Особенности русских народных песен краткое содержание

Особенности русских народных песен краткое содержание

О лицее

Особенности русской народной песни

Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Прач, придворный композитор и собиратель народных песен, в предисловии к «Собранию русских народных песен» (1790), говорит, что композитор Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, «чтобы они были случайным творением простых людей, но полагал их произведением искусных музыкальных сочинителей».

Народная песня – музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня – одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным фольклором.

Народную песню отличает богатство жанров (разновидностей), различных по происхождению, характеру и значению в народной жизни. Существенная черта большинства жанров народной песни – непосредственная связь её с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие,

обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества – колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, игровые календарные и т. п.), а также хороводные, игровые, плясовые, песни-былины, исторические народные песни.

Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев. Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая разновидность общества имеет свою песенную лирику.

Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот. Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс. Можно отметить вариантность народной песни: на один текст создавались разные мелодии, а на одну мелодию можно встретить разные тексты.

Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Народная песня занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Особенности русской народной песни.

1. Исполнение без музыкального сопровождения – а капелла.

2. Начинал песню кто-то один (запевала), затем постепенно присоединялись другие голоса.

3. В народных песнях много распевов, поэтому большинство р.н.п. протяжные,

4. В мелодиях р.н.п. часто встречаются остановки на долгих звуках, что создаёт ощущение устойчивости музыки, неторопливости.

5. Для р.н.п. характерно вариационное развитие от куплета к куплету, что тоже украшает музыку, придаёт богатство её звучанию.

Вспомним: Вариации – такое построение музыки, при котором одна и та же тема (мелодия), повторяясь, звучит несколько раз, но каждый раз по-разному.

Слушаем русскую народную песню «Вниз по матушке, по Волге». В ней встречаются все выше перечисленные особенности.

Вниз по матушке по Во… по Волге,

По широкому раздолью,

По широкому раздолью, эх раздолью

Поднималась непого… погода.

Немалая, волно… волновая.

Ничего в волнах не видно, не видно

Только видно, только слышно, только слышно

Только видно, только слышно, слышно

Одна лодочка чернеет,

Только паруса белеют.

Вопросы для проверки :

1. Перечисли разновидности народных песен, которые ты знаешь.

2. Умей рассказать об особенностях русской народной песни.

Источник

История русской народной песни

Истоки возникновения русской песни

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

Источник

Историческая справка

Сделав краткий экскурс в историю, легко понять, что истоки народного песенного творчества русского народа уходят своими корнями глубоко в недра истории многонационального государства российского. Зарождение светского, а значит и народного, пения непосредственно связано с церковными песнопениями периода теократии еще царской эпохи.

На фоне уважаемых властью и обществом религиозных гимнов и псалмов шуточные и лирические песни считались чем-то порочным, однако, постепенно бытовой фольклор прочно занял свою нишу в культурном наследии страны. Старорусские былины также легли в основу музыкального творчества славян. В некоторой форме данью памяти церковному созиданию тех лет и по сей день остаются вокальные произведения народного жанра, именуемые духовными стихами.

Впоследствии немалое значение для развития фольклорной музыки имели социально-политические перемены в стране. Так, народное песенное творчество заметно расширилось и укрепилось в периоды правления императора Петра Первого и его дочери императрицы Елизаветы.

В сообщении о народных песнях стоит указать, что в послереволюционной России баллады, связанные с трудом, которых было немало среди фольклорных образцов, были в почете. Лирические же произведения подвергались гонениями наравне с романсами.

Как и при Петре, так и в годы Великой Отечественной войны львиная доля творений народного авторства была посвящена теме родины, патриотизма, любви к родной природе и вере в победу. Немалая часть песен тех времен, дошедших до наших дней, и, бережно и трепетно исполняемых потомками в праздник Победы, является творчеством неизвестного автора. Эти произведения без преувеличения можно назвать вечными, так как они не утрачивают своей душевности, мелодичности и глубочайшего смысла сквозь десятилетия, что стоит учесть в докладе на тему «песня».

В послевоенные годы на Руси с особой силой возрождалась любовь к национальному искусству, ведь это огромная часть русской культуры, укрепляющая народное самосознание, которая способна сплотить людей и в горе и в радости. В то время огромный вклад в становление отечественного музыкального фольклора внес Митрофан Пятницкий, который буквально по крупицам собрал сильнейший хор и ценнейшие текстовые и нотные материалы и их обработки, литературу для образования культового вокально — хорового коллектива в стране.

Читайте также:  Развитие древнерусской культуры устное народное творчество литература

Жанровое разнообразие

Сообщение о народной песне, безусловно, не может быть полным без указания и разграничения стилевых особенностей образцов вокальных фольклорных произведений. Наверное, нигде более не сыскать такой богатой и многогранной палитры жанров, как в русском пении.

Исторически фольклорное творчество имеет в своей основе два монументальных пласта — труд и праздник, ведь именно эти два занятия в сущности и составляли быт простого крестьянского народа, в жизни которого и зародилась русская песенная традиция как таковая.

Праздники у крестьян были календарными и семейными. Соответственно, творчество народа в части вокализации было связано с посевом и уборкой урожая, Рождеством Христовым, проводами зимы и встречей весны, свадьбами, похоронами и рождением детей.

Таким образом, бытовой музыкально-песенный фольклор включает такие разновидности песен:

В докладе на тему русских народных песен нельзя обойти вниманием и жанровое деление бытовых образцов вокального творчества. В основе классификации лежали значимые события в жизни человека.

Песни подразделялись на:

Семейные песнопения были связаны с биологическими периодами жизни человека — рождением на свет, взрослением, замужеством. Обязательно такие события сопровождались специальными обрядами.

Так, молодая невеста раздавала ленты незамужним подругам, а тяжелобольным младенцам пели так называемые черные колыбельные, которые исцеляли ребенка от хвори.

В отдельную категорию в реферате стоит выделить казачьи и военные (солдатские) образцы народно-песенного фольклора. Сказочный и былинный эпос, рассказы о героях и богатырях также составляют самобытный пласт русского — народного творчества.

Трудовые песни классифицируются в зависимости от специфики рода деятельности их исполнителей и включают в себя бурлацкие, ямщицкие, рабочие, каторжные и другие вокальные произведения. Среди огромного числа образцов народного творчества существуют и специальные хороводные песни, в которых, благодаря простой, но слаженной хореографии и тому, что люди держатся за руки, сила русского духа проявляется в разы мощнее.

Знаменитые собиратели и исполнители

Огромный вклад в фольклорную составляющую отечественного культурного наследия внесли деятели искусства, которые собирали по всей необъятной стране тексты и напевы, ездили в музыкальные экспедиции по селам и деревням, ведь с течением времени мода меняется, а истинные образцы народной культуры порой можно восстановить только из уст деревенских бабушек.

Одним из выдающихся собирателей и исполнителей народных песен стал Митрофан Ефимович Пятницкий, основавший крестьянский хор из певцов — самородков, который, спустя годы, перешел в статус национального культурного достояния России — «Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого», появившийся в России в 1911 году и успешно существующий и гастролирующий по миру сегодня.

На становление и развитие народно — певческого творчества на Руси повлияла в немалой степени как большая территория, так и богатый национальный состав государства.

В связи с этим каждая область России имеет свои индивидуальные фольклорные особенности, что красочно отражается в разнообразии русских народных хоровых коллективов страны:

Несмотря на то что фольклорная песня является образцом «холодной» культуры, передаваемой поколениями и народами из уст в уста, в современном мире существует немало музыкальных коллективов, которые с гордостью продолжают национальные песенные традиции предков и достойно занимаются творчеством на народном поприще.

К числу талантливых молодых исполнителей в сообщении о народных песнях можно отнести Владимира и Марину Девятовых, Пелагею, Анну Пингину, многочисленные ансамблевые коллективы.

Из классических мэтров народной песни стоит упомянуть такие незыблемые имена, как Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Надежда Плевицкая, Александра Стрельченко, Людмила Рюмина, Надежда Бабкина, Надежда Кадышева.

Ежедневно по всей стране во имя идеи сохранения песенного фольклорного наследия трудятся тысячи преподавателей музыкальных вузов и школ, прививая любовь к народной песне, рассказывая о ней молодому поколению, и тем самым продлеваю жизнь прекрасному народному творчеству.

Культурное значение

Переоценить ту мощь, которую несет в себе для народа культура родной страны невозможно. Русская песня — это и народное самосознание и генетическая память поколений, информация об истории людей, которая приобрела облик музыкального произведения.

В сочинении на заданную тему стоит отметить, что помимо общекультурного национального значения, народное музыкальное творчество имеет важнейшее воспитательное значение для детей. Педагогами выделяется такая отдельная категория, как игровой фольклор. Многочисленные, передаваемые устно от поколения к поколению детские игры с элементами народной песни, являются воспитательным и развивающим всесторонне методом нестандартного обучения, которые способствуют формированию гармонично развитой личности человека.

Доклад на тему «русские народные песни» не будет полным без литературного анализа текста. Наглядно рассказать о символике и значении песен фольклорного образца может на своем примере произведение «Любо, братцы, любо». По своей жанровой характеристике это казачья песня. Само построение названия произведения уже говорит о единении исполнителя со слушателями, причем используется такая степень родства, как «братцы», что в целом характерно для фольклорного направления.

В целом особенностью произведений вокального фольклорного жанра является особый язык с использованием архаизмов: «девица», «писаный», «любы ты мне», «травушка-муравушка», «конь вороной», «очи ясные», «лучинушка».

Произведения для голоса на национальной основе отличаются прекрасным мелодизмом, трогающим душу слушателя и самого исполнителя, оставляют неповторимый след в душе любого человека, который так или иначе имел взаимодействие с родной песней.

Таким образом, национальное песенно-вокальное творчество представляет собой особую сферу отечественного искусства и являет собой богатейшую часть творческого и культурного наследия России.

Помимо эстетического удовольствия, от концертов образцовых хоровых коллективов и задушевного застольного семейного пения, этот жанр несет в себе силу и творческое достояние целых поколений, красоту менталитета, размах и ширину русской души.

Знакомство с русским песенным фольклором крайне важно для развития молодого поколения и сохранения традиций и самосознания страны на долгие годы.

Источник

Русская песня, ее особенности и жанры. Примеры. Авторы хоровых обработок русских народных песен.

Русская народная песня – песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. Ее особенности:

1. Исполнение без музыкального сопровождения.

2. Начинает песню запевала, затем постепенно присоединяются другие голоса. Существенную особенность хорового пения составляют подголоски. Народному пению свойственны приблизительно следующие гармонические сочетания: квинты, даже параллельные, которые в пении не производят неприятного впечатления; параллельные терции, которые заканчиваются в кадансе или полукадансе октавой или пустой квинтой; унисоны или октавы.

3. Протяжность, распевность, широкая мелодика, диатонизм. Мелодия строится в пределах сексты, никогда не впадает в VII ступень октавного звукоряда. Преобладающее движение – нисходящее, причем наиболее употребительны ходы: а) последовательные, гаммообразные, в пределах кварты или квинты, б) квартами и квинтами, пустыми и заполненными терцией.

4. Частые остановки на долгих звуках.

5. Вариационное развитие.

1. Русский песенный эпос (былины, баллады, исторические песни)

2. Календарные обрядовые песни (поздравительные зимние; летние, весенние)

3. Семейные обрядовые песни (обряды рождения и пестования, плачи и причитания, свадебные обряды, колыбельная песня).

4. Традиционные лирические песни.

6. Отходнические песни (бурлацкие; чумацкие; ямщицкие; солдатские; рабочие)

7. Удалые песни (разбойничьи; каторги и ссылки, тюремные).

8. Шуточные, сатирические, частушки, припевки, страдания.

9. Песни литературного происхождения.

10. Казачий воинский репертуар.

11. Жанровые песни, связанные с хореографией (хороводные; игровые; песни и инструментальные наигрыши, сопровождающие пляску, поздние танцы.)

Читайте также:  Русские народные заклички песни названия

Авторы хоровых обработок: В. Соколов, А. Свешников, В. Агафонников, А. Александров, А. Гречанинов, В. Калистратов, Н. Римский-Корсаков, В. Самарин, П. Чесноков.

Р. Шуман.Интеллектуал и эстет, в своей музыке Шуман больше, чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу романтизма. Его ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм и структур, по его мнению, слишком ограниченных. Творчество Шумана бросало вызов духовной убогости Германии, звало в мир высокой человечности. Шуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме. Его произведения тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики.

В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросшая у Шумана роль фортепьянного сопровождения даёт богатое очерчивание образа и нередко досказывает смысл песен. Наиболее популярный из его вокальных циклов — «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне. Он состоит из 16 песен, в частности, «О, если б цветы угадали», или «Слышу песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл — «Любовь и жизнь женщины». Разнообразные по смыслу песни входят в циклы «Мирты», «Вокруг песен». В вокальных балладах и песнях-сценах Шуман затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражданской лирики Шумана — баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне). Некоторые песни Шумана — это простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне.

В оратории «Рай и Пэре» (1843, на сюжет одной из частей «восточного» романа «Лалла Рук» Т. Мура), равно как в «Сценах из Фауста» (1844—1853, по И. В. Гёте), Шуман близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная законченная опера Шумана «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849).

Среди сочинений – оратории «»Рай» и «Пери», «Странствие розы»; «Реквием по Миньоне»; баллады «Проклятие певца», «О паже и королевской дочери» и др.; месса, реквием, «Ночная песня», «Новогодняя песня», «Праздничная увертюра» и др.; хоры а капелла мужские (16), смешанные (около 30), 4 2-хорные песни, хоры с сопровождением. Содержанием хоров Шумана является любовная лирика, образы природы, иногда философское раздумье, юмор. В них, как и в романсах, композитор следует за интонацией и ритмом стиха, передает особенности поэтического облика авторов текстов (Гёте, Бёрнса, немецких романтиков). Большей частью это хоровые миниатюры гомофонно-гармонического склада (изредка имитации), с выразительной мелодией и разнообразной ритмикой, простой, нередко куплетной формы. Голоса используются удобно, иногда применяется пение солистов, ансамбля, чередующихся с тутти, дивизи в средних голосах (реже в басу). В вокально-симфонических произведениях Шуман, помимо унисонного и гармонического изложения, применяет полифонию (Рай и Пери, реквием и др.). Особой популярностью пользуются « Цыгане» (для небольшого хора с фп. и тамбурина с треугольником по желанию), «На Боденском озере», «Ночная тишина», «Доброй ночи», а также переложение пьесы Грезы из «Альбома для юношества», пьесы «Вечерняя звезда» из «Альбома песен для юношества» (перелож. неизв. автора с присочиненным продолжением).

Ф. Шуберт. В области песни Шуберт стал преемником Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр обрёл художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки.

Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». В этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также сборник «Лебединая песня», многие песни из которого приобрели всемирную известность.

Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался также в фортепьянной музыке. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В камерной и симфонической музыке — струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Незавершённой симфонии» си минор — Шуберт является продолжателем Бетховена.

Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор.

Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея» Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский» Франсуа Адриана Буальдьё, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини прельщали его.

В 4 симфониях композитора (так называемая «Весенняя», 1841; Вторая, 1845—1846; так называемая «Рейнская», 1850; Четвёртая, 1841—1851) преобладают светлые, жизнерадостные настроения.

Среди соч. 6 месс, Немецкая месса; кантата «Победная песнь», «Мириам»; хоры из музыки к Розамунде, больше 100 хоров и вокальных ансамблей для смешанного хора, мужских и женских голосов а капелла и с сопровождением (кантаты, гимны, псалмы, «Стабат матер» и др.). Ранние мессы Соль мажор, Си-бемоль мажор и др. отличаются характерной песенностыо; в мессе Ми-бемоль мажор, более монументальной, имеются трагические интонации, свойственные последним романсам композитора. Некоторые мужские хоры по масштабам приближаются к кантатам. Хоры Шуберта преимущественно гармонического склада, близки бытовой музыке, имеются хоровые переложения (различных авторов) ряда произведений Шуберта.

2 раза

К.М. Вебер– немецкий композитор, дирижер, пианист, музыкант, руководил оперным хором. Среди сочинений 9 кантат, 5 месс, хоры в операх «Вольный стрелок», «Эврианта», «Оберон» и др., мужские хоры в сборнике «Лира и меч», смешанные цыганские хоры из музыки к драме А. Вольфа «Прециоза» (наиболее известный из них «В лесу»); мужские хоры а капелла Хоры Вагнера близки немецким бытовым ансамблям с их гармонией, многоголосием, куплетностью; в мужских голосах часто применяются дивизи, используются также неполные составы смешанного хора; встречаются (в операх) 2-хорные эпизоды. Один из первых дирижеров-профессионалов, Вагнер оставил след в развитии дирижерского искусства: рассадил оркестр по группам, дирижировал палочкой.

Ф. Мендельсон. Немецкий композитор, дирижер, пианист, общественный деятель. Мальчиком пел в берлинской Певческой академии. Впервые после смерти Баха исполнил его «Страсти по Матфею», чем положил начало концертному возрождению творчества великого композитора. В концертах Мендельсон пропагандировал, в частности, музыку старых мастеров — Палестрины, Лассо, Генделя и др. Среди сочинений с хором оратории «Павел», «Илья»; симфония-кантата «Хвалебная песнь», баллада на текст Гёте «Первая Вальпургиева ночь», музыка к «Сну в летнюю ночь», «Антигоне», «Эдипу в Колоне» и др., гимны, псалмы, кантаты, мотеты, оперы «Лорелея» и «Возвращение на родину», хоры а капелла для мужских (21) и смешанных (28) голосов (наиболее популярны «Прощание с лесом», «Охотничья песня», «Предчувствие весны», «Ранняя весна» и др.). Хоры, как правило, четырехголосны, они характерны мелодичностью (связанной с народной песенностью), простотой гармонии, стройностью формы, преимущественно гармонической фактурой; эпизодически встречаются имитации («Песня жаворонка» в форме канона), противопоставление женских и мужских составов. За немногим исключением используется удобный диапазон голосов.

Ф. Лист –венгерский композитор, пианист, дирижер, педагог, общественный деятель. Жил и работал в Париже, Веймаре, Риме, Будапеште; концертировал во многих странах (трижды в России). Среди сочинений для хора и оркестра – оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», «Станислав»; «Гранская месса», «Венгерская коронационная месса»; кантаты (в т. ч. к юбилеям Бетховена, Гёте, Гердера); псалмы, реквием для мужских голосов с органом и др.; хоры к Освобожденному Прометею Гердера (наиболее известный — хор тритонов, отличающийся яркой изобразительностью, красочной гармонией, характерной для Л.); Рабочий хор (Гимн труду) для соло баса, смешанны голосов и фортепиано; мужские хоры: «Четыре стихии» (Земля, Ветры, Волны, Звезды), «Песнь единения»; квартеты для мужских голосов и т. д. Хор участвует в симфонии «Данте» (женский) и «Фауст-симфонии».

Читайте также:  Устное народное творчество волшебные предметы сказочные превращения

Фридерик Шопен— польский композитор, пианист. Первоначальное музыкальное образование получил у В. Живного, затем обучался под руководством Ю. Эльснера в Высшей музыкальной школе в Варшаве. На формирование мировоззрения композитора оказали влияние борьба за независимость Польши (восстание под руководством Т. Костюшко в 1794, в котором принимал участие отец композитора — Николай Шопен, выходец из Франции), а также идеи польского литературного романтизма. Рано проявившаяся гениальность композитора и пианиста развивалась в творчески насыщенной атмосфере предреволюционной Варшавы, где Шопен усваивал опыт польских композиторов и венской классической школы. В ранних произведениях органично использованы обработки народных мелодий (Большая фантазия на польские темы B-dur для фортепиано с оркестром), освоены жанры фортепианных миниатюр, а также крупные формы (соната для фортепиано № 1, фортепианное трио). Вершины раннего периода — 2 концерта для фортепиано с оркестром. Шопен-виртуоз получил признание в Вене, где выступал с концертами в 1829 и 1830–31. После поражения польского восстания (1830–31) Шопен, связанный с участниками восстания, не смог вернуться на родину и остался до конца жизни в Париже, куда прибыл осенью 1831. Париж обогатил его новыми впечатлениями литературной, художественной и музыкальной жизни (знакомство с Г. Гейне, Ж. Санд, А. Мюссе, О. Бальзаком, Э. Делакруа, В. Беллини, Г. Берлиозом, Ф. Листом, Ф. Мендельсоном и др.). Отказавшись от карьеры виртуоза (Шопен много выступал в открытых концертах только в первые годы жизни в Париже), он сосредоточил свои поиски в области композиторского творчества, создав в 1830–40-х гг. выдающиеся произведения в различных жанрах фортепианной музыки. Их объединяет тема Родины, приобретающая то героико-драматический и трагедийный характер (этюд № 12, прелюдии a-moll и d-moll, скерцо № 1, баллада № 1, соната b-moll с траурным маршем, полонезы es-moll, fis-moll), то глубоко лирический (ноктюрны, мазурки), народно-жанровый (мазурки) или торжественно-триумфальный (полонезы A-dur, As-dur). В произведениях 1840-х гг. эти образы находят гармоничное единение (фантазия f-moll, соната h-moll и др.).

В 1835 и 1836 Шопен выезжал в Германию, в 1837 — в Лондон. Зиму 1838–39 провёл на острове Майорка (Испания). В последние годы жизнь Шопена осложнилась необеспеченным материальным положением, разрывом с Ж. Санд и тяжёлой болезнью. После кончины Шопена его сердце (по желанию композитора) было перевезено на родину, в Желязову-Волю.

Глубоко национальное и подлинно народное творчество Шопена – уникальное явление в истории музыки. Шопен в своих сочинениях развивал принципы бетховенского симфонического метода, а также (в миниатюрах) баховских импровизационных форм. В то же время его произведения отличает моцартовское совершенство пропорций. Мелодика Шопена соединила вокальность и инструментальность, песенность и танцевальность, кантиленное и речевое начала, претворила характерные черты польского народного мелоса и итальянского оперного бельканто. В ладово-гармонической сфере опора на диатонические лады соединилась с утончённой хроматикой, ладовая переменность — с развитой модуляционной (в т. ч. и энгармонической) техникой. Фортепианный стиль Шопена отличается мелодизмом, гибкостью и пластичностью, сочетанием крупного штриха с тончайшей отделкой деталей. Влияние разнообразнейших жанровых связей Шопена сказалось на всех выразительных средствах (в т. ч. и на ритмике). Жанры и формы фортепианного творчества Шопена обобщают важнейшие тенденции музыкального романтизма. Равнозначное место занимают у Шопена и миниатюра, и крупная форма. Он возродил на романтической основе жанр прелюдии, создал образцы концертного этюда, облёк в классически совершенную форму жанры ноктюрна и экспромта, а также опоэтизированных и драматизированных танцевальных жанров — мазурки, полонеза, вальса. Явился создателем жанра инструментальной баллады, черты которой проникли во многие его сочинения, превратил в самостоятельный жанр скерцо, создал замечательный образец романтической фантазии. Сочинения: Для фортепиано с оркестром — 2 концерта, вариации, рондо, фантазия, Andante spianato и полонез; камерно-инструментальные ансамбли — соната для виолончели и фортепиано, интродукция и полонез для фортепиано и виолончели, фортепианное трио и др.; для фортепиано — 3 сонаты, фантазия, 4 баллады, 4 скерцо, 4 экспромта, 21 ноктюрн, 4 рондо, 27 этюдов, 17 вальсов, около 60 мазурок, 16 полонезов, 25 прелюдий, тарантелла, болеро, 3 экоссеза, баркарола, колыбельная, несколько циклов вариаций и др.; 19 песен для голоса с фортепиано.

Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер, осно­воположник норвежской классической музыки; руководил хором. Сочинения с участием хо­ра: неоконченная опера «Улаф Трюгвасон», от­личающаяся широко развитыми хоровыми сценами ораториального плана; кантата «Возвращение на родину» для баритона, мужского хора и оркестра; сцена «У врат монастыря» для сопрано, альта, женского хора и оркестра; сборник произведений для мужского хора (или двойного квартета) а капелла с солистами, включающий 12 свободных об­работок норвежски народных песен; 4 псалма для смешанного хора а капелла и баритона (на темы старинных народных мелодий); много неиздан­ных мужских хоров, В хоровых сочинениях Григ ча­сто следует традициям любительского пения, распространенного в Сканди­навии (преимущественно мужской состав, выде­ление сольной партии, чаще всего ба­ритона, камерность). Хоровая фактура сочинений Грига красочна и разнообразна: унисонысменяются полнозвучными ак­кордами; применяется полифония, сочетание со­листа и аккомпанирующего хора; в танцевальных и шуточных песнях используется звукоподражание (юмореска Киса в барабан бьет). Обработанные Григом народные песни технически трудны. Имеются хоровые переложеня сочинений, сделанные Климовым (Норвежек, танец), Егоро­вым (Весна, Песня Сольвейг) и др.

Дж. Верди – итальянский композитор, дирижер, общественный деятель. В его оперном творчестве хоры занимают видное место, использование их разнообразно: хоровые песни в народном духе («Набукко», «Ломбардцы»), хоровые сцены, изображающие «кипение народных масс» («Битва при Леньяно», «Сицилийская вечерня»); хоры, обрисовывающие ситуацию («Риголетто», «Трубадур», «Дон Карлос», «Аида» и др.) и декоративного значения («Двое Фоскари» — баркарола, «Сила судьбы» — ратаплан, «Отелло» — хор «Пламя пылает»). Хоровая фактура у В. разнообразна — от унисона до 3-хорного изложения (финал II д. Аиды); хоры вокально удобны, нередко представляют собой законченные номера, отсюда — возможность их исполнения в концертах. Хоровые сочинения а капелла: «Аве Мария», «Хвала Деве Марии»; смешанный хор с оркестром: «Стабат матер», «Те деум» (двойной хор). «Реквием» Верди для солистов, хора и оркестра – одно из ярчайших произведений этого жанра в мировой музыкальной литературе.

Дж. Верди. Хор евреев из оперы «Набукко»

Французские композиторы:Шарль Адан, Гектор Берлиоз, Жорж Бизе, Шарль Франсуа Гуно, Луи Клод Дакен, Шарль Данкля, Клод Дебюсси, Лео Делиб, Рудольф Крейцер, Франсуа Куперен, Эдуард Лало, Жан-Батист Люлли, Жюль Массне, Жак Оффенбах, Франсис Пуленк, Морис Равель, Жан-Филипп Рамо,Камиль Сен-Санс, Габриэль Форе, Эрнест Шоссон.

Немецкие композиторы: И.С. Бах, В.Ф. Бах, Иоганн Кристиан Бах, Карл Филипп Эммануил Бах, Г.Ф. Гендель, К.В. Глюк, Л. Бетховен, Иоганнес Брамс, Макс Брух, Рихард Вагнер, Карл Мария фон Вебер, Джакомо Мейербер, Феликс Мендельсон, Карл Орф, Георг Филипп Телеман, Ганс Сакс, Пауль Хиндемит, Людвиг Шпор, Рихард Штраус, Роберт Шуман, Генрих Шютц.

Дата добавления: 2015-09-10 ; просмотров: 173 | Нарушение авторских прав

Источник

Правильные рекомендации