и аргументировать их с помощью источника.

Требования студентов

Из постановления общего собрания учащихся высших учебных заведений Москвы 9 февраля 1902 г

…Считая ненормальность существующего академического строя лишь отголоском общего русского бесправия, мы откладываем навсегда иллюзию академической борьбы и выставляем знамя общеполитических требований, глубоко убежденные, что для правильного хода общественной жизни необходимо пересоздание всего социального и политического строя на началах признания за общественностью публичных прав. Мы уверены, что без этого русская жизнь не двинется ни на шаг вперед, что лучшие силы будут периодически вырываться из среды общества, что позорное топтание на одном месте не прекратится. Мы требуем: 1) неприкосновенности личности, 2) свободы печати, 3) свободы совести, 4) свободы собраний и организаций, 5) непосредственной ответственности административных лиц, 6) общедоступности образования, 7) допущения женщин в университеты, 8) уравнения прав национальностей. Вместе с рабочими мы требуем: 9) 8-часового рабочего дня и 10) свободы стачек.

Не признавая настоящего правительства способным к реорганизации общественного строя на этих началах, мы обращаемся ко всей мыслящей России, считающей себя политически зрелой, с указанием о своевременности созвания Учредительного собрания. Общеполитическая программа заставляет нас вынести наш протест на улицу, где мы вместе с кадрами рабочих и общества готовы силой поддержать наши требования.

Требования рабочих

Из петиции рабочих и жителей Петербурга Николаю II. 9 января 1905 г

…Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, повели немедленно, сейчас же принять представителей земли Русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов.

Это самая главная наша просьба. Но одна мера все же не может залечить наших ран. Необходимы еще и другие…

I. Меры против невежества и бесправия русского народа.

1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

3) Общее и обязательное народное образование за государственный счёт.

4) Ответственность министров перед народом и гарантия законности правления.

5) Равенство перед законом всех без исключения.

6) Отделение церкви от государства…

Требования крестьян

Наказ крестьян с. Грабово депутатам II Государственной думы

Мы, нижеподписавшиеся крестьяне с. Грабово Чертковской вол. Пензенского уезда, 18 марта на полном сельском сходе в присутствии сельского старосты Авошкина постановили единогласно просить Государственную думу присоединить наше требование к требованию всего трудового народа.

1. Мы требуем передачи всей земли – кабинетской, монастырской, удельной и частновладельческой – в руки трудящихся без всякого выкупа…

2. Но нам не одна земля нужна, мы также со всем трудовым народом требуем полной свободы совести, союзов и собраний, для того чтобы во всякое время могли открыто собираться и обсуждать свои нужды.

3. Ни одна часть населения не утеснена так, как крестьяне, потому мы и требуем неприкосновенности личности и жилища, полного гражданского равноправия.

4. Мы видим, что самая угнетенная и непросвещенная часть населения – это крестьяне, поэтому мы требуем установления обязательного и равного для всех светского образования на государственный счет.

5. Мы требуем амнистии всем борцам – страдальцам за народное дело.

Вы, наши избранники, крепко стойте за интересы трудового народа и боритесь до крайности с вековыми угнетателями. Помните, что эти требования не только наши, но и всех угнетенных русских граждан, всегда готовых по первому вашему зову стать грудью за вас и поддержать свои законные требования.

Следует 60 подписей и приложена печать сельского старосты Грабовского общества Чертковской вол.

Свод основных государственных законов. 23 апреля 1906 г. (Извлечения)

Утверждён царём и опубликован за четыре дня до открытия заседаний I Государственной думы.

1. Государство Российское едино и нераздельно.

2. Великое Княжество Финляндское, составляя нераздельную часть Государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных установлениях определяется особыми законами.

О существе Верховной Самодержавной власти

5. Особа Государя Императора священна и неприкосновенна.

7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думою.

8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и в Государственной Думе.

9. Государь Император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.

10. Власть управления во всем объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелениям.

11. Государь Император в порядке верховного управления издает в соответствии с законами указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.

17. Государь Император назначает и увольняет Председателя Совета Министров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.

О правах и обязанностях российских подданных

71. Российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона.

72. Никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном.

73. Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных.

75. Жилище каждого неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допускается не иначе, как в случаях и в порядке, законом определённых.

76. Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами.

77. Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение.

79. Каждый может, в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами.

80. Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам.

81. Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободою определяются законом.

Глава девятая. О законах

87. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждения Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет.

Читайте также:  Рисунок народного промысла гжель

О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий

106. Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами.

107. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных Государственных Законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно Государю Императору.

108. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по Закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны, или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными.

Главным событием в отечественной истории 1900-х гг. в была первая российская революция. После 1907 г. Россия стала значительно отличаться от той страны, которой она была ранее. Царизм уже не мог править без представительных учреждений. Разогнав две Думы, царь в дальнейшем вынужден был созвать третью. Общество уже не могло терпеть правительственного и полицейского произвола. Граждане хотели пользоваться полученными свободами и правами. Увеличились заработки рабочих, у них появилось право на экономические забастовки. Рабочие и служащие создавали профессиональные союзы, потребительские кооперативы, культурно-просветительские объединения. В стране сложилась система многопартийности, которая, как и парламентаризм (пусть ограниченный и урезанный), изменила весь характер политической жизни. Установилась – хоть и с ограничениями – свобода печати. Постепенно развивались процессы либерализации и становления гражданского общества.

Но, как это было с реформами 1860 – 1870 гг., первая российская революция в целом сохранила прежний политический режим. Государственная дума не влияла на назначение и смещение министров. Была ограничена и её возможность участвовать в обсуждении государственного бюджета. Исполнительная власть подавляла законодательную. А вот права императора, если и не остались самодержавными, то приближались к этой характеристике. Император подписывал законы, принимаемые Государственной думой и Государственным советом. Особенно большими полномочиями он обладал во внешнеполитической и военной сферах.

В ходе революции у партийных лидеров сложился тот комплекс взглядов, который определял политическое поведение их партий в последующие годы. Для самого революционного, даже экстремистского, крыла РСДРП – большевиков – опыт 1905 – 1907 гг. подтвердил их веру в рабочий класс и вооруженное восстание, ориентировал на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. Их оппоненты меньшевики отстаивали необходимость коалиции всех революционных и оппозиционных сил в случае победы передачи власти демократическим слоям буржуазии. В партии эсеров определились два крыла: радикальное, близкое к большевикам по отношению к вооружённой борьбе и социалистической перспективе, и умеренное, близкое к меньшевикам. Кадеты ещё в меньшей степени готовы были действовать вместе с революционной интеллигенцией, но и с монархией компромисса не достигли. Октябристы же стали поддерживать политику Столыпина, сотрудничать с его правительством.

События 1905 – 1907 гг. не были смертельно опасны для монархии Романовых – это был революционный кризис в рамках происходившей в стране модернизации. У правящей элиты ещё оставался шанс избежать крушения существующего строя. Историческое время требовало не только сохранения демократических завоеваний революции, но и дальнейших последовательно проводимых радикальных реформ.

1. Почему в начале XX в. Россия отставала от наиболее развитых стран мира? 2. Что мешало России сделать решительный рывок в экономике? 3. Почему Первая российская революция вызвала подъём национально-освободительного движения в ряде стран мира? В каких странах проходили революционные события, что вам известно о результатах революционных выступлений? 4. Известно, что в ходе первой российской революции идея равенства была в поле зрения всех партий. Как вы относитесь к высказыванию Вольтера: «Равенство есть в одно и то же время вещь самая естественная и самая химерическая»? Что, по вашему мнению, имел в виду Вольтер и что стояло за этим понятием в начале XX в.? Сравните программы партий с точки зрения реализации в них идеи равенства. Почему и через 100 лет историки по-разному оценивают положение России в начале XX в.? Какие оценки вам известны и какие историо-графические направления они отражают?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 18. Идеологии и партии. Материалы к уроку-практикуму

§ 18. Идеологии и партии. Материалы к уроку-практикуму Проанализируйте приведённый ниже документальный материал. Сравните, какие требования выдвигали те или иные партии. Результатом этой работы должно стать заполнение следующей таблицы. Рекомендуется привлечь

§ 27. Красные и белые. Материалы и задания к уроку-практикуму

§ 27. Красные и белые. Материалы и задания к уроку-практикуму Перед вами подборка документов периода Граждан-ской войны и интервенции. На основе этих текстов и документальных фрагментов, приведённых в конце параграфов, напишите небольшую работу: «Все живут под постоянным

§ 36. Советская экономическая политика: планы, трудности, результаты. Материалы к уроку-практикуму

§ 36. Советская экономическая политика: планы, трудности, результаты. Материалы к уроку-практикуму Перед вами подборка документов времён первых пятилеток. Напишите на основе этих текстов и документальных фрагментов, приведённых в конце параграфов, небольшую работу

§ 44. Антигитлеровская коалиция: сотрудничество великих держав. Материалы к уроку-практикуму

§ 44. Антигитлеровская коалиция: сотрудничество великих держав. Материалы к уроку-практикуму Перед вами подборка документов времён Второй мировой войны. Напишите на основе этих текстов и документальных фрагментов, приведенных в конце параграфов, небольшую работу

Конституции (основные законы)

Конституции (основные законы) 13. Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»)[8]14. Основные государственные законы Российской империи 1906 г.[9]15. Конституция РСФСР 1918 г.[10]16. Конституция СССР 1923 г.[11]17. Конституция СССР 1936 г.[12]18. Конституция

ГЛАВА XIII О том, что никогда не следует рассматривать законы независимо от цели, ради которой они были созданы. Римские законы о краже

ГЛАВА XIII О том, что никогда не следует рассматривать законы независимо от цели, ради которой они были созданы. Римские законы о краже Когда у римлян вор попадался с поличным, прежде чем успевал спрятать украденное, то кража называлась явною; если же вора обнаруживали лишь

Требования социальные

Требования социальные Главной Руськой Радой вопросы социальные были отодвинуты на второй план, ибо в мае 1848 г. было упразднено крепостное право и новые социальные взаимоотношения еще не выкристаллизировались, чтобы выдвинуть свои социальные

I. Основные требования, которым должен удовлетворять автор «Откровения в грозе и буре»

I. Основные требования, которым должен удовлетворять автор «Откровения в грозе и буре» Само «Откровение в грозе и буре» даёт целый ряд указаний на личность своего автора. Вот, например, некоторые из них:1. Автора звали Иоанном.2. Он жил в Малой Азии или около неё.3. Он жил в

Основные законы и принципы алхимии

Основные законы и принципы алхимии Давайте коротко рассмотрим законы и принципы, лежащие в основе алхимических знаний.Начнем с принципа, без которого невозможно понять алхимию. Это единство Материи.В проявленном мире материя может принимать тысячи различных форм,

32. ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ В РЕДАКЦИИ 1906 г.

32. ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ В РЕДАКЦИИ 1906 г. В связи с событиями 1905 г. (прежде всего принятием Манифеста 17 октября 1905 г.) возникла необходимость законодательно установить произошедшие в гос. – правовой жизни России изменения.Новый текст Основных гос. законов был

§ 14. Основные законы наступления и причины неудачи под Варшавой

§ 14. Основные законы наступления и причины неудачи под Варшавой Под Варшавой наши войска потерпели неудачу. Причинами этого были прежде всего ошибки чисто военного порядка. Как не раз указывали и Ленин (см. например замечательную его статью «Очередные задачи советской

1. Основные законы аэродинамики

1. Основные законы аэродинамики ЖуковскийВ природе есть много явлений, наблюдая которые кажется невозможным проникнуть в тайну законов, ими управляющих. Клочок бумаги, брошенный на пол, ложится совсем не там и не так, как ждешь. Орел и ястреб парят в воздухе, не двигая

Тема 20 Архитектура республиканского Рима: основные особенности, этапы развития, типы сооружений, материалы, организация труда

Тема 20 Архитектура республиканского Рима: основные особенности, этапы развития, типы сооружений, материалы, организация труда Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное

Источник

Текст книги «История. История России. 11 класс. Углублённый уровень. Часть 1»

Автор книги: Альберт Ненароков

Жанр: История, Наука и Образование

Текущая страница: 5 (всего у книги 26 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

§ 9. I и II Государственные думы. Последний период первой российской революции

Закон о выборах в Государственную думу. Подготовленный правительством Витте закон был издан ещё в декабре 1905 г., в разгар Московского вооружённого восстания. Согласно ему Дума избиралась сроком на пять лет и могла быть распущена императором одновременно с назначением новых выборов и определением времени её созыва. Выборы были куриальными, многостепенными и неравными. Все избиратели делились на 4 разряда (курии): землевладельцы, горожане, крестьяне, рабочие. По куриям избирались губернские выборщики. При этом один выборщик приходился на 2 тыс. землевладельцев, 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян, 90 тыс. рабочих. Выборщики губернских собраний выдвигали депутатов в Думу. Женщины и половина мужского населения страны из-за ряда цензовых ограничений не получили избирательных прав.

Читайте также:  Плантарный фасциит народные способы лечения

«Дума народных надежд». Так называли либеральные публицисты I Государственную думу (27 апреля – 8 июля 1906 г.). Она известна также под названием кадетской Думы, так как более трети её депутатов представляли партию кадетов. Второй по численности депутатской группой была крестьянская, образовавшая самостоятельную фракцию трудовиков (Трудовая группа). Большевики и эсеры выборы в Думу бойкотировали.

В Таврическом дворце, сидя под огромным портретом Николая II, вёл заседания председатель Думы кадет С. А. Муромцев, известный учёный-юрист, профессор Московского университета. В центре обсуждений находился аграрный вопрос. Кадеты предлагали создать государственный земельный фонд из казённых, монастырских, удельных и части помещичьих земель, подлежащих принудительному отчуждению за «справедливое вознаграждение». Распоряжаться землёй должны были специальные комитеты с равным представительством от властей, помещиков и крестьян.

Муромцев Сергей Андреевич (1850 – 1910)

Трудовики требовали ликвидации помещичьего землевладения и передачи всех земель (за исключением наделов, не превышающих трудовую норму) в общенародный фонд. Они не отрицали возможности выкупа земли, но за счёт государства и по минимальной цене. Членов земельных комитетов трудовики предлагали выбирать на основе всеобщего избирательного права.

Обсуждение аграрного вопроса всколыхнуло страну, и это вызвало страх у консервативных кругов. В ночь на 9 июля Дума была распущена императорским манифестом, в котором подчёркивалось, что она вместо законодательной деятельности «разжигает смуту». I Государственная дума просуществовала 72 дня.

Революционное движение 1906 – 1907 гг. Дважды – весной 1906 и весной 1907 г. – наблюдался новый подъём стачечного движения. Горячим было лето 1906 г. Крестьянские волнения по своему масштабу были сравнимы с осенними выступлениями 1905 г. Крестьяне возмущались выкупными платежами и настаивали на их отмене. Наряду с требованием «Земли!» выдвигалось требование «Воли!», т. е. уничтожения крестьянской сословности и создания бессословного земства. Крестьяне выступали за введение всеобщего начального обучения. Раздавались голоса и за ограничение торговли крепкими спиртными напитками. «Человек, борющийся за правду и землю, не должен быть пьян», – заявлялось в наказе крестьян Звенигородского уезда Московской губернии. Во многих крестьянских наказах содержались и политические требования «государственного перестроения».

Столыпин Петр Аркадьевич (1862 – 1911)

В ноябре 1906 г. были изданы указы о свободном выходе из общины с установлением частной собственности на крестьянские наделы. Ранее была разрешена продажа через Крестьянский банк казённых, удельных и кабинетских земель. Отменялись ограничения в личных правах крестьян: получение паспорта уже не требовало разрешения общины, предоставлялась полная свобода в выборе места жительства и занятий. Всё это, наряду с полной отменой с января 1907 г. выкупных платежей, успокоило деревню. Крупномасштабные крестьянские волнения больше не возобновлялись. Но острота земельного вопроса так и не была снята.

II Государственная дума. Вторая дума приступила к работе 20 февраля 1907 г. По сравнению с Первой в её составе уменьшилось число кадетов, сохранили свои позиции трудовики, появилась довольно значительная социал-демократическая фракция. В целом Дума полевела, что таило опасность её роспуска в будущем. Кадеты стали проявлять большую осторожность, проводя тактику «бережения Думы».

Выступая в Думе, Столыпин заявил: «Отечество наше должно превратиться в правовое». Предложенная им программа из 30 законопроектов отражала правительственный курс на либеральные реформы. Но уже в начале работы Думы обозначилось её политическое соперничество с исполнительной властью.

Во Второй Думе, как и в Первой, главным политическим вопросом был аграрный. Трудовики отстаивали свой прежний законопроект. Кадеты же смягчили свою позицию, сведя к минимуму принудительное отчуждение земли.

Недовольное радикализмом депутатов, правительство нашло повод для роспуска Думы, без юридических оснований обвинив членов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота. 3 июня 1907 г. были опубликованы указ и манифест о роспуске II Думы, которая просуществовала 103 дня. Этим событием завершилась первая российская революция, оказавшая огромное воздействие на сознание всех слоёв российского общества.

Главными итогами революции стало ограничение самодержавной власти императора новыми «Основными законами», учреждение выборных высших законодательных органов государственной власти, проведение выборов в Думу с участием политических партий, конституционное закрепление прав и свобод. Немаловажное значение имело также некоторое улучшение положения рабочих (рост заработной платы, создание профсоюзов, страхование и т. д.) и крестьян (отмена выкупных платежей, свободный выход из общины и т. д.).

1. Как формировалась I Государственная дума? 2. Что изменилось в деятельности законодательной и исполнительной власти? 3. Объясните, почему Николай II распустил I Государственную думу. 4. Что сделало правительство для ослабления крестьянского движения? 5. Что изменилось в формировании II Государственной думы и почему её деятельность была прекращена?

Из письма профессора Московского университета Е. Н. Трубецкого Николаю II по поводу роспуска I Государственной думы

Стремление крестьян к земле имеет неудержимую силу: одними добровольными продажами земли они не удовлетворятся; и всякий, кто будет противиться принудительному отчуждению, будет сметён с лица земли. Крестьяне с напряжённым вниманием следили за конфликтом Думы и министерства… Теперь, когда Дума распущена, они убеждены, что причиной роспуска послужил отказ в наделении землёй. И Ваши советники переложили этот отказ на монарха. Они сумели превратить вопрос земельный в вопрос династический, в вопрос об образе правления.

Что заставило Е. Н. Трубецкого написать это письмо и о чём он предупреждал Николая II?

Основные положения аграрных проектов трудовиков и кадетов

Сравните основные положения аграрных проектов трудовиков и кадетов. В чём их отличие?

§ 10. Народные требования и Основные законы 1906 г. Материалы к уроку-практикуму

Чтобы побеждать на олимпиадах по истории, необходимо научиться создавать «исследовательские проекты». Для этого нужно уметь анализировать источники и извлекать из них необходимую информацию. На основе приведённых документов напишите небольшую работу: «Народные требования и Основные законы 1906 г.» с последующим обсуждением на уроке.

Начинать следует с формулировки исследовательской задачи, т. е. проблемы, которую предстоит решить. В данном случае исследовательская задача заключается в сопоставлении народных требований и Основных законов 1906 г. по вопросу о представительных учреждениях (законодательной Думе), правах и свободах граждан. Для того чтобы выполнить эту задачу, необходимо провести сравнительный анализ документального материала, выяснить, что дают источники для решения проблемы. Это можно сделать, например, с помощью таблицы о правах и свободах, образец которой приводится ниже. Вам надо перечислить все политические требования, за которые боролось российское общество, его разные социальные группы.

В заключение письменной работы делаются основные выводы по каждой графе таблицы. Необходимо обозначить цифрами части работы, соответствующие пунктам этого плана. Очень важно при этом продемонстрировать умение чётко формулировать положения и аргументировать их с помощью источника.

Из постановления общего собрания учащихся высших учебных заведений Москвы 9 февраля 1902 г

…Считая ненормальность существующего академического строя лишь отголоском общего русского бесправия, мы откладываем навсегда иллюзию академической борьбы и выставляем знамя общеполитических требований, глубоко убежденные, что для правильного хода общественной жизни необходимо пересоздание всего социального и политического строя на началах признания за общественностью публичных прав. Мы уверены, что без этого русская жизнь не двинется ни на шаг вперед, что лучшие силы будут периодически вырываться из среды общества, что позорное топтание на одном месте не прекратится. Мы требуем: 1) неприкосновенности личности, 2) свободы печати, 3) свободы совести, 4) свободы собраний и организаций, 5) непосредственной ответственности административных лиц, 6) общедоступности образования, 7) допущения женщин в университеты, 8) уравнения прав национальностей. Вместе с рабочими мы требуем: 9) 8-часового рабочего дня и 10) свободы стачек.

Не признавая настоящего правительства способным к реорганизации общественного строя на этих началах, мы обращаемся ко всей мыслящей России, считающей себя политически зрелой, с указанием о своевременности созвания Учредительного собрания. Общеполитическая программа заставляет нас вынести наш протест на улицу, где мы вместе с кадрами рабочих и общества готовы силой поддержать наши требования.

Из петиции рабочих и жителей Петербурга Николаю II. 9 января 1905 г

…Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, повели немедленно, сейчас же принять представителей земли Русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов.

Это самая главная наша просьба. Но одна мера все же не может залечить наших ран. Необходимы еще и другие…

I. Меры против невежества и бесправия русского народа.

1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

3) Общее и обязательное народное образование за государственный счёт.

4) Ответственность министров перед народом и гарантия законности правления.

Читайте также:  Экзема на нервной почве лечение народными средствами

5) Равенство перед законом всех без исключения.

6) Отделение церкви от государства…

Наказ крестьян с. Грабово депутатам II Государственной думы

Мы, нижеподписавшиеся крестьяне с. Грабово Чертковской вол. Пензенского уезда, 18 марта на полном сельском сходе в присутствии сельского старосты Авошкина постановили единогласно просить Государственную думу присоединить наше требование к требованию всего трудового народа.

1. Мы требуем передачи всей земли – кабинетской, монастырской, удельной и частновладельческой – в руки трудящихся без всякого выкупа…

2. Но нам не одна земля нужна, мы также со всем трудовым народом требуем полной свободы совести, союзов и собраний, для того чтобы во всякое время могли открыто собираться и обсуждать свои нужды.

3. Ни одна часть населения не утеснена так, как крестьяне, потому мы и требуем неприкосновенности личности и жилища, полного гражданского равноправия.

4. Мы видим, что самая угнетенная и непросвещенная часть населения – это крестьяне, поэтому мы требуем установления обязательного и равного для всех светского образования на государственный счет.

5. Мы требуем амнистии всем борцам – страдальцам за народное дело.

Вы, наши избранники, крепко стойте за интересы трудового народа и боритесь до крайности с вековыми угнетателями. Помните, что эти требования не только наши, но и всех угнетенных русских граждан, всегда готовых по первому вашему зову стать грудью за вас и поддержать свои законные требования.

Следует 60 подписей и приложена печать сельского старосты Грабовского общества Чертковской вол.

Свод основных государственных законов. 23 апреля 1906 г. (Извлечения)

Утверждён царём и опубликован за четыре дня до открытия заседаний I Государственной думы.

Раздел первый

1. Государство Российское едино и нераздельно.

2. Великое Княжество Финляндское, составляя нераздельную часть Государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных установлениях определяется особыми законами.

Глава первая
О существе Верховной Самодержавной власти

5. Особа Государя Императора священна и неприкосновенна.

7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думою.

8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и в Государственной Думе.

9. Государь Император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.

10. Власть управления во всем объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелениям.

11. Государь Император в порядке верховного управления издает в соответствии с законами указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.

17. Государь Император назначает и увольняет Председателя Совета Министров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.

Глава восьмая
О правах и обязанностях российских подданных

71. Российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона.

72. Никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном.

73. Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных.

75. Жилище каждого неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допускается не иначе, как в случаях и в порядке, законом определённых.

76. Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами.

77. Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение.

79. Каждый может, в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами.

80. Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам.

81. Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободою определяются законом.

Глава девятая. О законах

87. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждения Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет.

Глава десятая
О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий

106. Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами.

107. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных Государственных Законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно Государю Императору.

108. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по Закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны, или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными.

Заключение

Главным событием в отечественной истории 1900-х гг. в была первая российская революция. После 1907 г. Россия стала значительно отличаться от той страны, которой она была ранее. Царизм уже не мог править без представительных учреждений. Разогнав две Думы, царь в дальнейшем вынужден был созвать третью. Общество уже не могло терпеть правительственного и полицейского произвола. Граждане хотели пользоваться полученными свободами и правами. Увеличились заработки рабочих, у них появилось право на экономические забастовки. Рабочие и служащие создавали профессиональные союзы, потребительские кооперативы, культурно-просветительские объединения. В стране сложилась система многопартийности, которая, как и парламентаризм (пусть ограниченный и урезанный), изменила весь характер политической жизни. Установилась – хоть и с ограничениями – свобода печати. Постепенно развивались процессы либерализации и становления гражданского общества.

Но, как это было с реформами 1860 – 1870 гг., первая российская революция в целом сохранила прежний политический режим. Государственная дума не влияла на назначение и смещение министров. Была ограничена и её возможность участвовать в обсуждении государственного бюджета. Исполнительная власть подавляла законодательную. А вот права императора, если и не остались самодержавными, то приближались к этой характеристике. Император подписывал законы, принимаемые Государственной думой и Государственным советом. Особенно большими полномочиями он обладал во внешнеполитической и военной сферах.

В ходе революции у партийных лидеров сложился тот комплекс взглядов, который определял политическое поведение их партий в последующие годы. Для самого революционного, даже экстремистского, крыла РСДРП – большевиков – опыт 1905 – 1907 гг. подтвердил их веру в рабочий класс и вооруженное восстание, ориентировал на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. Их оппоненты меньшевики отстаивали необходимость коалиции всех революционных и оппозиционных сил в случае победы передачи власти демократическим слоям буржуазии. В партии эсеров определились два крыла: радикальное, близкое к большевикам по отношению к вооружённой борьбе и социалистической перспективе, и умеренное, близкое к меньшевикам. Кадеты ещё в меньшей степени готовы были действовать вместе с революционной интеллигенцией, но и с монархией компромисса не достигли. Октябристы же стали поддерживать политику Столыпина, сотрудничать с его правительством.

События 1905 – 1907 гг. не были смертельно опасны для монархии Романовых – это был революционный кризис в рамках происходившей в стране модернизации. У правящей элиты ещё оставался шанс избежать крушения существующего строя. Историческое время требовало не только сохранения демократических завоеваний революции, но и дальнейших последовательно проводимых радикальных реформ.

1. Почему в начале XX в. Россия отставала от наиболее развитых стран мира? 2. Что мешало России сделать решительный рывок в экономике? 3. Почему Первая российская революция вызвала подъём национально-освободительного движения в ряде стран мира? В каких странах проходили революционные события, что вам известно о результатах революционных выступлений? 4. Известно, что в ходе первой российской революции идея равенства была в поле зрения всех партий. Как вы относитесь к высказыванию Вольтера: «Равенство есть в одно и то же время вещь самая естественная и самая химерическая»? Что, по вашему мнению, имел в виду Вольтер и что стояло за этим понятием в начале XX в.? Сравните программы партий с точки зрения реализации в них идеи равенства. Почему и через 100 лет историки по-разному оценивают положение России в начале XX в.? Какие оценки вам известны и какие историо-графические направления они отражают?

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector