Особенности русского народного танца в различных областях россии

Особенности русского народного танца в различных областях россии

В регионах среднерусской зоны широкое распространение имели уникальные хороводы «с рассуждением», т. е. с применением особых жестов, исполняемых в строго определенной последовательности. А средневолжские «молодцы» и «девицы» танцевали манерно, показывая знания «тонкого городского обхождения».

Пластический стиль южнорусского региона сформировался под воздействием характерных условий труда, природных особенностей, обычаев, обрядов и под влиянием других национальных культур. Руки исполнителей в южных областях России двигались во всех направлениях, «играли». Кисти могли выполнять любое круговое движение. Часто танец сопровождался прищелкивание пальцами обеих рук одновременно. Жесты, задающие и регулирующие темп, были обращены друг к другу и обретали большую уверенность после звонких возгласов: «Ну-ка, ну-ка», «е-щё, е-щё» и др.

На протяжении веков в каждой местности вырабатывались свои приемы, связанные с исполнением танцев определённых форм и разновидностей, с трактовкой традиционных общерусских танцевальных образов и другими факторами, определившими самобытность местной традиции.

Для каждой местности был присущ свой традиционный набор средств выразительности, сообщающий местный колорит фольклорному танцу.

Композиции северных кадрилей кажутся однообразными, перенасыщенными «длиннотами». Кадрили средних областей России, например, московские, тверские имели различные плясовые приёмы. Исполнители в них, сохраняя традиционный рисунок, создавали свои оригинальные композиции.

Старинные уральские и сибирские кадрили славились элегантностью компози- ций, своеобразными соединениями рук в паре, особой пластикой.

Говоря об уральском народном творчестве, прежде всего надо отметить, что его нельзя считать результатом деятельности только русского народа, заселявшего край. Оно интересно и примечательно именно тем, что вобрало в себя различные национальные черты и оттенки.

В отдельных плясках, кадрилях, переплясах отчётливо выделяются элементы, навеянные татарскими, марийскими и другими национальными мотивами. Танцевальное искусство Урала можно разделить на несколько групп: уральские русские танцы, казачьи танцы, фабрично-заводские и национальные.

Многие детали в танце рассказывали о жизни народа. Например, девушки держали руки в кулачках, парни поддерживали девушку ладонью наружу, кисти девушки закрывали краями юбки. Это связано с тем, что на Урале женщины выполняли физическую работу почти наравне с мужчинами и, несомненно, повлияло на характер и манеру исполнения девушек в танце.

В Сибири на протяжении многих десятилетий создавалась своеобразная и ин- тересная по манере исполнения, стилю и характеру песенная и танцевальная культура, основанная на трансформации старинных русских хороводов и плясок, забав и игр, завезённых в Сибирь переселенцами из разных областей Европейской части России. Богатая танцевальная культура переселенцев в новых природных, бытовых условиях претерпела значительные изменения. К примеру, тяжёлая валенная обувь, тёплая одежда вызвали появление своеобразного шага с каблука, тяжеловатой походки, разнообразных мелких дробей. Прыжки, практически, отсутствовали, присядка встречалась редко и то с хлопушкой.

Суровый климат Сибири оказал большое влияние не только на манеру ис- полнения, но и на композиционную структуру танцев. Долгая зима, короткое лето с огромным количеством мошкары мало способствовали проведению досуга на от- крытой местности. Поэтому возникли «маленькие» сибирские хороводы, которые можно было водить в избе. Ещё одной причиной было малое количество дворов в сибирских деревнях. Отсюда широкое распространение получили такие виды пля- сок, как одиночная, парная, перепляс, групповые пляски («Пятера», «Шестера», «Четверка») с небольшим количеством участников. В более позднее время появи- лись кадриль и полька.

Для всего сибирского региона были характерны переплясы типа падебаск, тройной шаг, «гармошка», «ковырялочка», «припадание», мелкие дроби, движения импровизационного характера. Наиболее характерные для сибирского танца фигуры: хождение по кругу, «змейка», «крест», «ручеёк», «цепочка», «прочёс», «стенка на стенку», а также вращение парами.

Интересны движения рук в парно-массовых танцах, особенно в момент вра- щения. Здесь можно было увидеть «свечку», «форточку», «воротца», «крендель» и другие положения. Обычно танец заканчивался притопом правой или левой ногой с обязательным поклоном.

Рассмотрим движения, характерные для различных регионов России [6].

Южнорусский регион: (Белгородская, Орловская, Рязанская, Курская области)

Движение занимает 3 такта музыкального сопровождения.

«Два»- упасть на правую ногу.

Движение начинается с левой ноги. Руки, во время движения подняты вверх и исполняют свободные покачивания вправо, и влево, кисти открыты к зрителю, свободно играют.

Движение занимает 6 тактов музыкального сопровождения.

«Два»- правую ногу перевести на подушечку стопы с ударом в пол, левую приподнять.

Движение исполняется далее с левой ноги. Корпус вместе с открыванием руки чуть поворачивается вправо и влево. Голова наклоняется поочередно к правому и левому плечу.

«Два-и» Правую ногу приставить к левой в VI позицию, чуть присесть на обеих ногах.

Движение № 6- ход назад с подъемом на полупальцы по VI позиции.

Музыкальная фраза 6 тактов. Движение занимает два такта.

«Раз-и»- шаг назад правой ногой.

Движение исполняется сначала с правой ноги. Характер движения пружинный. Голова чуть повернута к зрителю, взгляд на партнера.

«Раз-и»- также с правой ноги.

«Раз-и»- упасть на левую ногу.

Движение может исполняться с усложнением ритма. Триоль ногами может выполняться не сначала 6-тактового музыкального сопровождения, а в конце. Кор- пус раскрепощен, руки свободны.

Движение исполняется во всех направлениях и в продвижении.

Руки на талии. Движение исполняется на четыре такта.

Движение повторяется с другой ноги.

Движения, характерные для северорусского региона России (Вологодская, Архангельская, Псковская области).

Движение исполняется постоянно с правой ноги.

Движения, характерные для центральных регионов России (Московская, Ярославская, Владимирская области).

Движение исполняется в качестве заключения в конце комбинации.

Источник

Русский народный танец: происхождение, региональные особенности

Русский народный танец: происхождение, региональные особенности

И.В. Мамот

Введение

Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно- общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди-плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок.

В различных местностях они носили различные наименования, но сущность их деятельности, в своем многообразии, одна: профессионалы низших родов сценических забав. Они выступали на площадях, праздниках и ярмарках.

О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирались девицы и молодцы «хороводились и играли кругами».

Цель данной работы раскрыть в полном объеме красоту русского народного танца как яркого, красочного творение народа, являющегося эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

Богатство форм русской хореографии

1 Особенности форм русского народного танца

Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, изображающие трудовые процессы.

Характерные отличительные черты форм русского народного танца

Хороводы

Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников.

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах.

Но в различных районах России существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанных с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей, и в ритме, и в содержании песен, под которые идет хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности.

На исполнение хороводов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга и подчас весьма далеки от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене. Большое значение при постановке хороводов отводится фигурам. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены.

Пляски

Пляска дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором.

Но особенно хороша русская сольная пляска, когда соревнуются двое мужчин в буйном переплясе, танцуют девушка и парень в парном поединке. Девушка в нем кокетливо зазывает, а юноша стремится ответить ей лихостью и удалью.

Кадриль

По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельную форму. Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространятся в русском народе в начале 19 столетия.

Читайте также:  Уплотнение аорты сердца лечение народными средствами

Перед началом каждой фигуры ведущей, обычно юноша первой пары, объявляет название или порядковый номер фигуры. Каждая фигура почти всегда заканчивается кружением, которое чаще всего происходит по движению часовой стрелки. Кадриль можно было плясать и в богатых, праздничных и в будничных народных костюмах.

Виды хоровода

Орнаментальные

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласуют свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением.

Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные и т.д. Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровые

Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев.

Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. В игровых хороводах главным является раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа.

В действие хоровода органично входят платочек, лента, венок, палка и т.д. Эти предметы иногда служат и символами. Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину и т.д. В таких хороводах может выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда две или три, но чаще всего выделяется несколько действующих лиц.

В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга происходит действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. Существуют определенные группы песен, требующие обязательного линейного построения или именно кругового. В игровых хороводах большое значение приобретают артистические способности участников.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название. Например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д.

Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью.

Виды плясок

Одиночная

Бывает мужской и женской. В ней наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д.

Парная

Перепляс

Это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню.

Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполняется под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки. В настоящее время на сцене пляшут несколько человек с одной стороны, несколько с другой, но при этом задача и характер исполнения парного перепляса сохраняется.

Массовый пляс

Групповая пляска

В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, используется импровизация.

Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются по парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Она всегда имеет точное место рождения и бытования. Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой стрелки. Групповая пляска продолжает жить и сейчас как в народе, так и на сцене.

Виды кадрили

Квадратная

Она исполняется четырьмя парами, стоящими друг напротив друга по углам квадрата. Движение и переходы пар происходят по диагонали или крест-накрест. Квадратные кадрили пляшут по всей России.

Основные построения и переходы пар:

а) все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на места;

б) две противоположные пары идут на встречу, друг другу и меняются местами;

в) две противоположные пары идут на встречу, друг другу и образуют кружок, после поворота по кругу рапы расходятся обратно на места или же меняются местами;

г) две противоположные пары сходятся к центру, и парень одной пары передает другому свою девушку, а сам пляшет перед ними.

Линейная

Может участвовать от 2 до 16 пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и т.д. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой.

Линейным кадрилям присущи свои построения и переходы пар:

а) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит;

б) девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять из парней, тогда девушки находятся в линиях;

в) две линии идут навстречу друг другу; одна линия проходит под «воротиками» другой.

Для этих кадрилей характерно уважительное отношение парней к девушкам.

Круговая

Участвует четное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но иногда в круговых кадрилях может плясать нечетное количество пар, но не менее 4 пар. Пары располагаются по кругу, их отсчет ведется по движению часовой стрелки. Первая пара находится слева от зрителя. В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят по кругу, против часовой стрелки, а так же к центру круга и обратно:

а) парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не дойдут до своих партнеров;

б) парни и девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнеров;

в) девушки или парни сходятся к центру круга и образуют «звездочку» или круг; совершив в этом построении полный поворот, возвращаются к своим парам;

г) парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу; исполнители совершают обход со своими партнершами правым или левым плечом вперед.

Существует также ряд других переходов. Круговая кадриль исполняется простым, шаркающим и переменным шагом.

Фигуры

Фигуры могут образовываться одними девушками или юношами или юношами и девушками вместе.

Круг

В этой фигуре число участвующих не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от корпуса вниз или на верх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке. Сделав мягкий полуоборот корпусом по ходу движения, юноши и девушки идут простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.

«Звездочка»

Юноши и девушки, стоя в затылок, друг другу по кругу, соединяют в центре образовавшегося круга правые или левые руки. Противоположные руки находятся в третьем или первом положении. Эта фигура может быть построена как из четного, так и из нечетного числа участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек. В этом построении можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, а также шагом с переступанием.

«Карусель»

Основой этой фигуры является «звездочка». Юноши образуют правыми руками «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В построении этой фигуры может участвовать не менее трех, но не более восьми пар.

«Корзиночка»

«Цепочка»

Участвующие стоят в одну линию, касаясь локтями, друг друга. Руки согнуты в локтях и подняты перед собой на уровне груди. Правая рука, описав полукруг сверху вниз, опускается локтем на левую руку стоящего справа партнера и, продолжая движение, проходить под его левой рукой. «Цепочка» может двигаться и вправо и влево «гармошкой» или «припаданием». Головы повернуты по ходу движения или сохраняют прямое положение.

Заключение

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Многие балетмейстеры, хореографы, искусствоведы изучали русский народный танец, пытаясь проследить всю его историю развития. В результате этого в настоящее время существует большое количество учебников, методических пособий и художественной литературы о русском народном танце.

Как мне кажется, в этой работе мне удалось проследить становление именно народной хореографии, а точнее, развитие русского народного танца от истоков до настоящего времени. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся многочисленные фольклорные экспедиции по всей России по изучению особенностей русского народного танца.

Русский музыкальный и танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, плясок и даже отдельных движений.

Читайте также:  Успокоительные средства народные рецепты

В результате всего этого русский народный танец делится на отдельные формы, каждая из них имеет свои особенности. Хотя, конечно, это только самые яркие и основные. Так как каждый танец, исполняемый в разных областях, имеет между собой много отличий.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа.

В моей работе описаны лишь малая часть из всех существующих в народе и хореографии элементов русского народного танца.

Глубинные истоки национальной культуры просматриваются, прежде всего, в крестьянских обычаях и установлениях, в силу большей сохранности устоев жизни сельского населения на протяжении веков, что содействовало консервации некоторых старых и даже древних элементов народного творчества.

Русский народный танец: происхождение, региональные особенности

И.В. Мамот

Введение

Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно- общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди-плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок.

В различных местностях они носили различные наименования, но сущность их деятельности, в своем многообразии, одна: профессионалы низших родов сценических забав. Они выступали на площадях, праздниках и ярмарках.

О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирались девицы и молодцы «хороводились и играли кругами».

Цель данной работы раскрыть в полном объеме красоту русского народного танца как яркого, красочного творение народа, являющегося эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Глава 2. Сравнительный анализ танцевальной культуры регионов России.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 41»

с. Колмогорово Яшкинский район

Васильченко Е.В.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Методические рекомендации

Колмогорово – 2013г.

Глава 1. Выразительные средства русского народного танца.

1.1 Русский народный танец. Основные региональные особенности, отличия, манера исполнения………………………………………..……………………………4

1.2. Костюм в русском народном танце…………………………………….…………12

Глава 2. Сравнительный анализ танцевальной культуры регионов России.

2.1.Самобытность хореографического текста………………………………………. 15

2.2 Формы и содержание регионального номера……………………………..……….19

Цель моей методической разработки: определить областные и региональные особенности исполнения русского танцевального творчества народа России.

Задача: изучение и сохранение движенческой культуры русского народного танца, фольклора, традиций, быта, обычаев и обрядов.

Методическая рекомендация рассчитана для самостоятельного ознакомления и изучения учащихся школы искусств, поможет более подробно ознакомиться с русской танцевальной культурой, фольклором, бытом, а так же способствует общеэстетическому развитию учащихся.

Глава 1. Выразительные средства русского народного танца.

1.1. Русский народный танец. Основные региональные особенности, отличия, манера исполнения.

ПОВОЛЖЬЕ с Астраханской, Волгоградской, Самарской, Пензенской, Саратовской, Ульяновской областями, Республиками Башкирия, Татария, Калмыкия.

УРАЛЬСКИЙ регион с Курганской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской, Пермской областями.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ регион, куда входят Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ, Якутия.

КАЛИНИГР АДСКАЯ область имеет статус свободной экономической зоны.

Русские народные танцы очень разнообразны. В них нашли свое отражение глубоко укоренившиеся в народе традиции, тяготение народа к раскрытию переживаний личного и общественного характера. Танцы, связанные с жизнью народа, отображают его мысли и чувства по средствам композиции и находятся в непрерывном изменении и развитии.

Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.

За многолетнюю историю таких танцев создано множество, сосчитать их невозможно, но зато они образуют широкое поле деятельности для создания на основе изучения и обработки этнографического материала сценического танца.

В общерусском танцевальном фольклоре сложились и получили повсеместное распространение определенныетрадиционные формы танцев: хороводные, кадрильные, плясовые, сюжетно-тематические. Но в каждой зоне, в каждом конкретном регионе они имеют свои разновидности. Так, например, север с его суровой природой. Одеваются северяне тепло, оттого пляски здесь степенные, спокойные. Для северных областей характерно подчеркнутое чувство собственного достоинства в манере исполнения плясок и хороводов. Движения у танцующих как бы стелющиеся по полу, «прилегающие», без отрыва подошв. Голова поворачивается и наклоняется вместе с корпусом. Медленные хороводы называются «ходечи» или «ходюги».

В регионах среднерусской зоны имели широкое распространение уникальные хороводы «с рассуждением», т.е. применением особых жестов, исполняемых в строго определенной последовательности.

А средневолжские «молодцы» и «девицы» танцуют манерно, показывая значения «тонкого городского обхождения». Очень любопытна походка основных шагов в отдельных ярославских, костромских, рязанских местных танцев. С годами мода прошла, а где-то в глухих местностях осталось. «Прихрамывание» стало традиционным. И до сих пор отдельные ярославцы, костромичи, рязанцы пляшут под «Козули» с прихрамыванием.

Русский танцевальный фольклор богат различными местными стилями. Для каждой местности присущ свой традиционный набор средств выразительности, сообщающий местный колорит фольклорному танцу. Взять хотя ба для примера кадрильные формы танца. Композиции северных ланце и кадрилей кажутся однообразными, перенасыщенными «длиннотами». Кадрили средних областей России, например Московские, Тверские имеют различные плясовые приемы. Исполнители в них сохраняя традиционный рисунок, создают свои оригинальные композиции, показывают оригинальное мастерство. Четкие дроби девушек и лихи присядки, «коленца» парней являются украшением. Для таких последних фигурах. Ивановские, Шуйские кадрили пластичны, грациозны. В них проявляются качества, свойственныепотомственным ткачам, имеющие дело с тончайшими нитями, изысканными узорами. В самарских кадрилях наблюдаются элементы соревнования танцующих пар и отдельных исполнителей, например «Похвистневская кадриль».

Старинные уральские и сибирские кадрили славятся элегантностью композиций, своеобразными соединениями рук в паре, особой пластикой.

В Сибири на протяжении многих десятилетий создавалась своеобразная и интересная по манере исполнения, стилю и характеру песенная и танцевальная культура, основанная на трансформации старинных русских хороводов и плясок, забав и игр, завезенных в Сибирь переселенцами из разных областей Европейской части России. В праздничные гуляния и игрища вливался поток мудреных кадрилей, виртуозных плясок, лихих переплясов, что говорит о многообразии танцев, привезенных переселенцами. Но богатая танцевальная культура переселенцев в новых природных условиях, бытовых условиях перетерпела значительные изменения. К примеру, тяжелая валенная обувь, теплая одежда вызвали появления своеобразного шага с каблука, тяжеловатой походки, разнообразных мелких дробей. Прыжки, практически, отсутствовали, присядка встречалась редко и то с хлопушкой.

Суровый климат Сибири оказал большое влияние не только на манеру исполнения, но и на композиционную структуру танцев. Долгая зима, короткое лето с огромным количеством мошкары мало способствовали проведению досуга на открытой местности. Поэтому возникли «маленькие» сибирские хороводы, которые можно было водить в избе. Еще одной причиной было малое количество дворов в сибирских деревнях. Отсюда широкое распространение получили такие виды плясок, как одиночная, парная, перепляс, групповые пляски («Пятера», «Шестера», «Четверка») с наибольшим количеством участников. В более позднее время появились кадрили и польки.

Для всего сибирского региона характерны переплясы типа падебаск, тройной шаг, «гармошка», «ковырялочка», припадание, мелкие дроби, движения импровизационного характера.

Наиболее характерные для сибирского танца фигуры: хождение по кругу, «змейка», «крест», «ручеек», «прочес», «стенка на стенку», а так же вращения парами. Интересны движения рук в парно-массовых танцах, особенно в момент вращения. Все движения в плясках исполняются с чуть присогнутыми коленями. Обычно танец заканчивается притопом правой или левой ноги с обязательным поклоном.

1.2. Костюм в русском народном танце.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга и сопровождают человека в течении всей его жизни.

Сарафаны имели несколько типов. Глухой косоклинный сарафан, косоклинный распашной сарафан со швом спереди, прямой сарафан.

Девичий головной убор отличался от женского тем, что вверх головы оставался открытым. Он повсеместно имел вид тканевой полоски или ленты, повязанной вокруг головы. Волосы заплетались в одну косу, и украшали ее лентами и нарядными косниками. Севернорусскому женскому костюму были свойственны вышитые украшения, колорит которых отличался сдержанностью, сочетанием белого и красного цветов с добавлением синих, зеленых, желтых вкрапин.

Южнорусская женская одежда состояла из длиной холщевой рубахи с косыми или прямыми поликами, подпоясанной тканевым поясом, и паневы из клетчатой шерстяной ткани, обычно изготавливавшейся самими крестьянами. Женщины носили сложный головной убор, который назывался кичка (сорока), состоявший из нескольких частей и нередко имевший форму рогов. Западнорусская женская одежда включает в свой состав особого вида паневу или полосатую юбку (апдарак). По покрою, по преобладающей расцветке (более светлой), характеру орнамента эта одежда сближается с одеждой украинцев и особенно белорусов. В качестве основного головного убора был полотенчатый головной убор. Русский мужской костюм по сравнению с женским более устойчив и однотипен в старых и новых разновидностях, и имеет очень незначительные различия по регионам.

Читайте также:  Цифры для гармошки популярные народные песни

Мужской костюм состоял из рубахи, штанов (порты), головного убора и обуви. Часто дополнялся пиджаками или жилетками. Мужскую рубаху можно разделить на четыре типа: туникообразную; с прямыми поликами; с узкими нашивками на плечах; на кокетке.

На голове носили шапки разных фасонов (треухи, малахаи, кубанки, папахи). В конце XIX века распространились матерчатые картузы с козырьком.

Наиболее распространенной обувью русских мужчин были лапти. Лапти были основной обувью бедняков, а так же служили рабочей обувью. В южнорусских районах их надевали во время праздников.

По технике плетения лапти делятся на косого, прямого и смешанного плетения.

Глава 2. Сравнительный анализ танцевальной культуры регионов России.

2.1. Самобытность хореографического текста.

Одной из главных особенностей русского народного танца является то, что Россия очень большая страна, в которой климатические условия, географическое положение, трудовая деятельность сыграло очень важную роль в народном творчестве, культуре, танцевальном искусстве.

Танцевальное искусство в каждом регионе отличается свойственной только для этого региона манерой исполнения, лексикой, приемами, стилем исполнения, выразительностью положений рук, оригинальным рисунком.

Для определения самобытности хореографического текста предлагаю рассмотреть три области: Архангельскую, Воронежскую, Иркутскую и Кубанский край. Все эти субъекты находятся в разных краях большой страны, где климатические условия и трудовая деятельность сильно отличаются друг от друга. Архангельская область одна из самых северных областей России, с суровой природой, холодным прохладным летом, что заставляет жителей населяющих Архангельскую область, заниматься оленеводством, охотой, рыболовством, одеваться в теплую одежду. Все это накладывает отпечаток на танцевальное искусство, которое имеет общие черты с танцевальным искусством многих областей России, но отличается манерой исполнения движений, положением рук в танцах, бытующих в данной области.

С давних пор здесь распространенны хороводы. Манера исполнения очень спокойная, степенная. Пляски здесь так же очень спокойные. Характерны лаконичные движения, сдержанность, подкоторой скрывается темперамент. Танцующие переступают с ноги на ногу, не отрывая подошв от пола, как бы скользят, головы иногда слегка наклоняют. Пляску украшают размеренные движения рук. Плавность и строгость движений, медленный поворот головы вместе с корпусом характерны для девичих плясок. При исполнении дробей корпус остается неподвижным.

Пляски юношей отличаются большой подвижностью, свободой и энергичностью. Они много дробят, иногда в свой танец включают небольшие прыжки и подскоки. Реже встречаются присядки и хлопушки.

Танцы Кубани имеют свои особенности в положении рук, в танцевальных движениях.

На манеру танцев, исполняемых в Воронежской области, наряду с переселенцами из различных регионов особое влияние оказывают соседние области.

Танцевальная культура Сибири складывалась на основе общерусской народной хореографии, т.к. население Сибири составляют переселенцы из Европейской части России. Сюда ссылались на каторгу, сюда уходили на промыслы и, следовательно, приносили с собой свою культуру, обычаи, обряды, традиции. Под воздействием климатических условий (морозная зима, жаркое лето), изменение быта, уклада жизни создалась своя неповторимая танцевальная культура, которая имеет только ей присущие особенности. Наиболее характерными для Сибири были хороводные пляски. Отличительной чертой хороводов являлась широта и мягкость движения рук, их положения в паре, когда исполнители стоят вполоборота лицом друг к другу с откинутымикорпусами. Танцующие высоко поднимают колени (особенно мужчины), как бы вытаскивают ногу из снега. Особая походка с носка на каблук или, наоборот, с каблука на всю стопу, но более «тяжелая». В исполнении хороводов движений не так много, но они оригинальны и подчеркивают особенность бытовых условий. Прыжки отсутствуют, присядки и положение «воротца» встречаются редко. Развитию широких движений и рисунков, требующих пространство, не способствовала теснота помещений. Зато очень развиты «дроби». Развитию дробных движений ни чего не мешало, и даже появились сольные пляски «дробки», «дробушки». Дроби составляли и основу парных переплясов, которые называются «немушки».

Типичным в Сибирских танцах являются кружение с чужими партнерами и возврат к своим. Закинуты кверху головы, особенно у мужчин. Сопровождаются танцы обычно прекрасными старинными песнями и частушками.

2.2.Формы и содержание регионального номера.

Форма и содержание танцевальных номеров не менее разнообразна и увлекательна чем лексическое и манерное исполнение номера.

Хороводы имели свои фигуры, которые носили областные названия. Так круг называется «шина», «улитка», «змейка», «кривуля». Здесь часто говорят, что хороводы не водят, а ходят. Отсюда и названия «Ходичи», «Ходецы», «Ходючи». Их называли медленными хороводами и торжественными шествиями.

Игровые хороводы, бытующие здесь бывают двух видов: круговые с солистками, разыгрывающими сюжет песни в середине круга, и не круговые, в которых участники разбиваются на пары. Вначале они движутся колонной друг за другом, выписывая восьмерку, затем выпрямляются в одну линию, и каждая парасамостоятельно разыгрывает сюжет песни. Этот вид хороводов характерен и широко распространен на Севере. Еще эти хороводы называют «игрища». К ним относится «Розочка алая», «Черничек», «Просо» и т.д.

Веселые хороводы «Корзиночка», «Змейка», «Капустка». В хороводах участвовала только толстая молодежь, девушки и парни. Замужние женщины и женатые мужчины являлись только зрителями. Характерным для хороводов Архангельской области является то, что они никогда не соединялись с пляской, хотя пляска здесь также была распространена (она могла быть сольной и массовой). К таким пляскам относится «Восьмерка», «Девятка» или «Восьмерка тройками», пляска «Рогульками», «Перепляс Топтуша» и др.

Для кадрилей Архангельской области характерно приглашение юношами девушек на танец. Встречаются кадрили, где на танец приглашает девушка. Кадрили исполняют по фигурам, которые, как и в большинстве кадрилей разных областей России, имели свои названия, специфические для Архангельской области. Например фигура «шеен» здесь называется «шиной», звездочку называют «колесом» и т.д.

Особое место занимают польки, имеющие самобытное название, композиционное построение и музыкальное сопровождение. Среди них полька «Катя», или полька в два бока, полька «Бабочка» и др.

Наибольшее распространение в Воронежской области получили квадратные хороводы, которые особенно любила молодежь. В этих хороводах все исполнители, стояли линиями по квадрату, видели друг друга, что давало возможность молодым парням и девчатам приглядеться друг к другу, чтобы пригласить потом на пляску, которая начиналась сразу после хоровода. Пляска в Воронежской области исполнялась, как правило, под частушку, которая здесь является одним из ведущих жанров. Самой популярной пляской является «Матаня». И несмотря на то, что название этой пляски можно встретить во многих областях России, с запада на восток от Брянщины до Сибири, с севера на юг от Архангельской до Белгородской области, воронежский вариант, естественно, отличается своеобразной манерой и характером исполнения.

Танцы Иркутской области отличались тем, что носят малую форму: тройки, пятерки, шестерки, восьмерки, каждая из которых сохраняет одну и ту же мелодию и композиционное построение. Малое количество участников в танцах зависело от самой жизни (в Сибири были не очень большие города, села или деревни, как в России, в заимки, состоявшие иногда из нескольких домов и находившиеся на расстоянии десятков километров друг от друга). Их название зачастую происходят от названия села. Например, «Восьмера» села Ухар, «Шестера» села Романова и т.д. Некоторые танцы исполняли только девушки, т.к. мужчины уходили на охоту. Были и парные танцы, где участвовали и девушки и юноши.

Наиболее характерными для Сибири были хороводы и пляски, отдельные фигуры которых напоминают кадриль, но в то же время они оригинальны и самобытны, встречаются Лансье, «ланце», Кадрили, или, как их здесь называют, «кадрелы».

Со временем целый ряд элементов перерождается, одни отмирают, другие возникают. Танец обогащается новыми движениями, обогащается его лексика. В нем появляются новые, как простые, так и сложные по технике исполнения движения. Но, к сожалению, очень часто происходит засорения русского народного танца чужеродными формальными схематическими движениями, акробатическими трюками.

Для сохранения чистоты областных особенностей языка необходимо как можно больше обращаться к традиционным литературным источникам, смотреть видеоматериал. Желательно все областные особенности сохранять в чистом виде, не смешивать с другими областями. Характерные черты оставлять традиционными.

Примеры контрольных вопросов

1. Перечислите одиннадцать регионов Российской Федерации.

2. Перечислите основные выразительные средства русскогонародного танца.

3. Приведите примеры танцев, получивших свое название отдеятельности человека или от явления природы(7-8 примеров).

4. Назовите основные традиционные формы русского народноготанца.

5. На каких два комплекса делится женская русская народнаяодежда?

6. Из каких элементов состоит севернорусский костюм?

7. Перечислите все составляющие мужского русского костюма.

8. Какой вид русского танца самый распространенный вАрхангельской области?

9. Что является характерной особенностью хороводов вАрхангельской области?

10.Для какой области характерно прищелкивание пальцами вовремя танцев?

11. На какие два вида делятся хороводы в Воронежскойобласти?

12. Какая самая популярная пляска в Воронежской области?

13. Что является отличительной особенностью в танцахИркутской области?

Источник

Правильные рекомендации