Особенности русской народной музыки песни понятия a cappella распевы

А капелла – это пение? Что такое a capella

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

А капелла – это пение без инструментального сопровождения. В современной музыке, в частности, в хип-хопе, так еще называют дорожку с записью голоса, которую можно скачать и использовать отдельно от всей песни.

Термин пришел к нам из XVII века. Изначально так назывался стиль пения в папском богослужении в Сикстинской капелле в Италии. Позже этот термин получил более широкое значение: так стали называть любое пение без инструментального аккомпанемента.

Практически вся музыка на просторах Европы берет свое начало из церкви. Хоровые и ансамблевые формы пения были там в приоритете, впрочем, как и сейчас. Если светская музыка претерпела значительные изменения за прошедшие столетия, то христианская музыка почти не изменилась.

Так, сегодня в православии хоровое церковное пение – это а капелла.

А капелла – что это такое в наше время?

В наше время а капелла – это не только хор, но и дуэт, трио и ансамбль.

Исполнение без сопровождения встречается очень часто в жанре народной песни. Иногда поражает до глубины души, как люди, не получившие музыкального образования, могут а капелла спеть народную песню с двумя-тремя партиями. Русские народные песни всегда звучат очень душевно и трогают за сердце.

Народный фольклор надо беречь, ведь популярная музыка постепенно вытесняет эти душевные песни. Будем надеяться, что в памяти людей – и особенно компьютеров! – народная музыка сохранится на следующую тысячу лет.

Главная сложность исполнения без сопровождения – удерживание заданной тональности от начала и до конца произведения. Особым шиком считается исполнение а капелла в хоровом жанре, когда голоса красиво переливаются и каждый держит свою партию.

Приведу некоторые примеры мастерского исполнения а капелла.

Примеры

Мужской хор а капелла всегда производит волшебное впечатление. Глубина, мощь и сила всегда были отличительными чертами мужского хора.

В этом примере мы видим, как хор Сретенского монастыря исполняет песню «Конь» группы «Любе».

Все привыкли к этой песне как к эстрадной, а хоровое исполнение смешивает жанры. К тому же сама песня давно стала народной.

Известный коллектив «Хор Турецкого» исполняет многие свои композиции а капелла. Солисты не боятся сложностей, каждый член хора держит свою партию абсолютно блистательно.

А капелла у женщин

А капелла у женщин – это также пение без сопровождения. Не только в женском хоре, но и всегда музыкальные произведения а капелла долго разучиваются. Ведь те недочеты, которые можно спрятать за аккомпанементом, в исполнении а капелла вылезут наружу. Потому при исполнении а капелла следует очень четко знать музыкальный материал.

Это смешанный хор с девушкой-солисткой. Очень проникновенная народная песня. Кубанский казачий хор – это что-то неповторимое: невероятная палитра звука и красивые индивидуальные голоса!

Послушайте а капелла у ансамблей. Когда в ансамбле голоса подобраны профессионально, любая песня звучит по-особенному красиво:

Сложности сольного исполнения

В хоровом и ансамблевом исполнении за чистоту пения – ответственность коллективная.

В сольном исполнении за все отвечает сам музыкант! Иногда и под музыку спеть чисто достаточно непросто, а без музыки эта задача становится и вовсе непосильной! Поэтому только опытные вокалисты могут себе позволить спеть а капелла.

В видео ниже а капелла поет Елена Ваенга. Интересно, что известная исполнительница волнуется и настраивается, прежде чем спеть без аккомпанемента. Очень показательный момент:

Если уж такая опытная вокалистка испытывает трудности при исполнении а капелла, то начинающим вокалистам придется совсем тяжко.

А капелла коллектива Pentatonix

Не могу пройти мимо прекрасного коллектива Pentatonix. Здесь связано все: и битбокс, и а капелла. Партии исполняются настолько мастерски, что голоса можно принять за звуки музыкальных инструментов:

Когда живые голоса имитируют различные инструменты, это вызывает только восторг и уважение.

Группа Take 6 – это еще одни мастера имитации. Можно только представить, какой труд стоит за этой кажущейся легкостью исполнения. Сколько времени нужно для того, чтобы добиться такого ансамбля голосов и сливания тембров! Это действительно кропотливая и требующая времени работа!

Заключение

А капелла – это сложнейший вокальный жанр, требующий немалой подготовки. Но если вы чувствуете любовь к такому исполнению, то нет ничего невозможного!

Если вы хотите научиться петь а капелла и понять, что это такое, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>

Пробный урок по скайпу

Пройдите стартовый курс

Читайте также

Курсы вокала Пять бесплатных уроков!

Курс игры на гитаре Закажи уроки прямо сейчас!

Подпишитесь Вконтакте Будьте всегда в курсе

Следите на Instagram И делитесь с друзьями

Смотрите на YouTube Видео о вокале и гитаре

Онлайн-школа вокала «Петь легко»

Источник

Специфические особенности хоровой музыки.

Лекция

Хоровые жанры

Хоровое пение – достаточно специфическая область искусства имеющее в своей основе идею приобщения к музыке посредством коллективного пения.

Хоровая музыка существует и как искусство народное, и как профессиональное. В музыкальном фольклоре основным жанром хорового пения является народная песня. Народная и профессиональная хоровая музыка существует либо в виде художественно законченных, структурно замкнутых, либо в виде разомкнутых форм свободно длящегося хорового песнетворчества. Хоровая музыка различаются по составу хора, по исторически сложившемуся типу многоголосия, по типу взаимодействия с другими видами искусства. Хоровые композиции могут существовать как самостоятельные произведения или входить в качестве отдельной части в более крупные сочинения (оперы, оратории, симфонии и т. д.). Широкое распространение получили обработки, аранжировки, переложения, транскрипции для хора, произведения вокальных или инструментальных жанров.

Специфические средства художественной выразительности хоровой музыки обусловлены вокальной природой хорового искусства и поэтому находится в зависимости от диапазона певческих голосов, их тембровых особенностей, технических возможностей. Принцип коллективного исполнения определяет применение некоторых приемов, свойственных только хору. К ним относится цепное дыхание, хоровая ataca, пение закрытым, прикрытым, открытым звуком, с закрытым ртом. Специфика хорового звучания в наиболее чистом виде представлена пением a cappella.

Сохранились многочисленные письменные свидетельства об участии хоров в религиозных действиях Вавилона, Палестины.

Читайте также:  Рассказ о русской народной одежде кратко

В античной литературе установилась дифференциация на певческие голоса разного уровня: высокие, средние, низкие.

Исторически сложившееся разделение на христианство, католичество и православие во многом обособило культурные регионы Европы, что сказалось на культовой и светской хоровой музыке. В конце 6 в. папа Григорий I составил антифонарии, песнопения которого легли в основу григорианского пения. Антифонное пение («звук против звука») – тип исполнения произведений, при котором попеременно звучат два Хора (левый и правый клиросы в православной церкви), как бы отвечаю друг другу.

Эпоха возрождения принесла с собой расцвет хорового многоголосия, распространения различных форм светской хоровой музыки, утверждения принципа целостной хоровой композиции, появление новых хоровых жанров.

С. Ланди. Под воздействием оперы сформировались жанры хоровой кантаты и оратории. Кантата зародилась в Италии. Оратория в Греции. Разновидностью ораторий, широко распространенной в Германии, были «Страсти». В 18 в. эти жанры получили дальнейшее развитие и достигли высочайших вершин в творчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта.

На рубеже 16 и 17 вв. в России возник специфический вид строчного пения. Важным этапом в истории русской хоровой музыки явилось партесное пение.

В 17-18 вв. произошли перемены в формах бытования хоровой музыки перестала быть только частью церковных ритуалов, постепенно обрела свою собственную эстетическую функцию. В годы Великой французской революции зародились жанры революционной и массовой песни, широкое распространение получили гимны – марши. Сильнейшее воздействие на развитие хоровой музыки оказало направление «романтизм». Возникают новые формы «хоровая миниатюра» и «романтический хоровой цикл»; стираются стилистические границы между духовной и светской хоровой музыкой. Отличается тенденция жанрового синтеза. Это относится не только к взаимодействию хоровой музыки с другими музыкальными жанрами, но и влиянию на хоровую музыку театра, живописи, литературы и поэзии.

к широкому использованию программности. В Германии хоровая музыка была представлена хорами в операх К. М. Вебера и Р. Вагнера, оратории и кантаты

Ф. Мендельсона. В Италии хоровая музыка главным образом на базе оперы

Дж. Россини, Дж. Верди. Во Франции особенно ярко проявилась тенденция романтического жанрового синтеза.

В середине 19 в. церковная хоровая музыка и искусство культового пения отходят на второй план.

Хоровая музыка выдающихся мастеров 20 века не может быть заключена в рамки одного течения. Самобытно глубоко и национально творчество К. Орфа, в сочинениях которого широко используются хоры. Плодотворно работал в жанрах хоровой музыки Б. Бриттен.

Октябрьская революция 1917 года внесла глубокие изменения в хоровую культуру. Основные жанры советской хоровой культуры – хоровая народная и массовая песня. 4

После 2-й мировой войны 1939-1945 годы заметно укрепляются связи между хоровыми культурами разных стран. Во многих из них проводятся хоровые фестивали и конкурсы.

Лучшие хоровые коллективы – Республиканская русская хоровая капелла, Государственный академический русский хор союза ССР, Ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. Александрова.

Специфические особенности хоровой музыки.

1. Все хоровые коллективы можно разделить на профессиональные, любительские, бытовые.

— Бытовые хоры, как правило, организовывались по принципу совместной трудовой деятельности или места жительства. Так, например, в деревнях старой России во время полевых работ или отдыха возникал хор. Среди работающих находился талантливый запевала, который начинал песню и вёл её до конца. Все остальные, внимательно слушая ведущий голос, подстраивались к нему, украшая его своим мелодическим узором и лилась песня, исполненная великой любви к жизни. Такой самодеятельный, как принято теперь называть, хор существовал практически в каждой деревне, в каждом селе.

Хоровые коллективы были в университетах, институтах, средних специальных учебных заведениях и школах.

2. Тип Хора определяется в зависимости от количества хоровых партий и состава его участников.

Xор может состоять из одной партии, двух, трех, четырех и более. В зависимости от состава участников классифицируется на:

однородный мужской(тенор, бас) – Хор, состоящий только из мужских голосов; бывает:двухголосный (тенора и басы), трехголосный (1-е, 2-е тенора и басы или 1-е тенора, 1-е и 2-е басы), четырехголосный (1-е, 2-е тенора, 1-е, 2-е басы);

однородный женский(сопрано, альты) – Хор, состоящий из женских голосов; бывает: двухголосный (1 и 2 сопрано), трехголосный (1 и 2 сопрано, альты), четырехголосный (1 и 2 сопрано, 1 и 2 альты);

Деление Хора на группы придает Хору прозрачность и разные звуковые краски. Xоровая партитура пишется гармоническими аккордами, с преобладающею мелодией в одном голосе, или полифонически, когда, каждому голосу дается мелодический рисунок.

Гармония придает полноту и большую звучность; полифония придает ощущение широты, но менее сильна по звучанию. Упорное преследование в Хоре только одного из этих эффектов производит монотонность. Лучше менять приемы, переходя от гармонии к полифонии и обратно. При хоровом пении следует обращать особое внимание на правильность произношения текста, т.е. ставить слова так, чтобы слоги с акцентами приходились на сильные доли такта.

Для Хора используются стихи, преимущественно рифмованные, с лирическим содержанием. Текст, должен быть прост, ясен и отличаться определенным настроением. Фразы стихов должны быть короткими. Хоры бывают духовные и светские; применяются в ораториях, кантатах, операх и в виде самостоятельных концертных номеров. Пишутся Xоры с аккомпанементом и без него (a cappella).

Минимальный состав Хора – 12 человек, максимальный – 100-120 человек. Иногда несколько коллективов объединяются в сводный Хор(от 200 – 800 человек). Сводные Хоры выступают на больших праздничных концертах, на праздниках песни.

Вопросы для самоконтроля.

с иллюстрациями и дополнительными материалами – «Хор в музыке».

Источник

Конспект хорового занятия : «Особенности русской народной песни»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дворец детского (юношеского) творчества Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект хорового занятия

Тема: «Особенности русской народной песни»

Педагог дополнительного образования

Солонцова Татьяна Петровна

Конспект хорового занятия

Педагог : Солонцова Татьяна Петровна

Тема урока : «Особенности русской народной песни».

Цель урока : Выявить и осознать характерные черты русской народной и композиторской песни.

обеспечить понимание различия русской народной и композиторской песни.

выявить характерные черты русской народной песни.

дать понятие «канон»;

обеспечить исполнение канона;

развивать вокально-хоровые навыки.

укрепить навык внимательного слушания музыки;

доставить детям радость от общения с хорошей музыкой.

Тип урока : введение в тему

словесные (беседа, диалог);

наглядные (зрительная и слуховая наглядность);

практические (овладение вокально-хоровыми навыками при работе над песней);

метод ретроспективы, перспективы;

Основные понятия, изучаемые на уроке:

«канон», протяжная, поступенная, певучая.

Читайте также:  Сценарий русские народные игры для детей

Задания для учащихся на уроке:

выявить характерные особенности в различных русских народных песнях.

мысленно нарисовать картину.

Произведения, изучаемые на уроке:

РНП «Как пойду я на быструю речку».

РНП «Во поле береза стояла».

РНП «Среди долины ровныя».

М. Старокадомский «Поезд».

РНП «Посею лебеду на берегу».

РНП «Со вьюном я хожу».

П.И.Чайковский. IV симфония, 2 часть.

Структурный план урока:

Вход, организация; 2 мин.

Введение в тему; 8 мин.

Работа над песней; 13 мин.

Слушание музыки 10 мин.

Обобщение, завершение урока 2 мин.

Звучит I симфония П.И.Чайковского 4 часть

У: Ребята, когда вы входили, музыка какого народа звучала?

Д: Русского, белорусского, польского…

У: Ребята, давайте еще раз внимательно послушаем. Есть ли в этой музыке что-то родное, близкое нам и музыке нашего народа (слушаем еще раз фрагмент 4-й часити симфонии).

У: Совершенно верно. У русской народной музыки есть свои характерные особенности, которые мы с вами сможем определить. Для этого я вам спою сейчас песню, а вы скажите, какая она? (пою РНП «Как пойду я на быструю речку», использую метод свободного дирижирования).

Д: Красивая, хорошо её петь.

У: Можно сказать что певучая?

У: А как это можно нарисовать?

(Вызываю ребенка к доске и он рисует ).

У: Молодец! Давайте узнаем еще одну особенность русских народных песен. ( пою РНП «Во поле береза стояла», рисую на доске лесенку и показываю на примере этой песни ).

Д: Она как будто по ступенькам спускается.

У: Да, поступенная. Как это можно нарисовать?

(выходит ученик и рисует на доске ).

Хорошо! И еще одна особенность есть в Русских народных песнях. Послушайте внимательно! (пою РНП «Среди долины ровныя». Использую метод свободного дирижирования). Ребята, какая эта песня?

Д: очень длинная, протяжная.

У: Молодцы, она такая протяжная, потому что Родина у нас необъятная. Обозначить её мы можем так:

Итак, какие мы теперь знаем особенности Русской Народной Песни?

Д: Протяжная, поступенная, певучая.

У: Молодцы! Ребята, а кто писал народные песни?

У: А о чем эти песни?

У: Да, о том, что мы с вами видим вокруг.

А вы любите путешествовать?

У: Давайте сейчас поедем далеко-далеко за город на поезде, хотите?

(Музыкально-пластическая деятельность. М..Старокадомский «Поезд». Показываю, как едет поезд, с какой скоростью; обращаю внимание, что поезд сначала едет медленно, потом разгоняется, а позже тормозит).

У: Приехали! Выходим из поезда, а перед нами широкий луг. Давайте про него споем. (Распевка: РНП «А я по лугу».)

(Сначала обращаю внимание детей на правильную певческую установку. Разучиваем 1-ю фразу. Обращаю внимание на округлость гласных; на ведение длинной фразы, думаем, к какому слову она идет; не «садимся» на 1-й звук. Слушаю, как поет каждый ребенок. Поем 2 одинаковые фразы в различных характерах, как будто эхо. Разучиваем 2-ую фразу. Показываю движения руками, чтобы легче было вести фразу. Делаем это все вместе.)

У: Погуляли мы с вами по лугу и вышли к речке. И про неё есть песенка. Послушайте.

(Исполняю: «Посею лебеду на берегу». Разучиваем по фразам. Обращаю внимание на поступенность мелодии, зрительная наглядность(лесенка на доске), использую метод высотного тактирования. Исполняем песню с движениями).

У: Погуляли – пойдем обратно. Вы знаете, что на Руси очень любили водить хороводы. И я бы хотела, чтобы мы с вами поводили хоровод.

(Исполняю «Со вьюном я хожу». На доске нарисован вьюн. Использую метод зрительной наглядности. Дети очень быстро запомнили непростую мелодию этой песни. Обращаю внимание на округлость гласных, ведение фразы).

5. Работа над песней;

У: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое неизвестное нам слово там написано?

У: Я вам сейчас расскажу, что это такое, а вы послушайте внимательно.

Давайте петь канон, совсем не труден он,

Пол хора впереди, пол хора позади,

Понять нас мудрено, хоть мы поем одно.

У: Ребята, как можно петь одно и тоже так, чтобы нас не поняли?

Д: Нужно петь не вместе.

У: Правильно! Сейчас мы вам его исполним.

(Исполняем «Со вьюном я хожу» каноном.)

(Поем каноном. Пол класса со мной, пол класса с Зинаидой Юрьевной).

У. Но это ведь хоровод. Задвиньте, пожалуйста стулья и мы сейчас будем водить настоящий хоровод. (Детям очень понравилось!).

Вот мы и совершили наше путешествие. Вам понравилось?

У: Русские композиторы тоже часто совершали путешествия, слушали народные мелодии, а потом писали похожие в своих произведениях. Русские композиторы тоже выражали в музыке то, что видели вокруг, то есть о нашей Родине. Сейчас я вам прочитаю одно стихотворение и потом мы послушаем музыку. Мне кажется, что в этих произведениях выражается вся любовь композиторов и поэтов к России. (Стихотворение Рубцова «Взойду на холм и упаду траву…», IV симфония 2часть).

У: А эта музыка похожа на русскую народную?

У: А чем отличается?

Д: У музыки композитора есть аккомпанемент.

У: Ребята, а что вы представили, когда слушали эту музыку?

(Показываю ребятам картины Васильева)

У: Ребята, все ли картины подходят?

Д: Нет, только те, которые показывают просторы нашей Родины.

7. Обобщение, завершение урока.

У: Правильно, ребята. Мы с вами сегодня узнали, как чутко передаются в музыке всё то, что мы с вами видим вокруг, т.е. наша Родина.

Источник

Открытый урок на тему «Работа с ансамблем. Пение а капелла, как способ гармоничного воспитания вокалиста»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств»

п. Камыши Курского района Курской области

Открытый урок по программе «Хоровой класс»

с обучающимися 4-5 классов

Тема: «Работа с вокальным ансамблем. Пение

первой категории Москалюк

Тема открытого урока:

Урок проведён с обучающимися 4-5 классов вокального отделения в количестве 4-х человек.

Музыкальный репертуар: Р.н.п. «Комара женить мы будем», И. Поклад «Чаривна скрипка».

Цель урока: углубление полученных ранее знаний, развитие творческого воображения и эстетического восприятия.

— добиваться чистого унисона, как основы для развития гармонического слуха;

— выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;

Закреплять навык сольфеджирования, для сознательного усвоения музыкального материала.

— развитие музыкальной восприимчивости – умения слышать и слушать, анализировать и сопоставлять;

— расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар.

— воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности;

— воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Тип урока: применение знаний и умений для разучивания произведений.

Читайте также:  Плохо растет виноград чем подкормить народные средства

Форма занятия: групповая.

— технология формирования мотиваций.

— ориентация на индивидуальные способности обучающихся.

— наглядный (слуховой и зрительный);

— словесный (обсуждение характера песен, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

— объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

— творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

— применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос;

— побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

— сопоставление песен, различных по характеру;

— вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

— представление в «уме» первого звука уже на дыхании;

— вокализация песен на слог и сольфеджио;

— задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в двухголосии

— образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образным мышлением ;

— юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

— психологически – комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

— личностно – ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;

— учет индивидуальных особенностей;

Материальное обеспечение урока: стулья, фортепиано, музыкальный центр, художественные иллюстрации, аудио диск, ноты.

Тематическая направленность урока позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал обучающихся, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Актуальность темы связана с ростом числа вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. Каждый учащийся ансамбля находит возможность для творческого самовыражения личности через ансамблевое акапельное пение народных и современных песен. Увлеченность модными новинками, звуковыми эффектами и неумение видеть в музыке подлинно ценное, духовно обедняет, а порой и опустошает еще не сформированную личность.

Поэтому задача педагога дать своим ученикам необходимые навыки вокального мастерства (интонирование, звукоизвлечение, дыхание, дикцию, художественное воплощение), научить отбирать лучшее, что даёт нам искусство, работать над собой.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для юного певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

1.Организационный момент. (2 мин.)

Вопрос: что такое «а капелла»?

Ответ: пение без сопровождения.

По – итальянски слово «капелла» означает «часовня» (как в часовне).

Часовня – это маленькая церковь. Хор здесь пел без всякого музыкального сопровождения. Такое пение получило название «а капелла». Пение «а капелла» само по себе удивительно красиво, в нем широко раскрывается певческая прелесть человеческого голоса. И пение а капелла вышло из маленьких часовен на простор. Весь мир принял этот стиль хорового пения. У нас тоже очень любят пение а капелла. Его можно услышать в музыкальных школах, студиях, домах творчества. Есть прославленные коллективы в Москве, Грузии, Белоруссии, Литве. Такие коллективы носят название «капелла»

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формированию основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из индивидуальных особенностей детей.

2. Распевание: (8 мин.)

— активизация работы дыхательными упражнениями А. Стрельниковой. Выполняю два упражнения «Ладошки» и «Погончики».

— пение на одном звуке со сменной гармонией на хорошей опоре на слог «да», стимулирует ровный выдох и ровное ведение звука.

— распевка по звукам развёрнутого тонического трезвучия на стаккато, внимание на интонирование верхней тоники – даёт возможность для формирования купола.

— техническое упражнение «зи-и-и-и я-а-а» с упором на формирование округлых звуков, единую манеру исполнения.

— распевка на подготовку дикции – «Штра-штре-штри-штро-штру» по

3. Работа над русской народной песней «Комара женить мы будем».

Вопрос: что такое русская народная песня?

Ответ: песня сочинённая народом.

Задача: добиться хорошего академического звука, не потеряв юмористического характера произведения. Для достижения хорошего ансамбля начинаю работу в медленном темпе закрытым ртом, выстраиваю унисон в начальном проведении темы и 2-хголосие в дальнейшем музыкальном построении.

Продолжаю работу пением с текстом. Чтобы не утомлять постоянными остановками учеников, пока не обращаю внимания на мелкие погрешности в интонации, работаю над более глобальными вещами.

Задача: добиться единой манеры произношения текста, округлять звуки для единой манеры интонирования, показать шуточный характер песни, провести работу над художественным образом путём включения театральных элементов. Контролировать паузы между куплетами, требовать от исполнителей песни в сложных ритмических моментах строго считать в уме.

Так как темпы в куплетах меняются (следуя содержанию песни), то здесь нужно вырабатывать единую темповую манеру, все певческие задачи выполнять по руке дирижёра.

3. Работа над песней Ю. Поклада «Чаривна скрипка». (18 мин.)

Вопрос: назвать трудности этой песни?

Ответ: украинский язык, трудности с дыханием на длинных фразах, 3-хголосие.

— терпеливо ждать момента, когда партии будут хорошо усвоены;

— пение 3-хголосием давать дозировано;

— приободрять детей и вселять веру, что всё получится, беречь их психику;

— чередовать работу индивидуальную и групповую;

Подготавливаю работу 3-хголосной распевкой на слог «ву».

Задача: добиться единой манеры исполнения, следить за дыханием. Следующий этап работы – это пение с текстом. Сложность исполнения – украинский язык. Напоминаю как произносится украинский текст.

Задача: следить за правильным произношением украинского текста и по необходимости исправлять, стараться исполнять в единой манере звука и динамики. Следить за правильным исполнением распевов и ритмическими сложностями, контролировать дыхание. Так как произведение ещё «сырое», не заостряю внимания на текстовые и интонационные сбои, по этой же причине считаю работу над художественным образом преждевременной.

Для заинтересованности и как пример исполнения даю возможность прослушать эту песню в исполнении ансамбля «Крещендо».

Заключительный момент: подводим итоги урока.(2 мин.)

Вопрос: что у нас сегодня прозвучало хорошо?

Вопрос: какие моменты не удались?

рассказать о жанрах русских народных песен.

сочинить1-2 потешки и рассказать о её значении.

— А. Стрельникова «Дыхательная гимнастика».

— Е. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг».

Источник

Правильные рекомендации