Осетинские народные игры фото

Осетинские народные игры
картотека (старшая группа) на тему

Осетинские народные игры для детей дошкольного возраста с включением считалок

Одним из эффективных средств укрепления здоровья детей являются подвижные игры. Подвижная игра – это сложная и многофункциональная деятельность ребенка, которая служит содержательным наполнением объема двигательной активности ребенка. Игра, насыщена множеством движений и упражнений, в которой дети с удовольствием осваивают и совершенствуют свою двигательную сферу. Вместе с тем и разнообразие двигательных умений и навыков, наблюдаемых у ребенка в процессе подвижной игры, позволяют констатировать различные стороны его развития. Игра служит для ребенка «инструментом» его отношений, приобретения знаний, где он учиться контролировать и оценивать себя, проявляет свою инициативу и творческую активность. Подвижные национальные игры имеют коррекционную направленность, т. к снимают: негативное настроение, излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, преодоление неуверенности в себе, создают позитивный настрой, возможность настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.

В данной подборке игр, представлены разнообразные осетинские национальные игры. Они предназначены для воспитателей, педагогов-психологов, слушателей курсов повышения квалификации, родителей детей старшего дошкольного возраста.

Цель: упражнять в беге; снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочению группы

Правила игры: держаться рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его.

Ведущий выбирается с помощью считалки:

Завтра с неба прилетит

Если веришь – стой и жди,

А не веришь, выходи.

Содержание игры: водящий преследует остальных играющих, и если коснется кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее: он должен бежать, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть, так он должен догнать и осалить кого- либо.

І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.

ІІ вариант: если играющих много, выбирают двух или трех ведущих.

Цель: упражнять в беге, развивать внимание, быстроту реакции на сигнал, развивать ориентировку в пространстве; создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя.

Правила игры: бегая ребятам по площадке, необходимо слышать команду ведущего и занимать свободную «пещеру»

Оборудование и атрибуты: шапочки барсов.

У барсихи пять барсят.

Поиграть они хотят.

Содержание игры: все встают в круг, затем разбиваются по трое. Двое изображают пещеру, а третий – барса. Ведущий в центре круга. Он командует: «Барсы, выходите! ». «Барсы» должны выйти и бегать по всей площадке. Внезапно ведущий командует снова: «Барсы в пещеру! », и все должны занять ближайшие «пещеры», ведущий тоже. Кому «пещеры» не досталось, тот водит. Через несколько туров «барсы» и «пещеры» меняются ролями.

І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.

ІІ вариант: ведущий меняет команду на хлопки или другие сигналы.

ІІІ вариант: «барсы» меняются на других животных.

3. «Джигиты соревнуются»

Цель: поддерживать интерес к физическим упражнениям; учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие

Действовать по сигналу «старшего», проигравшим считается тот, кто хоть раз выйдет за черту круга. Если из круга выйдут оба игрока, приз никому не присуждается.

Оборудование и атрибуты: гимнастические палки, мел.

Разделить на две команды с помощью счета на первый и второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – вторая команда или воспитатель раздает при пересчете опознавательные знаки.

Содержание игры: на игровой площадке чертятся 4-6 кругов по 3 метра диаметром. Все участники делятся на две равные команды и выстраиваются в шеренгу на противоположных сторонах площадки лицом одна к другой. В каждой команде выбирается «Старший». «Старшие» посылают по одному игроку в каждый круг. Пары, находящиеся в кругах, получают по гимнастической палке. Оба игрока держат палку в руках, прижимая один её конец локтем. По сигналу игроки, нажимая на палку, стараются вытолкнуть друг друга из края. Победитель получает приз. Затем в круги становятся новые пары. Команда победительница определяется по сумме полученных очков.

І вариант: разбить всех детей на пары, раздав палки и определить в круги.

ІІІ вариант: поделить на три команды.

Цель: в процессе игры развивать ловкость, быстроту, действовать по сигналу; сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Правила игры: четко выполнять команду водящего, тот, кто ошибётся в выполнении команды, должен выйти из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один – единственный игрок. Это и есть победитель.

Водящий выбирается с помощью жеребьевки.

І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель

ІІ вариант: на сигнал «Водопад! » игроки выбирают ОВД по желанию (например, прыжки)

Цель: упражнять детей в беге в рассыпную, развивать быстроту реакции, ловкость; снятие напряженности, создание атмосферы единства, преодоление неуверенности в себе.

Правила игры: «Ягнята» пасутся на пастбище. В домике «ягнят» ловить нельзя. Пойманные «ягнята» идут в дом волка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли мы опять гулять:

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами щелк, щелк!

Содержание игры: дети изображают «ягнят». «Ягнята» ходят по площадке «щиплют травку». «Волк» внимательно следит за ними. Незаметно для всех выходит из своего «логова» (мелом чертится круг или кладётся обруч) и тихонько подкрадывается к «ягнятам». Волк ловит «ягнят» и тащит к себе в «логово». «Ягнята» убегают от волка и прячутся в своем «хадзаре» (доме). После двух- трех кратного повторения игры выбирают других детей на роль «волка».

І вариант: роль «волка» берет на себя воспитатель

ІІ вариант: выбираются два «волка»

Цель: упражнять в прыжках в длину; учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение по «команде» дает уверенность и спокойствие.

Правила игры: «лягушка» учит прыгать. «Лягушата» должны четко выполнять команды «лягушки». Если ошибается какой-то «лягушонок», то возвращается к «лягушатам» и должен будет поле всех учиться прыгать снова.

Оборудование и атрибуты: мел, шапочка для «лягушки»

Пять веселых лягушат,

По своим делам спешат.

Пока мокро, пока лужно,

До реки добраться нужно.

Если встретишь лягушат,

Веселые, как девочки

Проворные, как листики,

Прыгучие, как мячики,

Все квакают и квакают

І вариант: «лягушка»- воспитатель

7. «Тохси» (Крупная кость, бита)

Цель игры: развивать мышцы спины, руки; зоркость, ориентировку в пространстве, глазомер; воспитывать умение выигрывать и достойно проигрывать; создание позитивного настроения.

Оборудование и атрибуты: альчики, мел.

Считалка: Стоит чурбан,

Кто чурбан из круга собьёт,

Тот победителем уйдёт

Содержание игры: на ровной площадке чертят два круга, вписанных один в другой. В центре малого круга в один ряд расставляют разноцветные альчики (можно заменить их камешками, по одному от каждого игрока. Играющие становятся на линию внешнего круга так, чтобы она пришлась на середину ступни. Они метают биту по очереди. Задача заключается в том, чтобы крупным альчиком-битой-тохси выбить альчик за пределы большого круга.

I вариант: водящим является воспитатель.

II вариант: использовать камешки.

III вариант: использовать биту с мячами (спортивный детский инвентарь)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Бабка Ежка»Описание:В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:Бабка Ежка – Костяная ножкаС печки упала, ногу сломала,А потом и го.

В консультации представлено описание народных игр на Вятке.

При ознакомлении дошкольников с художественным материалом воспитатель обязательно должен знакомить дошкольников с народным эпосом, художественной литературой учитывая региональный компонент.

Читайте также:  Опоясывающий лишай лечение в домашних условиях народными средствами

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных.

В этом материале дано определение понятию «Народная игра». Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са.

Источник

Осетинские народные игры фото

ОСЕТИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Народные игры являются составной частью духовной культуры. Они во все времена выполняли весьма важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от напряженной трудовой жизни, полностью отключиться от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу. Однако основная функция народных игр заключается в воспитании поколений.

Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

I.Предисловие

Актуальность заключается в возрождении народных игр и их использование в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

Изучить, обобщить, систематизировать и проанализировать учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме.

Показать, что детские, юношеские игры и развлечения являются неотъемлемой частью национальной культуры.

Провести сопоставительный анализ особенностей игр.

Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека.

Великие русские революционные демократы Чернышевский и Добролюбов, а также другие прогрессивные деятели считали национальные игры средством развития физических и моральных сил народа.

В истории физической культуры Северной Осетии осетинские национальные игры занимают особое место и своими корнями уходят в далекое прошлое.

Физическому воспитанию подрастающего поколения должно уделяться большое внимание. Физкультура и спорт, а также народные игры воспитывают у молодежи жизненно необходимые двигательные и физические качества, а также чувство коллективизма, дружбы и товарищества, дисциплинированность и гуманность, т.е. имеют большое значение в формировании его физических и моральных качеств.

Научные исследования подтверждают, что здоровый образ жизни, регулярные занятия спортом позволяют человеку многие годы поддерживать высокую работоспособность, творческую активность, отдаляют старение организма на 10-15 лет. У людей, занимающихся физической культурой, почти на четверть ниже потери рабочего времени из-за заболеваний.

II. 2.1. Игры для детей дошкольного возраста

Основной задачей дошкольных учреждений является воспитание здоровых, бодрых и жизнерадостных детей. В практическом осуществлении этой задачи ведущее место занимает физическое воспитание. В детских садах используются различные средства физического воспитания, однако первостепенное значение имеют детские игры, посредством которых решаются задачи укрепления здоровья, закаливания детского организма и увеличение его работоспособности.

В детском саду имеются четыре возрастные группы: младшая, средняя, старшая и подготовительная. Осетинские национальные игры опробовались в нескольких детских садах, во всех возрастных группах. В результате установлено, что опробованные национальные игры наиболее положительно воздействуют на организм ребенка, прежде всего подготовительной и старшей групп, меньшее количество игр отводится детям среднего и младшего возраста.

Т.к. дети этого возраста любят прыжки на двух и на одной ноге. В этом отношении очень хороша игра «Гаккырис», только с упрощенными правилами, то есть не толкать сидящего в кружке, а только коснуться ногой. В подготовительной группе можно использовать все рекомендуемые осетинские игры для 1−2 классов с небольшими изменениями. Например, «Бег к реке» −игра очень интересна и увлекательна для всех возрастов. Ребята детского сада не всегда могут быть у речки или у водоема, поэтому воспитатель, вместо речки, может положить таз с водой, в который кладутся камни. С определенного расстояния дети по 5 человек (чтобы не было толкотни у «речки») по сигналу воспитателя бегут к «речке», берут камень и возвращаются к финишу. Чтобы вызвать больший интерес к игре, камушки можно покрасить в разные цвета, а играющим давать задание принести камень определенного цвета и т.д.

2.2. Игры для учащихся младшего школьного возраста.

В этом возрасте дети владеют всеми видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) еще недостаточно совершенно, но тем не менее дети испытывают большую потребность в движении. Поэтому подвижные игры связанные с естественными движениями, должны занимать у них большое место. Надо помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте происходит более эффективно при игровой форме занятий, т.е. с использованием подвижных игр. Лучше, если в числе используемых игр буду те, которые известны детям.

С большим интересам дети 1-3 классов играют в игру «Гаккырис», основные движения в игре – подскоки на одной ноге, этим достигается развитие мышц ног, кроме этого в игре вырабатываются выдержка, находчивость, способность противодействовать, сопротивляется силе толчка, вырабатывается равновесие. Игра малоподвижна, нагрузка на организм не значительна. В игре можно регулировать нагрузку, увеличивать или уменьшать за счет увеличения числа водящих. Хорошей игрой с речитативом для этого возраста является «Агылата».

Игры с прыжками нужно использовать в упрощенном виде, т.е. из 10 прыжков с различными вариантами в возрасте 7-9 лет в этой игре можно использовать только первые шесть, они несложны и с большим удовольствием выполняются детьми. По содержанию эта игра проста, но интересна, с умеренной физической нагрузкой, хорошо способствует развитию мышц опорно-двигательного аппарата, развивает прыгучесть, скорость в беге и расчетливость.

2.3. Игры для детей 10-12 лет.

Дети этого возраста обладают большой устойчивостью в работе сердца, увеличивается емкость легких, хотя дыхательная система недостаточно развита. Мышечная система начинает крепнуть, однако силовые данные недостаточно развиты, поэтому организм мало подготовлен к длительным силовым напряжениям. Младшие подростки любят игры, в которых каждый может наилучшим образом показать свои личные возможности. Им нравятся более сложные игры со строгими правилами.

Из числа опробованных игр для этого возраста рекомендуются следующие: «Отгадай», «Бег к реке», «Лук и стрела», «Ямочки», «Перетягивания веревкой», «Журавли», «Вытолкни плечом из круга».

2.4. Игры для учащихся среднего школьного возраста 13-15 лет.

У детей этого возраста происходит ускоренный рост, особенно быстро растут кости ног и рук, вследствие чего незначительно нарушается координация движений. Происходит окостенение хрящевых тканей, уменьшается подвижность в сочленениях, увеличивается объем, развивается сила. У подростков этого возраста особый интерес вызывают занятия такими видами физических упражнений, где можно проявить самостоятельность, творчество, инициативу, чувство коллективизма, товарищества, показать свои умения и знания.

Мальчики в этом возрасте любят тренировать отдельные навыки, необходимые для спорта, их интересуют командные игры, особую любовь они проявляют к военизированным играм на местности. В этом возрасте можно широко применять соревнования по подвижным играм, как индивидуальные, так и командные, в которые бы включались такие элементы, как борьба, сопротивление, метание, прыжки, лазание, преодоление различных препятствий.

Для детей среднего школьного возраста можно рекомендовать следующие осетинские игры: «Чука», «Метание палок», «Деревянный шарик», «Ямочки», «Выиграй палку», «Чижик», «Кулик», «Борьба за флажок», «Разбей шеренгу», «Деревянный мяч». С не меньшим интересом они играют в игры младших подростков: «Бег к реке», «Журавли», «Перетягивания кольцеобразной веревкой и палкой».

2.5. Игры для учащихся старшего школьного возраста 8-11 классы(15-17лет)

Рекомендуемые для этого возраста осетинские народные игры в основном являются типа подготовительных, точнее, они являются вспомогательным средством, позволяющим совершенствовать и закреплять отдельные навыки, действия и тактику к различным видам спорта. В педагогическом отношении они являются весьма ценными, так как все рекомендуемые игры включают в себя различные двигательные действия, которые проявляются в условиях соревнований, борьбы. Рекомендуемые игры, как правило, проводятся на воздухе. Это имеет большое гигиеническое и оздоровительное значение.

Читайте также:  Украинское народное творчество фото

Так, игра «Поймай мяч, сидя на плечах товарища», включает в себя элементы силы, поднятие и удержание тяжести, умение держать равновесие, в сложных условиях ловко передавать и ловить мяч; вырабатывает меткость.

III. Осетинские национальные игры

3.1.Метание камня с плеча

Для этой игры берется камень по возможности округлой формы и определенного веса, в зависимости от возраста участника игры, но не менее 10-12 килограммов. Игрок, держа камень на ладони, поднимал его на уровень правого плеча. Для того, чтобы усложнить упражнения, мизинец подгибался под камень. Затем игрок делал раскачку всем корпусом, слегка приседал и с силой бросал камень. Место удара камня о землю отмечалось. Выигрывает тот, кто бросит камень дальше всех.

В игре принимают участие юноши и взрослые мужчины. Игра эта до некоторой степени напоминает толкание ядра.

3.2. Поднятие камня

Еще в древние времена в Осетии существовала игра, где молодежь соревновалась в физической силе. Для этой цели в ныхасе специально держали камень весом 7-10 пудов. Камень поднимали двумя руками. Для этой игры существовали следующие нормы: а) юноши 17 лет, впервые принимавшие участие в игре, поднимали камень только на 10 вершков; б) участники игры в возрасте 20-25 лет и старше поднимали камень до груди. Бывали силачи, которые поднимали камень выше головы.

3.3. Перетягивания веревкой

Двое из играющих становятся друг к другу спинами. На ни надевают связанную в круг веревку так, чтобы она прошла под руками. Затем игроки становятся на колени и упираются руками в землю. По команде каждый начинал тянуть в свою сторону, стараясь перетянуть противника. Выигрывал тот, кто перетягивал противника на свою сторону.

Другая разновидность игры в перетягивания веревкой была следующая: две команды становились друг против друга, брались руками за длинную веревку и по сигналу начинали тянуть веревку на себя. Побеждала та команда, которая дотягивала своих «противников» до установленной отметки. На свадьбах или на праздниках обычно играли улица с улицей, фамилии с фамилией. Каждая фамилия выставляла своих представителей – наиболее сильных и ловких юношей. Состязания проходили интересно и весело. Проигравшая команда выходила из игры, а её место занимали представители другой фамилии или улицы.

3.4. Тохси

На ровной площадке или на крыше осетинской сакли чертили два круга, вписывая один в другой. В центре малого круга в один ряд расставляли альчики или свинцовые пули от кремневых ружей, по одной от каждого игрока. Задача заключалась в том, чтобы более крупным альчиком выбить альчик или пулю за пределы большого круга.

3.5. Слепой медведь

Один из играющих выбирается медведем, ему завязывают глаза. У каждого игрока имеются две палочки: одна гладка, друга с нарезанными на ней зубцами. Играющие проводят гладкой палочкой по палочке с зубцами – издается дребезжащий звук. Медведь идет на звук и старается поймать кого-либо из играющих. Тот, которого он поймает, становится водящим.

3.6. Гаккырис

Играющие садятся на корточки по кругу. Около каждого имеется ямочка. Водящий, подпрыгивая на одной ноге вокруг сидящих, толкает их ногой. Если ему удается оттолкнуть кого-нибудь, он занимает его место, а тот становится водящим.

3.7. Жмурки

Водящему завязывают глаза. Затем игроки по очереди начинают бить его по ладоням вытянутых вперед рук. Водящий должен угадать, кто из игроков его ударяет. Если он угадывает, то тот, кто ударил, становится водящим.

3.8. Журавли

Мальчики становятся в колонну по одному, каждый обхватывает руками талию впереди стоящего. Во главе колонны находится вожак, как у журавлей при перелете.

Один из мальчиков выбирается волком, он и является водящим. Волк нападает на хвост колонны со словами «хърихъупп» (журавль), а колонна хором обращается к предводителю журавлей со словами: «Ма-ма зил» т.е. подожди.

Вожак должен уберечь журавлей от волка.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ показывает, что у Осетин, как впрочем, у многих народов страны и мира, существует достаточно целостная, стройная и в тоже время многовариантная, гибкая педагогика народной игры. Она располагает своим собственным объектом и предметом, своими целями, задачами, идеалами, своими принципами и идеями, системой методов, путей и средств, своей структурой, содержанием, организованными формами, имеющими громадное воспитательно-образовательное значение.

Список использованной литературы

1.Газета «Рæстдзинад» 27.07.1995 аз.

2. Журнал «Мах дуг» №1 1999 аз.

3.Журнал «Мах дуг» №2 1999 аз.

4. Журнал «Ногдзау» №3 1990 аз.

6.www.iriston.com

7. www.ossetians.com

8.«Осетинские национальные игры» С. Г. Гагиев Орджоникидзе 1980г.

Источник

Внекласное мероприятие на тему «Осетинские народные игры»

Выбранный для просмотра документ ОСЕТИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ.docx

ОСЕТИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Игры, связанные со стрельбой

Состязание в стрельбе (Хъабахъ)

V. Игры с элементами бега, лазания, метания, поднятия грузов

Метание камня с цлеча (Уæхскæй дур æппарын)

Метание камня рукой (Къухæй дур æппарын)

Поднятие камня (Дур исын)

Перетягивание веревкой (Бæндæнæй хъазт)

VI. Настольные игры

Собери группу (Балтæй хъазт)

Волк н овцы (Бирæгъ æмæ фыстæ)

Альчики (Хъулæй хъазт)

Слепой медведь (Куырм арc)

Перетягивание (Бæндæнæй хъазт)

Перетягивание палкой (Къæбæлæй исын)

Метание палок (Лæдзджытæй хъазт)

Деревянный шарик (Къори)

Ямочки (Дзыхъхъытæй хъазт)

Игра с речитативом (Аглатæ)

Жмурки (Куырмахсынтæй хъазт)

Журавли (Хърихъуппытæй хъазт)

Разбей шеренгу (Хъонхъулатæ)

Вытолкни плечом. (Уæхскæй къуырын хъазт)

Лук и стрела (Фат æмæ æрдынæй хъазт)

Выиграй палку (Доцæнти гъазун)

Игра в кремушки. (Тыччытæй хъазт)

Поймай мяч, сидя на плечах товарища (Уæхскыл бадын)

Бег к реке (Донмæ дугъ)

Кулик (Хъæлæй хъазт)

Борьба за флажки (Тырыса скъæфынтæй хъазт)

Отгадай (Гандзай хъазт)

Борьба сидя на плечах (Уæхскыл бадгæ хъæбысæй хæст)

Наездники и кони (Барæг æмæ бæхæй хъазт)

Игры с прыжками (Гæпгæнынтæй хъазт)

Игра в волчок (Цъилæй хъазт)

Игра в охотников и зверей (Цуанонтæ æмæ сырд тæй хъазт)

Игры с мячом (Пуртийæ хъæзтытæ)

Игра в кувырки (Тулæнтæй хъазт)

Игра в чехарду (Кæрæдзийы сæрты гæпгæнынтæй хъазт)

1.«Осетинские салки» (Æрцахсмæ)

Цель: упражнять в прыжках в длину, воспитывать дружелюбие, способность радоваться успеху товарищей.
Правила игры: держаться рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его.

Ведущий выбирается с помощью считалки:
Завтра с неба прилетит
Тетерев кавказский.
Если веришь – стой и жди,
А не веришь, выходи.
Содержание игры: водящий преследует остальных играющих, и если коснется кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее: он должен бежать, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть, так он должен догнать и осалить кого- либо.
І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.
ІІ вариант: если играющих много, выбирают двух или трех ведущих.

Схема игровой деятельности:

2. «Барсы в пещерах» (Стай лæгæты)

Схема игровой деятельности:


3. «Джигиты соревнуются» (Ирæттæ ерыс кæнынц)

Цель: поддерживать интерес к физическим упражнениям, приучать действовать организованно, проявлять выдержку, воспитывать дружелюбие, способность радоваться успеху товарищей.
Правила игры:
действовать по сигналу «старшего», проигравшим считается тот, кто хоть раз выйдет за черту круга. Если из круга выйдут оба игрока, приз никому не присуждается.
Оборудование и атрибуты: гимнастические палки, мел.
ІІ вариант:

Разделить на две команды с помощью счета на первый и второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – вторая команда или воспитатель раздает при пересчете опознавательные знаки.
Содержание игры: на игровой площадке чертятся 4-6 кругов по 3 метра диаметром. Все участники делятся на две равные команды и выстраиваются в шеренгу на противоположных сторонах площадки лицом одна к другой. В каждой команде выбирается «Старший». «Старшие» посылают по одному игроку в каждый круг. Пары, находящиеся в кругах, получают по гимнастической палке. Оба игрока держат палку в руках, прижимая один её конец локтем. По сигналу игроки, нажимая на палку, стараются вытолкнуть друг друга из края. Победитель получает приз. Затем в круги становятся новые пары. Команда победительница определяется по сумме полученных очков.
І вариант: разбить всех детей на пары, раздав палки и определить в круги.
ІІІ вариант: поделить на три команды.
Схема игровой деятельности:

Читайте также:  Украинские народные щедривки на украинском языке

Бросая по очереди плоский камень (сланцевую пластинку диаметром 10 — 15 см) двое играющих стараются попасть им в шарик, (деревянный или каменный). Расстояние, которое «пробежит» шарик после удара камнем, измеряется ступнями ног. Победителем считается тот, у кого шарик откатится на большее расстояние.

Правила игры: играющие бросают камень строго по очереди.

Вариант. В игре могут участвовать две команды. В этом случае игру ведут до определенного счета. Каждый участник команды, бросая камнем в шарик, ведет свой индивидуальный счет. Потом суммируются результаты всех членов команды.

В игре участвуют две команды. Количество участников может быть любым, но равным в обеих командах. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих. Цель игры — завладеть флажком противника, сохранив свой флажок. В процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком.

— начинать игру надо по сигналу;

— в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.

По кругу на расстоянии 40 — 50 см друг от друга роют небольшие ямки или чертят круги. Игроки приседают в них на корточки. Водящий, прыгая на одной ноге, старается столкнуть кого-нибудь из игроков с места. Игрок считается сбитым, если хотя бы одна его нога сместилась и ступня оказалась за чертой круга. Игра продолжается по договоренности играющих.

— игрокам разрешается время от времени касаться руками пола;

— водящий не должен ударять ногой сидящего, а слегка только подталкивать его;

— сидящим не разрешается поддерживать друг друга, вскакивать, поворачиваться лицом к водящему;

— по договоренности можно разрешить водящему менять ногу, на которой он прыгает.

Водящему завязывают глаза. Затем игроки поочередно легко ударяют по ладоням его вытянутых вперед рук. При этом они шепотом спрашивают: «Кто я?» Водящий должен угадать, кто из играющих его ударил. Если он угадает, то тот, кто ударил, становится водящим. Если же водящий три раза подряд не сможет угадать, кто касался его ладоней, то выбирается новый водящий. Игра продолжается. В ней могут участвовать одновременно несколько групп детей.

— ладоней водящего не должны касаться одновременно несколько участников;

— подсказывать водящему нельзя.

Готовится место для игры. В одном конце площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нем раскладывают ровно десять каких-нибудь мелких предметов — это могут быть детские игрушки, камешки и т. д. На другом конце площадки, шагах в десяти — пятнадцати от столика и в трех-четырех шагах друг от друга, ставят два стула.

Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой.

— оба носильщика начинают игру одновременно по сигналу;

— переносить можно только по одному предмету;

— в ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.

Лук и стрелы (Ардын ома фат)

Участники игры — две команды — располагаются за чертой. У каждого из них лук и пять стрел (их надо изготовить заранее). На расстоянии 10 — 12 м от черты ставится мишень (доска, бревно и т. д.). По сигналу ребята по очереди начинают выпускать стрелы. Побеждает та команда, у которой больше попаданий в цель.

— Участники должны пускать стрелы только по очереди; к мишеням можно подходить лишь после того, как играющие выпустили все стрелы.

Метание снизу (Бынай ахст)

Игра состоит в следующем: в правую, опущенную вдоль туловища руку берут мешочек с песком и снизу стараются бросить его как можно дальше вперед.

Победителем считается тот, кто кинет мешочек дальше.

Правила игры: при повторении игры мешочек бросают левой рукой.

Метание с плеча (Уахскуазай ахст)

Для этой игры берется мешочек с песком массой 200 — 300 г. Его поднимают на уровень правого плеча и кладут на ладонь. Играющий, несколько отклонившись всем корпусом и приседая, с силой отбрасывает мешочек.

— место удара мешочка о землю отмечается;

— выигрывает тот, кто бросит дальше всех.

Если никто из игроков не сбил чуку, то каждый старается забрать свою палку, а водящий стремится завладеть чьей-либо палкой.

В этот момент играющие могут действовать против водящего коллективно: использовать ложные, отвлекающие действия и тем самым помочь товарищу взять палку.

— следует быть осторожными, чтобы не попасть палкой в водящего;

— бросать палку в чуку можно только тогда, когда водящий поставил ее и отошел на свое место.

Перетягивание (Баендае наей хъазт)

Через середину круга диаметром 4 м проводится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них надевается кольцо из веревки диаметром 1,5 — 2 м так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперед, чтобы веревка слегка натянулась. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и выиграл. Одновременно могут состязаться несколько пар.

— начинать тянуть веревку следует одновременно по команде «Марш!»;

— тянуть надо только вперед за счет корпуса и ног;

— запрещается опираться руками о землю.

(Тохси — крупная кость, бита).

На ровной площадке чертят два круга, вписанные один в другой. В центре малого круга в один ряд расставляют разноцветные альчики (можно заменить камешками), по одному от каждого игрока. Играющие становятся на линию внешнего круга так, чтобы она пришлась на середину ступни. Они метают биту по очереди.

Задача заключается в том, чтобы крупным альчиком-битой — тохси — выбить альчики за пределы большого круга.

— если альчик выкатывается за линию, игрок выигрывает;

— если он промахивается, то не имеет права бить второй раз (пропускает ход).

Игроки стоят по кругу. Считалкой выбирается чепена. Он становится в круг и начинает игру словами:

— Левой ногой, чепена,

Подпрыгивает на левой ноге влево.

Отзываются дети и повторяют движения водящего.

— Правой ногой, чепена.

Подпрыгивает вправо на правой ноге.

Дети повторяют то же.

— Пойдем вперед, чепена.

Идет вперед, подняв вверх руки.

Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки.

— Пойдем назад, чепена.

Мелкими шагами идет назад с опущенными руками.

Дети повторяют то же.

— Все мы спляшем, чепена.

— Кругом, кругом, чепена!

Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку.

Игра проводится в сопровождении любой народной мелодии, от которой зависит темп игры. В качестве атрибутов используются элементы осетинского национального костюма.

Правила игры: движения выполняются в соответствии с текстом.

Источник

Правильные рекомендации
Adblock
detector