Описание башкирского народного танца

Мастер-класс «Особенности башкирского танца»

Зайнулина Залифа Шамиловна
Мастер-класс «Особенности башкирского танца»

Мастер-класс на тему: «Особенности башкирского танца»

Цель: Создание целостного понятия башкирской народной хореографии, раскрытие ее особенностей.

Образовательная: формирование знаний о танцевальной культуре башкирского народа.

Развивающая: развитие интереса к танцевальной культуре башкирского народа

Воспитательная: формирование художественного и эстетического вкуса

Методы и приемы: объяснение, демонстрация, показ, практическая работа.

Танцевальный зал с зеркалами и станком, музыкальное сопровождение (фортепиано, компьютер, музыкальный центр).

1. Башкирское хореографическое искусство.

У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. Хореографическое искусство у башкир было обусловлено характером труда и быта народа. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающей природы, прекрасное знание повадок зверей, птиц, животных. Башкирский танец изначально театрален, поскольку органично переплетен со словом, главным образом – песней, ее жизненными сюжетами и натуральными характерами и держит «в уме» старинные притчи, заговорные присловья, эпические речения.

В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной художественной культуры и особенно искусства танца, поскольку ни один вид искусства так не нуждается в зрителе, как танец. Рашида Туйсина выразила смысл народного танца так: «Танец – та же речь. Слово народа, сказанное о себе»

2. Особенности башкирского танца.

Каждое движение в башкирском танце выражало определенный вид (элемент, выполняемый в быту,в жизни работы: подражание бегу, скачкам, охоте – в мужских танцах; прядение, приготовление пищи – в женских танцах. В танцах находят художественное воплощение характер башкирского народа, его темперамент, эстетические идеалы, отношение к добру и злу.

Неповторимую красочность и своеобразие башкирский народный танец приобрел благодаря гармоничному и одновременно контрастному сочетанию танцевальных движений. Особенной выразительностью, техникой исполнения в башкирских танцах отличаются движения ног. Это могут быть и простые шаги, маршевый широкий шаг, шаги на полуплие, шаги в сторону с ударом ступней друг о друга, удары пятки одной ноги о пятку другой.

Многократная повторность «дробей» основана, по всей вероятности, на ритмических ассоциациях древних башкир. Ритмы верховой езды, конные состязания, военные походы, охоты на лошадях, все это не могло не повлиять на рождение танцевальных ритмов типа «тыпырлау», «ат сабыу». Основным средством раскрытия образа башкирского народного танца, его характера и национального своеобразия являются движения рук, исполняющиеся, как правило, в гораздо более медленном темпе, чем движения ног. Ритм танца при этом, часто поддерживается щелчками пальцев рук, хлопками в ладоши, звуками ударных инструментов, подбадривающими и звукоподражательными возгласами.

Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами. В этих танцах образно передаются военные и охотничьи навыки, джигитовка и, в целом, быт скотоводов-кочевников. Мужской танец отличается динамичностью, силой и четкостью исполнения движений, свойственных джигиту. Главными в таких танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коня. Эти движения сопровождаются различными дробями.

Башкирский женский танец – стремительный и плавный одновременно. Его отличает богатство рисунка рук, предельная четкость движений. Женственность и скромное лукавство – в каждом жесте и даже вскользь брошенном взгляде. Движения рук мягки и пластичны.

Основные движения башкирского женского танца:

4. Ход назад с ударом пятками об пол

7. Боковое переступание

8. Переменный шаг с трилистником

9. Припадание вперед

11. Вибрация кистями

12. Шаг с двойным ударом ступни

13. Припадание назад.

Основные движения башкирского мужского танца:

2. Дробь с притопом

4. Ход с поворотом пятки

6. Ход с переступанием

7. Ход со скольжением вперед

9. Подскок и «веревочка»

10. Ход с надбивкой и покачиванием рук

11. Подскок с переступанием

12. Боковой ход с поворотом пяток

15. Переступание по пятой позиции

16. Переступание по шестой позиции

17. Ход трилистником

18. Прыжки по пятой позиции

Составление танцевальных композиций из этих движений (разученных)

Башкиры очень бережно и с большим уважением относятся к своему творческому наследию. Народное творчество в современном Башкортостане не только не утратило своего значения, но и широко развивается, является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения благодаря стремлению самого народа не утереть своих национальных традиций. Поэтому мы считаем, что для детей очень важно иметь представление о башкирской народной хореографии как о целостном, органичном и богатом наследии, сформировавшемся в глубине времен и эпох. Как об одном из самых выразительных и изобразительных видах башкирского народного творчества, несущего в себе связь многих поколений башкирского народа – настоящем сокровище национальной культуры.

Мастер-класс: атрибут для новогоднего танца «Музыкальные сосульки» Представляю вашему вниманию свою идею изготовления «сосулек» для танца девочек на новогоднем празднике. Нам понадобятся колокольчики, полоска.

Мастер-класс «Изготовление новогодних конфеток для танца» Добрый день! К Новому году всегда требуется много атрибутов. Малыши любят танцевать с шишками, снежками, погремушками, новогодними гирляндами.

Читайте также:  Очистка светлой кожи народными средствами

Мастер-класс: атрибут «Морковь» для танца «Зайцы с морковкой» Очень часто приходится изготавливать атрибуты своими руками для праздников, утренников и других мероприятий которые проводятся в детском.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов для танца «Пасхальные яйца» Мастер класс «Пасхальные яйца» (атрибуты для танца) Перед каждым праздником мы стараемся сделать различные атрибуты для танцев: цветы,.

Мастер-класс по изготовлению атрибута для танца «Ароматный кофе» Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня я хотела бы рассказать вам, как сделать атрибут «Чашечка на блюдечке».

Мастер-класс по изготовлению ленточек на палочке для танца Мастер-класс по изготовлению ленточек на палочке для танца Существует много различных способов по изготовлению ленточек на палочках для.

Мастер-класс «Ромашка на детскую ладошку» как атрибут для танца Сегодня хочу рассказать, как сделать ромашки для детской ладошки. К празднику 8марта мы с девочками средней группы, подготовили танец с.

Мастер-класс «Атрибуты для танца «Эскимо» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вам очередной мастер класс. В канун празднования 8 Марта, наш музыкальный работник поставил.

Мастер-класс. Платковые куклы для танца «Цыганочка» Бродя по просторам интернета, в поисках интересных и зажигательных танцев к предстоящему выпускному балу в детском саду, я увидела танец,.

Источник

Башкирский танец

Происхождение

У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. В нем нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью, древними верованиями.

В башкирской хореографии существовала регламентация по полу и возрасту. Это, очевидно, было связано с тем, что у башкир существовали исключительно женские праздники, обряды, в которых мужчины не участвовали.

Хореографическое искусство башкир было обусловлено характером труда и быта народа. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающей природы, прекрасное знание повадок зверей, птиц, животных.

Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами.

Коллективные пляски к концу XIX — началу XX вв. почти утратили связь с древними религиозными верованиями. В целом в указанный период коллективные танцы, исполняемые на различных празднествах, носили игровой характер. Известно, что еще в XVIII веке круговые танцы исполнялись на шаманских обрядах под руководством знахаря. Магическую, отпугивающую роль при изгнании болезни имели круговые обходы знахарем и другими участниками больного, громкие «дроби», стук о металлические предметы, песни-заклинания, удары плетками, пропитанными конским потом и др.

Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами. В этих танцах образно передаются военные и охотничьи навыки, джигитовка и, в целом, быт скотоводов-кочевников. Преобладающими в подобных танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коня. Эти движения комбинируются с различными «дробями». В условиях кочевого быта, постоянных столкновений с чужеродными племенами эти пляски несомненно имели большое значение в деле физического воспитания молодежи, ее нравственной закалки и подготовки к суровым условиям жизни. Важно отметить, что исполнителями танцев являлись, нередко прославленные воины и лучшие охотники, повествовательный танец, которых не мог не вызывать восхищения зрителей.

Вся жизнь башкир тесно связана с животными и естественно многие животные становились идолами поклонения. Но и другие животные не оставались без внимания. Почти все танцы башкирского народа связаны с подражанием животным. Передавались характерные черты, повадки, голос животного. Например танец петухов был шуточный с иронией, а танец сокола — воинственный и серьезный.

Очень популярны были сольные свадебные танцы, которые также основаны, главным образом, на круговых мизансценах и могли быть связаны в прошлом с пожеланиями благополучия вступающим в брак. На свадьбе немало было танцев на испытание характера родни. Например танец свахи со стороны невесты. В танце она импровизированным лассо отлавливала сватов и они присоединялись к танцу свахи. Танец свекрови — это своеобразные наставления молодой невестке.

Основные формы и классификация танцев

В коллективных круговых, хороводных танцах выделялось несколько типов:

Наиболее распространенный вид хоровода — это поочередная смена солистов внутри круга.

Основой построения массовых башкирских танцев чаще всего является круг, в котором исполнители держатся за руки.

В Челябинском Зауралье большой популярностью пользовались танцы, основанные на зигзагообразных построениях.

Заимствованные танцы кадрильной формы отличаются обилием круговых, линейных, парных построений.

Известные танцы:

Эпические, военные: Kapa юрfa (Вороной иноходец), Akhak koлa (Хромой конь), Байыk (Мужское имя);

Свадебные: Килен бейеуе, Йыуаса, Сыбыртkылау;

Игровые: Kыззар бейеуе, Енгэйзэр бейеуе, Kарттар бейеуе;

Танцы соревнования: Kара-kаршы, Каршы бейеуе, Капма-kаршы, Короклау (Накинуть лассо), Килэнсек (Невестка), Азаkkы уйын (Последние игры);

Трио: Эс таfан (Треножник), Эс мэйэш (Три угла), Эс букэн (Три пня);

Женские танцы: Карfа бутkahы (Воронья каша), Кэкук сэйе (Кукушкин чай), Тунэрэк уйыны (Танцевать по кругу), Уткес (Проходить (через что-то)), Уткэрмеш (Пропускать (через что-то)), Аkkош (Лебедь), Сынрау торна (Звенящие журавли).

Основные элементы костюмов и оформление

Одним из важнейших компонентов народных празднеств, обрядов, семейных торжеств, в составе которых исполнялись пляски, является их оформление. Под этим словом подразумевается украшение места праздника, площадки, где исполняются пляски, использование различных атрибутов в танцах (плеть, платок, колечко, веревка, разноцветные кисти, шаль и др.) Большое значение имели праздничные наряды, прически, украшения (головные, нагрудные) браслеты, подвески, предметы декоративно-прикладного искусства (паласы, скатерти, кошмы). В некоторых случаях костюмы шились специально для какого-либо танца для создания образа.

Читайте также:  Родничок русская народная песня

Коллективы и личности

Гаскаров Файзи Адгамович (21 октября 1912 — 18 июня 1984, Уфа, Башкирская АССР) — башкирский танцовщик, хореограф и балетмейстер. Заслуженный деятель искусств БАССР (1944) и РСФСР (1975), лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1967). В 1988 году Башкирскому государственному ансамблю народного танца присвоено его имя Файзи Гаскарова. В 2012 году в его честь переименовали улицу в Кировском районе Уфы.

Государственный академический ансамбль народного танца имени Ф. Гаскарова Республики Башкортостан.

Фольклорный ансамбль песни и танца «Мирас» г. Уфа

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Описание башкирского народного танца

НАРОДНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ БАШКИР

Особенности хозяйственной жизни и быта башкир, образное восприятие ими окружающей природы, древние верования и обряды нашли отражение в хореографическом искусстве. Как в мужском, так и женском танцах прослеживается подражательная основа плясовых движений. В мужских охотничье-воинственных танцах исполнители подражали топоту конских копыт, моментам объездки, джигитовки, скачек, иноходи, бегу, различным движениям коня и поведению всадника.

В женских плясках изображались различные трудовые процессы: дойка кобылиц, сбор ягод, обработка шерсти, прядение, наматывание нити в клубок, сбивание масла, приготовление кумыса. В женских танцах дроби исполнялись более мягко, без прыжков.

На этих движениях были основаны и обрядовые пляски, связанные с языческими верованиями башкир. Магическую роль при изгнании болезней имели круговые обходы больного бесогонителем (күрәҙә), громкий топот, стук о металлические предметы, удары плетками, пропитанными конским потом, песни-заклинания.

В обрядовых плясках нашла отражение мечта человека о победе над злом, болезнями, стихийными бедствиями. В этом смысле древнее народное искусство служило активной, преображающей силой. В плясках, соотносящихся с древними тотемистическими и анимистическими верованиями, мать-птица или священная птица-сэмре (сәмре) всегда побеждают злых духов (убыр, мәскәй, аждаhа). В шаманско-знахарских обрядах изгнания злых духов (албаҫты, мәлғун) из тела больного также отразилась вера в силу и могущество человека.

ФОРМА И ТЕМАТИКА БАШКИРСКИХ ТАНЦЕВ

По своей форме и тематике башкирские танцы подразделяются на:

Возникновение профессионального хореографического искусства Башкортостана связано с деятельностью Ф.а. Гаскарова, создателя Государственного академического ансамбля народного танца. Ансамбль возник в 1939 г.. В 1956 г. Ф. Гаскаров издал описание 8 сценических танцев, созданных на основе народных. Эти танцы легли в основу репертуара ансамбля танца им. Ф. Гаскарова.

Вот что вспоминает о Файзи Адгамовиче Гаскарове Борис Яковлевич Торик, главный художник Башкирского государственного театра оперы и балета, многие годы друживший с основателем Башкирского ансамбля народного танца: «Боялись гаскаровского нрава — взрывного, непредсказуемого. Он ведь не только в детстве, он всегда был хулиган и скандалист, но в том, знаете, есенинском смысле. Ершистый и задиристый, мало кого признающий и уважающий, бунтарь, крикун и поперечник. И из-за этого никогда не ладил с филармоническим начальством, мечтал о независимом положении для своего коллектива, но так и не дождался того, что сегодня нам кажется само собой разумеющимся. И в семье он пришел к полному краху — из-за той же необузданности своей, неистовой и разрушительной. В одном лишь он был неуязвим — в могучей силе своего художественного авторитета. Влияние Гаскарова было безгранично. Ведь он же и балет наш создал! Собрал по деревням чуть подросшую босоногую детвору, Саттарова, Насретдинову, Сафиуллина, — и повез в Ленинград, башкирскую студию открывать при Вагановском училище. Он же написал либретто «Журавлиной песни», нашел композитора Л. Степанова, и балет, который теперь является национальной эмблемой, был рожден. Ансамбль свой он вообще по крупицам собирал, из народных самородков, никаких училищ они не кончали, и когда им на смену пришли обученные танцоры с позициями в ногах и поставленными руками, что-то неповторимо самобытное — улетучилось. Гаскарова просто боготворили в Казани, где ему случалось работать, его именем там делалось все, беспрепятственно. В те времена сняли фильм о Файзи и его ансамбле — «Крылья души» — где сам Игорь Моисеев говорит о нем замечательные слова».

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА ИМ. ФАЙЗИ ГАСКАРОВА

Древность народа, во многом драматическая судьба, близость к природе определили самобытность духовной культуры башкир, его исторические песни и танцы. Но народное искусство обретает истинную цену лишь при его профессиональной огранке. Именно такую цель поставил перед собой создатель и первый художественный руководитель Башкирского ансамбля народного танца Файзи Гаскаров.

В декабре 2013 года Башкирский ансамбль представил программу-реконструкцию танцев основателя коллектива, Файзи Гаскарова. Программа получила грант Президента республики. Концерт «Наследие Гаскарова» включал редко исполняемые и совершенно неизвестные современному зрителю хореографические номера, созданные основателем коллектива. Композиции мастера требуют от исполнителей не только отличной техники, но и высочайшего артистизма и понимания особенностей народного характера, отметили в ансамбле. В программу вошли «Три брата», «Жених», «Северные амуры», а также композиции, поставленные Ф. Гаскаровым для самодеятельных коллективов башкирского Зауралья, — «Тапян» и «Наш праздник». Эти номера были реконструированы для танцовщиков академического ансамбля.

Читайте также:  Хрустит шея при повороте головы что делать народные средства

Народные башкирские танцы делятся на сольные (мужские и женские) и массовые и являются одним из наиболее популярных видов искусства у башкир. Возникнув в эпоху первобытного строя, танец отражал особенности трудовой деятельности, различных обрядов и верований. К самым древним следует отнести охотничьи танцы и те, которые связаны с культом (обожествлением) природы, животных и птиц. Наиболее развитыми формами в башкирской хореогрвфии обладают сольные танцы с их яркой, изобразительностью. Мужские танцы основаны на охотничьих движениях (стрельба из лука, выслеживание добычи, трепет крыльев ловчих птиц). Танец воплощал образ охотника, воина, отличного наездника, храброго джигита. Движения в женских танцах связаны с подражанием различным трудовым процессам: тереблению шерсти, прядению, сбиванию масла, вышиванию. Женский танец украшали щелчки пальцев рук, игра плечами, колыхание рук из стороны в сторону и так называемые ”трельные” движения, изображающие полет бабочек, птиц, трепет листьев на деревьях. Массовые танцы были основаны на круговых мизансценах, движение рук в них были ограничены. Общими для массовых танцев были повторяющиеся круговые ходы, парные кружения, вращение солистов в центре круга. Наряду с круговой формой у башкир бытовали и танцы линейной формы.

Башкирские танцевальные мелодии состоят, как правило, из двух четырехтактных фраз, повторенных дважды. Музыкальный размер 2/4. Менее распространена двух частная структура танцевальных наигрышей: распевная, медленная в первой части, быстрая, ритмически активная – во второй. Народные танцы башкир исполнялись под аккомпанемент курая, кубыза, думбыры,ударных инструментов с голосовым сопровождением – такмаком на деревянных настилах, плоских камнях, кусках железа, подносах. Дополнительный звуковой эффект создавал звон серебряных монет и подвесок на руках, косах, нагрудниках, а в конце 19 начала 20 веков в Башкирии получили распространение гармоника, тальянка, скрипка, мандолина.

Государственный ансамбль народного танца РБ им. Файзи Гаскарова

У нас в Башкортостане более 200-х танцевальных коллективов, объединяющих профессионалов и любителей танцевального искусства. Возникли они из любительских художественных кружков и обществ, сложившихся в конце 19 — начале 20 века в крупных медресе края, таких как «Хусаиния» (Оренбург) и «Усмания», «Галия» (Уфа), и бравших за основу своего творчества народные наигрыши, песни и танцы, В начале 20 в. сложились и первые профессиональные ансамбли танца при театральных труппах — в антрепризах «Нур» (1912г.) «Ширкэт» (1915г.) и башкирском театре драмы (1919г.)

В конце 20 века — в 90-х годах — появились профессиональные танцевальные коллективы — театр танца при Театральном объединении г. Стерлитамака (1991г, руководитель — Х.А. Ишбердин), ансамбль песни и танца «Сафар» при Нефтекамском ДК «Энергетик» (1991г, руководитель — Р.М. Саттаров), ансамбль народного танца «Мирас» при управлении культуры мэрии г. Уфы (1992г, руководитель — Г.В. Анищенко).

Интенсивно развиваются самодеятельные ансамбли танца. Свыше 40 из них носят звание «народный».

Основное творческое направление ансамблей танца — развитие традиционной национальной хореографии народов, проживающих в РБ. Особой популярностью пользуются ансамбли танца «Ирендык» (Баймакский район), «Ляйсан» (Учалинский район), «Эрвел» (Мишкинский район), «Агидель» (ДК ПО «Салаватнефтеоргсинтез»), «Сэмбэль» (РДК, г.Дюртюли), «Дружба» (РДК, г. Нефтекамск), детский ансамбль танца «Гульдар» (ДК Башкирского медносерного комбината, г. Сибай).

С 1991 года в Уфе проходят фестивали и конкурсы ансамблей танца: Республиканский фестиваль танцевальных коллективов памяти Ф.А. Гаскарова; республиканский смотр-конкурс балетмейстеров-постановщиков и ансамблей народных танцев с 1994 года.

История создания замечательного, известного далеко за пределами республики ансамбля народного башкирского танца, который приобрёл статус государственного, весьма интересна и характерна для нашего края..

А с 11 марта 1939 года руководителем танцевального ансамбля становится профессиональный танцовщик Файзи Гаскаров. В 1940 году ансамбль выделяется в отдельную художественную единицу — Башкирский государственный ансамбль народного танца. Через 50 лет существования он приобретает в 1991 году статус самостоятельного юридического лица и своё современное название.

Классический художественный образ ансамбля народного танца. сложился в 40-70-е годы 20 века усилиями 2-3 поколений балетмейстеров, танцовщиков и музыкантов. Кроме Гаскарова (1939-70, с перерывами), художественное руководство осуществляли Н.Г. Зайцев, Х.Н. Магазова, М.М. Шамсутдинов, З.С. Исмагилов, Х.Ф. Мустаев. Постановочную работу вёли также Х.Ф. Сафиуллин, Е.К. Войтович, И.И. Ибрагимов, Т.Ш. Худайбердина. Становлению артистического коллектива и формированию репертуара способствовали актёры Башкирского академического театра драмы Б. Юсупова, Т. Рашитова, Г. Ушанов.

Музыкальную часть длительное время возглавлял композитор и концертмейстер Т.Ш. Каримов; её представляли также концертмейстеры-пианисты Ю.Г. Гринберг, Е.Н. Крылова, баянисты В. Масленников, М. Скорняков, А. Николаев, А. Корнеев, Н. Голов, А.Султанов, кураисты Р. Буляканов, Х. Мулдакаев, М.Рахматуллин. В творческой работе ансамбля непосредственное участие принимали композиторы Х. Ахметов, М. Валеев, З. Исмагилов, А. Ключарев, Р. Муртазин, Р. Рахимов.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector