Особенности русских народных песен таблица

Особенности русских народных песен таблица

О лицее

Особенности русской народной песни

Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Прач, придворный композитор и собиратель народных песен, в предисловии к «Собранию русских народных песен» (1790), говорит, что композитор Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, «чтобы они были случайным творением простых людей, но полагал их произведением искусных музыкальных сочинителей».

Народная песня – музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня – одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным фольклором.

Народную песню отличает богатство жанров (разновидностей), различных по происхождению, характеру и значению в народной жизни. Существенная черта большинства жанров народной песни – непосредственная связь её с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие,

обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества – колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, игровые календарные и т. п.), а также хороводные, игровые, плясовые, песни-былины, исторические народные песни.

Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев. Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая разновидность общества имеет свою песенную лирику.

Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот. Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс. Можно отметить вариантность народной песни: на один текст создавались разные мелодии, а на одну мелодию можно встретить разные тексты.

Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Народная песня занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Особенности русской народной песни.

1. Исполнение без музыкального сопровождения – а капелла.

2. Начинал песню кто-то один (запевала), затем постепенно присоединялись другие голоса.

3. В народных песнях много распевов, поэтому большинство р.н.п. протяжные,

4. В мелодиях р.н.п. часто встречаются остановки на долгих звуках, что создаёт ощущение устойчивости музыки, неторопливости.

5. Для р.н.п. характерно вариационное развитие от куплета к куплету, что тоже украшает музыку, придаёт богатство её звучанию.

Вспомним: Вариации – такое построение музыки, при котором одна и та же тема (мелодия), повторяясь, звучит несколько раз, но каждый раз по-разному.

Слушаем русскую народную песню «Вниз по матушке, по Волге». В ней встречаются все выше перечисленные особенности.

Вниз по матушке по Во… по Волге,

По широкому раздолью,

По широкому раздолью, эх раздолью

Поднималась непого… погода.

Немалая, волно… волновая.

Ничего в волнах не видно, не видно

Только видно, только слышно, только слышно

Только видно, только слышно, слышно

Одна лодочка чернеет,

Только паруса белеют.

Вопросы для проверки :

1. Перечисли разновидности народных песен, которые ты знаешь.

2. Умей рассказать об особенностях русской народной песни.

Источник

Особенности русских народных песен таблица

Вокальная музыка. Русская народная песня.

1.Жанры русской народной песни

Если вдуматься в смысл таких выражений, как «Вся Рос­ сия просится в песню», «С песней на Руси родились», «С доброй песней и жизнь хороша», то становится очевид­ным, что жизнь русского человека немыслима без песни.

Появление разнохарактерных песенных жанров, отличающихся своим эмоциональным содержанием и поэтическими образами, обусловлено связью песенного творчества славян с различными видами земледельческого труда и различными сторонами общественного быта. Старинные народные обычаи, обряды и сопровождающие их песни дают представление и о миропонимании, верованиях народа.

хо­ роводную от лирической, протяжной.

календарные, лирические, игровые,шуточные,

хороводные, колыбельные, трудовые,

обрядовые, протяжные, исторические,

величальные, солдатские, частушки.

Послушай русские народные песни.

1. Определи, к какому жанру они принадлежат.

2.Что объединяет эти песни?

3.В чём особенность каждой песни?

По желанию спой русскую народную песню.

Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказы вала об их праздниках и буднях.

Ой, да не степной орёл
Подымается,
То речной бурлак
Разгуляется!

Не летай, орёл,
Низко ко земле,
Не гуляй, бурлак,
Близко к берегу!

Мелодия песни «Ах ты, степь широкая. » нетороп лива и величава.

Рассмотри картину И.Шишкина Среди долины ровныя

Всмотрись в эти картины. О чём они рассказывают?

Александр Блок писал: «Живопись учит смотреть и видеть (этот вещи разные и редко совпадающие)». Пейзаж становится не просто воссозданием реальности, но выражением мысли и мечтаний людей.

Б.Кустодиев «Голубой домик».

Эта картина олицетворяет жизненный круг человека. Здесь люди рождаются, влюбляются, воспитывают детей, стареют. Здесь их провожают в последний путь.

1.Музыку каких жанров можно услышать, глядя на эти картины?

В.Поленов Монастырь над рекой

1. Определи состав исполнителей, какой голос исполняет соло?

2. Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

3. Есть ли общее в песнях «Ах ты, степь широкая. » и

«Ве­ черний звон»? В чём оно проявляется?

4. Какие ещё народные песни ты знаешь? О чём они?

Источник

Жанры народных песен

Народные песни – это целый пласт культуры, очень многогранный, обширный. В песнях – вся жизнь народа, от рождения человека до его смерти. И нет такой области, где не звучала бы песня.

Обрядово-календарные песни

Это те песни, которые сопровождали крестьянский быт на протяжении всего года. Они связаны с земледельческим трудом – пахотой, сеянием, сбором урожая, жатвой и т. д. Все они сопровождались обрядовыми песнями. Прославления богов солнца, ветра, дождя, призывы весны или тепла, усмирения злых ветров и морозов. Перейдя из языческой Руси, песни адаптировались к христианской культуре и сохранились до наших дней. Купальские, масленичные, русальные – все они отражают календарный цикл и почти всегда связаны с земледельческими работами.

Сюда же можно отнести хороводы, ибо кроме социального (с целью познакомиться и найти будущую пару), хороводы несли сакральный смысл – призвать весну или лето. Хороводы – забава только для незамужних девиц, но бывало, что и молодухи (бездетные девушки, недавно вышедшие замуж) шли гулять и водить хоровод с подругами. Правда, только при условии, что им разрешал муж. Парни по большей части наблюдали за хороводами, девицы же их затаскивали и вовлекали в действо.

Праздничные песни

Семейно-обрядовые

Это своего рода оповещение о каком-то событии в семье – рождение ребенка, крестины, именины, свадьба, похороны. Песни несли магический смысл – они защищали и оберегали того, кому она посвящалась. Своего рода молитва.

Свадебные песни

Многоактовое театрализованное действо, где каждый акт сопровождался песнями:

• сватовство,
• смотрины,
• рукобитье,
• плач невесты,
• девичник,
• выкуп невесты,
• венчание,
• свадебный пир.

Похоронные песни

Рекрутовые песни

Провожая парня в армию, пели песни, по характеру напоминающие похоронные. Ведь служба длилась пожизненно, лишь при Петре III сократилась до 25 лет и вероятность, что родители больше не увидят сына, была очень высока. Правда, брали не всех подряд, а 1-2 мужчин с поселения, но это событие для конкретной семьи было довольно трагичным, что отражалось в песнях.

Читайте также:  Шоколадница цветок фото народные название

Материнский и детский фольклор

Это колыбельные песни и все те, которые мать поет ребенку, играя с ним – потешки, прибаутки, пестушки. Вспомните хотя бы «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки». Подросшие дети вскоре сами начинали петь какие-нибудь простые песенки, сопровождая ими детские игры с родителями, родственниками и сверстниками на улице. Игровые песни – обязательная часть взросления младенца и отрока.

Лирические песни

Частушки

Как сохранялись народные песни?

В старину песни, разумеется, не записывали. Они по памяти передавались из поколения в поколение. Если девушку выдавали замуж в другую местность, то не исключено, что она «брала с собой» свои песни, которые слышала от матери и бабушки. Таким образом, песни перемещались, развивались, а иногда и возрождались в другой форме. Поэтому одни и те же песни могли иметь разный текст и мелодию. Позже, с возникновением нотной записи и профессиональной музыки, стали появляться так называемые «собиратели» русской народной песни. Они ездили по деревням и селениям, искали пожилых певуний (иногда их называли «песнехорками») и просили спеть песни, которые звучали в их молодости. А еще лучше – во времена их бабушек. Мелодии нотами по слуху записывались в тетради, и после этих фольклорных экспедиций появлялись сборники русских народных песен. Такими собирателями были Лядов, Римский-Корсаков, Глинка и другие ценители русской песни.
Позже, когда появились звукозаписывающие устройства, фольклорные экспедиции стали проходить куда более успешнее. И только благодаря самым первым собирателям, сохранилась русская песенная культура до наших дней, и мы знаем те песни, которые в старину пели наши предки.

Источник

Музыкальные особенности русской песни

Русская песня

Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Прач, в предисловии к «Собранию русских народных песен» (1 изд., 1790), говорит, что композитор Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, «чтобы они были случайным творением простых людей, но полагал оные произведением искусных музыкальных сочинителей». В наше время Рубинштейн, сильно опасавшийся за будущность европейской музыки, единственный залог возможного ее развития видел в том полном самобытных красот музыкальном фоне, какой представляет собой русская народная песня. Она одинаково нравится людям образованным и необразованным, музыкантам и не музыкантам. Ее обаяние обуславливается не одной только мелодией, но единением последней с текстом, особенностями ритма и многоголосного исполнения, а также присущим ей в известной степени юмором, который выражается в том, что веселое содержание иллюстрируется иногда минорной мелодией и т. п.

Музыкальные особенности русской песни

I. Музыкальные особенности русской песни. Русская песня распадается на великорусскую, малорусскую и белорусскую. Более всего изучена великорусская песня, которая, к тому же, представляет всего более разнообразия и научно-музыкального интереса. Она отличается большой характерностью и своеобразием строения, что объясняется, вероятно, наличностью в ней поэтическо-музыкальных влияний соседних с великорусами финских и тюркских племен (главным образом, татар). Малороссийские песни менее своеобразны с точки зрения западноевропейской музыки и ближе к последней в гармоническом и отчасти мелодическом отношениях; тем не менее, отличия великорусской песни от малороссийской и белорусской заключаются не в ритме и не в строении, а в употреблении некоторых интервалов, от которых нарушается диатонизм, свойственный великорусским песням. В малороссийских песнях есть склонность окрашивать, хроматизировать некоторые интервалы для большей выразительности, в чем иные (Сокальский) видят влияние азиатского Востока. Различия появляются в напевах более позднего времени. Более ранние и точнее записанные малороссийские песни в строении мелодий обнаруживают также диатоническую основу, наравне с великорусскими. Результаты исследования великорусской песни имеют, поэтому, большое значение и для малорусской, и для белорусской песен. Народная песня неразрывно состоит из двух элементов: слов (текста) и напева. Народ не знает так называемых «песен без слов»; он, прежде всего, придает значение словам, их запоминает, а по ним запечатлевается в его памяти и напев. Отдельно взятые слова или мелодия представляют только элементы песни, часто искаженные: текст, например, получает особый уклад во время пения и является совсем иным при простой передаче его без напева, потому что в последнем случае нередко пропускаются вставочные и добавочные слоги и слова (например, а, э, эх и т. п.), a пропуск таких частиц разрушает склад песни. Это последнее слово есть простонародный термин для означения песенной речи, подобно тому, каклад означает напев. Своеобразие, особый стиль русской песни были отмечены еще в XVIII столетии, и притом в сочинении иностранца: Штелин, в сочинении о музыке в России, говорит [Stдhlin, «Nachrichten von der Musik in Russland», в соч. «Haygold’s Beylagen zum Neuverдnderten Russland» (ч. 2, Рига, 1770).], что мелодия русского народа в основании своем остается всегда той же самой, свойственной стране, и не похожа ни на какую другую мелодию вне России. Ближайшее изучение строения русской народной музыки началось не раньше второй половины XIX столетия, потому что до тех пор не был собран материал в достаточном количестве.

Основное значение в выяснении склада русской народной музыки имеют следующие сочинения русских исследователей: князь Одоевский, «Об исконной великорусской музыке» (Бессонова «Калики перехожие», СПб., 1863); его же, «Русская и так называемая общая музыка» (в газете «Русский», №№ 11 и 12, 1866); Серов, «О великорусской песне и особенностях ее музыкального склада» (М., 1868); его же, «Музыка южнорусских песен» («Основа», 1861); его же, «Русская народная песня, как предмет науки» («Музыкальный Сезон», 1870); Ларош, «По поводу сборников украинских песен Рубца и Лисенко» («Голос», 1873, № 252); Ю. Н. Мельгунов, «Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями» (М., 1879); П. П. Сокальский, «Русская народная музыка» (Харьков, 1888; капитальнейшее исследование во всей литературе о русской песне); А. С. Фаминцын, «Древняя индокитайская гамма в Азии и Европе» (СПб., 1889); Н. М. Лопатин и В. П. Прокунин, «Сборник русских народных лирических песен» (М., 1889); «Опыт систематического свода лирических песен, с объяснением вариантов со стороны бытового и художественного их содержания»; Ю. Арнольд, «Теория древнерусского церковного и народного пения на основании аутентических трактатов и акустического анализа» (М., 1880); R. Westfall, «Metrik der Griechen» (1867); Dr. Arthur v. Oettingen, «Harmoniesystem in dualer Entwickelung» (Дерпт, 1866). Последние два сочинения исследуют, между прочим, вопрос о древнегреческих звукорядах, имеющий значение и для русской песни.

Музыкальные особенности русской песни могут быть рассматриваемы в отношениях мелодическом, гармоническом и ритмическом. Несмотря на доказанные или предполагаемые исследователями заимствования и влияния музыки других народностей (главным образом, финнов и восточных татар, киргиз), русская песня представляет особый, самостоятельный стиль; основной источник русской народной музыки не имеет никаких связей с Востоком, Азией, а носит чисто славянское происхождение. Самобытность ее обусловлена тем, что она — по преимуществу вокальная музыка; на ней сказался дух языка, представляющего наиболее ясное и полное выражение духовной жизни народа.

Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 27 ; Нарушение авторских прав

Источник

Русская песня, ее особенности и жанры. Примеры. Авторы хоровых обработок русских народных песен.

Русская народная песня – песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. Ее особенности:

1. Исполнение без музыкального сопровождения.

2. Начинает песню запевала, затем постепенно присоединяются другие голоса. Существенную особенность хорового пения составляют подголоски. Народному пению свойственны приблизительно следующие гармонические сочетания: квинты, даже параллельные, которые в пении не производят неприятного впечатления; параллельные терции, которые заканчиваются в кадансе или полукадансе октавой или пустой квинтой; унисоны или октавы.

3. Протяжность, распевность, широкая мелодика, диатонизм. Мелодия строится в пределах сексты, никогда не впадает в VII ступень октавного звукоряда. Преобладающее движение – нисходящее, причем наиболее употребительны ходы: а) последовательные, гаммообразные, в пределах кварты или квинты, б) квартами и квинтами, пустыми и заполненными терцией.

Читайте также:  Персонажи татарских народных сказок

4. Частые остановки на долгих звуках.

5. Вариационное развитие.

1. Русский песенный эпос (былины, баллады, исторические песни)

2. Календарные обрядовые песни (поздравительные зимние; летние, весенние)

3. Семейные обрядовые песни (обряды рождения и пестования, плачи и причитания, свадебные обряды, колыбельная песня).

4. Традиционные лирические песни.

6. Отходнические песни (бурлацкие; чумацкие; ямщицкие; солдатские; рабочие)

7. Удалые песни (разбойничьи; каторги и ссылки, тюремные).

8. Шуточные, сатирические, частушки, припевки, страдания.

9. Песни литературного происхождения.

10. Казачий воинский репертуар.

11. Жанровые песни, связанные с хореографией (хороводные; игровые; песни и инструментальные наигрыши, сопровождающие пляску, поздние танцы.)

Авторы хоровых обработок: В. Соколов, А. Свешников, В. Агафонников, А. Александров, А. Гречанинов, В. Калистратов, Н. Римский-Корсаков, В. Самарин, П. Чесноков.

Р. Шуман.Интеллектуал и эстет, в своей музыке Шуман больше, чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу романтизма. Его ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм и структур, по его мнению, слишком ограниченных. Творчество Шумана бросало вызов духовной убогости Германии, звало в мир высокой человечности. Шуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме. Его произведения тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики.

В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросшая у Шумана роль фортепьянного сопровождения даёт богатое очерчивание образа и нередко досказывает смысл песен. Наиболее популярный из его вокальных циклов — «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне. Он состоит из 16 песен, в частности, «О, если б цветы угадали», или «Слышу песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл — «Любовь и жизнь женщины». Разнообразные по смыслу песни входят в циклы «Мирты», «Вокруг песен». В вокальных балладах и песнях-сценах Шуман затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражданской лирики Шумана — баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне). Некоторые песни Шумана — это простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне.

В оратории «Рай и Пэре» (1843, на сюжет одной из частей «восточного» романа «Лалла Рук» Т. Мура), равно как в «Сценах из Фауста» (1844—1853, по И. В. Гёте), Шуман близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная законченная опера Шумана «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849).

Среди сочинений – оратории «»Рай» и «Пери», «Странствие розы»; «Реквием по Миньоне»; баллады «Проклятие певца», «О паже и королевской дочери» и др.; месса, реквием, «Ночная песня», «Новогодняя песня», «Праздничная увертюра» и др.; хоры а капелла мужские (16), смешанные (около 30), 4 2-хорные песни, хоры с сопровождением. Содержанием хоров Шумана является любовная лирика, образы природы, иногда философское раздумье, юмор. В них, как и в романсах, композитор следует за интонацией и ритмом стиха, передает особенности поэтического облика авторов текстов (Гёте, Бёрнса, немецких романтиков). Большей частью это хоровые миниатюры гомофонно-гармонического склада (изредка имитации), с выразительной мелодией и разнообразной ритмикой, простой, нередко куплетной формы. Голоса используются удобно, иногда применяется пение солистов, ансамбля, чередующихся с тутти, дивизи в средних голосах (реже в басу). В вокально-симфонических произведениях Шуман, помимо унисонного и гармонического изложения, применяет полифонию (Рай и Пери, реквием и др.). Особой популярностью пользуются « Цыгане» (для небольшого хора с фп. и тамбурина с треугольником по желанию), «На Боденском озере», «Ночная тишина», «Доброй ночи», а также переложение пьесы Грезы из «Альбома для юношества», пьесы «Вечерняя звезда» из «Альбома песен для юношества» (перелож. неизв. автора с присочиненным продолжением).

Ф. Шуберт. В области песни Шуберт стал преемником Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр обрёл художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки.

Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». В этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также сборник «Лебединая песня», многие песни из которого приобрели всемирную известность.

Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался также в фортепьянной музыке. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В камерной и симфонической музыке — струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Незавершённой симфонии» си минор — Шуберт является продолжателем Бетховена.

Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор.

Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея» Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский» Франсуа Адриана Буальдьё, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини прельщали его.

В 4 симфониях композитора (так называемая «Весенняя», 1841; Вторая, 1845—1846; так называемая «Рейнская», 1850; Четвёртая, 1841—1851) преобладают светлые, жизнерадостные настроения.

Среди соч. 6 месс, Немецкая месса; кантата «Победная песнь», «Мириам»; хоры из музыки к Розамунде, больше 100 хоров и вокальных ансамблей для смешанного хора, мужских и женских голосов а капелла и с сопровождением (кантаты, гимны, псалмы, «Стабат матер» и др.). Ранние мессы Соль мажор, Си-бемоль мажор и др. отличаются характерной песенностыо; в мессе Ми-бемоль мажор, более монументальной, имеются трагические интонации, свойственные последним романсам композитора. Некоторые мужские хоры по масштабам приближаются к кантатам. Хоры Шуберта преимущественно гармонического склада, близки бытовой музыке, имеются хоровые переложения (различных авторов) ряда произведений Шуберта.

2 раза

К.М. Вебер– немецкий композитор, дирижер, пианист, музыкант, руководил оперным хором. Среди сочинений 9 кантат, 5 месс, хоры в операх «Вольный стрелок», «Эврианта», «Оберон» и др., мужские хоры в сборнике «Лира и меч», смешанные цыганские хоры из музыки к драме А. Вольфа «Прециоза» (наиболее известный из них «В лесу»); мужские хоры а капелла Хоры Вагнера близки немецким бытовым ансамблям с их гармонией, многоголосием, куплетностью; в мужских голосах часто применяются дивизи, используются также неполные составы смешанного хора; встречаются (в операх) 2-хорные эпизоды. Один из первых дирижеров-профессионалов, Вагнер оставил след в развитии дирижерского искусства: рассадил оркестр по группам, дирижировал палочкой.

Ф. Мендельсон. Немецкий композитор, дирижер, пианист, общественный деятель. Мальчиком пел в берлинской Певческой академии. Впервые после смерти Баха исполнил его «Страсти по Матфею», чем положил начало концертному возрождению творчества великого композитора. В концертах Мендельсон пропагандировал, в частности, музыку старых мастеров — Палестрины, Лассо, Генделя и др. Среди сочинений с хором оратории «Павел», «Илья»; симфония-кантата «Хвалебная песнь», баллада на текст Гёте «Первая Вальпургиева ночь», музыка к «Сну в летнюю ночь», «Антигоне», «Эдипу в Колоне» и др., гимны, псалмы, кантаты, мотеты, оперы «Лорелея» и «Возвращение на родину», хоры а капелла для мужских (21) и смешанных (28) голосов (наиболее популярны «Прощание с лесом», «Охотничья песня», «Предчувствие весны», «Ранняя весна» и др.). Хоры, как правило, четырехголосны, они характерны мелодичностью (связанной с народной песенностью), простотой гармонии, стройностью формы, преимущественно гармонической фактурой; эпизодически встречаются имитации («Песня жаворонка» в форме канона), противопоставление женских и мужских составов. За немногим исключением используется удобный диапазон голосов.

Читайте также:  Сталкер народная солянка где доктор на кордоне

Ф. Лист –венгерский композитор, пианист, дирижер, педагог, общественный деятель. Жил и работал в Париже, Веймаре, Риме, Будапеште; концертировал во многих странах (трижды в России). Среди сочинений для хора и оркестра – оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», «Станислав»; «Гранская месса», «Венгерская коронационная месса»; кантаты (в т. ч. к юбилеям Бетховена, Гёте, Гердера); псалмы, реквием для мужских голосов с органом и др.; хоры к Освобожденному Прометею Гердера (наиболее известный — хор тритонов, отличающийся яркой изобразительностью, красочной гармонией, характерной для Л.); Рабочий хор (Гимн труду) для соло баса, смешанны голосов и фортепиано; мужские хоры: «Четыре стихии» (Земля, Ветры, Волны, Звезды), «Песнь единения»; квартеты для мужских голосов и т. д. Хор участвует в симфонии «Данте» (женский) и «Фауст-симфонии».

Фридерик Шопен— польский композитор, пианист. Первоначальное музыкальное образование получил у В. Живного, затем обучался под руководством Ю. Эльснера в Высшей музыкальной школе в Варшаве. На формирование мировоззрения композитора оказали влияние борьба за независимость Польши (восстание под руководством Т. Костюшко в 1794, в котором принимал участие отец композитора — Николай Шопен, выходец из Франции), а также идеи польского литературного романтизма. Рано проявившаяся гениальность композитора и пианиста развивалась в творчески насыщенной атмосфере предреволюционной Варшавы, где Шопен усваивал опыт польских композиторов и венской классической школы. В ранних произведениях органично использованы обработки народных мелодий (Большая фантазия на польские темы B-dur для фортепиано с оркестром), освоены жанры фортепианных миниатюр, а также крупные формы (соната для фортепиано № 1, фортепианное трио). Вершины раннего периода — 2 концерта для фортепиано с оркестром. Шопен-виртуоз получил признание в Вене, где выступал с концертами в 1829 и 1830–31. После поражения польского восстания (1830–31) Шопен, связанный с участниками восстания, не смог вернуться на родину и остался до конца жизни в Париже, куда прибыл осенью 1831. Париж обогатил его новыми впечатлениями литературной, художественной и музыкальной жизни (знакомство с Г. Гейне, Ж. Санд, А. Мюссе, О. Бальзаком, Э. Делакруа, В. Беллини, Г. Берлиозом, Ф. Листом, Ф. Мендельсоном и др.). Отказавшись от карьеры виртуоза (Шопен много выступал в открытых концертах только в первые годы жизни в Париже), он сосредоточил свои поиски в области композиторского творчества, создав в 1830–40-х гг. выдающиеся произведения в различных жанрах фортепианной музыки. Их объединяет тема Родины, приобретающая то героико-драматический и трагедийный характер (этюд № 12, прелюдии a-moll и d-moll, скерцо № 1, баллада № 1, соната b-moll с траурным маршем, полонезы es-moll, fis-moll), то глубоко лирический (ноктюрны, мазурки), народно-жанровый (мазурки) или торжественно-триумфальный (полонезы A-dur, As-dur). В произведениях 1840-х гг. эти образы находят гармоничное единение (фантазия f-moll, соната h-moll и др.).

В 1835 и 1836 Шопен выезжал в Германию, в 1837 — в Лондон. Зиму 1838–39 провёл на острове Майорка (Испания). В последние годы жизнь Шопена осложнилась необеспеченным материальным положением, разрывом с Ж. Санд и тяжёлой болезнью. После кончины Шопена его сердце (по желанию композитора) было перевезено на родину, в Желязову-Волю.

Глубоко национальное и подлинно народное творчество Шопена – уникальное явление в истории музыки. Шопен в своих сочинениях развивал принципы бетховенского симфонического метода, а также (в миниатюрах) баховских импровизационных форм. В то же время его произведения отличает моцартовское совершенство пропорций. Мелодика Шопена соединила вокальность и инструментальность, песенность и танцевальность, кантиленное и речевое начала, претворила характерные черты польского народного мелоса и итальянского оперного бельканто. В ладово-гармонической сфере опора на диатонические лады соединилась с утончённой хроматикой, ладовая переменность — с развитой модуляционной (в т. ч. и энгармонической) техникой. Фортепианный стиль Шопена отличается мелодизмом, гибкостью и пластичностью, сочетанием крупного штриха с тончайшей отделкой деталей. Влияние разнообразнейших жанровых связей Шопена сказалось на всех выразительных средствах (в т. ч. и на ритмике). Жанры и формы фортепианного творчества Шопена обобщают важнейшие тенденции музыкального романтизма. Равнозначное место занимают у Шопена и миниатюра, и крупная форма. Он возродил на романтической основе жанр прелюдии, создал образцы концертного этюда, облёк в классически совершенную форму жанры ноктюрна и экспромта, а также опоэтизированных и драматизированных танцевальных жанров — мазурки, полонеза, вальса. Явился создателем жанра инструментальной баллады, черты которой проникли во многие его сочинения, превратил в самостоятельный жанр скерцо, создал замечательный образец романтической фантазии. Сочинения: Для фортепиано с оркестром — 2 концерта, вариации, рондо, фантазия, Andante spianato и полонез; камерно-инструментальные ансамбли — соната для виолончели и фортепиано, интродукция и полонез для фортепиано и виолончели, фортепианное трио и др.; для фортепиано — 3 сонаты, фантазия, 4 баллады, 4 скерцо, 4 экспромта, 21 ноктюрн, 4 рондо, 27 этюдов, 17 вальсов, около 60 мазурок, 16 полонезов, 25 прелюдий, тарантелла, болеро, 3 экоссеза, баркарола, колыбельная, несколько циклов вариаций и др.; 19 песен для голоса с фортепиано.

Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер, осно­воположник норвежской классической музыки; руководил хором. Сочинения с участием хо­ра: неоконченная опера «Улаф Трюгвасон», от­личающаяся широко развитыми хоровыми сценами ораториального плана; кантата «Возвращение на родину» для баритона, мужского хора и оркестра; сцена «У врат монастыря» для сопрано, альта, женского хора и оркестра; сборник произведений для мужского хора (или двойного квартета) а капелла с солистами, включающий 12 свободных об­работок норвежски народных песен; 4 псалма для смешанного хора а капелла и баритона (на темы старинных народных мелодий); много неиздан­ных мужских хоров, В хоровых сочинениях Григ ча­сто следует традициям любительского пения, распространенного в Сканди­навии (преимущественно мужской состав, выде­ление сольной партии, чаще всего ба­ритона, камерность). Хоровая фактура сочинений Грига красочна и разнообразна: унисонысменяются полнозвучными ак­кордами; применяется полифония, сочетание со­листа и аккомпанирующего хора; в танцевальных и шуточных песнях используется звукоподражание (юмореска Киса в барабан бьет). Обработанные Григом народные песни технически трудны. Имеются хоровые переложеня сочинений, сделанные Климовым (Норвежек, танец), Егоро­вым (Весна, Песня Сольвейг) и др.

Дж. Верди – итальянский композитор, дирижер, общественный деятель. В его оперном творчестве хоры занимают видное место, использование их разнообразно: хоровые песни в народном духе («Набукко», «Ломбардцы»), хоровые сцены, изображающие «кипение народных масс» («Битва при Леньяно», «Сицилийская вечерня»); хоры, обрисовывающие ситуацию («Риголетто», «Трубадур», «Дон Карлос», «Аида» и др.) и декоративного значения («Двое Фоскари» — баркарола, «Сила судьбы» — ратаплан, «Отелло» — хор «Пламя пылает»). Хоровая фактура у В. разнообразна — от унисона до 3-хорного изложения (финал II д. Аиды); хоры вокально удобны, нередко представляют собой законченные номера, отсюда — возможность их исполнения в концертах. Хоровые сочинения а капелла: «Аве Мария», «Хвала Деве Марии»; смешанный хор с оркестром: «Стабат матер», «Те деум» (двойной хор). «Реквием» Верди для солистов, хора и оркестра – одно из ярчайших произведений этого жанра в мировой музыкальной литературе.

Дж. Верди. Хор евреев из оперы «Набукко»

Французские композиторы:Шарль Адан, Гектор Берлиоз, Жорж Бизе, Шарль Франсуа Гуно, Луи Клод Дакен, Шарль Данкля, Клод Дебюсси, Лео Делиб, Рудольф Крейцер, Франсуа Куперен, Эдуард Лало, Жан-Батист Люлли, Жюль Массне, Жак Оффенбах, Франсис Пуленк, Морис Равель, Жан-Филипп Рамо,Камиль Сен-Санс, Габриэль Форе, Эрнест Шоссон.

Немецкие композиторы: И.С. Бах, В.Ф. Бах, Иоганн Кристиан Бах, Карл Филипп Эммануил Бах, Г.Ф. Гендель, К.В. Глюк, Л. Бетховен, Иоганнес Брамс, Макс Брух, Рихард Вагнер, Карл Мария фон Вебер, Джакомо Мейербер, Феликс Мендельсон, Карл Орф, Георг Филипп Телеман, Ганс Сакс, Пауль Хиндемит, Людвиг Шпор, Рихард Штраус, Роберт Шуман, Генрих Шютц.

Дата добавления: 2015-09-10 ; просмотров: 173 | Нарушение авторских прав

Источник

Правильные рекомендации