Описание русской народной игры жаворонок

Сценарий праздника «Жаворонки» в детском саду в старшей группе

1. Весна на пост свой заступила,
Тепло земле всей подарила
И солнечным ярким лучом
С улыбкой вошла в каждый дом.

2. Идет матушка- Весна, отворяй ворота!
Первым март пришел – белый снег сошел,
А за ним и апрель – отворил окно и дверь,

3. А уж как придёт май –
Солнце в терем приглашай!
Ребята, давайте петь и плясать,
Весну красную прославлять!

Ведущая: с давних времён на Руси был обычай праздновать прилёт птиц, возвращающихся домой из тёплых стран. Этот праздник назывался «Сороки», потому что считалось, что прилетают 40 птиц, и первые из них – жаворонки. Поэтому праздник ещё называли «Жаворонки».
СЛАЙД 3
С вечера хозяюшки месили тесто и пекли 40 шариков и жаворонков. Шарики каждый день по одному выбрасывали в окошко. Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года.
СЛАЙД 4
А жаворонков раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали заклички.
СЛАЙД 5-7

Вот послушайте заклички, которые расскажут наши дети.
1. Жаворонушки, полетовушки!
Прилетите к нам,
Весну ясную, Весну красную
Принесите нам!

2. Жаворонушки-перепёлушки!
Из-за моря летите,
Весну красную несите!

3. Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

4. Ой вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое — коровье.
Второе — овечье,
Третье — человечье.

5. Жаворонок, жаворонок
Прилетай к нам во лесок!
Будем мы с тобой играть,
Будем петь и танцевать!

Ведущая:
Дети, давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.
Предлагаю поиграть в игру «Золотые ворота»

Игра «Золотые ворота»
(Все проходят цепочкой через ворота и говорят слова).
Ходит матушка – весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается
Другой раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустит вас.
В конце игры входит Весна

Весна:
Здравствуйте, дети!
Здравствуйте, гости!
Я – Весна-красна,
Вам тепло принесла.

Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… (грач)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает (воробей)

Днём молчит,
ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает (филин)

Как снег бела,
Как сажа черна,
Вертлява, как бес,
Повертелась, да в лес (сорока)

Кто без рук и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Кто же это? (соловей)

Клювом кто стволы долбил,
Всех букашек истребил? (дятел)

Весна: а теперь поиграйте со мной!
Ведущая: На Руси всегда играли в весёлые игры. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Гори-гори ясно». И так, отворяю ворота ключиком, замочком, шелковым платочком…
Р.н. и. «Гори-гори ясно».

Ведущая: Весна –красна, а мы еще одну игру знаем

Игра «Жаворонок».
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел,
колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет,
будет счастлив целый год.
Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик у ног двоих детей. Все открывают глаза, нашедшие оббегают круг, кто из них прибежит первым, звонит в колокольчик, становится ведущим в игре. Повторяется игра 2-3 раза.

Весна:
Выходите в круг плясать и песни петь!
Хоровод «Ой, бежит ручьём вода»

Ведущая: Весна, а наши ребятки знают о тебе много пословиц, поговорок, примет.

Пословицы, поговорки:
Дети:
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весна да осень — на дню погод восемь.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Весною сутки мочит, а час сушит.
Весенний день год кормит.
Зима весну пугает, да все равно тает.
Весна днем красна, да и то не сполна.
Весною оглобля за ночь травой обрастает.

Весна: Спасибо вам ребята. За ваше старание я предлагаю вам послушать песнь жаворонка.

СЛАЙД 9.
А сейчас примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому. А сейчас в самый час, всем на удивленье, заварить душистый чай да отведать угощенье.
Праздник заканчивается чаепитием.
Ведущая:
Мы весну, ребята, встретили,
Танцевали и играли.
Нам с весною было весело,
И она осталась с нами!

Источник

Сценарий развлечения в подготовительной группе «Праздник «Жаворонки»

Наталья Стешенко
Сценарий развлечения в подготовительной группе «Праздник «Жаворонки»

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.

— познакомить детей со старинными обычаями встречи весны.

— Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, песни и приметы, заучить заклички о весне и песни «Веснянки».

— Предложить детям научиться лепить традиционные для этого праздника булочки – «жаворонки»

На календаре опять весна,

Природа пробудилась ото сна.

Весёлая капель стучит по крышам

И птицы заливаются с утра.

Я поздравляю вас с весенним праздником «День птиц»!

В этом году этот народный праздник отмечают 20 марта. Этот день совпадает с астрономическим днём весеннего равноденствия- днём, когда наступает Весна, днём, когда длина светлого времени суток равна длине тёмного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить.

В этот день на Руси праздновали праздник «Жаворонки».

Легенда о жаворонке.

Жаворонка считали Божьей птицей. Как рассказывает легенда, Бог подбросил высоко вверх комочек земли и из него появилась на свет эта серая, как земля, птичка.

Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья.

Окраска полевого жаворонка помогает ему маскироваться в траве и на земле.

Спина коричнево-жёлтая с пёстрыми вкраплениями, оперение живота белого цвета, грудь- коричнево-пёстрая. Голова украшена небольшим хохолком, хвост окаймляют белые перья.

Виды жаворонков

Жаворонки песнь запели:

На зелёном, на лугу

Сверху деток стерегут.

Жаворонки есть лесные,

Жаворонковых семья.

Расселились по Земле.

Встретишь их в любой стране.

Жаворонки прилетают очень рано-как только появляются проталины. Жаворонки ищут еду на земле, разыскивают ещё не вылезших после зимовки насекомых и их личинки. Если же не отыщут насекомых, будут собирать прошлогодние семена растений.

Гнездо располагается всегда на земле: в ямке, сделанной либо самой птицей, либо копытом лошади или коровы, среди негустой травы. Гнездо искусно укрыто под кустиком травы, и почти незаметно.

Петь самцы полевого жаворонка начинают сразу по прилёту с зимовки. Поднимаясь высоко в небо, превращаясь в невидимую точку, жаворонок поёт так громко, что звук песни раздаётся на километры.

Пение высоко над землёй делает полевого жаворонка весьма уязвимым. Если жаворонку в воздухе грозит опасность, он камнем падает вниз и старается затеряться в стеблях травы.

Жаворонок — распространённый персонаж поэзии: встречается в многочисленных припевках, приговорах, песнях – веснянках. Жаворонками называют людей, которые привыкли рано начинать свой день.

Пословицы и приметы:

Жаворонок поет к ясной погоде.

Если жаворонка не слышно с самой зари — будет дождь или вообще плохая погода.

Так беззаботно, на лету

Он щедро сыплет трели,

Взвиваясь круто в высоту

С земли своей-постели.

Среди колосьев он живёт.

Но нужен весь небесный свод

Ему для звонких песен.

Пой, пой певунья птичка,

Взвейся в небо голубое,

В поле одна лишь зорька

Встретит нас с тобою.

Успокойся, выше взвейся

Здесь, где я пашу и сею,

(польская народная песня)

Читайте также:  Русская народная сказка хаврошечка писатель

Поскольку в марте начинали возвращаться из теплых краев перелётные птицы, считалось, что именно они на своих крыльях и приносят весну.

В народе так говорили об этом дне:

Когда вода разольётся,

Когда лес зазеленится,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

Хозяюшка: По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну своеобразным речитативом –закличкой, веснянкой.

Давайте, детушки мои, послушаем, как дети в старину кликали весну!

(Звучит в записи закличка о весне)

Хозяюшка: Давайте, мои хорошие, тоже вспомним закличку о весне!

Весна, Весна красная!

Приди весна с радостью,

С великой милостью,

Весна: Я весна – красна!

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На полях рощу цветочки

Прогоняю с речек лед.

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу –

Людям радость я несу.

На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочке,

Дети: Весна красна! Что ты нам принесла?

Весна: Красное летечко!

Дети: Весна красна, оставайся с нами на празднике мы будем песни петь и хороводы водить. (звучит музыка для хоровода)

Хозяюшка: Детки малые, детки большие, а знаете ли вы, как на Руси весну –Красну встречают, чем зазывают? Прилетающих птиц люди встречают радостно, надеются на скорую весну. В этот день в русских деревнях все хозяйки вместе со своими детками выпекают вкусные, ароматные булочки особой формы, похожие на птичек – жаворонков.

Жаворонков давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые валенки, варежки да тулуп, а потом детям.И приговаривали:

— Ой, вы жаворонки, жавороночки,

Летите в поле, несите здоровье.

Весна: Жаворонковраздавали детям со словами: «Жаворонки прилетели, на головку сели». Печёных жаворонков дети насаживали на шесты, бежали сними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков,а сними и весну:

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Весь хлеб у нас поела!»

Хозяюшка: Дети выкладывали птичек в кружочек, плясали и пели песни-веснянки. Накричавшись и наигравшись с «жаворонками», дети прикрепляли их к веткам деревьев, засовывали под крыши домов, под застрехи в сараях. Оставшееся печенье съедали, а головки птичек приносили домой. Существовала примета – чем больше головка у «жаворонка», тем крупнее, «головастее» будет лён. Или такая,например: чем выше подбросишь «жаворонка», тем выше вырастет лён.

Иногда в тесто при выпечке «жаворонков» клали какие-нибудь предметы – колечко, пуговицу, монетку.А потом по попавшимся предметам гадали о будущем: кольцо обозначало свадьбу, пуговица – счастье, монета – достаток.

Весна: Люди связывали прилёт жаворонков с началом пахотных работ,говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полёте жаворонков-сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.

С помощью жаворонков выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучина….

Мужчины вытаскивали себе печёную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен во время начала посева.

Хозяюшка: Давайте и мы с вами выйдем в круг, возьмём наших жаворонков и позовём весну и лето красное.

Жаворонки, жавороночки!

Принесите нам лето теплое!

Унесите от нас зиму холодную,

Нам зима холодная надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Весна: А давайте с вами поиграем в игру «Жаворонок»

Игра «Жаворонок»

По считалке выбирается «жаворонок».

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки.

В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нем.Все говорят:

В небе жаворонок пел,

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год.

Затем играющие закрывают глаза, «жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится жаворонком.

Сценарий развлечения в младшей группе «Весенний праздник» Ведущая: Солнце льет свой свет прекрасный Птицам песни петь не лень Тает снег и небо ясно Вот и праздник – женский день! Ребята! Мы пришли.

Сценарий развлечения «Праздник смеха и веселья!» в старшей группе Цель Создать атмосферу праздника. Задачи Доставить детям радость от участия в конкурсах, розыгрышах и забавах. Развитие позитивного самоощущения,.

Сценарий развлечения в старшей группе «Праздник Дружбы» Цель: Формировать знания детей о дружбе и друзьях. Формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу; воспитание дружественных,.

Сценарий развлечения в старшей группе «Жаворонки прилетайте, весну-красну созывайте» Цель: продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа; дать представление о народном празднике прихода весны Задачи:.

Сценарий развлечения «Восьмое марта — праздник мам» в разновозрастной группе 4–5 лет Подготовили и провели авторы публикации музыкальный руководитель О. В. Топчий, воспитатели В. В. Мирошниченко, М. В. Тагильцева МБДОУ №56 г. Шахты.

Источник

Фольклорное развлечение «Жаворонки»

Тема: «Жаворонки, прилетите! Весну — красну принесите!»

Расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа.

Познакомить детей с народным праздником «Сороки»или «Жаворонки», его традициями, обрядами.

Развивать интерес к русскому фольклору через русские весенние заклички;

Дать представление о весеннем равноденствии, прилете птиц.

Воспитывать у детей интерес к народным праздникам, культуре своего народа.

Продолжать знакомить детей с народными играми, хороводами развивать ловкость и координацию движений.

Макет дерева, птички-поделки детей.

Дети в русских народных костюмах; взрослые в костюмах Хозяйки родитель –Весны, ребёнок –Солнце.

(Под русскую народную мелодию дети входят в зал в рус. нар. костюмах. Встают полукругом)

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Давно Вас жду поджидаю, праздник не начинаю!

— Когда вода разольется, когда лес зазеленится

— Когда птицы прилетают, тогда и весна наступает.

1. Весна, весна проснись ото сна!

А ты, зима, ступай за моря!

Пусть зима уходит в прок!

Весну пустим на порог!

2. Нам, зима, ты надоела

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла!

3. Весна, весна, проснись ото сна!

Нам зима наскучила,

( дети садятся на стульчики)

Хозяюшка: Весна! Весна благодатная! Весна долгожданная! О весне складывали стихи, пели песни, устраивали народные гуляния, призывали солнце красное скорее растопить зимний снег.

1. Солнышко, выгляни красное высвети!

К нам на праздник приходи, да весну разбуди!

2. Гори солнце, ярче! Лето будет жарче,

А зима теплее, а весна милее.

3. Солнышко, солнышко, красное ведрышко!

Выгляни из-за горы, да до весенней поры!

(Выходит девочка, на груди у нее солнышко)

Улыбки возвращаю вам, и радость всем дарю!

Хозяюшка: Спасибо солнышко, что заглянуло к нам на праздник. Будь у нас гостем дорогим.

Солнце разгорается, Игры начинаются!

— Ребята давайте с вами поиграем в народную игру«Жаворонок»

Подвижная игра «Жаворонок»

(Дети становятся в круг и поют)

В небе жаворонок пел,

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу.

«Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!»

Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым позвонит в колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется

Хозяюшка: А мы весну встречаем, птичек закликаем!

Весну красную закликайте.

Чтобы снеги покатились,

В речке воды появились.

Красну Весну принесите.

Принесите Весну на своем хвосту, На овсяном снопе.

А нам отдай телегу.

Прилетайте к нам сюда

Принисите нам весну, принесите к нам красну.

Звучит фонограмма «Голоса птиц»

(Звучит русская народная музыка входит весна.)

Весна: — Я Весна красна!

Ай спасибо вам, добрые молодцы,
Да красные девицы,
За то что меня ждали,
Звали – позывали
Весело пели и плясали.
Принесла я вам подарки :
Солнышко ясное, птиц хоровод, травушка-муравушка
В сад позовет

Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

— Я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,

Читайте также:  Сравнения авторской и народной сказки таблица

Хозяйка: — Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна: — Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день.

Хозяйка — Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

Весна: — Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Хозяюшка : — Весна-красна, долго мы тебя ждали. А теперь давайте петь, плясать и веселиться!

Весна: — В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.

— Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (Ласточка.)

— Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).

— В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).

— Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).

Хозяюшка : Молодцы, ребята! Вы знаете наших друзей пернатых. Хозяюшка : — Весна-красна, долго мы тебя ждали. А теперь давайте петь, плясать и веселиться!

Источник

Цель:

Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Фольклорный досуг

для детей старшего дошкольного возраста

Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Праздник равноденствия дарит нам весна,
Пробуждается природа, ей уж не до сна,
Помирились ночь и день, ссориться что толку?
Равные они теперь, хоть и ненадолго!

Вот послушайте, какой обычай был раньше в деревне. В этот день ребятишки выбегали рано утром босые во двор и старались перебросить через забор 40 щепочек, а девочки завязывали на своих лентах 40 узелков, потому что ждали прилёта 40 разных птиц в этот день.

Викторина: «Перелётные птицы».

Давайте и мы с вами поиграем.
Игра для девочек: (Воспитатели выбирают по 3 девочки из своей группы) девочки

В этот день на Руси праздновали праздник «Жаворонки». В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. Существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц и первая из них – жаворонок.

Русские традиции и обряды:

«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»

Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонок»

Дети встают в круг, ведущий-жаворонок ходит внутри круга, звенит колокольчиком. Дети поют (например, на мотив «Ах вы сени, мои сени») :

В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» кладёт колокольчик между двумя детьми. Игроки, между которыми лежит колокольчик, поворачиваются спиной друг к другу, готовятся бежать по кругу.

Дети хлопают в ладоши и говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Игроки бегут по кругу в противоположные стороны. Кто первый прибежит и

поднимет колокольчик, становится ведущим-жаворонком. Игра продолжается.

— С этим праздником связаны и другие народные обычаи. Кроме птичек ещё выпекали сорок «орехов» и каждый последующий день нужно выбрасывать по одному на улицу с такими словами: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!»

— Иногда сорок шариков из теста клали в специально сделанные соломенные гнездышки с тем, чтобы куры не ходили по чужим дворам, неслись дома и к светлому празднику «Светлой Пасхи» принесли побольше яиц.

Мастер – класс: изготовление жаворонков из бумаги.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это занятие подойдёт при праздновании дня птиц.

Открытое занятие с подбором музыкально-фольклорного материала.На занятии дети делают «Жаворонков» из лоскутков ткани, водят хороводы, играют в русскую народную игру «Жаворонок» закличками зазыва.

Конспект занятия Непосредственно-образовательной деятельности В области «познаний» По разделу «Чтение художественной литературы»Цель: Познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, пос.

Продолжать знакомить детей с русскими народными фольклорными праздниками. Способствовать приобщению детей и их родителей к традициям русской культуры.

Занятие по основам домоводства, на котором дети знакомятся с технологией выпечки печенья.

Источник

Праздник «Жаворонки»
методическая разработка (3 класс) на тему

Праздник «Жаворонки» или «Сороки»

Скачать:

Предварительный просмотр:

занятия по внеурочной деятельности «Русский фольклор»

Учитель: Панина Марина Ивановна

МОУ «Клишинская ООШ»

22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.

Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Были народные приметы в чести. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников.

По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Сложилась хорошая традиция отмечать календарные и фольклорные праздники : Зимние святки, Рождество, Масленичная неделя, Сороки.

В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Цель нашего праздника познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Наш опыт показал, что православный праздник в школе положительно влияет на всех детей.

Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.

Знакомясь с обрядовыми праздниками благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Православные-фольклорные праздники в школе открыли детям, а также и педагогам загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье.

Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

Как испечь Жаворонки

Рецепт прост. Сухие дрожжи 1,5 чайной ложки муки пшеничной, 500 грамм соли, 1 чайная ложка сахара, 2-2,5 столовые ложки воды, 300 мл. теста. Тесто замесить плотное, дать подойти в два раза, обмять и на часик отправить в холодильник.

Читайте также:  Сабантуй описание народного праздника

После того, как тесто подошло, сформируйте булочки, смажьте верх и выпекайте 30-35 минут при температуре 190 гр..

Для смазывания в маленькой чашечке необходимо заварить крепкий черный чай (пакетик), развести там 3 столовые ложки сахара, и 0,5 столовой ложки крахмала. Прогреть все это в микроволновке — получится такой сладкий чайный кисель.

Авдотья: — Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие!

Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.
На Авдотью солнышко – лето погожее.
Если на Авдотью снег – будет урожай.

— Ребята, мне кажется, что даже солнышко ярче светить стало.

-А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?

-Правильно, наступила весна. А по каким признакам вы почувствовали приближение весны?

А какой месяц сейчас идет?

-Да ребята, в народе говорят «Пришёл март – капельник и зима заплакала»

— В марте есть один особенный день. По народному календарю 21 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется.

— 22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечает праздник день весеннего равноденствия. Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну. Поэтому и праздник называется «Жаворонки» этот день в народе называют также день Сорока мучеников или «СОРОКИ»

Авдотья: — В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Говорят пословицы: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам».

— Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!

— Жавороночек, прилети,
Студену зиму унеси!
Жавороночек, принеси
Весну-красну на своем хвосту!
Жавороночек, прилети к огням.
Принеси ты нам тепла, летечка!
Жавороночки, летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!

— Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.

Авдотья: — А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.

— Вышли дети погулять, Весну красную встречать
Необычно это как-то: где искать ее и как?

Авдотья: — Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».

Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала…

Машенька: — Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать-звать.

Авдотья: — Зима-то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки-ноги ознобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце…

— Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!

Авдотья: — Люди ждали теплое солнышко, называли ласково, уважительно Ярило-солнышко.

Хоровод «Солнышко ».(шест с разноцветными лентами. Каждый держится за ленту идем по кругу и говорим заклички)

Дети встают в хоровод, говорят заклички о солнышке:

«Приди, приди, солнышко,

Выгляни в окошечко

Всех согрей скорее».

2.«Солнышко-ведрышко,
Загляни в оконышко,

Солнышко, нарядись,
Красное, покажись».

3 «Солнышко,солнышко,
Ты пораньше взойди,

Красное солнышко,
Нас пораньше разбуди,

Выйди поскорее,
Нам в поля бежать,

Будь к нам подобрее!»
Нам весну встречать».

Студёну зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Весь хлеб у нас поела!

Руки ноги отморозила!

Авдотья: — Выглянуло Солнце из-за горы, из за серых туч и зазвучала весёлая песенка.

Звучит «Весенняя песенка»

Авдотья: Маша и спрашивает:

— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму.
Видело, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала,
В мешке стужу несла, холод на землю трясла.
А Весна про то не знает.
Иди, красная девица, ищи Весну.
Зови ее в свои края.

Авдотья: — Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.

Машенька: — Земля-матушка, ты Весну не встречала?

— Меня весна разбудила,
К новой жизни пробудила.
Вот уже снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето —
Всё вокруг и любит и поет.

Авдотья: — Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

— Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна

Авдотья: — Стала тут и Маша Весну кликать — звать.

Маша: — Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.

— Я Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

— Я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла.

Авдотья; Вот сегодня я вас хочу научить жаворонков мастерить. Но сначала встанем все и скажем слова приветствия для птиц и хозяйки дома.

Подними ладони выше

И сомкни над головой.

А под крышей мы с тобой!

Подними ладони выше

И сомкни перед собой.

Мостик ровный и прямой!

Подними ладони выше

И, скрестив их, помаши.

Птички очень хороши!

Чтобы приблизить приход весны хозяйки в этот день выпекали из пресного или кислого теста птичек- « жаворонков», которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

СТУДЕНУ ЗИМУ УНЕСИТЕ,

ТЕПЛУ ВЕСНУ ПРИНЕСИТЕ:

ВЕСЬ ХЛЕБ У НАС ПОЕЛА»

С этим праздником связаны и другие народные обычаи. Например, было принято кроме птичек выпекать сорок орехов и каждый последующий день выбрасывать по одному на улицу с такими словами:

Вот тебе хлеб и овёс!

А теперь убирайся подобру – по- здорову!»

Иногда сорок шариков из теста клали в специально сделанные соломенные гнёздышки с тем, чтобы куры не ходили по чужим дворам, неслись дома и к светлому празднику Пасхи принесли по- больше яиц!

Жаворонки ноги тонки.

Мы встретились с весною

О ней мы все узнали

Хочу, чтоб о весне прекрасной

Родным вы дома рассказали!

-Звучит фонограмма щебета птиц.

Слышите, жаворонки поют
Жаворонушки, птахи малые,
Птахи малые, голосистые,
Летят по воле,
Несут весну в подоле.

— Я вам предлагаю в завершении нашего занятия взяться за руки, встать в хоровод и подумать: понравилось ли вам наше занятие, что нового и интересного вы узнали. Прикрепить жаворонка на наш стенд, чем выше прикрепите жаворонка, тем больше вам понравилось наше занятие. Если что-то было непонятно для вас, то лепите жаворонка пониже. Итак, собираемся в хоровод.

Авдотья раздает угощение, приговаривая:

Хоть птицы к нам возвращаются. А до тепла еще далеко-

Мы совсем чуть – чуть прикоснулись к старине, истории, народной культуре. Но я думаю, вы, мои милые дети, почувствовали, как это прекрасно: знать и понимать обычаи, традиции, быт и праздники своего народа.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector