Описание красавиц в русских народных сказках

Содержание
  1. Длинная коса, румянец и бледность: стандарты красоты в русской литературе
  2. Любовь Карась
  3. Во многом мировоззрение человека и его представление о себе формируются в детстве и юношеском возрасте — на это влияют совершенно разные факторы: например, родители, воспитатели, школьные учителя, а также кинематограф и литература. В русских сказках положительные женские персонажи, как правило, отличались красотой, которую невозможно «пером описать». Позднее стандарты в литературе стали меняться — Татьяна Ларина была не так привлекательна, как ее белокурая сестра Ольга, а тургеневская девушка вполне могла иметь большой нос и тонкие губы. Т&Р рассказывают, как менялись представления о женской красоте в русской литературе.
  4. Красавицы из русских сказок
  5. Женские образы в русской классике
  6. Русская сказка
  7. Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
  8. Наряды русских красавиц в народных сказках
  9. Женская одежда наших предков. Характерные черты
  10. Праздничная одежда женщин-славянок. Головные уборы, пояса (опояски)
  11. Описание красавиц в русских народных сказках
  12. 3 красавицы из русских сказок
  13. Василиса Премудрая — прекрасная голубка
  14. Хозяйка медной горы — необычная зеленоглазка
  15. Царевна-лебедь — божественной красоты лебёдушка
  16. проект «Идеал женской красоты в русских сказках»
  17. Скачать:
  18. Предварительный просмотр:

Длинная коса, румянец и бледность: стандарты красоты в русской литературе

Любовь Карась

Во многом мировоззрение человека и его представление о себе формируются в детстве и юношеском возрасте — на это влияют совершенно разные факторы: например, родители, воспитатели, школьные учителя, а также кинематограф и литература. В русских сказках положительные женские персонажи, как правило, отличались красотой, которую невозможно «пером описать». Позднее стандарты в литературе стали меняться — Татьяна Ларина была не так привлекательна, как ее белокурая сестра Ольга, а тургеневская девушка вполне могла иметь большой нос и тонкие губы. Т&Р рассказывают, как менялись представления о женской красоте в русской литературе.

Красавицы из русских сказок

Женские образы в детских сказках были близки к идеалам — невинные падчерицы, покорные жены, мудрые девушки, обладающие волшебными силами. Как правило, не было подробных описаний внешности героинь, а высшая степень красоты обозначалась так: «ни в сказке сказать, ни пером описать». Характеризовали девушек также через имена: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная. Таким способом у них сразу же выделяли наиболее яркие черты личности.

Эталон красоты в русских сказках определялся не внешностью, а чертами характера, такими как трудолюбие, мудрость, сила духа, доброта

Кадр из фильма «Царевна-лягушка»

На контрасте с такими чертами, как покорность, сострадание, доброта, жертвенность были жадность, зависть, лживость. Отрицательные персонажи, а именно, злодеи всегда были уродливы — горб, седые волосы, длинный нос. Прием перевоплощения в животных использовался в сюжетах, где были проклятия — Царевна стала лягушкой. А в сказке «Белая уточка» — княжну наказали за нарушение запрета и превратили в уточку. Образы стройных высоких красавиц складывались благодаря книжным иллюстрациям и мультфильмам — в самих сказках не говорилось о росте, размерах и отдельных чертах лица героинь.

Женские образы в русской классике

Один из самых знакомых образов русской литературы — Татьяна Ларина. У нее, согласно описанию автора, нет румянца, ярких глаз, статной осанки, Александр Пушкин описывает свою героиню иначе, сравнивая ее с сестрой Ольгой:

«…Ни красотой сестры своей, / Ни свежестью ее румяной / Не привлекла б она очей…»

Татьяна Ларина / кадр из фильма «Евгений Онегин»

И вот что я рискну сказать: русские писатели предпочитают автопортрет в женском образе. Почему? Во-первых, тогда точно на вас не подумают. Во-вторых, потому что это портрет души. И очень многие (разумеется, кроме тех, у кого женщина играет роль чисто служебную), они оставили по одному женскому такому автопортрету. Конечно, Татьяна — в огромной степени автопортрет Пушкина. И письмо, выдающее интонацию очень многих пушкинских текстов, и романтическое, вот это фаталистическое мироощущение, и суеверность, и аристократическое представление о долге, который выше выбора, — это Пушкин.

Дмитрий Быков в своей программе на «Эхо Москвы»

Наталья Ласунская из романа «Рудин»:

Была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями.

Марина Синецкая из романа «Новь»:

В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти «дурнушкой». Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным.

Елена Астахова из романа «Накануне»:

Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед.

Тамара из «Демона», которая становится возлюбленной главного героя, имела «шелковые кудри», «черные брови». Сам автор подчеркивает ее красоту: «С тех пор как мир лишился рая, // Клянусь, красавица такая // Под солнцем юга не цвела».

Источник

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Наряды русских красавиц в народных сказках

Как рассказать детям о русской народной одежде; о том, что носили русские красавицы в праздники и в быту? Наглядно это можно сделать, если прочитать на нашем сайте любую русскую народную сказку.

Рассказ о нарядах для русских красавиц нужно начать с того, что русская национальная одежда во все времена считалась одной из самых красивых нарядов. Достаточно посмотреть, какие эпитеты для неё находят сказочники: «лазурный пышный сарафан». А русские красавицы в «дорогих собольих душегрейках», да в «парчовых на маковках кичках» сравнивались с «лебёдушками», назывались «павами величавыми».

Читайте также:  Рисовать поэтапно русский народный костюм мужской поэтапно

Женская одежда наших предков. Характерные черты

Для того, чтобы более полностью раскрыть тему, необходимо уточнить, как женская одежда больших размеров http://silver-string.ru/ (для девушек и молодых женщин) отличалась от одежды для детей и пожилых людей.

Русские красавицы во времена наших предков облачались в такие наряды:

• длинные, до пола, холщовые, шерстяные или шёлковые рубахи (в зависимости от достатка);

• сарафаны на кокетке, расклешённые книзу;

• душегрейки (на вате или подбитые мехом) безрукавки;

Наряд молодой женщины (девушки), которая жила на севере России, отличался от нарядов, которые носили женщины юга. Русские девушки севера носили рубахи и сарафаны из однотонной холщовой или шерстяной домотканой ткани.

Украшением служила вышивка, которой были украшены ворот, рукава и подол рубахи. Сарафан так же был расшит вверху и по подолу. Поверх сарафана надевался запон (фартук) или армяк, в зависимости от времени года.

Молодые жительницы юга носили поверх рубахи поневы (юбки), которые шили для девушек, достигших совершеннолетия. Поверх рубахи с поневой надевался запон (фартук) или короткий кафтан.

Так как девушки с раннего детства приучались к рукоделию, то наряд каждой из них был украшен собственными руками. Вся одежда была украшена вышивкой, которой в прежние времена уделялось большое внимание. Расшитые цветными нитями ворот, рукава и подол приобретали значение оберега.

Цвета вышивки для повседневной одежды были преимущественно красным и чёрным. Рисунком для вышивки служили орнаменты, изображающие символы солнца и земли, жизни и любви. Так наши предки защищали себя от болезней, сглаза, порчи и злых духов.

Такое своеобразное украшение одежды носило глубинный смысл. Каждая девушка (женщина), вышивая замысловатый орнамент на одежде, как будто бы вышивала свою судьбу, потому что каждый элемент орнамента являлся сакраментальным символом.

Одежду без особых затей носили обычно пожилые женщины и маленькие девочки. В одной и той же семье женщины разного возраста одевались по-разному. И, если маленькой девочке полагалось носить только рубаху и сарафан, то костюм её мамы имел гораздо больше деталей.

Праздничная одежда женщин-славянок. Головные уборы, пояса (опояски)

Праздничное убранство надевалось в дни религиозных и народных праздников, а также на семейные торжества (венчание, крестины). Одежда, предназначавшаяся для торжественных случаев, тоже украшалась вышивкой. Только вместо обычной нити для вышивания использовались золотые и серебряные нити.

Те, кому позволял достаток, расшивали свою одежду натуральным жемчугом, тесьмой, лентами. Верхняя одежда украшалась драгоценными камнями. Когда в одежде славянок появились пуговицы, то их изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней и перламутра.

По головным уборам, которые носили женщины славянской принадлежности, можно было определить их социальный статус. Маленькие девочки и незамужние женщины ходили с непокрытой головой. Им позволялось носить косник или венец.

Молодухи, вышедшие замуж, обязаны были убрать косы под платок. Они носили:

Головные уборы украшались золотым и серебряным шитьём, жемчугом и каменьями. Пожилым женщинам полагалось носить более строгие головные уборы – сборник или повойник.

Дополнением к наряду служили пояски (опояски), изготовленные из кожи, дорогой ткани или плетёные из разноцветных нитей. Опоясок был обязательной деталью наряда и имел двойственное предназначение – защищал от холода и от нечистой силы.

Во времена наших предков одежда могла рассказать о своём хозяине много: женат или холост, из какой местности и каков род его занятий.

Источник

Описание красавиц в русских народных сказках

Подробное решение часть 1 (страница) 160 по окружающему миру для учащихся 2 класса, авторов Виноградова Н.Ф. 2016

Рассмотри рисунок (с.160). Сравни представителей разных национальностей. Какие особенности национальных костюмов ты сможешь назвать?

Карелы и русские принадлежат к славянским народностям, евреи и татары к восточным, эвенки к северным, поэтому национальные костюмы карела и русского похожи. У татарина и еврея покрытые головы, головные уборы имеют схожесть. У эвенка национальная одежда – парка, изготовленная из кожи оленя, длинная «рубаха».

Почему люди разных национальностей должны жить в мире и дружбе?

Люди разных национальностей должны жить в мире и дружбе потому, что война – это страшно, это больно, это самая большая беда, которая может прийти в дом к человеку.

. Гуляют сказки по земле Ершова,

Дорожки детства расстелив у ног,

И серебрится месяц, как подкова,

Которой был подкован горбунок.

И кажется – полжизни не минуло.

И всё сначала я начать должна…

Девчонка из чеченского аула,

Я русской сказкою поражена.

В моей Чечне прекрасны были кони,

Но я ждала минуты, дни, века,

Что среди всех коней на горном склоне

Увижу я однажды горбунка.

Ершов – умелец, сказочник, волшебник,

Умеющий полмира одарить.

Он подарил мне сказку, как учебник,

Чтоб я училась чудеса творить.

Я вспоминаю давний вечер снова:

Аул, Аргун шумит невдалеке…

И мама говорит стихи Ершова

Мне на волшебном русском языке.

Помогло ли тебе стихотворение Раисы Ахматовой ответить на вопрос о дружбе народов? Как ты думаешь, почему поэтесса называет русский язык волшебным? Какие сказки других народов ты знаешь? О чем они рассказывают? Можно ли сравнивать сказки разных народов? Что их объединяет? Чем они различаются?

Велика роль книги и в сплочении народов России. Книга учит доброму отношению людей разных национальностей друг к другу. Поэтесса называет русский язык волшебным, потому что вокруг России, вокруг русского народа объединились народы населяющие нашу страну. А народ – это в первую очередь Язык. Только через знание языка можно познать культуру и традиции народа, его самобытность.

У каждого народа свои сказки, но все они о борьбе добра со злом, о том, что добро обязательно победит зло. Во всех сказках воспевается дружба, честность, взаимопомощь, доброта и любовь, и осуждается жадность, неученость, грубость, предательство.

Читайте также:  Развлечение забава любимые народные игры

Различаются сказки местом происходящих событий, именами персонажей.

Я знаю разные сказки разных народов, приведу лишь некоторые:

Сказки про Алдара-Косе (казахские), Красная шапочка (французская сказка Шарля Перро), Беляночка и Розочка, Снежная королева (сказки Г-Х. Андерсена).

1.Найдем описания красавиц в русских сказках. Похожи ли они на описания красавиц в сказках других народов?

Описание красавицы Хумай схожи с описаниями красавиц в русских сказках

«. Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла. » описание царицы из сказок А.С.Пушкина.;

2. Что мы знаем об обычаях, языке, искусстве этих народов нашей страны?

В нашем классе учатся кроме представителей русского народа, татары, немцы, белорусы.

Я дружу с татарином по имени Тимур. Когда мы приходим к нему в гости, нам всегда его бабушка подает чай со сладостями, у них принято угощать приходящих в гости. Тимур и его семья отмечают свои национальные праздники.

Одним из главных татарских праздников и традиций является празднование Сабантуя. Сабантуй – праздник, посвященный весенним полевым работам: пахоте, посадке растений.

Другой крупный татарский народный праздник – Нардуган – отмечается после Дня зимнего солнцестояния, 21 или 22 декабря. Традиция этого праздника очень древняя, он имеет языческие корни. Считается, что этот день посвящается «рождению солнца»

Как и большинство тюркских народов, татары празднуют Наурыз или Новруз. Этот день знаменует приход весны.

На все праздники готовится множество вкусных национальных блюд, одеваются праздничные национальные одежды: рубахи, шаровары, чапаны, тюбетейки. Девушки одевают расшитые длинные платья и платки.

Каждый народ – талантлив

Рассмотри фотографии предметов народного искусства. Обрати внимание на их форму, узоры, раскраску, Можно ли сделать вывод, что предметы народного искусства любого народа красивы?

На фото изображены и глиняные изделия «Гжель», и посадская или дымковская игрушка-свистулька, и резьба по дереву и кости, чеканка по металлу. Искусство всех народов достойно восхищения, ведь каждый мастер вкладывает душу в свое изделие, оно уникально и неповторимо, каждое наполнено колоритом народной жизни, отражает обычаи и традиции каждой народности.

Объясни, что означают выделенные в тексте стихотворения слова.

«..Страна одна, но разная она:

Эвенка радует снегов голубизна,

Карелу дорог блеск лесных озер,

А свану – гордый облик диких гор. »

Выделенные в тексте слова означают названия народностей или национальностей: эвенк, карел, сван.

Почему Россию называют многонациональной страной?

В России мирно, уважая друг друга, проживает около 200 национальностей и народов. Наша страна самая многонациональная страна мира.

Источник

3 красавицы из русских сказок

Василиса Премудрая — прекрасная голубка

Ещё её называют Василисой Прекрасной. Говорят, что прообразом героини русских сказок стала дочь ростовского князя по имени Василиса, жившая примерно в XIII-XIV веках.

Часто Василиса Премудрая предстаёт перед нами в роли дочери Морского царя. Она отличается смекалкой, владеет магией и может превращаться в любого животного. А ещё девушка очень красива.

Вслед за ними прилетела и тринадцатая голубица; ударилась о сыру землю, обернулась красной девицей, сбросила с белого тела сорочку и пошла купаться; и была она всех пригожее, всех красивее!

Отрывок из сказки «Морской царь и Василиса Премудрая»

В фольклоре часто использовали удивительный образ Василисы Премудрой. О ней написано много сказок, самые известные из них это «Морской царь и Василиса Премудрая», «Царевна-лягушка», «Жар-птица и Василиса-царевна».

Хозяйка медной горы необычная зеленоглазка

Героиня часто упоминалась в легендах уральских горняков, считавших её духом местных земель. Позже этот образ использовал П. П. Бажов в сказке «Медной горы хозяйка». Зеленоглазая красавица в платье из «шелкового малахита» показывалась и в образе зеленой ящерицы с короной на голове.

Девка небольшого росту. Из себя ладная. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно как прилипла к спине.

Отрывок из сказки «Медной горы хозяйка»

В сказке девушка предстаёт как хранительница Уральских гор и рудников. Она не любила тех, кто варварски относился к богатствам природы и могла жестоко наказать за это. Многие люди боялись с ней встретиться, ведь считалось, что красавица приносить только несчастья. Возможно, ещё она обладала даром ясновидения. Иначе откуда хозяйка узнала про имя невесты Степана?

Царевна-лебедь божественной красоты лебёдушка

Это персонаж из «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина. Девушка была сестрой 33 морских богатырей. Говорят, продумывая образ чудесной девушки, автор гармонично соединил черты героинь русского фольклора: Василисы Премудрой, Софьи Премудрой и Елены Прекрасной. А вот как он описывает внешность нашей царевны:

Отрывок из «Сказки о царе Салтане»

Девушка могла творить волшебство. Помогая Гвидону добраться до дому, она превращала его то в комара, то в муху или шмеля. А помните, как она выручала молодца, когда тот хотел удивить отца? Царевна-лебедь стала воплощением красоты, доброты, нежности и житейской мудрости.

А какие героини русских сказок больше всего нравятся вам?

Мы открываем цикл статей про героинь русских сказок. Понравилась статья? Подписывайтесь и поставьте палец вверх. А если вам есть что добавить, оставляйте комментарии.

Источник

проект «Идеал женской красоты в русских сказках»

Тема проекта актуальна, так как фраза «красота спасет мир» будет важна во все времена и во все времена человек хочет знать, что такое истинная женская красота и каков идеал женской красоты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городская проектная неделя

«Обучение, вдохновение, творчество»

Секция: русская литература

Идеал женской красоты в русских сказках

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Канаш, 7А класс

Лукина Татьяна Витальевна,

Читайте также:  Уросепсис лечение народными средствами

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №10 г. Канаш

1.Цели и задачи проекта, этапы реализации………………………………… 3

2.Актуальность проекта. Обоснование выбора темы………………………. 3

4.Основная часть……. 5-9

6.Библиографический список……………………………………………….. 11

Цель проекта: попытаться выявить самое характерное в изображении идеала красоты женщины в русских народных и литературных сказках

1. Определить, каков идеал женщины в русском национальном сознании, в частности, в тех его проявлениях, какие можно найти в сказках

а) определение темы, выявление проблем, уточнение цели, формирование исследовательских групп

б) выявление проблемы, определение источников информации. Сбор и анализ информации, распределение функций при исследовании.

а) поиск необходимой информации, анализ информации

б) оформление проекта

а) защита проекта в форме презентации

б) самооценка результатов

Введение. Обоснование выбора темы. Актуальность.

Тема проекта актуальна, так как фраза «красота спасет мир» будет важна во все времена и во все времена человек хочет знать, что такое истинная женская красота и каков идеал женской красоты.

В сказках мы видим женщин трёх типов: 1) «богатырши-воительницы», 2) «мудрые девы», 3) «сироты» или «падчерицы».

Имя Василиса (греч. «царская»)

В самом слове “Василиса” слышится слово “сила”. Она сильная от природы, поэтому и справляется с любой работой, любыми трудностями, которые встают у неё на пути. “народный идеал”. Особо обратить внимание, что сказка называется “Василиса Прекрасная ”. Данное слово очень важно, т.к. вобрало в себя все замечательные качества героини.)Эта добрая героиня является отражением светлой стороны, олицетворением добра и мира, но в то же время во многих сюжетах чудесная невеста приходится дочерью

врагу главного героя сказки. Добрый герой русских народных сказок проходит суровые испытания и разгадывает сложные загадки, а чудесная невеста помогает ему с выполнением этих заданий. Тем самым, иногда в одной сказке мы встречаем не одного, а двух, а то и трех персонажей, которые помогают друг другу в борьбе со злом.

4. В сказках А.С. Пушкина, опиравшихся на фольклор, изображены два типа идеальных женщин: женщина-волшебница, помощница.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

пользовался поэт, ни в одной пушкинской записи нет образа царевны Лебеди. Откуда же появился этот фантастический образ?. Для русского мифопоэтического самосознания характерно сравнение, отождествление девушки с белой лебедью: Настасья белая лебедь ( был. «Женитьба Добрыни«), Молодой жены да белой лебеди (был. «Дунай и Добрыня сватают невесту князю Владимиру»), «белая лебедушка» из одноименной сказки. Лебедь символ благородства, чистоты (=целомудрия, а также души), женской грации. Следовательно, в образе царевны Лебеди воплощено понимание женского облика как грациозного, изящного, невинного и благородного.

Красота царевны описана не эпитетами, а глаголами, что подчеркивает действенное, активное начало Лебеди, ее чудодейственное начало. Днем она подобна Солнцу, а ночью Луне:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Месяц и звезда это Луна и Солнце. Царевна волшебница, ей подчинены силы природы, стихии; она подобна сказочным мудрым женам Василисе Премудрой, Елене Прекрасной, Марье Моревне, которые управляют светилами, творят чудеса.

Выступает, будто пава.

Эти строки дань лирической традиции русского фольклора. Сравнение с павой (павлином) восходит к народным представлениям о том, что именно эта птица воплощает идеал красоты, достоинства. Походка девушки (тем более царевны) должна быть именно с достоинством, величавой.

Сюжет «Мертвой царевны» очень распространен в русском фольклоре. В сказках обычно мачеха преследует падчерицу, потому что та красивее ее родной дочери. Царевна Пушкина тоже имеет подобную внешность: Белолица, черноброва.

Красота молодой царевны подобна цветку, который рос тихо и незаметно, а когда расцвел, сразу поразил всех своей красотой:

Но царевна молодая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Когда мачеха узнает от зеркальца, что она не самая красивая, начинается гонение царевны. Между тем сама мачеха внешне ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела, высока, стройна. Словом, «уж и впрямь была царица», но царевна побеждает ее внутренней красотой. Стремление к абсолютизации своей красоты, эгоизм царицы проявляются в разговорах с зеркальцем. Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с ним ласково:

Свет мой, зеркальце! скажи.

Но с появлением соперницы обращение другое:

Ах ты, мерзкое стекло!

Зеркало нейтрально по отношению к царице: оно отражает лишь объективную реальность, сообщает то, что есть. Интересно, что зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Оно отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы:

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркало глядясь.

Царица довольна ответом зеркальца «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее«, и тело »исполняет» танец: царица плечами пожимает, подмигивает, прищелкивает пальцами, вертится. Когда же мачеха понимает, что ей не соперничать с царевной, она наполняется черной завистью, бросает непослушное зеркало под лавку.

Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит ее красоту, потому что она равноценна ее душе. В образе царевны воплощен тот народный идеал, который так ценил поэт: красота, приветливость скромность, трудолюбие, хозяйственность.

Таким образом, мы определили, каков идеал женщины в русских сказках.

Образы идеальных женщин созданы в соответствии с представлением народа о красоте, русской фольклорной традицией, с опорой на национально-поэтические представления, которые воплощены прежде всего в сказках, былинах, пословицах, поговорках, песнях. Русская традиция соизмеряет требования идеальной внешности с внутренними качествами, душой.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector