Особенности подготовки к семейной жизни в народной педагогике

«Народная педагогика в семейном воспитании»

Народная педагогика в семейном воспитании.

Сысоева Людмила Геннадьевна

заместитель руководителя по УВР,

учитель начальных классов

физических сил, нравственный фундамент

Особую заботу, на сегодняшний день, вызывают проблемы семьи, детства и материнства. Ни для кого не секрет, что воспитание детей самая сложная наука. Тем более, воспитание собственного ребенка.

Именно в семье прививается любовь и уважение к собственной культуре, родному языку, неравнодушное отношение к национальным корням. Семья изначально культивирует в человеке такие гуманные качества как сострадание и милосердие, доброта, отзывчивость и порядочность.

Лечить современную семью возможно только решительным поворотом к лучшим традициям народной педагогики.

В настоящее время, подрастающее поколение оказалось в экстремальных культурно-экологических условиях. Дети, подростки, молодежь большую часть времени проводят вне семьи, вне родного дома. Связь с родителями, семьей, родом, народной культурой трансформируется, что наносит непоправимый урон не только нравственному, патриотическому и интернациональному становлению подрастающего поколения, но и, прежде всего, их здоровью. Семья, которая всегда была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, утрачивает свою ведущую роль в силу чрезмерной занятости родителей в индустриальном производстве.

Игнорирование народных основ воспитания, многовековой мудрости, накопленной многими поколениями людей, уже дало свои отрицательные плоды: выросли целые поколения наших соотечественников, которые равнодушны к истории родного края, родному языку, судьбам народа. Это произошло потому, что нами была забыта истина, о которой так хорошо сказал великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Ушинский К.Д. указывал, что воспитательные идеи каждого народа настолько проникнуты национальным духом, что их невозможно перенести на чужую почву. Каждый народ имеет свои исторические условия развития, которые выражены в характерах ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Современный мир с его экономическими кризисами, увеличением числа разводов, ухудшением качества образования, постоянными стрессами и прочими «прелестями» цивилизации истощает людей физически, эмоционально и духовно, поэтому им все труднее воспитывать нас, детей. Именно мы, наиболее уязвимые и больше всего нуждающиеся в любви, тяжелее всего страдаем в этом мире.

Кто воспитывает нас? Разумеется, прежде всего, наши родители. На первых порах эта роль принадлежит им всецело, позже они делят ее с разнообразными общественными институтами, однако пока мы не повзрослеем, их роль остается главной и решающей.

Какими людьми станем, какими будут наши разум и воля в будущем, зависит от того, какое воспитание и какое педагогическое влияние они на нас окажут.

В жизни каждого человека семья является первой устойчивой группой родных и близких людей, играющих главенствующую роль, первой ступенькой становления его самосознания. Здесь ребенок приобретает умения и навыки в общении, здесь закладывается нравственный облик и профессиональное самоопределение.

В основе любых человеческих отношений лежит любовь. Родительская любовь должна быть мудра и терпелива. Недостаточно только родить ребенка, подарить ему физическую жизнь, надо суметь открыть ему пути к любви, к внутренней свободе, вере и совести, ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья.

Листая страницы истории, убеждаемся, что в народной педагогике никогда не отводилось специального времени на воспитание в семье. Во все времена воспитывали образом жизни, образом мысли.

Нет таких родителей, которые бы сознательно добивались того, чтобы их ребенок рос черствым и грубым. Безусловно, они все в силу своих возможностей занимаемся воспитанием, но не всегда получается так, как им хотелось бы. Часто родители слишком торопятся укорять своих воспитанников в неблагодарности, а у них эти слова вызывают лишь агрессию.

Принципиально важно знать родителям то, что ребенок с самого рождения исключительно эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир: своих родителей, свой дом, самого себя. Если его мир враждебный, отталкивающий, не любящий, то тревожность влияет на его речь, поведение, способность общаться и учиться. Своим поведением ребенок постоянно спрашивает родителей: « Вы меня любите?». И ответ для него исключительно важен. Он должен диктоваться не только чувством безусловной любви, но и поведением родителей, проявляющих в своих поступках безоговорочную любовь.

Второе принципиально важное для родителей понятие: каждый ребенок имеет эмоциональный резервуар. Иначе говоря, у него есть определенные эмоциональные потребности, и то, насколько эти потребности ежедневно удовлетворяются (через любовь, внимание, понимание), определяет многое в поведении ребенка (послушный, капризный, веселый). Естественно, чем полнее эмоциональный резервуар, тем положительнее чувства и тем лучше поведение. Ответственность за всё это несут родители.

Родители должны понять, что дети отражают любовь: если ее получают, то они же и возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно (например, ребенок только иногда делает то, что от него хотят родители, когда они выполняют его требования).

Не получая пристального внимания от родителей, дети излишне тревожатся, чувствуют, что все на свете важнее для родителей, чем дети, поэтому отстают в эмоциональном, психическом развитии, хуже контактируют со сверстниками и более замкнуты.

Иногда взаимоотношения между родителями и детьми перерастают в битву противостояния воли и характера. Прежде чем наказать ребенка, родители должны разобраться, что неправильно в их взаимоотношениях и чего они могут ожидать и требовать от своего ребенка. Надо всегда помнить, что недостаток твердости у родителей и незнание границ, а вовсе не любовь и нежность вырабатывают у нас вседозволенность.

Нужно помнить, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, и родители пример тому». Эту истину знают все, но почему–то предпочитают ее забывать.

Родители должны уважать в своем ребенке личность, стараться прививать любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания. В родителях дети должны видеть не диктатора, а нежно любящего, заботливого друга и наставника в жизни.

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

Семья как нравственная доминанта народной педагогики

На современном этапе развития общества народная педагогика должна находить свое проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбелью человека. Нравственной этнопедагогики всех народов является идея семьи. Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с благополучием семьи и стремление к благополучной жизни осуществлял через семью. Здесь следует подчеркнуть двойственную роль семьи в человеческом обществе с одной стороны, это модель общества, с другой интимная сфера, где полностью раскрывается духовный и физический потенциал человека.

Сына воспитывают как будущего сына, поэтому он должен быть сильным, крепким, трудолюбивым, умным, умелым, деловым, уважительным, волевым, мудрым и т.д. Дочь воспитывают как будущую мать, поэтому она должна быть любящей, старательной, заботливой, не боящейся мелочной работы, бережливой, послушной, умной и т.д.

Отношения к семье, способность выполнять свою роль в семье выступают в народной педагогике как высшие критерии. Они закладываются в раннем детстве. Во времена детских игр в адрес мальчика, вызывающего досаду своей неумелостью, неловкостью дети бросают такое обвинение: «От тебя ни родится ни дочь ни сын, если и родится, то не выживет». [2, с. 55]

Истинное народное, здоровое видение жизни, взлелеянное тысячелетиями прогресса человечества, утверждает мужскую роль для мужчины и женскую для женщины, и естественный брак женщины и мужчины.

Ставя своей доминантою семью, народная педагогика имела совершенные формы, методы и средства воспитания в семье, но семья готовила ребенка не только к жизни в семье, но и для жизни в обществе, для деятельности в общественном производстве, в общественных делах. [3, с.263]

Таким образом, в народной педагогике семья является высшей ценностью; способность создать и содержать семью, с достоинством исполнять свои социальные семейные роли в народной педагогике являются высшими критериями в оценке человека.

Средства, методы, приемы народной педагогики в семейном воспитании

Читайте также:  Русская народная песня про наташу слушать

Говоря о средствах народной педагогики, в первую очередь следует сказать о родном языке, где родное слово стоит на недосягаемой высоте. Г. Н. Волков называет родной язык фактором воспитания.

Ярко сказал о колыбельных песнях великий дагестанский поэт Р.Гамзатов: «Песня матери главная песня в мире, начало всех человеческих песен. Если бы не было ее, колыбельной, не было бы на свете и других песен. И, может быть, меньше в мире стало бы радости, меньше счастья, меньше поэзии».

Пример родителей имеет огромное значение в становлении личности ребенка. Родители должны показывать добрый пример не только в труде, но и отношениях между собой, в отношении к соседям, к товарищам по работе, в одежде, в еде, в поведении, в желаниях. Если родители в добрых отношениях с соседями, то и дети растут порядочными, вежливыми к чужим людям. Если родители хорошо отзываются о своих товарищах по работе, рассказывают об их достижениях, об их положительных качествах, естественно у детей возникает интерес к трудовому коллективу, к труду родителей, желание идти по их стопам.

Если родители с восхищением слушают музыку, ценят хорошие телепередачи, вывозят детей на природу, восхищаются окружающими горами, лесами, бывают с детьми на берегах рек и озер, любят красивый ландшафт, у детей появляется эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Сказки и другие эпические сюжетные произведения устного народного творчества, которые дети слышат с самых ранних лет из уст родителей, являются прекрасным материалом для строительства нравственного мира, умно помогают ребенку вырастить в душе иерархическую лестницу ценностей. Общественная жизнь для ребенка начинается через сказки. Родители через сказки начинают приучать к жизни в обществе.

Народ считает, что для физического развития нужны постоянные физические тренировки. Физические упражнения и подвижные игры, генетически возникнув из трудовых процессов на ранних ступенях общественного развития, на рассматриваемом этапе жизни народа стали применяться им в качестве подготовительных упражнений для физического развития народа. Говоря о народных физических упражнениях, мы, прежде всего, имеем в виду различные варианты упражнений на коне, бег взапуски, метание и переноска различных предметов, лазание по шесту, борьба, соколиная охота и т.д. Существование древнего обычая кочевания в летние месяцы по обширным просторам Южного Урала заставляло детей рано приучаться ездить верхом. Искусство джигитовки считалось самым сложным и трудным, и приобреталось оно постоянной систематической тренировкой с малых лет. Следует заметить, что поныне эти традиционные виды физических упражнений на коне не утратили свои позиции.

В семьях с народно-педагогическими традициями высок и устойчив авторитет родителей. С первых дней своей жизни ребенок слышит колыбельные песни, где воспевается семья и труд, слышит обращение к себе как к помощнику отца или помощнице матери. Подрастая, дети слышат сказки из уст своих родителей о сказочных богатырях, которые могучи, справедливы, в семьях, где родители разучивают со своими детьми стишки, потешки, загадывают загадки, вырастают умные ребята. У ребенка расширяется кругозор, вместе с тем он восхищается широтой кругозора и глубиной ума своих родителей.

Значение «материнской школы» и «школы сверстников» в жизни человека

Первые шесть лет роста и развития человека великий Я.А. Коменский мудро назвал периодом «материнской школы». Действительно, в этот период ребенок тесно связан с матерью и многое в развитии ребенка зависит от мудрости матери. С момента появления на свет ребенок биологически зависит от матери, со временем биологическая зависимость переходит в эмоциональную привязанность. Отношение матери и отца к ребенку, их взаимные отношения, их любовь и требовательность, их умение обучать и приучать ребенка и т.д. играют решающую роль в закладывании основ будущей личности.

— осознание самобытности собственной персоны;

— общественные роли каждого члена семьи (освоение семейных ролей);

— Не сломать ребенка, не сделать его хилым безвольным, понукаемым на всю жизнь;

— Не сделать ребенка тираном. Если неудачно реагировать на приступы упрямства, можно получить привычку, средство давления.

Если чадолюбивые родители все-таки уберегут ребенка от «школы сверстников», то такой ребенок окажется беззащитным при столкновениях с грубыми жизненными обстоятельствами, не способными адаптироваться к общественным отношениям.

Таким образом, если «материнская школа» имеет огромную роль в становлении ребенка как человека, то «школа сверстников» играет важную роль в социальном становлении личности.

Общей стержневой проблемой народной педагогики является не только воспитание ребенка, подрастающего поколения, а воспитание вообще человека. В воспитательном отношении ребенок и взрослый четко не разграничиваются, ибо народ полагает, что человек развивается, совершенствуется на протяжении всей своей жизни. Но при этом подчеркивается, что привитие и формирование желательных нравственных качеств происходит в детском возрасте.

Преимущество народно-педагогических традиций заключается в том, что они позволяют родителям готовить ребенка к выполнению разнообразных социальных ролей, формировать необходимые человеческие качества, даже не зная о существовании структуры личности. Это формирование начинается с подбора имени будущего ребенка, с первой материнской улыбки, колыбельных песен, совместных игр с ребенком, с рассказывания сказок и загадывания загадок, с разучивания скороговорок и считалок, песен.

Средства, методы, приемы народной педагогики при умелом использовании являются каналами духовной связи родителей и детей, старшего и младшего поколений, поэтому важно сохранение народной педагогики в семье.

Источник

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ
статья

Приобщение детей к семейным ценностям через народные традиции

Скачать:

Предварительный просмотр:

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ

В семье ребенок каждый день ощущает вокруг себя живую действительность и принимает непосредственное участие в ней, он наблюдает действия своих родителей, слышит их суждения и оценки, становится свидетелем их отношений к друг другу и окружающим людям. Наблюдая в повседневности всех членов своей семьи, ребенок получает тем самым образцы поведения в тех или иных ситуациях, ему достается целый «набор» манер, жестов, словосочетаний, суждений о людях, о политических событиях, о явлениях общественной жизни и т.д.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых. [2,с.133]

Традиции в переводе с латинского означает «передача». Составной частью традиций являются обычаи. Когда традиции соблюдаются постоянно и регулярно – они превращаются в привычную форму действия, устойчивый стереотип поведения. Вот это и должно быть конечной целью в воспитании детей на традициях народа. Такие качества как уважение к старшим, любовь к людям и родной земле, взаимопомощь и доброжелательное отношение к другим народам, трудолюбие, народ считал определяющими в характере человека.

В детском саду дети разных национальностей. Поэтому мы изучаем традиции и обычаи русского и хакасского народов. Как один из элементов воспитания на национальных традициях является устное творчество: пословицы и поговорки, с которыми дети знакомятся в детском саду и дома. Это помогает знакомить не только с устным народным творчеством народа, но и способствует развитию речи, помогает изучению и усвоению языка. У всех народов педагогическая культура складывается из одних и тех же элементов: сказки, мифы, поучительные рассказы, песни, стихи, скороговорки. В ДОУ имеются записи и книги с национальными сказками, которые мы используем в своей работе. Интерес проявляется постепенно, по мере знакомства с традициями хакасского и русского народов. На праздниках разучивают стихи и песни на хакасском языке. Большой вклад в развитие речи вносят занятия музыки, где дети разучивают песни на русском и хакасском языках.

Необходимой стороной традиции является воспитание в детях уважительного отношения к старшим, почитание их мудрости. Уважительное отношение к старшим – одна из лучших черт любого народа. Наше время – это время новых отношений. Сейчас нашему обществу особенно нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие рационально и трезво мыслить. Огромную роль в этом играет семья.

Читайте также:  Что проверяет народный контроль в магазине

Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные традиции. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру. В семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной. В ДОУ дети знакомятся с помощью своих родителей с историей своей семьи и предков через участие в проектах «Расскажу я вам, друзья, как живет моя семья», «Моя семья» и т.д. Дети с удовольствием изготавливают семейные древа своего рода, гербы и флаги; оформляют альбомы и оформляют совместные выставки.

Играя с куклами, знакомим детей с национальными костюмами и их деталями (хакасское платье, хакасская рубаха, пого и т.д.), в играх со строительным материалом — с особенностями постройки жилища хакасского народа. Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях, образе жизни, культуре народа. Представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье.

Неоценимую помощь в сохранении того огромного культурного опыта, который накоплен и оставлен нам в наследство, оказывают различные музеи. Знакомство детей с музейными экспонатами может оказать огромное влияние на их общее и культурное развитие, особенно, если музей создается руками самих детей, родителей и других родственников, педагогов. В течение прошлого года педагогический коллектив нашего учреждения работал над созданием мини-музея «Русская изба» и кабинета по поликультурному развитию. Посильную помощь оказали нам и родители наших воспитанников, тесно взаимодействовали с библиотекой нашего села, а также с его жителями. За это время накопилось много методических и творческих наработок, а также была собрана большая коллекция изделий русских народных промыслов и предметов быта. Появились очень интересные экспонаты, требующие специального расположения, поэтому было принято решение систематизировать весь материал и собрать его в отдельном помещении. Так появился мини-музей русского быта «Русская изба». А в кабинете по поликультурному развитию были размещены стеллажи с народными игрушками и национальными куклами; декоративно-прикладное искусство, живопись; настольно-печатные изделия разных народов России для детей дошкольного возраста. Также в кабинете размещена национальная одежда русского, хакасского и казахского народов.

Так, начиная с любви к ближнему, взаимодействуя с семьей и окружением, любви к малой Родине зарождаются поликультурные чувства у дошкольников. Для решения задач по приобщению детей к народным традициям в детском саду реализуются такие проекты, как «Моя семья», «День Победы», «В гостях у сказки» и т.д.; проводятся п раздники «Осенние забавы», «День матери», «Чир Ине», «Чыл Пазы», «Пасха»; проводятся совместные выставки творчества детей и родителей на темы: «Осень золотая», «Зимушка хрустальная», «Мамины руки не знают скуки» и т.д. Особое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде каждой группы, так в группах, в соответствии с возрастом, созданы уголки по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; центры конструирования имеют наборы из разных материалов таким образом, чтобы у детей была возможность строить основные архитектурные формы разных субъектов России; в центрах книги отведено место художественной литературе поликультурного содержания – национальным сказкам, легендам, сказаниям. Педагогами составлена картотека игр и костюмов народов мира, которые они регулярно используют в работе с детьми.

Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств и толерантной личности есть и будет одними из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

1. Дыбина, О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи: учебно-методическое пособие / О.В. Дыбина, Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 77 с.

2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., Академия, 2000

Источник

Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике Колесниченко Юлия Ивановна

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
НРАВСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В
» РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 13

І.І.Историко-педагогический аспект исследования проблемы нравственной
подготовки молодежи к семейной жизни в народной педагогике 13

1 ^.Характеристика русской семьи и внутрисемейных отношений 45

ГЛАВА П. СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ
і К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 70

Воплощение идеи нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в произведениях устного народного творчества 70

Христианский идеал семьянина и семейной жизни 91

Идеал, цели и задачи нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в народной педагогике 108

h ГЛАВА III. СРЕДСТВА, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОЙ
ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В РУССКОЙ
НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 139

Средства нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в народной педагогике 139

Методы нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в

народной педагогике 171

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

Брачно-семейные отношения наряду с производственными являются ведущими в человеческих взаимоотношениях. И подготовка молодежи к этим отношениям представляет большой интерес для любого цивилизованного общества.

Приходится констатировать, что взгляды о должном в брачно-семейном поведении формируются под воздействием массовой культуры, а также опыта и традиций ближайшего окружения. Многие из этих проблем обусловлены не только социальными, но и индивидуальными обстоятельствами. Поэтому в настоящее время особенно остро и актуально ставится вопрос о нравственном воспитании будущего семьянина, о формировании у подрастающего поколения моральной

* готовности к браку и семейной жизни.

Поиск путей решения данной проблемы направлен на исследование духовной основы этнопедагогики народа и ее роли в воспитании подрастающего поколения.

В последнее время заметно усилился интерес как ученых, так и широкой общественности к традиционной культуре русского народа.

* Наибольший интерес представляет исследование семьи, семейно-брачных

отношений, а также подготовки молодежи к семейной жизни. Это объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, именно в этой сфере имеется немало этнически специфического. Изучение семейного быта и обрядов в прошлом дает возможность проникнуть в представления наших предков о природе и человеке, осознать особенности национального характера в настоящем, поможет нам лучше понять нас самих, сегодняшних. Во-вторых, именно семья является основой воспроизводства и развития этноса. Во все времена роль семьи в обществе была особенно велика. Семья являлась изначальной хозяйственной единицей. Именно в семье сохранялись и передавались от поколения к поколению производственные навыки, нормы и правила поведения, традиции устного народного творчества.

Сегодня научно доказана мысль об исключительной роли семьи в развитии духовной культуры подрастающего поколения. Ведь именно в семье закладывается фундамент духовной культуры человека. Настало время выработать новый взгляд на развитие семейного воспитания с учетом национальных традиций, демографических, этнопсихологических, социально-культурных и других факторов, неразрывно связанных с человекознанием, с передовой педагогической наукой.

У каждого народа сформировалась своя система правил и норм
поведения, нашедшая воплощение в этнопедагогике. Наши предки
эмпирическим путем веками накопили большой арсенал воспитательных
средств, который пока остается не в полной мере востребованным в

обновлении системы образования.

Богатый воспитательный опыт русской этнической педагогики нашел отражение в фольклоре, самобытных традициях, обычаях, песенно-музыкальном, декоративно-прикладном искусстве, а также в художественных произведениях и исторических материалах. Эти идеи и воспитательный опыт являются составной частью культурного наследия русского народа.

Сегодня крайне важно изучение и приведение в научную систему этого опыта, разработка научно-теоретических основ его использования в воспитании семьянина; включение основных положений русской этнической педагогики в теоретическую и практическую подготовку работающих учителей; использование предписаний народной педагогики в процессе нравственной подготовки молодежи к семейной жизни.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности нравственной подготовки молодежи к семейной жизни мало изучены. Невелико количество публикаций и по общим проблемам русской народной педагогики. В дореволюционный период были изданы исследования В.И.Водовозова, П.Ф.Каптерева, Д.Булгаковского и Г.Пинчука, Е.А.Покровского, в которых предпринималась попытка проанализировать в этнографическом и педагогическом плане влияние пословиц, песен, игр, загадок, обрядов на развитие детей.

Читайте также:  Хронический ринит лечение народными средствами у детей

Недостаточно изучались особенности русской педагогики и в советский период. Не учитывались в должной мере этнические особенности воспитания и национальные черты. В 20-е годы Г.С.Виноградов впервые раскрыл сущность народной педагогики, определив ее как составную часть педагогической культуры народа (называл народную педагогику «совокупностью навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении»). В советской педагогике народные традиции воспитания семьянина мало исследованы педагогами по причине естественной связи народной семейной культуры и религии. Вместе с тем, вопросы народной педагогики в 70-90-е годы XX века были предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. В их числе: Б.Апашев, В.А.Арутюнян, В.Д.Афанасьев, Г.Н.Волков, А.Ш.Гашимов, М.Б.Гуртуева, А.Ю.Гранкин, Ю.С.Кимов, М.О.Загазежев, А.Э.Измайлов, З.К.Меретукова, Ш.А.Мирзоев, З.Якубов, Р.М.Пашева, В.Д.Семенов, К.Б.Семенов, Е.Е.Хатаев, Х.Х.Хадиков, Я.И.Ханбиков, А.Ф.Хинтибидзе, С.М.Шакарян, И.А.Шоров.

Проблемы народной педагогики нашли освещение на XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994). Большое внимание дальнейшему развитию этнопедагогики уделила XVII сессия Научного Совета РАО, посвященная национальным ценностям образования (1996). Исторический опыт реализации идей народной педагогики явился предметом обсуждения на XIX сессии того же Совета (1998), а затем на XX сессии Научного Совета РАО (2000) рассматривались проблемы духовности в педагогической теории и практике. Проблемы этнопедагогики обсуждались на II, III и IV Международных конгрессах «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (1998, 2001, 2004).

Нравственные устои и семейно-брачные отношения русских были

частично рассмотрены С.М.Шакарян (Русская народная педагогика о нравственном воспитании. Пятигорск: ГТГЛУ, 1998). Однако до настоящего времени нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике не была предметом самостоятельного исследования.

Теоретическая и практическая значимость темы исследования для современной педагогики, отсутствие специальных работ, посвященных данной проблеме, а также объективная необходимость использования традиций русской народной педагогики в целях повышения эффективности современного гражданского воспитания и образования обусловили выбор темы настоящей диссертации: «Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике».

Проблема исследования: выявить истоки и основные направления нравственной подготовки молодежи к семейной жизни русского народа и показать значимость этого опыта для модернизации современного российского образования.

Объект исследования: педагогическая культура русского народа, отраженная в его многовековом опыте и раскрытая в произведениях фольклора, обычаях и традициях.

Предмет исследования: содержание процесса формирования нравственного облика семьянина в русской народной педагогике.

Цель исследования: охарактеризовать сущность и показать процесс воспитания нравственных качеств семьянина в русской народной педагогике.

раскрыть особенности русской семьи и внутрисемейных отношений в период раннего и позднего феодализма;

раскрыть идеал, цель, задачи и содержание нравственной подготовки молодежи к жизни в семье как проявление педагогической

мудрости русского народа; показать роль Православной веры в формировании духовно-нравственного облика семьянина;

выявить и охарактеризовать основные народные средства и методы педагогического воздействия на молодежь в целях ее нравственной подготовки к семейной жизни.

Методологические основы исследования:

— аксиологический подход к воспитанию, в том числе признание
человека наивысшей ценностью в обществе;

допустимость использования плюрализма философских, гносеологических концепций в оценке гуманистических, культурных и духовно-нравственных ценностей;

— изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве,
взаимосвязи и взаимообусловленности;

признание целостного мирового педагогического процесса, своеобразия его проявления в различных странах, регионах;

конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений;

связь логического и исторического, объективного и субъективного, прошлого и современного;

использование положений о сущности семьи и внутрисемейных отношений;

изучение особенностей института семьи в условиях российской действительности;

использование культурологического и системно-структурного подходов к исследованию педагогических фактов, явлений и теорий.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

сущность педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, Б.З.Вульфов, П.Ф.Каптерев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко,

Н.Д.Никандров, З.И.Равкин, Г.К.Селевко, С.А.Смирнов, Т.А.Стефановская, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский);

— историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса (М.Б.Богуславский, В.П.Борисенков, В.Л.Вульфсон, Г.Н.Волков, Л.Н.Гончаров, Г.Б.Корнетов, В.В.Макаев, З.А.Малькова, А.И.Пискунов, М.Г.Плохова, В.Г.Пряникова, В.Д.Семенов, Л.Л.Супрунова.

В исследовании автор опирался на труды выдающихся российских психологов: Б.Г.Ананьева, В.В.Белоуса, В.В.Давыдова, Н.Д.Левитова, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, К.К.Платонова, М.Г.Ярошевского.

В исследовании применялись следующие методы: изучение первоисточников; сравнительно-исторический и ретроспективный анализ; обобщение и систематизация полученных результатов.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, теологии и социологии, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые выявлены особенности и специфика жизнедеятельности русской семьи и внутрисемейных отношений, охарактеризованы семейный идеал, цель, задачи, средства и методы нравственной подготовки молодежи к семейной жизни, нашедшие отражение в мифах, былинах, преданиях, пословицах, поговорках, песнях, загадках, сказках, играх, учительной литературе Древней Руси и Русского государства. Установлено, что нравственные воззрения народа на воспитание семьянина отражали национальную специфику жизнедеятельности русского народа, обусловленную нерасторжимой связью ее с религией, духовно-нравственными ценностями. Дана характеристика составных частей (задач) нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в народной педагогике: формирование понятий и представлений,

относящихся к сфере семьи и брака (любовь, дружба, преданность, верность, долг, честь); развитие нравственных чувств и нравственных убеждений. Выявлена специфика средств и методов непосредственного педагогического воздействия на молодежь в целях ее нравственной подготовки к семейной жизни (общение, игра, труд, искусство, народные традиции; пример, убеждение, поощрение и наказание, заговоры, клятва, приметы и поверья, общественное мнение).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный исторический опыт нравственной подготовки молодежи к семейной жизни, накопленный русским народом, является составной частью современного педагогического знания как общечеловеческой ценности и представляет собой научный вклад в совершенствование системы подготовки молодежи к семейной жизни как составной части бытия граждан России в современных условиях.

Практическая значимость. Фактологический материал, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших специальных педагогических заведений, для создания спецкурсов и семинаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой историковедческой базой, наличием многообразного фактологического материала, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, наличием объективно обоснованного методического фундамента.

Основные этапы исследования. На первом этапе (1999-2001) изучались и анализировались филологические, социологические,

этнографические, этнопедагогические, этнопсихологические исследования; обосновывались основные направления научного поиска, разрабатывалась методика исследования. На втором этапе (2002-2004) обобщался и систематизировался фактический материал, проводилась апробация результатов и оформлялся текст диссертационного исследования. На защиту выносятся следующие положения:

Духовный идеал семейной жизни, построенный на взаимной любви, уважении, верности и преданности, терпимости и взаимопомощи; нравственные качества семьянина, человека духовно богатого, готового трудиться на благо семьи, защищать ее перед людьми и обществом, способного воспитывать детей в духе нравственно-этических и религиозных ценностей, как основные компоненты нравственной подготовки молодежи к семейной жизни.

Специфика содержания нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике, которая заключается в ее гуманистической направленности, отражает национальные особенности жизнедеятельности русского народа и свидетельствует о его высокой педагогической культуре. Процесс формирования нравственных качеств семьянина раскрывается в духе общечеловеческой и христианской морали.

Основные средства, методы и приемы педагогического воздействия семьи на молодежь с целью развития у них нравственных качеств семьянина (благочестия, терпимости, выдержки, взаимопомощи, взаимоподдержки, уступчивости, верности) в единстве с воспитанием других ценных качеств и свойств личности.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета в 2000-2004 гг., на конференциях по итогам научной работы в том же университете в 2000-2004гг., на IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через

языки, образование, культуру» (2004). Опубликованные материалы используются в учебной и воспитательной работе со студентами Пятигорского государственного лингвистического университета, учителями общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Источник

Правильные рекомендации