Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями

Картотека музыкальных игр. Русские народные игры.
картотека по музыке на тему

Материал в картотеку игр педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБДОУ №57 № «Дюймовочка»

г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область.

В картотеку игр педагогам

« РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ »

Гончаренко Дина Юрьевна

В картотеку игр педагогам

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Народная культура – важнейшее из средств развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, по радио и ТВ звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят люди-пауки и бэтмены. Как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло?

Академик Д.С.Лихачев сказал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Важно комплексно подходить к ознакомлению дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр и, конечно же, игры – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа.

Русская народная игра «Солнышко»

Дети встают вокруг «солнышка» и поют:

Солнце заиграло, дети останавливаются, делают «фонарики»

Деточкам сказало : «солнышко» делает пружинку

— А играйте в поле, Поет «солнышко»

Дети и «солнышко» прыгают врассыпную по залу (прыжки произвольные). Взрослый громко говорит: «Тучка!» Дети должны быстро встать в круг около «Солнышка».

Русская народная игра «Дождик»

Дети встают вокруг водящего-«дождика» и поют, показывая движения

Хлеба краюшку, Правую руку отводят в сторону

Дам тебе ложку, Поднимают пр.руку вверх, пальцы в кулак

Кушай понемножку. Слегка наклон. вперед, протягивая руки, ладони

Кто под дождик попадет, Подним. руки вверх и плавно опускают,

быстро шевеля пальцами.

Тот у нас плясать пойдет! Ставят руки на пояс, выставл.ноги на пятку

Русская народная игра «Шла утица»

Музыкальное сопровождение: две русские народные мелодии – спокойная, плавная и подвижная, озорная.

Первая (спокойная) мелодия : Ведущий на каждую музыкальную фразу, двигаясь спокойным шагом, подходит к кому-либо из детей, кланяется ему, приглашает. Ребенок отвечает поклоном и присоединяется к ведущему. Так проводится приглашение. Затем стоящие в кругу читают считалку:

Первый раз прощается,

А на третий навсегда

Вторая (подвижная) мелодия : Ведущий и приглашенные им легко бегают в кругу и через круг. По окончании музыки «ворота» закрываются. Кто не успел выбежать из круга, считается проигравшим.

Русская народная игра «Бай, качи, качи»

Бай, качи, качи, качи! Последняя пара проходит через все воротца и

Глянь, баранки, калачи! Встает впереди. То же самое делают следующие

Глянь, баранки, калачи пары, пока звучит песня (как «ручеек»)

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи,

Налетели тут грачи,
Похватали калачи.

Пара, оказавшаяся первой, расцепляет руки. Дети встают спина к спине. Все остальные считают: «Раз, два, три – беги!» Водящие бегут в противоположные стороны, обегая все стоящие пары, и возвращаются. Победителем считается участник, выхвативший у ведущего кольцо («калач»).

Русская народная игра «Шел козел по лесу»

Дети в кругу держатся за руки. В центре водящий-«козел»(«коза»). Все идут по кругу и поют.

Принцессу, принцессу. Хоровод останавливается. Козел выводит в

Середину круга девочку.

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Хвостиком помашем, помашем, помашем,

Дети делятся на «лошадок» и «кучеров». На земле проводят черту, по одну сторону которой становятся «лошадки», по другую – «кучера».

«Лошадки» (взявшись за руки, подходят к черте):

Ушли кони со двора.

Затем они разбегаются, щелкая языком. «Кучера» стараются поймать «лошадок» и увести их в огороженное место – «двор». Когда всех «лошадок» поймают, дети меняются ролями.

Русская народная игра «Мороз и волк»

Дети (встают вокруг Волка, взявшись за руки, водят хоровод и поют)

Волка с поля прогони.

Волк на последний слог топает перед любым ребенком. Дети останавливаются и поднимают руки, образуя воротца. Ребенок («морозец»), которого Волк выбрал, выходит за круг и стоит на месте, пока Волк под счет детей делает пять шагов в сторону от водящего-«морозца». Затем дети кричат: «Лови!» Волк и водящий бегут, то забегая в круг через воротца, то выбегая из него. Водящий-«морозец» должен догнать Волка и пощипать его легонько.

Русская народная игра «Никанориха гусей пасла»

Дети идут по кругу и поют:

«Никанориха гусей пасла,

Да пустила в огород козла,

А козел-то улыбается»

Затем расходятся врассыпную «топотушками» (руки на «полочке»), когда заканчивается музыка, каждый должен найти себе пару, оставшийся без пары – «козлик». Ему дети говорят: «Раз, два, три, козлик будешь ты!»

Козлик говорит «ме», становится в круг, идет противоходом, игра повторяется с «козликом»

Русская народная игра «Кучер и лошадки»

Участники делятся на тройки, в каждой из них – «кучер» и две «лошадки», на которых надеты вожжи. Ведущий (Иван) по ходу игры подает различные команды. «Лошадки» их выполняют, а «кучер» управляет и внимательно следит за правильностью движений «лошадок». По команде Ивана «лошадки» шагают, бегут галопом по кругу, поворачиваются налево, направо, скачут в обратном направлении и т.д. На слова «Лошадки, в разные стороны!» «кучер» отпускает вожжи, и лошадки» быстро разбегаются. На слова «Найдите своего кучера!» «лошадки» стараются как можно быстрее найти своего «кучера»

Русская народная игра «Ворон»

Дети стоят по кругу. Заранее выбирается «ворон». Он стоит в кругу со всеми детьми.

Ой, ребята, та-ра-ра! Дети идут к центру дробным шагом.

А на дубе воронок. В центре ворона: он кружится, руки в стороны.

С окончанием песни ворон выбегает из круга. Все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в общий круг. С повторением песни осаленный выходит в круг – он ворон. Никому неизвестно, кто будет вороном. Для детей этот момент является занимательным. Ворон не должен выдавать себя.

. Русская народная игра «Молчанка»

Кони, кони, мои кони. Дети ритмично «тянут вожжи», пружиня ногами

пальцами правой, подносят пальцы к губам.

По-турецки говорили : Покачивают головой вправо-влево

«Чаби-челяби, волнообразные движения кистями рук

Прилетели журавли Взмахивают руками, как крыльями

И сказали всем «Замри!» Грозят пальцем.

Шишка не большая, Трут лоб ладонью.

А солдатиком стоять! Замирают и молчат. Водящий их старается

рассмешить мимикой и жестами

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это картотека была создана на неделю народных игр в ДОУ, для второй младшей группы.

/словесно-дидактические, настольно-печатные, игры с предметами/ К-1 Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» Дида.

Организация игровой деятельности детей на прогулке и в спортивном зале. Материал предоставлен в виде карточек, в которых предлагается 36 игр как подвижных, малоподвижных игр, так и хороводных игр.

Старший дошкольный возраст.

Народные игры- это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и сточки зрения педагогики и психологии, как с.

Картотека подвижных игрРусская народная игра «Зайка»На все слова игры имитируйте движения вместе с ребёнком.Зайка серенький сидитИ ушами шевелит.Вот так, вот такОн ушами шевелит.Зайке холо.

Источник

Песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями

Мне приходилось иметь дело с разными детьми, и для очень многих из них доставляют величайшее удовольствие игрушки, напоминающие тех животных, которых они видели в комнате или во дворе; им приятно поиграть и с простой куколкой, одеть, раздеть, уложить ее в постельку и прочее. Укажите им при этом несколько игр – они тотчас переймут их, сперва станут изменять на разные лады, потом придумывать и свои игры. Игрушки должны быть совсем простые, с которыми ребенок мог бы делать, что ему вздумается. Возьмем в пример хотя игру с куклой. Ребенок раздел ее, уложил спать, а вы, как и над ним, запоете над его лежащей на подушке куколкой русскую песенку:

Глаз своих не раскрывай,

Вдоль по улице прошла,

К моей куколке зашла,

Под головку спать легла.

Они стали гурковать,

Мою куколку качать,

Угомонь тебя возьми!

Серьезнее, чем когда вы пели над ним, ребенок начинает вслушиваться в слова и голос, подражать песне. Ему так нравится петь над куколкой, укладывая ее, что нередко он вас попросит спеть ему ту же песенку, когда сам будет ложиться спать… Уже не говоря о том, что для детей великое удовольствие сопровождать какое-нибудь дело песнею, – от этого не только развивается слух, но пение много способствует и развитию языка. Ребенок чутко прислушивается ко всем мотивам, которые напевают взрослые, и тотчас их подхватывает. При этом, конечно, …следует… выбирать детские песни лучше всего свои, народные, или написанные в народном духе правильным русским языком, содержанием которых служит какое-нибудь явление из детской жизни или в которых говорится о каком-нибудь обыденном предмете…

Читайте также:  Фолликулы не созревают лечение народными средствами

Вот пример присказки на тот случай, когда ребенок будет играть со своею собачкой:

Тут мы переменяем в народной песне только некоторые слова… Было бы огромной ошибкой со стороны воспитателя указывать 2–3-летнему ребенку на более тонкие особенности, рассказывать ему хотя что-нибудь из жизни животных и птиц, чего нет у него перед глазами в данную минуту…

– Сядем на крылечко и песню споем, – просит вас ребенок. Вы начинаете, Маша вам подтягивает.

Куплю моей Машеньке

Да барашек маленький

С козонькой удаленькой.

Все к ней побежали

Козонька ме-ке, ке-ке,

Свинушка рю-хи, рю-хи,

Гусынька га-га, га-га,

Курочка по сенюшкам

Это взято из длинной народной песни, но ее пришлось сильно изменить, кроме некоторых строф, где я нашла подражания звукам животных. Звуки эти напоминают ребенку животных, которые у него перед глазами. В начале же этой песни: «Станем мы, мужинушка, домок наживать», выставлены сложные для ребенка отношения, и я их выпустила, заменив более подходящим содержанием. Дети, как известно, очень любят подражать звукам животных; они с восторгом повторяют эту песенку.

«Еще споем… еще про коровку или про кого-нибудь», – не отстает от вас ребенок.

Уж, как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала.

Тру-ту-ту-ту, затрубил наш пастушок,

Собирались все коровки на лужок

Стала тут моя коровушка мычать,

Уж и ласк моих не хочет больше знать!

Просит жалобно на волюшку пустить;

Ей милее в чистом поле бродить,

Есть на солнышке медвяную траву,

Чем стоять-то в душном, в темном во хлеву.

– Да, – скажут мне наши петербургские дачники, – все это рассказывать и распевать можно только в деревне, а не где-нибудь в Лесном или на Черной речке, где ребенок лишь изредка увидит корову или курицу. Правда, петербургская обстановка очень искусственна, и для пользы детей хорошо бы пожить где-нибудь подальше, но делать нечего… И тут найдется свой мир для наблюдений… Отправимся в лес погулять.

Я пройдусь по лесам,

Много птичек есть там,

Гнезда теплые вьют.

Я пройдусь по лугам,

Мотылечки есть там;

– Теперь крикни: ау, ау… Эхо повторяет крик ребенка. – Что же это, мама, кто кричит? – Ты сама. Попробуй, крикни что-нибудь. – Мама! Мама! – опять кричит девочка. – Вот всегда так: ты кричишь, и в лесу раздается, как будто кто-нибудь тебе откликается.

Летом все еще есть кое-что для наблюдений, а наступят дожди, слякоть, придется запереть ребенка в комнате; выпускать на воздух, когда он еще не окреп, положительно невозможно. Какие же тогда вести с ним беседы? Но ведь комната не пустая, и в ней есть многое, о чем можно поболтать. Холодно, мрачно, солнца не видно за тучами, и вы поете с ребенком:

Выгляни в окошечко,

Плачут малы крошки,

Словно птички в клетке.

…Подобные упражнения следует вести с ребенком трех-четырех лет не более 2–3 минут сряду в продолжении дня, притом живо, весело, без всякого принуждения; соединенные с игрою и беготней, прерываемые живыми песенками, поговорками и присказками, эти упражнения дают возможность ребенку привести в порядок и усвоить общие понятия о месте и движении. А хорошо усвоить эти понятия необходимо: без них невозможно делать и правильных наблюдений[48]…

…Теперь укажу на игры, которыми можно было бы занять детей в детском саду…

1. Коршун. Дети составляют кружок, один садится в середину и скребет рукой по полу. – Коршун, коршун, что ты делаешь? – (спрашивают в голос дети). Ямочку копаю. – На что тебе ямочка? – Денежку ищу. – На что тебе денежка? – Иголочку купить. – На что тебе иголочка? – Мешочек сшить. – На что тебе мешочек? – Камешки класть. – На что тебе камешки? – В вас побросать. – За что? – Вы мое гнездо срыли, моих деток словили, моих деток убили. – Коршун вскакивает и бросается ловить детей; кого поймает, тот садится в круг вместо него коршуном.

Другая игра в коршуна исполняется несколько иначе. Играющие становятся в ряд, кладут друг другу руки на плечи и таким образом составляют плотную цепь; это птенчики, которых охраняет наседка, стоящая впереди их. Коршун ходит после и старается утянуть одного цыпленка из длинной цепи. Наседка отбивается от коршуна, распростертыми руками своих цыплят. Пойманный цыпленок становится коршуном, а коршун идет на его место.

2. Горелки. Играющие становятся парами одна за другой; впереди всех стоит тот, кто «горит». Когда он скажет: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо – птички летят!», и при этом ударит три раза в ладоши, то первая пара пускается в бегство, но при этом так, что один по правую, а другой по левую сторону «горящего», который старается поймать одного из них, прежде чем они успеют опять схватить друг друга за руки.

3. Мак. Играющие, взявшись за руки, становятся в кружок, в середине садится хороводник. Играющие ходят кругом и поют или произносят:

Ах, вы, маки-маковочки,

4. Волк. Один из играющих, волк, прячется: овцы расхаживают, но как только увидят волка, разбегаются. Волк старается ловить овец. Пойманный становится волком.

6. Квартиры менять. Все садятся в кружок, а один из играющих стоит посреди. «Квартиры менять!» – кричит он, как только все усядутся. Играющие вскакивают, – каждый должен занять новое место. Кто остался без стула, тот становится в середину. Эту игру можно назвать также «Свои соседи». Тот, кто стоит в середине, подходит то к одному, то к другому из сидящих. «Довольны ли вы своим соседом?» – спрашивает он. – «Недоволен, и вместо него хочу вот того-то». Те, которых пожелали иметь соседями, бегут занять места изгоняемых. Кто останется без места, должен стать на середину.

7. Жмурки. Общеизвестная игра.

8. Кольцо. Кольцо надевают на веревочку и связывают оба ее конца; дети становятся в кружок, кладут руки на веревку и шевелят немного руками, чтобы незаметно было, кому передается кольцо. Тот, кто стоит в кругу, слегка ударяет по руке того, у кого он думает найти кольцо, и у кого его найдут, тот становится в кружок угадывать, а если не угадает, игра продолжается по-прежнему.

9. Мухи и ласточка. Одно дитя представляет ласточку и садится отдельно от других играющих. Остальные дети представляют мух, и все вместе становятся против ласточки. Они, точно крыльями, размахивая руками, потихоньку приближаются к ласточке, приговаривая в один голос:

При последних словах вскакивает «ласточка» и быстро произносит:

При последнем слове ребенок, изображающий ласточку, гонится за мухами. Пойманное дитя становится ласточкой, и игра начинается снова.

10. Птицы летят. Дети садятся в кружок. Ребенок, сидящий в середине, говорит, поднимая руки: «Утки летят, гуси летят!», причем все должны поднимать руки; но если он называет такие предметы, которые не летают, например, «дом летит, столы летят», и кто-нибудь поднимет руки, тогда его место занимает тот, кто ошибся.

11. Какой цветок. Все общество, выслав кого-нибудь из своей среды за дверь, сговаривается, каким цветком назовется каждый. Когда высланному скажут «пора», он входит и наугад называет какой-либо цветок; если кто-нибудь назвался таким цветком, тот должен встать и идти за дверь. После этого дети называются опять другими цветами и, таким образом, игра продолжается.

12. Охота. В эту игру можно только играть где-нибудь на зеленом лужке, от которого недалеко лес или, по крайней мере, кустарники. Дети обозначают место, на котором они будут играть и за пределы которого никто из них не должен забегать. Один из играющих назначается охотником. Он ловит зверей, которые прячутся от него кто в кусты, кто в густую траву. Кого охотник словит и, стреляя из палки, как из ружья, прокричит: «пуф!», тот должен, как убитый, растянуться на месте. Убитого охотник отводит в свое жилище, которое обыкновенно назначается где-нибудь в стороне, в кустах. Убитый уже не играет до конца игры и остается в жилище охотника. Кого, таким образом, поймают последнего, тот делается охотником[49]…

Источник

Песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями

Мне приходилось иметь дело с разными детьми, и для очень многих из них доставляют величайшее удовольствие игрушки, напоминающие тех животных, которых они видели в комнате или во дворе; им приятно поиграть и с простой куколкой, одеть, раздеть, уложить ее в постельку и прочее. Укажите им при этом несколько игр – они тотчас переймут их, сперва станут изменять на разные лады, потом придумывать и свои игры. Игрушки должны быть совсем простые, с которыми ребенок мог бы делать, что ему вздумается. Возьмем в пример хотя игру с куклой. Ребенок раздел ее, уложил спать, а вы, как и над ним, запоете над его лежащей на подушке куколкой русскую песенку:

Читайте также:  Способ удаления папиллом народными средствами

Глаз своих не раскрывай,

Вдоль по улице прошла,

К моей куколке зашла,

Под головку спать легла.

Они стали гурковать,

Мою куколку качать,

Угомонь тебя возьми!

Серьезнее, чем когда вы пели над ним, ребенок начинает вслушиваться в слова и голос, подражать песне. Ему так нравится петь над куколкой, укладывая ее, что нередко он вас попросит спеть ему ту же песенку, когда сам будет ложиться спать… Уже не говоря о том, что для детей великое удовольствие сопровождать какое-нибудь дело песнею, – от этого не только развивается слух, но пение много способствует и развитию языка. Ребенок чутко прислушивается ко всем мотивам, которые напевают взрослые, и тотчас их подхватывает. При этом, конечно, …следует… выбирать детские песни лучше всего свои, народные, или написанные в народном духе правильным русским языком, содержанием которых служит какое-нибудь явление из детской жизни или в которых говорится о каком-нибудь обыденном предмете…

Вот пример присказки на тот случай, когда ребенок будет играть со своею собачкой:

Тут мы переменяем в народной песне только некоторые слова… Было бы огромной ошибкой со стороны воспитателя указывать 2–3-летнему ребенку на более тонкие особенности, рассказывать ему хотя что-нибудь из жизни животных и птиц, чего нет у него перед глазами в данную минуту…

– Сядем на крылечко и песню споем, – просит вас ребенок. Вы начинаете, Маша вам подтягивает.

Куплю моей Машеньке

Да барашек маленький

С козонькой удаленькой.

Все к ней побежали

Козонька ме-ке, ке-ке,

Свинушка рю-хи, рю-хи,

Гусынька га-га, га-га,

Курочка по сенюшкам

Это взято из длинной народной песни, но ее пришлось сильно изменить, кроме некоторых строф, где я нашла подражания звукам животных. Звуки эти напоминают ребенку животных, которые у него перед глазами. В начале же этой песни: «Станем мы, мужинушка, домок наживать», выставлены сложные для ребенка отношения, и я их выпустила, заменив более подходящим содержанием. Дети, как известно, очень любят подражать звукам животных; они с восторгом повторяют эту песенку.

«Еще споем… еще про коровку или про кого-нибудь», – не отстает от вас ребенок.

Уж, как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала.

Тру-ту-ту-ту, затрубил наш пастушок,

Собирались все коровки на лужок

Стала тут моя коровушка мычать,

Уж и ласк моих не хочет больше знать!

Просит жалобно на волюшку пустить;

Ей милее в чистом поле бродить,

Есть на солнышке медвяную траву,

Чем стоять-то в душном, в темном во хлеву.

– Да, – скажут мне наши петербургские дачники, – все это рассказывать и распевать можно только в деревне, а не где-нибудь в Лесном или на Черной речке, где ребенок лишь изредка увидит корову или курицу. Правда, петербургская обстановка очень искусственна, и для пользы детей хорошо бы пожить где-нибудь подальше, но делать нечего… И тут найдется свой мир для наблюдений… Отправимся в лес погулять.

Я пройдусь по лесам,

Много птичек есть там,

Гнезда теплые вьют.

Я пройдусь по лугам,

Мотылечки есть там;

– Теперь крикни: ау, ау… Эхо повторяет крик ребенка. – Что же это, мама, кто кричит? – Ты сама. Попробуй, крикни что-нибудь. – Мама! Мама! – опять кричит девочка. – Вот всегда так: ты кричишь, и в лесу раздается, как будто кто-нибудь тебе откликается.

Летом все еще есть кое-что для наблюдений, а наступят дожди, слякоть, придется запереть ребенка в комнате; выпускать на воздух, когда он еще не окреп, положительно невозможно. Какие же тогда вести с ним беседы? Но ведь комната не пустая, и в ней есть многое, о чем можно поболтать. Холодно, мрачно, солнца не видно за тучами, и вы поете с ребенком:

Выгляни в окошечко,

Плачут малы крошки,

Словно птички в клетке.

…Подобные упражнения следует вести с ребенком трех-четырех лет не более 2–3 минут сряду в продолжении дня, притом живо, весело, без всякого принуждения; соединенные с игрою и беготней, прерываемые живыми песенками, поговорками и присказками, эти упражнения дают возможность ребенку привести в порядок и усвоить общие понятия о месте и движении. А хорошо усвоить эти понятия необходимо: без них невозможно делать и правильных наблюдений[48]…

…Теперь укажу на игры, которыми можно было бы занять детей в детском саду…

1. Коршун. Дети составляют кружок, один садится в середину и скребет рукой по полу. – Коршун, коршун, что ты делаешь? – (спрашивают в голос дети). Ямочку копаю. – На что тебе ямочка? – Денежку ищу. – На что тебе денежка? – Иголочку купить. – На что тебе иголочка? – Мешочек сшить. – На что тебе мешочек? – Камешки класть. – На что тебе камешки? – В вас побросать. – За что? – Вы мое гнездо срыли, моих деток словили, моих деток убили. – Коршун вскакивает и бросается ловить детей; кого поймает, тот садится в круг вместо него коршуном.

Другая игра в коршуна исполняется несколько иначе. Играющие становятся в ряд, кладут друг другу руки на плечи и таким образом составляют плотную цепь; это птенчики, которых охраняет наседка, стоящая впереди их. Коршун ходит после и старается утянуть одного цыпленка из длинной цепи. Наседка отбивается от коршуна, распростертыми руками своих цыплят. Пойманный цыпленок становится коршуном, а коршун идет на его место.

2. Горелки. Играющие становятся парами одна за другой; впереди всех стоит тот, кто «горит». Когда он скажет: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо – птички летят!», и при этом ударит три раза в ладоши, то первая пара пускается в бегство, но при этом так, что один по правую, а другой по левую сторону «горящего», который старается поймать одного из них, прежде чем они успеют опять схватить друг друга за руки.

3. Мак. Играющие, взявшись за руки, становятся в кружок, в середине садится хороводник. Играющие ходят кругом и поют или произносят:

Ах, вы, маки-маковочки,

4. Волк. Один из играющих, волк, прячется: овцы расхаживают, но как только увидят волка, разбегаются. Волк старается ловить овец. Пойманный становится волком.

6. Квартиры менять. Все садятся в кружок, а один из играющих стоит посреди. «Квартиры менять!» – кричит он, как только все усядутся. Играющие вскакивают, – каждый должен занять новое место. Кто остался без стула, тот становится в середину. Эту игру можно назвать также «Свои соседи». Тот, кто стоит в середине, подходит то к одному, то к другому из сидящих. «Довольны ли вы своим соседом?» – спрашивает он. – «Недоволен, и вместо него хочу вот того-то». Те, которых пожелали иметь соседями, бегут занять места изгоняемых. Кто останется без места, должен стать на середину.

7. Жмурки. Общеизвестная игра.

8. Кольцо. Кольцо надевают на веревочку и связывают оба ее конца; дети становятся в кружок, кладут руки на веревку и шевелят немного руками, чтобы незаметно было, кому передается кольцо. Тот, кто стоит в кругу, слегка ударяет по руке того, у кого он думает найти кольцо, и у кого его найдут, тот становится в кружок угадывать, а если не угадает, игра продолжается по-прежнему.

9. Мухи и ласточка. Одно дитя представляет ласточку и садится отдельно от других играющих. Остальные дети представляют мух, и все вместе становятся против ласточки. Они, точно крыльями, размахивая руками, потихоньку приближаются к ласточке, приговаривая в один голос:

При последних словах вскакивает «ласточка» и быстро произносит:

При последнем слове ребенок, изображающий ласточку, гонится за мухами. Пойманное дитя становится ласточкой, и игра начинается снова.

10. Птицы летят. Дети садятся в кружок. Ребенок, сидящий в середине, говорит, поднимая руки: «Утки летят, гуси летят!», причем все должны поднимать руки; но если он называет такие предметы, которые не летают, например, «дом летит, столы летят», и кто-нибудь поднимет руки, тогда его место занимает тот, кто ошибся.

11. Какой цветок. Все общество, выслав кого-нибудь из своей среды за дверь, сговаривается, каким цветком назовется каждый. Когда высланному скажут «пора», он входит и наугад называет какой-либо цветок; если кто-нибудь назвался таким цветком, тот должен встать и идти за дверь. После этого дети называются опять другими цветами и, таким образом, игра продолжается.

Читайте также:  Стихи русских народных песен для детей

12. Охота. В эту игру можно только играть где-нибудь на зеленом лужке, от которого недалеко лес или, по крайней мере, кустарники. Дети обозначают место, на котором они будут играть и за пределы которого никто из них не должен забегать. Один из играющих назначается охотником. Он ловит зверей, которые прячутся от него кто в кусты, кто в густую траву. Кого охотник словит и, стреляя из палки, как из ружья, прокричит: «пуф!», тот должен, как убитый, растянуться на месте. Убитого охотник отводит в свое жилище, которое обыкновенно назначается где-нибудь в стороне, в кустах. Убитый уже не играет до конца игры и остается в жилище охотника. Кого, таким образом, поймают последнего, тот делается охотником[49]…

[1]Воспоминание о семье цит. по: Водовозовой Е.Н. На заре жизни. – М.: Художественная литература, 1987. – Том 1.

[2]Далее в предисловии цит. кн.: Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913.

[3]Ушинский К.Д. Собр. соч. – В 11 тт. – М.*Л., 1952. – Том II.

[5]Многие педагогические труды Е.Н. Водовозовой удостоены высших наград того времени: Санкт-Петербургского Педагогического Общества им. К.Д. Ушинского, золотых медалей Комитета Грамотности и Ученого Комитета Министерства Государственного Имущества и др. – Сост.

[6]В этом отношении интересно сравнить даже инструкции, связанные с обыгрыванием дидактических материалов, например, у Фребеля и Водовозовой. У первого акцент делается на побуждение ребенка к действию с предметом и формулирование в речи взрослого умозаключения. Например: «Кати!», «Прыгай!», «Летай!» и т. д. При этом основной объект внимания взрослого – предмет, который катится, летает и т. д., а не сам ребенок. У Водовозовой речевые инструкции формулируются «от самого ребенка». Например: «Подумай теперь, какая разница между ними! Брось сначала мячик на пол, а потом шарик. Ну что? Этот громко стукнул и покатился по полу, а тот упал чуть слышно и отпрыгнул. А отчего бы это могло быть? Возьми в руки, пощупай» и др. При этом в речи взрослого, которая сопровождает практические действия ребенка, моделируется ход его рассуждений, а не просто результат умозаключения, что очень важно для развития его любознательности и умственных способностей. – Сост.

[7]Печ. по: Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913.

[8]Там же. – Предисловие.

[9]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

[10]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XI. Нравственное воспитание.

[11]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава VIII. Наследственность.

[12]Там же. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

[13]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава X. Нервность.

[14]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

[15]Приводя данный фрагмент, мы снова хотим отметить, что все представленные здесь материалы – авторские тексты, созданные Е.Н.Водовозовой на основе использования фольклора. Они отражают то содержание, которое Елизавета Николаевна считала важным и необходимым для развития ребенка, используя идею Ф.Фребеля о деятельностном подходе к воспитанию и обучению детей. – Сост.

[16]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIV. Воспитание ребенка с первого проявления в нем сознания до 3–4-летнего возраста.

[17]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XVIII. Подвижные игры и ритмическая гимнастика.

[18]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава VII. Современное воспитание.

[19]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Предисловие.

[20]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XI. Нравственное воспитание.

[21]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава VIII. Наследственность.

[22]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

[23]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XI. Нравственное воспитание.

[24]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

[25]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XII. Воспитание ума.

[26]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава X. Нервность.

[27]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

[28]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

[29]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XII. Воспитание ума.

[30]Там же. – Глава IX. Могущественное значение привычек.

[31]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава VI. Шестидесятые годы.

[32]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава III. Идеалы воспитания на Западе со времен Реформации.

[33]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава III. Идеалы воспитания на Западе со времен Реформации.

[34]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Предисловие.

[35]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIII. Система Фребеля.

[36]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIX. Метод воспитания и обучения Монтессори.

[37]Водовозова Е.Н. Как люди на белом свете живут. Англичане. – С 10*ю картинками. – Одобрено Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения. – СПб, 1897.

[38]Водовозова Е.Н. Как люди на белом свете живут. Итальянцы. С 10-ю картинками. – Издание 4*е. – Одобрено Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения. – СПб, 1912.

[39]Праздник в честь патронов, т. е. покровителей, защитников.

[40]Водовозова Е.Н. Как люди на белом свете живут. Французы. – С 10-ю картинками. – Издание 2*е. Одобрено Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения. – СПб, 1899.

[41]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XX. Обзор развивающих занятий и работ.

[42]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XII. Воспитание ума.

[43]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIV. Воспитание ребенка с первого проявления в нем сознания до 3–4-летнего возраста.

[44]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XV. Воспитание ребенка с 4 до 6 лет.

[45]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XVI. Беседы, сказки, рассказы и загадки для детей от 5 до 8-летнего возраста.

[46]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XVII. Воспитание ребенка с 6 до 8, 9 лет.

[47]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XХI. Обзор наиболее полезных детских игрушек.

[48]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIV. Воспитание ребенка с первого проявления в нем сознания до 3–4*летнего возраста.

[49]Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – СПб., 1913. – Глава XIII. Система Фребеля.

Источник

Мои рекомендации