- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- Смотреть что такое НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ в других словарях:
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ АЛБАНИИ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ
- НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ
- ЭККЛЕСИЯ (др.-греч. ἐκκλησία ‒ собрание, сходка, от ἐκκαλέω ‒ «вызывать, призывать»)
- Древняя Греция
- Народное собрание в Афинах
- В Афинском народном собрании
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
Смотреть что такое НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ в других словарях:
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
так называются собрания граждан общины или государства для рассуждения об общественных делах, для издания законов, для избрания должностных лиц и т. п. смотреть
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
1) высший представительный орган государственной власти в Болгарии. Согласно Конституции, Н. с. соединяет законодательную и исполнительскую дея. смотреть
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
Народное собрание — так называются собрания граждан общины или государства для рассуждения об общественных делах, для издания законов, для избрания должностных лиц и т. п. У античных народов (греков и римлян), затем довольно долго у германцев и у славян Н. собрания имели преобладающую роль в государстве; но с течением времени они мало-помалу выходят из употребления, и в современных культурных государствах народное воздействие на государственную жизнь совершается уже через выбираемых народом особых представителей, депутатов (см. Представительство народное). Н. собрания существовали в глубокой древности; мы видим их уже в Гомеровских поэмах. Впрочем, в эту древнейшую эпоху они функционируют еще неправильно, редко и слабо. Народ (свободные) созывался царями, через герольдов, на площадь («агора», откуда и самое собрание называлось также «агора»), но, большей частью, не для постановления решений, а просто для выслушивания и принятия к сведению того, что решено царем, после совещания со знатнейшими, которых иногда также называли царями. Бывало и обсуждение вопросов, но правильного голосования не было: народ выражал свое одобрение или неодобрение просто криком. Народное решение не было обязательно для царя. В Спарте деятельность Н. собрания была регулирована так называемыми законами Ликурга. Н. собрание называлось там «апеллой» (απέλλα) и собиралось ежемесячно. Право участвовать в нем имели все спартиаты, достигшие 30 лет, а председательствовали сначала цари, потом — эфоры. Приписываемое Ликургу правило гласило, что власть должна принадлежать народу; но уже закон Феопомпа отнял ее у народа, внеся прибавку, что если народ решит дело неправильно, то цари и герусия могут отменить его решение. Обыкновенно спартанская апелла не обсуждала предлагаемых ей вопросов, а только одобряла или отвергала криком предложения герусии или эфоров, что отличало ее от афинской екклезии. Апелла решала важнейшие дела (например, вопросы о войне и мире, о договорах, о новых законах, о даровании свободы илотам и т. д.) и производила выборы геронтов, эфоров и других должностных лиц. В сущности положение спартанской апеллы (за исключением права избрания должностных лиц) мало чем отличалось от того, какое занимает Н. собрание в Гомеровских поэмах. Н. собрание существовало и в других греческих государствах, причем на его положении сильно отражалась борьба между аристократической и демократической партиями. Усиление последней влекло за собой и усиление влияния Н. собрания на государственные дела. О народном собрании у афинян — см. Екклезия, о Н. собрании у римлян — см. Комиции, о Н. собрании у германских и славянских народов — см. Вече. Д. К.
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
1) Орфографическая запись слова: народное собрание2) Ударение в слове: Нар`одное собр`ание3) Деление слова на слоги (перенос слова): народное собрание4. смотреть
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
Ударение в слове: Нар`одное собр`аниеУдарение падает на буквы: о,аБезударные гласные в слове: Нар`одное собр`ание
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
(законода/тельный орган в некоторых странах), напр.: Народное собрание Республики Болгария
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
народное собраниеאֲסֵיפַת עַם נ’
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
верховный представительный орган государственной власти в Болгарии. Высший орган государственной власти в Албании.
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
popular assembly* * *public assembly
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
popular assembly* * *public assembly
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
Нар’одное собр’ание (парламент в нек-рых странах)
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ — название однопалатного парламента в Болгарии и Албании.
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
Народное собрание Нар`одное собр`ание (парламент в нек-рых странах)
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
— название однопалатного парламента в Болгарии и Албании.
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
название однопалатного парламента в Болгарии и Албании.
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
(орган законодательной власти) Volksversammlung
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ АЛБАНИИ
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ
Источник
ЭККЛЕСИЯ (др.-греч. ἐκκλησία ‒ собрание, сходка, от ἐκκαλέω ‒ «вызывать, призывать»)
Название для народного собрания в некоторых древнегреческих полисах; наиболее известна афинская экклесия.
Народное собрание – экклесия – высший орган власти полиса, в котором решались все важнейшие вопросы общественной жизни, вопросы войны и мира, принимались постановления, выбирались некоторые должностные лица. Принимать участие в работе экклесии мог любой афинский гражданин по достижению 20-летнего возраста после завершения службы эфебом. Таким образом, по составу экклесия равнялась всему демосу; но фактически в её работе участвовало около1/4, а чаще – 1/5 граждан. Для некоторых голосований требовался кворум в 6000 экклезиастов (например, при остракизме, предоставлении гражданства и т.д.). Греческие источники часто сетуют на то, что с бо́льшей охотой экклесию посещали бедные, чем состоятельные граждане; очевидно также, что городским обитателям было удобнее посещать собрание, чем жителям удаленных демов. Это не исключает того, что особо важные заседания посещала более значительная, чем обычно, часть граждан, а профессиональный и имущественный состав участников зависел от того, обсуждаются ли в экклесии вопросы, близко касающиеся интересов определенных тех или иных общественных и имущественных групп населения. Голосовали обычно поднятием рук (χειροτονία), а в некоторых случаев – иным способом: черепками при остракизме, специальными камешками – ψῆφοι – для голосования по некоторым вопросам.
Существовало два вида собрания: главные (κύριαι) и обычные. Первое собрание в пританию (1/10 часть года) – главное, т.е. всего в течение года было10 главных собраний и 30 обычных – по три в пританию. Кроме этих сорока раз, что экклесия собиралась на ординарные встречи, могли быть еще и чрезвычайные народные собрания. В конце V в. до н.э. (403/2 г.) по предложению Агиррия была введена плата за посещение народного собрания – сначала 1 обол, но вскоре она была поднята до 3 оболов (Arist. Ath. pol. 41, 3). Плата была гарантирована для 6000 пришедших первыми, что вызывало порой свалку и давку (Aristoph. Plut. 329-330). Во времена Аристотеля обычное собрание «стоило» драхму (т.е. 6 оболов), а главное – 9 оболов (Ath. pol. 62,2); это примерно минимальный дневной заработок.
Со времен Клисфена или, по мнению ряда историков, с Эфиальта, народное собрание обычно проходило на холме Пникс в 400 м к юго-востоку от афинской агоры, до того – на агоре. В V в. до н.э. демос располагался полукружием, на скамьях, выбитых в скальной породе (ср. Аристофан, «Всадники»: «что на голых камнях тебе жестко сидеть» – 783, перевод А. Пиотровского). Около 400 г. до н.э. Пникс был перестроен, и граждане теперь, видимо, восседали на деревянных скамьях. Собрания там продолжались примерно до 300 г. до н.э., после чего были перенесены в театр Диониса.
Следует учитывать, что по мере развития афинской демократии со времен Солона и до фактического уничтожения демократии в конце IV в. до н.э. политические права и функции экклесии менялись, как правило, в сторону их расширения. Решения народного собрания оформлялись в виде псефизм (декретов, постановлений) и законов. Для V в. до н.э. ψήφισμα и νόμος («закон») – частично совпадающие или взаимозаменяемые понятия. В конце V – начале IV вв. до н.э. в Афинском государстве происходят важные изменения в процедуре принятия закона; устанавливается более четкое различие между декретом и законом, псефизмой и номосом. Закон отныне воспринимается как общепринятая норма длительного (постоянного) действия, как нечто более существенное по сравнению с псефизмой, имеющей дело с насущными проблемами и определяющей конкретное действие в конкретной ситуации. Вводится определенная процедура принятия закона – номотесия: предварительное обнародование и публичное обсуждение, рассмотрение законопроекта особой комиссией номофетов из числа судей гелиэи, и лишь после этого он вносится в экклесию. Однако, из-за того, что новый порядок принятия законов был очень громоздким, процедура номотесии, видимо, применялась крайне редко. За период с 403 по 322 г. до н.э. нам известно около 800 псефизм – 488 сохранилось в виде надписей и около 219 упоминаются в литературных источниках. За тот же период времени из в эпиграфических источниках упомянуты всего лишь 7 законов. Мы можем с большой долей уверенности утверждать, что подавляющее большинство решений экклесии и в IV в. до н.э. представляло собою именно псефизмы – через их массовое принятие без лишних хлопот и проволочек народное собрание продолжало успешно реализовывать свою законодательную активность.
Именно в народном собрании проходил известный «суд черепков», а на самом деле, внесудебное наказание через голосование демоса, – остракизм. Кроме того, экклесия имела некоторые судебные функции: в ней могли слушаться дела по исангелии (чрезвычайное заявление о совершении тяжкого государственного преступления), как например, процесс стратегов-победителей при Аргинусских островах (406 г. до н.э.). Экклесия фактически была высшей судебной инстанцией: так, в годы Пелопоннесской войны несколько раз народное собрание принимало решения об аннулировании вынесенных гелиэей приговоров или назначенного наказания, а в 403 г. до н.э. экклесия приняла закон, утверждавший, что те вердикты, которые были вынесены во времена правления Тридцати тиранов недействительны, а те, которые были вынесены при демократии – действительны (And., I, 87; Dem., XXIV, 56; Xen., I, 5, 19; Paus., VI, 7, 4–5). Народное собрание обладало правом a[deia – освобождение от наказания.
Подробное описание работы народного собрания для своего, естественно, времени, дает Аристотель: Совет готовит повестку (προβούλευμα), пританы Совета определяют день заседания и созывают собрание (Ath. pol. 43,3-6): «Одно — главное, в котором полагается производить проверку избрания властей — находит ли народ их распоряжения правильными, затем обсуждать вопросы относительно продовольствия и защиты страны; далее, в этот день могут делать чрезвычайные заявления все желающие; наконец, полагается читать описи конфискуемых имуществ и заявления об утверждении в правах наследства и о наследницах, чтобы все были осведомлены о каждом открывшемся наследстве. В шестую пританию кроме означенного пританы ставят на голосование поднятием рук еще вопрос относительно остракизма — находят ли нужным производить его или нет, затем предложения предварительных приговоров против сикофантов от афинян и от метеков, не более трех от тех и других; наконец, такие дела, когда кто-нибудь, дав то или иное обещание народу, не выполнит его.
Другое Народное собрание назначают для рассмотрения ходатайств; тут всякий желающий, возложив молитвенную ветвь, может рассказать народу о каких пожелает личных или общественных делах. Остальные два Народных собрания отводятся для всех прочих дел. На них законы повелевают обсуждать три дела по вопросам религии, три дела по докладам герольдов и посольств, три – по вопросам светского характера. Обсуждают иногда и без предварительного голосования» (перевод С.И. Радцига).
Источник
Древняя Греция
Народное собрание в Афинах
Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.
Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания.
Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав. В компетенцию Народного собрания входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т. е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.
Важнейшим делом Народного собрания было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование прав гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.
Народное собрание в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором — рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т. д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.
В Народном собрании был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании. Афинские граждане, как сообщают источники, активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег.
Каждый афинский магистрат, какое бы высокое положение он ни занимал, со страхом ожидал дня, когда должен был отчитываться на собрании. Плутарх рассказывает, что самый уважаемый и самый авторитетный руководитель Афинского государства, первый стратег Перикл, так тщательно готовился к отчету перед гражданами, что в течение нескольких дней не допускал к себе никого из близких.
Участие в деятельности Народного собрания развивало ораторские навыки у многих афинян, формировало их мышление, гражданское самосознание. Аристофан в комедии «Ахарняне» хорошо передает общую атмосферу в афинском Народном собрании, показывает, как свободно и смело обсуждались там многие вопросы. Его герой — крестьянин Дикеополь, проживающий в деревне афинский гражданин, — решает пойти на очередное Народное собрание и добивается заключения мира со спартанцами (пьеса отражает войну между Афинами и Спартой).
Участвовать в работе Народного собрания имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Народного собрания самый низший слой афинского гражданства, в начале IV века до н. э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Народного собрания в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.
Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, на островах, например Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать в Афины.
Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30-40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3-5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел, например для проведения остракизма, требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.
Источник
В Афинском народном собрании
С начала VI в. до н. э. высшим органом власти в Афинском государстве стало народное собрание, на котором могли присутствовать и выступать все афинские граждане. Собиралось оно первоначально десять раз в году, а с V в. до н. э.— приблизительно три раза в месяц. В начале года на первом очередном собрании и в течение года через каждые три очередных собрания на четвертом проверялась работа всех должностных лиц, выслушивались сообщения о государственных преступлениях, принимались решения по вопросам обороны страны и другим важным государственным делам.
Большинство афинских государственных должностей замещалось по жребию. Только стратеги, командовавшие войском и занимавшие важнейшие в государстве посты, и некоторые другие ответственные лица ежегодно избирались на народном собрании открытым голосованием.
С конца V — начала IV в. до н. э., чтобы привлечь большее число граждан к участию в народном собрании, была установлена небольшая плата за его посещение. Но выплачивали ее только тем, кто приходил вовремя, без опоздания.
Народные собрания в городах-государствах древней Греции выросли из родовых и племенных сходок первобытных времен. Но в классовом рабовладельческом обществе эти собрания всегда состояли только из свободных коренных жителей, граждан своего города, или только из более богатой части их, т. е. из меньшинства местного населения. Самым демократическим было афинское народное собрание, но и оно выражало интересы меньшинства. Точных сведений о количестве населения Аттики не сохранилось. Но на основе сравнения различных исторических материалов можно предположить, что оно доходило до 400—450 тыс. человек и состояло примерно из 80 или 90 тыс. граждан, считая вместе с их семьями, большого количества свободных, но неполноправных метэков и массы рабов, принадлежавших афинским гражданам, метэкам и государству. Политическими правами пользовались только мужчины, достигшие 20 лет и официально включенные в гражданские списки. Во время наивысшего расцвета афинской рабовладельческой демократии — в середине V в. до н. э.— их было 30—35 тыс., в остальное же время — не более 20 тыс.
Общий вид древнеафинского Акрополя.
Происходили народные собрания в Афинах обычно на невысоком и пологом холме — Пниксе, неподалеку от Акрополя, изредка на рыночной площади — агоре или в Пирее (портовом пригороде Афин). Поэтому на собрания собирались главным образом жители Афин, Пирея и их окрестностей. Крестьянам, особенно из отдаленных частей Аттики, часто приходить в Афины было неудобно, а во время сельских работ — просто невозможно.
Отчетливого понятия о кворуме 2 в древности не существовало. Обыкновенно на собраниях «афинского народа» (так себя называло собрание афинских граждан) присутствовало только 2 или 3 тыс. человек, но для принятия особенно важных решений требовалось наличие не менее 6 тыс. граждан. По-видимому, собрать большее количество граждан было просто невозможно. За 5 дней до созыва народного собрания специальные глашатаи ходили по Аттике и громко объявляли перечень дел, назначенных на рассмотрение.
Место собрания оцепляли красными канатами, возле которых снаружи ходили афинские полицейские. Обязанности полицейских выполняли рослые и сильные рабы. Они были вооружены короткими кинжалами и хлыстами.
Граждане по одному проходили на оцепленную канатами площадь. Каждого входящего проверяли специальные контролеры. Если на собрание пытался пройти не гражданин Афин, то его по приказу контролера выталкивал полицейский. Граждане рассаживались прямо на земле, громко разговаривали между собой, пили и ели.
По обычаю, перед началом собрания жрец приносил в жертву богам поросят и обходил с ними вокруг всех собравшихся. Затем глашатай громко выкрикивал молитву, в которой просил богов даровать благополучный исход собранию.
Начиналось собрание всегда рано утром по сигналу и заканчивалось обычно в тот же день. Затянуться оно могло до захода солнца и наступления сумерек. Но если во время собрания случались «дурные предзнаменования», например гроза, то оно тотчас же прекращалось.
Перечень дел, подлежавших рассмотрению на собрании, или его «программа», как выражались древние греки, подготавливался дежурной пританией — одной десятой частью членов «совета 500». Избранный на этот день по жребию председатель пританов руководил народным собранием. Сразу после его открытия председатель приказывал читать решения «совета 500», которые подлежали утверждению. Если присутствовавшие поднятием рук соглашались с предложенными решениями, то решения считались принятыми. Но если какой-нибудь проект вызывал возражения членов собрания, его начинали обсуждать.
Каждый из присутствовавших мог выступить с речью, но говорить он должен был только по существу дела. Ораторской трибуной на собраниях обыкновенно служил большой камень. Перед тем как подняться на него, оратор надевал себе на голову венок. Это означало, что он занят общественно полезным делом. Если оратор говорил не на тему, пустословил или допускал оскорбительные слова, угрожал кому-либо и т. п., то председатель имел право лишить его слова и даже оштрафовать. Если оратор, несмотря на лишение его слова, упорно продолжал говорить, то с согласия собрания специальные служители могли удалить его силой.
Далеко не все афинские граждане умели выступать с речами. В народном собрании постоянно ораторствовали одни и те же лица, находившиеся в курсе государственных дел. В большинстве случаев это были богатые и знатные граждане, специально обучавшиеся ораторскому искусству. Опытные ораторы умели убеждать не искушенных в политике посетителей собрания: ремесленников, торговцев и крестьян. Постановления и законы народные собрания принимали большинством голосов обычно поднятием рук. Какие-либо нововведения разрешались только в рамках и в духе уже действовавших законов. Если председатель народного собрания находил, что внесенное оратором предложение противозаконно, то он просто запрещал ставить его на голосование. Правда, за это на председателя могла быть подана жалоба, которая потом разбиралась в суде присяжных. В общем изменение каких-либо законов в Афинском государстве было весьма сложной общественной процедурой.
Вопросы о пересмотре действующих законов ставились и обсуждались в начале каждого нового года. Если при этом кем-либо из присутствующих предлагался новый проект закона и его большинство собравшихся граждан находили заслуживающим внимания, то этот законопроект передавали для изучения в «совет 500».
Текст старого закона, который предполагалось отменить, и текст законопроекта выставлялись на белой доске на видном месте, чтобы все могли с ним ознакомиться. Заключение «совета 500» обсуждалось на очередном собрании.
Если законопроект снова получал одобрение большинства членов народного собрания, то его передавали в специально выбранную для этого комиссию из числа членов суда присяжных. Комиссия, обсудив законопроект, опять передавала его в «совет 500». Причем, если она законопроект одобряла, на заседании «совета 500» происходило состязание сторон. Члены комиссии выступали за утверждение законопроекта, а специально избранные из числа противников закона представители народного собрания защищали старый закон.
После тщательного обсуждения здесь, наконец, решали, принять ли новый закон, или оставить старый. Но и после утверждения нового закона в течение года каждый афинский гражданин имел право опротестовать его.
Если после нового обсуждения в народном собрании протест признавался правильным, то принятый, было, закон отменялся, а его автора наказывали: штрафовали, лишали права вносить новые законопроекты, а в исключительных случаях приговаривали даже к смертной казни.
В V в. до и. э. каждый год на первом очередном народном собрании председатель спрашивал собравшихся граждан, нет ли среди афинского народа лиц, замышляющих свергнуть демократический строй. Если большинство присутствовавших заявляло, что такие лица есть, то созывалось особое народное собрание, на котором происходило тайное голосование.
Каждый участник собрания писал на глиняном черепке имя того афинского гражданина, которого считал опасным для демократического строя, после чего черепок опускался в урну. Потом председатель собрания и его помощники подсчитывали общее количество опущенных в урны черепков. Голосование имело законную силу, если было собрано не менее 6 тыс. черепков. Гражданин, имя которого было написано на большинстве черепков, признавался опасным для государства и подвергался остракизму, т. е. изгонялся за пределы страны на продолжительный срок (остракизм — в буквальном переводе «черепкование»). В других случаях применяли тайное голосование при помощи бобов или камешков. Белые бобы и камешки обозначали «за», черные — «против». Перикл — первый стратег, выборный глава Афинского государства в период его наивысшего расцвета — в одной из своих речей сказал: «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям, мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве». Последнее утверждение неверно. Хотя действительно права афинских граждан были велики, сами граждане составляли незначительное меньшинство населения этого рабовладельческого государства и только небольшая часть граждан активно участвовала в политической жизни. Афинская рабовладельческая демократия была наиболее прогрессивной формой власти в древней Греции, но и она по своему существу оставалась властью привилегированного меньшинства.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник