Опорные слова для устного народного творчества

Содержание
  1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
  2. Дополни своё высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или интернете.
  3. Какие виды народного творчества ты знаешь?
  4. Составь с другом список книг, которые можно поместить на выставку «Народное творчество».
  5. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (гжель, хохлома, дымковская игрушка). Возможно, в том месте, где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.
  6. План сообщения о народном промысле России «Дымковская игрушка» для 3 класса.
  7. Дополни текст заклички.
  8. Устное народное творчество, с. 15 – 16
  9. Устное народное творчество, с. 15 – 16
  10. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Методический материал к учебным занятиям по дополнительной общеразвивающей программе «В глубину родной культуры» методическая разработка (1, 2, 3 класс) по теме
  11. Скачать:
  12. Предварительный просмотр:
  13. Конспект урока по литературному чтению на тему «Устное народное творчество»

Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.

Устное народное творчество — это творчество народа, которое передавалась из уст в уста, то есть люди пересказывали друг другу различные сказки, истории, легенды и были.

Литературным языком это называется малые фольклорные произведения, а их автором — народ.

В большинстве произведений мы слышим фантазию о счастье и свободе, поэтому в творчестве так много волшебных предметов и сказочных превращений.

Например, сапоги-скороходы или шапка-невидимка помогала оказаться в любом месте и в любое время, а скатерть-самобранка сама готовила и сама накрывала на стол и могла накормить весь народ.

А также волшебные предметы, такие как меч-кладенец и другие помогали уничтожить самых страшных врагов и защитить свою землю от варваров.

Дополни своё высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или интернете.

Устное народное творчество — это творчество народа с помощью слова, то есть устно передаваемые сочинения из поколения в поколение, не записывая их на бумаге.

Какие виды народного творчества ты знаешь?

Устное народное творчество достаточно многообразно, так как люди различным образом выражали свои фантазии, знания об окружающем мире, психологии людей и доносили мудрость до следующих поколений.

Это сказки, сказания, мифы, поговорки, частушки, пословицы, песни и загадки.

Составь с другом список книг, которые можно поместить на выставку «Народное творчество».

Думаю, что на выставке народного творчества было бы уместно разместить сборник русских народных сказок Афанасьева, сказки народов России, сборник «Сказки со всего света», «Сказки о животных со всего света» и сборник В. Даль «Пословицы и поговорки русского народа».

Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (гжель, хохлома, дымковская игрушка). Возможно, в том месте, где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

План сообщения о народном промысле России «Дымковская игрушка» для 3 класса.

Дымковская игрушка — это изделие ручной работы.

История этой народной игрушки начинается из Дымково Вятского края, где её начали изготавливать для весеннего праздника Свистунья.

Дымковские игрушки изготавливались, как свистульки, в виде людей в национальных костюмах и различных животных.

Каждое изделие создавалось одним мастером, красилось яркими красками и не было двух похожих свистулек.

Для изготовления Дымковской игрушки использовалась местная глина и речной песок.

Изделие долго сушили на солнце, а потом обжигали в печи.

После обжига искусные мастера начинали роспись свистулек различными красками, иногда даже сусальным золотом.

Сейчас Дымковскую игрушку можно посмотреть во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства и при въезде в город Киров в виде скульптуры.

Дополни текст заклички.

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку — скушай крошку.

Скушала крошку — принеси нам сладкого всё понемножку.

Источник

Устное народное творчество, с. 15 – 16

Сен 17

Устное народное творчество, с. 15 – 16

Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки. Народные лирические песни. Легенды. Былины. Духовные стихи. Баллады. Анекдоты. Частушки. Небылицы. Скороговорки. Колыбельные песни.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь. В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии – Никулины, Пенкины, Кошкины. Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы – представления людей о мире. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Источник

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Методический материал к учебным занятиям по дополнительной общеразвивающей программе «В глубину родной культуры»
методическая разработка (1, 2, 3 класс) по теме

В данной разработке содержитя материал по детскому фольклору, представлены тексты потешек, пестушек, загадок, скороговорок и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Если внимательно прочитать произведения русского фольклора, можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьезные думы о жизни человека. Слушая песни и сказки предков, люди задумывались над множеством непростых вопросов своего семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть человек, что следует высмеивать и порицать.

Посвящены были такие песни различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.

Читайте также:  Что такое педикулез и как его лечить народными средствами

Про Емелю-дурака, Мальчик с пальчик, Гуси-Лебеди, перышко Финиста-Ясна Сокола, Марья-Царевна Лягушчонка, Сестрица Аленушка.

Сказка звери в яме, Теремок, Бобовое зернышко, Лисичка-сестричка и волк, Журавль и цапля, Колобок.

Морозко, Сказка о том как мужик двух баринов прокормил.

Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Может быть несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.

Сто один брат,
Все в один ряд,
Одним кушаком подпоясаны.
(Изгородь)

Алый сапог
В земле горит.
(Свекла)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса наружи.
(Морковь)

Ни шит, ни кроен,
А весь в рубцах:
Без счету одежек
И все без застежек.
(Кочан капусты)

Ни окон, ни дверей —
Полна горница людей.
(Огурец)

Круглая, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь.
(Репа)

Желтая курица
Под тыном дуется.
(Тыква)

Кину с порошок,
Вырастет с подожок,
На подожке-то городок,
В городке-то шумок.
(Маковка)

Не огонь,
А жжется.
(Крапива)

Однолетняя трава
Выше двора.
(Хмель)

Бабушка Андреевна
Сгорбившись стоит,
Ноженьки в землюшку,
Рученьки расширила,
Все хочет схватить.
(Соха)

Железный нос
В землю врос;
Роет, копает,
Землю разрыхляет.
(Плуг)

Все поле в шнурах.
(Вспаханная полоса)

В поле едет на спине,
А по полю — на ногах.
(Борона)

Один льет,
Другой пьет,
Третий зеленеет да растет.
(Дождь, земля, хлеб)

Криво-лукаво
К лесу бежало:
Зелено-кудряво
Спрашивало:
— Криво-лукаво!
Куда побежало?
— Зелено-кудряво,
Тебя стеречи.
(Изгородь в поле)

Не море, а волнуется.
(Нива)

Что две недели зеленится
Две недели колосится
Две недели отцветает
Две недели наливает
Две недели подсыхает.
(Рожь)

Сто братьев в одну избушку
Соткнулись ночевать.
(Зерна в колосе)

Месяц
Новец
Днем на поле блестел
К ночи на небо слетел
(Серп)

Лежит мужичок в золотом кафтане,
Подпоясан, а не поясом:
Не поднимешь, так не встанет.
(Сноп)

Девять братьев — под одной шапкой
(Бабка снопов)

Зимой и летом
Одним цветом.
(Ель и сосна)

* * *
Красненько, кругленько,
Красненько, кругленько,
Листочки продолговатеньки.
(Рябина)

Шел я лесом,
Нашел я древо;
Из этого древа
Выходят четыре дела:
Перво дело — слепому посвечение
Второ дело — нагому потешение
Третье дело — скрипучему поможение
Четверто дело — хворому полегчение.
(Береза: лучина, веник, береста, сок)

Летит тень
На Петров день,
Сел тень на пень,
Стал тень плакать:
— Где моя дубровушка,
Где моя головушка,
Где мое веселое времячко!
(Лист)

Бел балахон,
А шапка красная.
(Подосиновик)

На бору, на яру
Стоит мужичок
— Красный колпачок.
(Мухомор)

Стоит Егорка
В красной ермолке
Кто не пройдет
Всяк поклон отдает.
(Земляника)

В лесу выросла,
Из лесу вынесли,
Ножом порезали;
В руках плачет
А кто слушает — скачет
(Дудка)

За горами,
За лесами
Жеребята ржут,
Домой не бегут.
(Волки)

Страх тепло волочет.
(Волк и овца)

Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке
Кур подсчитать.
(Лиса)

Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг
По снежочку тык-тык
(Заяц)

Не портной,
А всю жизнь с иголками ходит,
(Еж)

Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит
(Грач)

В болоте плачет,
А из болота не идет,
(Кулик)

Молод конь за морем бывал,
Спереди шильце,
Сзади вильце,
На груди белое полотенце.
(Ласточка)

Бела как снег,
Черна как жук,
Зелена как луг,
Вертится как бес,
И повертка в лес.
(Сорока)

Днем спит,
Ночью летает
И прохожих пугает
(Сова)

Живет в лесу
— Ухает, как разбойник;
Люди его боятся,
А он людей боится.
(Филин)

Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо)

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.
(Лягушка)

Под кустом, под ярусом
Лежит пояс гарусный.
(Змея)

Кто на себе дом возит?
(Улитка)

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копытз
Летит — воет,
Падет — землю роет.
(Жук)

Пословицы и поговорки

О Родине
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Где смелость, там и победа.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Все за одного, один за всех.

Об умении и трудолюбии

Делу время, а потехе – час.
Учение – путь к умению.
Терпение и труд всё перетрут.
Семь раз отмерь, а один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Землю солнце красит, а человека – труд.

О лени и нерадивости

Поспешишь – людей насмешишь.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Не спеши языком, торопись делом.
Делаешь наспех – сделаешь на смех.

Баю, баюшки баю, колотушек(ы) надаю,
Колотушек сорок пять, крепче дочка будет спать.
Бай, бай, бай, бай, поскорее засыпай,
Голубеньки глазки сделали салазки,
Сели да поехали, к дедушке заехали,
— Чего, дидя, делаешь? — Спуту да лопату,
Спуту да лопату, корову горбату.
Корова-то с кошку, надоила с ложку.
Пора бабушке вставать, курам зернышки давать,
Куры улетели, на сосенку сели,
Сосна обломилась, друга уродилась.
А шли две татарки — сломили по палке,
Убили ворону, понесли к Мирону,
У Мирона два коня, третья — курочка ряба.
А жу-жу, жу-жу, жу-жу, себе места (д) не найду,
Себе места не найду ни на печке, ни в углу,
Ни на печке, ни в углу, в посиделки я пойду,
В посиделках не сидится, в руках дело не спорится:
Донце гнется, нитка рвется.
Веретенце клокчется — прясть не хочется.
Пойду к дяде Николаю, на печь лягу, захвораю,
А ты, дядя Николай, самородинку дай,
Самородинка в лесу, пойду схожу, принесу.

Баю-баюшки баю, не ложися на краю,
Придет серенький волчок и ухватит за бочок,
И утащит во лесок под ракитовый кусток,
А там птички поют — Ване спать не дадут.

Уж ты котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приходи к нам ночевать,
Нашу Вареньку качать.
Уж как я тебе коту
Шубку новую сошью,
Дам кусочек пирога,
Налью кувшинчик молока.

Кошка на окошке
Рубашку шьёт,
Курочка в сапожках
Избёнку метёт.

Мыши
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.

Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь?
Ване спать не даёшь?

Ой, ди-ди-ли. (потешка)
Ульяновская обл.

1. Ой, ди-ди-ли, ди-ди-ли,
Где мы волка видели.

2. У бабушки Тани,
В огороде, в яме.

3. Пора, бабушка, вставать,
Курам семечки давать.

4. Куры улетели
На дубочек сели.

5. Дубок обломился —
Другой народился.

Попляши-ка, попляши (прибаутка)
Архангельская обл.

Читайте также:  Положение о народном творческом коллективе

1. Попляши-ка, попляши, да
Твои ножки хороши.
Вот и так, вот и так,
Вот и эдак, вот и так!

2. Вот и так, вот и так,
Вот и зайчиком.
Почему не поплясать
На пару пальчиков?

3. Ой, ноженьки
Мои маленьки,
Они прыгают, играют,
Ничего не понимают.

4. Илюшенька
Хорошенький,
Повертись, походи,
На народ погляди!

Играя на дворе, на улице, дети радостно окликают хором весенний дождь:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай —
Сколько хочешь понуждай*.
* * *

Уж дождь дождём,
Поливай ковшом!

Когда случается засуха, а дождь идёт мимо или выпадает небольшой дождь, просят у радуги, чтобы она не уносила дождя:
Радуга-дуга,
Принеси нам дождя!

Коровушка-бурёнушка,
Подай молочка,
Покорми пастушка!

После купания, чтобы избавиться от воды, налившейся в уши, прыгают на одной ноге и, наклоняя голову то в одну, то в другую сторону, прижимая к уху ладонь, приговаривают в такт прыжкам:
Мышка, мышка,
Вылей воду
Под горячую колоду —
Коням на болтушку**,
Свиньям на кормушку!

У крестьянских детей, которые бегают босиком по грязи и роются в земле, в иных случаях заболевает кожа, на руках и на ногах показываются «цыпки» — кожа трескается. Цыпки лечили коровьим маслом с приговоркой:
Цыпи, цыпи, под порог!
Дам вам маслица комок.

Этой приговоркой вызывают улитку из раковины:
Улитка, улитка,
Высуни рога!
Дам тебе пирога!

Курице подражают в таком приговоре:
Куд-кудах, куд-кудах,
Снесла яйцо в кулак!

Петушиный разговор представлен в приговорках:
— Били-били!
— Кого? Кого?
— Тебя, тебя!

* торопить, заставлять; зд. заставлять литься сильнее
** питьё, пойло

Небывалая сторонка
На сторонке той медведи
Грустно лапу не сосут.
Пчелы добрые соседи,
Им в подарок мед несут.
Волк живет там недалече,
Но его не слышен вой,
Он не трогает овечек,
Он питается травой.
Что там шапка-невидимка!
Здесь повсюду чудеса:
Подивись, как спят в обнимку
В норке зайчик и лиса.
Как же не мечтать об этом?
Все живут в согласье там?
Мыши ходят за советом
К добрым ласковым котам.
* * *

Шла лиса, мела хвостом
И трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.
* * *

Вдруг ворона прилетела
С волчьими зубами.
Пироги с малиной ела
Закусив грибами.
* * *

Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.
* * *

Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.

* * *
У Иванова двора
Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили,
А огонь не загасили.
Пришёл дедушка Фома,
Расседая борода.
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной:
Затушил он бородой!

Скороговорка в русском фольклоре– это быстрая речь, специально придумывались фразы с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. Этот детский фольклор служил не только забаве и развлечению деток, но и так же скороговорки, или чистоговорки, учили правильно произносить звуки, развивали мышцы языка, органы речи, память.

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

От топота копыт пыль по полю летит.
* * *

Проворонила ворона воронёнка.

Сшит колпак не по-колпаковски,
надо его переколпаковать
и перевыколпаковать

Из-под кислого молока,
из-под простокваши!

В один, Клим,
клин колоти!

Круг прорублю,
мать проведу,
сестру выведу

На дворе — трава,
на траве — дрова.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.

Два дровосека,
два дровокола,
два дроворуба
говорили про Ларю,
про Ларьку,
про Ларину жену!

Стоит поп на копне,
колпак на попе,
копна под попом,
поп под колпаком!

Хохлатые хохотуши
хохотом хохотали:
ха-ха-ха-ха-ха!

Бык тупогуб,
у быка губа тупа!

Шли сорок мышей,
несли сорок грошей;
две мыши поплоше
несли по два гроша.

Рыла свинья тупорыла,
белорыла,
весь двор перерыла,
вырыла полрыла!

От топота копыт
пыль по полю летит!

По двору, подворью
в Добром здоровье!

Считалки- это небольшие, обычно стихотворные тексты с чётким ритмом, которые предназначены прежде всего для случайного выбора одного участника из группы людей. Чаще всего считалкой выбирается ведущий в игре.

Раньше, русские народные считалки были сродни заклинанию, и только намного позже превратились в обычную детскую забаву.

Ай, чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Я горошек молочу,
Я горошек молочу
На Ивановом току.
Ко мне курочка бежит,
Конопаточка спешит.
Ой, бежит она, спешит,
Ничего не говорит.
А из курочки перо
Полетело далеко,
Ой, далёко, далеко,
На Иваново село.

Конь ретивый,
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.

Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

Ой ты, зоренька-заря,
Заря вечерняя.
А кто зореньку найдёт,

Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Источник

Конспект урока по литературному чтению на тему «Устное народное творчество»

Тема: Устное народное творчество

повторить жанры устного народного творчества (УНТ);

познакомить с понятием «малые жанры»;

повторить синонимичные понятия «фольклор – УНТ»;

учить анализировать, сравнивать, выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ.

развивать навыки коллективной работы, работу в парах;

развивать образное мышление, словарный запас, творчество.

воспитывать интерес к устному народному творчеству;

приобщать к народным традициям русского народа.

Тип урока: формирование новых знаний.

Учебник Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Литература как предмет эстетического цикла 3 класс.

Демонстрационный материал к занятию:

таблички с названием жанров;

произведения устного народного творчества;

презентация, выполненная с помощью программы Power Point.

карточки с произведениями устного народного творчества;

творческое задание с опорными словами;

разноцветные листочки для рефлексии.

Организационный момент (1 мин)

Актуализация знаний (15 мин)

Физкультминутка (1 мин)

Постановка учебной задачи, открытие нового (15 мин)

Закрепление знаний. Творческое задание (5 мин)

Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

Домашнее задание (2 мин)

Ход учебного занятия

— создать эмоциональный настрой учащихся на успех через психологический настрой.

— Здравствуйте. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость открытий, общения друг с другом. Желаю всем нам успехов и творческих задач.

Приветствуют и выполняют просьбу учителя

Уметь контролировать и оценивать свою подготовку к уроку (Р.)

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи

— подключить жизненный опыт детей;

— повторить изученный материал необходимый для «открытия нового знания»;

— учить выразительно читать тексты;

— создать ситуацию успеха;

— дать почувствовать детям уверенность в своих силах.

Учитель поет песню:

— Вам понравилась песня?

— Для чего поют такие песни?

— Как называется такая песня?

-А вам родители пели колыбельные песни?

— Откуда мама знает колыбельные песни?

— Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, название которой вы сможете назвать по опорным словам:

— Чему будем учиться на уроке?

— Что скрывается за понятиями, которые составили тему урока?

— Согласны или не согласны?

— Осталось еще одно слово? Это разные темы?

— Зачем вам это нужно знать?

-Только ли колыбельные песни передавались из поколения в поколение? Что вы об этом знаете?

Читайте также:  Русские народные песни текст не большие

Учитель вывешивает таблички с названиями жанров на доске.

— Определите, к каким жанрам УНТ относятся эти произведения?

— Согласны или не согласны?

— Молодцы, все справились с заданием.

Дети слушают песню.

— Чтобы успокоить ребенка, они быстрее засыпают, им снятся хорошие сны.

Дети поют колыбельные песни.

— Колыбельную песню пела ее мама. Песни передавались из поколения в поколение.

Устное народное творчество.

— Мы поделимся своими знаниями и узнаем что – то новое об УНТ.

Дети объясняют понятия самостоятельно, а затем читают формулировку на слайде.

Ученики подтверждают ответ + или – (после каждого ответа)

Дети называют известные им жанры УНТ.

Дети читают вслух тексты и объясняют выбор жанра к данным произведениям:

1. Катилось яблоко мимо сада.

Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет.

Ученики подтверждают ответ + или – (после каждого ответа)

2. Маленькая болтунья

Молоко болтала, болтала.

4. Серый зайка вырвал травку,

Положил её на лавку.

Кто травку возьмет,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб кусался зубок.

7. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

8. Осень, осень, в гости просим,

Погости неделек восемь.

С обильными хлебами,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем.

Уметь различать, называть и сравнивать жанры УНТ (Логич.);

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, читать вслух тексты, передавая эмоциональную тональность произведений УНТ (К);

уметь аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации (К);

давать определения синонимичным понятиям, анализировать (П);

уметь самостоятельно объяснять свой выбор (П);

уметь ценить и принимать базовые ценности: «семья», «Родина» (Л);

уметь фиксировать индивидуальное затруднение в учебном действии (Р).

— удержать умственную работоспособность и ослабить переутомление.

— Используя слова заклички, давайте попробуем позвать осень – красочную, разноцветную, урожайную, с движениями.

Дети повторяют за учителем движения и повторяют наизусть слова заклички про осень.

Переводить текст с помощью невербальных средств (П);

уметь слушать и понимать речь других (К);

уметь читать текст наизусть (П).

4. Постановка проблемы, открытие нового (работа в парах)

— развивать навык работы в парах;

— уметь анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения;

— расширить словарный запас учащихся;

— открыть «секрет» жанров УНТ.

— Все ли вы знаете о жанрах УНТ?

— Прочитайте тексты. Обсудите в парах, что вы можете рассказать об этих произведениях? Работать вы будете в парах. На работу вам дается 1 минута.

— Согласны или не согласны?

— Чем похожи эти произведения?

— Чем отличаются произведения?

— Все произведения вы разделили на 2 группы. Почему?

— Как бы вы назвали эти произведения?

— Прочитайте определение в учебнике на

— Какие еще произведения УНТ отнесем к малым жанрам?

Дети читают на карточках тексты и находят сходства и различия и их предназначение.

Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.

— Это загадка. Отгадка – щука. Их сочиняли, чтобы испытать мудрость, находчивость человека.

От топота копыт пыль по полю летит.

— Это скороговорка. Они нужны, чтобы ребенок говорил чисто, внятно, красиво, произносил правильно звуки.

Катилось яблоко по блюду,

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься.

— Это сказка. В них люди борются за добро, справедливость, свободу. Дают возможность радоваться и переживать за героев.

— Это произведения УНТ.

— Разные по размеру и относятся к разным жанрам УНТ.

Одни произведения маленькие, короткие, а сказка – большая, длинная.

Читают определение в учебнике.

Дети называют малые жанры УНТ и по желанию читают наизусть произведения.

Уметь выражать свои мысли и аргументировать своё мнение, учитывать разные мнения (К);

слушать и вступать в диалог (К);

принимать учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. (Р);

уметь совместно оценивать результат работы (Р.);

находить общее и различие, группировать, овладевать приемами анализа, самостоятельно делать выводы (Логич., П);

уметь контролировать и оценивать свою работу. (Р).

5. Закрепление знаний. Творческое задание

— развивать творческие способности детей.

— К малым жанрам УНТ вы отнесли и заклички. Составьте закличку про дождь, используя данные слова. Работать можно устно или на листочках.

Дети зачитывают полученные заклички и оценивают друг друга.

Уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения (Р.)

6. Итоговая рефлексия

— оценить результативность собственной деятельности и деятельности класса.

— Давайте раскрасим его.

— У вас на столах квадратики двух цветов.

– узнал на уроке что-то новое, – закрепил знания. Подойдите к доске и прикрепите квадратики внутри кленового листа.

— Наш кленовый лист превратили в осенний.

— Кто прикрепил квадратик оранжевого цвета? Почему?

— Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке в дальнейшей жизни?

Дети выбирают квадратик нужного цвета.

Дети объясняют свой выбор.

Уметь оценивать качество и уровень усвоения (Р.);

уметь проводить самооценку (Л);

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К);

формулировать своё мнение, учитывать мнения других (К);

уметь использовать критерии для обоснования своего суждения (К).

7. Дифференцированное домашнее задание (по выбору)

Цель: обсудить и записать домашнее задание.

— Предлагаю домашнее задание выбрать по своим силам и интересам.

1. Подберите произведения малых жанров устного народного творчества, используя дополнительную литературу.

2. Составить синквейн со словами по данной теме, которые были сегодня на уроке.

Дети записывают задание в дневники.

Уметь находить необходимую информацию в дополнительных источниках (П);

уметь обобщать полученную информацию (П).

УНТ – устное народное творчество

В ходе урока реализована здоровьесберегающая направленность учебного занятия: смена видов деятельности, темп, проведение физкульминутки, работа в парах, что дает детям возможность чувствовать себя свободно и спокойно.

Начало урока направлено на создание эмоционального настроя учащихся, на успех в работе через психологический настрой.

Для того, чтобы сформировать умение различать жанры устного народного творчества подобраны разнообразные произведения с привлечением компьютерных средств, что вызвало положительные эмоции у учащихся. При анализе текстов была использована коллективная форма работы, которая развивает интерес, познавательную активность, заинтересованность, умение слушать, развитие навыка чтения.

При определении жанров устного народного творчества учащиеся делают для себя открытие такого понятия как «закличка». Что вызывает у детей большой интерес.

В ходе урока применяется групповая форма работы, работа в парах, в основе которых лежит технология сотрудничества, что дает возможность всем ученикам справиться с заданием и реализовать коммуникативные потребности.

Ситуация успеха на уроке создается через:

-частично- поисковую деятельность учащихся;

-умение сравнивать, делать выводы;

-самостоятельно объяснять свой выбор;

-делать открытия для себя.

Для того, чтобы развивать творческие способности учащихся и закрепить полученные знания предложено детям сочинить закличку о дожде.

Заключительный этап урока – рефлексия проведена с целью самооценки работы учащихся на уроке, оценки своих знаний, понимания успеха ученика в учебной деятельности.

В основе учебного занятия лежит технология деятельностного подхода, т.е. детям не предлагались готовые знания, им на протяжении всего урока приходилось думать и размышлять, общаться, рефлексировать, решать проблемы, поставленные учителем.

Источник

Правильные рекомендации