Особенности русского устного народного творчества

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием «устное творчество народа» подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название «народно-поэтическое творчество» указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы. 1

Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой. Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos – соединение). Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет «знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ». 4

Безусловно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов. Вариант (лат. variantis – меняющийся) – каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация. Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione – непредвиденно, внезапно) – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.

Читайте также:  Синяк как лечить народные средства

Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным: «фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни». 7

Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма. Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром – тип художественной формы. История фольклора – это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора – естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

Каково соотношение между действительностью и ее отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое отражение жизни с условным. «Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность». 8 Ему свойственны ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.

Источник

Народное искусство слова — устное творчество

Устное народное творчество – это огромный пласт русской культуры, который формировался на протяжении нескольких веков. В произведениях, относящихся к фольклору, ярко отражены чувства людей, история страны, серьезные размышления о жизни. Основная часть сказаний имеет стихотворную форму, поэтому их легко запоминать и передавать потомкам.

Особенности русского фольклора

Если внимательно вчитаться в народные произведения, то не составит труда отметить тот факт, что в них заключено невероятно много: творчество людей, история Руси, веселье. Ведь не зря в переводе с английского языка слово «фольклор» означает «народная мудрость».

Слушая древние былины, сказки и песни, человек невольно начинает задумываться над серьезными вопросами: как бороться за счастье, каким образом улучшить собственную жизнь, что нужно высмеять или порицать.

Жанры устного народного творчества

Разновидности фольклора включают в себя: сказки, песни, загадки, поговорки. Иными словами, всё, что существовало на протяжении многих веков и передавалось от старшего поколения к младшему.

Порой рассказчики дополняли повествованием что-то от себя, корректируя образы или детали. Таким незаметным способом творчество совершенствовалось и оттачивалось до идеала.

Песни

Уникальный словесно-музыкальный жанр. Это небольшое лирическое или повествовательное, созданное исключительно для пения. Они классифицировались на несколько разновидностей: романтические, плясовые, обрядовые и исторические. В произведениях выражаются чувства и эмоции одного человека, который олицетворяет собой весь народ.

В них можно отыскать и любовные трагедии, семейные или бытовые события, размышления о жизни. В музыкальных произведениях часто применяют параллелизм. Это литературный прием, когда на природу переносят настроение лирического героя.

Исторические песни посвящены популярным личностям и событиям, например, покорение Ермаком Сибири или Полтавская битва со шведами.

Читайте также:  Чему учат меня русские народные сказки

Былины

Впервые данный термин появился в девятнадцатом веке. Ввел его русский археолог Иван Петрович Сахаров. Это устное народное творчество, выраженное в форме героической или эпической песни. Подобные сказания зародились в девятом столетии, с их помощью славяне выражали исторические события страны.

Главные персонажи былин – богатыри. Они являлись воплощением мужества, мощи и любви к Родине. Самые популярные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко и т.д.

В основе сюжета – реальные события, дополненные фантазийным вымыслом. В былинах богатыри в гордом одиночестве легко справляются с ордой татар, Змеем Горынычем и прочей нечистью. В старинные времена данное творчество пользовалось невероятной популярностью.

Сказки

Их важно отличать от былин. Поскольку произведения полностью основаны на выдуманных событиях. Сказки могут иметь бытовой характер (люди изображены в повседневной жизни) или волшебный (с участием магических существ).

Главное отличие от других форм фольклора заключается в оптимистическом сюжете. Добро всегда побеждает зло.

Легенды

Еще одни произведения устного народного творчества. В основе сказаний лежат чудесные битвы, фантастические твари или невероятное волшебство. Причем слушатели воспринимают подобный рассказ как события, происходившие в реальной жизни. Существуют легенды о происхождении народностей, подвигах настоящих или вымышленных героев.

Загадки

Это иносказательное описание определенного предмета или события, которое основано на метаморфическом сходстве. Отличаются небольшим объемом, ритмической структурой, часто рифмованы.

Главное предназначение загадок – развитие сообразительности. Имеют разнообразное содержания и тематику. Об одном природном явлении или животном может быть большое количество вариантов. Причем каждая загадка характеризует объект с разных сторон.

Пословицы и поговорки

В первом случае речь идет о ритмическом и кратком высказывании. Чаще всего имеет двухчастную структуру, подкрепленную рифмами и ассонансами.

Поговорка является образным выражением, оценивающим некоторые жизненные события. В отличие от пословицы она не представляет собой цельное предложение. Это лишь кусочек определенного высказывания, которое является частью народного творчества.

Колыбельные песни

Относится к малым жанрам устного творчества. Славяне называли их байками. Наименование фольклора произошло от слова «баять» – «говорить». Старинное обозначение колыбельных звучит, как «шептать».

Подобное название «приклеилось» к ним неспроста. Самые древние произведения имеют прямое отношение к заговорной поэзии. Например, крестьяне, который боролись со сном, непрерывно твердили: «Дрёма, уйди от меня».

Пестушки и потешки

В центре сюжета маленький ребёнок. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить». Это коротенькие приговоры, с помощью которых в первые месяцы жизни малыша, близкие комментировали каждое его новое движение.

Пестушки плавно переходят в потешки. Забавные песенки, сопровождающие игры с крохой с пальчиками и ручками. Данное направление фольклора весьма разнообразно. Самые популярные потешки – «Ладушки» и «Сорока». Часто в них отражается нравоучение. Например, в «Сороке» птичка всех детей накормила кашей, кроме маленького лентяя (мизинчика).

Прибаутки

В первые года жизни крохи нянечки и мамы пели песенки, не связанные с забавами и играми. По содержанию напоминают зарифмованную сказку. Например, о петушке-золотом гребешке, который летал на Куликово поле за овсом.

Обычно в прибаутках отражается яркое событие либо стремительное действие, которое соответствует активной натуре малыша. Обладают сюжетом, но кроха в столь юном возрасте не может его запомнить, поэтому родители стараются ограничиться одним эпизодом.

Игровые приговоры и припевы

Используются для связи некоторых элементов игр или для ее начала. Иногда выполняют роль концовки, определяя последствия, которые неминуемо настигнут нарушителя правил.

Читайте также:  Текст обрядовых русских народных песен

Причем забавы имели невероятное сходство с повседневными занятиями крестьян: жатва, охота, посевная. Воспроизведение подобных дел в четкой последовательности с помощью частого повторения с малых лет прививало ребёнку уважением к традициям и порядку.

Небылицы

Сказочные истории небольшого объема с ярко выраженной юмористической составляющей. События преподносятся с необычной стороны. В произведениях описывают сюжеты, которые никогда не произойдут в реальной жизни.

Основное предназначение небылиц – произвести комический эффект, иными словами, рассмешить аудиторию, слегка пофантазировать и повеселиться.

Скороговорки

Коротенькая шуточная фраза, выстроенная на сочетании труднопроизносимых звуков. Были придуманы в древности, чтобы развлекать молодежь. В наши дни широко используется для коррекции дефектов речи.

Произведения из категории потешного жанра. Их нужно произносить очень быстро. Главная задача говорящего не споткнуться и без запинки произнести всю фразу. Скороговорки могут быть с рифмой или без неё.

Частушки

Народный юмор. Песни и пляски под простенькие и задорные стишки, которые придуманы на ходу. Состоят из четырех рифмованных строчек. Это уникальный вид русского фольклора. Подобные напевы чаще всего придумывала молодежь во время народных гуляний или домашних посиделок.

Приметы

Русское устное народное творчество сложно представить без этого жанра. Он практически не изменился с древних времен, сохранив мудрость, которую заложили наши предки.

Зарождение примет объяснялось тесной связью людей с природой. Славяне чутко относились к любым изменениям в окружающей среде и находили тонкую связь между происходившими явлениями.

Постепенно наши предки облекли наблюдения в слова. Так и появились на Руси приметы, которые на протяжении веков несут знания предков. Основная часть высказываний затрагивает повседневную жизнь и дом.

Заклички

Одно из главных богатств русского фольклора. Это маленькие песенки, часто с юмористическим наклоном. Сопровождаются игровыми действиями. Сюжеты закличек разнообразны. Они могут затрагивать природные явления, животных, магических существ.

Считалки

Малый жанр словесного искусства. Зародился много веков назад, но до сих пор не потерял актуальности. Правда, в наши дни считалки используют крайне редко. Если только ребятня в процессе игр, да и то в исключительных случаях.

В давние времена к подобному творчеству часто обращались взрослые люди. Считалки помогали распределить трудовые обязанности. Ведь в старину многие направления деятельности несли в себе угрозу для жизни и здоровья. Поэтому браться по собственной воле за них люди не желали.

А считалки по-честному распределяли обязанности, чтобы никто не «обижался». Конечно, в современности, подобная «важная функция» считалок не нашла применение.

Заговор

Одно из удивительных направлений народного фольклора. Древний жанр отличается сложной структурой и продолжает существовать и в наше время. Сейчас функции заговора слегка изменились, но он по-прежнему выполняет роль «магического орудия». Его используют, чтобы помочь заговаривающему добиться желаемого.

Заключение

В устном народном творчестве отражены не менее яркие образы, чем в художественных произведениях. Своеобразные и точные рифмы, причудливые и красивые звучания, удивительные сюжеты – это сплетается в единое кружево, которое выражается в частушках, потешках, загадках. Подобные шедевры могли создать только великие мастера слова – славяне.

Из видеоролика вы узнаете интересные факты об одном из популярных жанров фольклора — прибаутках.

Источник

Правильные рекомендации