Особенности русских народных хороводных песен

Особенности русских народных хороводных песен

Разнообразие тематики, приемов хореографии и игрового действия, множество национальных и локальных стилей препятствуют универсальной классификации хороводов.

Можно, однако, сопоставить хороводы по парным признакам: обрядовые и необрядовые, игровые и плясовые, круговые и некруговые, исполняемые в сопровождении песен и инструментальной музыки; хороводы, движущиеся мерным шагом независимо от ритмического рисунка, и плясовые хороводы, идущие в точном соответствии с музыкальной метроритмикой.

Обрядовые хороводы являются древнейшими; им свойственны игровой элемент, медленное круговое движение «по солнцу» под пение архаических песен; инструментальное сопровождение встречается редко.

Необрядовые хороводы имеют обычно более развитую хореографию, сопровождаются либо песнями, либо инструментальным ансамблем, иногда песней и инструментальной музыкой одновременно.

Значительно больше хороводов с развитой музыкой и хореографией, без следов архаики.

Особую группу составляют фигурные (орнаментальные) хороводы. Они весьма разнообразны по хореографическому рисунку: змейка, подкова, заход в воротца, «карусель», «гребень».

Среди фигурных хороводов в особую подгруппу можно выделить композиции с элементами плясовых и танцевальных движений, такие, как мезенские «шестера» и «восьмера». Они занимают промежуточное положение между хороводом и пляской, либо танцем.

Как и плясовые, танцевальные хороводы, промежуточное жанровое положение занимают хороводы игровые. Они приближаются по типу хореографии к музыкальной игре, отличаясь от нее по смыслу игрового действия. Особенно любимы были игровые хороводы в Центральной России и Поволжье. В большинстве игровых хороводов важное значение имеют шуточные и юмористические мотивы.

Особенности напевов и словесного содержания хороводных песен во многом определяются характером хореографического построения хороводов, особенностями шага и пластикой их участников. Есть несколько основных принципов композиционного построения хороводов: движение по кругу, по часовой стрелке или в обратном направлении.

Для подвижных хороводных песен, которых в русском фольклоре особенно много, характерен смешанный аккордово-полифонический склад.

Метроритмическое богатство хороводных песен определяется сложным взаимодействием музыки, поэтического текста и ритма движений. На музыкальную метроритмику оказывают влияние особенности языка. Свободная акцентуация русского языка и особенности народного русского стихосложения (долгие и короткие слоги, неравнослоговые строчки, ритмическая инверсия) определяют распространение переменной музыкальной метрики. Слоговая распевность также обогащает метроритмику: песни с одинаковым поэтическим размером (например, 5-сложным) могут иметь разную музыкальную метроритмику («Вдоль по Питерской», «У ворот сосна», «Уж я, матушка», «Над Москвой заря занималася»).

Источник

Хоровод. История и традиции

К то и когда первым на Руси завел хоровод — за давностью лет доподлинно неизвестно. Самый древний танец изначально был частью языческого обряда — поклонения Яриле, могущественному богу солнца. И «хождение за солнцем» прочно утвердилось в славянской культуре на многие века. В хороводные традиции на Руси углубилась Наталья Летникова.

Посолонь

А также карагод, танок, круг, улица. Множество названий любимого народом танца. По Далю — собрания сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. По сложившейся традиции молодые девушки, выйдя на улицу, начинали «играть песни» или заводили «прибаутки», встретившись на ярмарочной площади. В центре событий, как правило, оказывалась хороводница. Женщина, самая заводная в округе. Балетмейстер и хоровик по призванию — песни заводила и придумывала новые танцевальные картины.

Хоровод для крестьянской девушки, что для барышни из высшего света — один из способов приглядеть мужа. Где-то хороводный возраст — с 12 лет, а где-то и позже. Главное — количество дочек в хозяйстве. Так что семья отправляла, как на бал, сначала девиц постарше. Младших до поры держали в тени. В хороводе парни приглядывали себе невест: хороша ли, плывет ли павой, поет ли голосисто.

Хоровод с юга на север

За руку, за мизинец или платок, пояс, венок. Связующее звено в хороводе может быть разным. А традиции в каждом крае — свои. На Севере в чести сдержанность. Плывут по кругу девушки чинно и спокойно. И песни заводят все больше протяжные и напевные.

К примеру, в Коми на Красную горку использовалось семнадцать фольклорных песенных сюжетов, сложившихся за столетия. Каждая из фигур должна исполняться под определенную песню и в своем ритме: от неспешного поначалу до стремительного. Действо наполнено образами: мужчины и женщины разделяются сторона на сторону, девушки роняют платки, которые поднимают парни. Хороводная игра — символ сватовства.

В центральных губерниях народ был побойчее. Хороводы заводили весело и беззаботно, с притопами, да прихлопами, с задорными песнями. Чем южнее, тем горячее. И на гуляньях, и в хороводе, который вот-вот грозил обернуться плясовой. Теплыми вечерами и на улицах многолюднее, и в хоровод участников больше собиралось.

Хоровод круглый год

Танцы — занятие праздное. А посему и хороводы водили в установленные сроки — и по поводу.

Весной заводили игру «Ручеек» — символ таяния снега. В язычестве первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия. В день Лады цепочкой, взявшись за руки, поднимались на холмы, посвящая хоровод Матушке-земле, закликая весну. В июле славили Купалу и просили созревания плодов — вокруг огня да с венками. В честь Берегини хоровод водили вокруг березки — символа чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага.

С принятием христианства хороводы заводили вне поста и полевых работ. Начинали со Святой недели сразу за Пасхой и до Красной горки, посевной — с перерывом на страду. Летом — по праздникам, как на Троицу. Вновь о танцах можно было подумать и во второй половине августа — осенние от Успения до Покрова, где уже начинаются заседки, работа при огне и посиделки.

Хороводная наука

Игровые и орнаментальные. На Руси водили два вида хоровода. Орнаменты — ни сюжета, ни ролей. Знай ходи кругом, заплетай рядами из хороводной цепи фигуры. Хореографические хитросплетения связывали с образами русской природы. «Во поле березка стояла» с веточками едва распустившегося весной белоствольного дерева.

Виделись в хороводах узоры кружевниц и резчиков по дереву. Народное творчество, в свою очередь, напоминало змейку хоровода на кружевах или резной доске. Увлечь новыми фигурами, сложными и витиеватыми, — целое искусство и задача хитроумной хороводницы.

Читайте также:  Русская народная сказка про конька горбунка слушать

Театрализованное действо с главными героями и сюжетом вкупе с хождением кругом. Особенность хороводов игровых. Сюжетная песня, действующие лица, что выражают свой характер мимикой и танцевальными фигурами. Изображали не только людей, но и зверей и птиц. Водили хороводы и на актуальные темы: выбор жениха или невесты, дела семейные и даже с социальным подтекстом — высмеивая помещиков.

Что рисует хоровод

Хоровод водили сомкнутый, двигаясь по кругу, и линия на линию или змейкой. На основе традиционного танца каждая губерния и даже село создавали свои танцевальные картины. Круг в круге, два круга рядом или переливаясь друг в друга «восьмеркой».

Каждый рисунок хоровода получал свое название: «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель», столбы», «вожжа», «плетень», «сторона на сторону», «плясовая» и непосредственно «круг». Главное — не забывать, что хоровод — творчество в чистом виде со своими знаками и символами: венок — брак, платок — подушка, шелковая плеть — символ покорности и силы. Движутся танцующие в хороводе «по солнцу» или «против солнца» — по старой памяти.

Источник

4.1.2. Хороводные песни

Жанровая специфика хороводных и игровых песен. Связь и отношение к лирике, драме, обряду. Классификация. Композиция. Сюжеты и мотивы. Особенности образности и стиля.

Особую группу составляют игровые и хороводные песни, которые относятся к лирическому ряду поэзии, но выделяются в музыкальном отношении и по исполнению. Игровыми называются песни, связанные с исполнением различных игр. Хороводные песни исполнялись в хороводе. Исполнение их было связано с определенными хореографическими движениями и действиями. В древности игровые и хороводные песни выполняли обрядовую, магическую роль. С помощью слова и действия человек заклинал природу и судьбу. Движение по кругу имитировало движение солнца, круговорот роста растений.

По тематике игровые и хороводные песни делятся на следующие группы:

песни о земледельческом труде (в них изображались известные сельскохозяйственные работы);

песни о выборе невесты;

песни на семейную тематику (в них изображались бытовые и семейные сценки);

шуточные и сатирические песни;

древние песни, исполнявшиеся при обходе вокруг кладбища во время общественных поминовений предков – в «родительские дни».

Наиболее древние песни – о земледельческом труде и те, которые исполнялись при обходе кладбища. В них мы можем найти много архаических мотивов. Например, в песне «А мы просо сеяли» воспроизводится древний тип обмолота зерна – вытаптывание ногами и с помощью коней. В некоторых вариантах этой песни сохранились упоминания о подсечном земледелии («А мы чащу вычистим, вычистим»).

Лет 20-30 тому назад на Дальнем Востоке можно было наблюдать вождение хоровода «Стрела» вокруг кладбища после поминовения «родителей» и совместной трапезы односельчан в «Радуницу».

Когда-то игровые и хороводные песни входили в цикл весенне-летних календарных песен, но уже в XVI в. выделились из обрядовой поэзии и стали самостоятельным жанром. Со временем, и уже достаточно давно, функция этих песен изменилась, стала утилитарной, так как они помогали общению молодежи. В старой русской деревне это была единственная форма развлечения, дающая возможность для знакомств и завязывания брачных связей. Исследователи рассматривают их то как песни обрядовые, то как внеобрядовые лирические, ибо они находятся где-то на грани между теми и другими.

Обычно они исполнялись молодежью. Игры и хороводы устраивались в весенние праздники на лугу, а зимой в больших избах на «вечёрках» – увеселительных собраниях молодежи. Во время весенних хороводных гуляний и игр молодые люди знакомились, присматривались друг к другу. В играх обнаруживались симпатии парней и девушек.

Многие игры имели «поцелуйную» концовку, которая давала возможность молодежи проявить свои чувства. Примером такой песни может служить «Дрема», весьма популярная на Дальнем Востоке в начале XX в. и вплоть до войны. Сюжет песни был связан с игрой, которая заключалась в следующем. Посреди избы на стул усаживали девушку, изображавшую «Дрему». Хоровод ходил вокруг нее и пел, повторяя дважды каждую строку:

Сидит Дрема, сидит Дрема

Сидит Дрема, сама дремлет, сама спит.

Вставай, Дрема, вставай, Дрема,

Вставай, Дрема, в хоровод, в хоровод.

Далее Дреме предлагается выйти на народ, выбирать себе, «кого хошь», сажать на коленочки себе и целовать. Дрема выбирала того парня, который ей нравился. Далее все повторялось, но с другой парой. Песня была очень удобна для того, чтобы девушка, не уронив своего достоинства, могла показать свою симпатию к парню. Близка к этой песне «Со вьюном я хожу» – тоже очень популярная песня о выборе жениха, заканчивающаяся поцелуем.

Игровые песни очень просты по композиции. В большинстве из них дается последовательное описание действий, которые выполняют играющие. Чаще всего песню исполняет хор. Используется и форма диалога хора и разыгрывающего сцену, например, при игре «В костыль». Темп исполнения игровых песен довольно быстрый.

Формы разыгрывания хороводно-игровых песен могут быть различными. Наиболее распространенный вариант, когда в кругу находится один человек и под пение хоровода разыгрывает содержание песни. В кругу могут находиться два человека, которые разыгрывают, иллюстрируют содержание песни. Иногда в разыгрывании песни участвует весь хоровод. Хоровод может разделиться на две партии играющих (два полухора) и под пение песни двигаться навстречу друг другу (например, в песнях «А мы просо сеяли» и «Бояре, а мы к вам пришли»).

Большое распространение в народе имели собственно хороводные песни на любовную, семейную тематику, шуточные и сатирические. Их содержание не разыгрывалось. Чаще всего любовные песни исполнялись от имени девушек. В них выражались мечты о любви и счастливом браке с «ровнюшкой». Были песни и от имени «добра молодца» – неженатого парня, который размышляет о том, кто будет его суженой («Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке»).

В хороводах разрешалось принимать участие не только девушкам, но и «молодкам» – молодым женщинам. Поэтому совершенно естественно, что темой многих хороводных песен стали семейные отношения «молодки» с мужем и членами его семьи. Чаще в песнях показывается, что отношения в семье складываются трудно, «молодка» не может угодить свекрови, свекру, деверьям и золовкам. Ее все бранят, и только муж заступается за нее.

Читайте также:  Очень эффективное средство для похудения народное

Часто в песнях шуточных и сатирических изображаются строптивые «молодки» и жены, не подчиняющиеся приказам мужа и его родителей. Частый мотив – молодая жена без разрешения уходит в хоровод, ее зовут домой поочередно все домочадцы, но она не идет домой, не слушает.

Сущность семейных хороводных и хороводно-игровых песен точно определил В.Я. Пропп: «Семейные хороводные и игровые песни по своим темам мало чем отличаются от песен проголосных: в них отражается та же семейная жизнь и те же неблагополучные семейные отношения. Но тон их совершенно иной. То, что в голосовых песнях показано с трагической стороны, здесь показано со стороны комической. Трагедия превращается в веселый фарс. Это – один из способов преодоления невзгод. Трагический герой или трагическая героиня протяжных песен здесь стряхивают с себя горе и выходят из борьбы победителями».

В хороводных песнях используются, как и в традиционных лирических, такие композиционные формы, как монолог, диалог и повествование. Примером монологического построения является песня «Я по сеням шла», «Я пойду ли, молодешенька». В форме диалога построена хороводная песня «Ой, мы просо сеяли, сеяли». Сюжетно-повествовательной с введением монолога является песня «Вдоль да по речке».

Для хороводных песен характерно двухчленное и трехчленное построение. Примером трехчленного построения может служить та же песня «Вдоль да по речке». В каждой из трех частей вначале повествуется о том, что молодец идет возле речки и разговаривает со своими кудрями: кому они достанутся, кто их будет расчесывать. В первой части говорится о том, что кудри доставались «старой бабушке чесать». «Она их не чешет, она их не гладит, Только волосы дерет».

Во второй части кудри достаются молодой вдове, которая тоже их дерет. Третья часть противопоставляется двум первым:

Доставались кудри, доставались русы

Красной девушке чесать.

Она их и чешет, она их и гладит, –

Волос к волосу кладет.

Поэтический стиль игровых и хороводных песен в основном таков же, как и стиль протяжных лирических песен. В них используются постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица, русы кудри, зеленый луг, высокий терем и т.д.). Часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (матушка, батюшка, дубравушка, перинушка, травушка, муравушка и др.).

Плясовые песни отличаются от всех других более быстрым темпом исполнения, четким ритмом. По своей тематике и эмоциональному тону они близки к игровым и хороводным песням. Встречается много плясовых песен шуточного и сатирического характера, например, «Дуня-тонкопряха». В плясовых песнях нередко имеются припевы: «Ой, калина, ой, малина», «То-то люли, то-то люли, то-то люшеньки мои» и др.

Источник

Специфика работы над хороводными песнями среднерусской песенной традиции в народных коллективах.

Специфика работы над хороводными песнями среднерусской песенной традиции в народных коллективах.

Возрождение народных традиций невозможно без обращения к истокам,
без постижения и принятия ценностей национальной культуры.

Хороводная песня один из древнейших видов народного искусства
складывалась и развивалась под влиянием географических, исторических и
социальных условий жизни. Она конкретно выражает стиль и манеру
исполнения каждого народа и неразрывно связана с другими видами искусства,
главным образом, с музыкой и пением.

Хороводная песня — результат
коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из
поколения в поколение, из одной местности в другую, она обогащается,
достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники.
У каждого народа сложились свои хороводные традиции, музыкальный язык,
особая манера исполнения, приемы соотношения движений с музыкой.

С. Гуляев
разделял песни на четыре разряда:

На неоднородность хороводов указывали и советские
исследователи. О хороводах Курской области писала
А. В. Руднева: «Нами отмечены четыре типа танков и
караводов, сопровождающихся определенными песнями:


танок «молодцев водить» — торжественное многолюдное
праздничное шествие вдоль улицы с пляшущими впереди
ряжеными;

— медленные круговые хороводы с пением песен
в два хора;

— подвижные девичьи караводы с плясками
всех присутствующих девушек в кругу (женщины стоят
по кругу и поют песни);

Итак, как термин «хоровод» обозначает неоднотипные
явления в народном хореографическом искусстве, так и
термин «хороводные песни» определяет разножанровые
песенные образования, в том числе и игровые песни.

В хороводах-плясках все поют и пляшут одновременно, стремясь в такт песни выполнять
вслед за ведущей хоровод «хороводницей» все «узоры» («ручеек», «ворота», «плетень» и др.).
Такие хороводы обычно движутся вдоль улицы, реже по кругу. Темп и ритм являются основой
коллективной пляски.

Отличительные особенности этих трех самостоятельных
жанровых групп заключаются в следующем.

В хороводах-играх с окончанием песни заканчивается
и хоровод, а в хороводах-плясках одна песня сменяет другую,
но хоровод не останавливается. Часто один напев служит трем
или четырем песням, разным по содержанию.

В песнях для плясок по кругу содержание бывает шуточное, бытовое, лирическое. Поют песни только зрители, стоящие
вокруг пляшущих, пляшущие же не поют.

Гуляев С.А. Этнографические очерки Московской области. – М., 1948.

Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994.

Колпакова Н.К. Русская народная бытовая песня. – М., 1962, 350 стр.

Потанин Г.Н. Юго-западная часть Московской области. СПб., 1964.

Руднева А.В. Народные песни Курской области. – М., 1957.

Студитский Ф. Народные песни Вологодской и Олонецкой губернии. СПб., 1841.

Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996.

Заикин Н. И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.

Источник

учебник по фольклору 1. Учебник Устное народное поэтическое творчество

4.1.2. Хороводные песни

Жанровая специфика хороводных и игровых песен. Связь и отношение к лирике, драме, обряду. Классификация. Композиция. Сюжеты и мотивы. Особенности образности и стиля.
Особую группу составляют игровые и хороводные песни, которые относятся к лирическому ряду поэзии, но выделяются в музыкальном отношении и по исполнению. Игровыми называются песни, связанные с исполнением различных игр. Хороводные песни исполнялись в хороводе. Исполнение их было связано с определенными хореографическими движениями и действиями. В древности игровые и хороводные песни выполняли обрядовую, магическую роль. С помощью слова и действия человек заклинал природу и судьбу. Движение по кругу имитировало движение солнца, круговорот роста растений.

Читайте также:  Опоясывающий лишай лечение народная медицина

Лет 20-30 тому назад на Дальнем Востоке можно было наблюдать вождение хоровода «Стрела» вокруг кладбища после поминовения «родителей» и совместной трапезы односельчан в «Радуницу».

Когда-то игровые и хороводные песни входили в цикл весенне-летних календарных песен, но уже в XVI в. выделились из обрядовой поэзии и стали самостоятельным жанром. Со временем, и уже достаточно давно, функция этих песен изменилась, стала утилитарной, так как они помогали общению молодежи. В старой русской деревне это была единственная форма развлечения, дающая возможность для знакомств и завязывания брачных связей. Исследователи рассматривают их то как песни обрядовые, то как внеобрядовые лирические, ибо они находятся где-то на грани между теми и другими.

Обычно они исполнялись молодежью. Игры и хороводы устраивались в весенние праздники на лугу, а зимой в больших избах на «вечёрках» – увеселительных собраниях молодежи. Во время весенних хороводных гуляний и игр молодые люди знакомились, присматривались друг к другу. В играх обнаруживались симпатии парней и девушек.

Многие игры имели «поцелуйную» концовку, которая давала возможность молодежи проявить свои чувства. Примером такой песни может служить «Дрема», весьма популярная на Дальнем Востоке в начале XX в. и вплоть до войны. Сюжет песни был связан с игрой, которая заключалась в следующем. Посреди избы на стул усаживали девушку, изображавшую «Дрему». Хоровод ходил вокруг нее и пел, повторяя дважды каждую строку:

Сидит Дрема, сидит Дрема

Сидит Дрема, сама дремлет, сама спит.

Вставай, Дрема, вставай, Дрема,

Вставай, Дрема, в хоровод, в хоровод.

Далее Дреме предлагается выйти на народ, выбирать себе, «кого хошь», сажать на коленочки себе и целовать. Дрема выбирала того парня, который ей нравился. Далее все повторялось, но с другой парой. Песня была очень удобна для того, чтобы девушка, не уронив своего достоинства, могла показать свою симпатию к парню. Близка к этой песне «Со вьюном я хожу» – тоже очень популярная песня о выборе жениха, заканчивающаяся поцелуем.

Игровые песни очень просты по композиции. В большинстве из них дается последовательное описание действий, которые выполняют играющие. Чаще всего песню исполняет хор. Используется и форма диалога хора и разыгрывающего сцену, например, при игре «В костыль». Темп исполнения игровых песен довольно быстрый.

Формы разыгрывания хороводно-игровых песен могут быть различными. Наиболее распространенный вариант, когда в кругу находится один человек и под пение хоровода разыгрывает содержание песни. В кругу могут находиться два человека, которые разыгрывают, иллюстрируют содержание песни. Иногда в разыгрывании песни участвует весь хоровод. Хоровод может разделиться на две партии играющих (два полухора) и под пение песни двигаться навстречу друг другу (например, в песнях «А мы просо сеяли» и «Бояре, а мы к вам пришли»).

Большое распространение в народе имели собственно хороводные песни на любовную, семейную тематику, шуточные и сатирические. Их содержание не разыгрывалось. Чаще всего любовные песни исполнялись от имени девушек. В них выражались мечты о любви и счастливом браке с «ровнюшкой». Были песни и от имени «добра молодца» – неженатого парня, который размышляет о том, кто будет его суженой («Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке»).

В хороводах разрешалось принимать участие не только девушкам, но и «молодкам» – молодым женщинам. Поэтому совершенно естественно, что темой многих хороводных песен стали семейные отношения «молодки» с мужем и членами его семьи. Чаще в песнях показывается, что отношения в семье складываются трудно, «молодка» не может угодить свекрови, свекру, деверьям и золовкам. Ее все бранят, и только муж заступается за нее.

Часто в песнях шуточных и сатирических изображаются строптивые «молодки» и жены, не подчиняющиеся приказам мужа и его родителей. Частый мотив – молодая жена без разрешения уходит в хоровод, ее зовут домой поочередно все домочадцы, но она не идет домой, не слушает.

Сущность семейных хороводных и хороводно-игровых песен точно определил В.Я. Пропп: «Семейные хороводные и игровые песни по своим темам мало чем отличаются от песен проголосных: в них отражается та же семейная жизнь и те же неблагополучные семейные отношения. Но тон их совершенно иной. То, что в голосовых песнях показано с трагической стороны, здесь показано со стороны комической. Трагедия превращается в веселый фарс. Это – один из способов преодоления невзгод. Трагический герой или трагическая героиня протяжных песен здесь стряхивают с себя горе и выходят из борьбы победителями».

В хороводных песнях используются, как и в традиционных лирических, такие композиционные формы, как монолог, диалог и повествование. Примером монологического построения является песня «Я по сеням шла», «Я пойду ли, молодешенька». В форме диалога построена хороводная песня «Ой, мы просо сеяли, сеяли». Сюжетно-повествовательной с введением монолога является песня «Вдоль да по речке».

Для хороводных песен характерно двухчленное и трехчленное построение. Примером трехчленного построения может служить та же песня «Вдоль да по речке». В каждой из трех частей вначале повествуется о том, что молодец идет возле речки и разговаривает со своими кудрями: кому они достанутся, кто их будет расчесывать. В первой части говорится о том, что кудри доставались «старой бабушке чесать». «Она их не чешет, она их не гладит, Только волосы дерет».

Во второй части кудри достаются молодой вдове, которая тоже их дерет. Третья часть противопоставляется двум первым:

Доставались кудри, доставались русы

Красной девушке чесать.

Она их и чешет, она их и гладит, –

Волос к волосу кладет.

Поэтический стиль игровых и хороводных песен в основном таков же, как и стиль протяжных лирических песен. В них используются постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица, русы кудри, зеленый луг, высокий терем и т.д.). Часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (матушка, батюшка, дубравушка, перинушка, травушка, муравушка и др.).

Плясовые песни отличаются от всех других более быстрым темпом исполнения, четким ритмом. По своей тематике и эмоциональному тону они близки к игровым и хороводным песням. Встречается много плясовых песен шуточного и сатирического характера, например, «Дуня-тонкопряха». В плясовых песнях нередко имеются припевы: «Ой, калина, ой, малина», «То-то люли, то-то люли, то-то люшеньки мои» и др.

Источник

Правильные рекомендации