Особенности послевоенного восстановления народного хозяйства бсср

Переход к мирной жизни происходил в тяжелых условиях. В годы Великой Отечественной войны Беларусь потеряла более половины своего национального богатства. Было разрушено большинство городов, сожжены тысячи сел, почти полностью перестали действовать промышленность, транспорт, связь. За годы войны погиб почти каждый третий житель Беларуси.

Особенностью восстановительного периода стало то, что Беларусь, как часть единого союзного государства, получила помощь от других республик СССР, избежавших гитлеровской оккупации. Восстановление народного хозяйства БССР было проведено на протяжении четвертой пятилетки в 1946 – 1950 гг. Во время восстановления разрушенного войной хозяйства внимание было уделено, прежде всего, развитию тяжелой промышленности – машиностроения, металлообработки, электроэнергетики. Были построены МАЗ и МТЗ. На Минском автомобильном заводе был освоен выпуск автомобилей и самосвалов. В 1950г. выпуск продукции начался на Минском тракторном заводе, мотовелозаводе.

В тяжелом положении находился транспорт, потому что во время войны белорусская железная дорога была почти полностью разрушена. Уже в 1950г. протяженность железной дороги составила 93% от довоенной. Были построены или восстановлены мосты, вокзалы, паровозные депо и др. Военные разрушения затронули также сельское хозяйство. За годы войны значительно сократилось количество скота, в деревнях были уничтожены жилье и хозяйственные постройки. Сохранилось очень мало сельскохозяйственной техники, так что приходилось обрабатывать земельные участки с помощью лошадей, а когда их не хватало, то запрягались сами крестьяне. Из-за разрушений сельское хозяйство было не в состоянии обеспечить страну необходимыми продовольственными товарами. До 1947г. существовала карточная система продуктового обеспечения населения.

Восстановительные работы в сельском хозяйстве предусматривали в первую очередь восстановление колхозов. В восточных областях Беларуси это произошло сразу после освобождения от оккупантов. Иным было положение в западных областях. До войны здесь были объединены в колхозы только 7% крестьянских хозяйств. Поэтому был взят курс на проведение сплошной коллективизации в короткие сроки. Осложняло эту задачу наличие на западе Беларуси хуторов, которые составляли значительное количество крестьянских дворов. Быстрые темпы коллективизации неизбежно вели к принудительным методам ее осуществления. Коллективизация сопровождалась ликвидацией хозяйств кулаков и переселением их в Сибирь и Казахстан.

Общественно-политическая жизнь в БССР в 1945 – 1953 гг. характеризовалась полным контролем со стороны государства над жизнью общества, единой государственной идеологией, однопартийной политической системой.

Особенностью общественно-политической жизни являлось отсутствие многопартийности, в этих условиях Коммунистическая партия была не столько политической, сколько государственной организацией, осуществлявшей функции законодательной и исполнительной власти через выборы своих представителей в Советы депутатов трудящихся.

В первые годы после освобождения произошло восстановление работы Советов. В 1947г. были проведены первые в послевоенные годы выборы в Верховный Совет БССР, а в 1948г. – в местные Советы республики, в том числе и на территории западных областей. Участие БССР в основании и деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) означало выход Беларуси на международную арену после Второй мировой войны. В ходе обсуждения вопроса о послевоенном устройстве правительство СССР предложило считать равноправными членами ООН Беларусь и Украину. Этим признавались их вклад в разгром фашизма, понесенные ими во время войны колоссальные людские жертвы и материальные потери. В апреле 1945г. международная конференция в Сан-Франциско, созванная для основания ООН, приняла решение о включении БССР и УССР в число стран-основательниц этой организации. 26 июня 1945г. состоялось подписание Устава ООН. БССР стала членом самой престижной международной организации, созданной в целях поддержания международного мира и безопасности, развития дружеских отношений между народами.

Источник

Восстановление народного хозяйства БССР в послевоенный период

Вялiкая Айчынная вайна прывяла да велiзарных матэрыяльных i людскiх страт

(75 млрд. рублёу, загiнуу кожны 4 беларус). З 1943г. пачалося аднауленне пра-

мысловасцi i ужо да 1950г. яна перавысiла даваенны узровень. Быу асвоены вы-

пуск аутамабiляу, трактарау, лiцейнага абсалявання, лакамабiляу i iнш. Былi

пабудаваны рад прадпрыемствау лёгкай прамысловасцi, праведзена рэканструкцыя iльнозаводау, абутковых прадпрыемствау.Пачатак 50-х гадоу характэрызуецца разгортваннем навукова-тэхнiчнай рэвалюцыi. Да сярэдзiны 50-х гадоу Беларусь дасягнула новых поспехау. Пабудавана 150 прадпрыемствау: Аршанскi завод швейных машын,Вiцебская шоука-ткацкая фабрыка,малочна-кансервавыя заводы i iнш. Заводы папауняюцца новым тэхналагiчным

пераразмеркаваннi бюджэту на карысць сяла i iнш.

44. XX съезд КПСС. Противоречивость «оттепели».

53-64 гг. – правление Хрущева. «Новое старое руководство» взяло курс на дем. общ-ва, т.е. преодолеть очевидные наруш. з-на.03.53 г. – был провозглашен курс на переориентацию сов. эко. Одновр. сохр. выс. темпов тяж. пром-ти, обеспеч. Выс. объемом товаров нар. потребления.

В 53-55 гг. ряд мер по подъему с/х:

1.доп. ср-ва были выделены на развитие с/х;

2.меры по повышению мат. заинтересованности;

3.освоение целины. 1-ая гр. – заключенные; 2-ая – молодежь. 53-54 гг. – 36 млн. га;

4.изменена практика планирования с/х пр-ва. С 53 г. – только план о том, сколько продать гос-ву данной продукции. С ср. 50-ых гг. в БССР колхозы в 1-ые стали рентабельны.

56-60 гг. – 6-ая пятилетка. Развитие НТР. 54 г. – 1-ая АЭС. 57 г. – 1-ый спутник выведен на орбиту. 61 г. – 1-ый пилотируемый космический полет.

Во 2-ой пол. 50-ых гг. снизились темпы пром-ти, кот. стали объяснять не совершенством министерского (отраслевого) управления. С 57 г. переход на тер. сис. управления. Министерства были ликвидированы, кроме оборонной. Всю тер. СССР разделили на 105 эко. районы (БССР=1 эко. району). Темпы роста возросли до 12 %. Но через несколько лет они оказ. не эф., из-за адм.-ком. сис.

59-65 гг. – семилетка. З-ча: тех. переоружение и внедрение достиж. НТР; приборостроение, радиоэл-ка. В БССР стали строить предприятия НТР и нефтехим. отрасли: солегорский комбинат, в 64 г. в Светлогорске – Химволокно, мог. Комбинат искус. волокон. Приборостроение и эл-ка в БССР увел. в 5 раз.

1.увеличение объема мясной продукции; 2.кукуруза.

В 63 г. в 1-ые закупили зерно за границей.В пром-ти в нач. 60-ых – спад пр-ва.Возросло недовольство населения. В окт. 64 г. Хрущева снимают с поста. И в окт. 64 г. Брежнев приходит к власти.С 65 г. происходят реформы.

В сент. 65 г. – Косыгинская реформа. Возращение к министерской системе. Усиление самостоятельности предприятий. Гл. показатель – объем реализованной продукции. Меры по повыс. эко. стимулирования предприятий (фонд мат. поощрения, фонд разв. пр-ва, фонд жил. и соц.-кул. мероприятий).

Источник

Процесс послевоенного восстановления в СССР и БССР и определите общие и отличительные признаки

Ответ:

Победа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне была общим достижением народов СССР. Общим стало и восстановление опустошённых войной регионов страны. Работа по восстановлению народного хозяйства стала героическим подвигом народа – победителя. Беларусь дольше других переживала гитлеровскую оккупацию и принадлежала к числу наиболее пострадавших территорий.

Восстановительные работы в БССР начались сразу же после освобождения территории республики от немецко – фашистских захватчиков. Но целенаправленное восстановление народного хозяйства БССР развернулось с принятием в СССР в марте 1946 г. плана 4 –й пятилетки (1946 – 1950 гг.). В СССР и БССР было продолжено следование модели развития общества, которая определилась ещё в довоенный период. Эта модель развития была связана с постепенным формированием индустриального общества с сохранением централизованного планового управления экономикой. При этом одной из особенностей выполнения четвёртой пятилетки стало формирование в Беларуси отраслей промышленности, которые до этого времени в республике не развивались: автомобилестроение, тракторостроение, производство дорожных машин и строительных механизмов.

В качестве основного финансового источника обеспечения восстановления экономики Беларуси, изначально были определены средства общесоюзного бюджета. Важную помощь Беларуси оказывали и другие республики СССР. Немаловажными источниками обеспечения восстановления экономики Беларуси стала помощь по линии ООН, а также репарационные выплаты и поставки из Германии. Правительство БССР потребовало от немецкой стороны выплаты репараций на сумму в 15 млрд. долларов. Республика смогла получить только незначительную часть, которая поступала в виде сырья, демонтированного в Германии оборудования. На стройках республики в соответствии с соглашениями о репарациях широко использовался труд военнопленных. Промышленность в целом и большинство её отраслей уже в 1950 г. достигла и превзошла довоенный уровень по выпуску продукции.

Сельское хозяйство Беларуси, как и всей страны, в послевоенные годы переживало глубокий кризис. Процесс послевоенного восстановления проходил в СССР и БССР в условиях сохранения централизованного планового управления экономикой с опережающими темпами восстановления и развития тяжёлой промышленности. Такой подход изначально закладывал диспропорцию по отношению к развитию сельского хозяйства, лёгкой промышленности, сферы обслуживания. Как один из итогов – ухудшение положения в сельском хозяйстве. До 1947 г. в СССР и БССР сохранялась карточная система – нормированное распределение среди населения продуктов первой необходимости. Одной из особенностей восстановительного периода в БССР стало возобновление коллективизации в Западной Беларуси, которая не была завершена в довоенное время из-за начала войны.

Читайте также:  Почему скапливаются газы в кишечнике и лечение народными средствами

Восстановление сельского хозяйства продолжалось дольше, чем промышленности. Моментом его завершения можно считать середину 1950 –х гг. Переломным стал сентябрь 1953 г., когда по решению Пленума ЦК КПСС вместе с командными стали использоваться экономические методы управления сельским хозяйством.

2. Синхронизация событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного: Сравните изменения в духовной жизни общества, которые происходили в СССР и БССР в 1985-1990-е годы, определите общее и различное.

Ответ:

В середине 1980-х гг. Беларусь, как и весь Советский Союз, вступили в период радикальных социально-политических и социально-экономических преобразований. Главными лозунгами перестройки стали: «Больше демократии!», «Гласность!». Резко была ослаблена цензура, что привело к переосмыслению советской истории. Публикуются произведения А.Солженицина, А.Рыбакова, А.Платонова, ранее запрещённые, в которых авторы показывали несовершенство политической и экономической системы советского общества.

На волне гласности в БССР резко выросла заинтересованность белорусского народа к проблемам национальной истории и культуры. Стали возникать многочисленные клубы и объединения по изучению литературного и исторического наследия. Были выявлены и исследованы места массовых расстрелов людей, реабилитированы тысячи репрессированных. Во второй половине 80-х гг. в республике особую актуальность приобрела языковая проблема. С вопросом о языке всё больше связывались проблемы суверенитета, национального развития и сохранении белорусской нации. И только в январе 1990 г. Верховный Совет БССР принял закон « О языках в белорусской ССР», по которому белорусский язык стал государственным языком в республике. Белорусская литература начала уделять больше внимания исторической теме, несла идеи возрождения, духовного обогащения человека.

Таким образом, в БССР, как и во всём советском обществе, в 1980-1990-е годы происходили процессы переосмысления истории, причин ошибок и поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Но для белорусского народа это время – период сохранения национальной основы духовной жизни, сохранение интеллектуального и культурного потенциала белорусов.

Источник

Особенности послевоенного восстановления сельского хозяйства и транспорта

Сложные задачи перед сельским хозяйством стояли в начале 50-х годов. В этот период наметилось снижение темпов развития сельскохозяйственного производства. Главная причина этого коренилась в недостаточности финансирования, проведении жесткой налоговой политики. Основные средства направлялись на развитие промышленности. Со сменой руководства СССР в 1953 г. были сделаны попытки улучшить ситуацию в сельском хозяйстве. Увеличилось производство сельскохозяйственной техники, были списаны задолженности с колхозов, колхозы были укреплены кадрами специалистов, изменился порядок планирования. Вместо централизованного задания, когда колхозам и совхозам определялись планы сева в гектарах и по отдельным культурам, содержания скота по видам и количеству голов и т.д., устанавливался только общий объем продаж государству продукции. Это способствовало расширению самостоятельности, развязыванию инициативы колхозов и совхозов для более рационального ведения хозяйства. К концу пятилетки сельское хозяйство заметно окрепло. Вместе с тем многие колхозы оставались экономически слабыми. (5,с. 57)

Восстановление народного хозяйства дало возможность несколько улучшить материальное благосостояние народа. Этому способствовала отмена карточной системы в декабре 1947 г., некоторое увеличение доходов трудящихся. В начале 50-х годов завершилось переселение сельских жителей, потерявших жилье в годы войны, из землянок в дома. За годы четвертой пятилетки было построено 4247 тыс. кв. м. жилья в городах и 290,3 тыс. домов в сельской местности. В августе 1953 г. были снижены размеры налога с приусадебных хозяйств колхозников. В 1953 году посевные площади республики составили 5128 тыс. га и почти достигли довоенного уровня. Сельскохозяйственные угодья расширились за счет осушения болот и заболоченных земель. К осени 1953 г. в республике было мелиорировано свыше 200 тыс. га. 287 тыс. га пахотных земель и сенокосов было очищено от кустарников и камней.[1, с. 211]

Сельское хозяйство Беларуси, как и всей страны, в послевоенные годы переживало глубокий кризис. Имущество колхозов и совхозов было разграблено во время войны. Сельскохозяйственная техника была полностью уничтожена. Производительность восстановленных после освобождения колхозов и совхозов в восточных областях Беларуси оставалась чрезвычайно низкой. Для быстрого подъема сельского хозяйства необходимы были значительные средства, выделить которые государство оказалось не в состоянии. Одновременно с восстановлением в восточных областях колхозно-совхозного производства проходила коллективизация сельского хозяйства западных областей, воссоединенных с БССР в 1939 г. Коллективизация проводилась в сжатые сроки, очень часто с применением насильственных методов. Кулацкие хозяйства были ликвидированы. Свыше 10 тысяч кулацких семей высланы в Сибирь и Казахстан. К концу 1950 г. коллективизация в западных областях Беларуси почти завершилась.

Положение в сельском хозяйстве республики было сложным. По сравнению с довоенным периодом в1950 г. посевные площади составили 94 %. По ряду показателей не удалось выполнить задания пятилетки. Почему так произошло? Прежде всего оставалась недостаточной материально-денежная поддержка колхозов со стороны государства. Не существовало и экономического стимула у колхозников, работавших за трудодни (единица учета труда колхозников и распределения доходов по труду в колхозах в 1930—1966 гг.). Ограничивалась торговля продуктами, выращенными на приусадебных участках. Приходилось жить за счет того, что получали с огородов.(4, с. 147)

Восстановление сельского хозяйства продолжалось дольше, чем промышленности. Моментом его завершения условно можно считать середину 1950-х гг. Положение сельского хозяйства БССР во второй половине 50-х годов определялось развитием колхозно-совхозной системы производства. Она прошла испытание временем в послевоенные годы и в результате реформы 1953 г. сделала значительный шаг вперед. Большое влияние на развитие сельского хозяйства оказало то, что в августе 1953 г. Верховный Совет СССР принял новый Закон о сельскохозяйственном налоге, согласно которому были снижены размеры поставок с хозяйств колхозников, подняты заготовительные цены на сельскохозяйственные продукты.

Источник

Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века
Юрий Павловец, 2017

Данная книга призвана, на основе исторических источников и материалов, дать объективную оценку процессов экономического развития Белоруссии за более чем полвека – от окончания Великой Отечественной войны и до наших дней. В этот период были заложивший основы социально-экономических отношений на современном этапе. Именно в эти годы были созданы или получили мощный импульс развития основные отрасли народного хозяйства Республики Беларусь, налажены торгово-экономические связи с различными регионами планеты, а также сформирована специфическая модель производственной культуры на белорусских предприятиях. Провозглашение Белоруссии независимой и движение в этом направлении повлияло на структуру белорусской экономики, однако не изменило её сущности. Благодаря восстановлению экономических связей, налаживанию кооперации и тесному сотрудничеству со ставшими зарубежными партнёрами бывший «сборочный цех» Советского Союза в целом был спасён от деиндустриализации и сохранил естественную ориентацию на рынки традиционных партнёров, многим из которых остаётся лишь фантазировать на тему «возрождения» и изучать белорусский опыт.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Восстановление и развитие экономики Белоруссии в послевоенный период (1945–1950 гг.)

Великая Отечественная война и фашистская оккупация принесли белорусскому народу огромные бедствия. Было разрушено и сожжено 209 городов и районных центров, 9 200 деревень (628 из них — с людьми), разрушено 10 338 заводов и фабрик, уничтожено 96 % электрических мощностей. По воспоминаниям минчан, в Минске после его освобождения от немецко-фашистских оккупантов сохранилось только несколько больших зданий. В их числе Дом правительства, Дом Красной Армии, Театр оперы и балета. Вставал даже вопрос о переносе столицы БССР в Могилев. Людские и материальные потери республики в войне были огромными. Если раньше считалось, что погибло 2,2 млн. жителей республики, то в ходе переписи погибших по населенным пунктам исследователи вышли на цифру 2,9–3 млн. человек. Материальные потери БССР в войне были оценены в сумму 75 млрд. руб. (в государственных ценах 1941 г.), что было равнозначно 35 ее бюджетам 1940 г. Если Советский Союз в целом потерял в войне 1/3 часть национального богатства, то Белоруссия около половины — 1/2 (Табл. 1). В целом, за годы войны экономика БССР была отброшена до уровня 1928 г.

Восстановление народного хозяйства необходимо было начинать почти с нуля. Валовая промышленная продукция в декабре 1944 г. составляла еще примерно 10 % относительно 1940 года, а энергетики — только 2 %. Восстановительные работы начались еще с осени 1943 г., когда были освобождены восточные районы Белоруссии, и продолжались до начала 1950-х гг.

Читайте также:  Уменьшение давления народными способами

Еще в период освобождения территории БССР, в 1943–1944 гг., республика получила в порядке братской помощи от трудящихся Сибири, Урала, и ряда областей РСФСР 487 вагонов с оборудованием. В сентябре 1943 — феврале 1944 г. в республику было направлено 1000 станков, 100 автомашин, 1542 трактора, 2 тыс. т металла, около 100 тыс. куб. м леса, 20 тыс. кв. м стекла, на миллионы рублей тканей, обуви, трикотажных изделий. В мае 1944 г. в Белоруссия из советского тыла прибыло еще 1393 трактора, к концу года — 10 тыс. плугов и много другой сельскохозяйственной техники.

В 1944–1945 гг. Россия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Чувашская, Удмуртская ССР, другие союзные и автономные республики СССР оказывали Белоруссии помощь оборудованием, транспортными средствами, присылали металл, каменный уголь, нефтепродукты, строительные материалы, скот, потребительские товары.

В 1944 г. советское правительство ассигновало на восстановление хозяйства БССР 490,7 млн. рублей, в 1945 г. — 1200 млн. рублей. В 1944 — первой половине 1945 гг. БССР получила 6 энергопоездов, 37 металлообрабатывающих предприятий (общее количество станков — 7 тыс.), полные комплекты оборудования для автомобильного, велосипедного и инструментального заводов в Минске, стеклозаводов в Витебске, Гомеле и Минске, для Могилевской фабрики искусственного волокна, Оршанского льнокомбината и др.

После освобождения территории республики силами армии и мирного населения началось восстановление мостов и дорог, налаживалось производство продукции, необходимой для продолжения войны, поддержания армии и жизни людей на освобожденных землях. К июлю 1945 г. в республике было восстановлено более 8 тыс. промышленных предприятий, мастерских, артелей. К февралю 1946 г. было восстановлено более 10 тыс. км. железных дорог, 1735 мостов. Со второго полугодия 1944 г. стали работать 72 электростанции.

Необходимо отметить, что ранее, даже в годы советской индустриализации, в БССР почти не строились крупные предприятия, практически не было военных заводов, модернизировались в основном традиционные отрасли производства — легкая, пищевая, лесная промышленность, то после окончания войны ситуация коренным образом изменилась. С 1945 г. стратегией советского правительства стало построение на территории Белоруссии мощной высокотехнологичной по тому времени промышленной базы машиностроения, которая бы обеспечивала отдельными видами продукции не только союзные республики, но со временем и социалистические страны. Значительное внимание уделялось и развитию энергетики, металлообработки, строительству предприятий пищевой и легкой промышленности.

После окончания боевых действия на территории республики перед правительством стояли задачи организации слаженной работы по составлению хозяйственных планов в мирных условиях, построения системы контроля над их выполнением и создания и реорганизации государственных институтов, выполняющих эти функции. Поэтому уже 17 июля 1945 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили народно-хозяйственный план на 3-й квартал 1945 г., который предусматривал изменения в пропорциях промышленного производства в пользу гражданской продукции и товаров народного спроса и ставил конкретные задачи по производству важнейших изделий текстильной и легкой промышленности. Предполагалось:

1) восстановить довоенный ассортимент тканей и обуви;

2) увеличить выпуск высококачественных тканей;

3) наладить производство разного рода оборудования для гражданской промышленности, в том числе на заводах наркомата вооружения, авиационных заводах и т. д.

Утверждение данного плана стало первым шагом в переводе народного хозяйства на выпуск мирной продукции и развитии промышленности в послевоенное время. Объем капитальных работ по народному хозяйству в освобожденных районах в 1945 году был установлен в размере 18 млрд. руб. (общий объем капитальных работ по народному хозяйству — 40 млрд. руб.)

Перед народным хозяйством были поставлены задачи:

1) первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности, а также железнодорожного транспорта;

2) значительное расширение производства предметов народного потребления;

3) дальнейший научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства СССР, как условие подъема производства и повышения производительности труда.

Выполнение пятилетнего плана на 1946–1950 гг. подразумевало решения ряда важных экономических задач, обозначенных в годичных и квартальных планах развития народного хозяйства. Считалось необходимым:

1) восстановить и развить народное хозяйство и, в первую очередь тяжелую промышленность и железнодорожный транспорт;

2) значительно улучшить материальные и культурные условия жизни трудящихся;

3) обеспечить дальнейший рост национального дохода, рост валовой продукции в 1945 на 7,4 % (по отношению к 1944 г.), в том числе по тяжелой промышленности (без военной) на 20 %; по легкой промышленности — на 14 %;ресурсов электроэнергии — на 17 %; каменного угля — 26 %; стали — на 20 %.

Согласно плану на 1947 г. основными задачами были:

1) подъем топливной промышленности;

2) преодоление отставания развития сельскохозяйственного машиностроения и электрификации процессов производства;

3) обеспечение более высокого урожая в сельском хозяйстве;

4) ускорение развития отраслей, производящих предметы потребления;

5) ликвидация отставания в механизации труда;

6) увеличение вдвое размеров жилищного строительства по сравнению с 1946 г.;

7) укрепление денежного обращения в стране;

8) дальнейшее освоение современной техники;

9) оснащение вооруженных сил СССР военной техникой и т. д. [6]

Восстановление системы планирования и повышение эффективности ее работы требовало реорганизации и ряда существовавших в военное время государственных институтов и создания новых. Для решения вопросов послевоенного строительства, осуществления его планирования, контроля и местного управления восстановительными работами на территории БССР указом Президиума верховного совета в 1944 г. был образован Народный Комиссариат жилищно-гражданского строительства БССР. 4 сентября 1945 г. указом Президиума Верховного совета СССР был упразднен Государственный Комитет Обороны. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1946 г. были образованы Министерство продовольственных резервов и Министерство материальных резервов СССР.

Для осуществления всех намеченных планов были использованы не только внутрисоюзные источники, которые имели первоочередное значение. В 1990-х гг. были рассекречены и стали изучаться документы о поступлении в БССР немецких репараций, а также о работе в республике военнопленных и о помощи, оказанной со стороны ООН.

Репарационные поставки в БССР из Германии осуществлялись сразу после окончания войны в соответствии с постановлениями ГКО № 9140 от 26.06.1945 г. и № 9617 от 28.08 1945 г. [13] Советское правительство справедливо решило восстанавливать и строить новые промышленные объекты в Белоруссии, в основном используя союзное финансирование и репарационное оборудование. Это было рационально, так как сокращались возможные перевозки из Германии вглубь СССР, и не надо было демонтировать и возвращать ранее эвакуированное оборудование из восточных регионов, где оно стало частью производства, либо выработало свой ресурс.

Еще на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 г. союзники по антигитлеровской коалиции приняли решение о материальной ответственности Германии и ее союзников в отношении стран, подвергшихся нападению, и о возмещении причиненного ущерба. Репарации, которые получила БССР из Германии, были справедливой, но лишь частичной компенсацией за потери. Авансовые поставки по репарациям, предусмотренные международными соглашениями, специальные трофейные отряды Красной Армии начали сразу после вступления на территорию Германии.

Репарации изымались в трех формах:

1) промышленное оборудование;

2) товарные поставки продукции;

С целью демилитаризации Германии с ее территории в первую очередь полностью вывозилось оборудование военных предприятий. Гражданское производство обычно демонтировалось частично, чтобы предприятия могли обеспечить жизненные потребности населения послевоенной Германии, а также поставку готовой продукции в счет репараций.

На стройках республики в соответствии с соглашениями о репарациях широко использовался труд военнопленных из Германии, Венгрии, Австрии, Румынии и других стран. Кроме того, принудительно направлялись на работу в Белоруссию из Германии мужчины трудоспособного возраста. Количество трудившихся военнопленных и интернированных не оставалось постоянным, в 1946 г. их было больше всего — около 103 тыс. человек. В 1947 г. только в Минске на различных объектах работало около 25 тыс. военнопленных, в том числе на строительстве тракторного завода — 4500, автомобильного — 3700, в тресте № 2 Управления по восстановлению Минска — 3600, на восстановлении театра оперы и балета — 1350, Академии наук — 800 человек. На восстановлении «Гомсельмаша» — 800 военнопленных, в Могилевском облстройтресте — 1300 и т. д. [23]

Использование в ходе восстановления экономики БССР относительно высокотехнологичного немецкого оборудования, в том числе со многих военных объектов Германии, способствовало превращению Белоруссии в один из наиболее промышленно развитых регионов СССР.

Если репарации были принудительной формой ответственности агрессора за нанесенный Белоруссии урон, то помощь ООН в 1946–1947 гг., стала добровольной помощью союзников. ЮНРРА (Организация помощи и восстановления Объединенных Наций) была создана в ноябре 1943 г. участниками антигитлеровской коалиции, в том числе и СССР, с целью помочь странам, которые наиболее потерпели от оккупации. Правда, СССР был освобожден от уплаты взносов. Поставки продовольствия, одежды, медикаментов, семян, сельскохозяйственного и промышленного оборудования были бесплатными и в основном производились государствами, которые не пострадали от оккупации — США, Канадой, Австралией, латиноамериканскими странами.

Читайте также:  Что пить для суставов народные средства

Около половины помощи ООН по стоимости и 71 % по весу составляли продукты питания. Поступали мясо, молочные продукты, жиры, растительное масло, зерно, бобы, рыба и рыбопродукты, соки, джемы. Значительная часть продуктов направлялась в детские дома, больницы, раздавалась наиболее потерпевшим гражданам. Почти на 18 млн. долл, было поставлено оборудования и товаров для восстановления промышленности: электростанции из Англии, американские грузовики, трактора и бульдозеры, французские и английские строительные краны и т. д. Помощь в восстановлении сельского хозяйства включала 653 колесных и 130 гусеничных тракторов, 5300 т семенного зерна, семена овощей, клевера, вики, других травяных культур. Были получены одежда и обувь, медицинское оборудование и лекарства. Все это, несмотря на ограниченный, недостаточный объем, сыграло важную роль в удовлетворении первоочередных потребностей населения и преодолении послевоенной разрухи в БССР.

Пожалуй, решающую роль в послевоенном восстановлении и выводе экономики республики на новые рубежи сыграл трудовой героизм белорусского народа, огромное желание преодолеть последствия войны. Среди рабочих страны было организовано соревнование за высокие трудовые достижения. Широкий размах приобрело движение новаторов производства, рационализаторов и изобретателей. К числу передовиков и новаторов производства относились токарь Витебского станкостроительного завода «Коминтерн» И. Пасоманов, минский каменщик Д. Булахов, фрезеровщик завода «Гомсельмаш» В. Сальников и др. Сталевар гомельского машиностроительного завода «Двигатель революции» В. Сайков за 4 года и 4 месяца выполнил 12 годовых норм. Рационализаторы внесли десятки тысяч предложений по усовершенствованию техники и орудий труда, экономии сырья и сбережению энергоресурсов. Их предложения внедрялись на заводе «Гомсельмаш», Кричевском цементном заводе, Гомельском станкостроительном заводе имени С. М. Кирова и тракторном заводах в Минске и многих других.

Благодаря трудовому героизму народа, союзным капиталовложениям, а также братской помощи народов СССР и помощи ООН-ЮНРРА, в 1950 г. Белоруссия не только достигла довоенного уровня выпуска промышленной продукции, но и превзошла его на 15 % (рис. 1).

Рис. 1. Темпы роста валовой продукции промышленности по БССР и г. Минску (% к 1940 г.) [25]

Таким образом, восстановление экономики Белоруссии и переход ее промышленного потенциала на качественно новый этап были в значительной мере обусловлены той системой экономических связей, которая сложилась в республики после войны. Опора на союзную помощь и финансирование, использование германских репараций, поставок ООН-ЮНРРА позволили не только восстановить хозяйство, но и заложить фундамент будущих экономических взаимоотношений БССР, прежде всего в рамках СССР

В 1945 г. ЦК ВКП(б) и Советским правительством был принят ряд решений об ускорении восстановления и развития важнейших отраслей промышленности, сельского хозяйства, об увеличении производства товаров широкого спроса и продовольственных товаров. Восстановление промышленности было решено вести по следующим направлениям:

1) восстановление и постройка новых промышленных объектов;

2) перевод предприятий оборонной промышленности на выпуск гражданской продукции;

3) организации производства и оплаты труда рабочих;

4) усовершенствование существующих и внедрение новых технологий в производство;

5) восстановление транспортной системы в стране;

6) подготовка кадров и обеспечение нормальных условий труда на предприятиях.

21 июня 1945 г. вышло постановление СНК СССР о восстановлении на промышленных предприятиях цехов по производству товаров широкого спроса, а 17 июля ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили план на 3-й квартал 1945 г., определяющий первые шаги в осуществлении перевода промышленности на выпуск гражданской продукции. Согласно Постановлению СНК СССР «О мероприятиях по увеличению производства товаров широкого спроса и продовольственных товаров предприятиями местной промышленности, промысловой кооперации и кооперации инвалидов» были установлены меры поощрения развития местной промышленности. К ним относилось следующее:

1) 50 % оборудования и инструмента, вырабатываемого предприятиями местной промышленности, остается в распоряжении областных исполкомов и горисполкомов;

2) 50 % прибыли, получаемой сверх плана предприятиями местной промышленности, при условии выполнения плана выпуска товаров широкого спроса по установленной номенклатуре главнейших изделий, остается в распоряжении этих предприятий;

Для восстановления легкой промышленности, согласно Постановления Совета Министров СССР «О мероприятиях по ускорению подъема государственной легкой промышленности, производящей предметы широкого потребления», предполагалось разработать планы производства по важнейшим товарам широкого спроса на 1947–1950 гг. и ввода в действие новых предприятий.

21 декабря 1945 года вышло постановление СНК СССР «О мерах помощи по восстановлению и развитию химической промышленности», согласно которому в кратчайшие сроки должно было быть восстановлено производство азотных, фосфатных и калийных удобрений, горной химии, ядохимикатов, производства соды и органических красителей.

14 ноября 1949 г. вышло постановление Совета Министров СССР «О порядке планирования темпов роста промышленной продукции и учета выполнения плана по среднесуточному выпуску продукции в отраслях промышленности с непрерывными и прерывными процессами производства», которым устанавливался единый порядок планирования и учета в промышленности, утверждался порядок исчисления в определенных случаях объема производства валовой продукции промышленности, исходя из числа календарных дней, разрешалось министерствам и ведомствам устанавливать для предприятий месячные задания в размерах, превышающих до 10 % утвержденных для них Госпланом СССР, а также отменялась месячная разбивка квартальных планов в государственном плане на 1949 г.

Вместе с этим, большое внимание уделялось и развитию речного транспорта в БССР. Так, 15 мая 1945 года были завершены работы по восстановлению Днепро-Бугского канала и по нему открыли судоходство, а 1 сентября 1947 года вышло постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта».

Во многом росту производительности способствовало развитие рационализаторской деятельности и деятельности по механизации производства. Постановлением ЦК ВКПБ(б) «Об агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с принятием Закона о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг.» было отдано распоряжение распространять опыт передовиков и популяризировать лучшие методы организации производства. 14 августа 1948 года вышло постановление Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов о работе профсоюзных организаций по массовому рабочему изобретательству и рационализации. Согласно нему предлагалось организовать общественный смотр внедрения в производство изобретений и рационализаторских предложений, провести отраслевое совещание изобретателей и рационализаторов, обеспечить точное соблюдение установленного порядка оплаты за рационализаторские и изобретательские предложения и т. д.

Рис. 2. Развитие промышленности БССР (вторая половина 1940-х — первая половина 1950-х гг.)

Особенно высокими темпами шло восстановление и развитие промышленности в западных областях БССР, где к 1950 г. выпуск промышленной продукции почти вдвое превысил уровень 1940 г. Производство металлорежущих станков увеличилось в 23,7 раза и составило около 7 % их общесоюзного выпуска. Ведущей отраслью промышленности становилось машиностроение. В 1950 г. автозавод дал народному хозяйству около 2,4 тыс. автомобилей, велосипедный выпустил 70 тыс. велосипедов, Увеличилось производство строительных материалов, расширилась энергетическая мощность. В 1950 г. выработка электроэнергии превысила довоенный уровень на 47 %.

Быстрый подъем тяжелой промышленности в целом содействовал восстановлению народного хозяйства (за годы 4-й пятилетки объем металлообработки вырос в 2,4 раза, в том числе машиностроения — в 3,4 раза). Однако это создало определенные диспропорции в структуре экономики: отставали легкая и пищевая отрасли промышленности, энергетика и торфодобыча, слабо использовались средства, ассигнованные на капитальное строительство.

Более сложным и противоречивым было восстановление сельскохозяйственного производства. За годы оккупации пришли в негодность и запустение сотни тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, резко сократилось поголовье скота. Количество лошадей сократилось на 56 %, коров — на 51 %, свиней — на 29 %. Колхозы и совхозы ощущали острую нехватку сельскохозяйственных машин, инвентаря, механизаторских кадров, удобрения.

Сельское население за годы войны так же значительно сократилось. Сотни тысяч сельчан погибли, многие были угнаны в Германию. Дополнительно к этому в 1944–1945 гг. более 80 тыс. лиц гражданского населения и 180 тыс. партизан было мобилизовано в армию. В результате в сельском хозяйстве работали практически только женщины, подростки и старики. К весеннему севу 1946 г. не хватало семян, минеральных удобрений, инвентаря и машин. Из-за нехватки лошадей и тракторов в качестве тягловой силы использовались коровы. В плуг запрягались даже люди — по 3–4 женщины, дети.

Источник

Правильные рекомендации