Особенности русской народной музыки 6 класс

Особенности русской народной музыки 6 класс

О лицее

Особенности русской народной песни

Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Прач, придворный композитор и собиратель народных песен, в предисловии к «Собранию русских народных песен» (1790), говорит, что композитор Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, «чтобы они были случайным творением простых людей, но полагал их произведением искусных музыкальных сочинителей».

Народная песня – музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня – одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным фольклором.

Народную песню отличает богатство жанров (разновидностей), различных по происхождению, характеру и значению в народной жизни. Существенная черта большинства жанров народной песни – непосредственная связь её с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие,

обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества – колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, игровые календарные и т. п.), а также хороводные, игровые, плясовые, песни-былины, исторические народные песни.

Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев. Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая разновидность общества имеет свою песенную лирику.

Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот. Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс. Можно отметить вариантность народной песни: на один текст создавались разные мелодии, а на одну мелодию можно встретить разные тексты.

Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Народная песня занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Особенности русской народной песни.

1. Исполнение без музыкального сопровождения – а капелла.

2. Начинал песню кто-то один (запевала), затем постепенно присоединялись другие голоса.

3. В народных песнях много распевов, поэтому большинство р.н.п. протяжные,

4. В мелодиях р.н.п. часто встречаются остановки на долгих звуках, что создаёт ощущение устойчивости музыки, неторопливости.

5. Для р.н.п. характерно вариационное развитие от куплета к куплету, что тоже украшает музыку, придаёт богатство её звучанию.

Вспомним: Вариации – такое построение музыки, при котором одна и та же тема (мелодия), повторяясь, звучит несколько раз, но каждый раз по-разному.

Слушаем русскую народную песню «Вниз по матушке, по Волге». В ней встречаются все выше перечисленные особенности.

Вниз по матушке по Во… по Волге,

По широкому раздолью,

По широкому раздолью, эх раздолью

Поднималась непого… погода.

Немалая, волно… волновая.

Ничего в волнах не видно, не видно

Только видно, только слышно, только слышно

Только видно, только слышно, слышно

Одна лодочка чернеет,

Только паруса белеют.

Вопросы для проверки :

1. Перечисли разновидности народных песен, которые ты знаешь.

2. Умей рассказать об особенностях русской народной песни.

Источник

Образы русской народной и духовной музыки
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Открытый урок по музыке в 6 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение темы Образы русской народной и духовной музыки.

Тип урока : интегрированный, музыка и православная культура

Оборудование: Магнитофон и аудиозаписи музыкальных произведений:

— Повторение русских народных песен, изученных ранее, с использованием оркестровых ударных инструментов;

— Подготовка устных сообщений по заданным темам.

Звучит русская народная песня о Родине.

II. Обобщение изученного материала. Проверка ранее полученных знаний.

— Как дошли до нашего времени народные песни, которые были сочинены в древности?

— Какие народные музыкальные инструменты вы знаете?

— Что мы понимаем под названием Духовная музыка?

Учитель :- Ребята, как вы думаете, какой будет тема нашего урока? ( ответы учащихся)

Да, на этом уроке мы подведём итог наших уроков, на которых мы много говорили об образах русской народной и духовной музыки.

1.Слушание устных сообщений учащихся, данных им заблаговременно. Сопутствие комментариев учителя, музыкальных вставок, вопросов

— Готовясь к этому уроку вы проводили исследование по темам, которые были вам даны.И так первая тема была у Вадима Ломака.

— Музыка на народных праздниках. Ученик зачитывает сообщение.

Слушание : Н.Римский – Корсаков, хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка»)

Вопрос : Какой оркестр исполняет это произведение?

-Присутствует ли русская народная музыка на современных народных праздника? Приведите примеры. ( колядки, песни и игры на Масленицу, хороводы и танцы…)

— Исполнение песни: рнп «Как на масляной недели», добиваться чёткого исполнения, петь весело.

— Следующая тема Русские народные инструменты, подготовил Соловьёв Игорь.

Вопрос: Какой русский народный инструмент исполнял это произведение? (рожок).

Читайте также:  Папилломы на веках глаз народные средства

— Прослушайте ещё одно произведение: «Былинные наигрыши» (гусли).

Вопрос: Какой инструмент звучал в этом произведении?(гусли)

– В какой опере встречается былинник? ( Баян, в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила») Кто автор литературного текста?

Слушание фрагмента: «Первая песнь баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Давайте рассмотрим их на нашей выставке. Учитель даёт детям поиграть на гармони, балалайке и домре. Сам учитель исполнил на домре р.н.п. «Карапет».

– Является ли колокол музыкальным инструментом? ( Да. Колокольная музыка – атрибут православных храмов и символ православной России. Колокола или их имитация часто встречаются в произведениях русских композиторов.

Слушание фрагмента: М.И.Глинка из оперы «Иван Сусанин» хор «Славься».

— По следующей теме нам подготовила сообщение Катя Пимкова:

Кто такие скоморохи?

Слушание «Пляски скоморохов» из оперы «Снегурочка»

Вопрос: По характеру музыка какая? ( весёлая). А мы знаем, скоморохи веселили народ, и поэтому грустной музыки у них не было.

Вот и мы сейчас повеселим наших гостей и ещё попросим поиграть вместе с нами «Русскую плясовую». Но сначала мы оденем скоморошьи колпаки.

Исполнение на шумовых инструментах рнп «Русская плясовая».

Исполнение рнп «А я по лугу», петь весело, чётко произносить слова, правильно драть дыхание.

Заполнить в таблице графы о русской народной музыке.

Слайд6 (ЦЕРКОВНЫЙ ХОР)

Учитель: «Духовная музыка»:- Как мы понимаем выражение «Духовная музыка»

Вопрос:- Как исполняются песнопения в храмах? ( без инструментального сопровождения- а капелла)

Вопрос: – Как называется религия русского народа?(христианская)Крещение Руси было в 988г.

— Сколько лет Россия является христианской? (2012-988=….)

— Назовите имена князя и княгини, которые первыми приняли христианство, а затем и вся Русь стала христианской. В какой реке происходило крещение жителей Киевского княжества?( Днепр ) Как ещё в народе называли князя Владимира? ( Красно Солнышко)

Слайд7 «Князь Владимир», «Княгиня Ольга»

Вопрос: – Какие виды церковных песнопений вы знаете? ( тропарь, величание, стихира, молитва)

Исполняет учитель: стихиру «С вете тихий святыя славы Безсмерного Отца Небеснаго, / Святаго, Блаженного, Иисусе Христе! /Пришедше на запад солнца, видевшее свет вечерний, / поем Отца и Сына и Святаго Духа, Бога. / Достоит еси во вся времена пет быти гласы преподобными, / сыне Божий, живот даяй; / тем же мир Тя славит.

Источник

Урок музыки в 6 классе «Образы русской народной и духовной музыки».

Учитель музыки : Герус Ирина Владимировна

Тема урока: « Образы русской народной и духовной музыки».

Тип урока : интегрированный, музыка и православная культура

Способствовать изучению особенностей развития народной и духовной (церковной) музыки в Древней Руси, знакомству с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте;

Содействовать уяснению особенностей музыкального языка, инструментария, манеры исполнения, используемого в музыке этих направлений;

Воспитывать любовь к русской музыке, понимание связи музыки с жизнью человека, его отношение к природе, самому себе.

Оборудование: Магнитофон и аудиозаписи музыкальных произведений:

использование ИКТ: тема урока, иллюстрации к теме, раздаточный материал расчерченная таблица для работы учащихся; картинка «Луг»,цветочки 2-х цветов для рефлексии (красные и синие); изображение русских народных инструментов; портрет Н.А. Римского – Корсакова; икона Всем святым.

— Повторение русских народных песен, изученных ранее, с использованием оркестровых ударных инструментов;

— Подготовка устных сообщений по заданным темам.

Звучит русская народная песня о Родине.

II . Обобщение изученного материала. Проверка ранее полученных знаний.

— Как дошли до нашего времени народные песни, которые были сочинены в древности?

— Какие народные музыкальные инструменты вы знаете?

— Что мы понимаем под названием Духовная музыка?

Учитель :- Ребята, как вы думаете, какой будет тема нашего урока? ( ответы учащихся)

Да, на этом уроке мы подведём итог наших уроков, на которых мы много говорили об образах русской народной и духовной музыки.

— Есть ли в образах этих двух областей культур что-то общее? Об этом мы узнаем, когда по ходу урока мы будем заполнять таблицы, которые лежат у вас на парте.

1.Слушание устных сообщений учащихся, данных им заблаговременно. Сопутствие комментариев учителя, музыкальных вставок, вопросов

— Готовясь к этому уроку вы проводили исследование по темам, которые были вам даны.И так первая тема была у Вадима Ломака.

— Музыка на народных праздниках. Ученик зачитывает сообщение:

Звучат фрагменты оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» фрагмент «Пляска скоморохов», хор «Проводы Масленицы»;

-Присутствует ли русская народная музыка на современных народных праздниках? Приведите примеры. ( колядки, песни и игры на Масленицу, хороводы и танцы…)

Русские народные инструменты

Русские народные инструменты

Баян отличается большой полнотой и силой звука, на нем возможно исполнение сложных музыкальных произведений. Баян впервые был сконструирован в начале настоящего столетия П.Е. Стерлиговым

Аккордеон— музыкальный инструмент, ручная гармоника. В русской традиции так принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа (обычно несколько тембровых регистров) — в отличие, например, от баяна. Первый аккордеон запатентовал и дал ему название венский мастер К. Демиан (1829). Ранние модели имели 5—10 кнопок на правой и 2—4 на левой клавиатурах, при смене движения меха извлекались звуки разной высоты.

Гармошка – популярный народный инструмент, который раньше можно было увидеть практически на любом деревенском празднике. гармонь 25 клавиш (кнопки) в мелодии (правая рука) и 25 кнопки в басах или аккомпанементе (левая рука).

Свистулька — народный музыкальный инструмент. Могут изготовляться из глины дерева пластмассы.

Читайте также:  Хороводный шаг русская народная мелодия обработка т ломовой

Волынка — традиционный музыкальный духовой инструмент многих народов Европы и Азии. Представляет собой воздушный резервуар, который, обыкновенно, делается из телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикрепленными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.

Сурна, иногда называемая сурьмой или сурепкой, делалась обычно из карагача. Звук у сурны резкий и гнусавый. Употреблялась она либо скоморохами в их буйных, удалых плясках, либо в военном обиходе

Вопрос: Какой русский народный инструмент исполнял это произведение? (рожок).

— Прослушайте ещё одно произведение : «Былинные наигрыши» (гусли).

Вопрос: Какой инструмент звучал в этом произведении?(гусли)

– В какой опере встречается былинник? ( Баян, в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила») Кто автор литературного текста?

Слушание фрагмента: «Первая песнь баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

– Является ли колокол музыкальным инструментом? ( Да. Колокольная музыка – атрибут православных храмов и символ православной России. Колокола или их имитация часто встречаются в произведениях русских композиторов.

Слушание фрагмента: М.И.Глинка из оперы «Иван Сусанин» хор «Славься».

По следующей теме ученик зачитывает сообщение :

Кто такие скоморохи?

Скоморохи — русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существует два основных варианта происхождения этого слова (первый вариант более вероятен):

«Скоморох» — переоформление греч. skōmmarchos «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения skōmma «шутка, насмешка» и archos «начальник, вождь».

От араб. mascara «шутка, шут».

Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.

Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.

Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70—100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.

На Руси представителями средневековой карнавально-смеховой культуры были скоморохи. Наряду с понятием «святость» на Руси была тесно связана и обратная сторона социокультурной жизни – «смеховой мир».

В Западной Европе в средневековье существовали многочисленные шпильманы, жонглеры и пр. Зимой и летом бродили они по городам и селам, плясали и пели, показывали фокусы, дрессированных животных, разыгрывали смешные фарсы. Их можно было увидеть и под сводами феодального замка, и на шумных площадях средневековых городов. В свои пляски они вводили сложные фигуры, головоломные прыжки и поддержки. Танец они соединяли с акробатикой и т. д. Для того, чтобы публика ходила на их представления, им приходилось все время совершенствовать мастерство.

Первыми скоморохами на Руси были, возможно, бродячие иноземцы: артисты-мимы, народные музыканты и др., которые быстро «обрусели». Их ряды быстро пополнялись теми русскими «веселыми» людьми, у которых обнаруживался талант к бродяжничеству и шутовству, веселым выдумкам. Считается, что в их число попадали и бывшие языческие жрецы («кудесники»), которые могли показывать «чудеса» (фокусы). Скоморохи были первыми русскими актерами-профессионалами.

Слушание «Пляски скоморохов» из оперы «Снегурочка»

Вопрос: По характеру музыка какая? ( весёлая). А мы знаем, скоморохи веселили народ, и поэтому грустной музыки у них не было.

Вот и мы сейчас повеселим наших гостей и ещё попросим поиграть вместе с нами «Русскую плясовую». Но сначала мы оденем скоморошьи колпаки.

Исполнение на шумовых инструментах рнп «Русская плясовая».

Заполнение в таблице графы о русской народной музыке.

Учитель: « Духовная музыка »:- Как мы понимаем выражение «Духовная музыка»

Духовная музыка — это музыка религиозного характера, создаваемая для исполнения во время молитв, богослужений и в быту. Она, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания. Духовная музыка позволяет почувствовать свою сущность, осознать свой дух и его смысл. Духовная музыка может служить инструментом познания себя и бога.

Вопрос:- Как исполняются песнопения в храмах? ( без инструментального сопровождения- а капелла)

Вопрос: Как называется религия русского народа?(христианская)Крещение Руси было в 988г.

— Сколько лет Россия является христианской? (2018-988=1930.)

— Назовите имена князя и княгини, которые первыми приняли христианство, а затем и вся Русь стала христианской. В какой реке происходило крещение жителей Киевского княжества?( Днепр ) Как ещё в народе называли князя Владимира? ( Красно Солнышко)

«Князь Владимир», «Княгиня Ольга»

Вопрос: – Какие виды церковных песнопений вы знаете? ( тропарь, величание, стихира, молитва)

Исполняет учитель : стихиру «С вете тихий святыя славы Безсмерного Отца Небеснаго, / Святаго, Блаженного, Иисусе Христе! /Пришедше на запад солнца, видевшее свет вечерний, / поем Отца и Сына и Святаго Духа, Бога. / Достоит еси во вся времена пет быти гласы преподобными, / сыне Божий, живот даяй; / тем же мир Тя славит.

Заполнение таблицы о духовной музыке

Вывод : Сходства двух областей культуры русского народа в том, что выразительные средства используются одинаково, одни приёмы исполнения голосовых партий, образы: в музыке поют о людях, которые в силу своих поступков стали героями народных песен или святыми, возвеличенными церковью.

Читайте также:  Что относится к народной медицине

Различия в том, что духовная православная музыка не исполняется музыкальным инструментом, сдержанны выразительные средства и звучит преимущественно в храмах.

Под любую песню о Родине наделить цветочками «Луг», нарисованный в виде картины. Красный цвет цветка: удовлетворён работой, нравится урок; синий – плохо воспринял тему, не нравится обстановка или учитель.

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская /Музыка. Методическое пособие 5-6 классы/Москва, «Просвещение» 2005.

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская/Музыка. Учебник 6 класс/ Москва, «Просвещение» 2005.

А.Кураев, « Основы православной культуры». Учебник 4 класс / Москва, «Просвещение» 2012. Интернет ресурсы.

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская /Музыка. Методическое пособие 5-6 классы/Москва, «Просвещение» 2005.

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская/Музыка. Учебник 6 класс/ Москва, «Просвещение» 2005.

А.Кураев, « Основы православной культуры». Учебник 4 класс / Москва, «Просвещение» 2012. Интернет ресурсы.

Сравнивание двух областей культуры, нахождение сходств и различий.

Источник

Конспект урока музыки 6 класс «Образы русской народной и духовной музыки»

Тема урока: «Образы русской народной и духовной музыки»

Цель урока: Познакомить с музыкальным искусством Древней Руси, проследить интонационно-образную связь русской музыки прошлого и настоящего.

Знаменный распев, крюковая запись, Литургия, Всенощная, молитва Шестопсалмие, стихира, скоморох, домра, сопель, гудок.

I Организационный момент.

Слушательская деятельность. Задачи: Найти отличительные черты фольклора.

У: Сейчас вы услышите музыкальный фрагмент из третьего действия оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.

Какой характер этой музыки?

К какому жанру можно отнести этот номер?

— К жанру танцевальной музыки. К русской пляске.

У: Этот фрагмент называется «Пляска скоморохов»

Вопрос: Какие особенности русской пляски передал композитор в этом фрагменте?

Д: Это свобода мелодий, каждое из них имеет вариационное развитие.

У: Запомним две отличительные черты фольклора: импровизационность и вариационность.

Слушаем второй музыкальный фрагмент. Звучит хор «Во кузнице» из оперы «В бурю».

У: Вопрос: Назовите черты импровизационности и вариационности.

Д: Переход темы из голоса в голос. Сочетание ансамблевого и хорового звучания. Выразительность звучание голосов.

Вариационность присутствует в сопровождении оркестра.

IV Работа с учебником.

Углубить понятие музыкального образа.

Д: Читают стр. 6,7, отвечают, как понимают музыкальный образ.

У: В прослушанной музыке мы видим образ жизнерадостной, смелой, энергичной русской души. Итак, музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях.

V Слушательская деятельность.

Слово учителя о направлениях музыкального искусства Древней Руси с показом слайдов – иллюстраций.

У: Искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях: Духовная (церковная) музыка и народное музыкальное творчество – фольклор. Нам известны уже некоторые певцы – гусляры: Баян, Садко. Они запечатлены в произведениях литературы, изобразительном искусстве, музыке. (Слайд о певцах-сказителях)

С принятием христианства в 10 веке Киевское государство укрепило свои позиции. При дворе киевских князей появились первые профессиональные музыканты – скоморохи. Это были синкретичесие артисты: они обладали искусством декламации, актерским искусством, искусством акробатики, могли делать фокусы, а также отличались игрой на народных музыкальных инструментах, пели различные песни. Без них не проходил ни один пир, ни одно торжество при дворе. (Слайд о скоморохах)

Другая ветвь скоморохов странствовали по деревням и городам. Они веселили народ, участвовали во всех обрядах, а также высмеивали недостатки существующие в жизни общества. За их порой язвительные шутки светские и церковные власти преследовали их. Их ссылали в Сибирь, на Север, а музыкальные инструменты уничтожались. Это нанесло большой урон музыкальному искусству. (Слайд о скоморохах с муз.инструментами)

На Руси господствующей культурной силой была Церковь. Она была центром русской письменности. На службу религии были поставлены разные виды искусства; архитектура, живопись, музыка. (Слайд с эпиграфом Белинского)

Основной вид богослужебного пения назывался знаменным. Знаменное пение – это пение духовных песнопений по знаком (знак – это знамень, славянское слово). (Слайд с знаменной записью)

Наиболее часто употребляющийся знак был « крюк», поэтому знаменное пение называлось ещё крюковым пением. Знаменная нотация не точно фиксировала высоту звука, а указывало лишь направление движения мелодии, необходимы были хорошие память и слух певца.

(Слайд с крюковыми знаками)

Церковное пение сначала было одночастным, унисонным, мужским, пением а капелла, безымянным. Главнейшую роль в церковном пении играло мелодическое начало.

(Слайд Софийского собора в Новгороде)

Литургия и Всенощная – главные службы в религиозной культуре. Литургия (Обедня) – совершается в предобеденное время. Всенощное бдение – служится перед великими праздниками. Оно состоит из Вечерни и Утрени.

Хор «Свете тихий» звучит в середине 1 части Великой Вечере. Поется о духовном свете, просвешающем человека. «Христос – источник благодатного света». Хор звучит как лирическое размышление о будущем. Это –гимн прославляющий Иисуса Христа.

Тест на определение эмоционального состояния в прослушенной музыке.

Слушание «Шестопсалмие» (чтение шести псалмов Давида). Здесь раскрывается приподнятое состояние души человека праведного, негрешного и скорбь души отягощенного грехами.

Д: Размеренное движение, поступенное развитие, варьирование основной попевки, которая упорно возвращается к исходному звуку, исполнение а капелла

У: Мы познакомились с понятиями, связанными с русским народным музыкальным фольклором и некоторыми жанрами духовной музыки Древней Руси.

Мы ощутили, глубину и разнообразие русской музыки.

Традиции древнерусского знаменного распева были продолжены композиторами последующих поколений.

VII Певческая деятельность.

Задача: Познакомить с современной песней в жанре молитвы.

Разучивание песни Булата Окуджавы «Молитва».

(Слайд с текстом песни и портретом Б.Окуджавы)

Источник

Правильные рекомендации