Общее понятие о народной художественной культуре кратко

Сущность, структура и функции народной художественной культуры

Основные понятия теории НХК

«Народная» – созданная народом и живущая в народе, существующая, функционирующая в рамках народной культуры. В словосочетаниях «народная художественная культура» или «народная культура» народ понимается как «простой народ», низшие социальные слои общества. В России – прежде всего крестьяне. Этот смысл слова, восходящий к идеям славянофилов XIX века и реалиям отечественной культуры того времени, сохранился в «памяти русского языка» и продолжает доминировать в современных учебных и научных публикациях.

Человек обладает разумом и способен видеть прекрасное и безобразное. Чел. смотрит на мир творчески.

«Культура» Существует множество определений культуры. Но суть многих из них сводится к тому, что культура есть бинарная оппозиция, противоположность натуре (природе), не тронутой, не измененной человеком. Культура – «вторая природа». Культура, как средство адаптации. Культура зреет на уровне интеллекта. Культура окультуривание человека. В словосочетании «народная художественная культура» смысл слова «культура» конкретизируется как то, что создано народом и представляет – по современным критериям – художественную ценность.

В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. Иногда термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Сущность, структура и функции народной художественной культуры

НХК является неотъемлемой частью народной культуры. Народная культура – прежде всего это культура традиционного общества. (более широкое понятие, чем «народное художественное творчество») – включает в себя всю совокупность созданных народом (этносом, крестьянской субкультурой) художественных произведений различных видов и жанров, а также передающиеся от поколения к поколению формы и способы их создания, сохранения и бытования (включая процесс потребления продуктов НХТ).

Структуру народной художественной культуры можно представить следующим образом:

— произведения искусства, созданные народом;

— духовно-содержательный аспект народного творчества (совокупность знаний, ценностей, норм, образцов);

— морфологические особенности взаимоотношения различных видов и жанров народного искусства;

— институциональные формы организации процессов художественного производства и потребления.

Следует помнить, что народная художественная культура синкретична, т.е. носит преимущественно целостный и нерасчлененный характер.

К основным функциям фольклора относят:

1. Религиозно-мифологическая функция НХК состоит в том, что в ней воплощены мифологические представления представителей традиционной культуры об окружающем мире и человеке. Мифология как идейно-образная основа НХК представляет собой систему представлений, идеалов и норм, регулирующих все стороны жизни отдельного человека, семьи, традиционного общества в целом.

2. Мифологические представления материализуются, в частности, в системе обрядов и ритуалов календарного, годового цикла и обрядов перехода (родинных, инициационных, свадебных, похоронных). Фольклор сохраняет древние религиозные представления, образы и символы, его произведения позволяют структурировать драматургию обряда или ритуала, сделать ее более действенной с эмоционально-художественной точки зрения.

3. Педагогическая (воспитательная) функция НХК. НХТ обладает мощнейшим этнопедагогическим потенциалом, поскольку в нем запечатлены представления и идеалы народа относительно воспитания эталонной личности в соответствии с нравственно-эстетическими идеалами и нормами поведения.

4-5. Информационно-коммуникативная и художественно-эстетическая функции НХК. Будучи носителем значительной информации различного содержания, НХК во многом способствует общению, организации взаимодействия людей, их лучшему взаимопониманию. В фольклоре как коммуникативном акте в первую очередь реализуется информирующая (познавательная, повествовательная, референтивная, денотативная или когнитивная), выразительная (эмотивная, экспрессивная, автокоммуникативная) или воздействующая (апеллятивная, импрессивная, конативная, суггестивная) функции.

В зависимости от преобладания одной из этих функций, преимущественное внимание участников коммуникации сосредотачивается либо на том, о чем говорится (предметное поле, контекст, ситуация общения), либо на самом говорящем и его переживаниях, либо же на том, кому адресовано сообщение. Однако при определенных условиях внимание говорящего может акцентироваться на форме сообщения. В таком случае резко возрастает особая, поэтическая функция коммуникативного акта, художественный элемент общения. Строго говоря, только в этом случае мы имеем дело с фактами искусства. Нередко собеседников может интересовать сам процесс общения безотносительно к его конкретному содержанию.

Тогда на первый план выступает контактоустанавливающая, поддерживающая общение функция речи, обычно называемая лингвистами контактивной или фатической. Наконец, иногда может отчетливо выделиться еще одна немаловажная функция речевого общения – функция языкового толкования, разъяснения смысла употребляемых в разговоре выражений. Эту функцию называют металингвистической, метаязыковой. Потребность в толковании, как правило, резко возрастает, если жизненный опыт общающихся, или, как говорят иногда, их апперцепционные базы не вполне совпадают.

Художественные и внехудожественные функции фольклора находятся в постоянном развитии и взаимодействии.

Источник

Вопрос №1 Народная художественная культура как предмет изучения.

Culture (лат.) именовалось как воздействие земли, обработка, почитание.

5 в. до н.э. Цицерон перенёс этот термин на человека – обработка, совершенствование ума и души.

Со временем термин начинает употребляться в значениях воспитания, образования, самосовершенствования.

Сегодня существует более 500 определений.

Группы определений культур:

1. 1. Культура, как особая сфера деятельности связанная с мышлением художественной культурой, нормами этики и этикета.

2. 2. Культура, как показатель общего уровня развития общества.

3. 3. Культура, как особый набор правил ценностей и представлений того или иного класса.

4. 4. Культура, как духовное измерение всякой сознательной деятельности.

Культура– это комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретённые человеком, как членом общества.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, а так же способов их созданий и передачи, которые были накоплены человеком в процессе его истории.

Материальная культура – основана на репродуктивном типе деятельности, удовлетворяет первичные потребности человека. Материальная включает в себя: технику, оруд.труда, одежда, мебель, утварь, пищу, тип жилища.

Читайте также:  Цитаты про день народного единства

Духовная культура – основана на творческом типе деятельности (продукт мыслительной деятельности). Духовная культура это явление, связанное с сознанием и интеллектуальной эстетической эмоциональной психологической деятельности человека. (Язык, верование, нравы, обычаи, нравственность, философия, искусство и т.д.)

К понятию духовной культуры относятся и материальные объекты включающие в себя мир культуры – библиотеки, суды, музеи, кинотеатры, театры и т.д.

Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности, включая продукт и процесс этой деятельности.

К ………………….. искусству относится – архитектура, ИЗО, искусство, музыка, литература, танец, театр, кинематограф.

Благодаря художественной культуре человек способен образно отображать и моделировать мир.

Народная культура – это культура создаваемая творцами из народа остаётся без именной, отражает духовные поиски народа.

НХК – это часть художественной культуры общества, она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов.

1. 1. Познавательная – осваивает окружающий мир постигает его и этот процесс идёт на основе художественных образов.

2. 2. Мировоззренческая – формирует тип мышления в обществе. Это основа мировосприятия и деятельности человека.

3. 3. Социализирующая – приобщает подрастающее поколение к традициям своего народа по средствам художественных образов.

НХТ понятие уже понятия НХК, несмотря на это оно стало основой всей мировой народной культуры. Процесс и результаты НХТ неразрывно связанны с представлением того или иного народа о мире.

НХТ – это коллективная творческая деятельность народа, которая отражает его жизнь, воззрения и идеалы, это отражается в создаваемых народом – танцах, поэзии, ДПТ, архитектуре, театре.

Специфические черты народной художественной культуры.

Специфическим чертам НХК свойственны следующие черты:

1. 1. Традиционность народа (этноса)

2. 2. Особенности национального характера

Этнос ( с греч. Племя, народ) – это исторически сложившееся устойчивая совокупность людей. Племя → Народность →Нация. Обязательное условие возникновение этноса является общность территории и языка, а так же религия, традиция, общие формы хозяйствования, общая культура, особенности психического склада и национального сознания.

Национальный характер – это особенности психического склада, у каждого народа своя психология, свой склад.

Менталитет (с лат. – ум, мышление образ мыслей, душевный склад) это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания включающий и бессознательные акты.

Этнический менталитет – это свойственный данному народу склад мышления, который не осознается, принимается как нечто естественное и неизменное неподдающееся идеологическому мышлению.

Все выше сказанные факторы являются основой этнокультуры.

Этнокультура – это культурная норма, выраженная в традициях, обычаях, ритуалах характерная для определённого этноса.

Источник

Понятие «Народная художественная культура»

В современных исследованиях общей теории систем показано, что любая сложная развивающаяся система (а народная художественная культура является именно такой системой) должна содержать информацию, обеспечивающую ее устойчивость. Такое системное образование обменивается веществом и энергией с внешней средой и воспроизводится в соответствии с информацией, закрепленной и представленной в соответствующих кодах. Эти информационные коды учитывают опыт предшествующего взаимодействия системы со средой и определяют способы ее последующего взаимодействия. С такой точки зрения в социальных организмах существуют информационные структуры, которые играют роль, аналогичную роли генов в формировании и развитии биологических видов. В качестве таких структур выступают базисные ценности культуры. Они представлены мировоззренческими универсалиями, на основании которых функционирует и развивается огромное количество надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, представленных в виде различных кодовых систем и составляющих «тело культуры».

Народная художественная культура играет также важную роль интегратора общества. В ней в образно-художественной форме выражаются и религиозные, и социально-утопические, и нравственные, и правовые, и педагогические воззрения, и эта связь художественного творчества со всей культурной деятельностью настолько органична и неразрывна, что зачастую практически невозможно отнести отдельный вид народного творчества к той или иной форме культуры. Народная художественная культура синтезирует другие виды народной культуры. Интегрирующей является пронизывающая всех их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа. Культура нации имеет целостный и центростремительный характер.

Понятие «народная культура» вбирает в себя всю совокупность материальной и духовной деятельности, выражающей нераздельность связи человека с природой. Недаром исследователи народной культуры подчеркивают в ней уважительное и бережное отношение к деревьям, лесам, озёрам, горам, рекам и прочим природным объектам. Народную художественную культуру отличает коллективный характер творческой деятельности, устойчивая, длительная во времени и распространяющаяся в широкой социальной среде и этническом пространстве традиционность.

Традиции народной культуры постепенно и, на первый взгляд, незаметно изменяются и обновляются, они проявляются в форме непосредственной передачи от поколения к поколению, от социума к социуму навыков, форм, приемов, техники творчества и самих произведений, форм их бытования и восприятия. Ещё одной особенностью народной художественной культуры является то, что она образует большое количество региональных типов и локальных вариантов. Специфика народной художественной культуры заключается в том, что она доставляет общественному сознанию опыт общения с явлениями искусства, извлекает из фондов народных художественных произведений необходимый духовный материал, обеспечивающий развитие самого человека, его духовных сил и способностей. Она тем самым способствует развитию творческого отношения к миру, поддержанию определенного уровня духовных активности и богатства на основе опыта, приобретенного человечеством и собственным народом в ходе его истории.

В современной многонациональной России самобытная культура каждого народа, проживающего на её территории, имеет право на изучение, сохранение и поддержку.

И автономные республики, области, края и районы уделяют собственным национально-культурным достижениям первостепенное внимание. Именно народная художественная культура оказалась в наибольшей степени способной к саморазвитию. Её позитивный социокультурный потенциал, направленность на самосохранение этноса стали основой, на которой формировались экономическая, социокультурная и образовательная деятельность в различных регионах России. Развитие традиционной культуры обеспечивает возможность преодоления многих проблем и аномалий, возникших и прогрессирующих в общественной жизни на протяжении последних десятилетий.

Читайте также:  Русские народные сказки о великанах

Знакомство с народной культурой является наиболее простым и в то же время мощным средством духовного развития подрастающего поколения. Приобщение ребенка с раннего возраста к культуре своего народа способствует возрождению генетической и культурной памяти детей и развитию их духовного потенциала. Народная художественная культура изначально воспитательна, она дает детям уроки стройности, порядка, образованности, нравственности. Целенаправленное ознакомление дошкольников с народной культурой представляет собой процесс решения совокупности различных педагогических задач, из которых, на наш взгляд, наиболее важной является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и красоте, развитие творческого потенциала, творческого самовыражения ребенка, формирование этических нравственных ценностей, лежащих в основе народной культуры, духовное развитие. Народная художественная культура позволяет гармонизировать социально-семейную среду, укрепляя отношения между поколениями.

Следует отметить и такую важную задачу, как развитие у ребенка способности осознать свою принадлежность к определенной культуре. Среди детей и молодежи за последние годы явственно обозначился интерес к национальным культурным традициям и желание их освоить. Активное включение подрастающего поколения в сферу восстановления народной художественной культуры позволяет укрепить у детей и юношества национальный иммунитет, воспитать чувства добропорядочности, ответственности, любви к Родине, сохранить психическое и физическое здоровье.

В каком же состоянии находятся проблемы народной художественной культуры в настоящее время? Первоначально сбором данных народной культуры занялись этнографы и фольклористы. Благодаря их деятельности удалось многое найти, зафиксировать, изучить. Это направление научного поиска и анализа сохранилось и в настоящее время. Но параллельно сформировалось, если можно так определить, этнографическое отношение к народному искусству, которое на местах часто проявляется в своего рода консервации народной культуры прежних времен. Нельзя превращать жемчужины Русского Севера или города Золотого кольца в подобие индейских резерваций. В них американские индейцы вели как будто бы обычный для них образ жизни, занимались своими ремеслами, но теряли оригинальность, традиционность, жизненность: геометрический орнамент заменялся никогда ранее не использовавшимся растительным, изделия делались не своеобычные и необходимые индейцам, а те, которые охотно покупались «белыми» туристами и т.д. Достаточно вспомнить московский Арбат и набережную Екатерининского канала в Петербурге, где торгуют не изделиями народных мастеров, а грубейшими подделками под них, оскорбляющими чувство «национальной гордости великороссов». Такое же отношение вызывают и имитации на темы музыкального народного творчества, когда народные песни и танцы приводятся в соответствие с требованиями сцены и вкуса не знающего истинной народной музыки и танца зрителя и интерпретатора. Народная художественная культура многими свободно толкуется и как самодеятельное творчество, и как примитивное (наивное) искусство, и как китч. Традиционное прикладное искусство, известное всему миру своими локальными центрами (хохломским письмом, вологодскими кружевами, северодвинскими росписями, каргопольской и дымковской игрушками и т.д.), ныне заменено грубыми и примитивными изделиями, деликатно именуемыми «контрафактной продукцией».

Из средств массовой информации, культурной жизни России полностью исчезло все, что служило ранее культурно-просветительской деятельности в области народной художественной культуры. Где можно ознакомиться в современном мире с её образцами? Получается, что только в художественной самодеятельности и музеях. Именно музеи широко развернули в своё время работу, которая впоследствии оформилась в музейную педагогику. В них были организованы центры народных ремесел, например, в Российском этнографическом музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Теперь мы лишаемся музея, созданного В.А. Гуляевым в 1982 году, он переименовывается в Российский музей декоративно-прикладного искусства, а из экспозиции убирается всё, что имеет отношение к народному искусству. При полном молчании московской общественности полностью исчез из культурной жизни столицы некогда всемирно знаменитый Музей народного искусства.

Единственными охранителями и деятелями по развитию народной художественной культуры остаются сфера образования, включающая учебные заведения: общеобразовательные, профессиональные, дополнительного образования детей, и культурно-просветительские учреждения. Отдельное место занимают высшие профессиональные учебные заведения и специальности «Декоративно-прикладное искусство», «Народное художественное творчество», «Дизайн». Определенную роль в пропаганде народного творчества играет журнал «Традиционная культура», который ранее назывался «Народное творчество». Но и профессиональная подготовка по этим специальностям не ликвидирует проблему полного отсутствия квалифицированных специалистов в сфере изучения и сохранения народной художественной культуры. Особо важным следует признать вопрос отсутствия методологии введения детей в мир народной художественной культуры и обучения их основам традиционного искусства. Увеличивается количество выпускаемых отдельных учебно-методических изданий, но их содержание не отвечает требованиям современного социума.

Традиционная народная культура требует нового уровня её понимания, изменения отношения к ней. Проблемы сохранения и развития народной художественной культуры становятся всё более актуальными и на международном уровне.

Не случайно ЮНЕСКО выступила в поддержку традиционной народной культуры, направив в свои национальные советы «Рекомендацию по сохранению фольклора» (в западно-европейской науке словом «фольклор» определяется практически вся традиционная художественная культура, а не словесно-музыкально-хореографическое народное творчество, как принято отечественными исследователями). Одним из важных направлений будущей деятельности в регионах считается интеграция деятельности различных социальных институтов, участвующих в сохранении и развитии традиционной художественной культуры народов России. Народное искусство как проблема культуры есть проблема человека и нации, проблема мировоззрения. В связи с этим приобретает важнейшую значимость научный подход к проблемам сохранения и трансляции в будущее народной художественной культуры с обязательным использованием достижений философии, эстетики и искусствоведения, других гуманитарных наук.

В современных условиях, когда утрачены традиционные, прежде всего этнопедагогические, механизмы передачи многовекового опыта и знаний народа, этноса, основная роль в сохранении и развитии русского художественного наследия, как всенародного достояния, должна принадлежать региональным системам. В них необходимо оказывать приоритетное внимание и поддержку традиционной русской художественной культуре (так его определил Л.Н. Гумилёв). Народная художественная культура должна восприниматься как целостное этнокультурное явление и рассматриваться с точки зрения формирования системы взаимодействия всех учреждений, организаций, в том числе общественных организаций, отдельных лиц, значение которых нельзя преуменьшать, по возвращению народных традиций в различные сферы общественной жизни и жизнедеятельности человека.

Читайте также:  Татарская народная сказка завещание

Региональным властям прежде всего необходимо разработать целостные, многоуровневые, вариативные образовательные системы на базе народной художественной культуры, включающие дошкольные и внешкольные, образовательные, социальные, культурно-досуговые учреждения, специализированные учебные заведения всех уровней.

Но более перспективным направлением представляется разработка комплексных научно-практических программ включения народной культуры во всех её ипостасях в жизнь современного российского социума.

На местах и в центре следует стимулировать и поддержать проведение комплексных исследований народной художественной культуры, обратив особое внимание на их локальные традиции При этом организовать исследования необходимо таким образом, чтобы их результаты стали важной основой более целостного осмысления исторической, национально-культурной обусловленности региональной специфики народной культуры во всем многообразии проявлений её векового бытования. Изучению и освоению подлежат фольклор (словесный, музыкальный, театральный), народная одежда, художественные промыслы и ремесла, др. сферы народного знания.

Особое внимание следует уделять установлению ценностных философских, социально-культурных, психолого-педагогических, общеэстетических ориентиров. В связи с этим важная миссия выпадает на долю центральных и провинциальных музеев и отдельных специалистов. Поэтому к исследованиям и пропаганде их результатов необходимо привлечь представителей различных сфер культуры, искусства, образования, социальные институты, средства массовой информации, радио, телевидение, общественные организации. Такие местные программы помогут жителям различных регионов России в удовлетворении своих духовно-культурных и художественно-творческих запросов и интересов; формировании региональных культурных ландшафтов, сохранении национального, в том числе и регионального, культурного наследия, обеспечении социально-исторической и духовно-генетической преемственности поколений.

Особо следует предусмотреть правовое и экономическое обеспечение таких программ.

Как видно, проблемы изучения, сохранения и дальнейшей эволюции народной художественной культуры на сегодняшний день требуют особо пристального внимания и соединения усилий различных органов власти, учреждений и организаций культуры, искусства и образования, усилий общества и отдельных личностей. Социокультурный, философский, образовательный, нравственно-эстетический потенциал этого феномена отечественной культуры еще недостаточно исследован, способы и методы его применения слабо изучены и апробированы, а перспективы недооценены.

Рассмотрим, как обстоят дела в настоящий период, что делается для продвижения и сохранения традиций сейчас и каков результат. Где можно встретить отголоски народных традиций в современной жизни? В настоящее время существует много литературы, посвященной народным традициям: это и научная литература, ориентированная, в основном, на культурологов и этнографов, и литература развлекательного характера (сказки, гадания, рецепты блюд и т. п.). Последние пользуются популярностью и не залёживаются на книжных полках, однако, художественная, историческая ценность и достоверность, изложенной в них информации, сомнительны.

Существуют театры национальной культуры, они появились в России уже в начале XVII века. Чаще всего это были народные театры кукол, пользовавшиеся успехом у простого зрителя и вызывавшие неприятие властей. Судя по тому, что спектакли эти показывались в программе скоморошьих игр, они были непродолжительны и состояли из одной или нескольких сцен. Сейчас театры национальной культуры существуют в основном за пределами России, например, в странах бывшего СССР. В России же, как правило, идут отдельные театральные постановки. Если учесть, что культура посещения театров исчезает (в основном люди ходят на постановки с известными актёрами), то можно сказать, что эта форма существования традиций неэффективна. Наравне с театром существуют народные коллективы, они меньше всего привлекает к себе зрителей, с одной стороны, потому что существует информационный вакуум (мало людей знает об их существовании), с другой стороны, у многих современных людей сформировано негативное отношение ко всему, что связано с фольклором.

Ярмарки издревле были неотъемлемой частью народной культуры, сегодня они модифицировались в специализированные выставки-продажи. Подобные мероприятия позволяют собрать вместе людей, связанных с изучением народных традиций, носителей этих традиций и обычных граждан.

Недостаток таких мероприятий, с одной стороны, в отсутствии рекламы, часто они проходят незамеченными из-за слабого промоушена. А с другой стороны, в большинстве случаев посещение подобных выставок осуществляется не ради интереса к народному творчеству, а ради возможности сделать покупку по дешевой цене.

Музеи являются одними из главных хранителей народных традиций, практика создания музеев существует давно. Однако интерес к ним проявляют либо туристы, либо люди, интересующиеся традициями своего народа. Это связано с тем, что музейные коммуникации не соответствуют требованиям современного времени. Посетитель музея ждёт интерактивности и динамики, а вместо этого он попадает на кладбище народных традиций. Подобным образом обстоят дела и с центрами народных промыслов, они перестают быть хранителями традиций и совершенно неинтересны потенциальным посетителям.

Перечисленные формы продвижения народной культуры, несмотря на своё долгое существование, малоэффективны в современном обществе. Они не соответствуют динамике сегодняшнего времени. Это приводит к появлению новых форм представления традиций.

Сегодня все большую востребованность имеют праздники, основанные на традициях. Театрализация массового действа подразумевает исследование обрядов, осмысление социально-психологических корней праздника. В народном празднике исключены элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен по желанию организаторов, он, как правило, подчинен календарному ритму жизни либо проводится тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, иными словами, когда назрела определённая праздничная ситуация. Народные праздники и обряды являются значимой и неотъемлемой частью многовековой духовной культуры любого народа. Праздники задолго до появления христианства были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, и т. д. Именно в народной традиции реализуются художественная активность человека, его эстетические вкусы.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector