Общее между устным народным творчеством и прикладным искусством 3 класс

Что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством?

Задание по литературе для 3 класса 10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством (народными промыслами)?

В устном народном творчестве, сказках, пословицах, песнях, народ выражает свое представление о том, каким должен быть наш мир, о том, что добро должно всегда побеждать и торжествовать справедливость, выражает свой накопленный веками опыт.

В народных промыслах народ выражает свое представление о красоте, и опять же о добре и это еще один общий момент между фольклором и прикладным искусством.

Произведения устного народного творчества и произведения прикладного искусства принадлежат народу. Их придумывает и делает народ и хотя в народных промыслах есть некий первичный автор, который может выполнять чудесные произведения искусства, но воспринимаются они как часть целого, как часть творчества всего народа.

Уже в самом начале сказки братец Иванушка начинает надоедать сестрице просьбами разрешить ему напиться из первой встречной лужи. Дело было летом и Аленушка с братцем шли через широкое поле. Видимо сильно палило солнце и Иванушке очень хотелось пить. Поскольку он был младше сестры, он не мог терпеть и каждая лужа казалась ему источником живительной влаги.

Аленушка честно предупреждала братца, что пить из копытц нельзя, но он все-таки не послушал ее.

О том, что детей мучила жажда говорят слова: жар донимает, пот выступает, солнце высоко.

Эти слова повторяются в сказке несколько раз, чтобы усилить впечатление от той жажды, которой томится братец Иванушка.

Я совершенно согласная с Тютчевым в его любви к первым майским грозам. Это действительно великолепное явление природы, которое воспринимается как долгожданное чудо, как волшебство, которое пришло в мир вместе с весенним теплом и пробуждением природы.

Читая стихотворение «Весенняя гроза» словно воочию видишь потемневшее небо, слышишь раскаты грома, а потом бежишь под брызгами дождя в какое-нибудь укрытие. А вдалеке шумят дубравы и весело радуются грозе птицы.

Все эти картины вызывают в душе чувство восторга, появляется желание петь, хочется безотчетно радоваться жизни. Это очень позитивное стихотворение.

В романе «Евгений Онегин» можно встретить такое описание народных забав у замерзшей речки,которое начинается словами «Опрятней модного паркета». Именно с модным паркетом сравнивает Пушкин окованную льдом речку. Откуда берется это сравнение?

Паркет в то время был видимо очень модным половым покрытием, и за ним тщательно следили и натирали до такой степени, что паркет блестел. Но также блестит и покрытая льдом речка, поэтому автор решил использовать это уникальное по красоте сравнение, которое к тому же трактуется в пользу речки.

Мы сразу представляем ровную и блестящую поверхность реки, скользкую, ведь и паркет скользкий.

В стихотворении «Зимнее утро» поэт восторгается красотами внезапно наступившего утра, когда яркое солнце сменило на небе мрачные тучи. Пушкин подчеркивает красоту этого утра и то волшебное настроение, которое принесло красочными эпитетами, которые он соотносит с полями, лесом, речкой.

В это самое время его комната кажется озаренной «янтарным блеском», наполненной волшебством. А контраст между морозом за окном и теплом комнаты подчеркивает описание печки.

Причем поэт специально дважды повторяет фактически одно слово: Треском трещит.

И опять мы встречаем в этом стихотворении слово Веселым, которое Пушкин часто использует для описания зимы. Автор специально старается передать те чувства, которые вызывает в нем зима и именно яркий морозный солнечный день.

В басне «Ворона и лисица» Крылов описывает как лисица прибегает к хитрой уловке используя лесть и льстивые слова чтобы заполучить вожделенный кусочек сыра. Она называет ворону самыми ласковыми прозвищами, любуется ее вымышленной красотой и всячески пытается завоевать доверие глупой птицы. Ее действия полностью соответствуют ее же намерениям.

Но почему жертвой лисы была выбрана именно ворона?

Прежде всего это птица, а лазать по деревьям лисица не умеет, следовательно ей пришлось искать иной способ завладеть сыром.

Во-вторых, вороны известны как любительницы похвастать, как самоуверенные и наглые птицы, не сомневаюсь, что сыр ворона просто украла. Так что наказание ей было в какой-то мере справедливым.

Источник

Литературное чтение. 3 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 7. Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Фольклор – устное народное творчество.

Иногда в конце сказки рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Загадка – это малый жанр фольклора. В ней предмет описывается, но не называется. Поэтому загадка всегда требует отгадки.

Устное народное творчество; большие и малые жанры фольклора; сказки; песни; загадки; пословицы; поговорки; скороговорки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29-32

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

Читайте также:  Особенности венгерского народного танца

На уроке мы узнаем о жанрах фольклора, их особенностях;

Научимся их различать;

Сможем систематизировать свои знания о произведениях устного народного творчества.

Основное содержание урока

Народное творчество – это целая огромная страна, это не только искусство слова, но и прикладное искусство.

Одежда и дома, бытовая утварь и детские игрушки – раньше всё создавалось руками народных умельцев. Люди старались украсить свой быт, затейливые узоры служили оберегами от злых сил, в которых они верили. А ещё народ веками копил мудрость, которую передавал из поколения в поколение в виде сказок, пословиц, загадок и других видов устного народного творчества. Они и сейчас живут в нашем языке, помогают растить, учить и воспитывать детей, радоваться и переживать неудачи. Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.

Интерактивное путешествие школьников Ани и Володи по стране Устного народного творчества начинается с волшебной карты, благодаря которой наши герои могут повторить основные понятия, изученные на уроках раздела.

А. – Какая красивая мелодия!

В. – Это лирическая народная песня. Лирические песни выражают чувства и настроение поющих.

А. А мне мама в детстве колыбельные песни пела, когда укачивала меня. Я до сих пор помню (напевает):

«Котя, котенька, коток,

Котя серенький хвосток»

В: Смотри, кажется, туча надвигается.

А: Помнишь, мы на уроке специальные песенки-заклички учили. Давай попросим, чтобы дождик не пошёл!

Хором:Уж ты, радуга-дуга,

В. Нам пора дальше идти. Давай подведём итог, что мы узнали о песнях.

Народная песня – летопись жизни русского народа. Видов народной песни много, потому что песня сопровождала людей на протяжении всей жизни.

Б) Деревня «Сказкино».

А: – Смотри, какая деревня необычная.

В: – Сказочная. Видишь, здесь живут герои волшебных сказок, которые мы прочитали. А ты помнишь, чем волшебные сказки отличаются от других?

А. – Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи. Она имеет особую композицию.

-присказка (встречается не во всех сказках);

— кульминация – главное событие, испытание;

В волшебной сказке обязательно используется такой приём, как троекратный повтор. Кроме того в волшебной сказке действует волшебный помощник, появляются волшебные предметы.

Добро борется со злом и побеждает

А: Да, мы много нового узнали о сказках. Продолжим наше путешествие.

А: Лес какой-то непонятный. Как будто прозрачный. Заколдованный, что ли?

В: На карте он называется Загадайкин. Наверное, надо отгадать чьи-то загадки.

Л. Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят

Л: Молодцы ребята, смотрите, как лес изменился!

А: Я люблю отгадывать загадки. С помощью загадки в народе испытывали мудрость, находчивость человека, его знания.

В: Загадка – это малый жанр фольклора. В ней предмет описывается, но не называется. Поэтому загадка всегда требует отгадки.

На фасадах домов в деревне написаны пословицы.

В: Вся семья вместе, так и душа на месте.

А: Жизнь измеряется не годами, а трудами.

В: При солнышке тепло, при матери – добро.

А: Какие мудрые изречения. В них самое главное сказано и о семье, и о труде, и о материнской любви.

В: Недаром на Руси говорили – без пословицы речь не молвится. Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Чаще всего пословица рифмуется.

Дети оказываются на вершине горы.

А: Высоко мы забрались. А как эта гора называется?

А: Я помню, мы изучали докучные сказки.

В. А я одну новую выучил.

На горушке — избушка,

Живёт в ней старушка.

Хороша у старушки мочала!

Не начать ли сказку с начала?

Иногда в конце сказки рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора.

Аня и Володя в деревенском доме наблюдают картины жизни его обитателей.

Вот мать заплетает дочери косу.

Мама: Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят —

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся —

Маму, дочка, слушайся.

Вот бабушка играет с малышом

Этот пальчик в лес ходил.

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик жарить стал

Этот пальчик встал и съел

Потому и потолстел!

А: Это село называется Потешкино. Здесь жители много потешек знают и деток своих потешают.

В: На самом деле, потешка не только для развлечения нужна. Она помогает научить маленького человечка понимать человеческую речь

Это небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям.

Устное народное творчество представляет огромную часть русской культуры, формировавшуюся на протяжении многих столетий. В произведениях русского фольклора отражаются чувства и переживания народа, его история, размышления о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое. Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение из уст в уста. В образах героев произведений фольклора, народ выражал своё отношение к понятиям добра и зла.

Разбор типового тренировочного задания

Источник

Урок литературного чтения на тему «Устное народное творчество» (3 класс)

Урок: Устное народное творчество

Цели урока: обобщить знания детей по теме “Устное народное творчество”; воспитывать любовь, уважение и интерес к творчеству русского народа; развивать творческую активность и логическое мышление.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и постановка цели

— Как называется раздел, над которым мы работаем?

Читайте также:  Спазмы желудка народная медицина

— Что такое “устное народное творчество”?

— Сегодня мы обобщим знания по теме “Устное народное творчество”

Конкурс “Виды устного народного творчества”

Найдите виды устного народного творчества: песня, прибаутка, считалка, потешка, рассказ, пестушка, литературная сказка, поговорка, повесть, басня, стихи.

Конкурс “Лейся, песня!” Проверка домашнего задания. (слайд 2)

— Вы уже знаете, что песня является одним из видов УНТ. Как бы вы сказали, что такое песня?

— Чем песня отличается от стихотворения?

— Почему так говорят: “Где песня льётся, там легче живётся”?

— Что вы знаете о песенках-закличках?

(Ребята исполняют песни-заклички.)

Конкурс “Закончи пословицу” (слайд 3)

— Народное искусство слова это не только песни, но и пословицы и поговорки. Почему так говорят: “Пословица недаром молвица”, “Пословица всем делам помощница”?

(Работа в парах.Собрать пословицы.)

Труд человека кормит, а лень портит.

Раз соврал – навек лгуном стал.

Кто других не любит, сам себя губит.

Кончил дело – гуляй смело.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Конкурс скороговорщиков (слайд 4)

— Скороговорки – один из видов УНТ. Для чего нужны скороговорки?

— Почему так говорят: “Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь”?

— Кто быстро произнесет скороговорки?

Ехал Грека через реку.
Видит Грека: в реке – рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека – цап!
До города дорога в гору
От города с горы.

Конкурс “Доскажи загадки, назови отгадки” Проверка домашнего задания

— Что это? Без лица в личине.

(Ребята читают загадки. Отгадывают. Читают загадки, придуманные к отгадкам. Стр. 54 задание10)

В огне не горит,
В воде не тонет. (Лёд)

Стоит Антошка
На одной ножке. (Подсолнух)

Зимой лежал,
Весной побежал. (Снег)

Летом одетый,
Зимой раздетый. (Лес)

Сырой долговяз,
В землю увяз. (Дождь)

Летом вырастают,
Осенью облетают. (Листья)

Устное народное творчество и прикладное искусство (народные промыслы)

— Вспомните и назовите другие виды народного творчества.

— Что общего между УНТ и народными промыслами?

Конкурс “Что такое сказка?” (слайд 5)

— Народное искусство слова – сказка. Как вы понимаете пословицу: “Кашу кушай, а сказку слушай: умом разумом смекай да на ус мотай”?

— Какие сказки мы читали в разделе?

— Кто главные герои народных сказок?

— Почему они одерживали победу над злом?

— Почему эти сказки волшебные? Расскажите, какие чудеса происходили в них и какие вы знаете волшебные предметы?

— Перечислите троекратные повторы.

— Как называется начало сказки? Для чего нужен зачин (присказка)? Найти и прочитать присказки.

— Как называется конец сказки? Для чего нужна концовка? Найти и прочитать концовки.

— Отгадаем кроссворд “По дорогам сказок” И узнаем, как ещё называют народное творчество.

Кроссворд “По дорогам сказок”(слайд 6)

Кто был хозяином Жар-птицы? (Афрон)

В кого превратился Иванушка из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”? (козленочек)

Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма? (Алёнушка)

О ком сказано: “. бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет”? (конь)

К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана? (уздечка)

Как звали невесту Иванушки-дурочка? (Елена)

Какие яблоки росли в саду царя Берендея? (золотые)

Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? (перстень)

— Каким ещё словом называют народное творчество? Фольклор, в переводе с английского языка, означает “народная мудрость, знание”.

— Как вы понимаете слова А. М. Горького: “Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего”?

Номер материала: ДВ-244424

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация к уроку

Цели урока: обобщить знания детей по теме “Устное народное творчество”; воспитывать любовь, уважение и интерес к творчеству русского народа; развивать творческую активность и логическое мышление.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и постановка цели

— Как называется раздел, над которым мы работаем?

— Что такое “устное народное творчество”?

— Сегодня мы обобщим знания по теме “Устное народное творчество”

Конкурс “Виды устного народного творчества”

(Работа в парах.Страница 52 задание 2.)

Найдите виды устного народного творчества: песня, прибаутка, считалка, потешка, рассказ, пестушка, литературная сказка, поговорка, повесть, басня, стихи.

Конкурс “Лейся, песня!” Проверка домашнего задания.

— Вы уже знаете, что песня является одним из видов УНТ. Как бы вы сказали, что такое песня?

— Чем песня отличается от стихотворения?

— Почему так говорят: “Где песня льётся, там легче живётся”?

— Что вы знаете о песенках-закличках?

(Ребята исполняют песни-заклички.)

Конкурс “Закончи пословицу”

— Народное искусство слова это не только песни, но и пословицы и поговорки. Почему так говорят: “Пословица недаром молвица”, “Пословица всем делам помощница”?

— Скороговорки – один из видов УНТ. Для чего нужны скороговорки?

Читайте также:  Протокол заседания штаба народных дружин

— Почему так говорят: “Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь”?

— Кто быстро произнесет скороговорки?

Ехал Грека через реку.
Видит Грека: в реке – рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека – цап!
До города дорога в гору
От города с горы.

Конкурс “Доскажи загадки, назови отгадки” Проверка домашнего задания

— Что это? Без лица в личине.

(Ребята читают загадки. Отгадывают. Читают загадки, придуманные к отгадкам. Стр. 54 задание10)

В огне не горит,
В воде не тонет. (Лёд)
Стоит Антошка
На одной ножке. (Подсолнух)
Зимой лежал,
Весной побежал. (Снег)
Летом одетый,
Зимой раздетый. (Лес)
Сырой долговяз,
В землю увяз. (Дождь)
Летом вырастают,
Осенью облетают. (Листья)

Устное народное творчество и прикладное искусство (народные промыслы)

— Вспомните и назовите другие виды народного творчества.

— Что общего между УНТ и народными промыслами?

Конкурс “Что такое сказка?”

— Народное искусство слова – сказка. Как вы понимаете пословицу: “Кашу кушай, а сказку слушай: умом разумом смекай да на ус мотай”?

— Какие сказки мы читали в разделе?

— Кто главные герои народных сказок?

— Почему они одерживали победу над злом?

— Почему эти сказки волшебные? Расскажите, какие чудеса происходили в них и какие вы знаете волшебные предметы?

— Перечислите троекратные повторы.

— Как называется начало сказки? Для чего нужен зачин (присказка)? Найти и прочитать присказки.

— Как называется конец сказки? Для чего нужна концовка? Найти и прочитать концовки.

— Отгадаем кроссворд “По дорогам сказок” И узнаем, как ещё называют народное творчество.

— Каким ещё словом называют народное творчество? Фольклор, в переводе с английского языка, означает “народная мудрость, знание”.

— Как вы понимаете слова А. М. Горького: “Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего”?

Источник

Проверим себя и оценим свои достижения

1. Народное искусство слова — песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как ещё называют народное творчество (в переводе с английского языка это слово обозначает «народная мудрость, знание»).

2. Найди виды устного народного творчества. Обоснуй свой выбор.

3. Объясни, что такое песня? Чем песня отличается от стихотворения?

4. Прислушайся к звучанию каждой песни, её ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?

5. Ты уже знаешь, что песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна. »

6. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.

7. Почему так говорят: «Пословица недаром молвится», «Пословица всем делам помощница»?

8. Собери пословицы. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

9. Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?

    Ехал Грека через реку.
    Видит Грека: в реке — рак.
    Сунул Грека руку в реку,
    Рак за руку Греку — цап!

10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством (народными промыслами)? Рассмотри рисунки. Назови другие!виды народного творчества.

11. Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.

Отгадки: лёд, снег, подсолнух, листья, дождь, лес.

Придумай свои загадки к этим отгадкам. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

12. Сказочники воплотили в главных героях волшебных сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным. Какими качествами наделены главные герои прочитанных тобой сказок? Почему именно они одерживают в сказках победу над злом?

13. Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть присказка, зачин и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?

14. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. А зачем нужна в сказке концовка?

15. Определи, где зачины и концовки.

«За тридевять земель, в тридесятом государстве. »

«Стали они жить-поживать и добра наживать. »

«Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало. »

16. Что могло бы произойти, если бы Иван-царевич сам пошёл похищать Елену Прекрасную?

17. Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши своё определение в «Рабочую тетрадь».

18. Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?

19. Какие ты знаешь волшебные предметы?

Выбери правильный ответ: волшебная палочка, коньки, скатерть-самобранка, зеркало, сапоги-скороходы, дудочка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка, плащ.

Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.

20. Рассмотри рисунок. Расскажи, что ты видишь. Обрати внимание на то, как одевались русские люди в старину.

21. Рассмотри иллюстрации к разделу’ «Устное народное творчество». Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.

Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников.

Составь рассказ об одном из них, используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.

Запиши план своего рассказа в «Рабочую тетрадь».

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector