Особенности русского народного пения

Народная манера пения. Основные принципы

Название Народная манера пения. Основные принципы
Дата публикации 26.07.2013
Размер 82.25 Kb.
Тип Документы

userdocs.ru > Культура > Документы

В этом примере мы использовали синтезированные гласные, когда «А» поется ближе к «Э».

Общерусский язык и соединение регистров помогает профессиональной школе народного пения, созданной в Академии им. Гнесиных профессорами Ниной Мешко и Людмилой Шаминой, преодолеть локальные моменты не нарушая специфики народного пения.

Особенности народного вокала могут быть переданы певцом только при условии сформированного у него вокального мышления, которое складывается как бы из двух компонентов – «вокально-звукового» и «вокально-речевого» мышления. Вокально-звуковое мышление контролирует акустическое качество звука, образно представляемого резонирующим, вертикально направленным, воздушным столбом, основание которого поддерживается целенаправленной работой мышц, участвующих в обеспечении певческого дыхания, а точка фокуса высокой певческой позиции, отражая звук, сообщает ему дальность полета и уровень яркости.

^ Вокально-речевое мышление контролирует речевой характер звукоподачи и и звуковедения по образцу распевной речи, с опорой гласных букв в точке фокуса грудного резонирования и удержания их формы на кончике языка, упирающегося в нижние резцы.

Наиболее резонативными гласными считаются Е И У, согласные Н М Л. Они способствуют достижению единорегистровости звучания голоса.

^ Губы должны работать мягко, но активно, формируя звуки.

Нижняя челюсть должна действовать свободно и слитно с языком. Часто встречается такой недостаток, как зажатая нижняя челюсть. На ударных гласных нижняя челюсть опускается (вместе с языком), а на безударных должна находиться в спокойном естественном состоянии.
Итак, наиболее яркий акустический эффект в пении достигается вертикальным совпадением точек фокусов резонирования (грудного и головного), точно найденных и настроенных на одну фонационную волну, програмируемую вертикально. Это и есть народная манера пения, нацеленная на универсальность и профессионализм.

Список использованной литературы:
1. Мешко Н. К. Искусство народного пения: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Ч. 1. М., НОУ «Луч», 1996. – 80 с.

2. Мешко Н.К. Искусство народного пения: Учебное пособие для педагогов и студентов средних и высших учебных заведений, руководителей и артистов народных хоров и ансамблей. Ч. 2. М., НОУ «Луч», 2000. – 80 с.

Источник

Особенности русского народного пения

Музыка и жизнь / 5.Музыковедение

Нижегородская государственная консерватория (академия)

Феномен русской песни и особенности народного пения

Русская народная песня – величайшее музыкально-поэтическое воздание народного пения. Многообразно и глубоко отражает она жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песенном творчестве отразилось во всей полноте извечное стремление русского народа к добру, к правде, к свету, к счастью. Благодаря исключительной задушевности, искренности, народная песня оказывает глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается. Она учит, без ложной патетики, любить свою Родину, народ, землю. Народная песня развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности; это исток любой культуры, это корни, уходящие в века, это глубина, несущая мудрость поколений. Нужно знать историю и культуру своего Отечества.

Народное пение в концертно-сценических формах возникло не на пустом месте. Ему предшествовало распространение городского песенного стиля и городских форм музицирования ( XVII – XIX вв.). В первой половине XVIII века в музыкальной культуре преобладала военная, застольная, танцевальная музыка. Затем ведущее место заняла опера. В XIX веке значительное влияние на музыкальную культуру оказало творчество объединения и «Могучая кучка». Широко использую народный мелос, фольклор, обращаясь к историко-эпическим сюжетам, они стремились передать в музыке «правду жизни». Уже тогда народное пение стало отделяться от фольклора и более тяготеть к городскому песенному стилю.

С годами городская музыкальная культура в корне изменила формы «общественного фольклора» превратив его из искусства «для себя» в искусство «для других». Уже на рубеже XIX – XX столетия наметились два главных направления в публичных показах в фольклоре: этнографическое и стилизованное. Первое, представляли исполнители – прямые наследники и хранители традиций (Е.Э. Линёва, М.Е. Пятницкий). Другое направление шло в русле обработок и стилизаций народно-песенного творчества. В 50е – 60е годы XX века сложился современный стиль концертно-народного пения.

После О.Ковалёвой, Л.Руслановой, И.Юрьевой появилось новое поколение прекрасных певиц: Л.Зыкина, О.Воронец, А.Стрельченко и другие. Особая роль принадлежит Людмиле Георгиевне Зыкиной. В отличие от взрывной, искромётной Л.Руслановой, Зыкина пела с неизменным спокойствием, величавостью, монументально. Пение Зыкиной ласковое, переливчатое, голосоведение ровное, очень мягкое, глубокое и округлое, голос полностью лишен резких диссонирующих, визгливых призвуков, которые часто бывают у людей, поющих горловым звуком. Она стала олицетворением русской песни. Следует заметить, что известность Зыкина приобрела не столько именно русскими народными песнями, сколько советскими, стилизованными под русские народные, написанными композиторами Марком Фрадкиным, Григорием Пономаренко, Александром Аверкиным, Виктором Темновым.

Именно такое пение является характерным для концертного народного пения, оно уже далеко ушло от фольклорной традиции, и скорее его следует называть академическое русское народное пение, и, здесь уже ни в коей мере не идет речь о, так называемом, горловом пении, характерном для него плоском небе и пении на связках.

В настоящее время, в современной музыкальной культуре концертное народное пение занимает особое место. Оно выросло в полноценный вокальный жанр. Выработка мастерства, динамической яркости в целях достижения максимальной выразительности и красоты интонации свойственна народному музыкальному творчеству, которое, оставаясь бытовым по своему происхождению, обнаруживает стремление к профессионализму. При этом художественное начало проявляется не в виртуозности исполнителей, а в их желании петь так, чтобы «за душу хватало».

Надо понимать, какие эстетико-технические нормы народного пения относятся к школе, а какие – к стилю исполнения. «Школа» не должна подменяться определением «стиля» исполнения.

Вокальная школа в узком смысле – это некоторая совокупность вокально-технических средств, обеспечивающих высокий уровень исполнительства. Национальная вокальная школа включает в себя самобытность национальной культуры, отличается своеобразием исполнительского стиля, определенным отличительным эталоном звучания голоса. Понятие «вокальная школа» может в разных контекстах означать и особенности эстетических вкусов вокалистов-исполнителей и их педагогов, и технику пения, и методику преподавания. и одновременно всё это вместе взятое. То есть, школа «правильного» пения одна, и принципы постановки голоса не отличаются друг от друга, отличается манера пения.

Народное творчество не относят к профессиональному искусству, да этого и не требуется – здесь нет законов, систем и ограничений, это творческое самовыражение народа, это неисчерпаемый источник глубинных, сакральных знаний, заложенных в символике песенных текстов, сказок, поверий, в движении хоровода, украшении костюма, имеющих особый смысл.

Известно, что народное творчество, родившись от одного человека или группы людей, передавалось из уст в уста, отшлифовывалось, отметая всё лишнее и оставляя самую «соль». Сейчас, практически не осталось истинных носителей той культуры, тех, для кого она являлась образом жизни и мышления. Но всё же, к счастью, рождение глубинного интереса к народному творчеству совпало с тем временем, когда еще остается возможность перенять устную традицию от стариков, помнящих былой уклад, помнящих свадьбу, сыгранную по старинному обычаю, обрядовость календарных праздников. Благодаря этим людям, благодаря записям и находкам этнографических экспедиций, проводимых исследователями русского фольклора, мы можем услышать истинно народное звучание голосов в сольном и ансамблевом исполнении. Народная песня – неотъемлемая часть народного быта.

Что же касается концертного академического русского народного стиля пения, то это уже профессиональное искусство. Ему нужно надолго обучаться и здесь обязательным является пение на дыхании, округлость звука, высокая певческая позиция, работа резонаторов, единая манера звукообразования, чистота произношения гласных, филировка, мягкая атака, как основной приём «вдохновения» в звук, ровное кантиленное звуковедение и многое другое. В специфику обучения концертному народному пению входит не только постановка голоса, но и художественное обучение, эмоциональная и психологическая подготовка. Ведь очень важно, как артист ведет себя на сцене. Большую роль играют свобода движения, мимика. Для этого студентами должно отрабатываться движение рук, танцевальные движения, постановка корпуса. Должны быть специальные профессиональные предметы, такие как: народный танец, сценическое движение, актерское мастерство, психология.

Важный этап становления профессионального певца – это конкурсы и фестивали, формирующие характер и выдержку. Каждый день конкурса – это замечательное музыкальное событие. Но это еще и борьба, и принцип «главное не победа, а участие» для певца невозможен. Всегда нужно стремиться к победе, постоянно работать и совершенствоваться, и конкурсы – отличная проверка своего профессионализма, психологической и моральной крепости.

Источник

Особенности русского народного пения

Для народного пения характерна прежде всего разговорная манера исполнения, а значит и сохранение интонаций, присущих этому народу. Поэтому, можно сказать, что интонационная выразительность является основной чертой народного пения. Народное пение в том числе и русский-народный вокал, как и плавная ровная речь обладает особыми музыкальными свойствами. Для овладения техникой пения нужно выработать высокую позицию звука.

Конечно же, нельзя забывать и о распевках, распевки для народного вокала не отличаются от обычных вокальных распевок. Мы знаем, что мелодия состоит из звуков разной высоты, различных мелодических скачков, и переход от одного звука к другому являет собой сложность исполнения, ведь в человеческом голосе несколько регистров, которые имеют свою механику звукообразования, и переходы от одного к другому у непрофессиональных и начинающих вокалистов очень заметны. В голосе могут появиться лишние призвуки, и изменение регистров на слух может быть очень заметным. Это одна из самых больших трудностей в пении – добиться плавного и ровного звучания в любых регистрах, и при переходах из одного регистра к другому. В народном пении это достигается путём округления звука, который возможен при высокой позиции пения. Все гласные звучат приближенно к звуку «о». При этом звук должен быть на опоре, как и при любой другой манере пения. Почему высокая позиция так важна для народного пения? Потому что именно благодаря ей появляется то характерное народное звучание – яркое, звонкое, острое – вот что отличает русский народный вокал. Песни, написанные в таком стиле и спетые в такой манере являются неотъемлемой частью русской культуры и культуры пения в целом.

Русский народный вокал имеет характерное открытое звучание голоса. Хотя, манера исполнения варьируется, в зависимости от региона. В отличие от академических певцов, в народном пении связки смыкаются сильнее и в большей степени используется грудной резонатор. И с этим связано то, что народные певцы исполняют произведения в удобном регистре, и часто диапазон произведений не превышает одной октавы.

Ещё одной особенностью народного пения является атака и дыхание. Очень важно не перебрать дыхание, такой вдох считается непригодным для пения. Вдох должен быть коротким, а выдох долгим и контролируемым. Этого добиваются путём долгих занятий над певческим дыханием. В народном пении чаще используется близкий к природе человека вдох – грудной или нижне-рёберный.

Механизм образования звука при пении – это очень тонкий аппарат, который зависит от многих факторов и сугубо индивидуален. Голос настолько подвижен, и при любых даже небольших изменениях меняет краски, и именно благодаря этому, у человека есть возможность создавать самые разнообразные манеры исполнения и комбинации звуков

Источник

Вокально-стилевые особенности народного пения.

Вокально-стилевые особенности народного пения.

И, хотя, курс обучения народного пения включает направления, такие же, как и в классическом курсе вокального искусства:

обучение технике правильного дыхания;

постановка вокальной позиции;

постановка манеры звукообразования;

упражнения для получения мягкой атаки звука.

народная манера исполнения сильно отличается от классической.

Сравнительная таблица особенностей народного и классического пения.

Открытый способ голосообразования

вибрато как следствие естественного (в

речи) колебания голосовых складок

вибрато как вокально-акустический

прием, следствие искусственного условно рефлекторного колебания голосовых складок

однорегистровое пение в пределах октавы

пение на соединении регистров в

диапазоне не менее двух октав

пение на местном наречии пение, фольклорный говор

пение на (литературном) языке

Фольклорный звук характеризуется высоким уровнем плотности и объемности, что возникает в результате применения грудного голосового регистра. Для народной манеры исполнения характерны интенсивность, звонкость и подвижность. На это стоит обращать внимание с самых первых уроков обучения вокалу. Стоит отметить, что интенсивности звучания можно достигнуть при использовании опоры дыхания, точного направления резонанса и звукового столба, а также применении характерной артикуляции.

Характер взаимосвязи диалекта с вокальной техникой специфичен в каждой региональной традиции, что объясняется отсутствием каких-либо готовых, единых методик. Тем не менее, можно обозначить некоторую основу. Важно обращать внимание на следующие моменты:

Народную манеру исполнения можно назвать условием правильного пения, поскольку здесь выявляются органическое сочетание слова и звука; ясная дикция, свободная артикуляция, звонкость гласных, мягкая «огласовка» согласных; легкий, свободно льющийся открытый звук. Все это вместе и есть народная манера пения, отличная от «академической» манеры.

Определяющим принципом обучения народному пению является сохранение признаков певческой традиции:

• естественный, близкий звук;

• незначительная вибрация голоса, придающая лишь тембровую окраску;

• дикция, близкая разговорной речи;

• естественное головное резонирование, без яркого прикрытия голоса;

• плотное грудное звучание.

Естественно-речевая интонация является важнейшим проявлением народной манеры исполнительского мастерства, проявляющееся в специфическом, речевом звуковедении, и способе артикуляции. Именно это лежит в основе обучения народному пению, с близостью вокальной фонетики речевой и в этом смысле, особая правдивость звучания. В реальной действительности в человеческой речи раскрывается безграничность смысловых интонационных возможностей голоса. Человек в повседневной жизни пользуется всеми интонационными ресурсами своего голоса красивыми и некрасивыми, отталкивающими, пугающими, нежными и дразнящими и т.д. и т.п. Все эти речевые возможности легко воспроизводятся и в бытовом пении. Стремление «выговорить», «сказать» песню характеризует звуковедение в народно-певческом исполнении, как близкое к речевому. Весь материал речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, а также умений изменять силу и высоту голоса.

Источник

«Основные принципы формирования народной манеры пения»

Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшие составляющие русской этнической культуры. Данные рекомендации помогут выявить и реализовать творческие возможности во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по теме:

«Основные принципы формирования народной манеры пения»

педагог дополнительного образования

Тимофеева Елена Евгеньевна

Актуальность и педагогическая целесообразность.

О бучение русскому традиционному пению является одной из форм освоения отечественной культуры. Песне принадлежит главное место в музыкальном фольклоре. Именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать обучающихся к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности. Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. В этой связи изучение народной музыки и песен приобретает особую актуальность.

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.

Таким образом, актуальность и востребованность данной методической разработки продиктована острой необходимостью воспитания цельной и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

Главная цель выявление и реализация творческих возможностей во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием.

Для достижения необходимо решать следующие задачи :

— формирование певческих навыков;

— освоение диалектной и наддиалектной манеры исполнения.

1.1 Формирование певческих навыков.

Рассмотрим отдельно каждую характерную черту народного пения.

1. Певческое дыхание отличается от обычного своей целенаправленностью на обеспечение фонационного процесса. Если при разговоре дыхание расходуется и живот как бы втягивается, то при пении все должно быть наоборот: дыхание удерживается мышцами пресса и живот слегка выпирает вперед. Основой формирования певческого дыхания является диафрагмальный тип дыхания. У народных певцов это нередко определяется выражением «петь на столбе», для отработки навыков диафрагмального дыхания используются следующие упражнения:

— «Испуг»- активный короткий вдох, как бы испугавшись;

Чтобы избежать фонетической пестроты в звукообразовании, используются прием мысленной корректировки гласных звуков, предрасположенных к плющению. например, «А» петь ближе к «О», «Е» к «Ё», «И» как «Ю» (пою И – думаю Ю) – вертикальное оформление звучания.

4. Округление гласных звуков достигается фокусировкой головного резонирования: положение зевка и вертикальное оформление пения (губы в улыбке, воздушный столб фокусируется на зубах или на нёбе).

5. Фокус грудного резонирования находится в центре грудной клетки и ощущается как вибрация в области гладкой мускулатуры, сокращающейся при эмоциональном возбуждении. Грудной резонатор – фокус энергии эмоций. Это точка опоры гласных букв. Приемы для достижения ощущения грудного резонирования:

— Громкий, но безмолвный крик «А»;

— Гомерический смех «Ха-ха-ха»;

Грудной резонатор обогащает голос обертонами, придает ему силу и насыщенность.

7. Наибольшей трудностью для певца является соединение регистров. Этот навык требуется для произведений большого диапазона (все, что больше октавы). данные произведения можно исполнять, сохраняя открытую манеру на всем протяжении диапазона, используя для этого прием переключения с грудного в головной регистр, который заключается в мысленной подготовке и осуществлении конкретных действий:

— работа артикуляционного аппарата настроена на оформление «Вертикальной «линии звука.

— близко-высокий выброс гласной буквы с одновременной её опорой на точку фокуса грудного резонирования.

Положение языка играет важную роль в народном пении. Язык должен быть плотно прижат к нижней челюсти (как бы ложечкой) и упираться в нижние резцы, что обеспечивает «вынос» голоса наружу. Все буквы нужно формировать на кончике языка и на губах. Губы должны работать мягко, но активно, формируя звуки.

2.1 Освоение диалектной и наддиалектной манеры исполнения

Последние два столетия в России активно проходил процесс культивирования народной песни, что привело к возникновению профессионализма в исполнительской стилистике и рождению новой формы исполнения народной песни. Тогда же начались поиски новой манеры пения. Они шли по двум направлениям:

— по возможности точного сохранения аутентичных образцов диалектных манер;
— профессиональной постановки голоса в общерусской (наддиалектной) манере.

— проговаривать конкретную фразу в разговорной манере;

— проговаривать эту же фразу нараспев медленнее, следя за артикуляцией. В разговорной речи при помощи языка, губ, нижней челюсти фиксируется положение только ударной смысловой гласной, но при распеве и неударные требуют фиксации, но без опускания нижней челюсти.

-проговаривать фразы нараспев на одном звуке в ритме песни. При этом следить, чтобы посыл звука опять же был разговорным, идущим от слова;

— петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука.

Перенимание «с голоса» манеры пения — один из методов вокального воспитания. Слабоподготовленных певцов нужно рассадить среди исполнителей с прочными навыками и яркой манерой народного пения. В коллективе, созданном на основе определенной певческой манеры, навыки постепенно «припеваются» к единой манере звучания хора. Необходимы и индивидуальные занятия с певцами, не владеющими манерой пения хора; для их обучения можно использовать магнитофонные пленки и пластинки с записями песенных образцов. Прослушивание песен даст детям слуховые ориентиры о стиле и манере исполняемых произведении, которые запечатлеваются в памяти.

Говоря о вокальной технике народной музыки, мы попытаемся проанализировать опыт певческой практики разных ансамблей фольклорно-этнографического направления, сопоставить его с некоторыми принципами постановки голоса в классической музыке и народном хоре.

Владение диалектом – действительно проблема сложная, но это совсем не значит, что вместо ее решения нужно ограничиваться некими «обобщенными вариантами». Это более простой выход из ситуации. Более сложный и корректный подход заключается в изучении синтаксических, морфологических и фонетических особенностей диалекта и освоении всего комплекса элементов диалектной речи, оказывающего влияние на певческий процесс. Не трудно при этом заметить, что не все черты разговорной речи тождественны речи певческой. Вокальная манера хоть и связана теснейшим образом с разговорной, но имеет свою интонационную динамику.

Характер взаимосвязи диалекта с вокальной техникой специфичен в каждой региональной традиции, это и объясняет отсутствие каких-либо готовых, единых методик. Однако обозначить основные подходы к решению этой проблемы представляется возможным. Необходимо обращать внимание на следующие моменты:

— формирование певческих фонем. Этот важнейший параметр певческой речи определяет ее акустическую окраску и регионально-стилевую характерность. Необходимо иметь в виду систему артикуляционных приемов: тип произнесения «чистых» гласных (нередуцированных, позиционно определяющих), диалектные особенности согласных, типичные приемы последовательного перехода или замены гласных, различные случаи редуцирования, дифтонгов, огласовок в распевах. Встречаются стили, в которых произнесение гласных фонем зависит от звуковысотного положения ([о] более округленное в верху, внизу – более открытое, близкое к [а] или перетекающее в него), от способа исполнения (в сольных запевах чистые гласные, в ансамблевой фактуре эти же звуки изменены), от метроритмической позиции во фразе (скорые проходящие или смысловые акцентные звуки). В некоторых традициях артикуляционная амплитуда широка – преобладают чистые гласные с небольшими изменениями. В других более важна роль единой позиционной основы, в результате чего происходит смягчение фонетических различий между звуками. Такую же плавность переходов часто можно заметить у верхнего подголоска, в то время как произнесение гласных у основных голосов более контрастное.

Наддиалектная (общерусская) манера исполнения, стала возникать по мере постепенного ослабления утилитарного характера народного пения в быту, и тем самым усилило в нем эстетическое начало, так народное пение стало приобретать черты профессионального искусства. И когда на определенной стадии развития оно отделилось от быта, напрямую отражая органическую потребность человека в эмоциональном самовыражении, тогда и обозначилась эстетическая функция пения, стали формироваться и учитываться художественно-эстетические нормы его восприятия. Усилилось требования как к полноценному искусству (с точки зрения вокально-художественных норм).

Диалект в народном пении хотя и является основным и наиболее специфическим его признаком, но при этом оказывает ограничительное влияние: развивает певца в узколокальном направлении, ущемляя диапазон и репертуар нормами одного музыкального диалекта. Обучение народному пению на основе общерусского языка дает сумму специальных навыков, знаний и умений, на основе которых певец сможет сымитировать практически любой диалект.

Проанализировав особенности народной манеры пения и методику ее овладения. Рассмотрев методику народной манеры пения, мы можем сделать вывод, что для овладения народной манеры необходимо использовать целый комплекс вокально-певческих средств и приемов. Это, прежде всего открытая русская речь, отчетливое, ясное произношение слов, открытое грудное звучание. Народный голос звучит естественно «близко» на «губах». В основе народного вокала лежит ясность, выразительность передачи слова. Петь так, как говоришь, поэтому главный момент в пении «разговорность».

Руководители ансамблей применяют различные упражнения, попевки, песни, которые основываются на русских народных песнях. Этих упражнений множество и важно сказать, что все упражнения выполняют конкретную вокально-художественную функцию. В методике руководителей определяется главная цель обучения целостному, разговорному способу пения. В этом способе открытая, выразительная, распевная и интонационно-окрашенная речь является ведущим смысловым началом.

При овладении народной манерой пения мы используем народный музыкальный фольклор, который в свою очередь богат разнообразными жанрами; лирическими, игровыми, плясовыми, колыбельными и другими произведениями. При разучивании этих произведений с детьми наибольшие усилия должны быть направлены на развитие вокально-певческих навыков. Для этого мы используем комплекс вокально-певческих упражнений, которые в свою очередь помогают нам при овладении народной манерой пения.

Источник

Читайте также:  Чем лечить экзему на руках народными средствами
Правильные рекомендации