Особенности русской народной песни 5 класс

Особенности русской народной песни 5 класс

О лицее

Особенности русской народной песни

Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Прач, придворный композитор и собиратель народных песен, в предисловии к «Собранию русских народных песен» (1790), говорит, что композитор Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, «чтобы они были случайным творением простых людей, но полагал их произведением искусных музыкальных сочинителей».

Народная песня – музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня – одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным фольклором.

Народную песню отличает богатство жанров (разновидностей), различных по происхождению, характеру и значению в народной жизни. Существенная черта большинства жанров народной песни – непосредственная связь её с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие,

обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества – колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, игровые календарные и т. п.), а также хороводные, игровые, плясовые, песни-былины, исторические народные песни.

Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев. Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая разновидность общества имеет свою песенную лирику.

Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот. Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс. Можно отметить вариантность народной песни: на один текст создавались разные мелодии, а на одну мелодию можно встретить разные тексты.

Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Народная песня занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Особенности русской народной песни.

1. Исполнение без музыкального сопровождения – а капелла.

2. Начинал песню кто-то один (запевала), затем постепенно присоединялись другие голоса.

3. В народных песнях много распевов, поэтому большинство р.н.п. протяжные,

4. В мелодиях р.н.п. часто встречаются остановки на долгих звуках, что создаёт ощущение устойчивости музыки, неторопливости.

5. Для р.н.п. характерно вариационное развитие от куплета к куплету, что тоже украшает музыку, придаёт богатство её звучанию.

Вспомним: Вариации – такое построение музыки, при котором одна и та же тема (мелодия), повторяясь, звучит несколько раз, но каждый раз по-разному.

Слушаем русскую народную песню «Вниз по матушке, по Волге». В ней встречаются все выше перечисленные особенности.

Вниз по матушке по Во… по Волге,

По широкому раздолью,

По широкому раздолью, эх раздолью

Поднималась непого… погода.

Немалая, волно… волновая.

Ничего в волнах не видно, не видно

Только видно, только слышно, только слышно

Только видно, только слышно, слышно

Одна лодочка чернеет,

Только паруса белеют.

Вопросы для проверки :

1. Перечисли разновидности народных песен, которые ты знаешь.

2. Умей рассказать об особенностях русской народной песни.

Источник

Особенности русской народной песни 5 класс

Вокальная музыка. Русская народная песня.

1.Жанры русской народной песни

Если вдуматься в смысл таких выражений, как «Вся Рос­ сия просится в песню», «С песней на Руси родились», «С доброй песней и жизнь хороша», то становится очевид­ным, что жизнь русского человека немыслима без песни.

Появление разнохарактерных песенных жанров, отличающихся своим эмоциональным содержанием и поэтическими образами, обусловлено связью песенного творчества славян с различными видами земледельческого труда и различными сторонами общественного быта. Старинные народные обычаи, обряды и сопровождающие их песни дают представление и о миропонимании, верованиях народа.

хо­ роводную от лирической, протяжной.

календарные, лирические, игровые,шуточные,

хороводные, колыбельные, трудовые,

обрядовые, протяжные, исторические,

величальные, солдатские, частушки.

Послушай русские народные песни.

1. Определи, к какому жанру они принадлежат.

2.Что объединяет эти песни?

3.В чём особенность каждой песни?

По желанию спой русскую народную песню.

Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказы вала об их праздниках и буднях.

Ой, да не степной орёл
Подымается,
То речной бурлак
Разгуляется!

Читайте также:  Стимулятор овуляции народными средствами

Не летай, орёл,
Низко ко земле,
Не гуляй, бурлак,
Близко к берегу!

Мелодия песни «Ах ты, степь широкая. » нетороп лива и величава.

Рассмотри картину И.Шишкина Среди долины ровныя

Всмотрись в эти картины. О чём они рассказывают?

Александр Блок писал: «Живопись учит смотреть и видеть (этот вещи разные и редко совпадающие)». Пейзаж становится не просто воссозданием реальности, но выражением мысли и мечтаний людей.

Б.Кустодиев «Голубой домик».

Эта картина олицетворяет жизненный круг человека. Здесь люди рождаются, влюбляются, воспитывают детей, стареют. Здесь их провожают в последний путь.

1.Музыку каких жанров можно услышать, глядя на эти картины?

В.Поленов Монастырь над рекой

1. Определи состав исполнителей, какой голос исполняет соло?

2. Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

3. Есть ли общее в песнях «Ах ты, степь широкая. » и

«Ве­ черний звон»? В чём оно проявляется?

4. Какие ещё народные песни ты знаешь? О чём они?

Источник

Урок музыки в 5 классе на тему: «Русские народные песни»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Приветненская школа» города Алушты

«Русские народные песни»

Учебный предмет: музыка

Тема урока: Русские народные песни

Форма урока: урок-путешествие

— закрепление и обобщение знаний о русской народной песне.

-конкретизировать слуховые представления об особенностях народных песен

-развитие ритмических, динамических слуховых особенностей

-развитие вокально-хоровых навыков.

— развитие культуры образной речи, умения следить за развитием музыкальной мысли.

— отработать навыки музыкального и художественного вкуса

— воспитывать у младших школьников интерес к традициям родного края

Формирование предметных УУД:

а) анализировать особенности русских народных песен

б) исполнять музыкальные произведения (пение, музыкально-пластическое движение);

б) соотносить выразительные и изобразительные интонации;

в) общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов;

г) воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, играх, действах);

д) эмоционально, эстетически откликаться на музыкальное искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Формирование личностных УУД:

а) ориентироваться в нравственном содержании музыкальных особенностей русской народной песни

б) знать основные моральные нормы;

в) развитие эстетических чувств, чувства прекрасного;

Формирование познавательных УУД:

а) учиться на слух узнавать песни-хороводы, использовать специальную терминологию;

б) строить сообщения в устной форме;

в) устанавливать причинно-следственные связи.

г)осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника: читать, осмысливать, использовать её;

д)сравнивать предметы, объекты : находить общее и различие

Формирование регулятивных УУД:

-подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, сравнивать их характер;

— работа с текстом песни;

— строить речевые высказывания о музыке в устной форме;

— формулировать собственное мнение и позицию.

— воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

Формирование коммуникативных УУД:

а) участие в коллективном пении;

в) воспринимать различные точки зрения;

г) строить монологическое высказывание;

д) владеть диалогической формой речи;

-метод зрительной наглядности: презентация, аудиозаписи;

-метод слуховой и зрительной наглядности;

-метод эмоциональной драматургии;

-метод взаимодействия с учителем;

-метод сравнения, размышления;

-словесные методы (беседа, разъяснение, объяснение)

разучивание новых песен : «Со вьюном я хожу», «Ах, вы сени, мои сени!», «Где мой конь вороной?», «Солдатушки, браво ребятушки!»,

слушание: русская народная песня «Камаринская»

Эпиграф:
«На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!»

Этап I . Организационный момент.

Дети входят в класс под колокольный звон

1.1. Музыкальное приветствие

Учитель: Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок,

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

«Друзья, поздравляю с началом урока!»

Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня нас ожидает много нового и интересного. Мы отправимся в мир волшебной музыки.

1.2. Эмоциональный настрой

(Дети демонстрируют мажорные или минорные смайлики, в зависимости от их настроения)

Учитель: Ребята, какие звуки встретили вас в классе?

Дети: Колокольный звон

Учитель: Это не просто колокольный звон, это звуки русской земли. С давних пор на Руси человек рождался, жил и умирал под эти звуки. Если надвигалась беда, люди узнавали об этом по тревожному набату колокола, о праздниках возвещал благовест. И сегодня, если рано утром вы выйдете на улицу и прислушаетесь, то услышите песню колоколов, разносящихся над нашим городом. Это значит, что начался новый день. Колокольный звон в начале урока прозвучал не случайно. Эти звуки обозначили тему нашего урока.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь? Попробуйте определить тему урока.

Читайте также:  Русские народные песни жанр былины песни

Дети: «Русская народная песня». (На доске прикрепить табличку с темой урока).

Учитель: У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Русской народной песне не нужны внешние эффекты, а порой и инструментальное сопровождение. Как называется прием исполнения песни без сопровождения инструмента?

Учитель : Какую песню мы исполняли а capella?

Дети: «Со вьюном я хожу».

Этап III . Работа над новым материалом

Учитель: Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. Вот она, русская красавица. Посмотрите, на ее ветвях нет листьев!

В процессе изучения с многообразия народной музыки, мы познакомились с жанрами русской песни. Чем больше жанров вы сейчас назовете, тем больше листиков появится на веточках березы.

Дети называют знакомые жанры русской народной песни, на березке появляются листики с их названиями.

Плясовые
В процессе игры «Назови жанр», учитель просит привести примеры знакомых песен в каждом жанре. Некоторые песни по выбору учителя или детей исполняются в классе.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это строки из стихотворения С.Есенина «Русская песня». Один из учеников, получивший опережающее задание, читает стихотворение:

Песня русская в березах, в хлебах –

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Кто сложил ее, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова ее простые

Душу трогают до слез, столько песен из России,

Сколько в рощицах берез.

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Песни русские такие, что охота подпевать…

Никому не сосчитать.

3.2. Слушание музики : русская народная песня «Камаринская»

Цель: развитие музыкального восприятия учащихся, их эмоционального мира, творческого мышления и способностей.

Слушание новогодних песен

Работа по итогам слушания музыки

а) обсуждение прослушанных произведений

б) работа в парах (подбор карточек с различными характеристиками

музыки – Приложение №1 ).

Этап IV . Музыкальная розминка

а) проведение музыкальной игры: «Мажор и минор»

Этап V . Разучивание песни

а) музыкальная распевка

Цель: разогрев голосового апарата, подготовка к пению.

б ) Разучивание пе сен : : «Со вьюном я хожу», «Ах, вы сени, мои сени!», «Где мой конь вороной?», «Солдатушки, браво ребятушки!»,

разучивание частушек (Приложение №2)

— беседа о характере музыки;

— демонстрация учителем песни;

— исполнения песни уч-ся.

Закрепление новых знаний и умений

— Какой характер прослушанной нами музыки?

— Что хочется делать под эту музыку? (танцевать, петь)

— Какие музыкальные инструменты звучали? (народные)

— Какие у них интонации? (торжественные, праздничные, мелозвучные, лирические)

— О чем они возвещают? (о жизни народа)

Музыкальная викторина (Приложение №3)

Сегодня на уроке мы с вами ещё раз смогли прочувствовать всю красоту и мощь русской народной песни, вспомнили все жанры русского песенного творчества. Я надеюсь, что сегодняшний урок оставил в душе каждого из нас свой след, потому что мы прикоснулись к сокровищнице русской души, которая покорила нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Этап VII . Подведение итогов. Рефлексия

Русь и в песне-то могуча,

И свободна, и гремуча,

И привольна, и звонка!

— Дети, что Вам больше всего понравилось на уроке? А что было труднее всего?

— А сейчас оцените свою работу на уроке (цветные ноты)

Источник

Мир русской песни. 5 класс. Конспект урока

УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеева, Т.Н. Кичак по музыке для 5 класса.

Цель урока: понять, какие стороны жизни отражала русская народная песня

Задачи урока:

Предметные компетенции

Информационная компетенция

Социальная компетенция

Коммуникативная компетенция

Личностная компетенция

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

ИКТ: Презентация «Мир русской песни»

Опыт творческой самореализации обучающихся в процессе изучения народной культуры

Ход урока

Слайд 3

Учитель: Исполнение песни В. Баснера «С чего начинается Родина?» настроит нас на изучение темы «Мир русской музыки».

(Учебник «Музыка», С. 56)

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

Читайте также:  Русская народная песня травушка муравушка ноты

С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденновки,
Что где-то в шкафу мы нашли,
А может, она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?

Учитель: Хорошая песня – это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах.

Учитель: Что всегда отражала русская народная песня? (Найдите ответ в учебнике «Музыка», С. 58)

Ученик: Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи.

Учитель: Что вбирает в себя выражение: «Мир русской песни»?

Ученик: Мир русской песни – это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.

Учитель: Какие слова посвятил песне русский поэт XIX века Иван Суриков.

(Учитель предварительно определяет трёх учеников для выразительного чтения стихотворения).

Учитель: Составьте рассказ по иллюстрации на странице 58 учебника «Музыка».

Из вашего рассуждения мы должны узнать: «Как называется живописный сюжет и кто его автор?», «Что изобразил художник?», «Если бы вы были композитором, какую мелодию бы сочинили?»

Ученики представляют свои литературные опыты.

Слайд 4

Слайд 5

Учитель: Живёт русская народная песня, которая так и называется «Среди долины ровныя».

(Учитель исполняет два куплета песни)

Запись в тетради: РНП «Среди долины ровныя»

Учитель: Какие стороны жизни отражала народная песня? (В поиске ответа вам поможет наш учебник «Музыка»)

Ученик: Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.

Запись в тетради по музыке: РНП «Ах, ты, степь широкая…»

Учитель: Познакомимся с нотной записью народной песни «Ах, ты, степь широкая…» Обратите внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги «-ро», «-доль», «-на», «-ма», «-тушь», «-воль»), на легато – слитное исполнение нескольких нот).

(Учитель исполняет песню.)

Слайд 6

Учитель: Как вы думаете, что общего между русской народной песней «Ах, ты, степь широкая…» и живописным сюжетом В.Д. Поленова «Монастырь над рекой». (В вашем ответе – «помощь учебника» и ваши размышления)

Слайд 7

Ученик: Мелодия песни нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная.

Ученик: Мелодия величава как православные монастыри.

Ученик: Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой – матушкой.

Слушание: хоровое исполнение. РНП «Ах, ты, степь широкая…», CD № 1, фрагмент № 10

Музыкальное рисование в тетради по музыке.

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.

Слайд 8

Запись в тетради по музыке: «Вечерний звон». Стихи И. Козлова

Учитель: Познакомимся с нотной записью № 12, Песня «Вечерний звон».

(Учитель играет аккомпанемент).

Какие звоны изображает аккомпанемент песни?

Ученик: колокольные звоны

Учитель: Какие образы, звучащие в музыке «Вечернего звона», близки русской душе?

В вашем ответе вам будут помощниками текст учебника «Музыка» и иллюстрация И.Левитана «Вечерний звон». [4, 61]

Слайд 9

Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном до́рог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.

Слушание: РНП «Ах, ты, степь широкая…», CD № 1, фрагмент № 10

Музыкальное рисование в тетради по музыке.

Учитель: Есть ли общее в песнях «Ах, ты, степь широкая…» и «Вечерний звон»? В чём оно проявляется? (Читаем вопрос № 2 в учебнике «Музыка»)

Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.

Ученик: Звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.

2. Учитель: Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

Слайд 10

Запись в тетради по музыке: Вывод: Русская народная песня отражала:

Ученик: природу России, её пейзажи

Ученик: быт, чувства и переживания людей

Ученик: будни и праздники народа

Домашнее задание: (Дневник музыкальных наблюдений, С.8)

К выполнению данного задания (ответы на вопросы: «Какие песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?») обращались во время изучения темы «Песня – верный спутник человека».

Слайд 11

Расширим вопрос: Какие народные песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?

(Записать свои размышления, взять интервью в своей семье)

Слайд 12

3. Вокально-хоровая деятельность на уроке

С. 34 «Если другом стала песня»

С. 37 Песня гардемаринов

Слайд 13

Источники:

Источник

Правильные рекомендации