Орнамент эскиз народного костюма

«Эскиз орнамента вышивки по мотивам русского народного костюма» ИЗО 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма Электронное приложение к уроку ИЗО в 5 классе учитель: Проценко А.А. МОУ СОШ №17 с. Кручёная Балка Сальский район

Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой. Сформировать понятие «орнамент». 2. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся. 3. Формировать любовь к национальному искусству.

Вышивка как вид народного творчества 2. Орнамент. Форма и мотивы народных вышивок 3. Культовое значение элементов орнамента 4. Работа над эскизом 5. Выставка и обсуждение работ.

искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей

Слава божеству. Праздник Просьба плодородия Благодарность Богу за содеянное узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы

травный зооморфный геометрический

Номер материала: 58711040417

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация на тему Орнамент в русском народном костюме

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОРНАМЕНТ В РУССКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ урок №4

Цели: Воспитать любовь и гордость к творческому наследию нашего народа. Возрождение утерянных традиций русской культуры. Формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений. Задачи: Образовательные – овладение навыками самостоятельной исследовательской работы. Развивающие – привить интерес к изучению народного декоративно-прикладного искусства. Используются личностно-ориентированные технологии.

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры.

Вспомните – какой рисунок можно назвать орнаментом? Для чего служит орнамент? Что такое раппорт?

По своим мотивам орнамент может быть: геометрический, растительный, меантровый, животный, птичий, антропоморфный.

По расположению и характеру композиции, орнамент бывает: ленточным, сетчатым, центрическим или розеточным

Узоры, которыми мастерицы расшивали свои изделия, передавались из поколения в поколение.

Солнце – источник жизни, обладающий живительной силой.

Земля – изображение женской фигуры, матери-Земли.

Другим самым распространенным героем русского орнамента была птица.

Хранителем домашнего очага считался конь.

Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода.

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Вторая природная стихия – огонь.

Знаки Земли и плодородия. Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – вспаханное поле. Если внутри есть точки – засеянное поле.

А теперь нарисуйте по мотивам русского орнамента для себя обереги, которые принесут в ваш дом не только красоту, но и мир, и добро.

Защита проекта Демонстрация своего оберега. Объяснение-защита по плану: Форма; Цвет; Материал; На какой части тела используется оберег.

Номер материала: ДВ-363027

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также:  Чукотский народный костюм женский

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Русские орнаменты и узоры на одежде

Как и обещал, эту статью посвящаю местам размещения узоров и орнаментов на традиционной русской одежде. И в частности, на женской рубашке, рубахе.
Рубашка без узоров не так красива, согласитесь.

А вот рубаха с вышивкой — это загляденье. В Украине такую рубаху называют вышиванкой.

Вид и тип узоров определялся назначением рубахи и одежды в целом. Она была будничная, праздничная, обрядовая и свадебная. Так же надо осознать, что наши предки не просто украшали одежду и «придавали ей эстетический вид», а они отображали окружающий мир, свои представления о нем и взаимоотношения с этим миром.

Например, вот что писал академик Борис Александрович Рыбаков в своем труде «Язычество древней Руси»:
«Обратим внимание на то, что и в архитектуре и в одежде был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные злыдни могли проникнуть к человеку. В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в её изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные магическим орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан). Важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека».

Поэтому, не случайно, местами расположения узора были:

Ворот — 1,
оплечья и плечи- 2,
рукава – 3,
подол — 4.

Ворот обычно украшался узкой полосой тканья или вышивки, позднее — аппликацией из ярких полос ткани.

На старинных рубахах вся нагрудная часть расшивалась плотным орнаментом, а в более поздних была составлена из кусков кумача, тесьмы.
Иногда встречаются довольно интересные попытки реконструировать русскую рубаху.

Оплечья, плечи расшивались обережными орнаментами. Орнаментами защищались края ткани и швы.

В традиционных женских рубахах спина орнаментами не расшивалась (скорее всего из соображений удобства и практичности). Для защиты спины использовались расшитые накидки и платки. То, что Вы видите на фото — современное веяние.

Нередко сплошь орнаментированные рукава оказывались наиболее украшенной частью рубахи.

Свадебная рубаха праву считается самой красивой. Расшитая сложными витиеватыми узорами, главное место среди которых неизменно занимал красный орнамент, эта рубаха готовилась специально для праздничного торжества. После свадьбы рубаха не утрачивала своего значения. Русская женщина надевала ее на праздники до рождения первого ребёнка, а потом по обычаям бережно хранила.

С особой тщательностью украшались праздничные и обрядовые рубахи.

Наиболее интересными с точки зрения орнаментов были обрядовые рубахи.

Общие покосы для всей деревни были не только работой, но и праздником. Девушки и женщины надевали обрядовые, покосные рубахи — «покосницы».
Покосница — старинная рубаха. Простая и удобная для работы.
Верхняя часть у такой рубахи шилась из тонкого белого льна, рукава у нее широкие, как правило, укороченные. Ширина вышитого узора на подоле иногда достигала тридцати сантиметров и более. На подоле, как правило, были вышиты древнейшие из орнаментов и узоров — календарные.

Я не претендую на истину, я всего лишь её ищу, так же, как все. Понимаю, что мнения-суждения об одном и том же вопросе могут быть различными. Буду приветствовать, если возникнет аргументированное мнение отличное от моего.

Однако, я считал и считаю, что искателям традиционности истинной в нашей культуре и одежде, как части её, надо обратить внимание на Русский Север. Почему — про это должна быть отдельная, историческая статья, но если говорить в двух словах (языком образов, языком сказки) — кощеи не смогли захватить Русский Север. А потому там и сохранилось то, что было испокон веку.

По словам Людмилы Фёдоровны Кислухи – исследователя культурных традиций в одежде Русского Севера — слово «рубаха» и рубашка употреблялись редко, чаще использовали более конкретные и принятые в каждой местности свои названия этих видов одежды, а так же в зависимости от назначения рубашки.

Читайте также:  Сталкер народная солянка генераторы отключить пси антенны

О других видах традиционной одежды и названиях – в следующих статьях.

Источник

Орнамент русского народного костюма

Изучение традиционной русской одежды — это одна из интерестнейших и сложных тем для исследования. Связано это с большим ее разнообразием и к сожалению не всегда полной сохранностью комплекса.

Даже в настоящее время одежда может нести много информации: указывает на пол, возраст, социальный статус, религиозную принадлежность, назначение и пр. В прошлом значение одежды было более регламентировано и канонично.

Народный традиционный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, как правило состоящий из следующих элементов: основная многослойная одежда, обувь, комплекс украшений, головной убор, верхняя одежда и даже прическа и грим. В зависимости от комбинирования тех или иных элементов комплекс нес множество текстов определяющих роль носителя костюма.

Итак традиционный русский костюм классифицируют по следующим признакам:

— региональному (южнорусский поневный и северорусский сарафанны комплексы и др.);

— половозрастному (детский, молодых и пожилых женщин и мужчин);

— степени зажиточности владельца;

— сословной принадлежности (к однодворцам, казачеству и т. д.);

— социально-бытовых функций (рабочие, будничные, праздничные и обрядовые: свадебные, погребальные, траурные, пожнивные);

— практического назначения (нательная, горничная, верхняя одежда).

Основными причинами использования материалов для изготовления костюма были само собой доступные природные материалы, так как население главным образом существовало за счет натурального хозяйства. Так в каждом регионе со временем сформировались свои особенности, что сказывалось на его разнообразие.

Однако не смотря на это исследователи все же выделяют общие материалы и приемы декорирования одежды. Вообще именно в традиционном народном костюме органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, птичьих перьев, речного жемчуга, перламутра, цветных граненных стеклышек и др.

Орнамент.

В Древней Руси орнамент всегда имел обрядовое, магическое значение и часто служил «оберегом». Семантика узоров вбирала в себя представление людей о природе.

Форма орнамента русского традиционного костюма имела 2 основных вида (геометрическую и свободную) и зависела от техники его исполнения, например если это вышивка по счету нитей ткани то орнамент получался строго геометрический, подчиненный переплетению волокон ткани, а если например это набойка то орнамент имел форму плавных изогнутых мотивов.

В традиционной русской одежде выделяют 4 основных вида орнамента:

— геометрический. Состоит из различных фигур, крестов, точек, линий или лент, зигзагов, спиралей; меандров — изломанная непрерывно кривая под прямым углом линия, образующая ряд спиралей; треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полукругов, эллипсов; вязи или шрифтовый орнамент, который использовался в украшении культовой одежды;

— растительный. Изображение флоры — реалистичное, как на павлово-посадских платках, или упрощенно стилизованное, до утраты сходства. Лист превращается порой в игру изогнутых линий. Гирлянды ветвей, листьев и плодов украшают русские кашемировые шали. Излюбленный мотив — рисунок «огурцы», пришедший с Востока и доработанный русскими мастерицами;

— зооморфный. Включает изображения зверей, обитателей морей, пресмыкающихся, насекомых, сказочных существ. Образы львов, барсов, медведей и орлов как символов власти и силы присутствуют на гербах;

— антропоморфный. Использовались и рисунки отдельных частей человеческого тела — сердце, глаз, нога, рука. Антропоморфный орнамент украшает многие детали костюма, вышитые крестиками — наплечники рубах (деталь рукава), передники, убрусы (головной убор).

Также в орнаментике вышивок часто встречаются сказочные персонажи. Птица Сирин — райская птица с ликом девы, своего рода эмблема счастья. Кентаврас: мужской торс слит с туловищем коня — образ доброго удалого человека, скачущего конем. Единорог — конь с рогом на лбу, наделенный особой силой, способной поражать злые помыслы людей. Русалка — женщина с рыбьим хвостом, сопровождавшая корабли в дальних плаваниях. Сказочные чудовища: сенмурава — полусобака, конь-хищник, конь-птица, конь-лев. Все они широко представлены в русском орнаментальном искусстве.

Мистическая составляющая русского орнамента, его глубокий символический текст, разнообразие форм и образов часто становится источником вдохновения современных художников. Я не исключения. Совсем недавно я созда декоративное панно под названием «Ритмы русского орнамента» и об этапах создания я поделилась в своем мастер-классе.

Читайте также:  Ожог кипятком лечение волдыри народные средства

Источник

Тема: «ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА» ИЗО

Разработка урока ИЗО с использованием материала курса по технологии «История костюма». 5 класс.

Фрагмент- Русский народный костюм.

2.Обращение к теме урока.

Вышивка как вид народного творчества

3.Понятие об орнаменте

Формы и мотивы русских вышивок

Культовое значение элементов орнамента

Прослушивание русских народных песен.

4.Постановка художественной задачи

Выбор композиции и
приемы работы. Орна­мент выполним в технике мозаики, составляя его из одинаковых маленьких кусочков бумаги.

5.Работа над эскизом

Разработать свой орнамент в полосе для вышивки под впечатлением народных узоров на одежде.

Орнамент, изо­бражающий древо жизни, коня и птиц, берегини, оберегов с народ­ной вышивки

Проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел каждого ученика в линейном рисунке, в проработке цветом основных частей орнамента

Выставка и обсуждение работ, оценка

Тема: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА

Познакомить учащихся со старинной русской народной вы­шивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сфор­мировать понятие «орнамент».

Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.

Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.

Формировать любовь к национальному искусству, к различ­ным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.

Оборудование и материалы:

Альбом репродукций: Современные народные художествен­ные промыслы.

Изделия с вышивкой народных мастеров.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Беседа о вышивке как виде народного творчества.

Понятие об орнаменте. Формы и мотивы русских вышивок.

Культовое значение элементов орнамента.

Прослушивание русских народных песен.

5. Постановка художественной задачи, выбор композиции и
приемы работы.

Работа над эскизом.

Окончание работы. Выставка и обсуждение работ, оценка.

Учитель. Ребята! Вы обращали внимание на то, как живопи­сен русский национальный костюм? Это потому, что в его украше­нии чаще всего применялась вышивка.

На горе-то стоит елочка,

Под горой стоит светелочка.

Во высоком новом тереме,

Во столовой новой горенке,

На дубовой новой лавочке

Все сидела красна девица.

Во левой руке держала пяличко,

Она шила, красна девица,

По атласной алой ленточке;

Шила девица приданое,

То приданое немалое.

Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декорт ни ны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда мо­лодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканым, вышитым и набивным узором.

1. Слава божеству! Праздник.

Благодарность Богу за содеянное.

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела, другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

У русских вышивальщиц всегда существовали любимые моти­вы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения рас­ тений. Они тоже геометризованы и стилизованы (упрощены).

В древности образное решение русской народной вышивки за­частую было связано с религиозными верованиями славян, глав­ ным культом которых в период становления и развития земледелия
был культ богини земли плодородия, которая изображалась в обра­зе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зве­рями или всадниками.

Усадьба с оберегами

Фрагмент с изображением женщины

Русская вышивка

Постановка художественной задачи.

Вот и мы сейчас будем разрабатывать свой орнамент для вышивки под впечатлением народных узоров на одежде.

Вспомним, что такое орнамент.

Работа над эскизом.

Сочиняется орнамент в полосе, а также можно орнамент, изо­ бражающий древо жизни, коня и птиц, берегини, оберегов с народ­ ной вышивки. Слушаются русские народные песни. Проводится индивидуальная работа с каждым, уточняется композиционный замысел.

Учитель. А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце. Мы побывали в гостях у вышивальщиц Древ­ней Руси, узнали много интересного.

Источник

Мои рекомендации