Общение как фактор народного воспитания

Факторы народного воспитания

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы).

ТРУД. ОБЩЕНИЕ. ТРАДИЦИИ. ИСКУССТВО

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче и целостнее народ. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.

Искусство как фактор воспитания свидетельствует об общей устремленности народа к прекрасному. Роль народного искусства в воспитании очень значительна.

В примере-идеале как факторе народного воспитания, максимальным образом проявляется пансофическая природа народной педагогики.

Ничто так не скрепляет народ, как традиции. Именно на них и опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство. Традиция вбирает в себя многое: и самое ценное из быта, и искусство, и труд. Трудовые традиции, пожалуй, самые устойчивые.

Народная педагогика сильна именно контекстом, гармоническим взаимодействием компонентов воспитания. Все в ней взаимосвязано, все факторы народного воспитания не существуют обособленно, в отрыве один от другого.

Заключение

Этнопедагогический подход в воспитании заключается не только в использовании преподавателем средств и подходов народной педагогики, но в осмыслении им главных целей и ценностей этнического воспитания. Народная педагогика – это педагогика, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.

Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Огромное значение для изучения, освоения, исследования и применения традиционной культуры воспитания имеет этнопедагогический анализ обыденной информации, а также произведений литературы, живописи, киноискусства, музыки и др.

Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине… Обогащаясь знаниями по народной педагогике, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателем юных.

Список литературы

Источник

Общение как фактор народного воспитания

Факторы народного воспитания

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы).

Природа — один из важнейших факторов народной педагогики, она — не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества — экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. Природа как макрокосм — великая, огромная Вселенная, природа человека как микрокосм — малая вселенная — и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитию — как зло.

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр — в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей — серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем.

Игра — удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры — уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. В играх достойнейшим образом проявляют себя и дети как педагоги: старшие дети воспитатели младших.

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще очень важно — в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели — стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями.

Слово — величайшее из человеческих духовных сокровищ. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания. Духовность связана прежде всего со словом, языком, речью. Сила слова невероятна в человеческой жизни.

Словесные приемы воздействия на личность многочисленны и разнообразны: увещевание, уговор, разъяснение, приказ, просьба, поручение, поверье, приучение, наставление, назидание, пожелание, совет, намек, одобрение, благодарность, осуждение, упрек, укор, зарок, запрет, благопожелание, завет, заповедь, проповедь, исповедь. Безгранична сила доброжелательного слова в народной педагогике, но более всего — родного слова, родной речи, родного языка.

ТРУД. ОБЩЕНИЕ. ТРАДИЦИИ. ИСКУССТВО

Труд в народной педагогике занимает особенное место. Детям внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Он может быть полезен знаниями, умениями, навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. Многообразные дела, полезные для детей, семьи, соседей, односельчан, народа — вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно, и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.

Общение как бы суммирует действие всех предыдущих факторов — природы, игры, слова и дела и эту сумму передает последующей группе факторов — традиции, быту, искусству, религии, примеру-идеалу. Общение — высшее духовное богатство в отношениях между людьми.

Читайте также:  Северный кавказ народные промыслы

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче и целостнее народ. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.

Искусство как фактор воспитания свидетельствует об общей устремленности народа к прекрасному. Роль народного искусства в воспитании очень значительна.

Религия — стержневой фактор в формировании духовности личности. Духовность человека определяется, конечно, не только религией. Вера в Бога не может и не должна стать модой, ибо главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни. Религия близка и такому суммирующему, своего рода итоговому фактору воспитания, как пример-идеал, пример-символ. Религия — величайший пласт человеческой культуры. В отрыве от нее мы строим ненадежный, непрочный дом духовности. Великая мудрость учителей человечества духовно обогащает и учителя и учеников.

В примере-идеале как факторе народного воспитания, максимальным образом проявляется пансофическая природа народной педагогики.

Пример природы — в ее очеловеченном восприятии применительно к детям, пожалуй даже в наивных проявлениях антропоморфизма. Символический смысл несут и народные игры. В них оптимизм народа, его надежды на будущее. Пример-идеал, идеальные представления о человеке, лучшем сыне народа реализуются и в народных празднествах. Игры и праздники — уникальная форма жизнедеятельности детей и взрослых, в них особенным образом проявляется национальный характер, находят отражение религиозные верования народа. Есть в народе и слова-символы, и дела-символы, в них реально воплощаются личности-символы. При этом надо думать не только о великих исторических деятелях. Личности-символы, таланты высокой нравственности — рядом с нами.

Ничто так не скрепляет народ, как традиции. Именно на них и опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство. Традиция вбирает в себя многое: и самое ценное из быта, и искусство, и труд. Трудовые традиции, пожалуй, самые устойчивые.

Народная педагогика сильна именно контекстом, гармоническим взаимодействием компонентов воспитания. Все в ней взаимосвязано, все факторы народного воспитания не существуют обособленно, в отрыве один от другого.

Заключение

Этнопедагогический подход в воспитании заключается не только в использовании преподавателем средств и подходов народной педагогики, но в осмыслении им главных целей и ценностей этнического воспитания. Народная педагогика – это педагогика, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.

Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать без этнопедагогики. Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. В ней сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Создание подлинно национальной школы — русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой — возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Огромное значение для изучения, освоения, исследования и применения традиционной культуры воспитания имеет этнопедагогический анализ обыденной информации, а также произведений литературы, живописи, киноискусства, музыки и др.

Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине… Обогащаясь знаниями по народной педагогике, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателем юных.

Список литературы

1. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. — М., 1990.

2. Волков Г.Н. Педагогика жизни. — Чебоксары, 1989.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М., 1999.

4. Педагогика. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. И.П. Пидкасистого. — М., 1996.

Общение как фактор народного воспитания

Выдающимся достижением народной педагогики является выделение в ней главного условия человеческого существования — общения, связи каждого человека с себе подобными: человек — среди людей. Требование этой связи в народной педагогике сформулировано в виде призыва к единству действий, к солидарности, к сплочению усилий людей в борьбе за улучшение своей жизни. Дети, находясь в постоянном общении со взрослыми — общий семейный быт, совместный труд, праздники — постигали этические эталоны общения. Трудно в связи с этим не вспомнить классическую формулу Н.К.Крупской о том, что семейное воспитание есть, прежде всего, самовоспитание родителей.

Общение взаимоувязывает в единое целое действие всех факторов народной педагогики. Общение — высшее духовное богатство в отношениях между людьми, оно невероятно богато и многообразно. В воспоминаниях повзрослевших детей остаются не гостинцы и подарки, не сладости и деньги на их покупку, а умные слова, ласковое обращение, встречи, разговоры, обсуждения, походы, путешествия, совместное посещение красивых и интересных мест, т.е. многообразное содержательное общение.

В специфике общения проявляется национальный характер. Для одних народов характерны сдержанность в проявлении чувств, другие – напротив эмоциональны и открыто ласковы. (У чувашей есть даже пословица: «Чуваш целует дважды: в колыбельке и в гробу»).

Слова любви в народной среде произносятся крайне редко. Эти слова священны, они выражают божественные состояния души, и их нельзя произносить всуе. Эта мысль серьезно внушается детям. Не слова, а поведение, доказывающее истинность чувств, — вот что превыше всего ценится у народа.

Интересный пример о доброжелательности, доверительности тувинцев и ненцев приводит Г.Н.Волков со слов этнопедагога Тувы К.Б. Салчака: «Проехал всю Туву и ни разу не услышал ругани — в чем дело?» Ответ последовал такой: «А с кем ругаться? Нас мало, встречаемся редко, скучаем друг по другу. Радуемся каждой встрече. Первый встречный кажется родственником. Радость любого дня — дружелюбное общение».

Читайте также:  Трава народное название заткни гузно

Вопрос о культуре межнационального общения не вызывает в этнокультуре и этнопедагогике особых затруднений и осложнений. История воспитания в этнических масштабах воспроизводит историю воспитания человечества. Этнопедагогическая концепция исторически исключает национальную ограниченность, самоизоляцию, какое-либо этническое противостояние, ибо воспитание, как этническое, народное, возникло, когда прачеловечество было как бы одним народом мира, Земли.

Народная педагогика как объект научного познания имеет особую природу, особый способ бытования в культуре. История народа по-настоящему постигается лишь при знакомстве с реалиями его быта, при непосредственном общении с его настоящим бытием. Цивилизованная роль народной педагогики прослеживается в функционировании таких социальных институтов как семья, традиции, религия, искусство.

Для жизни человека очень важна среда, созданная культурой предков и им самим. «Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение и окружающей среды. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной оседлости, для его нравственной самодисциплины, социальности» (Лихачев Д.С.,С. 574).

Общение в семье, семейное воспитание является действенным фактором установления связи с трудовой и духовной жизнью народа. По замечанию Ю.В.Бромлея, в большинстве обществ в качестве важнейшего канала передачи традиционной культурной информации выступает семья (Бромлей Ю.В., с.119).

Дата публикования: 2015-04-08 ; Прочитано: 1271 | Нарушение авторского права страницы

3.4. Общение как фактор народного воспитания

Выдающимся достижением народной педагогики является выделение в ней главного условия человеческого существования — общения, связи каждого человека с себе подобными: человек — среди людей. Требование этой связи в народной педагогике сформулировано в виде призыва к единству действий, к солидарности, к сплочению усилий людей в борьбе за улучшение своей жизни. Дети, находясь в постоянном общении со взрослыми — общий семейный быт, совместный труд, праздники — постигали этические эталоны общения. Трудно в связи с этим не вспомнить классическую формулу Н.К.Крупской о том, что семейное воспитание есть, прежде всего, самовоспитание родителей.

Общение взаимоувязывает в единое целое действие всех факторов народной педагогики. Общение — высшее духовное богатство в отношениях между людьми, оно невероятно богато и многообразно. В воспоминаниях повзрослевших детей остаются не гостинцы и подарки, не сладости и деньги на их покупку, а умные слова, ласковое обращение, встречи, разговоры, обсуждения, походы, путешествия, совместное посещение красивых и интересных мест, т.е. многообразное содержательное общение.

В специфике общения проявляется национальный характер. Для одних народов характерны сдержанность в проявлении чувств, другие – напротив эмоциональны и открыто ласковы. (У чувашей есть даже пословица: «Чуваш целует дважды: в колыбельке и в гробу»).

Слова любви в народной среде произносятся крайне редко. Эти слова священны, они выражают божественные состояния души, и их нельзя произносить всуе. Эта мысль серьезно внушается детям. Не слова, а поведение, доказывающее истинность чувств, — вот что превыше всего ценится у народа.

Интересный пример о доброжелательности, доверительности тувинцев и ненцев приводит Г.Н.Волков со слов этнопедагога Тувы К.Б. Салчака: «Проехал всю Туву и ни разу не услышал ругани — в чем дело?» Ответ последовал такой: «А с кем ругаться? Нас мало, встречаемся редко, скучаем друг по другу. Радуемся каждой встрече. Первый встречный кажется родственником. Радость любого дня — дружелюбное общение».

Вопрос о культуре межнационального общения не вызывает в этнокультуре и этнопедагогике особых затруднений и осложнений. История воспитания в этнических масштабах воспроизводит историю воспитания человечества. Этнопедагогическая концепция исторически исключает национальную ограниченность, самоизоляцию, какое-либо этническое противостояние, ибо воспитание, как этническое, народное, возникло, когда прачеловечество было как бы одним народом мира, Земли.

Народная педагогика как объект научного познания имеет особую природу, особый способ бытования в культуре. История народа по-настоящему постигается лишь при знакомстве с реалиями его быта, при непосредственном общении с его настоящим бытием. Цивилизованная роль народной педагогики прослеживается в функционировании таких социальных институтов как семья, традиции, религия, искусство.

Для жизни человека очень важна среда, созданная культурой предков и им самим. «Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение и окружающей среды. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной оседлости, для его нравственной самодисциплины, социальности» (Лихачев Д.С.,С. 574).

Общение в семье, семейное воспитание является действенным фактором установления связи с трудовой и духовной жизнью народа. По замечанию Ю.В.Бромлея, в большинстве обществ в качестве важнейшего канала передачи традиционной культурной информации выступает семья (Бромлей Ю.В., с.119).

Источник

Теория и методика воспитания: конспект лекций.

8.2. Общение как средство воспитания.

Роль общения как воспитательного средства проявляется в том, что, общаясь с окружающими людьми в процессе различных видов деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младшими школьниками, родственниками, знакомыми и другими людьми, ребенок получает разнообразные знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений. Это очень эффективный путь познания, поскольку обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени.

Общение – не только важнейший источник информации. Оно оказывает существенное влияние и на восприятие тех знаний, которые школьник получает по другим каналам, в частности в ходе учебно-воспитательного процесса школы, в процессе практического освоения мира, из средств массовой коммуникации. Кроме того, общение во многом определяет интерес ребенка к знаниям вообще, получаемым из любых источников. Общение – один из важнейших факторов возникновения, формирования, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками, в ходе которого ребенок проявляет свои интересы и, встречая понимание со стороны товарищей, укрепляется в своих склонностях.

Для эффективного использования общения как средства воспитания школьников необходима организация его педагогически направляемого влияния на жизнедеятельность групп, коллективов и отдельных личностей.

Общение, организованное с целью оказать влияние на воспитанника, чтобы включить его в деятельность, способствующую формированию положительных личностных качеств и вызвать у него стремление к самосовершенствованию, называют педагогическим общением. Его специфика проявляется в ярко выраженном воспитательном характере, поскольку оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.

Читайте также:  Советы народных средства лечения миомы

В зависимости от решаемых педагогических задач принято выделять следующие виды педагогического общения: а) непосредственное, в форме прямых контактов воспитателя и воспитанника; б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.

Педагогическое общение – это не только общение воспитателя и воспитуемого, но и общение воспитанников между собой. Общение со сверстниками – не только самостоятельная сфера жизнедеятельности личности, но и фактор, который пронизывает все остальные сферы, поскольку на его основе происходит обмен духовными ценностями в форме диалога школьника как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Именно этим определяется роль общения в воспитательном процессе.

Однако общение со сверстниками может разрушать, уродовать интересы и склонности ребенка, а также способствовать формированию социально опасных интересов. Именно в сфере общения учащихся со сверстниками, старшими и младшими школьниками наблюдается наибольшее число конфликтов, закладываются асоциальные привычки, формируется и проявляется противоправное поведение.

Чтобы педагогическое общение эффективно выполняло свои воспитательные функции, в ходе его организации необходимо соблюдение следующих условий: 1) оно должно осуществляться в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника – в семье, школе, во внешкольных учреждениях и др.; 2) общение должно сопровождаться воспитанием у ребенка отношения к человеку как к высшей ценности; 3) в ходе общения должно обеспечиваться усвоение ребенком необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними; 4) общение должно организовываться и осуществляться методически грамотно.

Эффективность педагогического общения во многом определяется тем, на какой стиль общения с учениками ориентируется учитель. Под стилем педагогического общения понимают индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение коммуникативные возможности педагога, сложившийся характер его взаимоотношений с воспитанниками; творческая индивидуальность педагога, особенности учащихся. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, М. Ю. Кондратьев и др.).

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Они, как правило, не понимают своих воспитанников, не адекватны в их оценках, основанных лишь на показателях успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, не принимая во внимание мотивы этих поступков.

Внешние показатели успешности деятельности таких педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т. п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в их классах, как правило, неблагополучная.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, снимая с себя ответственность за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах подобных педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность педагога, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Таким учителям свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям деятельности педагоги – приверженцы демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен.

В педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили педагогического общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля, иногда достаточно эффективные, особенно при работе с классами и отдельными учащимися, имеющими низкий уровень социально-психологического и личностного развития.

Достаточно результативно педагогическое общение в форме дружеского расположения, которое можно рассматривать как предпосылку демократического стиля. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога с учащимися. Однако дружественность не должна нарушать статусные позиции, поэтому одной из распространенных форм педагогического общения является общение-дистанция. Этот стиль используют как опытные, так и начинающие педагоги. Вместе с тем исследования показывают, что излишне гипертрофированная (чрезмерная) дистанция ведет к формализации взаимодействия педагога и учащегося. Дистанция должна соответствовать общей логике их отношений: являясь показателем ведущей роли педагога, она должна основываться на авторитете.

Общение-дистанция в своих крайних проявлениях переходит в более жесткую форму – общение-устрашение. Эта форма наиболее часто используется начинающими педагогами, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе совместной деятельности.

Не менее отрицательную роль в актах взаимодействия педагогов и учащихся играет общение-заигрывание, которое также в основном используется молодыми учителями. Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, но не обладая необходимой для этого коммуникативной культурой, они начинают заигрывать с ними: кокетничать, вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.

Думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать пристальное внимание на то, какие формы общения для него наиболее типичны и чаще используются им. На основе навыков профессиональной самодиагностики он должен сформировать стиль педагогического взаимодействия, адекватный его психофизиологическим параметрам, обеспечивающий решение задач личностного роста педагога и учащихся.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector