Основы теории народной художественной культуры

Раздел I. Теоретические и исторические аспекты изучения народной художественной культуры

Глава 1. Основы теории народной художественной культуры

Научные предпосылки разработки теории народной художественной культуры

Этнология — сравнительная дисциплина; ее цель — описать культурные, (а изначально, и физические) различия между народами и объяснить эти различия посредством ре­конструкции истории их развития, миграций и взаимодейст­вий. Термин «этнология» происходит от греческого слова «этнос» — народ, связанный общими обычаями, нация. Ос­новным предметом изучения этнологии считается находя­щаяся в постоянном развитии теория этноса. Вот почему ино­гда этнологию называют «теоретическим народоведением».

Этнология считается наиболее широкой, интегративной сферой исследований всех аспектов жизни этносов. Она изу­чает такие проблемы, как: сущность и основные закономер­ности возникновения, развития и распада этносов; расселение народов; демографические процессы, происходящие в раз­личных этносах; социальную и политическую структуру на­родов (семейные отношения, отношения власти и т.п.); ри­туалы, обычаи, верования различных народов; системы жиз­необеспечения различных народов; их адаптацию к природ­ной среде; системы родства у различных народов; системы родственных кланов, экономическое поведение членов того или иного этноса и т.д. Проблемное поле этнологии очень широко. С ним пересекаются многие предметные области, изучаемые и другими науками

Этнологические концепции позволяют рассматривать народную художественную культуру в самом контексте всех сфер развития этносов.

Интересный материал для размышлений о роли и месте народной художественной культуры в истории человечества дает книга СВ. Лурье «Историческая этнология». В ней рас­крывается сущность нескольких этнологических теорий. Сре­ди них — теория эволюционизма — первая теоретически значимая школа в этнологии, которая зародилась в конце XVIII в. и получила широкое распространение на протяжении XIX и XX вв. Эволюционистская теория представляла собой попытку открыть некий универсальный источник и универсальные законы развития человеческих культур.

В рамках этой теории были разработаны и опубликованы различные подходы к проблеме происхождения и развития человека и человечества. Среди них:

идеи Ж. Ламарка, предположившего, что все виды живых существ в процессе развития приобретают свойства, позволяющие им приспособиться к окружающей среде, и эти свойства передаются последующим поколениям путем насле­дования;

теория эволюции и естественного отбора, изложенная Ч Дарвином в книге «Происхождение видов», вышедшей в свет в 1859 г.

периодизация общеисторического процесса, представ­ленная Г. Клсммом, который опубликовал в 1843-1847 гг. свою пятитомную «Общую историю культуры человечества»;

исследование брака в его культурно-историческом развитии, предпринятое австрийским юристом и этнологом И. Унгером, который опубликовал в 1850 г. свой основной труд «Брак и его всемирно-историческое развитие»;

идеи Т. Вайца, опубликовавшего в 1859 г. свою «Ан­тропологию диких народов», где предпринята попытка объе­динить антропологические, психологические и культурно-исторические точки зрения в исследовании догосударственного периода;

теория пережитков, выдвинутая русским ученым К.Д. Кавелиным, который на десятилетие раньше Э.Тайлора сфор­мулировал свою концепцию первобытных форм культуры;

проблемы формирования и развития патриархальной общины, отраженные в трудах М.М. Ковалевского;

исследование американского ученого Л. Моргана «Системы родства и свойства» (J858) и его монография «Древнее общество» (1878), в которой он подразделил разви­тие первобытного общества на три этапа (дикость, варварство и цивилизация), а каждый из первых двух этапов — на три ступени.

С точки зрения эволюционизма развитие любого куль­турного элемента изначально предопределено, его более поздние формы в зачаточном состоянии так или иначе пред­ставлены в каждой культуре. Развитие происходит в соответ­ствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире. История культуры представлялась как непрерывный прогресс, прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному.

В рамках эволюционизма была создана модель перво­бытного общества, тесно связанная с дарвинизмом. Перво­бытное общество, с точки зрения этнологов-эволюционистов, имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические основы.

Однако фактические материалы во многих случаях не согласовывались с эволюционистскими схемами. Начались поиски новых путей в исследованиях культуры, се изменения и распространения.

Среди них — теория диффузионизма. Ее зарождение было связано с имейта немецкого ученого, географа и этно­лога Ф. Ратцеля. Основная его работа «Антропогеография» вышла в 1909 г. По мнению Ф. Ратцеля, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются челове­ческие общества. В передвижениях народов Ф. Ратцель видел основополагающий фактор истории человечества. Диооузионизм основывается на представлении о развитии культуры или различных элементов культуры как о процессе распространения их из одного или нескольких определенных центров.

С диффузионизмом связана теория культурных кругов (работа Л. Фробениуса «Естественнонаучное учение о куль­туре» (1919), Ф. Гребнера «Метод этнологии» (1905), В. Шмидта, В. Копперса «Настольная книга по методам куль­турно-исторической этнологии» (1937). Представители тео­рия культурных кругов сводили все развитие первобытного общества к нескольким первоначальным культурным кругам, каждый из которых характеризовался определенным количе­ством специфических культурных элементов. Они считали, что на протяжении ранней истории человечества устанавли­вались связи между отдельными элементами культуры, и в результате этого оформлялись культурные круги, возникав­шие на определенном географическом пространстве и рас­пространившиеся затем отдельными элементами или, что на­блюдалось чаще, целыми комплексами в другие области Зем­ли. Каждый элемент культуры человечества возникал лишь единожды, а в дальнейшем каждый раз сочетался с опреде­ленными культурными кругами. На основании этого ранняя культура человечества приравнивалась ко всей совокупности культурных кругов; варианты культуры могли возникнуть лишь в результате миграций и смешений.

К 20-м гг. XX в. диффузионистское направление стало те­рять популярность. Его стала вытеснять теория функционализма.

Теоретические основы функционализма были почти одновременно сформулированы в Германии Р. Турнвальдом и в Англии Б Малиновским. Основные их книги соответственно «Человеческое общество в своем социологическом основании» (1931 г.) и «Научная теория культуры» (1944 г.). В этих работах внимание исследователей концентрировалось на изучении связей между различными сферами общественной жизни. При этом подчеркивалось, что исторический процесс непознаваем, а попытки исследования длительной эволюции культурных элементов бессмысленны. Задачи же этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне связи ее с другими культурами. Культура, как считали представители данного направления, служит нуждам индивида и прежде всего трем его основным потребностям: базовым (необходимости в пище и удовлетворении прочих физических потребностей), производным (потребности в рас­пределении пищи, в разделении труда, в защите, в регулиро­вании репродуцирования, в социальном контроле) и интегративным (потребностям в психологической безопасности, в социальной гармонии, цели жизни, в системе познания, зако­нах, религии, магии, мифологии, искусстве и т.п.). Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках одной из пе­речисленных выше потребностей. Например, магия дает пси­хологическую защиту от опасности, миф придает историче­ский авторитет системе управления и ценностям, присущим тому или иному обществу. Культура, согласно взглядам функционалистов, в своей сущности является инструмен­тальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с теми специфическими проблемами, ко­торые ставит перед ним окружающая его среда в ходе удов­летворения им своих потребностей. Культура также является системой объектов, действий и установок, в которой все со­ставляющие ее части являются средствами для некой цели.

С.В.Лурье рассматривает и другие этнологические кон­цепции, а также связь этнологии с антропологией.

Антропология представляет собой комплекс научных знаний о человеке. В ней существует множество ответвлений (философское, историческое, культурное, физическое, со­циальное, психологическое, структурное, символистское и т.п.). Некоторые ученые считают, что практически никакой установившейся грани между терминами «этнология» и «ан­тропология» в современной науке нет. Они используются как взаимозаменяемые. Вместе с тем отмечается, что этнология шире, чем антропология, по своему предметному полю. В поле зрения антропологии никогда не попадали проблемы возникновения и развития этносов, расселения народов, де­мографических процессов. Поэтому антропологию предлага­ется условно рассматривать как часть этнологии, тем более, что изначально, в первой половине XIX в. этнология включа­ла в свою предметную область и физическую антропологию. Это нашло отражение, в частности, в уставе «Парижского общества этнологии», где к сфере этнологии относилось «изучение особенностей человеческих рас, специфики их фи­зического строения, умственных способностей и морали, а также традиций языка и истории». С середины XIX в. возни­кает тенденция противопоставлять этнологию как науку о народах и антропологию как науку о человеке. Проявлением этого было, например, возникновение в Германии «Общества антропологии, этнологии и предыстории» (1869), в Италии — «Итальянского общества антропологии и этнологии» (1871) и т.д. Эта позиция в определении соотношения между этноло­гией и антропологией была представлена и на Международ­ном географическом конгрессе в Париже (1875), в рамках ко­торого работала секция антропологии, этнологии и доистори­ческой археологии Наряду с этим со второй половины XIX в. сложилась и иная традиция — рассматривать этнологию в качестве составной социальной части антропологии (так, в Англии созданные «Этнологическое общество» (1863) и «Ан­тропологическое общество» (1863) в 1871 г. были преобразованы в «Королевский Антропологический институт Велико­британии и Ирландии»).

Развитие антропологических исследований и их фило­софских основ нашло отражение в новой книге российского ученого Б.В.Маркова «Философская антропология» (издана в 1997 г.).

Антропологические исследования помогают изучать народную художественную культуру через призму общих проблем человека и человеческого.

Этнография является в большей мере описательной наукой Она занимается описанием жизни и быта различных народов (этносов), их материальной культуры (жилища, утва­ри, одежды, орудий труда и т.д.), традиций и обычаев. Спосо­бы систематизации, обобщения и истолкования этнографиче­ского материала вырабатываются этнологией. В отличие от этнологии («теоретического народоведения») этнографию можно считать «практическим народоведением».

Читайте также:  Щитовидка гипертиреоз лечение народными средствами

Богатый этнографический материал, касающийся рус­ской традиционной культуры, содержится в трудах М. Забылина, И.Е. Забелина, Н.И. Костомарова, И. Панкеева, Б.А.Рыбакова, А.Терещенко и других авторов.

Этнографические исследования создают базу данных, предоставляют необходимые факты для осмысления художе­ственных аспектов жизни и быта различных народов, выяв­ления и сохранения самобытных форм народного творчества, отслеживания тенденций развития народной художественной культуры в различных регионах.

Этническая история рассматривает исторические формы развития тех или иных этносов, их роль и место в ис­тории различных стран, эпох, цивилизаций. Особое место в исследованиях этнической истории занимают труды Л.Н. Гумилева «Этносфера: История людей и история приро­ды», «От Руси до России», «Этногенез и биосфера Земли».

Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева в определенной ме­ре объясняет и механизмы пробуждения, активизации и угаса­ния творческой энергии народа на разных стадиях его развитая.

Археологические материалы и исторические сведения по истории древнеславянских племен, их мифологических воззре­ниях и отдельных проявлениях художественного творчества содержатся в широко известных трудах Б.А.Рыбакова.

Исследования в области истории этносов помогают раскрыть общее и особенное в художественных традициях различных народов, исторические корни и динамику развития взаимосвязей и взаимовлияний различных национально-художественных культур

Этнопсихология, являясь одной из отраслей психоло­гической науки, исследует: психологические особенности различных народов; историческую динамику и закономерно­сти развития этнического сознания; национальные образы мира; этнические модели и стереотипы поведения в природ­ной и социальной среде.

Определенный вклад в понимание этнопсихологических аспектов культуры внесли труды К.Г. Юнга «Душа и миф: шесть архетипов», «Психология бессознательного», «Феномен духа в искусстве и науке», «Психологические типы».

Этнопсихология создает научную базу для выявления глубинных значений и смыслов народных художественных традиций, образов и языка народного искусства, определяе­мых менталитетом того или иного народа, его психологией и представлениями о мире.

Этнопедагогика, сложившаяся как отрасль педагоги­ческих исследований, выявляет: системы воспитания у раз­ных народов; национальные традиции семейного воспитания, современные формы и методы воспитания и обучения на ос­нове национально-культурных традиций; роль этнических традиций в развитии высших духовно-нравственных ценно­стей и идеалов современных детей и подростков, приобщения их к культурному наследию, формирования ценностного от­ношения к родной земле, природе, семье, матери и материн­ству, к своему народу, педагогические условия развития ин­тереса к национально-культурным и культурно-историческим традициям разных народов мира.

Этнопедагогические идеи были воплощены в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.В.Розанова и других заме­чательных русских просветителей.

В современной России получили признание несколько концепций национального воспитания и образования. Среди них выделяется концепция русской национальной школы профессора И.Ф.Гончарова (Санкт-Петербург)

На основе концепции «Русская традиционная культура в преемственной системе «Дошкольное учреждение – школа – вуз», разработанной автором данного раздела, построена деятельность нескольких экспериментальных площадок г. Москвы. На основе экспериментальной работы изданы сборники интегрированных программ по русской традиционной художественной культуре для дошкольников и младших школьников.

Этнолингвистика изучает особенности языка того или иного народа, исследует местные диалекты в их взаимосвязи с национальным характером и образом жизни. Такие иссле­дования помогают лучше понять региональные особенности устного народного творчества, народных песенных традиций, фольклорного театра и других видов народного творчества, связанных со словесными формами.

Особую роль в становлении отечественной этнокультурологии сыграли труды блистательных русских философов Н.А. Берляева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, Н.О. Лосского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина и некоторых дру­гих. Так, Н.А. Бердяев много размышлял о «душе России» и путях национальной культуры И.А.Ильин в 30-е годы XX века разработал целую программу обновления русской куль­туры. Он верил в то, что русскому народу удастся «вновь об­рести свой национальный духовный лик» В этом особую роль он отводил семье как «лаборатории человеческих судеб». Он подчеркивал, что «каждый народ вынашивает и осуществляет духовные акты особого, национального строения и потому творит культуру по-своему».

Фольклористика занимается сбором, систематизацией и изучением фольклора (что в переводе означает «народная мудрость») К фольклору относятся произведения различных видов и жанров традиционного народного творчества. Благо­даря фольклористам были спасены от забвения тысячи па­мятников народной художественной культуры, подлинных шедевров народного искусства, сохранены имена самобыт­ных народных мастеров Большую роль в этом сыграли фольклорные экспедиции, традиции фиксации и издания соб­ранных в них материалов.

Постоянно собирают, систематизируют и изучают фольклорные произведения кафедры народного хора в вузах культуры, дома народного творчества во главе с Государст­венным российским домом народного творчества, Государст­венный центр русского фольклора и др.

Фольклористика занимает особое место в развитии тео­рии народной художественной культуры. Она может быть рассмотрена как важнейший ее источник и составная часть Фольклористика постоянно пополняет «банк данных» теории народной художественной культуры о конкретных видах и жанрах народного художественного творчества, позволяя на этой основе выявлять его сущностные черты и общие зако­номерности.

Таким образом, теория народной художественной куль­туры рассматривает другие науки как материал для своих вы­водов и обобщений и, одновременно, дает материалы для других наук.

Исходные понятия теории народной художественной культуры

Рассмотрим понятия, к которым все чаще обращаются в настоящее время исследователи народной художественной культуры

Культура, ценности. Среди множества определений понятия «культура» наиболее распространенным является представление о культуре как совокупности материальных и духовных ценностей.

Первым, кто дал определение понятию ценностей, был польский психолог Ф. Знанецкий. Произошло это в 1918 г. Он полагал, что вводимое им понятие может стать централь­ным для новой дисциплины — социальной психологии, кото­рую он рассматривал как науку о том, как культурные осно­вания проявляются в сознании человека.

Для большинства исследователей понятие «ценность» было производным от понятия «установка», которое, хотя и толковалось различными исследователями по-разному, в большинстве случаев обозначает иерархически расположен­ные и присущие индивиду (или, в иной трактовке, – при­емлемые для него) мнения, чувства, а по мнению некоторых исследователей, – и намерения совершить определенное действие.

Ценности той или иной культуры в совокупности своей представляют этос культуры. Ценности связаны с установка­ми, с одной стороны, и с нормами – с другой.

Одним из первых определение понятию «ценность» дал К. Клакхон: «. ценности – это осознанное или неосознан­ное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия». Такое определение дало воз­можность М. Смиту рассматривать ценности как установки особого рода, «действующие в качестве стандартов, посред­ством которых оценивается выбор. Личностные ценности от­носятся к области желательного и предпочтительного; они скорее сопряжены с глаголом «должен», чем с глаголами «быть» и «хочу».

М. Рокич считал, что ценности – это устойчивая вера в то, что определенные формы поведения или состояния мира (state of existence) предпочтительнее для личности и общест­ва, чем какие-либо иные. Ценности представляют собой как бы точку пересечения между индивидуумом и обществом, а ценностный подход в целом направлен на изучение и объяснение межкультурных вариаций

Некоторые исследователи рассматривали ценности как квинтэссенцию личности. С такой трактовкой ценностей свя­зано, в свою очередь, понятие ценностной ориентации (value orientation), которую К.Клакхон определил как «обобщенную концепцию природы, места человека в ней, отношения чело­века к человеку, желательного и нежелательного в межлично­стных отношениях и отношениях человека с окружающим миром, концепцию, определяющую поведение (людей)».

Именно ценности, то есть то, что культивируется, осо­бенно ценится и предпочитается в той или иной культуре, составляет ее главный смысл и предназначение. Философская корня ценностей (аксиология) позволяет рассматривать культуру того или иного народа как систему его духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных не только в произведениях профессионального искусства и народного творчества, но также в различных сферах его жизни (празд­никах, обрядах, бытовых традициях и т.д.). Исследования по­казывают, что в культурах различных стран, эпох, цивилиза­ций доминирует, как правило, одна и та же система ценно­стей, но по-разному воплощенная в художественной сфере. Среди них – красота, истина, свобода, ценность родной земли, домашнего очага, родной природы, матери и материн­ства, опыта и культурного наследия предков и т.д. Особое место в культуре занимают образы-идеалы человека (героя, красавицы и т.д.), на которые ориентировано развитие той или национально-культурной традиции В разные эпохи и в разных цивилизациях эти образы-идеалы имели обычно яр­кую национальную окрашенность (сравним образы русских богатырей и таких звезд Голливуда, как, например, Рэмбо).

Утрата этих традиционных ценностей и идеалов, ярко во­площенных в традициях нашей народной художественной куль­туры, грозит российскому обществу духовной деградацией.

Художественная культура общества представляет со­бой совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а также форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Таким образом, художест­венная культура включает в себя искусство (как форму отра­жения действительности в художественных образах, с помощью особых, художественных средств (мелодии, ритма, цве­та, композиции, и т.д.), но не ограничивается им. В структуру художественной культуры общества включаются также различ­ные средства и формы сохранения, изучения и распространения художественных ценностей (книги, кинофильмы об искусстве, художественное образование, исследования и т.д.).

Огромный вклад в исследование истории художествен­ной культуры России внес академик Д.С. Лихачев Он подчер­кивал. «Искусство, созданное русским народом, – это не только богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. Пока живо искусство, в русском народе всегда будут силы для нравственного самоочищения».

Читайте также:  Очищение организма осенью народными средствами

Творчество – особый характер любой деятельности (художественной, научной, педагогической и т.д.). Творчест­во предполагает выдвижение новых идей, подходов к реше­нию проблем, принятие нестандартных решений. Искусство невозможно без творчества (творческой деятельности компо­зиторов, художников, актеров и т.д.). Однако, помимо твор­ческих проявлений, в искусстве имеют место тренаж, репро­дукция (копирование, воспроизведение образцов) и другие элементы, необходимые как в художественном образовании, так и в других сферах художественной жизни общества.

Особый взгляд на творчество с позиций религиозной философии содержится в известном труде Н.А.Бердяева «Смысл творчества». Автор рассматривает творчество как проявление божественного предначертания, выявляет его трансцендентальную сущность. Он рассматривает проблемы творчества в контекстах морали, любви, брака и семьи, кра­соты, мистики и т.д.

Проблемы творчества и развития творческой личности активно разрабатываются в современной педагогике. Форми­рование способностей личности к самостоятельной творче­ской деятельности, создание условия для раскрытия, реализа­ции и развития ее творческого потенциала – одна из важней­тих целей занятий искусством, народным художественным творчеством.

Особую ценность имеют те художественные произве­дения, в которых отражен неповторимый духовный мир их создателей (народных мастеров, музыкантов и др.). Такие произведения отличаются самобытностью, своеобразием ху­дожественных образов и средств художественной вырази­тельности.

Принятая недавно программа ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия» нацелена на то, чтобы выявить и зафиксировать в разных странах мира, включая Россию, уникальные образцы народного художественного творчества, поддержать их мастеров и передать бу­дущим поколениям «секреты» их творчества.

Этнос. Академик Ю.В. Бромлей рассматривал этнос как социокультурное явление Этническую общность он оп­ределял как исторически сложившуюся на территории устой­чивую многопоколенную совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подоб­ных образований (самосознанием), фиксированным в самона­звании (этнониме).

Альтернативное понимание этноса как биологической единицы, «феномена биосферы», природной общности было выдвинуто Л.Н. Гумилевым и получило популярность в 80-е гг. XX в. Этнос, как считает Л.Н. Гумилев, – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопостав­ляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности, и отличаю­щийся своеобразным стереотипом поведения, который зако­номерно меняется в историческом времени.

Каждый этнос в той или иной степени внутренне неод­нороден: в нем выделяются субэтносы, которые могут возни­кать и распадаться, причем, ощущение единства этноса как целого у их членов не теряется. Группа близких между собой этносов составляет суперэтнос. Этносы, по мнению Л.Н. Гу­милева, составляют этносферу Земли как часть ее биосферы.

Значение, которое в итоге закрепилось за понятием «этнос», представляет собой нечто среднее между бромлеевским и гумилевским, и в принципе вполне синонимично сло­ву «народ».

В западной науке слово «этнос» крайне редко употреб­ляется. Одним из немногочисленных примеров этого является работа Д.Дереве «Этнопсихоанализ». Основа «этно» исполь­зуется часто в значении «народный». В этом контексте пред­стают такие научные направления, как этномузыкознание, этнография, этнология и др.

Широкое распространение получили термины «этниче­ский» (ethnic), «этничность», но и они имеют в западной нау­ке в своем значении особый нюанс и относятся чаще всего к национальным меньшинствам, диаспорам. В русском языке термин «этнический» тесно связан с понятием «этнос». А вот термин «этничность» пришел к нам с Запада и, как правило, сохраняет свое первоначальное значение. Культурологиче­ский словарь дает определение этничности как совокупности характерных культурных черт этнической группы, что соот­ветствует англоязычному значению этого термина, когда эт­ническая группа непременно понимается как часть более ши­рокого социокультурного окружения.

Под действие закономерностей, обусловливающих су­ществование и деятельность этноса, попадают общества, воз­никшие в результате ассимиляционных процессов, те имеющие среди своих членов людей различного, если исхо­дить из вопросов «крови», происхождения. Таков, например, русский этнос и этнос американский. И в том, и в другом случае этносы имели некое ядро, соответственно, славянское и англосаксонское, но собирали вокруг себя, вбирая в себя, представителей других народов. Смешанные браки доверши­ли дело, сцементировав обе эти общности в более или менее прочные целостности Конечно, ни в России, ни в Америке процесс ассимиляции не дошел до конца, не собрал воедино всех представителей всех народов и племен, живущих еди­ным обществом. Поэтому американцы, долго сравнивавшие Америку с «плавильным котлом», уничтожающим все этни­ческие различия, стали выражаться более осторожно и гово­рить о своем обществе как о «салате», т.е. беспорядочной смеси различных этнических групп и меньшинств. Однако и русские, и американцы представляют собой этносы, которые имеют тенденцию к расширению путем ассимиляции других.

Ту же тенденцию в большей или меньшей степени имеют все народы. Именно поэтому ученые полагают, что говорить об этносе как о биологической общности бессмыс­ленно. С точки зрения современной этнологии, этнос облада­ет внутренними механизмами, обеспечивающими его устой­чивость, и выражаются они в особом распределении культур­ных черт и характеристик между членами этноса. Этносу присущи определенные поведенческие и коммуникативные модели, которые типичны для всех членов этноса; поведенче­ские, коммуникативные, ценностные, социально-политические модели и культурные элементы, свойственные только определенным группам внутри этноса, и другие осо­бенности. Надо подчеркнуть, что этнические процессы сти­хийны, бессознательны, они не зависят от желания и воли членов этноса.

В этом контексте современный российский этнолог С.В.Лурье дает следующее определение этноса: «Этнос – это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обусловливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержание уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течение длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений». В этом значении С.В.Лурье рассматривает этнологическую культуру как структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющую его от распада.

Понятие «традиция», так же как и «культура», имеет несколько значений, причем исключающих друг друга. Так, возможно понимание термина «традиция» в узком значении, как наследие прошлого, которое принципиально не изменчи­во, не гибко.

Можно рассматривать традицию как нечто, находящее­ся в процессе постоянного изменения. В традиции присутст­вуют в двуединстве креативная (творческая) и консерватив­ная составляющие. Однако характер изменений в традицион­ном обществе не произволен. Он задан традицией изнутри.

Для объяснения своего понимания термина «традиция» С. Эйзенштадт прибегает к предложенной в начале 60-х гг. XX в. Э. Шилзом концепции «центральной зоны культуры» — неподвижного, неизменяющегося стержня культуры, во­круг которого сосредоточивается подвижная, изменчивая культурная «периферия».

Если исходить из этой трактовки, традиционная народ­ная художественная культура может рассматриваться как ус­тойчивое «ядро» художественной культуры общества, а этнос как носитель традиции. Таким образом, понятия «этнос» и «традиция» тесно сопряжены друг с другом.

По мнению Л.Н Гумилева, этническая традиция вклю­чает в себя культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства, имеющие в каждом этносе неповто­римые особенности. Фундаментом этнической традиции слу­жит стереотип поведения,

Понятие «менталитет». В последние годы в широкое употребление вошло слово «менталитет». Оно звучит в рус­ской речи как иностранный термин, и большинство исследо­вателей было вполне чистосердечно уверено, что это просто иностранное заимствование, и для того чтобы уточнить его значение, достаточно открыть любой иностранный словарь. Однако в зарубежной науке слово «менталитет» вообще не употребляется, а английское слово «mentality» не выступает в качестве термина и не имеет закрепленного за ним определе­ния (или хотя бы различных вариантов определений).

Изредка в качестве термина употребляется французское слово «mentalite», однако и оно не имеет устоявшегося значе­ния. «Словарь общественных наук» определяет менталитет следующим образом: «Термин имеет различные значения, близкие к понятиям установки, умственной функции и даже мышления (последнее — у Л. Брюля (1922 г.). Только в 1994 г. российскими исследователями были сделаны первые по­пытки дать новому термину (который наконец-то был осоз­нан как неологизм) адекватное наполнение. С точки зрения С.В.Лурье, использование слова «менталитет» в принципе может выступать в паре с понятием «традиция» постольку, поскольку подразумевает подвижность, соотнесенность как с прошлым, так и с настоящим, возможность сколь угодно глу­боких внутренних противоречий. В этом смысле можно ска­зать, что традиция выражается в менталитете народа, или, точнее: менталитетне материализуемая составляющая традиции.

Структуру менталитета, как считают некоторые иссле­дователи, образуют «картина мира» и «кодекс поведения». Поле их пересечений, очевидно, и есть то, что называют «па­радигмой сознания». Речь идет о присутствующем в сознании человека стержне, который может при разных внешних усло­виях выступать в разных обличиях, но который является еди­ным для всего этноса и служит как бы его внутрикультурным интегратором.

Определение понятия «этнический менталитет» дает «Краткий этнологический словарь». Здесь этот термин опре­деляется как «свойственный данному народу склад мышле­ния; представляет собой устойчивый изоморфизм (постоян­ство, неизменность, инвариант), присущий культуре или группе культур, который обычно не осознается и принимает­ся в этой культуре как естественный, он не поддается изме­нениям под воздействием идеологического давления. Знание этнического менталитета имеет, в частности, значение для определения пропорций между эмоциональным и рациональ­ным уровнем сознания и принятия этнической группой (в ли­це тех или иных ее представителей) решений, о также меры в воспроизводстве ею дуальной оппозиции – противопостав­ления «мы» – «они», «свои» – «чужие».

Читайте также:  Чем обработать яблоки для длительного хранения народные методы

Наиболее кратким является определение менталитета как совокупности сознательных и бессознательных устано­вок, сопряженных с этнической традицией.

Понятие «этническая картина мира» является наибо­лее близким к понятию «менталитет». По определению С.В.Лурье, этническая картина мира представляет собой осо­бым образом структурированное представление о мирозда­нии, характерное для членов того или иного этноса, которое, с одной стороны, имеет адаптивную функцию, а с другой – воплощает в себе ценностные доминанты, присущие культуре данного народа. Этническая картина мира не тождественна этнической культуре или этнической традиции. Она меняется с течением времени, более того, различным группам внутри эт­носа в один и тот же период могут быть присуши разные карти­ны мира. Этническая картина мира представляет собой каждый раз как бы определенный ракурс этнической культуры и опре­деленный вариант кристаллизации этнической традиции.

Понятие «национальный характер». Введение этого понятия в научный оборот связано с признанием того факта, что каждому народу присущ свой, отличный от других пси­хологический склад. Художественная культура народа во­площает национальный характер в самобытных материаль­ных и духовных формах Особенности национального харак­тера проявляются не только в произведениях народного твор­чества (песнях, танцах, сказках, изделиях декоративно-прикладного творчества и т.д.), но и в традиционных формах их бытования (календарных и семейных праздниках, обрядах, ритуалах и т.д.).

Научная школа исследования «национального характе­ра» зародилась в середине XX в. Однако современные иссле­дования в области этнологии свидетельствуют, что попытки литературного описания характеров различных народов име­ли место еще в далекой древности. Описания жизни народов систематизировались даже в Римской империи. Они сдела­лись базой «искусства управления народами», служили посо­бием для властей по вечно актуальному национальному во­просу. Традиция такого целенаправленного изучения из со­ображений политических была доведена до совершенства в Византии, в частности в труде императора Константина Баг­рянородного «Об управлении империей» (IX в.) Внешняя по­литика Византии строилась, в первую очередь, как политика приграничная, а потому предполагала манипулирование мас­сами и народностями, для чего считалось необходимым знать их психологические особенности и «модели поведения», как сказал бы современный этнолог Византийцы тщательно со­бирали и записывали сведения о варварских племенах. Они хотели иметь точную информацию о нравах «варваров», об их военных силах, о торговых связях, об отношениях между ни­ми, о междоусобицах, о влиятельных людях и возможности их подкупа. На основании этих тщательно собранных сведе­ний строилась византийская дипломатия. Разумеется, посту­пала так не только одна Византия, и можно смело утвер­ждать, что изучение национальных характеров проводилось на протяжении всей последующей истории.

Попытки определить понятие «национальный харак­тер» заняли у ученых несколько десятилетий. Но и по сей день, как считает С.В Лурье, оно порой кажется мифологемой По его мнению, широко распространенное убежде­ние, что члены различных наций имеют в целом некоторые общие психологические характеристики, могло быть неоспо­римым, если бы между учеными существовало согласие в том, о каких собственно «некоторых психологических харак­теристиках» здесь идет речь. «Наблюдение, что народы различны, – общее место. Но без ответа остается вопрос: дейст­вительно ли эти различия являются национальными разли­чиями, те. характеристиками национальной популяции как целого? Являются ли эти характеристики специфическими для нации, т.е. разнятся ли они от одной нации к другой?» – задавали вопрос в 1960 г. антропологи X. Дайкер и Н. Фрей­да. В конце же 60-х гг. А. Инкельс и Д. Левенсон делали уже вполне пессимистичный вывод: «При нашем нынешнем огра­ниченном состоянии познания и исследовательской техноло­гии нельзя утверждать, что какая-либо нация имеет нацио­нальный характер». И сегодня состояние научных поисков в этой области большинство ученых характеризует как кризис­ное. Однако это вовсе не означает, что в ходе исследования психологических особенностей в поведении, стиле мышле­ния, мировоззрении, особенностях восприятия и реакций чле­нов различных этносов не было сделано никаких существен­ных открытий или было высказано мало плодотворных гипо­тез. Знание этих открытий и гипотез необходимо для понима­ния теоретических положений, составляющих основу исто­рической этнологии, а потому внимательно осмыслим исто­рию поиска тех составляющих национального характера, ко­торые можно было бы считать присущими всем членам этно­са. (См. книгу Лурье С.В. Историческая этнология).

Ф. Боаса утверждал, что не только наш язык, но даже и наши эмоции являются результатом нашей общественной жизни и истории народа, к которому мы принадлежим.

Особенности русского национального характера рас­крывались многими отечественными философами (Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным, В.С. Соловьевым и другими) Среди современных трудов назовем книгу К. Касьяновой «О русском национальном характере». Автор раскрывает не только характерные черты русского национального характера в исторической динамике, но и сосредотачивается на акту­альных проблемах развития национального самосознания русского народа.

Сущность народной художественной культуры народного художественного творчества

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народы, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира). В каждом современном обществе, как правило, сосуществуют и взаимодействуют множество различных национально-культурных и национально — художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

Народная художественная культура – древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни ухо­дят в традиции и обычаи восточнославянских племен, прожи­вавших на территории нашей страны Главной частью этой культуры являются произведения народного художественно­го творчества (песни, сказки, танцы и т.д.). В старину они передавались от поколения к поколению в бесписьменной форме («из уст в уста»), и поэтому все время изменялись (варьировались). До сих пор одна и та же народная песня в разных областях России может звучать по-разному Имена авторов таких произведений установить невозможно, ведь они созданы коллективным творчеством народа.

Наряду с русской народной художественной культурой в России с давних пор существуют художественные культу­ры многих других народов. В нашем многонациональном государстве проживает сейчас более 120 народов, и каждый из них имеет равные права на сохранение и развитие своих национально-культурных традиций и обычаев

Народная художественная культура – более широкое понятие, чем народное художественное творчество.

Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных ви­дов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художест­венно-творческой деятельности. Процесс и результаты на­родного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенно­стями его национального характера и творческих устремле­ний

Народная художественная культура в России более 10 веков развивается во взаимосвязи с церковным искусством, которое основано на православной вере, христианском веро­учении и неотделимо от библейских образов и сюжетов. Хотя церковное искусство пришло на Русь из Византии, его разви­тие происходило во взаимосвязи с отечественными нацио­нально-культурными традициями, с народным художест­венным творчеством.

В современной России получила распространение не только православная вера, но и другие религии, каждая из которых связана с соответствующими ей явлениями искус­ства.

Еще один важнейший исторический пласт отечествен­ной художественной культуры, неразрывно связанный с на­родной художественной культурой – светская художествен­ная культура (культура светского общества, просвещенных слоев населения). С XVIII в. она развивалась в России под влиянием западноевропейского искусства (оперного, теат­рального и т.д.) и в связи с реформами Петра I. В светской художественной культуре возникли новые, не встречавшиеся и древнерусской народной художественной культуре, формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балет­ные спектакли, симфонические концерты и т.д.) Вместе с тем, западноевропейские традиции, перенесенные на отечест­венную почву, заметно изменились под влиянием особенно­стей нашей культуры.

Большую роль в развитии традиций народной художест­венной культуры, различных видов и жанров народного творче­ства сыграло русское классическое искусство. Как известно, многие русские композиторы-классики собирали и обрабатыва­ли народные песни, создавали оперы, балеты и другие произве­дения по мотивам русских народных сказок, былин, древнесла-вянских мифов. Среди них композиторы П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, И.Ф.Стравинский, художники В. Вас­нецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.

Таким образом, народная художественная культура – сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьян­ским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее ре­зультатов (сказок, песен, танцев и т.д.), народная художест­венная культура включает систему воплощенных в художест­венных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание. Народная художественная культура вклю­чает также сложившиеся в том или ином этносе и передаю­щиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.

Народная художественная культура имеет древние ис­токи и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества – мудрость народную, чис­тоту помыслов и духовную красоту.

Источник

Правильные рекомендации