Обучение народному вокалу детей

Основные принципы обучения детей народному пению на занятиях в фольклорном ансамбле.

Основные принципы обучения детей народному пению на занятиях в фольклорном ансамбле.

Определяющим принципом обучения детей народному пению является сохранение признаков певческой традиции:
• естественный, близкий звук;
• незначительная вибрация голоса, придающая лишь тембровую окраску;
• дикция, близкая разговорной речи;
• естественное головное резонирование, без яркого прикрытия голоса;
• плотное грудное звучание.
Народное пение, народный голос отличает яркое, звонкое, светлое звучание. Весь звук сосредоточен как бы «на губах». Это формирует особый склад мышления народных певцов – «пою, как говорю», что определяет характерность народного стиля исполнения. Непростая задача для ребёнка научится этому, достигая такого уровня, когда исполнение песни будет столь же лёгким, как и в своё время пели наши предки да и сейчас поют замечательные певцы –самородки из народа Особенности народного вокала могут быть переданы исполнителем только при условии сформированного у него правильного вокального мышления, которое складывается как бы из двух компонентов – «вокально-звукового» и «вокально-речевого» мышления. Вокально-звуковое мышление контролирует акустическое качество звука, основанием которого является целенаправленная работа мышц, участвующих в обеспечении певческого дыхания, а точка фокуса высокой певческой позиции, отражая звук, сообщает ему дальность полета и уровень яркости.
Вокально-речевое мышление контролирует речевой характер подачи звука и и звуковедения по образцу распевной речи, с опорой на гласные буквы, четко проговаривая согласные. Рассмотрим отдельно каждую характерную черту народного пения.
Молодому исполнителю народной песни необходимо понять и научиться определённым тонкостям вокального искусства:

2. Высокая певческая позиция связана с работой мягкого нёба. Чтобы буквы-звуки не звучали плоско нужно немного приподнять мягкое нёбо (положение зевка). Для выработки этой позиции полезно использовать йотированные гласные и петь с закрытым ртом на согласные «Н» и «М»:

3. Для певца необходимо петь в единой манере звукообразования. Оформление гласных по единому образцу достигается путем фиксированного положения полости рта, глотки и закрепленной артикуляционной установки органов речи, речевой фонетике данного диалекта. Певческая традиция может передаваться в единой манере голосообразования, находящейся в положении гласной «Ы» или «Э». Однако, наиболее резонирующими гласными считаются Е И У, и согласные Н М Л. Они способствуют ощущению звучания голоса в одном регистре.

— Гомерический смех «Ха-ха-ха»;
— Крик-зов «Эй».
Грудной резонатор обогащает голос обертонами, придает ему силу и насыщенность.
6. Фокус головного резонирования ощущается певцами разных типов в разных местах: в переносице, в лобной пазухе, на зубах. Головной резонатор гарантирует высокую певческую позицию и помогает легко достигать верхние звуки диапазона, придает звонкость, полётность в звучании, обеспечивает технику соединения регистров.

7. Наибольшей трудностью для молодого певца является соединение регистров. Этот навык требуется во время исполнения произведений большого диапазона (все, что больше октавы). данные произведения можно исполнять, сохраняя открытую манеру на всем протяжении диапазона, используя для этого прием переключения с грудного в головной регистр, который заключается в мысленной подготовке и осуществлении конкретных действий:
• мягкой атаки;
• эластичного дыхания;
• высокий выброс гласной буквы с одновременной её опорой на точку фокуса грудного резонирования.

8. Соединение регистров связано с работой органов артикуляции. Важно сохранять в народном пении речевой характер артикуляции, стабилизирующий естественный объем и форму полости рта и помогающий добиться опережающей ясности произнесения песенного текста в синтезе слова и напева.
Положение языка играет важную роль в народном пении. Язык должен быть плотно прижат к нижней челюсти (как бы ложечкой) и упираться в нижние резцы, что обеспечивает «вынос» голоса наружу. Все буквы нужно формировать на кончике языка и на губах.
Губы должны работать мягко, но активно, формируя звуки.
Нижняя челюсть должна действовать свободно и слитно с языком. Часто встречается такой недостаток, как зажатая нижняя челюсть. На ударных гласных нижняя челюсть опускается (вместе с языком), а на безударных должна находиться в спокойном естественном состоянии.

Очевидно, что наиболее яркий акустический эффект в пении достигается совпадением точек резонирования (грудного и головного), точно найденных и настроенных на одну фонационную волну. Это и есть народная манера пения, нацеленная на универсальность и профессионализм.

Освоить молодому исполнителю всё это многообразие методов и приёмов исполнения народных песен, прочувствовать и понять, а затем и профессионально применить на практике, в концертных выступлениях-задача очень непростая и здесь многое зависит и от профессионализма самого педагога, и от его умения доходчиво, ярко и увлекательно рассказать и научить детей принципам народного пения, бережно сохраняя богатое песенное наследие русского народа.

Список использованной литературы:

1. Байтуганов В.И. «Народная манера пения и обучение ей»
2. Мешко Н.К. «Вокальная работа с исполнителями русских народных песен»

3. Шамина Л.В. «Школа народного пения»

4. Куприянова Л. «Вокальное воспитание в детском фольклорно-хоровом коллективе.»

5. Калугина Н.В. «Основы методики работы с русским народным хором».

Источник

Обучение народной манере пения в детской школе искусств.
методическая разработка по музыке по теме

Развитие музыкальных способностей детей

младшего школьного возраста.

Методика работы по обучению детей народному пению.

Заключение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей детей

младшего школьного возраста

Исследования известных ученых, педагогов доказывают, что большое внимания необходимо уделять изучению динамики развития музыкальных способностей; музыкального слуха и певческого голоса, ритмического чувства, отзывчивости ребенка на музыку. Систематическая работа способствует постепенному накоплению ими музыкального опыта. Детям 7-8 лет становятся доступными некоторые музыкальные понятия.

Основные певческие задачи связаны с развитием музыкального слуха младшего школьника. Что значит научить детей петь чисто? Это значит – верно воспринять звук и воспроизвести его. Любой навык требует времени для формирования. Не случайно существует понятие, что песня впевается постепенно. Нужно, чтобы каждый ребенок успел вслушаться в движение мелодии и приказать своему голосу воспроизвести именно этот звук. Главной задачей является научить детей тянуть звук, петь плавно. Практика показывает, что в этом возрасте дети обычно «говорят песню», то есть используют речевой навык, так как певческого навыка у многих еще нет.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает «фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем». Задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого, именно они составляют основу музыкальных способностей.

Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.

Читайте также:  Общероссийский народный фронт карта свалок

Все от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей Развитие вокально-хоровых навыков включает в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. В младшем школьном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. И значит ладовое чувство – это одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения.

Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки ребенок совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов.

Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что-либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же – одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Н.А.Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и способности у всех детей проявляются по-разному. У кого-то все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Для развития музыкальных способностей детям необходимо овладеть комплексом вокально–хоровых навыков.

Развитие этих навыков происходит в процессе обучения пению школьников и содержит в себе несколько этапов. Можно выделить два этапа развития вокально-хоровых навыков пения:

1-этап – подготовительный или ознакомительный. Дети узнают кто такой дирижер и что такое хор. Для наглядности можно показать им картинку, на которой изображен хор, а также прослушать пластинку со звучанием детского хора.

Одним из важнейших условий воспитания навыков пения является соблюдение правил певческой установки. Особое внимание уделяется артикуляции. Рот следует открывать естественно и свободно. Вялость артикуляции обычно является причиной плохой дикции, гласные и согласные не имеют необходимой ясности, четкости и устойчивости, звук приобретает однообразный безжизненный характер. Особое значение для качества вокальных гласных имеет активность не только передней части артикуляционного аппарата, но и заднего его отдела-глотки. Затем необходимо объяснить, как надо сидеть и стоять во время пения: руки свободно опущены вниз или на колени, голову необходимо держать прямо. К этим требованиям нужно возвращаться каждый урок, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.

Первое время необходимо внимательно следить за посадкой детей. С первых уроков необходимо приучить детей брать дыхание по дирижерскому жесту, это можно сделать с помощью игровых упражнений: дунули на одуванчик, вдохнули аромат цветка, надули шарик и т.д. Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука. На данном этапе обучения лучше использовать только мягкую атаку. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни.

Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения. Для достижения этой цели применяется простой и доступный для детей материал, это могут быть заклички, прибаутки, народные песни, игры. Огромное значение при обучении имеет знание диапазона детей, их примарные тона. В первом классе из этой «зоны» наиболее звучащими являются: соль, соль#, ля первой октавы. Постепенно диапазон расширяется выше к «си» и ниже к «фа», «ми».

На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом.

Следует отметить, что вокально-хоровые упражнения необходимо выстраивать на произведениях народного фольклора, так как этот материал доступен и интересен детям. Дети младшего школьного возраста в основном чисто интонируют песни, состоящие из одного основного напева. Подготовка слуха учащихся к освоению двухголосия происходит на основе одноголосного пения. Одноголосные упражнения важны и в период работы над многоголосием.

При освоении двухголосия можно использовать различные приемы:

В двухголосных попевках полезно, чтобы каждый попробовал спеть партию, как первого, так и второго голоса, в результате слух у всех учащихся будет развиваться равномерно.

Следует иметь в виду, что постоянный рост детского организма обуславливает и возможные изменения в голосе ребенка. Поэтому нужно время от времени проверять учащихся и по необходимости переводить их из партии в партию.

Необходимо отметить, что для успешной работы над развитием навыка многоголосного пения в детском ансамбле важная роль должна принадлежать русской народной песне. Постоянное и целенаправленное использование народных образцов дает возможность приобрести этот навык в сравнительно короткие сроки и с большей пользой для музыкального развития детей в целом. Одновременно с народной песней следует использовать и самый разнообразный репертуар, но преимущество отдавать фольклору.

Методика работы по обучению детей народному пению

Необходимым условием выработки певческих навыков у детей являются упражнения, основанные на повторении технического материала с целью совершенствования навыков хорового пения. Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет собой отбор наиболее целесообразных для каждого конкретного случая приемов исполнения.

Читайте также:  Темрюк инфо народные новости дтп

Специфика работы педагога заключается в том, что все дети независимо от уровня их индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаются к хоровому творчеству – искусству коллективного, вокального музицирования. Поэтому главная задача педагога-хоровика состоит в том, чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, разв ить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении пе сенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание, в систему которого входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, вырази тельной дикции; единой манеры пения и говора.

Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания, оно регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации коллектива, собиранию внимания певцов, подготавливает, «разогрева ет» голосовой аппарат. Основной материал для распевания — песенный, но могут применяться и специальные упражнения.

На занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному прин ципу — от простого к сложному. Как это принято в народной традиции устной пере дачи фольклора, разучивание и исполнение песен и упражнений должны происходить «на слух», с голоса руководителя.

При таком разучивании и исполнении внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса и звучание партии, ансамбля в целом, развивают свободу вокального интонирования. Фортепиано или баян используются минимально: для настройки, для уточнения труд ного места в партитуре.

Русские народные песни известны своей распевностью. «У него душа долгая», — с похвалой говорят в народе о певце, владеющем боль шим дыханием. В этих словах понятие о дыхании тесно связывается с выразительно стью, с выражением «души» в пении. Дыхание используется таким образом, чтобы при общей мягкой вокальной линии звук был гибким, ровным и напевным.

Естественный, красивый звук, без напряжения, без крикливости, зависит от уме ния правильно владеть дыханием, которое дает певцу возможность ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные, свободно и непринужденно нести мело дическую линию, никогда не теряя звонкости и полетности голоса, проявляя лучшие качества своего тембр.

Укрепление навыков дыхания — одна из основных задач в вокальном воспитании детей, для чего можно использовать как специальные упражнения, так и фрагменты из разучиваемых песен. Техника пользования дыханием – бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Брать, дыхание, возобнов лять его нужно раньше, чем оно израсходовано. Дети нередко «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Слишком большое количество вдыхаемо го воздуха часто приводит к напряженному звучанию, мешает точности интонации. Чтобы избежать этого, следует добиваться свободы и равномерности в пользовании дыханием.

Каждому юному певцу необходимо практически овладеть дыханием и трениро вать его на специальных упражнениях:

1. Сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох (при этом фик сируется внимание на работе диафрагмы и мышц живота).

2. Сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через чуть прижа тые губы медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полный.

3. Сделать умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения регистре, ка ждую фразу пропевать на одном выдохе.

Главная техническая задача в этом упражнении (как и в других подобных) — ес тественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука, работа грудного и голов ного резонаторов, а отсюда — ровное звучание голосов в соответствующих регистрах и на их соединении.

4. Добиваясь от детей сознательного пения на одном дыхании каждой отдельной музыкальной фразы, следует начинать тренировку с очень простых по мелодическому развитию произведений детского фольклора.

Короткая попевка, состоящая из простейшего квартового тетрахорда, должна многократно повторяться, с небольшим звуковысотным варьированием и видоизме нением ритмического рисунка. Только в процессе такого пения будут вырабатывать ся правильные рефлекторные навыки дыхания, будет укрепляться дыхательная мус кулатура. Прежде всего, нужно стремиться к тому, чтобы звук не ослабевал к концу фраз. Поэтому обращаем внимание на исполнение последнего звука, произвольно увеличи ваем его длительность.

Поставленная задача заставит юных певцов сосредоточиться на выдохе – момен те расходования дыхания, поможет экономно расходовать дыхание, постепенно при ведет их к приобретению нужного навыка.

После этого можно перейти к работе над начальной фазой дыхания — моментом вдоха, для чего следует сократить длительность последнего звука фразы и за счет обра зующейся паузы возобновить дыхание.

5. В работе над протяженностью хорового звучания следует добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании. И здесь очень полетными упраж нениями могут служить мелодии распевов. В народных песнях встречаются распевы на все гласные, на которых вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр, ре гистровая ровность, точность интонации, техника звуковедения. а также — и это главн ое — протяженное дыхание.

Для эффективного решения этой задачи применяется методика, согласно которой урок хора включает в себя три компонента:

Цель распевания состоит в том, чтобы привить детям правильную певческую установку, научить особенностям вокального дыхания, объяснить основные приемы хорового звуковедения. Проводится работа над штрихами и нюансами. Педагог подбирает специальные упражнения. На начальном этапе это обязательно одноголосные упражнения, позволяющие совершенствовать различные вокально-хоровые навыки детей.

Хоровое сольфеджио оказывает большую помощь в решении вопросов комплексного вокально-слухового воспитания школьников. Его цель – воспитание высокой слуховой активности, совершенствования и выравнивания всех качеств музыкального слуха учащихся. Хоровое сольфеджио предполагает развитие у детей ладово-интанационного слуха и чувства ритма, воспитания чувства хорового ансамбля, работу над хоровым строем и освоения навыков многоголосного пения.

В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приёмов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте. Для чистого интонирования терции хорошо предложить детям пропеть несколько раз, как мяукают большая кошка и маленький котенок. Это способствует умению правильно воспроизводить высо кие и низкие звуки.

Пение в народной манере доступно каждому, для чего нужно научиться петь про сто и естественно. Звук в народной манере должен быть светлый, яркий и легкий, с очень незначительной вибрацией. Нельзя углублять и перекрывать, его, петь резким, крикливым или глубоким звуком.

Создать хор из певцов, поющих в единой, родственном манере, легче в сельской местности, где дети уже с раннего возраста начинают петь так, как поют старшие. Но как быть с городскими детьми? Ведь у городских детей могут не только быть разные певческие навыки, но и отсутствовать определенные слуховые представления о мане ре пения. Как часто строй, ансамбль, тембровое звучание хора страдают от пестроты вокальной манеры его участников. Только единое звукообразование обеспечивает тембровый и звуковой ансамбль, способствует хорошему строю.

Читайте также:  Чайковский мазепа народные сцены

Какими приемами добиваться единой манеры пения? Прежде всего, преподаватель сам должен отчетливо представлять, какую именно манеру, стилистку песенного фольклора будет осваивать коллектив. Обычно это местный говор и манера пения. Для народных ансамблей и хоров, создающихся в крупных городах, нужно найти еди ные областные традиции пения и говора и опираться в своей работе только на них. В то же время нельзя искусственно изменять говор, если он существует детской среде, и детском фольклорном интонировании, так как это естественный способ выражения их разговорной и певческой речи.

Перенимание «с голоса» манеры пения — один из методов вокального воспита ния. Слабоподготовленных певцов нужно рассадить среди исполнителей с прочными навыками и яркой манерой народного пения. В коллективе, созданном на основе опре деленной певческой манеры, навыки постепенно «припеваются» к единой манере зву чания хора. Необходимы и индивидуальные занятия с певцами, не владеющими мане рой пения хора; для их обучения можно использовать магнитофонные пленки и пла стинки с записями песенных образцов. Прослушивание песен даст детям слуховые ориентиры о стиле и манере исполняемых произведении, которые запечатлеваются в памяти.

Все вокальные навыки — дыхание, дикция, манера пения, отработанные на заня тиях по певческому воспитанию детей — в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением.

Уже в самом начале обучения детей народному пению на уроках фольклорного ансамбля можно начинать проводить музыкально-образовательную работу. Цель ее состоит в том, чтобы, поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмот ность, развить сознательное отношение их к творческому процессу пения.

Методика музыкально-образовательной работы в детской школе искусств с детьми, осваивающими народ ное пение, должна основываться на следующих принципах: систематичность музы кального образования; тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным пе сенным репертуаром; разносторонность музыкального образования.

Общая вокально-хоровая работа с детьми должна вестись в зависимости от подго товленности певцов, их возраста. Преподаватель на уроках фольклорного ансамбля не должен забы вать о различиях в работе с детьми старшего и младшего школьных возрастов. Младшие школьники менее выносливы, у них меньше возможностей концентрировать внимание, они быстро ус тают от частых повторений, нужно уметь активизировать их внимание. Лучшие хоро вые произведения для разучивания — народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением. Таких образцов можно найти довольно много в детском музыкальном фольклоре. А так как у маленьких детей голос очень не ровен, что особенно проявляется в пении различных гласных, звучащих подчас пест ро и некрасиво, такой песенный материал больше всего подходит для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра. Сам характер народных детских песен способствует выработке легкого, льющегося звука, который обязательно скажется и на более ровном и красивом интонировании гласных.

На уроках фольклорного ансамбля в детской школе искусств навыки народного хорового пения прививаются детям по заранее разработанной программе. На первом этапе преобладает пение в унисон с целью образования единой манеры, необходимой для хорового ансамбля, а также исполнение уже ранее выученных попевок и песен различных жанров, что по может детям почувствовать логику развития мелодической линии в народной песне. Следует не забывать и о хореографическом движении в сочетании с пением.

Сопровождение пения движением, как убеждает практика, влияет и на качество хорового звучания, способствует развитию необходимых вокально-хоровых навыков. Дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспи тывается чувство ансамблевой согласованности. Быстрее происходит и процесс усвое ния нового материала. У юных певцов вырабатывается умение красиво двигаться, у некоторых заметно исправляется осанка.

Большой интерес и творческий стимул для детей — первые выступления. Даже с небольшой программой народных песен уже можно выступать на школьных утренниках и праздничных концертах. Это поможет детям наиболее пол но раскрыть свои музыкальные и творческие способности, придаст им уверенности, станет полезной певческой практикой, разовьет желание к дальнейшему освоению песенного фольклора.

Итак, мы проанализировали особенности народной манеры пения и методику ее овладения. Рассмотрев методику народной манеры пения, мы можем сделать вывод, что для овладения народной манеры необходимо использовать целый комплекс вокально-певческих средств и приемов. Это, прежде всего открытая русская речь, отчетливое, ясное произношение слов, открытое грудное звучание. Народный голос звучит естественно «близко» на «губах». В основе народного вокала лежит ясность, выразительность передачи слова. Петь так, как говоришь, поэтому главный момент в пении «разговорность».

Руководители хоров применяют различные упражнения, попевки, песни, которые основываются на русских народных песнях. Этих упражнений множество и важно сказать, что все упражнения выполняют конкретную вокально-художественную функцию. В методике руководителей определяется главная цель обучения целостному, разговорному способу пения. В этом способе открытая, выразительная, распевная и интонационно-окрашенная речь является ведущим смысловым началом.

При овладении народной манерой пения мы используем народный музыкальный фольклор, который в свою очередь богат разнообразными жанрами; лирическими, игровыми, плясовыми, колыбельными и другими произведениями. При разучивании этих произведений с детьми наибольшие усилия должны быть направлены на развитие вокально-певческих навыков. Для этого мы используем комплекс вокально-певческих упражнений, которые в свою очередь помогают нам при овладении народной манерой пения.

Распевания являются необходимой составной частью обучения пению. Система распеваний дает возможность целенаправленного, избирательного и последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма. Распевания — наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков. Это относится к долгосрочным задачам. Помимо этого, распевания имеют и разовое назначение: создания творческого тонуса и приведение голосового аппарата в рабочее состояние. Распевания позволяют избирательно останавливаться на отдельных элементах вокальной техники, тренировать их до автоматической привычки, постепенно расширяя диапазон технических навыков. Это дает возможность певцу более свободно преодолевать вокально—технические трудности репертуара, уделяя главное внимание артистизму и раскрытию идейно—художественного содержания исполняемого произведения.

Исходя из этого, следует подбирать и систематизировать упражнения по степени трудности, учитывая при этом уровень подготовки и индивидуальные особенности ученика. Каждое вокальное упражнение, за отдельными исключениями, должно содержать выраженную в словах мысль, или подтекст, развивающий воображение учащегося.

Методика музыкально-образовательной работы с детьми, осваивающими народ ное пение, должна основываться на следующих принципах: систематичность музы кального образования; тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным пе сенным репертуаром; разносторонность музыкального образования. Общая вокально-хоровая работа с детьми должна вестись в зависимости от подго товленности певцов, их возраста. Преподаватель на уроках музыки не должен забы вать о различиях в работе с детьми старшего возраста и маленькими.

Большой интерес и творческий стимул для детей — первые выступления. Даже с небольшой программой народных песен уже можно выступать на детсадовских и школьных утренниках и праздничных концертах. Это поможет детям наиболее пол но раскрыть свои музыкальные и творческие способности, придаст им уверенности, станет полезной певческой практикой, разовьет желание к дальнейшему освоению песенного фольклора.

Источник

Правильные рекомендации