Особенности русского народного танца брянской области

Областные особенности в русском танце

Цель:

Просмотр содержимого документа
«Областные особенности в русском танце»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Детская школа искусств п.Старь»

Дятьковского района Брянской области

«Областные особенности в русском танце»

Номинация «Открытый урок»

к открытому уроку по народно-сценическому танцу

преподавателя МБОУ ДОД «ДШИ п.Старь»

Тема: » Областные особенности в русском танце»

Форма урока: нетрадиционная

расширение объёма знаний в области народно-сценического танца, выходя за рамки образовательной программы

формирование целостного представления о областных особенностях русского народного танца

Формирование навыка поисковой и исследовательской деятельности;

познакомить учащихся с областными особенностями русского народного танца (Воронежской, Курской, Саратовской, Архангельской, Вологодской, Орловской, Брянской областей).

Формирование умений применять добытые знания в практической деятельности.

Формирование умений анализировать и систематизировать добытый материал.

развитие навыков координации, памяти, внимания, ритмического слуха ;

развитие навыков работы с энциклопедиями, печатными изданиями, с компьютерными технологиями;

способствовать развитию познавательного интереса;

развить образное мышление, умение фантазировать и перемещаться в воображаемом пространстве

расширение круга сведений из области хореографического искусства, формирование эстетических взглядов, пробуждение интереса к народно-сценическому танцу;

воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, чувство коллективизма, инициативность, ответственность, целеустремлённость;

Формирование и воспитание гражданина России.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Методы реализации поставленных задач:

— подборка аудио материала

— наглядное пособие (фарфоровые куклы в костюмах разных областей из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)

В современных условиях всё более осознаётся опасность потери богатейшего наследия народного танцевального искусства.
Русский народный танец является одним из важных условий в формировании разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности.

Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – непременное условие на занятиях народно-сценическим танцем. Для того чтобы расширить объём знаний, повысить познавательный интерес обучающихся, сформировать в них эстетические взгляды и художественный вкус, преподавателям нужно использовать в своей педагогической деятельности нестандартные (нетрадиционные) уроки. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Нетрадиционные формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию. Всю информацию учащиеся добывают сами, а преподаватель только направляет, систематизирует, помогает отобрать из огромного количества информации главное и ценное, создает Презентацию (и конечно же учится вместе с детьми).

Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность не позволяют часто прибегать к этим формам обучения. Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры во многом способствуют занятия народно-сценическим танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры, как части общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.

Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет страны в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности.

открытого урока по народно-сценическому танцу

преподавателя МБУ ДО «ДШИ п.Старь» Фетисовой Галины Борисовны

для учащихся 4,5,6 классов

Форма: нетрадиционная, урок-путешествие

Тема: » Областные особенности в русском танце»

Вводная часть, подготовка к активной работе:

Основная часть, практическая работа:

— областные особенности русского народного танца, повторение

основных танцевальных элементов;

— разучивание комбинации дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.

— исполнение танца «Заплетись плетень»

Подведение итогов урока.

Слайд №1 (тема урока)

Педагог: Всем, здравствуйте!

Тема нашего урока «Областные особенности в русском танце».

Слайд №2 (цель урока)

Слайд №3 (задачи урока)

Я для вас буду вашим экскурсоводом и поведу вас в путешествие с помощью основных движений русского танца. А вам, ребята, для

нашего путешествия надо будет включить фантазию и представить себе всю красоту нашей необъятной Родины, постараться вспомнить всё, что вы знаете и

умеете, и продемонстрировать это с помощью особого языка – языка русского танца.

Слайд №4 (природа России)

Началом нашего путешествие станет поклон русского танца. С танцевального языка содержание поклона: «всем, от сердца, большой низкий поклон».

(Учащиеся под русско-лирическую музыку делают русский поклон.)

Раскладка поклона: после построения по линиям (4 линии в шахматном порядке), 1 и 3 линии делают два переменных шага назад, 2 и 4 линии делают два переменных шага вперёд, меняясь местами. Затем всё наоборот, возвращаясь на свои места, 4 припадания на месте в повороте вправо. Руки опущены вдоль корпуса.

На «раз и» открываем руку через 1 позицию в сторону,

«два и» рука сгибается в локте и ладонь слегка прижимается к груди, локоть в сторону чуть ниже плеча.

На «раз» рука открывается в 3 позицию,

Читайте также:  Свист в горле при выдохе лечение народными средствами

«и два» наклон корпуса с рукой вперёд, рука опускается через 1 позицию до пола,

«и» выпрямляем корпус, рука опускается вдоль корпуса.

Вся комбинация поклона занимает 8 тактов, музыкальный размер 2\4.

Педагог: Итак, в добрый путь. Посмотрите на просторы нашей необъятной Родины, полюбуйтесь красотой русской.

Слайд № 5 (природа России)

Слайд №6 (природа России)

Педагог: Как многообразна наша Родина, так и многообразен танцевальный язык, так каждая область имеет свои особенности в танцевальном искусстве.

Слайд №7 (карта России)

Эмоциональное воздействие танца на человека очень велико. Не является исключением и русский народный танец. Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.

Слайд № 8 (карта Воронежской области)

Педагог: Кто мне расскажет характерные особенности для танцев Воронежской области?

Ученица 5 класса (Булгакова А.) : Для Воронежской области характерны плавные движения, они должны быть непрерывными и спокойными.

Педагог: Хорошо. Давайте разучим с вами Воронежский «плавный» ход.

Педагог: Ребята, давайте посмотрим на костюмы, в которые одевались в Воронежской области.

Слайд № 9 Фарфоровая кукла в народном костюме Воронежской области.

(Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б)

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Воронежской области)

Слайд № 10 (русский костюм мужской, женский Воронежской губернии)

Педагог: А сейчас, ребята, мы с вами перенесёмся в Курскую область.

Слайд № 11 (карта Курской области)

Педагог: Кто мне расскажет характерные особенности для танцев Курской области?

Ученица 5 класса (Кисенкова П.) : В Курской области характерны движения по кругу, так как исполнители танцевали вокруг музыкантов.

Слайд № 12 (Фарфоровая кукла в народном костюме Курской области )

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Курской области)

Педагог: Ребята, вашему вниманию представлен костюм Курской области.

Слайд № 13 (русский костюм мужской, женский Курской области)

Педагог: А сейчас ученики 4 класса исполнят основные движения из танца «Тимоня». (ученики 4 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Курской области.)

Педагог: Дальше наша путь-дорожка лежит в Саратовскую область.

Слайд № 14 (карта Саратовской области)

Педагог: Расскажите мне пожалуйста про характерные особенности Саратовской области.

Слайд № 15 (Фарфоровая кукла в народном костюме Саратовской области)

Педагог: Рассмотрите костюм Саратовской области. (Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Саратовской области)

Слайд № 16 (русский костюм Саратовской области)

Педагог: Учащиеся 5 класса исполнят основные движения из танца «Саратовская Рассыпуха». (ученики 5 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Саратовской области.)

Слайд № 17 (карта Архангельской области)

Педагог: Кто расскажет о характерных особенностях Архангельской области?

Ученик 5 класса (Черкесов Р.) : Пляски здесь степенны и спокойны. Присядки

и хлопушки встречаются редко.

Педагог: Ребята, давайте рассмотрим костюм Архангельской области.

Слайд № 18 (Фарфоровая кукла в народном костюме Архангельской области. (Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)

Слайд № 19 (костюм Архангельской области)

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Архангельской области)

Педагог: А сейчас, учащиеся 6 класса исполнят основные движения из танца «Шенкурские заковырки». (ученики 6 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Архангельской области.)

Ученица 6 класса (Цыганкова П.): В русском танце имеется весьма

распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца. Такие движения русской пляски называются «дроби».
Дроби в танце выполняются: на месте, с продвижением вперед, с поворотом, сочетаются с подскоками, хлопушками и т. д. К дробным движениям относятся также притопы, т. е. отдельные удары всей ступней об пол.

Притопы в русском народном танце очень распространены и применяются в различные моменты танца. Исполнитель, начиная танец, может сделать несколько раз притоп одной ногой, на счет «раз» каждого такта, а потом пуститься в пляс. Притоп одной ногой может заканчивать движение; исполнитель, сделав то или иное «колено», с ударом опускает ногу на всю ступню. Притопы выполняются весело, задорно, лихо. В русском танце есть множество дробей и комбинаций из них. Часто про дробь говорят: «рассыпал горохом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». В зависимости от региона России дробь называют «топотухой», «дробец», «пристуки», «дробью-пристуком», «оттопами», «топотушками» и т.д. Это движение русского народного танца состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, каблуком и полупальцами. Перед тем как начать исполнять дроби, необходимо освоить выполнение ударов – всей стопой, полупальцами и каблуком.

Дробные выстукивания исполняются всей ступнёй, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами и, как правило, на присогнутых в коленях ногах. Движения развивают чёткость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы.
Дробные выстукивания могут комбинироваться с «каблучными упражнениями», исполняться в сочетании с подъёмом на полупальцы, с подскоком, переступаниями. Богатство и разнообразие дробей заключается не только в различных ритмических рисунках, но и в манере исполнения, присущей той или иной области или местности. Дроби, исполняемые в северных областях России, отличаются по характеру исполнения от южных областей, а дроби в плясках Сибири, по манере и характеру не похожи ни на те,

Читайте также:  Северный народный банк якименко

ни на другие и т.д.
Комбинация дробных выстукиваний, приведённая ниже, распространена по всей России.

2— сесть в 6-ую позицию с акцентом в пол
и— пауза

Педагог: Знакомьтесь перед нами Вологодская область.

Слайд № 20 (карта Вологодской области)

Педагог: Кто расскажет про характерные особенности Вологодской области?

Ученица 4 класса (Аверина Д) : Вологодская область позаимствовала

танцевальные особенности у Архангельской области сдержанность корпуса на дробях у девушек и темперамент у парней. Но более теплый климат облегчил

костюм и в танце появились поднятия колен и вращение корпуса у девушек, присядки и хлопушки у парней.

Слайд № 21 (Фарфоровая кукла в народном костюме Вологодской области.

(Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных дл Вологодской области)

Педагог: Учащиеся 4 класса исполнят основные движения из танца «Вологодская напарочка». (ученики 4 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Вологодской области.)

Педагог: Переходим к югу России Орловская область.

Слайд № 22 (карта Орловской области)

Педагог: Кто расскажет про характерные особенности Орловской области?

Ученица 4 класса (Полякова Л.) : Для женщин этой области характерны потряхивания плечами, переводы рук вправо и лево, покачивание бедрами. В дробях много синкоп. Хлопки в ладоши заменились трещотками у женщин. Мужчины имитируют несение воды в ведрах, и отображают полет орла.

Слайд № 23 Фарфоровая кукла в народном костюме Орловской области.

(Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)

Слайд № 24 (костюм Орловской области)

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Орловской области)

Педагог: Учащиеся 5 класса исполнят основные движения из танца «Орловская матаня». (ученики 5 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Орловской области.)

Педагог: И вот мы с вами возвращаемся на родную Брянщину.

Слайд № 25 (карта Брянской области)

Педагог: Кто знает характерные особенности Брянской области?

Ученик 4 класса (Шваля М.) : Хороводные песни исполнялись протяжные и быстрые, со своеобразным ритмическим рисунком, под которые водили

орнаментальные, игровые и подражательные хороводы. Назывались они «танок» или «карагод». Хороводы исполнялись в быстром и среднем темпах. Движения быстрые, резкие, соединённые руки приподняты над плечами. Плечи

и весь корпус очень подвижны. Всё это сочетается с резкими поворотами корпуса. Часто припляс и пляска становились основным хореографическим действием всех участников хоровода.

Педагог: Молодец. Давайте посмотрим костюм Брянской области.

Слайд № 26 (костюм Брянской области)

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных дл Брянской области)

Пора подвести итог нашему путешествию. Вы в воображаемом пространстве преодолели путь от Сибири до центра России. В пути овладели самыми главными составляющими русского танца, использовали движения ногами,

руками… И где бы мы не оказались, везде есть народные традиции танцем выражать свои чувства. Давайте и мы в завершении нашего пути доставим себе радость соприкосновения с русским народным танцем.

Педагог: Давайте исполним танец Брянской области «Заплетись плетень».

Слайд № 27 (танец «Заплетися, плетень» исполняют учащиеся 4, 5, 6 классов ДШИ п.Старь преподаватель Фетисова Г.Б.)

Педагог: Благодарю всех путешественников. До свидания.

4. Поклон прощание. (Все учащиеся делают поклон, как в начале урока)


5. Анализ результата урока.

Цели и задачи поставленные в начале урока успешно решены. Учащиеся продемонстрировали свои знания, умения и навыки пройденного материала и с интересом занимались частично-поисковой работой осваивая областные особенности в русском танце. С большим желанием ознакомились с методикой исполнения дробных выстукиваний. Комбинация дробных выстукиваний у станка в характере русского танца разучена и отработана.

Перечень литературы:
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003.

Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие.- СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.
Ткаченко Т. Народные танцы. М., «Искусство», 1975.
Устинова Т. Русский народный танец. М.. «Искусство». 1976.

Источник

Основные жанры русского народного танца и его областные особенности

Основные жанры русского народного танца и его областные особенности

Збрищак Ксения Николаевна,

г. Шатура, МБОУ СОШ №4

Древние формы танца зародились в процессе практической трудовой деятельности народа. Оно возникло из-за потребности человека выражать свое эмоциональное состояние при помощи тела [1; 5].

Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: русский журавель, гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда. В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя. Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (например, русская байновская кадриль).

В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском мужском танце – отбивка по голенищу жёстких сапог [4; 71].

Читайте также:  Хондроматоз коленного сустава лечение народными средствами

В основе русского национального танцевального искусства лежат народные игры, старинные обряды, песни и хороводы.

Другие авторы придерживаются мнения, что развитие русского народного танца шло по трем основным линиям: хороводы, пляски импровизационного характера и танцы, имеющие определенную, точно установленную последовательность фигур [5; 17].

Хороводы в русском народном быту весьма разнообразны. Их характерным признаком является сочетание движения большой массы участников с песней, а часто и с разыгрыванием в лицах содержание песни.

Существуют различные классификации хороводов у различных авторов (К. Голейзовскош, Н. Бачинской, А. Рудневой, Т. Поповой), но все они не противоречат друг другу. Их объединяет деление хороводов на две группы. В основе одних лежит игра сюжетной стороны песни, в основе других – игра эмоциональной стороны песни [2; 11].

Чаще всего хоровод строится по кругу, в котором участники держатся за руки или за концы носовых платков; иногда руки их свободно опущены.

В некоторых областях (Московской, Владимирской) разыгрываются хороводы «с рассуждением». Так называются определенные в своей последовательности движения рук, с которыми обращаются друг к другу исполнители, вышедшие на середину круга.

В каждой области хороводы имеют свои особенности. Хороводам северным (Архангельской области) присуща своеобразная строгость, даже некоторая чопорность движений, движения при разыгрывании песни скупы.

Среднерусские хороводы Московской, Калининской, Рязанской, Воронежской областей отличаются большей живостью, свободой и разнообразием движений. В середине хоровода может происходить пляска; идущие по кругу двигаются более оживленно, иногда приплясывают или поворачиваются к соседу, как бы для разговора. В юго-западных областях (Курской, Брянской, Орловской) распространены так называемые «караходы», которые являются уже видом массовой пляски. Сопровождением карахода служит не песня, а музыка. Танцующие парами или тройками, но не берясь за руки, двигаются вокруг по часовой стрелки. Каждая пара (девушка и юноша или две девушки) или тройка (две девушки и парень) совершенно самостоятельна. Девушки то пляшут одна перед другой, то обходят друг друга, выбирая четкий ритм, иногда подпрыгивают на обеих ногах. Время от времени один из пляшущих припевает – выкрикивает коротенькую частушку. В Калининской области подобные хороводы разыгрываются на лужайке или на площади [3; 51].

Наряду с хороводами в быту русского народа широко распространены пляски импровизационного характера. В них отсутствует установленная последовательность фигур и движений.

В зависимости от количества участников пляска может быть одиночная, парная и массовая. Парная пляска с участием девушки и юноши ярко выявляет характерные особенности женской и мужской пляски.

Движения юноши отличаются силой, ловкостью и задором; он пляшет, старясь показать четкостью и затейливостью дробей, хлопушек и присядок свое мастерство. Девушка то двигается скромно, плавной поступью, иногда грациозно взмахивая платочком, то соревнуется с юношей сложностью плясовых «колен».

Наиболее характерный вид русской пляски – это перепляс, как показывает само название, является соревнованием в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности. Переплясу присущ задор, иногда легкий юмор.

В отличие от плясок, русские танцы имеют строго установленную последовательность фигур, в каждой фигуре движения также заранее фиксированы.

По манере исполнения русские танцы многообразны. Отношения северян в танце – как в быту, «полуофициальны», девушки на ухаживания парней почти не реагируют, лишь мимолетные взгляды из-под опущенных ресниц могут выдать их интерес к партнеру.

А средневолжские «молодцы» и «девицы» танцуют манерно, показывая знания «тонкого городского обхожения».

Очень любопытна походка основных шагов в отдельных ярославских, костромских, рязанских местных танцев. «Прихрамывание» стало традиционным [2; 15].

Из русских танцев повсеместно распространены: кадриль с ее многочисленными разновидностями, ланце, метелица. Кроме того, во многих областях имеются свои танцы, не исполняемые в других местах. К их числу относятся: «Гусачок» в Смоленской области, «Чижик» и «Шина» в Архангельской области, пляска «Елецкого» в Рязанской области, «Тимоня» в Курской области, «Толкуша» в Ленинградской области, «Подгорка» в Сибири и др. [5; 21].

Танцевальная культура русского народа богата разнообразием художественных особенностей, которые проявляются в образности, в лексической манере, стиле исполнения. В них включены общенациональные черты русского народа и специфические особенности различных краев, областей, регионов [2; 22].

Русский народный танец – не музейное искусство прошлого. Все его виды – хороводы, пляски, кадрили – и в наше время бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии, они перерабатываются сообразно с требованиями современной жизни, видоизменяются, дополняются и обогащаются новым содержанием [3; 116].

Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца. – М.: МГУК, 2003. – 224 с.

Бочкарева Н.И. Русский народный танец: теория и методика. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Н.И. Бочкарева. – Кемеро: КГУКИ, 2006. – 179 с.

Климов А. Основы русского народного танца. – 2-е изд. – М.: Искусство, 2004. – 318 с.

Ткаченко Т.С. Народные танцы. Учебное пособие. – М.: Искусство, 1975. – 372 с.

Источник

Правильные рекомендации