Обучение детей пересказу народных сказок и коротких авторских рассказов

Обучение детей пересказу народных сказок и коротких авторских рассказов.

Начиная со средней группы в детском саду проводятся занятия по пересказу литературно-художественных произведений. Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое развитие усиливается.

Очень важно, чтобы дети глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали литературный материал. Именно тогда они пересказывают выразительно, последовательно, без пропусков и искажений, проявляют творческую активность.

Для обучения детей пересказу сказок и рассказов надо отбирать литературные произведения, которые представляют наиболее совершенный образец для подражания. Пересказывание углубляет понимание произведения художественного слова: образы становятся для детей более понятными и близкими.

Для пересказа подбираются произведения, особенно интересные для детей, вызывающие у них живой отклик, небольшие по объему, написанные выразительным и в то же время простым языком.

Народные сказки о животных — наиболее благодатный материал для пересказа; они увлекают детей острым сюжетом, динамикой развития действия. В сказках нет отступлений и прямых нравоучений, характеристика действующих лиц сказок определенна (добрый или злой, хитрый или простоватый и т. д.). Многие сказки строятся на повторении эпизодов. Так, например, в сказке «Колобок» повторяются встречи и разговор колобка с дикими зверями. В сказках неоднократно повторяются песенки, реплики диалога, сказочные формулы. В силу этих особенностей сказки пользуются большой любовью у детей и легко запоминаются.

Наиболее подходят для пересказа народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Зайкина избушка», «Лиса и волк», «Медведь и девочка», «Лиса и рак»; Л. Н. Толстого «Три медведя», К. Д. Ушинского «Умей обождать».

Но нельзя ограничиваться в выборе произведений для пересказа тем, что создали классики, как бы ни были совершенны по своим художественным качествам их рассказы. Мы должны учить детей пересказыванию и на современных произведениях, которые отражают то, чем сейчас живут дети, что они видят вокруг себя сегодня.

Современная детская литература для дошкольников обширна, она богата и разнообразной тематикой, и жанрами, однако для обучения детей рассказыванию можно взять далеко не все, потому, что авторы не имели намерения решать своими произведениями дидактическую задачу прямого обучения детей языку путем пересказа.

При выборе произведений для пересказа не надо забывать о том, что дети дошкольного возраста еще только начинают практически овладевать родным языком, и не все, что им доступно для воспитания, доступно и для воспроизведении.

Подходят для пересказа короткие, написанные простым языком рассказы писателей, такие как, например: «Про белочку», Н. Калининой, «Праздник», «Кубик на кубик» Я. Тайца, «Купание медвежат» В. Бианки и др.

Требования к детскому пересказу:

1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста.

2. Полнота передачи художественного текста, т.е. отсутствие нарушающих логику отклонений.

3. Использование словаря и оборотов от авторского слова.

4. Удачная замена синонимами.

6. Отсутствие длительных пауз.

Качество пересказа оценивается с точки зрения близости к источнику. Во время пересказа мы останавливаем ребенка, снова обращаем его к образцу, если он добавляет слишком много своего или опускает важные детали.

Пересказ детей должен передавать содержание произведения без пропусков существенных деталей и без смысловых искажений.

Вот пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» девочкой, воспитанницей старшей группы: «Мама купила детям слив и положила их на тарелку. Ваня очень любил сливы, и, когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. » И т. д.

Ребенок неправильно передал мотив проступка героя рассказа «Косточка», и тем самым образ был искажен. У Толстого Ваня совершил проступок непреднамеренно: он съел без спросу сливу, потому что никогда не ел слив, а запах слив ему очень понравился.

Девочка неправильно пересказала, по-видимому, потому, что недостаточно внимательно слушала чтение рассказа, а может быть, воспитатель прочитал плохо: быстро, невыразительно.

Если не обращать внимания детей на смысловые ошибки, неправильности, то у них может войти в привычку поверхностное отношение к содержанию книг.

Перед воспитателем при проведении занятия стоят следующие задачи в обучении детей пересказыванию:

— добиться, чтобы все дети поняли рассказ, запомнили его, внимательно слушали пересказы своих товарищей;

— вызвать возможно больше детей для пересказа, в случае надобности исправлять ошибки в передаче содержания, а также грамматические ошибки (неправильные окончания слов и т. п.).

В соответствии с этими задачами план занятия может иметь несколько вариантов.

В развернутом виде план занятия строится так:

а) вводная беседа, чтобы вызвать интерес к содержанию рассказа и обеспечить правильное восприятие детьми художественного произведения;

б) чтение рассказа (или сказки) воспитателем; перед чтением он говорит детям, чтобы они внимательно слушали рассказ, постарались его запомнить, так как они будут пересказывать;

в) передача рассказа (или сказки) по вопросам, заранее составленным воспитателем; вопрос ставится всей группе, а затем один ребенок вызывается для ответа;

г) повторное чтение произведения;

д) пересказ произведения детьми (на это отводится большая часть занятия).

В зависимости от уровня умений детей, от того, читается ли новое или известное детям произведение, от степени трудности его содержания построение занятий может меняться. Может отсутствовать вводная беседа, если рассказ, сказка детям уже известны или содержание понятно без каких-либо пояснений и напоминаний.

Читайте также:  Русские народные дразнилки короткие

Можно провести пересказ произведения без предварительных вопросов, если дети научились внимательно слушать и запоминать.Если содержание рассказа перекликается в какой-то мере с событиями из жизни детей, то целесообразно после пересказов (в конце занятия) побеседовать с ними на эту тему.

1. Совместный пересказ педагога с ребенком.

2. Подсказка слова или фразы.

6. Пересказ по частям.

8. Как игра драматизация – игровой прием.

В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы.

При подготовке к занятию воспитатель должен прочитать рассказ и подумать, все ли детям будет понятно, постараться взглянуть на рассказ с точки зрения детей, учесть запас их знаний и представлений об окружающем.

При проведении занятия, прежде всего, воспитатель должен выразительно прочитать сказку, рассказ, которые детям предстоит пересказать. Выразительное чтение рассказа значительно облегчает детям слушание и понимание, а значит, и пересказ.

После выразительного чтения проводится беседа, основное назначение которой — выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога.

Однако беседу нельзя превращать в пересказ по вопросам. Это происходит в том случае, если вопросы ставятся почти к каждой фразе текста, и дети с формальной дословностью воспроизводят его. Чтобы ребенок мог проявлять в процессе пересказа самостоятельность, творческую активность, вопросы педагога должны сосредоточивать его мысль на центральных, узловых моментах повествования.

В процессе беседы, подготавливающей детей к пересказу, они активно оперируют языковым материалом рассказа или сказки, воспроизводят отдельные словосочетания, обороты, упражняются в нахождении и использовании выразительных интонаций.

По мере того как от занятия к занятию дошкольники все лучше пересказывают литературные произведения, беседы становятся более краткими, сжатыми. Дети хорошо запомнят и передадут текст, если прослушают его два-три раза. Поэтому после первого чтения педагога и беседы, которая закрепляет целостное восприятие литературного произведения, дети повторно слушают рассказ или сказку. Перед повторным чтением воспитатель дает установку на внимательное прослушивание для последующего пересказа. В этом случае произведение воспринимается детьми уже с учетом предстоящей речевой деятельности.

Кроме вопросов в процессе обучения пересказыванию педагог может применять и другие приемы — совместный пересказ, указания, подсказ-напоминание и т. д. При выборе методических приемов учитывается, пересказывают дети уже знакомую сказку, рассказ или ранее неизвестное им произведение.

Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Используя его, воспитатель не должен забывать, что отметив положительные моменты и недостатки, нужно обязательно поощрить старания ребенка. Следует отметить и внимание, с каким дети слушали пересказ своего товарища.

Необходимо также учить дошкольников выполнять речевые задания коллективно. Для этого перед заслушиванием очередного пересказа воспитатель дает всей группе конкретную установку: быть готовыми помочь товарищу в случае затруднения, суметь дополнить пересказ и т. д.

На занятиях рекомендуется использовать различные способы пересказа. Например, короткий текст ребенок пересказывает целиком от начала до конца. Более длинное произведение можно пересказывать коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают его и заканчивают, но так, чтобы каждый ребенок рассказал законченный эпизод. Деление произведения на части воспитатель заранее продумывает; дети в эту работу не включаются.

Здесь дети приобретают самый первоначальный опыт пересказа в лицах, с использованием элементов драматизации; они знакомятся с изложением текста от первого лица — от лица героя.

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Обучение пересказу способствует: обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, мышления, совершенствованию структуры речи, усвоению норм построения предложений и целого текста.

Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, словосочетания, учатся владеть родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказывания, ценность формы композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не выпуская главного, не увлекаясь деталями, т.е. формирует правильную речь.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Обучение детей пересказу народных сказок и коротких авторских рассказов.

Обучение детей пересказу народных сказок и коротких авторских рассказов.

Обучение детей пересказу народных сказок и коротких авторских рассказов.

Источник

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Обучение детей пересказу русских народных сказок и коротких авторских рассказов»

Татьяна Цибульская
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Обучение детей пересказу русских народных сказок и коротких авторских рассказов»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Тема: «Обучение детей пересказу русских народных сказок и коротких авторских рассказов».

Составила и провела:

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи.

Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребёнка, его память, воображение. Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.

Требования к выбору произведений для пересказа:

1. Должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;

2. Быть доступными по содержанию;

3. Быть доступными по объёму;

Читайте также:  Торговый дом народный на дьяконова

4. Должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь;

5. Иметь чёткую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий.

Не рекомендуется пересказывать стихотворение.

Требования к пересказу литературных произведений:

Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определённые требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

• Полноценное и доступное содержание;

• Простой, но богатый язык;

Требования к пересказам детей:

1. Осмысленность (полное понимание текста);

2. Полнота передачи произведения (отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения);

3. Последовательность и связность пересказа;

4. Использование словаря и оборотов авторского текста;

5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз;

6. Выразительность и фонематическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Общие методические приемы к пересказу:

1. Совместный пересказ педагога с ребенком.

2. Подсказка слова или фразы.

6. Пересказ по частям.

8. Как игра драматизация – игровой прием.

• Подробный пересказ (близкий к тексту);

• С перестройкой текста;

• С творческими дополнениями.

Виды занятий по пересказу:

• Пересказ по готовому плану;

• Пересказ по выбору детей;

Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к воспроизведению текста.

• Краткая вступительная беседа;

• Напоминание о наблюдениях;

2. Первичное чтение произведения.

• Сообщение названия, автора, жанра;

• Чтение без установки на запоминание.

3. Беседа по содержанию произведения, направленная на анализ и запоминание текста.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

6. Заключительная часть занятия.

• Драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра.

1. Подготовка воспитателя:

• Выбор произведения с учётом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени произведения;

• Анализ произведения и работа над выразительностью исполнения;

• Отбор в тексте слов, непонятных детям, и приёмов их объяснения.

2. Подготовка детей:

• Обогащение детского опыта путём наблюдений, рассматривание картин, бесед (в соответствии с содержанием текста);

• Объяснение незнакомых слов до чтения произведения;

• Рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом.

Младший дошкольный возраст.

Цель: выработка умений слушать; отвечать на вопросы; включать в рассказ слова и отдельные предложения.

Задачи: научить воспринимать текст; подвести к воспроизведению текста.

Методы и приёмы обучения пересказу.

Задачи: рассказывать хорошо известные сказки и рассказы; выразительно передавать разговор действующих лиц; слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Главное в обучении пересказу – помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл.

Пересказ коротких сказок и рассказов (русские народные сказки «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок» и др.).

• Упражнения на развитие выразительности речи;

• Приём «отраженной речи»;

Задачи: учить пересказывать связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно; передавать содержание без помощи вопросов воспитателя; использовать авторские слова и выражения.

Русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак», рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котёнок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц».

• Вопросы (характеристика героев, описание времени, места действия, подбор определений, сравнений);

• План рассказа (составленный воспитателем или совместно с детьми);

• Оценка рассказа детьми;

Задачи: Продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т. п.). Учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.

Русские народные сказки «Заяц – хваста», «Лиса и козёл»; рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи»; Л. Н. Толстого «Косточка»; В. Бианки «Купание медвежат». В. Осеевой «Просто старушка», «Плохо»; Н. Сладкова «Зелёные бабочки», «Сосулькина вода».

• Пересказ от лица героев;

• Сочинение рассказов и сказок.

«Духовно-нравственные идеалы русских народных сказок» Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Духовно-нравственное воспитание происходить благодаря целенаправленным.

«Снежная сказка» (снежные скульптуры по произведениям русских народных и авторских сказок). Фотоотчёт Предлагаю вам совершить путешествие в мир «Снежной сказки». Сказка – неотъемлемая часть детства, которая открывает для ребенка целый мир.

Конспект НОД «Мир русских народных сказок» для детей подготовительной группы с ОВЗ Конспект НОД «Мир русских народных сказок». Подготовительная группа. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект НОД «По страницам русских народных сказок» Цель: Вызвать у детей интерес к русским народным сказкам. Задачи: 1. Образовательная: Закрепить знание детей о русском фольклоре на примере.

Познавательный семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте детей 6 лет через игру» Предлагаемый практикум составлен на основе дидактических игр для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста, первый год обучения.

Проект «Удивительный мир русских народных сказок» Цель: Использовать содержание сказок во всех видах организованной образовательной деятельности. Задачи: Приобщение детей к художественной.

«Волшебный шиповник». Инсценировка по мотивам русских народных сказок ВОЛШЕБНЫЙ ШИПОВНИК. Инсценировка по мотивам русских народных сказок. (для детей старшей и подготовительной к школе групп). Задачи: Образовательная.

Источник

Презентация на тему » Обучение детей пересказу народных сказок и коротких авторских рассказов»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Читайте также:  Чем возбудиться мужчине народные средства

Обучение детей пересказу народных сказок и коротких авторских рассказов. Зайкова Кристина ПОДО(б)-31 ФНДиДО

Начиная со средней группы в детском саду проводятся занятия по пересказу литературно-художественных произведений. Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое развитие усиливается. Очень важно, чтобы дети глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали литературный материал. Именно тогда они пересказывают выразительно, последовательно, без пропусков и искажений, проявляют творческую активность.

Для обучения детей пересказу сказок и рассказов надо отбирать литературные произведения, которые представляют наиболее совершенный образец для подражания.Пересказывание углубляет понимание произведения художественного слова: образы становятся для детей более понятными и близкими. Для пересказа подбираются произведения, особенно интересные для детей, вызывающие у них живой отклик, небольшие по объему, написанные выразительным и в то же время простым языком.

Народные сказки о животных— наиболее благодатный материал для пересказа; они увлекают детей острым сюжетом, динамикой развития действия. В сказках нет отступлений и прямых нравоучений, характеристика действующих лиц сказок определенна (добрый или злой, хитрый или простоватый и т. д.). Многие сказки строятся на повторении эпизодов. Так, например, в сказке «Колобок» повторяются встречи и разговор колобка с дикими зверями. В сказках неоднократно повторяются песенки, реплики диалога, сказочные формулы. В силу этих особенностей сказки пользуются большой любовью у детей и легко запоминаются. Наиболее подходят для пересказа народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Зайкина избушка», «Лиса и волк», «Медведь и девочка», «Лиса и рак»; Л. Н. Толстого «Три медведя», К. Д. Ушинского «Умей обождать».

Но нельзя ограничиваться в выборе произведений для пересказа тем, что создали классики, как бы ни были совершенны по своим художественным качествам их рассказы. Мы должны учить детей пересказыванию и на современных произведениях, которые отражают то, чем сейчас живут дети, что они видят вокруг себя сегодня. Современная детская литература для дошкольников обширна, она богата и разнообразной тематикой, и жанрами, однако для обучения детей рассказыванию можно взять далеко не все, потому, что авторы не имели намерения решать своими произведениями дидактическую задачу прямого обучения детей языку путем пересказа. При выборе произведений для пересказа не надо забывать о том, что дети дошкольного возраста еще только начинают практически овладевать родным языком, и не все, что им доступно для воспитания, доступно и для воспроизведении. Подходят для пересказа короткие, написанные простым языком рассказы писателей, такие как, например: «Про белочку», Н. Калининой, «Праздник», «Кубик на кубик» Я. Тайца, «Купание медвежат» В. Бианки и др.

Требования к детскому пересказу: 1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста. 2. Полнота передачи художественного текста, т.е. отсутствие нарушающих логику отклонений. 3. Использование словаря и оборотов от авторского слова. 4. Удачная замена синонимами. 5. Правильный ритм. 6. Отсутствие длительных пауз. 7. Последовательность. Качество пересказа оценивается с точки зрения близости к источнику.Во время пересказа мы останавливаем ребенка, снова обращаем его к образцу, если он добавляет слишком много своего или опускает важные детали.

В соответствии с этими задачами план занятия может иметь несколько вариантов. В развернутом виде план занятиястроится так: а) вводная беседа, чтобы вызвать интерес к содержанию рассказа и обеспечить правильное восприятие детьми художественного произведения; б) чтение рассказа (или сказки) воспитателем; перед чтением он говорит детям, чтобы они внимательно слушали рассказ, постарались его запомнить, так как они будут пересказывать; в) передача рассказа (или сказки) по вопросам, заранее составленным воспитателем; вопрос ставится всей группе, а затем один ребенок вызывается для ответа; г) повторное чтение произведения; д) пересказ произведения детьми (на это отводится большая часть занятия).

В зависимости от уровня умений детей, от того, читается ли новое или известное детям произведение, от степени трудности его содержания построение занятий может меняться. Может отсутствовать вводная беседа, если рассказ, сказка детям уже известны или содержание понятно без каких-либо пояснений и напоминаний. Можно провести пересказ произведения без предварительных вопросов, если дети научились внимательно слушать и запоминать.Если содержание рассказа перекликается в какой-то мере с событиями из жизни детей, то целесообразно после пересказов (в конце занятия) побеседовать с ними на эту тему.

Методические приемы: 1. Совместный пересказ педагога с ребенком. 2. Подсказка слова или фразы. 3. Вопросы к детям. 4. Упражнения-указания. 5. Поощрение. 6. Пересказ по частям. 7. По ролям. 8. Как игра драматизация – игровой прием. В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. При подготовке к занятию воспитатель должен прочитать рассказ и подумать, все ли детям будет понятно, постараться взглянуть на рассказ с точки зрения детей, учесть запас их знаний и представлений об окружающем.

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Обучение пересказу способствует: обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, мышления, совершенствованию структуры речи, усвоению норм построения предложений и целого текста. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, словосочетания, учатся владеть родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказывания, ценность формы композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не выпуская главного, не увлекаясь деталями, т.е. формирует правильную речь.

Источник

Правильные рекомендации