- Сценарий праздника «Жаворонки» в детском саду в старшей группе
- Сценарий развлечения в подготовительной группе «Праздник «Жаворонки»
- Фольклорное развлечение «Жаворонки»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Фольклорный досуг
- для детей старшего дошкольного возраста
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Праздник «Жаворонки» методическая разработка (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «Жаворонки» в детском саду в старшей группе
1. Весна на пост свой заступила,
Тепло земле всей подарила
И солнечным ярким лучом
С улыбкой вошла в каждый дом.
2. Идет матушка- Весна, отворяй ворота!
Первым март пришел – белый снег сошел,
А за ним и апрель – отворил окно и дверь,
3. А уж как придёт май –
Солнце в терем приглашай!
Ребята, давайте петь и плясать,
Весну красную прославлять!
Ведущая: с давних времён на Руси был обычай праздновать прилёт птиц, возвращающихся домой из тёплых стран. Этот праздник назывался «Сороки», потому что считалось, что прилетают 40 птиц, и первые из них – жаворонки. Поэтому праздник ещё называли «Жаворонки».
СЛАЙД 3
С вечера хозяюшки месили тесто и пекли 40 шариков и жаворонков. Шарики каждый день по одному выбрасывали в окошко. Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года.
СЛАЙД 4
А жаворонков раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали заклички.
СЛАЙД 5-7
Вот послушайте заклички, которые расскажут наши дети.
1. Жаворонушки, полетовушки!
Прилетите к нам,
Весну ясную, Весну красную
Принесите нам!
2. Жаворонушки-перепёлушки!
Из-за моря летите,
Весну красную несите!
3. Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
4. Ой вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое — коровье.
Второе — овечье,
Третье — человечье.
5. Жаворонок, жаворонок
Прилетай к нам во лесок!
Будем мы с тобой играть,
Будем петь и танцевать!
Ведущая:
Дети, давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.
Предлагаю поиграть в игру «Золотые ворота»
Игра «Золотые ворота»
(Все проходят цепочкой через ворота и говорят слова).
Ходит матушка – весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается
Другой раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустит вас.
В конце игры входит Весна
Весна:
Здравствуйте, дети!
Здравствуйте, гости!
Я – Весна-красна,
Вам тепло принесла.
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… (грач)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает (воробей)
Днём молчит,
ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает (филин)
Как снег бела,
Как сажа черна,
Вертлява, как бес,
Повертелась, да в лес (сорока)
Кто без рук и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Кто же это? (соловей)
Клювом кто стволы долбил,
Всех букашек истребил? (дятел)
Весна: а теперь поиграйте со мной!
Ведущая: На Руси всегда играли в весёлые игры. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Гори-гори ясно». И так, отворяю ворота ключиком, замочком, шелковым платочком…
Р.н. и. «Гори-гори ясно».
Ведущая: Весна –красна, а мы еще одну игру знаем
Игра «Жаворонок».
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел,
колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет,
будет счастлив целый год.
Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик у ног двоих детей. Все открывают глаза, нашедшие оббегают круг, кто из них прибежит первым, звонит в колокольчик, становится ведущим в игре. Повторяется игра 2-3 раза.
Весна:
Выходите в круг плясать и песни петь!
Хоровод «Ой, бежит ручьём вода»
Ведущая: Весна, а наши ребятки знают о тебе много пословиц, поговорок, примет.
Пословицы, поговорки:
Дети:
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весна да осень — на дню погод восемь.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Весною сутки мочит, а час сушит.
Весенний день год кормит.
Зима весну пугает, да все равно тает.
Весна днем красна, да и то не сполна.
Весною оглобля за ночь травой обрастает.
Весна: Спасибо вам ребята. За ваше старание я предлагаю вам послушать песнь жаворонка.
СЛАЙД 9.
А сейчас примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому. А сейчас в самый час, всем на удивленье, заварить душистый чай да отведать угощенье.
Праздник заканчивается чаепитием.
Ведущая:
Мы весну, ребята, встретили,
Танцевали и играли.
Нам с весною было весело,
И она осталась с нами!
Источник
Сценарий развлечения в подготовительной группе «Праздник «Жаворонки»
Наталья Стешенко
Сценарий развлечения в подготовительной группе «Праздник «Жаворонки»
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.
— познакомить детей со старинными обычаями встречи весны.
— Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, песни и приметы, заучить заклички о весне и песни «Веснянки».
— Предложить детям научиться лепить традиционные для этого праздника булочки – «жаворонки»
На календаре опять весна,
Природа пробудилась ото сна.
Весёлая капель стучит по крышам
И птицы заливаются с утра.
Я поздравляю вас с весенним праздником «День птиц»!
В этом году этот народный праздник отмечают 20 марта. Этот день совпадает с астрономическим днём весеннего равноденствия- днём, когда наступает Весна, днём, когда длина светлого времени суток равна длине тёмного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить.
В этот день на Руси праздновали праздник «Жаворонки».
Легенда о жаворонке.
Жаворонка считали Божьей птицей. Как рассказывает легенда, Бог подбросил высоко вверх комочек земли и из него появилась на свет эта серая, как земля, птичка.
Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья.
Окраска полевого жаворонка помогает ему маскироваться в траве и на земле.
Спина коричнево-жёлтая с пёстрыми вкраплениями, оперение живота белого цвета, грудь- коричнево-пёстрая. Голова украшена небольшим хохолком, хвост окаймляют белые перья.
Виды жаворонков
Жаворонки песнь запели:
На зелёном, на лугу
Сверху деток стерегут.
Жаворонки есть лесные,
Жаворонковых семья.
Расселились по Земле.
Встретишь их в любой стране.
Жаворонки прилетают очень рано-как только появляются проталины. Жаворонки ищут еду на земле, разыскивают ещё не вылезших после зимовки насекомых и их личинки. Если же не отыщут насекомых, будут собирать прошлогодние семена растений.
Гнездо располагается всегда на земле: в ямке, сделанной либо самой птицей, либо копытом лошади или коровы, среди негустой травы. Гнездо искусно укрыто под кустиком травы, и почти незаметно.
Петь самцы полевого жаворонка начинают сразу по прилёту с зимовки. Поднимаясь высоко в небо, превращаясь в невидимую точку, жаворонок поёт так громко, что звук песни раздаётся на километры.
Пение высоко над землёй делает полевого жаворонка весьма уязвимым. Если жаворонку в воздухе грозит опасность, он камнем падает вниз и старается затеряться в стеблях травы.
Жаворонок — распространённый персонаж поэзии: встречается в многочисленных припевках, приговорах, песнях – веснянках. Жаворонками называют людей, которые привыкли рано начинать свой день.
Пословицы и приметы:
Жаворонок поет к ясной погоде.
Если жаворонка не слышно с самой зари — будет дождь или вообще плохая погода.
Так беззаботно, на лету
Он щедро сыплет трели,
Взвиваясь круто в высоту
С земли своей-постели.
Среди колосьев он живёт.
Но нужен весь небесный свод
Ему для звонких песен.
Пой, пой певунья птичка,
Взвейся в небо голубое,
В поле одна лишь зорька
Встретит нас с тобою.
Успокойся, выше взвейся
Здесь, где я пашу и сею,
(польская народная песня)
Поскольку в марте начинали возвращаться из теплых краев перелётные птицы, считалось, что именно они на своих крыльях и приносят весну.
В народе так говорили об этом дне:
Когда вода разольётся,
Когда лес зазеленится,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
Хозяюшка: По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну своеобразным речитативом –закличкой, веснянкой.
Давайте, детушки мои, послушаем, как дети в старину кликали весну!
(Звучит в записи закличка о весне)
Хозяюшка: Давайте, мои хорошие, тоже вспомним закличку о весне!
Весна, Весна красная!
Приди весна с радостью,
С великой милостью,
Весна: Я весна – красна!
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях рощу цветочки
Прогоняю с речек лед.
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу –
Людям радость я несу.
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочке,
Дети: Весна красна! Что ты нам принесла?
Весна: Красное летечко!
Дети: Весна красна, оставайся с нами на празднике мы будем песни петь и хороводы водить. (звучит музыка для хоровода)
Хозяюшка: Детки малые, детки большие, а знаете ли вы, как на Руси весну –Красну встречают, чем зазывают? Прилетающих птиц люди встречают радостно, надеются на скорую весну. В этот день в русских деревнях все хозяйки вместе со своими детками выпекают вкусные, ароматные булочки особой формы, похожие на птичек – жаворонков.
Жаворонков давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые валенки, варежки да тулуп, а потом детям.И приговаривали:
— Ой, вы жаворонки, жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье.
Весна: Жаворонковраздавали детям со словами: «Жаворонки прилетели, на головку сели». Печёных жаворонков дети насаживали на шесты, бежали сними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков,а сними и весну:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Весь хлеб у нас поела!»
Хозяюшка: Дети выкладывали птичек в кружочек, плясали и пели песни-веснянки. Накричавшись и наигравшись с «жаворонками», дети прикрепляли их к веткам деревьев, засовывали под крыши домов, под застрехи в сараях. Оставшееся печенье съедали, а головки птичек приносили домой. Существовала примета – чем больше головка у «жаворонка», тем крупнее, «головастее» будет лён. Или такая,например: чем выше подбросишь «жаворонка», тем выше вырастет лён.
Иногда в тесто при выпечке «жаворонков» клали какие-нибудь предметы – колечко, пуговицу, монетку.А потом по попавшимся предметам гадали о будущем: кольцо обозначало свадьбу, пуговица – счастье, монета – достаток.
Весна: Люди связывали прилёт жаворонков с началом пахотных работ,говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полёте жаворонков-сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.
С помощью жаворонков выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучина….
Мужчины вытаскивали себе печёную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен во время начала посева.
Хозяюшка: Давайте и мы с вами выйдем в круг, возьмём наших жаворонков и позовём весну и лето красное.
Жаворонки, жавороночки!
Принесите нам лето теплое!
Унесите от нас зиму холодную,
Нам зима холодная надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Весна: А давайте с вами поиграем в игру «Жаворонок»
Игра «Жаворонок»
По считалке выбирается «жаворонок».
Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки.
В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нем.Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год.
Затем играющие закрывают глаза, «жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится жаворонком.
Сценарий развлечения в младшей группе «Весенний праздник» Ведущая: Солнце льет свой свет прекрасный Птицам песни петь не лень Тает снег и небо ясно Вот и праздник – женский день! Ребята! Мы пришли.
Сценарий развлечения «Праздник смеха и веселья!» в старшей группе Цель Создать атмосферу праздника. Задачи Доставить детям радость от участия в конкурсах, розыгрышах и забавах. Развитие позитивного самоощущения,.
Сценарий развлечения в старшей группе «Праздник Дружбы» Цель: Формировать знания детей о дружбе и друзьях. Формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу; воспитание дружественных,.
Сценарий развлечения в старшей группе «Жаворонки прилетайте, весну-красну созывайте» Цель: продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа; дать представление о народном празднике прихода весны Задачи:.
Сценарий развлечения «Восьмое марта — праздник мам» в разновозрастной группе 4–5 лет Подготовили и провели авторы публикации музыкальный руководитель О. В. Топчий, воспитатели В. В. Мирошниченко, М. В. Тагильцева МБДОУ №56 г. Шахты.
Источник
Фольклорное развлечение «Жаворонки»
Тема: «Жаворонки, прилетите! Весну — красну принесите!»
Расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа.
Познакомить детей с народным праздником «Сороки»или «Жаворонки», его традициями, обрядами.
Развивать интерес к русскому фольклору через русские весенние заклички;
Дать представление о весеннем равноденствии, прилете птиц.
Воспитывать у детей интерес к народным праздникам, культуре своего народа.
Продолжать знакомить детей с народными играми, хороводами развивать ловкость и координацию движений.
Макет дерева, птички-поделки детей.
Дети в русских народных костюмах; взрослые в костюмах Хозяйки родитель –Весны, ребёнок –Солнце.
(Под русскую народную мелодию дети входят в зал в рус. нар. костюмах. Встают полукругом)
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Давно Вас жду поджидаю, праздник не начинаю!
— Когда вода разольется, когда лес зазеленится
— Когда птицы прилетают, тогда и весна наступает.
1. Весна, весна проснись ото сна!
А ты, зима, ступай за моря!
Пусть зима уходит в прок!
Весну пустим на порог!
2. Нам, зима, ты надоела
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла!
3. Весна, весна, проснись ото сна!
Нам зима наскучила,
( дети садятся на стульчики)
Хозяюшка: Весна! Весна благодатная! Весна долгожданная! О весне складывали стихи, пели песни, устраивали народные гуляния, призывали солнце красное скорее растопить зимний снег.
1. Солнышко, выгляни красное высвети!
К нам на праздник приходи, да весну разбуди!
2. Гори солнце, ярче! Лето будет жарче,
А зима теплее, а весна милее.
3. Солнышко, солнышко, красное ведрышко!
Выгляни из-за горы, да до весенней поры!
(Выходит девочка, на груди у нее солнышко)
Улыбки возвращаю вам, и радость всем дарю!
Хозяюшка: Спасибо солнышко, что заглянуло к нам на праздник. Будь у нас гостем дорогим.
Солнце разгорается, Игры начинаются!
— Ребята давайте с вами поиграем в народную игру«Жаворонок»
Подвижная игра «Жаворонок»
(Дети становятся в круг и поют)
В небе жаворонок пел,
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу.
«Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!»
Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым позвонит в колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется
Хозяюшка: А мы весну встречаем, птичек закликаем!
Весну красную закликайте.
Чтобы снеги покатились,
В речке воды появились.
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту, На овсяном снопе.
А нам отдай телегу.
Прилетайте к нам сюда
Принисите нам весну, принесите к нам красну.
Звучит фонограмма «Голоса птиц»
(Звучит русская народная музыка входит весна.)
Весна: — Я Весна красна!
Ай спасибо вам, добрые молодцы,
Да красные девицы,
За то что меня ждали,
Звали – позывали
Весело пели и плясали.
Принесла я вам подарки :
Солнышко ясное, птиц хоровод, травушка-муравушка
В сад позовет
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
— Я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Хозяйка: — Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?
Весна: — Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день.
Хозяйка — Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?
Весна: — Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.
Хозяюшка : — Весна-красна, долго мы тебя ждали. А теперь давайте петь, плясать и веселиться!
Весна: — В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.
— Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (Ласточка.)
— Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).
— В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).
— Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).
Хозяюшка : Молодцы, ребята! Вы знаете наших друзей пернатых. Хозяюшка : — Весна-красна, долго мы тебя ждали. А теперь давайте петь, плясать и веселиться!
Источник
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фольклорный досуг
для детей старшего дошкольного возраста
Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Праздник равноденствия дарит нам весна,
Пробуждается природа, ей уж не до сна,
Помирились ночь и день, ссориться что толку?
Равные они теперь, хоть и ненадолго!
Вот послушайте, какой обычай был раньше в деревне. В этот день ребятишки выбегали рано утром босые во двор и старались перебросить через забор 40 щепочек, а девочки завязывали на своих лентах 40 узелков, потому что ждали прилёта 40 разных птиц в этот день.
Викторина: «Перелётные птицы».
Давайте и мы с вами поиграем.
Игра для девочек: (Воспитатели выбирают по 3 девочки из своей группы) девочки
В этот день на Руси праздновали праздник «Жаворонки». В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. Существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц и первая из них – жаворонок.
Русские традиции и обряды:
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонок»
Дети встают в круг, ведущий-жаворонок ходит внутри круга, звенит колокольчиком. Дети поют (например, на мотив «Ах вы сени, мои сени») :
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» кладёт колокольчик между двумя детьми. Игроки, между которыми лежит колокольчик, поворачиваются спиной друг к другу, готовятся бежать по кругу.
Дети хлопают в ладоши и говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Игроки бегут по кругу в противоположные стороны. Кто первый прибежит и
поднимет колокольчик, становится ведущим-жаворонком. Игра продолжается.
— С этим праздником связаны и другие народные обычаи. Кроме птичек ещё выпекали сорок «орехов» и каждый последующий день нужно выбрасывать по одному на улицу с такими словами: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!»
— Иногда сорок шариков из теста клали в специально сделанные соломенные гнездышки с тем, чтобы куры не ходили по чужим дворам, неслись дома и к светлому празднику «Светлой Пасхи» принесли побольше яиц.
Мастер – класс: изготовление жаворонков из бумаги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Это занятие подойдёт при праздновании дня птиц.
Открытое занятие с подбором музыкально-фольклорного материала.На занятии дети делают «Жаворонков» из лоскутков ткани, водят хороводы, играют в русскую народную игру «Жаворонок» закличками зазыва.
Конспект занятия Непосредственно-образовательной деятельности В области «познаний» По разделу «Чтение художественной литературы»Цель: Познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, пос.
Продолжать знакомить детей с русскими народными фольклорными праздниками. Способствовать приобщению детей и их родителей к традициям русской культуры.
Занятие по основам домоводства, на котором дети знакомятся с технологией выпечки печенья.
Источник
Праздник «Жаворонки»
методическая разработка (3 класс) на тему
Праздник «Жаворонки» или «Сороки»
Скачать:
Предварительный просмотр:
занятия по внеурочной деятельности «Русский фольклор»
Учитель: Панина Марина Ивановна
МОУ «Клишинская ООШ»
22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.
Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Были народные приметы в чести. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников.
По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Сложилась хорошая традиция отмечать календарные и фольклорные праздники : Зимние святки, Рождество, Масленичная неделя, Сороки.
В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Цель нашего праздника познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Наш опыт показал, что православный праздник в школе положительно влияет на всех детей.
Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.
Знакомясь с обрядовыми праздниками благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.
Православные-фольклорные праздники в школе открыли детям, а также и педагогам загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье.
Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
Как испечь Жаворонки
Рецепт прост. Сухие дрожжи 1,5 чайной ложки муки пшеничной, 500 грамм соли, 1 чайная ложка сахара, 2-2,5 столовые ложки воды, 300 мл. теста. Тесто замесить плотное, дать подойти в два раза, обмять и на часик отправить в холодильник.
После того, как тесто подошло, сформируйте булочки, смажьте верх и выпекайте 30-35 минут при температуре 190 гр..
Для смазывания в маленькой чашечке необходимо заварить крепкий черный чай (пакетик), развести там 3 столовые ложки сахара, и 0,5 столовой ложки крахмала. Прогреть все это в микроволновке — получится такой сладкий чайный кисель.
Авдотья: — Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие!
Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.
На Авдотью солнышко – лето погожее.
Если на Авдотью снег – будет урожай.
— Ребята, мне кажется, что даже солнышко ярче светить стало.
-А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?
-Правильно, наступила весна. А по каким признакам вы почувствовали приближение весны?
А какой месяц сейчас идет?
-Да ребята, в народе говорят «Пришёл март – капельник и зима заплакала»
— В марте есть один особенный день. По народному календарю 21 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется.
— 22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечает праздник день весеннего равноденствия. Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну. Поэтому и праздник называется «Жаворонки» этот день в народе называют также день Сорока мучеников или «СОРОКИ»
Авдотья: — В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Говорят пословицы: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам».
— Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!
— Жавороночек, прилети,
Студену зиму унеси!
Жавороночек, принеси
Весну-красну на своем хвосту!
Жавороночек, прилети к огням.
Принеси ты нам тепла, летечка!
Жавороночки, летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
— Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.
Авдотья: — А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.
— Вышли дети погулять, Весну красную встречать
Необычно это как-то: где искать ее и как?
Авдотья: — Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».
Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала…
Машенька: — Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать-звать.
Авдотья: — Зима-то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки-ноги ознобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!
Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце…
— Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!
Авдотья: — Люди ждали теплое солнышко, называли ласково, уважительно Ярило-солнышко.
Хоровод «Солнышко ».(шест с разноцветными лентами. Каждый держится за ленту идем по кругу и говорим заклички)
Дети встают в хоровод, говорят заклички о солнышке:
«Приди, приди, солнышко,
Выгляни в окошечко
Всех согрей скорее».
2.«Солнышко-ведрышко,
Загляни в оконышко,
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись».
3 «Солнышко,солнышко,
Ты пораньше взойди,
Красное солнышко,
Нас пораньше разбуди,
Выйди поскорее,
Нам в поля бежать,
Будь к нам подобрее!»
Нам весну встречать».
Студёну зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Весь хлеб у нас поела!
Руки ноги отморозила!
Авдотья: — Выглянуло Солнце из-за горы, из за серых туч и зазвучала весёлая песенка.
Звучит «Весенняя песенка»
Авдотья: Маша и спрашивает:
— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму.
Видело, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала,
В мешке стужу несла, холод на землю трясла.
А Весна про то не знает.
Иди, красная девица, ищи Весну.
Зови ее в свои края.
Авдотья: — Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.
Машенька: — Земля-матушка, ты Весну не встречала?
— Меня весна разбудила,
К новой жизни пробудила.
Вот уже снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето —
Всё вокруг и любит и поет.
Авдотья: — Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
— Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна
Авдотья: — Стала тут и Маша Весну кликать — звать.
Маша: — Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.
— Я Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
— Я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла.
Авдотья; Вот сегодня я вас хочу научить жаворонков мастерить. Но сначала встанем все и скажем слова приветствия для птиц и хозяйки дома.
Подними ладони выше
И сомкни над головой.
А под крышей мы с тобой!
Подними ладони выше
И сомкни перед собой.
Мостик ровный и прямой!
Подними ладони выше
И, скрестив их, помаши.
Птички очень хороши!
Чтобы приблизить приход весны хозяйки в этот день выпекали из пресного или кислого теста птичек- « жаворонков», которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
СТУДЕНУ ЗИМУ УНЕСИТЕ,
ТЕПЛУ ВЕСНУ ПРИНЕСИТЕ:
ВЕСЬ ХЛЕБ У НАС ПОЕЛА»
С этим праздником связаны и другие народные обычаи. Например, было принято кроме птичек выпекать сорок орехов и каждый последующий день выбрасывать по одному на улицу с такими словами:
Вот тебе хлеб и овёс!
А теперь убирайся подобру – по- здорову!»
Иногда сорок шариков из теста клали в специально сделанные соломенные гнёздышки с тем, чтобы куры не ходили по чужим дворам, неслись дома и к светлому празднику Пасхи принесли по- больше яиц!
Жаворонки ноги тонки.
Мы встретились с весною
О ней мы все узнали
Хочу, чтоб о весне прекрасной
Родным вы дома рассказали!
-Звучит фонограмма щебета птиц.
Слышите, жаворонки поют
Жаворонушки, птахи малые,
Птахи малые, голосистые,
Летят по воле,
Несут весну в подоле.
— Я вам предлагаю в завершении нашего занятия взяться за руки, встать в хоровод и подумать: понравилось ли вам наше занятие, что нового и интересного вы узнали. Прикрепить жаворонка на наш стенд, чем выше прикрепите жаворонка, тем больше вам понравилось наше занятие. Если что-то было непонятно для вас, то лепите жаворонка пониже. Итак, собираемся в хоровод.
Авдотья раздает угощение, приговаривая:
Хоть птицы к нам возвращаются. А до тепла еще далеко-
Мы совсем чуть – чуть прикоснулись к старине, истории, народной культуре. Но я думаю, вы, мои милые дети, почувствовали, как это прекрасно: знать и понимать обычаи, традиции, быт и праздники своего народа.
Источник