Описание казахского народного костюма

Казахский национальный костюм

Казахстан – это республика, где и в наше время чтят традиции, уважают старших и живут согласно обычаям. Важной частью казахской культуры считается национальный костюм. У элементов одежды местного гардероба древняя история. Рассмотрим ее подробнее.

Аспекты казахского национального костюма родились из истории тюрко-монгольских племен. Каждый элемент такого наряда имеет историческое обоснование, обусловленное климатом, образом жизни казахов, условиями жизни и нравственными устоями.

Национальная одежда отражает статус человека, носящего ее. По назначению костюмы казахов делились на праздничную, повседневную, дождевую, верхнюю, а также нательную одежду.

Согласно древним обычаям воины перед битвой одевали лучшую и самую дорогую одежду. Богатые ткани использовались для пошива праздничных нарядов.

Бархат, парча, велюр, атлас и вельвет были также знакомы казахам, но использовались реже. Дубленки и шубы были распространены в Казахстане задолго до того, как они появились у других народов. Мужские и женские брюки изготавливали из роскошных тканей, редко использовались простые натуральные материалы.

Национальная одежда в Казахстане обладает следующими особенностями:

Костюм казаха или казашки должен был быть максимально удобным, чтобы в нем было легко ездить на лошади, готовить обед и присматривать за детьми.

Одежда женщин отличалась от костюмов мужчин большим разнообразием цветом, вышивкой, затейливыми орнаментами и, конечно, таким элементом, как платье.

К нательной одежде у женщин относили казакин, брюки, жилетки, платья. Чапан и купи были верхней одеждой. Купи шили на подкладке из меха.

Праздничные юбки женщин отшивались с многочисленными оборками. Девушки и девочки носили халаты с застежками, замужним женщинам было дозволено носить костюмы без застежек с поясом.

Многие мужские костюмы у казахов шились на подкладке из войлока. Кенепы и плащи дополнялись брюками из легких тканей, жилетами, рубахами.

Вышивка на мужских костюмах тоже присутствовала, но в меньшем объеме, чем у женщин. Безрукавки были популярны у казахов летом, а теплые кафтаны зимой. Борики и колпаки для мужчин шились из белой кошмы. Головные уборы мужское население Казахстана носило в любое время года.

В казахском национальном костюме применялось немного цветов, зато много оттенков. Вся одежда отшивалась из ярких тканей. Основными цветами считались красный, зеленый, синий, серебряный и золотой.

Позднее стали использовать голубой, желтый и розовый оттенки. Этих цветов хватало, чтобы создавать неповторимые наряды с индивидуальной вышивкой. Данную цветовую гамму казахи делили на оттенки и применяли несколько вариантов одного цвета в одном наряде.

Вышивка на одежде считалась оберегом человека от сглаза и зла. Цена материалов прямо указывала на финансовое положение владельца. Детей казахи одевали точно так же, как и взрослых. Единственным отличием был размер национального костюма ребенка.

Источник

Казахский народный костюм

История национального казахского костюма

Традиционный казахский наряд претерпевал множество изменений, и в каждом случае влияние оказывали какие-то другие народы. До 2 века до н.э. предки казахов носили одежду из меха и кожи. Но затем на смену звериному стилю пришел полихромный. Стали использоваться другие ткани кроме кожи и меха – это сукно, войлок и импортные материалы: шелк, парча и бархат. Главной особенностью этого стиля является наличие декоративных элементов и украшений в нарядах. На формирование народного костюма казахов в дальнейшем оказали большое влияние татары, русские, тюрки и среднеазиаты. Женский народный казахский костюм стал более привлекательным, платье в поясе было приталенным, а юбка стала расклешенной с оборками. Появился отложной воротник.

К концу XIX века казахский народ уже шил одежду в основном их хлопчатобумажной ткани, а зажиточные люди позволяли себе и более изысканные материалы.

Описание казахского национального костюма

Костюм женщин определялся в соответствии с возрастом. В основном женская одежда состоит из платья-рубашки, называемой «кейлек». Молодые девушки носили легкие платья с оборками и воланами – «косетек». Оборками украшался не только низ платья, но и рукава. Для повседневного использования применяли дешевые ткани, для праздников – дорогие. Поверх платья обязательно надевался распашной камзол, который в поясе был приталенным, а книзу расширялся. Камзолы были как с рукавами, так и без них и имели характерный казахский орнамент в виде вышивки золотыми нитками. Также камзол мог быть украшен бисером, каймой, нашивкой с люрексом. Молодые девушки носили яркие камзолы, взрослые – темных цветов. Также важным элементом наряда были штаны «дамбал», которые надевались под платье. В прохладную погоду женщины могли надевать шапан – прямой халат с длинными рукавами, который одевался поверх платья.

Каждая девушка должна была носить шапочку «такия». Украшался головной убор разными дорогими бусинами, жемчужинами, бисером, золотыми нитками, а также на шапке имелся хохолок из перьев совы, который служил в качестве оберега.

Костюм женщины практически ничем не отличался от девичьего за исключением головного убора. На свадьбу надевался конический колпак из ткани, достигавший высоты в 25 сантиметров, поверх которого надевался «саукеле» достигавший высоты в 70 см. После свадьбы женщина должна была носить белый платок – «суламу» или «кимешек».

Источник

Казахская одежда

Казахская культура хорошо раскрывается в национальной одежде. Кочевой образ жизни, степной климат и религиозные воззрения повлияли на развитие традиций казахского костюма – это была практичная одежда, защищающая от холода и ветров, удобная для езды верхом на лошади, изготовленная из натуральных материалов. Также, качество одежды и ее отдельные элементы позволяли узнать социальный статус казаха и его принадлежность к определенному роду или клану.
Для изготовления одежды использовались кожа, мех и шерсть животных. Бедные люди носили одежду из шкур диких животных, а богатые иногда делали платья из привозных материалов – шелка и бархата. Обработка кожи, изготовление высококачественного войлока и другие методы создания одежды были доведены казахами до совершенства, а их изделия высоко ценились на базарах Великого шелкового пути.

Читайте также:  Урчание в животе народные методы лечения причины

При всей практичности казахской одежды, немаловажную роль играло ее украшение различными узорами, драгоценными камнями, или дорогими мехами. Вместе с этим, чтобы подчеркнуть свой статус и выглядеть наряднее, мужчины и женщины носили широкие пояса с золотыми или серебряными пряжками, и другими декоративными элементами. Также любопытно, что состоятельные люди носили несколько слоев одежды, снизу практичную и попроще, а сверху дорогую и богато украшенную.
Казахская национальная обувь – сапоги. Летом носили сапоги из мягкой кожи, с каблуком до 8 см. Зимой надевали войлочные чулки и носили высокие сапоги до колена из грубой кожи. Женские сапоги украшались вышивкой и различными накладками.

В XXI веке уже сложно увидеть казахов в национальной одежде. Это можно сделать только в далекой глубинке, на различных этно-фестивалях, или посмотреть на экспонаты в музеях.

Женская одежда

Казахская женская одежда состояла из длинного платья или рубахи, штанов, а также могла включать камзол без рукавов или шапан (халат). Зимой сверху носили меховые шубы «купе». В зависимости от возраста и социального статуса менялся внешний вид женского национального костюма. Молодые девушки носили одежду красного цвета, а уже после 30 лет носить вещи с этим цветом считалось неприличным. Женщины среднего и пожилого носили преимущественно платья синего и черного цветов. А также, с возрастом женщины носили все меньше украшений.

Материалом для женской одежды были тонкий войлок, ситец, а богатые казашки носили платья из шелка и бархата. Покрой был закрытый, воротник глухой закрытый. В XIX веке распространился новый вид покроя: платье отрезное, с лифом. Платья, камзолы и шапаны украшали узорной вышивкой, пришивали аппликации из яркой ткани и полоски меха, крепили металлические или серебряные пряжки и пуговицы.

Отдельного внимания заслуживает наряд казахской невесты. Он включает платье-рубаху «койлек», камзол, шапан, головной убор «саукеле» и покрывало с вышивкой «желек», являющееся фатой невесты. При этом, привычный современному обществу белый цвет свадебного платья является цветом траура у казахов, и поэтому наряды были самых разных цветов, и обычно выбирался цвет, соответствующий роду или региону, из которого была девушка.

Мужская одежда

Казахская мужская одежда состояла из рубахи, штанов и шапана (халат). При этом, именно шапан давал большее представление о социальном статусе мужчины, и был главным предметом одежды. Шапан мог быть сшит из тонкой или толстой ткани, мог быть разноцветным, но представительнее выглядели однотонные и даже темные цвета. Парадный шапан был темно-синего или черного цвета, и украшался золотой вышивкой. Такие парадные шапаны было принято дарить уважаемым людям и важным гостям, и эта традиция до сих пор очень популярна в Казахстане.

Головные уборы

Отношение к головным уборам у казахов особое. Они никогда не носят чужие шапки и не дают свои – считается, что так можно принять чужие беды и болезни, или потерять свое счастье и удачу. Головные уборы снимают бережно, и стараются положить в надежном месте, и ни в коем случае не допускают чтобы шапка оказалась на полу или на стуле. В Казахстане много видов головных уборов: такия, калпак, борик, кимешек, тымак, и другие. Но самым интересным головным убором, который можно назвать одним из символов казахской культуры, является саукеле.

Саукеле – уникальный головной убор невесты, который делается вручную. Считается, что чем выше саукеле, тем большее уважение проявляет невеста к семье жениха, и поэтому некоторые из них достигали в высоту 70 см. Также, Саукеле – самый дорогой элемент в костюме невесты, который украшают драгоценными камнями, золотом или серебром, и другими элементами. Порой за него отдавали табун лошадей, и при этом, невеста надевала его лишь один раз – на свадьбу.

Касаба – нарядная шапочка, которую молодая жена надевала на смену саукеле, и носила до рождения первого ребенка.

Кимешек – высокий белый тюрбан, который женщина носит после рождения первого ребенка, и до конца жизни.

Такия – казахская шапочка-тюбетейка, которую носят люди всех возрастов. Ее шьют из шелка, бархата, сукна и других материалов. Иногда такия служит подкладкой под другой головной убор. У молодых казахов популярна зер-такия – тюбетейка вышитая золотой или серебряной нитью.

Калпак – популярная войлочная шляпа у мужского населения Казахстана. Существует также, Айыр калпак – дорогая версия с отделкой дорогими тканями, золотой вышивкой в форме растительных орнаментов.

Борик – шапка с меховой опушкой, изначально из меха волка, а сегодня из меха выдры, лисицы, бобра. Его носят летом и зимой. Есть женские и мужские шапки борик, отличающиеся лишь дизайном.

Тымак – теплая зимняя шапка из овчины, которая сшита так, что зимой в степи отлично защищает голову, шею и плечи от ветра и холода. Также, используется в качестве главного инвентаря в игре «Тымак урып жыгу».

Источник

Как выглядит национальный казахский костюм

Национальная одежда любого народа выполняет не только практическую функцию, но и отражает быт и культуру. Казахская национальная одежда многогранна и состоит из множества элементов. Как мужской, так и женский гардероб отличается своей практичностью, функциональностью и экологичностью

Читайте также:  Токсикоз при беременности как с ним бороться народными средствами

В древние времена по одежде и манере ношения можно было определить статус человека, принадлежность к определенному сословию и классу.

Вот самые распространенные виды верхней одежды, которые используют и современные казахстанцы.

Мужская одежда

Шапан (чапан) – национальный халат с запахом спереди. Чаще отшивается из однотонной, плотной, темной ткани. Дополняется вышивкой из контрастных нитей. Парадные чапаны шьются из дорогих тканей и дополняются яркой фурнитурой.

Шалбар-сым – свободные брюки, напоминающие шаровары, с клиновидными кожаными вставками на внутренней поверхности бедра (для удобства при верховой езде).

Бешмет – верхняя одежда, выполненная из войлока, кожи и меха. Отличительной чертой является наличие стягивающего пояса. Чаще выполняется из из тканей ярких цветов.

Жейде – нижнее белье, выполненное из легких тканей, чаще всего из хлопка и шелка.

Женские наряды

Национальные женские наряды отличаются яркостью цвета и более женственным кроем. Верхняя женская одежда щедро украшается драгоценными камнями, мехом и декоративными элементами.

Отличительной чертой женского казахского платья являются расклешенные рукава, края дополнены выточками из кружева ручной работы.

Жаулык – платок, повседневный головной убор простого кроя. Выполнялся из отбеленной хлопковой ткани и дополнялся вставками. Это летний наряд.

Шалан – женский халат с высоким воротом. Зимой воротник украшали мехом и овчиной, а летом – яркими нитями.

В качестве обуви использовали ботинки и туфли на небольшом прямоугольном каблуке. Носок обуви имел остроконечную или овальную форму, и загибался кверху. Летняя обувь выполняется из текстиля, а зимняя — из кожи и меха.

Источник

Казахский костюм.

На этой странице Вы можете видеть образцы казахской одежды, созданные на основе коллекций, хранящихся в фондах Центрального Государственного Музея Казахстана. Датируются в основном концом XIX началом XX вв.

Рисунки художника А.Галимбаевой

из книги «Казахский народный костюм» г. Алма-Ата, » 1958г.

История казахского костюма

Казахская народность, сложившаяся в конце XV – начале XVI в.в., стала преемницей материальной и духовной культуры племён, некогда обитавших на бескрайних просторах Казахстана. В процессе наследования и дальнейшего развития ремёсел и искусства слагается определённый художественный стиль, присущий народу.

Параллели в материальной культуре у родственных по происхождению и историческим судьбам народов Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии берут своё начало ещё во II тысячелетии до нашей эры, когда ярко проявляется культурное единообразие племён обширных пространств на территории Евразии.

Особенности восточного очага степных культур скифского времени, лучше всего определяются условным термином «сакская культурная общность». Ядро этой культурной области составляют прежде всего племена Казахстана и Алтая, исторические судьбы которых переплелись раньше VII-VI в. до н.э. и культуры которых базировались на одной и той же андроновской основе. Они имели сходные бытовые черты и форму хозяйства.

Характерными памятниками сакской эпохи на территории Казахстана являются курганы. Так в одном из захоронений в Пазарыке (Алтай) сохранились остатки меховых кафтанов, войлочных плащей, сшитых в два слоя, замшевых халатов. Отдельные виды казахской верхней одежды, например меховые шубы, плащи из войлока, по типу сходны с одеждой из Пазарыкских курганов. Сходство прослеживается также в войлочных чулках с узором по верху (по-казахски байпак) и в островерхой шапке из плотного войлока, бытующей у казахов до наших дней. Длинные островерхие шапки древних саков, скорее всего, стали прототипом саукеле – высокого (до 70 см.) головного убора казахской невесты.

Памятники сакского времени, найденные на территории Казахстана, относятся к так называемому звериному стилю, для раннего периода которого характерен реалистический образ животного. В дальнейшем, всё большее распространение получают орнаментальные мотивы. Сравнение древних и современных материалов позволяет говорить о том, что многие из них сохранились в искусстве казахов и киргизов вплоть до наших дней. Баран, один из главных тотемов, олицетворял могущество и силу власти. Узор «кошкар мyiz»(в пер. с каз. бараний рог), встречаясь в различных вариациях, остаётся одним из главных мотивов казахского орнамента.

В III-II в. до н.э. на смену звериному приходит полихромный стиль. Характерной его особенностью является инкрустация металлической пластины вставками цветных камней, ряды филигранных поясов, перегородчатые эмали, окружённые узорами из зерни в виде треугольников и ромбов. Это время совпадает с пребыванием в этих районах гуннов, усуней и канглов (тюрков).

Женский головной убор жаулык, складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, вероятнее всего, появился во времена древних тюрков; об этом можно судить по скульптурным изображениям этой эпохи. А тип распашной юбки, называемой у казахов белдешше, восходит, скорее всего, ко времени гуннов.

Дальнейшее развитие искусства на территории Казахстана ярко отражено в художественной культуре кыпчаков, карлуков и других племён. Наибольшее распространение получают изделия, искусно выполненные из войлока и серебра.

В этот период появилась манера запахивания одежды на левую сторону, а также, окаймление краёв одежды различными видами украшений: нашивками с люрексом, вышивкой и галунами, якобы для защиты от злых сил. С той же целью женский головной убор кимешек украшался по краям выреза вышивкой и узорной строчкой.

В дальнейшем, на формирование казахского костюма оказали влияние русская, татарская и среднеазиатская культуры. Это не трудно заметить по покрою мужского бешмета с перехватом у талии, а также расклешённого женского платья кулиш койлёк и жас койлёк – платья с густыми оборками и отложным воротником

Сходство элементов казахского народного костюма прослеживается во всех регионах республики; нет особой разницы в покрое, выборе материала, назначении отдельных предметов одежды.

Читайте также:  Химические ожоги кожи лечение народными средствами

К основным особенностям казахского костюма относятся:

Из овчины, козьих, жеребячьих, сайгачьих шкур обычно шили верхнюю одежду: тулупы, безрукавки, шаровары и т.д. На шубы, лёгкую одежду, головные уборы, шли также хлопчатобумажные ткани, доставляемые купцами из Индии. По «Шёлковому пути» из Китая и Средней Азии поступали шёлк, бархат, парча и шерстяное сукно. А с XVII в. в казахской степи стали появляться русские товары.

Жейде нательное бельё, в которое входили койлёк – рубаха и дамбал – штаны. Поверх белья надевалась верхняя плечевая одежда ишаровары, заправляемые в сапоги.

Койлёк – это длинная (до колен) рубаха с отложным или стоячим воротником, скошенным плечом, выкроенной проймой и разрезом на груди. Шили обычно из белого холста. Под рукавами вставлялись клинья в виде треугольников, служившие ластовицей.

Поверх жейде казах надевал обычно лёгкую, расширяющуюся книзу одежду,сшитую по фигуре и шаровары.

Бешмет одежда длиной до колен или немного выше, с рукавами и стоячим воротником. Одевался поверх рубахи и под халат. Шили обычно из тонкого шерстяного сукна, бархата, шёлка преимущественно коричневого, синего и тёмно-зелёного цвета.

Камзол во многом сходен с бешметом, только без рукавов.

Бешмет, камзол и кокерше (разновидность камзола)могли быть утеплёнными, в зависимости от сезона.

Шаровары шили из того же материала, что и шекпен, со вставкой-клином для удобства при верховой езде. Застёжек и пуговиц не было. Верхние края штанин заворачивали и вставляли в них поясок, выполняющий роль ремня.

Шекпен(чекмен) – просторный халат, длинный как плащ с широкими длинными рукавами был скатан из верблюжьей шерсти и обычно служил защитой от бурана, дождя или другой непогоды. Жёлтые и белые шекпены делали из неокрашенной шерсти. Парадные шекпены окрашивали в синий, пурпурный и другие цвета, их швы для отделки обшивались галуном.

Тон— зимний тулуп из овчины или волчьего меха.

Купи – зимняя шуба, крытая шекпеном из сукна.

Кебенек– старинныйплотный плащ без рукавов, делали преимущественно из белого тонкого войлока. Имел форму военной накидки и глухой стоячий воротник. Украшали вышивкой, шнуром и декоративной стёжкой. Для защиты от непогоды одевали поверх зимней одежды.

Саптама – тяжёлые кожаные сапоги.

Тымак – головной убор-треух, делали часто из лисьего меха.

Тельпек– разновидность колпака, султанская шляпа, поэтому бытовал он только до середины XIX века.

Мужской костюм далеко не всегда застёгивался и потому пояс был его неотъемлемой частью.

Костюм женщины-казашки определялся в соответствии с возрастом

Девичий костюм.

Косетек лёгкое платье с оборками, отрезное ниже талии на 5-6 см.и сильно приталенное. К юбке платья пришивали широкий волан, на который нашивали несколько рядов присобранных оборок – желбезек. Оборками также укращали низ длинных рукавов и воротник. В некоторых районах вместо оборки делали две-три складки.

Одевалось платье на нижнюю рубаху шикойлёк, которуюшили обычно из белой материи, с узкими плечами без рукавов и вырезом ворота, завязываемым тесёмками.

Женские штаны – дамбал не отличались по покрою от мужских, шили их из того же материала, что и нижнюю рубаху, а иногда из разноцветных тканей с широким поясом и шагом.

Камзол – верхняя одежда, шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всегоэто была вышивка: гладь, тамбур, золотая и серебряная канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер.

Такия– шапочка на твёрдой основе, украшенная жемчугом, бусинками, золотистыми нитями, часто с перьями совы, как знак оберега.

Белбеу – пояс из кожы или бархата, с металлическими бусинками, иногда филигранный.

Етик – лёгкие сапоги из кожи на высоких каблуках, вышивались канителью.

Костюм замужней женщины-казашки состоял из тех же предметов, что и девичий, за исключением головных уборов.

После окончания торжеств молодая женщина носила жаулык – головной убор, складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, покрывающий волосы, плечи и спину. Белый цвет символизировал чистоту и был обязательным для головных уборов, которые назывались кимешеком, суламой, кундуком, или же просто повязывали белый платок.

Камзол замужней женщины застёгивался впереди на талии, а украшался большой металлической пряжкой – капсырмой.

Костюм детей у казахов повторяет одежду взрослых, только в уменьшенном виде, в соответствии с возрастом и полом ребёнка. По-видимому, это связано со стремлением поскорее увидеть в своём ребёнке взрослого. Исключение составляет так наз. ит койлёк, который шили для новорожденного из цельного куска хлопчатобумажной ткани (бумазеи, ситца, бязи), несколько удлинённым, без плечевых швов и окантовок.

Казахи не шили специальную рабочую одежду. Не было строгой грани между будничным и парадным костюмом. Последний отличался более свободным кроем, объемом головных уборов, декором. На его пошив шли бархат, шёлк, парча, дорогие меха, тогда как будничная одежда изготовлялась из более простого материала.

Траурный костюм у женщины-казашки, представлял собой обычную одежду, с которой удалялись все украшения. При этом убитая горем жена усопшего должна была распускать волосы, а дочери и сёстры, сняв свои девичьи шапочки, накидывать на плечи чёрные шали.

Лица мужского пола опоясывались траурным кушаком из 3-4 метров тёмной ситцевой ткани.

Женские пояса более широкие и нарядные. Делали их обычно из шёлка. Такие пояса шили с декоративной вязкой и назывались они нур белдык.

Курсовая работа
4 курс ХГФ АГУ им.Абая. 1992г.

Узбекали Джанибеков «Эхо. «1991г.

Маргулан А.Х. «Казахское народное прикладное искусство» т.1, 1986г.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector