Описание адыгейского народного костюма

Особенности кабардинского национального костюма

На мой взгляд, костюм кабардинок является одним из самых красивых костюмов народов Северного Кавказа: он максимально удачно подчеркивает красоту женской фигуры и осиную талию, а также богато украшен орнаментом и в целом выглядит очень благородно и величественно.

Сам костюм представлен несколькими основными элементами: собственно платьем, под которое надевается кафтанчик, под который надевается рубашка (такая вот многослойная капуста, а по внешнему виду и не скажешь), а также поясом с металлическими вставками, головным убором и обувью. Обо всем по порядку!

Платье напоминает черкеску, т.е. распашное, длиннополое, без воротника и открытое на груди, застегивающееся только на поясе. Главный акцент — рукава-лопасти, резко расширяющиеся у локтя и длиной доходящие до колена. Под верхними рукавами, как правило, есть и нижние из более тонкой нежной ткани (шифона) спокойных пастельных оттенков. Основные цвета платья — красный, бордовый, фиолетовый, синий. Тканью, из которой шьют верхнее платье, как правило, является бархат.

Под платье раньше надевали полноценный кафтанчик с воротником-стойкой, который плотно стягивал фигуру. Для украшения на груди нашивалось несколько пар золоченых или серебристых застежек. Сегодня этот кафтанчик «редуцировался» до нагрудника, сохранившего атрибуты предшественника — застежки и воротник.

Пояс имеет важное значение и дополнительно стягивает талию.

Головной убор не имеет единообразной формы, но неизменно представляет собой высокую шапочку того же цвета, что и платье. Его форма может быть конусообразной, цилиндрической или округленной. На самой верхушке обычно имеется украшение в виде шишечки из серебра или серебрянных ниток. Иногда шишечка заменена другим украшением — полумесяцем, птичкой.

На ноги кабардинки надевают шерстяные носки или чулки, а поверх них расшитые, нарядные сафьяновые чувяки.

Интересной особенностью менталитета кабардинок, на мой взгляд, является представление об эталонности плоской груди. Стремление достичь этого эталона доходило до того, что девочки с 10-12 лет начинали носить специальный сафьяновый корсет с деревянными планками, утягивающий грудь.

Примечательно, что в современном мире возрождается мода на национальный кабардинский костюм в контексте свадебных нарядов:

Источник

Черкешенка — моя кукла, особенности черкесского костюма

ОСОБЕННОСТИ ЧЕРКЕССКОГО КОСТЮМА

Женская одежда адыгов была весьма разнообразна и богато украшена. Одежда у черкесов (адыгов), как и у большинства народов Кавказа, различалась в сословных вариациях. В костюм женщины входили: платье, кафтан, рубаха, штаны, многообразие головных уборов и обуви.
По своей комплекции и конструкции черкесский женский костюм, сложившийся в XIX веке, весьма интересен. Имея много общего с костюмами соседних народов влияние которых в нем наблюдается черкесская «мода» так же вносила своё в одежду соседних народов. Общность орнамента, кроя и манеры носить одежду у адыгов позволяет говорить как об одном костюме.

Орнамент в шитье мог быть скромным и неброским, но мог быть грузным и массивным. Мотивы в нем были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин, ногайцев, балкарцев, ингушей. Но способы украшения и расположения орнамета на одежде почти у всех народов схож

Неотъемлемой частью костюма адыгской женщины вне зависимости от сословной и возрастной принадлежности были штаны. Шили штаны с широким и узким шагом, подвязывались шнурком, продетым по поясу, к низу штаны сужались. Шили их, как правило, из тонких тканей (ситец, бязь) светлых цветов.

Ношение корсета черкесской девушкой было связано с представлениями о красоте: стройность, плоская грудь и тонкая талия.

Кафтан — обязательный элемент одежды девушки и женщины, который сущетвовал до конца XIX века, часто выполнял роль верхней одежды, особенно в Западной Черкесии.

По крою кафтан соответствовал мужскому бешмету, туго обтягивая фигуру застёгивался на длинные серебряные застёжки, расположенные на груди. Часть кафтана, на которой располагались застёжки, имела вставку из более плотного материала (чаще это был бархат красного или бордового цвета), ворот имел высокий, стоячий; рукав кафтана был узкий и длинный доходящий до кистей рук, застёгивался на пуговицу, но иногда был и свободным, выпуская из под себя наружу длинный рукав рубахи, скрывавший кисти рук. Как и платье все швы и края кафтана обшивались галуном. Кафтан обильно украшался вышивкой, иногда золотое шитьё заменяло на груди серебряные застёжки, в этом случае орнамент в вышивке был геометрический или близкий к нему по мотивам.

Нашитые спереди на груди кафтана продольные застёжки, плотно посаженные друг ко другу, спускались от ворота к поясу, и их количество, как правило, составляло 16 пар. Застёгивались они на своеобразную литую серебряную петлю, застегнуть их возможно было только при натягивании, что говорит о плотном прилегании кафтана к фигуре.

Читайте также:  Посольство донецкой народной республики в москве адрес

Адыгский (черкесский) женский пояс не был обязательной частью костюма женщины (во многих случаях он отсутствовал), но имелся он в гардеробе как правило только у женщин и девушек из состоятельных семей.

Платье молодой девушки

По цвету и крою шились и допускались в меру яркие тона — шёлк или бархат красных оттенков, парча, белые тона, но, никогда не использовались пёстрые и очень яркие ткани, пестрота в одежде считалась признаком дурного вкуса. Праздничное платье чаще было распашным с открытой грудью, по длине доходившим до пят.

Длина рукава платья в большинстве обоих случаев доходила до локтя, край рукава украшался вышивкой или широким галуном, но так же шили платья с узкими длинными или широкими рукавами, доходившими до кистей рук. В таких случаях платье чаще носилось без нарукавных подвесок.
Край ворота украшался вышивкой или серебряными нашивками, их количество зависило от формы — плоские, в виде фигурных бляшек (в большинстве по три с каждой стороны) или подвески миндальной формы (от 4 до 9 с каждой стороны). Так же спереди платья, у плеч были особые украшения в виде брошей — распространёнными они были у западных адыгов.
Края платья по подолу украшались золотым шитьём, орнамент преобладал растительный в виде бардюров, отдельных растительных мотивов, реже преобладали зооморфные мотивы, солярные и геометрические знаки.
Все швы и края платья закрывались галуном из золотых нитей которые ткались в ручную.
Платье так же играло роль тёплой одежды, но в отличие от одежды взрослой женщины платье девушки никогда не украшалось и не подбивалось мехом, платье могло быть простёганным на вате или шерсти. Праздничное платье всегда шилось в талию, его крой соответствовал крою черкески и подчёркивал стан девушки.

Шапки По названиям шапки можно разделить на два типа: — высокие с конусообразной или округлой верхушкой, которая полностью или большей частью была покрыта золотым шитьём «вприкреп», а по околышу обтянутые чередующимися золотом и серебром галунами; второй тип — не высокие, цилиндрической формы или в виде усечённого конуса шапки из шёлка или бархата, украшенные золотым шитьём способом «гладь». До конца XIX века у абазин и черкесов женские шапки имели право носить только девушки из княжеских семей и из семей первостепенных дворян. У восточных абазин и кабардинцев шапки первого типа были довольно высоки (высота околыша доходила до 6-8 см а выдающаяся часть верхушки шапочки от 3 до 5 см). Верх шапки венчал серебряный или плетённый из золотой тесьмы шар небольшого размера, по верхнему краю околыша пришивались серебряные или плетённые из тесьмы нашивки в виде маленьких шариков, у височной части в редких случаях были подвески так же из серебра или в виде басонных изделий. Поверх таких шапок как правило накидывалась лекгая вязанная шёлковая шаль или газовый шарф.
Второй тип шапок отличается от первого размерными вариациями, формой верха и способом вышивки. Высота околыша этих шапок была весьма разнообразной от 3 до 6 см, верх шапки всегда был плоским в центре, как и в предыдущем типе имелась венчающая фигурка из серебра в виде маленькой птицы, полумесяца или шара. Околыш и верх украшался тесьмой и вышивкой, орнамент чаще был растительного характера в виде побега, на верхушке — в виде розетки. От центральной части верхушки спускалась сложно плетённая тесьма, которую завершала довольно длинная кисть (10-20см), спадавшая на плечо.

Источник

Описание адыгейского народного костюма

« Март 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Наверное, нет ни одной нации в мире, которая не пыталась модернизовать свою одежду, не дополняла бы и не сумела бы сохранить ее для своих потомков. Это дело долга, чести. Так и черкесы, меняя что-то старое и добавляя некие эксклюзивные элементы, пронесли через века свою национальную одежду, которую переняли многие народа Кавказа, в частности казаки.

Стоит отметить, что черкесы никогда не были таким народом, который менял свое место жительства по нескольку раз, чем не могли похвастаться их соседи, которые кочевали с места на место, долго не находя пристанища.

Северный Кавказ считался колыбелью многих народов и национальностей. Не обходилось без войн и междоусобиц. Итогом этих войн, а также тесного соседства стало то, что обычаи и традиции видоизменялись. Если один народ видел что-то хорошее у другого, как правило, перенимал это. Так и сложилась кавказская культура.

Читайте также:  Русский народный костюм в начале 20 века

Исходя из того, что земля на территории Северного Кавказа сухая, а климат оптимальный, мировое сообщество смогло увидеть вещи, найденные во время раскопок: женские шапочки, платки, нижнее белье, украшенные серебром передники, шаровары и обувь.

Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками».

Под черкеску поверх нательной рубашки надевали бешмет – кафтан с высоким стоячим воротником, застежкой спереди посередине до пояса, длинными и узкими рукавами. Богатые шили бешмет из бумажной, шелковой или тонкой шерстяной материи, часто ярких цветов; крестьяне – из домотканого сукна, а позднее из бумажной ткани. Штаны шили из домашнего или покупного сукна, и они имели очень простой покрой – две штанины соединялись большим ромбовидным клином и собирались у пояса специальным шнурком. На ноги надевали кожаные или войлочные ноговицы и кожаную мягкую обувь со швом посередине подошвы – чувяки. Князья часто носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и вышитую золотом. Тонкая обувь из сафьяна служила признаком знатного происхождения. Упомянем еще кожаный узкий пояс с серебряными бляшками и подвешенными к нему сальницей, ружейной отверткой и кресалом.

Женщина надевала на тело прямую длинную рубаху из бумажной или шелковой ткани, чаще всего красного или оранжевого цвета. Она была видна в разрезе платья. Под рубахой носили шаровары, собранные внизу. С периода созревания на девушку надевался короткий кафтанчик, сходный по покрою с бешметом. На груди он застегивался несколькими (до 20) парами массивных серебряных застежек. Цвет кафтанчика – темно-красный, черный, реже – синий. Кафтанчик обшивали галуном, а рукава и в особенности полы его украшали золотым шитьем. Поверх кафтанчика надевали длинное платье, по покрою сходное с черкеской. Платье имело спереди разрез, через который были видны серебряные застежки кафтанчика и его полы, часто украшенные вышивкой.

Нарядное платье шили из бархата или шелка темных цветов и украшали галунами и золотым шитьем. Рукава платья в конце XVIII – начале XIX века делались длинными, разрезными, позднее стали шить платье с цельными рукавами до локтя, из-под которых были видны рукава кафтанчика и рубашки. Пояс с серебряной пряжкой дополнял нарядный костюм княжны или дворянки.

Молодые женщины, согласно местному обычаю, теплой одежды носить не могли. Они защищались от холода только шерстяной шалью.

Головной убор имел разнообразные формы, которые связывались с различными периодами жизни женщины. Девочка ходила в платке или даже с открытой головой, но когда она созревала для замужества, то надевала так называемую золотую шапочку, которую носила и после замужества до рождения первого ребенка. Шапочка имела высокий твердый околыш, украшенный золотым или серебряным галуном или вышивкой, закругленную, конусообразную или плоскую верхушку из сукна или бархата, украшенную галунами, а иногда и серебряной шишечкой на верхушке. Стоит отметить, что у черкесов больше в почете было серебро, нежели золото.

Поверх шапочки накидывался тонкий шелковый платок, конец которого заматывался вокруг шеи. Женский головной убор, надевавшийся после рождения первого ребенка, состоял из небольшого платка темного цвета. Волосы были совершенно скрыты. Платье и шаль дарил молодой женщине ее отец, к рождению ребенка. Перемена головного убора отмечала периоды отрочества, половой зрелости и перехода в разряд женщин-матерей.

На ногах носили сафьяновую или кожаную обувь, сходную с мужской – чувяки. Свадебная и вообще парадная обувь часто была красного цвета. Одним из показателей сословного различия служил цвет одежды. Платья красного цвета разрешалось носить только женщине дворянского происхождения. Обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, была принадлежностью только женщины высшего сословия.

Остается загадкой по сей день, и никто не может ответить на этот вопрос – каким образом и при каких обстоятельствах казаки стали носить национальную одежду черкесов? Казаки переняли национальный костюм в 1828 году. В ходе боевых сражений генерал-лейтенанта Эммануэля начала раздражать разношерстная одежда казаков, и он ввел единую для всех форму – черкеску. 16 января 1831 года указом царя Александра II национальная одежда черкесов была упразднена для всей русской армии.

Если говорить о том, какое положение сегодня имеет национальная одежда черкесов, то нельзя говорить об этом без боли: черкесы ее уже практически не носят. Перенявшие эту одежду казаки носят ее намного чаще, чем адыги. Трудно будет найти семью, которая может похвастаться этой семейной реликвией. Трудно признать этот факт, но национальный костюм абсолютно забыт народом.

Читайте также:  Украинская народная песня ой лопнул обруч на фортепиано

Потрясшая весь мир «фаша» теперь стала достоянием музеев и национальных ансамблей.

Как бы тяжело ни было жить в нашем мире, но черкесы потихоньку возвращаются к своим истокам, заново познавая культуру, традиции, обычаи своего великого народа. Пройдет время, и наши дети вновь наденут свою национальную одежду с гордостью, не забывая о своих предках, которые костьми легли, но дали будущее своим потомкам.

Источник

Национальный адыгский (черкесский) костюм. Реконструкция Мадины Хацуковой

1-3. Снимки сделаны три недели назад, в Национальном музее КБР в Нальчике:

Общая панорама (можно раскрывать на полный экран и приближать):

4. Знатный натухаец из Анапы (реконструкция по рисунку Г.Гагарина, 1847)

5. Черкесска детская:

6. Детский костюм западных адыгов (по гравюре из книги Эд.Спенсера «Путешествия на западный Кавказ», 1838)

7. Девичий костюм западных адыгов

8-9. Кабардинец (по рисунку Г.Гагарина, 1847)

В центре кадра историк Заурбек Кожев:

10. Кабардинский праздничный костюм девушки из знатной семьи

12. Костюм знатного черкеса (из альбома П.С.Палласа, 1741-1811)

13-16. Костюм знатной черкешенки (из альбома П.С.Палласа, 1741-1811)

На фото руководитель ансамбля танца «Хатти» Казбек Балкаров и солистка Юлия Гукежева:

18. Кабардинский праздничный костюм девушки из знатной семьи в нетрадиционном исполнении

19. Женский адыгский костюм

20-21. Девичий костюм западных адыгов (из книги Дж.Белла «Дневник пребывания в Черкесии», 1837)

22. Девичий костюм западных адыгов (по рисунку Е.Корнеева «Черкешенки», 1809)

23. Женский костюм западных адыгов (по рисунку Е.Корнеева «Черкешенки», 1809)

24-25. Женский адыгский костюм

26-27. Женский адыгский костюм

28. Женский адыгский костюм

29-30. Мужской адыгский костюм

31-32. Концертный костюм

Фотография Мадины Хацуковой c её официального сайта: http://www.cherkes-kostum.ru

Источник

Национальный адыгейский костюм

Описание презентации по отдельным слайдам:

Открытый урок
Тема: Национальный адыгейский костюм.

Цель урока:
-ознакомить учащихся с традициями адыгейского народного костюма;
— воспитывать уважение к культурным традициям адыгейского народа;
-воспитание художественного вкуса и интереса к народному творчеству;
— познакомить с художником модельером Юрием Сташ и его творчеством;

План урока:
1.Адыгейский орнамент;
Одним из замечательных видов народного искусства является орнаментальная культура, отображающая в своеобразных формах окружающую действительность, быт и мироощущение человека и воплощающая в себе его эстетические идеалы.

О давности орнаментального искусства говорят фрагменты гончарной посуды из раскопок.

Орнамент: Звериный стиль
Большое распространение начинает получать изображение не всего животного, а лишь его части – головы, рогов со значительной стилизацией.

Орнамент: Крестообразная основа
Характерно чертой адыгских узоров является крестообразная основа с круглой или четырехугольной формой в центре. От него симметрично расходятся завитки в виде головы.

Орнамент: растительный
С развитием художественных и композиционных приемов основные мотивы стали обрастать элементами растительного характера.

Памятники Золотого шитья
Орнаментальные формы и узоры, отражающие языческие верования адыгов, продолжали бытовать и развиваться. О чем свидетельствует множество памятников золотого шитья адыгов 18-19 веков, основные узоры которых сформировались до н.э. как и многие образцы орнаментального искусства народа.

Предметы быта
Высокой ступени развития декоративное искусство адыгов достигло уже ко второй половине 17 века.

Модельер Юрий Сташ

Адыгейский мужской костюм

Сокровища курганов
Когда руки подняты, то мы видим сокровища курганов Адыгеи.
Такой головной убор носили 4000 лет тому назад.

Птица «Утренняя заря»
Символизирует
собой красоту
для человека,
добрые
Начинания.

Национальный
костюм
Женский костюм
богато украшен
адыгейским
национальным
орнаментом.

Зеленый
мир
Когда девушка поднимает руки, она превращается в зеленое дерево. поворачиваясь черной спиной- предупреждает о том, что надо беречь природу.

Закройщик из Габукая
Юрий Сташ – первый национальный кутюрье Адыгеи. Он возрождает огромный пласт традиционного художественного ремесла черкесов – золотое шитье, аппликацию и плетение.
Художник синтезирует в своем творчестве традиционное и новаторское искусство, мифы и реальность.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector