Особенности развития народного творчества и художественных промыслов в рф

Содержание
  1. Народные промыслы и ремесла: векторы развития
  2. Из артели в арт-кластер
  3. Основные проблемы
  4. Как решать задачи?
  5. Народные художественные промыслы в пространстве России Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»
  6. Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ганьшина Галина Васильевна, Чаус Надежда Васильевна
  7. National artistic trades in Russia
  8. Текст научной работы на тему «Народные художественные промыслы в пространстве России»
  9. Возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел (на примере Центрального федерального округа России) Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»
  10. Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ганьшина Галина Васильевна, Чаус Надежда Васильевна
  11. Текст научной работы на тему «Возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел (на примере Центрального федерального округа России)»

Народные промыслы и ремесла: векторы развития

2020 год провозглашен Годом народного творчества. К 2024 году планируется осуществить 600 проектов, чтобы укрепить культурное наследие народов России и популяризовать художественные народные ремесла и промыслы. Цель мероприятий, проводимых в рамках нацпроекта «Культура», — не только сохранить традиции промыслов, но и стимулировать развитие современных направлений народного творчества, а также привлечь к нему новых мастеров и почитателей. В рамках нацпроекта поддержку уже получили 123 организации.

Из артели в арт-кластер

По мнению Алексея Баранова, куратора конкурса «Гжель 2.0» и члена Союза дизайнеров, сейчас приемлемый формат для ремесленных предприятий — это арт-кластер. Действующей модели кластера пока нет, но есть примеры, когда артели объединяются и производят современную продукцию. Так, суздальская «Дымов-керамика», другие артели, хорошо разрабатывают коммерческую составляющую производства и монетизируют свой промысел. Баранов подчеркнул, что модель кластера не должна коммерческий компонент делать культом, главное в деле все же люди. Именно человек, личность является носителем традиций, и только мастер может передать будущим поколениям свои знания и навыки. Эксперт сказал, что вопрос о кластерах обсуждается и в рабочем порядке, и в Союзе дизайнеров. Сейчас нужны регламенты, которые позволят мультиплицировать идею в разных городах и привлечь к ней людей.

Основные проблемы

Как решать задачи?

Во-первых, к промыслам нужно приобщить дизайнеров, которые привлекут внимание к продукции и помогут сделать ребрендинг. Но тут, как говорит профессор МГХПА Ралия Мусина, нужен выверенный баланс между сохранением вековых традиций и дизайнерскими инновациями. Дизайнер прежде всего должен удачно вписаться в контекст промысловых традиций, преемственности и уже на этой основе популяризировать ремесло. Не исключено также и параллельное развитие собственного дизайнерского проекта. Родник традиций должен при этом остаться чистым и не терять свою специфику.

Управляющий проектом «Лилии Александра Васильева» Елена Резник считает, что промыслам надо избавляться от архивности и двигаться к тенденции утилитарной модности и медийности. Нужна также работа с аудиторией, так как без потребителя ремесло не имеет смысла. И еще надо искоренить стереотип, что промысел — это экзотика для иностранцев из «бабушкиного набора», для этого требуется организовывать современные точки продаж.

И мастера, и эксперты считают, что НХП нужен толчок, который сохранит вековые традиции народных промыслов и ремесел и выведет их на новый уровень развития.

Источник

Народные художественные промыслы в пространстве России Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ганьшина Галина Васильевна, Чаус Надежда Васильевна

National artistic trades in Russia

Текст научной работы на тему «Народные художественные промыслы в пространстве России»

Народные художественные промыслы в пространстве России

Ганьшина Г.В., Чаус Н.В.

В статье рассматриваются народные художественные промыслы как важный элемент культуры и быта народов. Раскрывается взаимообусловленность природно-климатических, географических, экономических и социальных особенностей развития народных художественных промыслов в пространстве России. Представлены карты промыслов, расположенных на территории ряда федеральных округов.

Ключевые слова: Россия, народные художественные промыслы, географические факторы, культура народов

National artistic trades as important element of culture and houshold activities are considered in the article. There is shown interdependence of natural and climatic, geographic, economical and social specifics of national artistic trades development in Russia. Maps of crafts in different federal regions are presented.

Keywords: Russia, national artistic trades,

geografic factors, culture of nations

Вопросы культуры отдельных территорий являются в настоящее время предметом исследований (как в России, так и за рубежом) во многих областях знаний, в том числе в таких междисциплинарных науках, как культурология, регионоведение. Только детальный анализ культурных явлений территории в динамике с учетом конкретных исторических ситуаций помогает понять

особенности разных региональных культурных процессов.

Уникальность и значимость культуры каждого конкретного региона, своеобразие его региональных культурных традиций складывается из географических, экономических и социальных особенностей территории. Многообразный социальноисторический опыт живущих на данной территории людей, представителей разных социальных групп, национальностей, вероисповеданий отражается в региональной культуре.

Народные художественные промыслы являются важным элементом культуры и быта народов. Их развитие непосредственно связано с географическими особенностями района. Народное творчество, зародившись в среде скотоводов, охотников, земледельцев, подлинно отображает особенности окружающей природы. В произведениях народного творчества воссоздаются все формы взаимодействия природы и человека. Каждый народ, используя в своем творчестве природный материал, с помощью художественно-технических приемов получал самобытные произведения народного искусства из глины, камня и бересты, лозы, дерева, рога и кости. Все эти промыслы развиты в разных районах нашей страны, и каждый из них имеет свой центр, который наиболее известен по относительно большим размерам производства, выделяется значительным числом участвующих

в нем мастеров и их учеников. Изначально народные мастера создавали вещи для своей семьи и ограниченного круга людей. Такими изделиями, в основном, были предметы утвари, орудия труда, игрушки и др. Наряду с бытовыми, создавались и изделия, для производства которых организовывались ремесленные центры, возникающие близ природных источников сырья [3. С. 8].

Федеральный закон РФ № 7 «О народных художественных промыслах» так трактует понятие места традиционного бытования народного художественного промысла: «. это территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы» [5].

За годы работы (2010—2012 гг.) научно-образовательный центр по изучению народных художественных промыслов РГУТиС, возглавляемый профессором Д.А.Киселевой, разработал рабочий вариант общей классификации НХП по их актуальному состоянию в федеральных округах РФ.

Визуальными индикаторами актуального состояния НХП в процессе картографирования выделены следующие: погибающие — (красный); требующие

поддержки — (желтый); процветающие — (зеленый); функционирующие без выраженной динамики в своем развитии — i i (черный) [1. С. 42—50].

К примеру, в Центральном федеральном округе из всего многообразия народных художественных промыслов к процветающим можно отнести федеральные промыслы гжель, дулевский фарфор, ростовскую финифть, к требующим поддержки региональные промыслы хотьковский резьбы по кости и хлудневскую глиняную игрушку, к функционирующим без динамики в своем развитии отнесены федеральные промыслы Павлово-Посад-ское платочное производство и Жостовская роспись, а к погибающим относится федеральный промысел мстерская лаковая миниатюра [6].

Представление о многочисленности и распространенности промыслов на территории некоторых федеральных округов, обусловленности развития народных худо-

Народные художественные промыслы Центрального федерального округа

жественных промыслов в регионах России от природно-климатических условий дают карты, составленные научными сотрудниками научно-образовательного центра по изучению народных художественных промыслов РГУТиС.

Так, природные условия Центрального федерального округа характеризуются умеренно-континентальным климатом с достаточным количеством осадков, мягкой и снежной зимой тёплым летом, что благоприятно для хозяйственной деятельности населения. Равнинный рельеф благоприятен для земледелия и строительства. Глиняное производство наиболее типично и популярно для районов с глинистой почвой, поэтому Московская, Ярославская, Рязанская области славятся гончарным производством. Мелкие изделия из глины — игрушку, мелкую скульптуру — делают в 5 областях — Тульской, Калужской, Костромской, Ярославской и Липецкой. В деревне ХлудневоДуминичиского района Калужской области с древности занимаются производством игрушки. Недалеко от Липецка расположено живописное село Троицкое. Когда-то оно было частью одного большого села, расположенного на трех холмах, и называлось Романово. В этих местах были богатые залежи черной, красной и желтой глин. Местные крестьяне изготавливали из нее домашнюю утварь на продажу. А еще мастерили игрушку-свистульку, названную «романовской». Резьба по дереву была распространена почти повсеместно, но наиболее известны умельцы Московской и Ярославской областей [2. С. 80].

Читайте также:  Подготовка матки к беременности народными средствами

Жители равнинной территории Среднего Урала все природное богатство умело использовали для своих бытовых нужд: из шкур оленя, птицы или рыбы, могли сделать замшу. Выработать нити из сухожилий, крапивы или овечьей шерсти. Из нитей обыкновенной крапивы могли выткать полотно, а из шерстяных — связать пояс или

носки. Они заготавливали и обрабатывали бересту, шили из нее покрытие для жилища и утварь, обрабатывали траву для стелек в обувь и плели из нее циновки. Умели при помощи специальных составов смягчать шкуры, красить, склеивать различные материалы. Из меха, ровдуги, бересты, ткани, бисера, пуговиц, металла выполняли удивительные узоры. У каждого народа округа сложились свои художественные традиции, согласующиеся с этническими, психическими и ментальными особенностям определённого этноса, огромное влияние на уклад и историю бытования тех или иных ремёсел оказали природно-климатические условия. Это отражение мы видим в самобытной одежде, утвари, в обычаях и предметах ритуалов.

На Урале и в Сибири достаточно распространен камнерезный промысел, в котором используются камни: малахит, яшма, гипсовый, аметист, змеевик, обсидиан, родонит, селенит. На основе сырьевой базы округа здесь успешно развились гранильный и литейный промыслы. Еще в 1668 г. около Мурзинской слободы были открыты богатейшие месторождения самоцветов. Минерал малахит стал визитной карточкой Урала. Разработка его месторождений на Урале началась в середине ХУЛ в., а в начале XIX в. были найдены крупные малахитовые массы (в 1836 г. нашли камень массой в 480 т) и из малахита стали делать художественные изделия достаточно большого размера. Самая большая чаша в мире из уральского малахита и таганайского авантюрина хранится в Зимнем дворце. На сегодняшний день запасы малахита практически исчерпаны.

Удивительно самобытны изделия из меха, кости и дерева, украшенные традиционным народным орнаментом, вызывают очень большой интерес не только у культурологов и искусствоведов. И сейчас можно встретить небольшие национальные поселения сезонного характера, напомина-

Народные художественные промыслы Уральского федерального округа

ющие нам о давних устоях народов Югры. Встречаются здесь и местные жители в национальных одеждах. Они сохранили образ жизни, национальные традиции и уклад предков-охотников и рыболовов [4. С 149].

В Уральском федеральном округе к процветающим можно отнести лишь один федеральный промысел — Златоустовская гравюра на металле, к требующим поддержки, к примеру, Ханты-Мансийский региональный Косторезный промысел и федеральный Косторезный Тюменский промысел, к функционирующим без динамики в своем развитии отнесены региональный Урало-сибирская Свердловская роспись и Сысертский фарфор, а к погибающим относятся местные промыслы Челябинской области Кусинское художественное литье и Кусинский камнерезный промысел [7].

Большая часть Сибирского федерального округа из-за суровых и неблагоприят-

ных природных и климатических условий мало пригодна для проживания и хозяйственной деятельности человека, хотя и обладает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Здесь сосредоточены большие запасы свинца и платины, угля и молибдена, никеля, меди, серебра, золота. Огромна в округе площадь лесного фонда — 371 899 тыс. га, причем площади хвойных пород соответствует — 190 268 тыс. га, 80% от общего количества в стране.

В настоящее время на территории округа живут представители более 100 этносов. Особенность этнической географии указывает на то, что, несмотря на многочисленность народностей, их число невелико, селятся они в отдельных поселках на огромной территории и говорят на разных диалектах. Традиционными занятиями хантов, манси, эвенков, якутов, ненцев и других народов Сибири также являлись охота и рыболовство. Сибирские народы

Народные художественные промыслы Сибирского федерального округа

В народном искусстве бурят большое место занимает художественная обработка металла, дерева, камня и кости. Основными мотивами в прикладном искусстве были спираль, квадраты, ромбы, зигзагообразные линии, зубцы, космические тела. Ши-

роко было развито культовое традиционное шаманское искусство [4. С. 144].

В Сибирском федеральном округе процветающих промыслов фактически нет, к требующим поддержки относятся местные промыслы по изготовлению этнической одежды, традиционных музыкальных инструментов и региональный промысел Ко-лывановское камнерезное производство Алтайского края, к функционирующим без динамики в своем развитии отнесены региональное керамическое производство «Турина гора» Алтайского края и региональный Усть-Хмелевский художественный промысел Новосибирской области, к погибающим относится региональный Хайтин-ский фарфоро-фаянсовый промысел Иркутской области [7].

На Дальнем Востоке — территории занимают горы, нагорья и плоскогорья. Равнины составляют лишь межгорные впадины, да побережья морей и долины рек.

Территория Якутии раскинулась на четырёх географических зонах: таёжных лесов, тундры, лесотундры и арктической пустыни. Одним из самых приоритетных регионов по богатству флоры и фауны считается Чукотка, контактирующая с юго-востока с Беринговым морем, продуктивность экосистемы которого считается самой высокой в мире.

Территория Дальневосточного федерального округа содержит более 80% общероссийских запасов и почти 100% добычи алмазов. Наиболее известные алмазные месторождения находятся на территории Республики Саха (кимберлитовые трубки «Мир», «Айхал», «Удача»). Округ также славиться большими запасами золота (около 40% российских запасов золота), что составляет 55% от общероссийской добычи. Камчатский край богат месторождениями цветных металлов. Уже разведано более 50 месторождений золота. В Камчатском крае исключительно разнообразны по составу леса: хвойные, широколиственные, мелколиственные деревья и кустарники, некоторые являются эндемичными. Леса

занимают площадь 12,3 млн га, а общие запасы древесины составляют 1,75 млрд м3.

Исходя из имеющейся природно-сырьевой базы, в округе исконно были развиты такие промыслы, как резьба по кости и рогу, изготовление изделия из меха, род-вуги и рыбьей кожи, а также изготовление утвари и хозяйственных орудий из дерева и бересты, знали керамику, имела место вышивка оленьим волосом, бисером, орнаментированная ручная вышивка. [4. С. 141].

В Дальневосточном федеральном округе, процветающих промыслов нет, а к требующим поддержки относятся региональный косторезный промысел Республики Саха (Якутия) и местные по изготовлению деревянных скульптур, ковроткачество, изготовление этнической одежды, национальной игрушки, плетение из природных материалов. К функционирующим без динамики в своем развитии отнесены региональные промыслы по художественной обработке меха и кожи Камчатское и Артемовское ковровое производство (Приморский край), к погибающим относятся региональные промыслы Камчатки и При-

Народные художественные промыслы Дальневосточного федерального округа

морского края — объемная и рельефная резьба по камню, вышивка бисером, вышивка волосом [7].

Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью отечественной культуры. Россия — одна из немногих стран, сумевших достаточно полно сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития народных художественных промыслов.

Россия обладает огромным сырьевым потенциалом для развития различных видов народных художественных промыслов. Проблема возрождения, сохранения и развития народных художественных промыслов как приоритета инновационного развития регионов РФ в интересах формирования здоровой духовно-нравственной среды, преодоления социального неравенства населения, стимулирования внутреннего и въездного туризма по-прежнему остается одной из самых актуальных и многоаспектных проблем.

Большой вклад в это благородное дело вносит Ассоциация «Народные художественные промыслы России», которая объединяет около 250 предприятий промыслов из 65 регионов Российской Федерации и более 20 лет представляет их интересы в федеральных и региональных органах исполнительной власти. Небольшой дружный коллектив Ассоциации — это высокопро-

фессиональные специалисты-единомышленники, влюбленные в свою работу люди, которые проводят выставки и ярмарки, форумы и фестивали, семинары, круглые столы и мастер-классы. Благодаря их усилиям, всегда с большим успехом проходит выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «ЛАДЬЯ», собирающая до несколько тысяч участников — мастеров из разных областей страны.

Юбилейная XV выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка — 2013» традиционно прошла с 18 по 22 декабря 2013 г. в павильоне №7 в Центральном выставочном комплексе «ЭКСПОЦЕНТР» (г. Москва), который на несколько дней превратился в большую «ремесленную слободу». Здесь всегда много народа, десятки тысяч москвичей и гостей столицы стремятся приехать на эту уникальную выставку, чтобы не только насладиться красотой, но и приобрести самобытные промысловые и авторские изделия.

Читайте также:  Общероссийского народного фронта в ульяновской области

На выставочной площади свои изделия представили 1450 организаций промыслов, художников и индивидуально работающих мастеров из 65 регионов России. На выставке можно было увидеть и приобрести изделия более 15 направлений народных промыслов — это художественная роспись и резьба по дереву, камню, кости, лаковая

Выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка — 2013». Фото Ганьшиной Г.В.

Выставка «Ладья» — это удивительный мир, радующий глаз плодами вдохновения талантливых и умелых мастеров, неповторимыми и уникальными работами, гдек приветствуется талант, царят креативные идеи, встречаются и общаются люди, влюбленные в народное искусство!

1. Аманжолова Д.А. «Реестры», «классы» и «точки роста»: социально-гуманитарный взгляд на проблемы классификации народных художественных промыслов России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 4. С. 42-50.

2. Ганьшина Г.В. Особенности развития и сохранения народных художественных промыслов Центрального федерального округа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 3. С. 78-84.

3. Добрых рук мастерство. Сост. И. Богуславская. Л.: Искусство, 1976. — 209 с.

4. Народные художественные промыслы России: история, география и культура. Монография. Ред. Д.А. Аманжолова. М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС, 2012. 292 с.

5. Федеральный закон РФ № 7 «О народных художественных промыслах» от 6 января

Изделия народных промыслов аккумулируют и выражают символический капитал народа, целостную и эстетически оформленную картину мироздания, творческое преображение окружающей среды, систему нравственных ориентиров и неформальных социально-культурных предпочтений. Эти ценности составляют фундамент модернизации и инновации России [8. C. 189].

1999 г. (с изменениями и дополнениями). Ст. 3 // http://base.garant.ru/179957/

(дата обращения: 27.11.2011).

6. Составила Г.В.Ганьшина.

7. Составила Н.В. Чаус.

8. Чаус Н.В. Актуальность сохранения и развития традиционных народных художественных промыслов как фактора возрождения культурного наследия Москвы и Подмосковья // Славянское культурное пространство. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры. Москва, 4-5 июня 2012 г.: Доклады / Научный редактор

Источник

Возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел (на примере Центрального федерального округа России) Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ганьшина Галина Васильевна, Чаус Надежда Васильевна

Статья посвящена актуальной проблеме возрождения и развития разнообразных и уникальных видов народных художественных промыслов и ремесел на территории России. Особую роль в этом поступательном процессе должен сыграть Центральный федеральный округ, исторически являющийся одним из самых развитых и исконно русских регионов России и обладающий огромным потенциалом для развития въездного и внутреннего туризма.

Текст научной работы на тему «Возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел (на примере Центрального федерального округа России)»

ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ)

Ганьшина Галина Васильевна, к.пед.наук, ст.н.с. НОЦ «Изучение народных художественных промыслов», ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет

туризма и сервиса» gv_gansina@mail.ru г. Москва,

Чаус Надежда Васильевна, к.и.н, ст.н.с. НОЦ «НХП», ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» vchaus.90@mail.ru

Статья посвящена актуальной проблеме возрождения и развития разнообразных и уникальных видов народных художественных промыслов и ремесел на территории России. Особую роль в этом поступательном процессе должен сыграть Центральный федеральный округ, исторически являющийся одним из самых развитых и исконно русских регионов России и обладающий огромным потенциалом для развития въездного и внутреннего туризма.

Ключевые слова: Народные художественные промыслы и ремесла, Центральный федеральный округ России, народное художественное творчество, историко-культурное наследие народов России.

THE REBIRTH AND DEVELOPMENT OF FOLK ARTS AND CRAFTS (ON THE EXAMPLE OF THE CENTRAL FEDERAL REGION OF RUSSIA).

The article is devoted to the vital problem of rebirth and development of different and unique kinds of folk arts and crafts on the territory of Russia. The Central region historically being one of the most developed and originally Russian regions of Russia and having great potential for the development of inbound and outbound tourism plays a special role in this forward process.

Key words: folk arts and crafts, Central Federal Region of Russia, amateur and folk arts, historical and art heritage of people of Russia.

Возрождение, сохранение и развитие народной художественной культуры России является одной из наиболее значимых и актуальных проблем современности. Происходит стремительное этнокультурное возрождение посредством реконструкции фольклора, быта, промыслов, народных обрядовых действ и т. д., оптимизируется создание этнопарков, национальных деревень, разрабатываются специальные программы этнокультурного туризма с посещением заповедных уголков многонациональной России. Многие регионы благодаря стремлению людей вернуться к своим национальным корням инициируют возрождение или занимаются развитием многообразных, самобытных и уникальных видов народных художественных промыслов и ремесел. Особую роль в этом поступательном процессе должен сыграть Центральный федеральный округ, исторически являющийся одним из самых развитых и исконно русских регионов России, где можно

структуры населения, месте в мировом экономическом разделении труда, внешних угроз. Россия по всем этим характеристикам оказывается страной наименее других предрасположенной к сервису.

Первым сдерживающим обстоятельством является пространство. Большие страны априори затрачивают больше усилий на обеспечение комфортности жизни населения. Сказываются транспортные издержки, инфраструктурная ресурсная необеспеченность отдельных территорий. Чаще всего большим странам удавалось создать лишь анклавы сервисной развитости. Как правило, они располагались в приморской зоне, будучи связанны исторически с иностранной торговлей. Развитие Китая в этом плане особенно показательно. Диспаритет в качестве жизни населения городов китайского приморья, ориентированных на западные стандарты, и китайской провинции, находящейся по сей день в глубокой архаике, разительный. Но в такой диспаритетности развивается не только Китай, но и Бразилия, и несколько в меньшей степени Индия, Австралия, Канада. Даже Соединенные Штаты Америки, имея один из самых высоких показателей дохода на душу населения, и, что особенно показательно, крупнейший ВВП по отраслям сервиса, существенно отстают от Европы по качеству массового обслуживания населения. И если при сравнении мегаполисов эта разница не очевидна, то в отношении американских и европейских провинциальных неименных пунктов она проявляется достаточно определенно.

Сервисное развитие предполагает не просто наличие значительной численности населения, но и его высокую концентрированность. Для системы массового сервиса нужен, соответственно, массовой потребитель. Высокая концентрированность населения Европы диктовала необходимость создания сервисных инфраструктур. Совсем другое дело российский случай, с традиционной, исторически сложившейся при освоении

Выделены области традиционного бытования народных художественных промыслов со значительными объемами производства: Республика Дагестан Московская, Нижегородская, Вологодская, Челябинская, Владимирская области, г. Санкт-Петербург.

Обращается внимание на общекультурную значимость народных художественных промыслов, как жизненно важных составляющих для гармоничного развития общества, учитывая что эти изделия, впитавшие в себя многовековую мудрость, пользуются спросом у населения.

В концепции приводятся следующие статистические данные: в настоящее время существует 15 видов производств изделий народных художественных промыслов, основным из которых является художественная обработка дерева и других растительных материалов, доля которого составляет 61,3% от общего объема выпускаемой продукции. Другие виды производств составляют:

В концепции уточняется, что при условии реализации мер государственной поддержки можно будет ожидать следующие результаты:

сохранить традиции, культуру и самобытность народных художественных промыслов России;

способствовать обеспечению экономической стабильности организаций народных художественных промыслов, развитию регионов;

обеспечить устойчивое состояние организаций народных художественных промыслов;

гарантировать сбыт изделий народных художественных промыслов; позволит осуществить продвижение изделий народных художественных промыслов на внешний рынок;

обеспечить необходимый уровень обновляемости основных фондов организаций народных художественных промыслов; сохранить и расширить число рабочих мест, привлечь талантливую молодежь.

Хочется надеяться, что при условии реализация этих мер у организаций народных художественных промыслов России появится возможность повысить конкурентоспособность, они смогут укрепить свои позиции и завоевать новые сегменты на внутреннем и внешнем рынках.

Читайте также:  Слепыш в огороде как избавиться народными средствами

Изучая произведения народного искусства, созданные в различные периоды, мы постоянно ощущаем в приемах мастерства, в сюжетах и орнаменте живую связь с многовековой национальной культурой.

Всего на территории округа сейчас развито около 13 видов народных художественных промыслов, которые сохранили и продолжают развивать свои исторические корни. Хотелось бы остановиться на некоторых уникальных примерах народных художественных промыслов, представленных на территории Центрального федерального округа.

Золотошвейный промысел получил широкое развитие в городе Торжок Тверской области, находящемся на пересечении торговых путей. Много работ выполнялось по заказу церкви, правительственных ведомств, столичной знати, императорского двора. Сейчас традиции золотого шитья поддерживает предприятие «Торжокские золотошвеи». Город Калязин этой же области до сих пор является центром кружевоплетения, традиции которого уходят в глубину веков и связаны с Калязинским Троицким монастырем. Эта вышивка была полна поэтическими сказаниями [6, с.8-9].

Тарусскую вышивку Калужской области отличают особая выразительность и декоративность, лаконизм и законченность форм. Яркие узоры тарусской вышивки производят праздничное впечатление своей многоцветностью. Сегодня этот промысел получил развитие в ООО НХП «Тарусская вышивка», где выпускаются украшения для интерьера, предметы и элементы мужской и женской одежды (блузки, легкое женское платье, костюмы, косоворотки, гуцулки, мужские рубашки) и, конечно, сувениры.

Тамбовская вышивка получила известность далеко за пределами губернии. Для этой вышивки характерна яркая гамма тонов, сочная палитра в изображении художественного образа. Важным элементом узора являлся мотив креста, прямой равноконечный, иногда с ромбовидными концами или же косой в различных вариантах. Тамбовские мастерицы использовали вышивку не только для украшения одежды, но как сакральный символ, связанный с плодородием земли и самой женщины [4, с. 164].

Глиняное производство наиболее типично и популярно для областей с глинистой почвой. Хлудневская игрушка Калужской области характеризуется непринужденной лепкой, свободной манерой росписи и неизменным кругом тем и сюжетов, своими

Федоскинская миниатюрная лаковая живопись на папье-маше возникла в конце XVIII века в селе Федоскино Мытищинский района, Московской области. Уникальностью технологии данного промысла является то, что корпус изделия изготавливается из папье-маше, затем пропитывается горячим льняным маслом и высушивается в печи при большой температуре, далее его грунтуют, следующие этапы отшлифовка до получения идеально гладкой поверхности, роспись и многослойное покрытие лаком. В общей сложности весь процесс изготовления изделия занимает от 4х до 6-ти месяцев. Изделия, выполненные по данной технологии не подвержены коррозии и рассыханию в результате внешних воздействий. Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Музее народного искусства г. Москвы и экспозиционном зале лаковой миниатюры Федоскинской фабрики миниатюрной и лаковой живописи бережно хранят экспонаты этого красивейшего промысла.

Художественный промысел Павловские платки возник в городе Павловский Посад Московской области в XIX веке. Особенности производства, композиционное и цветовое великолепие Павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декоре павловских платков превалируют пышные цветочные букеты и гирлянды. Изначально популярен орнаментальный мотив «турецкие огурцы»,

перенятый со знаменитых индийских кашемировых шалей, бывших модными в Европе в эпоху Наполеона. В цвете преобладает молочно-белый, черный, красный, темно-синий, вишневый фон. Сейчас платки производит ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» в городе Павловский Посад Московской области. На современном этапе мануфактура изготавливает платки из шерсти, шелка, хлопка, палантины, кашне, скатерти. Музей народного искусства НИИ художественной промышленности хранит коллекции этих красочных изделий.

Один из красивейший промыслов росписи по металлу возник в деревне Жостово Мытищинского района Московская область в середине XVIII века и получил название жостовского, известного на весь мир своими красочными подносами. Для производства Жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь. Последовательность производства такова: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам, далее подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь исключительно на собственную фантазию. Роспись производится по черному, красному, синему, зеленому, серебряному. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции. После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска. Существует предприятие ООО «Жостовская фабрика декоративной росписи», на котором трудятся великолепные мастера жостовской росписи.

В научно-образовательном центре (НОЦ) Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС) «Изучение народных художественных промыслов России» создана научная лаборатория по изучению и популяризации

народных художественных промыслов России. Целью этого проекта является разработка научно-методических принципов и подходов к изучению и систематизации данных о народных художественных промыслах России (НХП); подготовка аналитического обзора основных компонентов истории, географии и культуры НХП как фундамента историко-культурного наследия народов России, инструмента развития внутреннего и въездного туризма в РФ. Исследование истории, географии и культуры НХП позволит обеспечить формирование интерактивного информационного ресурса «Народные художественные промыслы» как общенационального социально-гуманитарного проекта, консолидирующего усилия энтузиастов и представителей НХП, широкой общественности и местных организационно-управленческих структур в интересах сохранения и развития НХП.

НОЦ сотрудничает с Ассоциацией народных художественных промыслов России. Ассоциация организует и проводит в г. Москве выставочные (проект «Молодые дарования»), выставочно-ярмарочные мероприятия (проекты «ЛАДЬЯ» и «ЖАР-ПТИЦА»). Эти мероприятия привлекают ремесленников и посетителей не только Москвы, но всей России.

В условиях господства рыночной экономики в связи с этим российская народная художественная культура нуждается в новой модели государственной поддержки и развития. Эта модель должна органично вписываться в контекст важнейших требований, обеспечивающих успешную модернизацию России и ее достойное место в глобализирующемся мире, среди которых:

1) сохранение и возрождение традиционных духовно-нравственных ценностей, формирование патриотизма и гражданской ответственности у россиян,

2) укрепление адекватных моральным нормам россиян стандартов поведения и взаимоотношений между разными социальными группами, этнокультурными общностями и поколениями,

3) инновационный подход к деятельности малого и среднего бизнеса,

4) всемерное поощрение гражданской самодеятельности на региональном и муниципальном уровнях, направленной на возрождение и поддержку предприятий народных художественных промыслов, в том числе и малых кустарных предприятий,

5) реализация соответствующих программ и форм работы органов управления и самоуправления на местах, позволяющих в совокупности с другими факторами активнее реализовать экономический и социально-культурный потенциал, усиливать туристскую привлекательность регионов России [7].

1. Аманжолова Д. А. Внутренний туризм как инструмент укрепления гражданского единства полиэтничного российского общества // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 3. С. 34-38. Ее же. Этнокультурное многообразие и гражданское единство российского общества // Модернизация соц.-эк. сферы общества и проблемы совр. образования. Сб. мат. Межд. научно-практич. конф. В 2-х ч. Ч.1. Проблемы подготовки современного специалиста / под науч. ред. Радовеля М.Р. Электросталь: ЭПИ НИТУ МИСиС, 2012. С. 29-35. См. также: Чаус Н.В. Актуальность сохранения и развития традиционных народных художественных промыслов как фактора возрождения культурного наследия Москвы и Подмосковья./ Славянское культурное пространство. Материалы междунар. научно-практич. конф., посвященной Дню славянской письменности и культуры. Москва, 4—5 июня 2012 г.: Доклады / Научный редактор В. А. Степаненко. М.: Про100 Медиа, 2012.

3. Ганьшина Г.В. Особенности развития и сохранения народных художественных промыслов Центрального федерального округа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 3. С.78-84. См. также: Аманжолова Д.А. Рукотворные сокровища России. М.: КНОРУС, 2011. 64 с.;

4. Григорьева Е.И.История тамбовских художественных промыслов // Возрождение и развитие традиций народной художественной культуры России: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Февр. 2010 г./ Мин-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. Гос. Ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 462 с.

5. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М.: Издательство «Легкая и пищевая промышленность», 1981. 163 c.

Источник

Правильные рекомендации