Особенности режиссуры народного праздника

Режиссура фольклорного праздника Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черняк Е.Ф., Черняк М.В., Белов В.Ф.

DIRECTING A FOLK FESTIVAL

Текст научной работы на тему «Режиссура фольклорного праздника»

Английский язык Русский язык Немецкий язык Якутский язык

Do your homework! Сделай уроки. Mache die Hausaufgabe. Уруоккун онор.

Tum off the lights. Выключите свет. Machen Sie das Licht aus. Уоту умулларын.

Пример упражнения. Нарисуйте интонационный рисунок предложения.

Английский язык Русский язык Немецкий язык Якутский язык

Предложение в настоящем времени I get up early in the morning. Я утром рано встаю. Ich stehe am Morgen früh. Мин сарсыарда эрдэ тура-бын.

Предложение в прошедшем времени We were at the movies yesterday. Мы были вчера в кино. Gestern waren wir im Kino. БиЬиги бэ5эhээ кимнэ5э сылдьыбыппыт.

Повелительное наклонение Do your homework! Делай уроки! Mache die Hausaufgabe! Уруоккун аах!

Разработка упражнений в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза является важной частью учебного процесса в условиях национального субъекта РФ. Нами предложена небольшая

часть упражнений с учетом специфических особенностей студентов языкового вуза из числа коренных народов Севера. Проблема дальнейшей разработки упражнений в зависимости от цели методики представляется актуальной.

1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. Available at: https://megaobuchalka.ru/11/30226.html

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. Москва: АСТ: Астрель, 2008.

4. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Упражнения как средства обучения. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002: 40.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Available at: http://psychlib.ru/mgppu/zim/ZIM-001-.HTM#$p1

1. Bim I.L. Metodika obucheniya inostrannymyazykam kak nauka iproblemy shkol’nogo uchebnika. Available at: https://megaobuchalka.ru/11/30226.html

3. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: prodvinutyj kurs: posobie dlya studentov ped. vuzov i uchitelej. Moskva: AST: Astrel’, 2008.

4. Passov E.I., Kuznecova E.S. Uprazhneniya kak sredstva obucheniya. Voronezh: NOU «Interlingva», 2002: 40.

5. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Available at: http://psychlib.ru/mgppu/zim/ZIM-001-.HTM#$p1

Статья поступила в редакцию 15.02.19

Chernyak E.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theatre Performances and Celebrations, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: lenablack57@mail.ru

Chernyak M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: chernyakm4x@gmail.com

Belov V.F., postgraduate, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), Head of Department, Branch of Kuzbass State Technical University (Belovo, Kemerovo Region, Russia), E-mail: belovvf@bk.ru

DIRECTING A FOLK FESTIVAL. The article is dedicated to issues of directing a folk festival, which emphasizes the ethnic and cultural characteristics of a people. The author considers the main functions of the holiday, its peculiar system and strict construction: «beginning», «fracture» and «rampant», «decline» of the holiday. The article reveals a method of work on a folk festival, a technology of script writing. Particular attention is paid to methods of activation of the audience and highlights in detail the main stages of the organization and holding of folk festival: organizational, search for artistic and documentary material and the creation of the script, the development of scenario-director’s course, the implementation of the plan, the preparation and conduct of folk festival.

Key words: directing, dramatization, folk festival, script, dramaturgy.

Е.Ф. Черняк, канд. пед. наук, доц. каф. режиссуры театрализованны« представлений и праздников, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: lenablack57@mail.ru

М.В. Черняк, канд. пед. наук, доц. каф. социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: chernyakm4x@gmail.com

В.Ф. Белов, аспирант, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово; зав. каф. технических наук, филиал Кузбасского государственного технического университета, г. Белово, E-mail: belovvf@bk.ru

РЕЖИССУРА ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

Статья посвящена вопросам режиссуры фольклорного праздника, который подчёркивает этническую и культурную особенность того или иного народа. Автор рассматривает основные функции праздника, его своеобразную систему и строгую конструкцию: «зачин», «перелом» и «разгул», «спад» праздника. В статье раскрывается методика работы над фольклорным праздником, технология создания сценария. Особое внимание в статье уделяется приемам активизации аудитории и подробно освещаются основные этапы организации и проведения фольклорного праздника: организационный, поиск художественно-документального материала и создание сценария, разработка сценарно-режиссерского хода, реализация замысла, подготовка и проведение фольклорного праздника.

Ключевые слова: режиссура, театрализация, фольклорный праздник, сценарий, драматургия.

Фольклор, являясь частью народной культуры, транслирует вечные нравственные ценности и задает ориентиры в окружающем человека культурном пространстве.

ПП. Блинова рассматривает фольклор как коллективную творческую деятельность народа. Это: бытующая в народных массах поэзия (песни, частушки, сказки, эпос); народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы); театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол); декоративно-прикладное и изобразительное искусство; а также танец, архитектура и т. д. [1, с. 38].

Читайте также:  Старые песни про свадьбу русские народные тексты

Особенно важно в подготовке праздников на основе фольклора обращаться к подлинным его формам, с их естественными ритмами, интонациями, красками.

Проблемы народной культуры как основания жизненного пространства привлекали внимание многих исследователей: В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, В.С. Соловьева, К.Д. Ушинского и др. Основные художественные характеристики фольклора и его категории исследовали ведущие отечественные фольклористы: В.П. Аникин, В.Е. Пусев, Ю.П Круплов, Б.Н. Путилов, К.В. Чистов и др.

Специфику детского фольклора рассматривали ПС. Виноградов, Т.И. Ка-лужникова, С.М. Лойтер, А.Н. Мартынова, М.Н. Мельников, А.Ф. Некрылова, М.Ю. Новицкая, М.В. Осорина, М.П. Чередникова и др.

Праздник имеет свои отличительные особенности, функции, структуру и предпосылки. Среди компонентов праздника, которые стали традиционными и неизменными, можно выделить следующие: праздность как освобождение от дел, событийность как повод для празднования, и веселье, подкрепляемое всевозможными развлечениями.

И.В. Пужева выделяет следующие основные функции праздника:

• компенсаторная (в контрасте с буднями праздник способен удовлетворить потребность в разнообразии жизни);

• интегративная (среди празднующих проявляется коллективное чувство принадлежности к культурной ценности);

• рекреативная (восстановление духовных сил);

• консолидирующая (объединение группы вокруг единой идеи);

• ценностно-ориентационная, мировоззренческая, коммуникативная (сохранение и трансляция социальной памяти);

• консервативная (праздник сохраняет группу как целостную и жизнеспособную);

• функция темпорализации культуры (праздник обозначивает единые этапы человеческой деятельности) [2, с. 91].

И.А. Яковлева отмечает, что фольклор отражает трудовую деятельность, бытовой и общественный уклад, знание природы, жизни, верования и культуры. Это художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. В нем воплощены идеалы и воззрения народа, его поэтическая фантазия, мир чувств, мыслей, переживаний и мечты о счастье и справедливости [3].

В традиционной народной культуре уже давно сложился определенный тип народного праздника и набор обязательных действий, которые и создают своеобразную систему и строгую конструкцию.

— «перелом» и «разгул» (воспроизведение участниками череды обрядов и церемоний, делящих праздник «до середины» и «после неё»);

— «спад» праздника (завершение праздничного гуляния с кульминационными по содержанию ритуалами).

Рассмотрим ставшие традиционными этапы подготовки фольклорного праздника.

1. Организационный этап. На данном этапе определяется целевая аудитория праздника, место проведения; создается организационный комитет.

2. Поиск художественно-документального материала. Драматургия театрализованных представлений и праздников связана с жизнью, поэтому в основе сценария фольклорного праздника должен быть герой, о котором рассказано художественными образами. Материал на основе фольклорного материала должен быть связан с традициями, праздниками и обрядами народа, его устным поэтическим творчеством; литературными произведениями; народным художественным творчеством и т.д.

3. Этап разработки сценария. Сценарный материал, отобранный в соответствии с замыслом требует соединения всех его элементов в единую логическую структуру.

Она всегда лаконична и кратковременна. Это может быть началом сюжетного действия, знакомством с участниками театрализованного представления и праздника, сообщением ведущего или персонажей о теме мероприятия.

Опорным структурным элементом композиционного построения сценария является завязка, в её основе всегда лежит исходное событие, определяющее

начало драматического конфликта. Завязка влияет на последующий событийный ряд, поэтому драматургической проблемой является поиск сюжетного решения завязки, т.к. это существенный момент оригинального решения сценария.

В основном развитии действия свое драматическое движение к кульминации находит исходное событие.

Событийный ряд состоит из ряда блоков и эпизодов, тем самым обеспечивается нарастание сюжетного действия. Оно в итоге приводит к кульминации как в сценарии так и в самом праздничном действии. Задача режиссера оригинально выстроить блоки и эпизоды в сценарии для ритмичного развития сквозного действия.

Наивысшей точкой эмоционального восприятия зрителями фольклорного праздника, вершиной драматического конфликта является кульминация.

Структурным элементом композиционного построения является развязка, как завершение сюжетной линии сценария фольклорного праздника.

За развязкой следует финал. Это итог всего драматического действия, происходившего в рамках праздника. Он играет важнейшую апофеозную роль, когда праздник завершается массовым эмоционально насыщенным зрелищем.

4. Сценарно-режиссерский ход, как пластическое решение и идейный акцент в событиях и особенностях композиционного построения. Это своеобразный смысловой каркас содержательной части сценария.

Сценарным ходом может быть образный конфликт, ассоциативность содержания, монтаж, сценическая напряженность, обманутое ожидание, атмосфера беспокойства, сказка, путешествие и т.д.

3. Этап реализации замысла и подготовка праздника. На этом этапе идет репетиционный процесс, пишутся фонограммы, создаются декорации, закупаются призы и реквизит, шьются костюмы, привлекаются спонсоры и т.д.

Также идет рекламная и PR-кампания для привлечения зрителей и участников фольклорного праздника (афиши, пригласительные, трансляция сюжетов на радио и ТВ и т. д.).

4. Этап проведения фольклорного праздника.

Одним из методов организации действия в празднике является театрализация.

Композиция фольклорной обрядовой программы является способом организации документального и художественного материала средствами театра, где сценическое действие развивается в пространстве и времени. Именно совокупность народных традиций выражает способы организации и структуры праздника, диктует выбор выразительных средств и форм символического поведения. В фольклорных праздниках обряд может перейти в игру, а к массовому действу может присоединяться обрядовая поэзия, которая сменит свои функции.

Читайте также:  Псориаз лечение народные методы яйцо

Способы активизации: максимальное сближение исполнителей и зрителей путем превращения зрителей в участников массового действия; эмоциональное воздействие на зрителя (игра, музыка, свет, фейерверк); стимулирование участия в аттракционах, конкурсах; поощрение заинтересованности зрителя сувенирами, подарками, сюрпризами.

Особое место в фольклорных праздниках отводится традиционным народным персонажам: зазывалам, коробейникам, скоморохам, ряженым и т. д., которые создают атмосферу радости и веселья.

Для организации театрализованного действия одним из аспектов активной деятельности является коллективная импровизация, которая выражается в неожиданной реакции человека на действо через хоровую и танцевальную импровизацию. Во многих фольклорных праздниках она является кульминационным моментом. Также предполагается костюмирование (головные уборы, различные маски, венки, детали одежды) не только для артистов, но и для всех зрителей.

Наиболее ярко проходят спортивные состязания, игровые конкурсы и театрализованной схватки. Такой способ активизации участников фольклорного праздника носит не только соревновательный, но и шуточный характер.

Таким образом, при разработке литературного сценария фольклорного праздника и его проведении учитываются традиции и обряды того региона, в котором он проходит.

Политика нашего государства направлена как на возрождение духовных ценностей, так и пропаганду народного творчества. Следовательно, возрастает роль режиссеров по организации и проведению фольклорных праздников.

1. Блинова ГП. Русские народные праздники. Москва: Вузовская книга, 2000.

2. Гужева И.В. Целостная модель праздника как феномена культуры. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006; 7: 91.

4. Шубин И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

1. Blinova G.P. Russkie narodnyeprazdniki. Moskva: Vuzovskaya kniga, 2000.

2. Guzheva I.V. Celostnaya model’ prazdnika kak fenomena kul’tury. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2006; 7: 91.

4. Shubin I.B. Dramaturgiya irezhissura zrelischa: igra, soprovozhdayuschaya zhizn’. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006.

Статья поступила в редакцию 03.03.19

Petelin A.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: pasprofi@mail.ru

Lomova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: larisa.lomova@gmail.ru

Lou H., postgraduate, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: 1348392947@QQ.com

Key words: pedagogical conditions, resonance, theory of resonant singing, oropharyngeal, thoracic and nasal resonators.

А.С. Петелин, д-р пед. наук, проф., Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Е-mail: pasprofi@mail.ru

Л.А. Ломова, канд. пед. наук, доц., Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Е-mail: larisa.lomova@gmail.ru

Х. Лу, аспирант Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж, Е-mail: 1348392947@QQ.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ КАК ЗНАЧИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: педагогические условия, резонанс, теория резонансного пения, ротоглоточный, грудной и носовой резонаторы.

Вокальное искусство имеет глубокие культурно-исторические корни, оно развивается в контексте музыкально-культурной традиции. Плобализация современного общества стимулирует стремление народа приобщиться к сокровищам мировой музыкальной культуры. Межкультурные контакты студентов в процессе обучения создают возможность освоения механизмов познания музыкального искусства, развития музыкально-творческих способностей, овладения вокально-исполнительским мастерством для будущей профессиональной деятельности в области музыкального искусства. Успешность развития вокально-исполнительского потенциала студентов обусловлена содержанием обучения вокалу, внешними и внутренними факторами и педагогическими условиями.

Проведенный анализ позволил определить понятие «педагогические условия» для нашего исследования как значимые обстоятельства и креативные возможности музыкально-педагогического процесса, от которых зависит эффективность развития вокально-исполнительского потенциала студентов-музыкантов.

Методологическими основаниями педагогических условий развития вокально-исполнительского потенциала студентов послужили следующие методологические подходы:

— системный подход (С.И. Архангельский, В.Н. Садовский, Э.П Юдин и др.) позволяет изучить развитие вокально-исполнительского потенциала студентов в процессе профессионального становления как системы;

— личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульне-вич, В.В. Сериков и др.), обеспечивающий раскрытие самобытных уникальных задатков в процессе развития вокально-исполнительского потенциала;

— индивидуальный подход (Л.В. Вахтель, ПМ. Цыпин, М.Н. Юрьева и др.), способствующий анализу и выработке индивидуального стиля вокально-исполнительской деятельности;

— технологический подход (В.П. Беспалько, В.И. Лещинский, Н.Е. Щуркова и др.), идеи которого легли в основу разработки методики совершенствования вокально-исполнительского мастерства студентов.

Вышеприведенные подходы обеспечили изучение такого педагогического условия как использование теории резонансного пения в процессе обучения вокалу.

Речевой аппарат человека включает две пары голосовых связок. При нении они сомкнуты. Выдыхаемый воздух вызывает вибрации в голосовых связках, что образует небольшой шум. Когда звуковые волны отражаются в грудной полости, гортани, глотке, полости рта, носа, возникают звонкие красивые потрясения. Это явление называется резонансом. Звуковые волны, создаваемые голосовыми

Источник

Особенности режиссуры народного праздника и драматургии и режиссура праздничного обрядового театрализованного действа

праздник народный театрализованный сценарий

• создание эпизодов и их художественная организация в комплексную форму целостной программы;

• использования режиссерских методов «театрализации», «иллюстрирования»;

• сочетание различных видов деятельности: творческой, исследовательской, педагогической, драматургической, исполнительской в условиях подготовки праздника;

• организационная работа с различными категориями людей (профессиональными специалистами, актёрами, ведущими, самодеятельными коллективами, участниками реальных событий и игровых массовых действ, зрителей);

• использование в постановках разнообразных эмоционально-выразительных средств (художественных, документальных, игровых, технических);

· использование в синтезе отдельных компонентов и структурных элементов композиции разнообразных приёмов монтажа (последовательного, контрастного, ассоциативного, параллельного, ретроспективного и др.), типов связок (сюжетных, тематических, состязательных, конфликтных, проблемных, интермедийных и др.).

Читайте также:  Чистка сосудов и лимфы народными средствами

Можно выделить следующие типы активной деятельности, характерные для театрализованного фольклорного действия, основанного на сложившихся народных традициях.

Костюмирование участников, стимулирующее их активность, выступающее своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа, позволяющее участникам войти в роли традиционных народных персонажей сложившейся ритуалистики. Костюмирование как бы синтезирует две стороны театрализации, ибо не только превращает человека в исполнителя фольклорного действия, но и позволяет надеть тот или иной костюм, являющийся сам по себе произведением фольклора, причем порой весьма ценным. Костюм, история которого как отдельная отрасль знаний складывалась на протяжении многих веков, широко используется сегодня в исторических, этнографических и календарных праздниках и обрядах. Притягательная сила костюмирования на таких мероприятиях позволяет формировать группы персонажей, становящиеся центрами, вокруг которых развертывается действие, втягивающее и некостюмированных участников.

Итак, костюмирование определяет характер общения в театрализованном фольклорно-игровом действии, позволяя ускорить процесс адаптации в нем участников праздника за счет в сценарном замысле не личностного, а ролевого общения. Костюм, маска, реквизит в сочетании с мимикой и жестом становятся определенной знаковой системой, языковым кодом, под воздействием которых происходит слияние практически-реального и условно-идеального поведения.

Коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на отмечаемое событие, выражается в хоровом пении, массовых танцах и праздниках. Этот вид не организованной художественной самодеятельности, потребность в которой всегда живет в народе, отражается, прежде всего, в фольклорных формах. Для народного творчества традиционно характерна хоровая и танцевальная импровизация. Она буквально пронизывает все разновидности массового фольклорного действа, стимулирует создание огромного пласта песенного и хореографического народного репертуара. Импровизационное народное творчество всегда окрашено эмоционально и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к тому или иному событию. Все это делает хоровую или танцевальную импровизацию важнейшим структурным элементом народного действия. Создание сценария театрализованного обрядового действа требует от сценариста знания и понимания существа предмета, коим является обряд как одна из форм народной культуры.

Практически проведения народных праздников известны трудовое, художественно-творческое, спортивное состязание. Они проходят в форме игрового конкурса, серии показательных выступлений, театрализованной схватки, характерны для структуры любого фольклорного действия, носят соревновательный, порой шуточный характер.

Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками, такими, как встреча весны, приход лета, проводы зимы, так и с выполнением определенных обрядовых действий трудового цикла: вспашка первой борозды, окончание уборки урожая, выгон скота на поло ни ну и пр.

Именно в этом контексте следует акцентировать внимание на закономерности использования выразительных возможностей ритуалистики в идейно-тематическом замысле традиционных народных праздников, в которые «наряду с элементами, специфичными для определенного праздника, входили и элементы общие, переходящие из одного обрядового цикла в другой» [1].

Рассматривая значение таких общих ритуальных элементов, В.Я. Пропп подчеркивает: «При сравнении праздников между собой обнаруживается, что частично они состоят из одинаковых слагаемых, иногда различно оформленных, а иногда и просто тождественных» [2]. К таким общим ритуальным элементам организации театрализованного действия в народных праздниках и обрядах следует отнести культ огня, воды, растительного мира, ритуальную трапезу, ряженье и пр.

Обрядовое действие также есть комплекс символических, магических, демонстративных и игровых элементов. При магических обрядовых действиях, стимулирующих и обережных, желаемый результат условного обозначают определенным действием или словом. Так, например, в качестве вербальной (словесной) магии используется слово (заговоры). Кроме обрядов стимулирующих и обережных, существуют так называемые магические обряды, то есть гадания.

Демонстративно-символические действия связаны с народными традициями. Так, например, молодых сажают вместе, пьют они из одного стакана и т.п. В наше время магическая функция обрядовых, действий ослабела, и за ее счет развилась функция демонстративно-символическая и игровая. Кроме того, обрядовые действия могут носить индивидуальный (гадания девушек), коллективный (заплетение березок в семик), либо массовый характер (парад спортсменов на олимпийском стадион).

При написании сценария, посвященного народному празднику, включающему в себя те или иные обряды и обрядовые действия, следует иметь в виду определенную и порой значительную трансформацию праздника по времени и в сознании людей. Для режиссера сценарий является не просто руководством определенной последовательности праздничных и обрядовых действий, но драматургически разработанным планом, в котором, безусловно, обрядовое действие с реальными участниками становится его художественным.

1) Строгая логичность построения темы.

) Законченность каждого отдельного эпизода.

Естественным представляется действие, в котором Весна-Красна, являющаяся фольклорно-символическим персонажем сельского праздника, дает шутливые напутствия его участникам, обещая помочь с погодой. В этом примере мы видим, что художественный персонаж ведет линию фольклорно-игровую, подчеркивают ассоциативную образность всего действия.

Мелодия или даже одна строчка позволяют объяснить зрителю, что произошла смена эпох, и следующий эпизод развивается в ином временном отрезке. Кроме того, мелодия помогает погрузить зрителя в соответствующую атмосферу того времени. Чаще всего, когда мы работаем на открытых площадках, музыка звучит в записи.

Таким образом, драматургия и режиссура празднично обрядового театрализованного действа процесс сложный и трудоемкий. При разработке литературного сценария народного праздника нужно учитывать традиции и обряды преемственные только для этого праздника, учитывать характерные черты региона в котором будет проходить данное действо и др.

Источник

Правильные рекомендации