Огиик 3 курс народный танец

Рабочая образовательная программа по предмету Народно-сценический танец
рабочая программа на тему

Рабочая образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету Народно-сценический танец

Хореографического объединения «Ваховской детской школы искусств»

Возраст учащихся: 10(11)-14(15) лет

Срок реализации: 4 года обучения

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВАХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Директор МАОДО «Ваховкая ДШИ»

Приказ от ___ сентября 2015г. №___

Принята педагогическим советом, протокол заседания

Рабочая образовательная программа

по предмету Народно-сценический танец

«Ваховской детской школы искусств»

Возраст учащихся : 10(11)-14(15) лет

Срок реализации : 4 года обучения

Никитина Инна Олеговна,

Преподаватель по классу хореографии

Народный танец — основа хореографического искусства. Он тесно связан с историей каждого отдельно взятого народа. Это яркое, красочное творение, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением, многовековой многообразной жизни народа, воплотившее в себе творческую фантазию. Как велико значение танца, в котором отражаются традиции, связанные с жизнью, мыслями и чувствами народа. Танец какого-либо народа отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения, выразительным положением и переплетением рук в сочетании с четким ритмом. И чтобы сохранить сегодня культурное наследие и передать традиции молодому поколению необходимо делать акцент на изучение народной хореографии.

Методика описания основ характерного танца имеет своё отражение в работах таких педагогов как: А.Стуколкина, Т.Ткаченко, А.Лопухов, А.Ширяев и др,но на сегодняшний день не достаточно представлено материала, в которых комплексно отражено развитие эмоциональной выразительности.

Из практических пособий известных педагогов-хореографов, а также из источников по истории культуры народов Мира и России собран и структурирован отдельный материал помогающий развитию у учащихся манеры исполнения и характера народного танца.

Особое место в кругу выразительных средств танца занимают руки. Работая над пластикой рук, мы оказываем положительное влияние на совершенствование тела, координацию движений и, несомненно, на чувство ритма и музыкальность. Конечно же, не будет в танце жизни без работы головы, корпуса и плеч, которые являются основой для свободного владения жестом. В форме и движениях рук, как ни в одном другом движении ярко проявляется сущность народного характера. Своеобразные движения корпуса, головы, рук придают танцу и его исполнителям определенную манеру. Манера же, в свою очередь, помогает наиболее полно раскрыть внутренний мир народного танца, придает неповторимость его выразительным средствам и характерным национальным чертам. Сочетание движений рук и ног помогает овладению координацией, где ноги создают ритм танцу, а руки ведут его мелодию. Движения рук рождают жест. Жесты, мимика, позы, движения ног, рук, головы, корпуса и все это подчеркнутое взглядом составляет танцевальную лексику, которая является наиболее важным выразительным средством в хореографическом искусстве. С помощью танцевальной лексики исполнитель может выразить большое многообразие человеческих чувств и эмоций: грусть, печаль, радость, восторг, удивление и т. д. В народном танце лексика предстает с ярко выраженным национальным колоритом. Лексика создает образ народа, именно он является основным средством самовыражения на уроке народно — сценического танца. С помощью образов танец в специфической художественной форме, всеми средствами народной хореографии выражает и раскрывает духовную жизнь народа. Существует огромное множество народных танцев с разнообразной богатейшей лексикой, с помощью которой можно выразить любые человеческие эмоции. Поэтому уроки народно — сценического танца помогают учащимся как можно лучше понять характер исполняемого движения.

Читайте также:  Эндоцервицит шейки матки лечение народными средствами

I.Основные характеристики программы:

1.1. Образовательная программа «Народно-сценический танец»

Курс «народно — сценический танец» по образовательной программе художественно эстетической направленности «Хореографическое искусство» (нормативный срок обучения 7 лет) изучается в школе 4 года и является одним из основных элементов содержания обучения хореографическому искусству. Как наиболее эффективный способ подготовки участников к исполнению различных народных танцев, предмет обеспечивает высокий уровень исполнительской культуры, является действенным средством ознакомления учащихся с хореографической культурой народов России и народов мира

Занятия народно — сценическим танцем имеют большое значение для развития артистичности исполнителей. Опыт работы показал, что именно исполнение упражнений на материале народной хореографии в учебном процессе является основой, помогающей воспитанию мышц, координации, культуры и манеры исполнения, так же это помогает эмоционально украсить, оживить ту или иную комбинацию. И здесь, важно научить ребёнка понимать язык танца, пользоваться им для самовыражения.

1.3.Отличительные особенности программы

Данная программа разработана специально для хореографического объединения детской школы искусств. Программа способствует всестороннему развитию детей.

1.4. Педагогическая целесообразность

Уроки строятся по принципу: подбор упражнений, чередование нагрузки и отдыха, составление комбинаций и этюдов, помогающих раскрыть эмоциональное содержание образа.

На занятиях используются методы:

— метод контактного (индивидуального) обучения;

— игровой метод в (младшем школьном возрасте и использование эмоционально содержательного образа в старших классах);

— метод самоконтроля (выполняется с помощью зеркал).

В основе уроков заложены здоровьесберегающие, личностно-ориентированные технологии, с дифференцированным подходом.

Основной целью курса обучения является освоение основных принципов исполнения народного танца через четко выработанную систему движений, наполненных характерными особенностями различных народов.

— приобщает к достижениям культуры разных народов;

— развивает виртуозность исполнения;

— способствует эмоциональному раскрепощению танцевальной практики.

— формирование чувства прекрасного;

Читайте также:  Повышение эстрогенов у женщин народными средствами

— формирование чувства красоты движения, мелодии.

— чувствовать национальный колорит и характер исполнения;

1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа

Программа рассчитана на учащихся в возрасте 10(11)-14(15) лет, 4-7кл ДШИ, имеющих способности к хореографии, обладающих в первую очередь качествами, необходимыми для обучению танцу:

— внешними и физическими данными: пропорциональность сложения, стройность, гибкость, прыгучесть, выворотность, устойчивость, танцевальный шаг.

— психологические данные: внимание, память, сила воли, активность, ловкость.

— музыкально-актёрские: музыкальность, эмоциональность, чувство ритма, музыкальный слух, творческое воображение.

Формой обучения является урок. Содержанием урока является теоретический и практический материал. Обучение проходит в виде урока народно-сценического танца: разминка по кругу, экзерсис у станка, танцевальные комбинации на середине зала, дроби, присядки, вращения по диагонали и на середине зала, беседы.

Номера, построенные на основе народно-сценического танца и входящие в программу концертных выступлений, не должны превышать возможностей учащихся и программы соответствующих классов. Занятия проводятся групповые, возможно деление на группы (солисты, дуэты, массовка), в зависимости от учебного процесса.

II. Объем программы:

2.1. Объем программы Общее количество часов по данной программе 2 часа в неделю, 33 учебных недель итого 66 часов в год.

2.3.Режим занятий : 2 раза в неделю по 40 минут (дополнительно проводятся занятия в ансамбле).

III. Планируемые результаты:

3.1. Планируемые результаты

Учащийся-выпускник по предмету «Народно-сценический танец» должен демонстрировать следующие качества:

— владеть основами народно-сценического танца;

— знать методику исполнения движений народно-сценического танца, уметь грамотно их исполнять;

— определять на слух образцы народной музыки, ориентироваться в музыкальном сопровождении уроков народно-сценического танца;

— иметь навыки самостоятельной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты в конце первого года обучения.

Учащиеся должны знать:

— передавать в движении характерные особенности русского народного танца, белорусского народного танца, танцев прибалтийских стран

Читайте также:  Прически для народных танцев для девочек

исполнять движения и танцевальные комбинации в характере русского народного танца, белорусского народного танца, прибалтийского танца «Козлик».

Ожидаемые результаты в конце второго года обучения.

Учащиеся должны знать:

— быстрым запоминанием танцевальных комбинаций,

исполнять движения русских народных танцев.

Ожидаемые результаты в конце третьего года обучения.

Учащиеся должны знать:

В конце 1 и 3 четверти – контрольный урок, в конце 2 и 4 четверти – открытый урок

Ожидаемые результаты в конце четвёртого года обучения. :

Учащиеся должны знать:

работать в ансамбле.

По окончании курса обучения по предмету «Народно-сценический танец» учащиеся сдают выпускной экзамен по всему курсу предмета (теория и практика). В течение 7 класса (4 год обучения) готовят самостоятельно или при помощи педагога танцевальные комбинации и этюды по данному предмету и сдается экзамен по исполнительскому мастерству и композиции танца. Оценка данного экзамена вносится в свидетельство об окончании ДШИ.

Результатом обучения по программе «Народно-сценический танец» является ансамблевая работа. Коллектив участвует в концертной деятельности и побеждает в конкурсах и фестивалях различного уровня.

IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы художественно-эстетической направленности дополнительного образования Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373) данная рабочая программа по народно-сценическому танцу направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов в области хореографического искусства.

V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

5.1.Учебно-тематический план программы народно-сценический танец:

Источник

Мои рекомендации