Особенности русской народной музыкальной культуры

Доклад по музыке на тему: «Русская народная музыка: истоки, направления, сюжеты »

Цель проекта: Знакомство с русской народной музыкой.

Задачи :

«Верно ли высказывание, что русская народная музыка – зеркало души русского народа?»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно – практическая конференция.

Доклад по музыке на тему:

«Русская народная музыка:

ученики 6 А класса

Цель проекта: Знакомство с русской народной музыкой.

Я, Будник Виктор – ученик 6 «А» класса представляю доклад по музыке на тему: «Русская народная музыка: истоки, направления, сюжеты»

Основополагающий вопрос моего выступления:

«Верно ли высказывание, что русская народная музыка – зеркало души русского народа?»

Что такое русская народная музыка?

Когда и где родилась русская народная музыка?

Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 в.

Песни древних славян были связаны с обрядовыми формами языческих религиозных верований, ритуальных действий. Исполнение обрядов сопровождалось пением, игрой на музыкальных инструментах, плясками с элементами театрализованного действия, которые превращались в «игрища»

Каковы основные направления в русской народной музыке?

Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные, обрядовые, свадебные, лирические песни, частушки; эпос; танцевальные жанры. Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников).

Первый календарный праздник отмечался в ночь с 24 на 25 января, то есть тогда, когда день начинал, после зимнего солнцестояния, прибавляться. Эта веселая ночь называлась у восточных славян колядой. Молодежь ходила из избы в избу с пением величальных песен-колядованием. В песнях-колядках восхвалялись красота и трудолюбие хозяйки, ум и храбрость хозяина, которым желали здоровья и счастья, за что исполнители песен получали подарки. Праздник, начинавшийся 24 января и длившийся до 6 февраля, назывался святками. Девушки пели песни и под звучащую музыку гадали на судьбу.

В жизни людей было много важных событий, которые отражались в народной музыке. И одним из них был свадебный обряд. Он представлял собой целое театрализованное действие, которое сопровождалось песнями, хороводами. Свадебные песни подразделялись на величальные, шуточные и плясовые. Величались не только молодые, но и все гости, и исполнялись эти песни специальным певчим ансамблем.

Длинными, зимними вечерами и старики, и молодежь собирались в чьей-нибудь просторной избе и здесь, подчас выполняя какую-нибудь мелкую хозяйственную работу, пели лирические песни.

В лирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женской доле, о солдатской службе, о батрацком труде, и о многом другом.

В трудах и недолгих праздниках проходила жизнь. И когда человек умирал, его похороны также сопровождались музыкальным обрядом. Родственники или специальная плакальщица исполняли глубоко трагические причитания и плачи, в которых выражалось чувство невозвратимой потери, любви и уважения к ушедшему.

История жизни одного поколения людей не забывалась последующим поколением. О важнейших событиях, о героях свих дней рассказывалось в «старинах» или былинах. Созданные в 10 и начале 11 века, они прославляли мощь и величие русского человека. О защите родины от иноземных захватчиков рассказывалось в возникших позднее исторических песнях. Огромной любовью народа пользовались песни о Степане Разине, об Отечественной войне 1812 года.

К древнерусской эпохе относят и возникновение народных хороводных песен, когда они, очевидно, исполнялись наряду с обрядовыми песнями. Обычно хороводные песни исполнялись поющим кругом, хороводом молодёжи, который двигался по «солнцу». Каждая песня при её исполнении тут же «разыгрывалась» внутри круга соответственно её содержанию – это особое назначение хороводных песен и определило их тематику и художественный стиль.

Какие музыкальные инструменты в русской народной музыке?

Инструменты в фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен.

Наиболее распространенные инструменты – гудок, гусли, дудка, жалейка (рожок) В летописях 12-14 вв. упоминаются также военные трубы, ратные бубны. Распространение в народном быту таких инструментов западноевропейского происхождения, как балалайка, домра, гармонь, относится к самому позднему периоду (19–20 вв.).

Сюжеты русской народной музыки

Лирическое обращение к силам природы, которые в песнях нередко являются яркими песенными пейзажами, служат поэтическим фоном, на котором изображаются основные действующие лица, развёртывается музыкальный сюжет.

В песнях олицетворяют образ девушки с «белой лебедушкой», «голубкой», «берёзонькой», «ивушкой», «земляничкой-ягодкой»; символ молодца – образ «ясного сокола», «сизого орла», «ясного месяца»; жениха с невестой – «голубя и голубки»; свекрови – «горькой полыни» или «крапивушки»; замужней женщины – «горькой кукушечки» или «серой утушки». В песнях существуют и общие образы-символы: радости и веселья(«зелёный сад», цветы, «зелёная роща»); печали и грусти(опавшие цветы, засохший сад, «бел-горюч камень»); верной любви(золотое колечко); судьбы («доля») и др. Песням присущи различные эпитеты для большей эмоциональности, лиризма и поэтической выразительности: «цветы лазоревы», «очи ясные», печаль горькая», «слеза горючая» и др. Особо задушевный характер придают песням слова с уменьшительно-ласкательными окончаниями.

Русская народная музыка существует, пока существует народ. Она является отражением его жизни, его дум и чаяний. Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что русская народная музыка – зеркало души русского народа.

Источник

Особенности русской народной музыкальной культуры

Учебное пособие отражает комплексное представление о традиционной Музыкальной культуре восточных славян и включает сведения из различных областей современной гуманитарной науки: музыкальной фольклористики, филологии, этнографии. В книге дается описание различных жанров народного музыкального искусства основных этнокультурных зон России, а также Украины и Беларуси. Пособие содержит множество нотных примеров, снабжено справочным аппаратом, иллюстрировано.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам и преподавателям музыкальных училищ и колледжей, а также учителям школ.

Читайте также:  Эндометриозная киста на яичнике народные средства

Феодосий Рубцов. 1964г.

Феодосий Антонович Рубцов (1904—1986) родился 17 (30) декабря 1904 года в селе Ольша Оршанского уезда Могилёвской губернии (ныне Руднянский район Смоленской области).

Первоначальное музыкальное образование получил в хоровом классе М. И. Лебедева Смоленской народной консерватории, затем было изучение теории музыки и основ композиции в Коллективе смоленских музыкантов-педагогов и класс композиции М. О. Штейнберга в Ленинградской консерватории, которую он окончил в 1931 году.

После окончания консерватории до 1941 года Феодосий Рубцов работал руководителем хоров и преподавателем музыкальных школ и кружков в Ленинграде.

С 1940 по 1950 годы Рубцов занимается издательской деятельностью, работая главным редактором ленинградского издательства «Оркестротека» (1940—1942), музыкальным редактором Ленинградского отделения издательства «Искусство» (1943—1950) и главным редактором Ленинградского отделения Государственного музыкального издательства — «Музгиз» (1950), одновременно (с 1945 по 1950) заведуя фонограммархивом Академии наук СССР в Институте русской литературы (Пушкинском Доме). С 1957 по 1967 Феодосий Антонович занимает должность старшего научного сотрудника Ленинградского НИИ театра, музыки и кинематографии. С 1948 года преподаёт в Ленинградской консерватории.

За годы творческой деятельности Феодосий Рубцов создал немало оригинальных произведений для самых разнообразных инструментов — баяна, виолончели, альта, скрипки — наряду с произведениями для хора, симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, однако наибольшую известность ему принесли научные изыскания в области русского песенного фольклора.

Фольклором Рубцов заинтересовался ещё в 1920-е годы, когда по совету своего педагога композитора С. В. Панченко, руководителя Коллектива смоленских музыкантов-педагогов, начал записывать народные песни родной Смоленщины.

В 1936 году Фонограммархива АН СССР приглашает Рубцова в его первую фольклорную экспедицию в Вологодскую область.

Затем последовали экспедиции в Смоленскую, Ленинградскую и Псковскую области, а также Бобруйский, Паричский и Глусский районы Белоруссии.

Результатом этих поездок стали публикации русских народных и белорусских песен в книгах «Народные песни Вологодской области» (Л., 1938), «Песни белорусского народа, т. 1.» (Минск, 1940), «Песни народов СССР. Белорусы» (М., 1941) и «Песни Ленинградской области» (М., 1958); а также исследование «Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов» (Л., 1962) и диссертация на ту же тему, которую Феодосий Антонович защитил в 1963 году, став в 1964-м доцентом Ленинградской консерватории.

В том же году выходит исследование «Основы ладового строения русских народных песен» (Л., 1964), которое позволило по-новому взглянуть на такое сложное и неоднозначное явление русской музыки, как процесс ладообразования русских народных песен, и стало отправной точкой и ориентиром для многих последующих исследователей в области музыкального фольклора и народной песни.

А. Банин. Музыкальная фольклористика. Выпуски 1—3

Область музыкознания, именуемая музыкальной фольклористикой (этномузыкологией), все более осознает себя самостоятельной музыковедческой наукой со своими объектом и предметом, задачами и методами исследования. Музыковедами-фольклористами накоплен огромный фактический материал, который ждет своего научного и художественного осмысления. Понятно, что развитие музыкальной фольклористики не может быть успешным без интенсивной теоретической работы, без взаимного обмена опытом, без ознакомления научной общественности с достижениями отечественных и зарубежных ученых. А для этого должна быть налажена постоянная и своевременная публикация новых интересных работ. Поэтому Фольклорная комиссия Союза композиторов начинает систематическую публикацию сборников статей по музыкальной фольклористике.
Сборник посвящен широкому кругу вопросов музыкальной этнографии и музыкальной фольклористики, в том числе находящихся на грани смежных научных дисциплин, в частности затронута проблема взаимодействия собственно народной и культовой музыки. Значительно расширена, по сравнению с 1-м выпуском серии, жанрово-тематическая и национальная перспектива научных изысканий.
Третий выпуск «Музыкальной фольклористики» (первые два увидели свет в 1973 и 1978 годах) содержит материалы, статьи, заметки, очерки и рецензии, посвященные различным аспектам исследования и самого музыкально-словесного искусства бесписьменной традиции, и изучающей его науки. Из представленных в сборнике проблем в качестве стержневых можно выделить: 1) дифференциацию и описание различных местных и региональных традиций и соотношение их с общенациональной традицией, 2) текстологию фольклора, 3) изучение народных инструментов и инструментальной музыки, 4) вопросы истории фольклора и историографии фольклористики.
Содержание:
Вып. 1
А. В. Руднева. Анализ музыкально-поэтической строфы песни «Высоко сокол летает»
Б. И. Рабинович. Стилевой анализ песни «Петербургская дорожка»
С. И. Пушкина. Некоторые особенности ритмики русских народных песен
А. А. Банин. Об особенностях ладообразования в жанре трудовых артельных песен
В. М. Щуров. О ладовом строении южнорусских песен
Э. Е. Алексеев. Некоторые особенности звуковысотной организации традиционной якутской мелодики
Е. В. Назайкинский. О некоторых методах изучения наиболее общих закономерностей в народной музыке
И. К. Свиридова. Из истории записей и публикаций азербайджанского музыкального фольклора
Вып. 2
А. В. Руднева. О стилевых особенностях и жанровых признаках песни «Эко сердце»
А. А. Банин. О функциональных и генетических связях песен «Ой, дубинушка, ухнем» и «Вниз по матушке по Волге»
А. И. Иваницкий. Типологическая характеристика некоторых принципов формообразования в украинском фольклоре
А. А. Банин. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики
A. М. Мехнецов. Об особенностях песенного стиля старожилов Томского Приобья
С. Л. Браз. Некоторые стилевые особенности лузских песен
М. Л. Мазо. Никольские причитания и их связи с другими жанрами местной песенной традиции
B. М. Щуров. Сравнительный анализ четырех протяжных песен Белгородской области
М. Н. Нигмедзянов. Татарские народные музыкальные инструменты
Р. А. Исхакова-Вамба. О некоторых связях народной музыки казанских татар с арабской культурой
Т. Ф. Владышевская. К вопросу о связи народного и профессионального древнерусского певческого искусства
Вып. 3
Предисловие
В. М. Щуров. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве
А. В. Руднева. О расстановке тактовых черт в русских народных песнях
Ф. М. Селиванов, Л. Г. Канчавели. Песня на былинный сюжет в Калужской области
Вл. В. Протопопов. Забытая публикация русских народных песен
А. А. Банин. Очерк истории изучения русской инструментально-музыкальной культуры бесписьменной традиции
Б. И. Рабинович. Пастуший барабан — недавно открытый русский народный инструмент
К. В. Квитка. Об историческом значении

Читайте также:  Чем понизить кислотность желудка народные средства

Источник

Особенности русской народной музыкальной культуры

О лицее

Особенности русской народной песни

Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Прач, придворный композитор и собиратель народных песен, в предисловии к «Собранию русских народных песен» (1790), говорит, что композитор Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, «чтобы они были случайным творением простых людей, но полагал их произведением искусных музыкальных сочинителей».

Народная песня – музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня – одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным фольклором.

Народную песню отличает богатство жанров (разновидностей), различных по происхождению, характеру и значению в народной жизни. Существенная черта большинства жанров народной песни – непосредственная связь её с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие,

обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества – колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, игровые календарные и т. п.), а также хороводные, игровые, плясовые, песни-былины, исторические народные песни.

Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев. Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая разновидность общества имеет свою песенную лирику.

Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот. Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс. Можно отметить вариантность народной песни: на один текст создавались разные мелодии, а на одну мелодию можно встретить разные тексты.

Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Народная песня занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Особенности русской народной песни.

1. Исполнение без музыкального сопровождения – а капелла.

2. Начинал песню кто-то один (запевала), затем постепенно присоединялись другие голоса.

3. В народных песнях много распевов, поэтому большинство р.н.п. протяжные,

4. В мелодиях р.н.п. часто встречаются остановки на долгих звуках, что создаёт ощущение устойчивости музыки, неторопливости.

5. Для р.н.п. характерно вариационное развитие от куплета к куплету, что тоже украшает музыку, придаёт богатство её звучанию.

Вспомним: Вариации – такое построение музыки, при котором одна и та же тема (мелодия), повторяясь, звучит несколько раз, но каждый раз по-разному.

Слушаем русскую народную песню «Вниз по матушке, по Волге». В ней встречаются все выше перечисленные особенности.

Вниз по матушке по Во… по Волге,

По широкому раздолью,

По широкому раздолью, эх раздолью

Поднималась непого… погода.

Немалая, волно… волновая.

Ничего в волнах не видно, не видно

Только видно, только слышно, только слышно

Только видно, только слышно, слышно

Одна лодочка чернеет,

Только паруса белеют.

Вопросы для проверки :

1. Перечисли разновидности народных песен, которые ты знаешь.

2. Умей рассказать об особенностях русской народной песни.

Источник

Статья на тему: «Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа»
статья по музыке

В данной статье раскрывается значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа»

Устное народное музыкальное творчество – одна из важных областей художественной культуры каждой страны, каждого народа. С давних, незапамятных времен складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах. На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли.

Создателем и бережным хранителем музыкальной культуры был народ. Он донес до наших дней древнейшие образцы песен, танцев и инструментальных наигрышей. Упомянутые жанры народного творчества принято называть фольклором. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде.

Самую обширную область народного музыкального творчества, дошедшего до нас еще с Древней Руси, составляет обрядовый фольклор. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем.

Музыкальный фольклор – это устное народное музыкальное творчество.

Формирование ладов происходило именно в народном музыкальном искусстве. Каждой национальной музыкальной культуре свойственны и свои остросюжетные рисунки. Ритм танцев также зародился и отшлифовывался в народной музыке. Прародители всех музыкальных инструментов, используемых сегодня в профессиональной музыке – народные инструменты. /Скрипка – долгое время не признавалась профессиональным за то, что была народным «мужицким» инструментом/.

Песни творились устно, непосредственно в процессе живого исполнения и тем же изустным путем переходили от одного певца к другому, от старших поколений к младшим. В процессе изустной передачи видоизменялись слова и напев песен, так как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют. Каждый вносил в песню что-то свое, и таким образом, возникали многочисленные варианты первоначальных напевов. Видоизменялись и слова песен. Первоначальный слагатель песни обычно оставался неизвестным. Как создание широких народных масс всякая народная песня, эпический сказ, частушка (сказка, пословица) составляют достояние всего народа. Личное, индивидуальное начало в неразрывном гармоничном единстве сочетается с коллективным, как основным, ведущим. Имена первоначальных создателей теряются в глубине веков.

Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка. Таково великое значение устного народного музыкального творчества, т. е. музыкального фольклора в развитии общей культуры народа.

Читайте также:  Осетинские народные песни список

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление знаний учащихся о жанрах устного народного творчества, расширние знаний об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства.

Данный тест поможет проверить знания учащихся, полученные в ходе изучения раздела «Устное народное творчество» в 5-м классе.

В данной статье представлены принципы музыкально-педагогической концепции с обновлением содержания преподавания уроков музыки в общеобразовательной школе. Ключевым направлением в обновлении содержания.

Традиции русской национальной культуры накапливались веками. Мы, живущие в 21 веке, имеем огромное богатейшее наследие, оставленное нам, нашими предками. Утратив духовные традиции, мы убиваем в себе ч.

Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений в программе «Воспитания и социализации школьников». Духовно-нравственное воспитание в современных условиях &ndash.

Источник

Статья по истории русской музыки на тему: «Отличительные особенности русской народной песни»

Ксения Олеговна Анашкина

Отличительные особенности русской народной песни.

Аннотация: Рассмотрены мелодические особенности русской песни, особенности тонального плана, построение на основе трихордов и тетрахордов, многоголосие, ритм.

Ключевые слова: русская народная песня, трихорд, подголосочная полифония.

Kseniya Olegovna Anashkina

Distinctive features of the Russian folk song.

Annotation: The melodic features of the Russian song, the features of the tonal plan, the construction on the basis of the trichords and tetrachords, polyphony, rhythm are considered.

Key words: russian folk song, trichord, sub-polyphony.

Мы будем говорить в первую очередь о песенном творчестве, поскольку это древнейший пласт народного искусства, являющийся ключевым в последующем развитии музыки.

Следует сказать, что различия между украинской и российской народной музыкой тем заметнее, чем позднее написана мелодия. Более ранние украинские песни написаны в диатонике, что характерно для русского фольклора.

Для русской песни характерно исполнение без инструментального аккомпанемента. Пение может быть сольным или хоровым. Текст и напев в русской песне тесно связаны между собой и невозможны друг без друга.

В мелодиях русских песен можем наблюдать влияние древнейших музыкальных традиций.

На русский музыкальный фольклор оказывала значительное влияние музыка народов, проживающих на той же территории. Однако русская песня смогла сохранить свои особенности.

Основой такой древней музыки является пентатоника (так называемая китайская или шотландская гамма)

В более позднее время мелодии стали строиться на звукоряде квинты или на тетрахорде. Тогда же начал появляться полутон, а вот скачки на 1.5 тона остаются в прошлом вместе с трихордами[1].

Таким образом, тональность народных песен не всегда можно определить. Нередко здесь служат основой несколько квинт, в каждой из которых своя тоника. Таким образом, возникает мелодическая модуляция.

Часто народная песня оканчивается не тоникой, а доминантой.

Русский музыкальный фольклор как правило диатоничен, использующиеся интервалы в основном мягкие, целотоновые, тогда как острота, напряженность и чувственность полутонов более характерны для украинской музыки.

Однако русские народные песни не всегда полностью диатоничны. Хроматизмы возможны – проходящие, вспомогательные, вводные. И все же это скорее исключение, чем правило, в том числе и для более раннего музыкального фольклора Украины и Беларуси.

Правила многоголосия в русской музыке отличаются от правил западноевропейской классической школы, где голоса в каждый момент времени образуют аккордовую вертикаль. В русском песенном творчестве основную роль играют голоса и их сочетание между собой[1].

Большинство таких песен начинается с запева, далее вступает хор. Запев обыкновенно поется в средних регистрах и является ведущей темой. Остальные певцы подголоски – сопровождение мелодии – уходят от главной темы вверх или вниз, или же поют в унисон с небольшими отличиями.

Голоса в начале или конце песни сходятся в унисон или октаву для обозначения отправной точки или завершения. В таких октавах нет терций или квинт, чтобы не нарушать ясность тоники. Вообще аккорды в такой музыке встречаются только в виде случайных сочетаний. Таким образом, можно сделать вывод, что народное многоголосие строится по законам, отличным от правил западноевропейской гармонии.

Как и в любой другой музыкальной традиции, в русских песнях ритм тоже играет крайне важную роль. Однако русская песня своей естественностью стремится к разговорной речи, и в некоторых случаях бывает сложно подобрать фиксированный ритмический рисунок. В этом случае песня не делится на равные промежутки, как это принято в традициях классической школы, а развивается более сложным образом.

Что касается инструментальной музыки, то среди русского народного творчества она имеет меньшее значение, чем вокальные жанры. Большинство песен исполнялось без сопровождения, за исключением некоторых специфических случаев, когда традиция предписывала аккомпанемент к песне или танцу. Также музыкальные инструменты, преимущественно духовые, использовали пастухи. Такое положение инструментальной музыки, возможно, обуславливалось запретом на инструментальное сопровождение храмовых служб[2].

Из духовых инструментов чаще всего встречались:

— дудка – инструмент, похожий на современную блок-флейту, то есть продольная флейта с небольшим диапазоном. Также ее называли пищалкой или сопелью, в зависимости от тембра звучания.

— цевница (еще одно название – кувиклы) – инструмент, похожий на флейту Пана. Представляет собой несколько трубок разного размера, соединенных в ряд. Каждая трубка имеет свою высоту звучания, и играют на такой флейте, поочередно извлекая звук из разных трубок.

— рожок (называемый также жалейкой) – инструмент, состоящий из одной или двух деревянных трубок с отверстиями. На нем возможно было исполнять даже двухголосные мелодии.

Известно упоминание также охотничьих рогов, бубнов и военных труб.

Из струнных инструментов в первую очередь следует упомянуть:

— гусли – деревянный короб с натянутыми струнами. Известны разновидности: более ранние крыловидные (возникли предположительно в XI в) и более поздние шлемовидные (возникли предположительно в XIV в).

— гудок – инструмент, напоминающий трехструнную скрипку. Предположительно существует с конца XII в.

Инструменты, пришедшие от западных музыкальных традиций, такие как гармонь, балалайка, семиструнная гитара, получили свое распространение в России уже в XIX – XX вв.

Итак, мы можем сделать вывод, что русская народная песня имеет ряд особенностей, которые отличают ее как от академической музыки, так и от современных обработок русских песен.

Источник

Правильные рекомендации