Общеразвивающая программа по ансамблю народные инструменты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» по учебному предмету « Ансамбль (оркестр)». срок реализации 3-года.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

по учебному предмету

срок реализации 3-года.

Структура программы учебного предмета

— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-Срок реализации учебного предмета

— Сведения о затратах учебного времени

-Форма проведения учебных занятий и объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмет

-Цель учебного предмета

-Задачи учебного предмета

— Структура программы учебного предмета

— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

-Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения по предмету «Коллективное музыцирование»

III. Требования к уровню подготовки учащихся

-Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

-Методические рекомендации педагогу

-Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

-Материально-техническое обеспечение программы

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа включает в себя особенности передовой школы ансамблевого и оркестрового исполнительства. Предлагаются конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года.

Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребностей слушать музыку. Важно увлечь ребенка музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того станет он профессиональным музыкантом или будет просто любителем музыки. Одной из возможностей, позволяющих помочь в обучении юного музыканта, помогающих заглянуть в его в внутренним мир, раскрыть его творческие способности, воспитать культуру исполнения, чувство ответственности, трудолюбие, артистизм, любовь к музыке являются занятия в ансамбле или оркестре.

Ансамбль и оркестр — виды коллективного музицирования, которыми занимались во все времена и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.

Содержание программы учитывает достижения мировой музыкальной культуры, российских традиций, культурно – национальные особенности региона и направленно на создание условий для развития личности ребёнка, развития мотивации к познанию и творчеству, посредством дифференцированного музыкального развития каждого ребёнка, взаимодействия с семьёй и удовлетворения социального заказа.

Коллективное музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в коллективных занятиях музыкой.

Данная программа позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся и преподаватели в процессе обучения. Это повышение заинтересованности учащихся, формирование чувства коллективизма, ответственности. Это также помогает формировать художественную индивидуальность ученика, выявляет его творческие наклонности.

Игра в ансамбле (оркестре) позволяет значительно расширить репертуар и формы его изучения. Коллективное музицирование отчасти помогает решить проблему боязни сцены. Многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе ансамбля (оркестра) позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением.

Ансамбли и оркестры всегда пользуются неизменным успехом у слушателей благодаря их широким художественно-выразительным и техническим возможностям. Наша задача — воспользовавшись этой популярностью для привлечения большего числа учеников, воспитать в них хороший музыкальный вкус методом коллективного исполнительства в ансамбле.

Срок реализации учебного предмета

Предлагаемая программа рассчитана на 3-летний срок обучения. Изучение программы начинается со второго класса. При реализации 4-летней общеразвивающей программы «Народные инструменты», продолжительность учебных занятий по учебному предмету «Коллективное музицирование» составляет 35 недель в год.

Форма проведения учебных занятий и объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является:

— развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося;

— овладение знаниями и представлениями о коллективном музицировании в классе ансамбля и оркестра;

-формирование практических умений и навыков игры на народных инструментах;

-формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

-обучение навыкам ансамблевого и оркестрового музицирования;

-применение в ансамблевой или оркестровой игре практических навыков игры на инструменте, приобретенных в специальном классе или по учебному предмету «Дополнительный инструмент»;

— умение слышать и понимать музыкальное произведение, исполняемое в целом или отдельными партиями. Слышать основную тему, подголоски, вариации и т.д.;

— умение уверенно исполнять свою партию в соответствии с замыслом автора;

— развивать артистизм и навыки публичного выступления, коллективного творчества и художественно-творческую активность

-расширять музыкальный кругозор, прививая ученику хороший музыкальный вкус.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

— словесный (объяснение, беседа, рассказ);

— наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

— практический (освоение приемов игры на инструменте;

Читайте также:  Славянская мифология в русских народных сказках

— эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

II . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Разбор нотного текста.

Работа над метроритмом.

Выявление музыкальной формы сочинения – структура, фразировка.

Работа над точностью исполнения аппликатуры.

Штрихи и исполнительские приёмы.

Работа над качеством звукоизвлечения.

Работа над ансамблем.

Работа над художественным образом и стилем исполнения.

Аттестация в форме: контрольных уроков, зачетов, концертных выступлений и т.д.

Понятие о народном оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра, о видах инструментальных ансамблей. История создания и развития оркестра русских народных инструментов. Состав оркестра или ансамбля. Строение инструментов. Звучание и тембры инструментов. Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство с произведениями, которые предст оит исполнить в ансамбле или оркестре. Рассказ руководителя о композиторах, написавших разучиваемые произведения. Просмотр видеозаписей или прослушивание аудиозаписей данных произведений в исполнении профессиональных оркестров и выдающихся солистов. Обсуждение прослушанных записей учащимися.

Второй класс (1час в неделю)

С первых уроков игры в коллективе ученик должен учиться не только исполнять свою партию, но и слышать мелодию, исполняемую преподавателем. Вырабатывается навык синхронности исполнения, умения выполнять элементарную динамику. Активно развивается умение грамотно читать свою партию. Практикуется игра со счетом (и без него) для выработки навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом. Пьесы должны содержать четкую мелодическую линию с простейшим ритмическим рисунком. Ритмический рисунок может совпадать в обеих партиях. Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат.

Третий класс (1 час в неделю)

Повторение материала пройденного в прошлом году, закрепление навыков игры мелодической линии, умение держать равномерную пульсацию. Задачами данного этапа являются расширение репертуара, усложнение технической стороны исполнительства. Появляется более сложный ритмический рисунок (синкопы, залигованные ноты, четверть с точкой и восьмая и т.д.). Практикуется игра со счетом (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, умение вместе выдерживать паузы. Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато). Совершенствуются средства музыкальной выразительности — более широкое использование динамических оттенков. Ведется работа над характером произведения с установкой учителя. Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат.

Четвертый класс (1час в неделю)

Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар. Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато). Продолжается работа над динамическим разнообразием. Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков: p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому. Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом. Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно. Подбор репертуара и распределение ролей в коллективе ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат.

Примерный перечень музыкальных произведений,

рекомендуемых для изучения по предмету «Коллективное музицирование»

Агафонов О. Танец-скерцо

Андреев В. Вальс «Моя красавица»

Богословский Н. «Темная ночь» из к\ф «Два бойца»

Брюн К. «Парижское танго»

Будницкий Б. «Веселый мальчуган»

Вебер К.М. Романс для двух гитар

Дербенко Е. «Дождик накрапывает»

Дербенко Е. «Интермеццо»

Дербенко Е. «Лесной вальс»

Дербенко Е. «Ностальгия»

Дербенко Е. Полька «Тик-так»

Дербенко Е. «Приокские вечера»

Дербенко Е. «Променад вальс»

Капп Э. «Быстрая полька»

Куликов «По ельничку»

Новиков А. «Смуглянка», обр. Е.Дербенко

Паркенинг Х. Два дуэта

Рехин И. «Марионетки»

Р.н.п. «Ах ты, ноченька», обр. С. Павина

Р.н.п. «Ах, улица, улица широкая», обр. Алехина

Р.н.п. «Ой, да ты, калинушка», обр. А. Холминова

Р.н.п. «Светит месяц», обр. С. Павина

Р.н.п. «Уж ты, сад», обр.М. Кулижникова

Р.н.п. «Я на горку шла», обр. М. Кулижникова

Товпеко М. «На школьной перемене»

Товпеко М. «Фронтовая новелла»

Укр. н.п. «Бандура», обр. С. Павина

Укр. н.п. «Два п i вника горох молотили», обр. В. Накаикина

I II . Требования к уровню подготовки учащихся

— наличие у ученика интереса к коллективному музыкальному исполнительству;

— сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста в коллективе;

Читайте также:  Таблица виды народных русских сказок

— знание профессиональной терминологии;

— умение читать с листа несложные музыкальные произведения;

— навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения в коллективе;

— навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений в коллективе;

— наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений в коллективе и приемах работы над исполнительскими трудностями;

— наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области коллективного музыкального исполнительства:

-знания музыкальной терминологии;

-умения грамотно исполнять музыкальные произведения в ансамбле/оркестре;

-умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на инструменте в коллективе;

-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на инструменте в коллективе;

-умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на инструменте в коллективе;

-чтения с листа несложных музыкальных произведений;

-навыков подбора по слуху;

-первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений.

I V . Формы и методы контроля, система оценок.

Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках, оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти преподаватель выставляет оценку. По итогам года выставляется итоговая оценка

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

— отношение ученика к занятиям в ансамбле или оркестре, домашняя подготовка, систематичность посещения уроков, старание и прилежность;

— оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;

— оценки ученика за выступления в составе ансамбля или оркестра на контрольных уроках;

— другие выступления ученика в течение учебного года.

Успеваемость учащихся занимающихся в ансамбле или оркестре учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, конкурсах, концертах.

В конце каждого полугодия все ученики сдают контрольный урок.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на контрольном уроке.

При оценке контрольных уроков необходимо учитывать следующие критерии:

Оценка «отлично» выставляется за технически безупречное исполнение программы, при которой исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если в исполняемой программе достигнута синхронность ансамблевого или оркестрового звучания- единое понимание и чувствование партнерами темпа и ритмического пульса, умело использован динамический ансамбль- равновесие силы звучности каждой партии. Программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению.

Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если ансамблистами или оркестрантами демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены незначительные погрешности в синхронности исполнения и динамическом ансамбле, что не нарушает целостности исполняемого произведения.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за игру, в которой ансамблисты или оркестранты демонстрируют ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы. Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащиеся показывают недостаточное владение навыками коллективного музицирования, отсутствие свободы в исполняемом произведении.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведении, слабое знание произведения наизусть, грубые технические ошибки и отсутствие элементарной техники коллективного музицирования.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогу

Организация деятельности ансамбля или оркестра – дело творческое. Успешность творческого и воспитательного процессов зависит от подготовки и знаний руководителя как организатора, педагога, а также от умения общие положения методики преломлять в своей творческой индивидуальной работе.

На уроке необходимо создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую учащимся психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях.

Учащиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими данными. Первое, с чего начинается работа ансамбля или оркестра, — это подбор участников коллектива, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Учитывая музыкальные и технические возможности учащихся, они распределяются по партиям и занимают свое место в коллективе.

Каждый участник коллектива должен быть расположен таким образом, чтобы иметь возможность слышать и видеть участников коллектива (обычно это полукруг). Размещение участников коллектива должно быть стабильным, не изменяться в зависимости от помещения, в котором приходится репетировать и выступать, — напротив, от расположения зависит, какая комната должна быть избрана для репетиций и как нужно оборудовать сцену для выступления. Расстояние между исполнителями должно обеспечивать слитное, цельное звучание и в то же время свободу игровых движений каждого участника ансамбля.

Одной из задач педагога при проведении репетиции является достижение максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени учащихся. Поэтому очень важен темп репетиции, на репетиции всегда должна звучать музыка, прерываясь лишь для ясных и четко сформулированных замечаний педагога определенным исполнителям.

Партия участника коллектива должна быть оформлена грамотно и аккуратно во избежание неточностей во время исполнения. Все штрихи, мельчайшие нюансы, аппликатура должны быть проставлены в партии.

Важным фактором в развитии коллективного исполнительства является репертуар. Это народная песенно-танцевальная музыка, переложения классической музыки, оригинальные сочинения. Вместе с тем возрос интерес к эстрадному и фольклорному направлениям, расширилась практика аккомпанементов.

Читайте также:  Уроки мхк в 9 классе герои и темы народного эпоса

Выбирая репертуар для детского ансамбля или оркестра, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения, соблюдая дидактические принципы доступности. Не допустимо включение в репертуар произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные и технические) возможности учащихся и не соответствующие их возрастным особенностям. Работа участников коллектива над такими произведениями становится препятствием для их музыкально развития и не дает положительных результатов. При выборе репертуара руководителю приходится не только опираться на учебные программы, свой вкус и желания, но учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню учащихся, быть интересным для участников и слушателей, достаточно разнообразным, чтобы с ним можно было принимать участия в различных концертах.

Важно, чтобы коллектив имел в своем репертуаре пьесы, которые можно было бы использовать для различной аудитории, на различных мероприятиях. Каждый концерт требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, которыми можно было бы открыть и завершить выступление, создать определенное эмоциональное состояние у слушателей.

Опыт и стаж педагога не должны приводить к раз и навсегда найденным и ко всем одинаково применяемым догмам, к шаблону в обучении. Система, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой. Методика же, определяющая пути к практическому решению этих задач может быть разной. В умении найти для ансамбля учащихся наилучший путь и темп развития проявляется диалектика педагогической работы. Педагог должен быть не только хорошим музыкантом и исполнителем, но и хорошим чутким наблюдателем и знатоком души ребенка.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Реализация образовательной программы «Коллективное музицирование» обеспечивается наличием следующей учебно-методической документации:

— программа по предмету;

-дневник успеваемости учащегося;

-журнал учебных занятий по предмету;

-нотные издания, методические рекомендации, аудио и видеозаписи, компьютерные программы.

Реализация программы «Коллективное музицирование» обеспечивается доступом каждого обучающегося и преподавателя к библиотечным фондам, нотным изданиям, учебным и методическим пособиям, фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, компьютерным программам.

Материально-техническое обеспечение программы

-учебная аудитория для индивидуальных занятий;

-учебная аудитория (малый или большой концертный зал) для проведения промежуточной аттестации;

-учебное оборудование в необходимом количестве: наличие фортепиано, концертных инструментов и чехлов, медиаторов и струн, пультов, стульев разной высоты для разных возрастных групп обучающихся, подставок под ноги, мест для хранения инструментов и нот;

-компьютер и звукоусиливающая аппаратура;

-создание условий для и обслуживания и ремонта инструментов.

V. Список литературы для коллективного музицирования:

Баян в детской музыкальной школе 2 класс., редакторы – составители А. Денисов, В. Угринович.; «Музыкальная Украина»., Киев., 1980г.

Баян в детской музыкальной школе 3 класс., редакторы – составители А. Денисов, В. Угринович.; «Музыкальная Украина»., Киев., 1981г.

Баян в детской музыкальной школе 4 класс., редакторы – составители А. Денисов, В. Угринович.; «Музыкальная Украина»., Киев., 1982г.

Баян в детской музыкальной школе 5 класс., редакторы – составители А. Денисов, В. Угринович.; «Музыкальная Украина»., Киев., 1983г.

Учебный репертуар для ДМШ второй класс; издание девятое.; «Музыкальная Украина». Киев., 1977.

Учебный репертуар для ДМШ третий класс; издание девятое.;Музыкальная Украина». Киев., 1978.

Учебный репертуар для ДМШ четвертый класс; издание девятое.; «Музыкальная Украина». Киев., 1978.

Учебный репертуар для ДМШ пятый класс; издание девятое.; «Музыкальная Украина». Киев 1979.

Пособие для руководителей ансамблей баянистов составитель С. Рубинштейн; выпуск 1.; «Советский композитор». М. 1970 г.

Ансамбли баянистов тетрадь 1 составитель В. Угринович.; «Музыкальная Украина». Киев., 1980.

Ансамбли баянистов тетрадь 2 составитель В. Угринович.; «Музыкальная Украина». Киев., 1981.

Ансамбли баянистов тетрадь 3 составитель В. Угринович.; «Музыкальная Украина». Киев., 1982.

Ансамбли баянистов тетрадь 4 составитель В. Угринович.; «Музыкальная Украина». Киев., 1982.

Ансамбли баянов в музыкальной школе выпуск 1 составитель В.Г. Грачев.; «Советский композитор». М., 1983 г.

Ансамбли баянов в музыкальной школе выпуск 2 составитель В.Г. Грачев.; «Советский композитор». М.,1984 г.

Ансамбли баянов в музыкальной школе выпуск 3 составитель В.Г. Грачев.; «Советский композитор». М., 1984 г.

Хрестоматия для баяна. Часть 1, 1 год обучения. Музыка народов мира; «Композитор». С.-Петербург., 2007г.

Хрестоматия для баяна. Часть 2, 2 год обучения. Музыка народов мира.; «Композитор». С.-Петербург., 2007г.

Хрестоматия для баяна. Часть 3, 3 год обучения. Музыка народов мира.; «Композитор». С.-Петербург., 2007г.

Хрестоматия для баяна. Часть 4. 4 год обучения. Оригинальная музыка и обработки.; «Композитор». С.-Петербург., 2007г.

Хрестоматия для баяна. Выпуск 3. 2 кл. ДМШ.; «Композитор». С.-Петербург., 2006г.

Хрестоматия для баяна. Выпуск 3. 3 кл. ДМШ.; «Композитор»С.-Петербург., 2006г.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли баянов» выпуск 2., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1965г.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли баянов» выпуск 3., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1966г.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли баянов» выпуск 4., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1966г.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли баянов» выпуск 5., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1967г.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли баянов» выпуск 6., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1967г.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов «Ансамбли баянов» выпуск 7., редактор П. Лондонов.; «Музыка». М., 1967г.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector