Особенности русской народной сказки царевна лягушка

Анализ русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Разделы: Литература

Цели:

I. Образовательно-развивающие цели:

II. Воспитательные цели: формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: причина – следствие, единство – многообразие, общее – особенное – единичное, возможность – действительность.

Заявка на оценку:

Оборудование: компьютер, текст сказки, карточки философских категорий, лист заданий.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Баллы, время Деятельность учащихся
I.
1.1.

1.2.
1.3.
1.4. Оргмомент.
Проверка готовности учащихся к уроку (наличие карточек, анкет обратной связи).
Знакомство учащихся с заявкой на оценку и критериями оценки
Знакомство с листом заданий.
Выбор координатора урока. 2 мин.
Учащиеся показывают наличие карточек, информируют учителя о количестве вопросов в анкете обратной связи.
Знакомятся с предполагаемой оценкой урока.
Проверяют наличие листов с заданиями, подписывают их.
Напоминание функций координатора (фиксирует активность учащихся в течение урока, поощрительные баллы, определяет лидера). II.
2.1. Анализ темы урока.
Беседа по теме урока:
– Прочитайте тему урока. Как вы ее понимаете? 2 мин.

2 балла Вариант ответа:
Сегодня на уроке мы будем анализировать русскую народную сказку «Царевна-лягушка»: определим сюжет сказки, выявим героев, проанализируем язык сказки (средства выразительности) III.
3.1.

3.3. Работа по теме урока.
Беседа:
– Исходя из темы урока, сформулируйте вопрос-понятие.

– Прежде чем ответить на вопрос, давайте вспомним, какие существенные признаки нужно выделить в содержании понятия?

– Учитывая структуру определения, ответьте на вопрос-понятие

Задание 1.
– Используя карточку №2, сформулируйте вопрос-суждение к теме урока.
Индивидуальный труд

– Попробуйте дать ответ в виде умозаключения на сформулированный вопрос– суждение, используя карточку №6

1. Индивидуальный труд.

– У кого есть другие версии ответа?

2. Если Вы правильно сформулировали вопрос-суждение, то поставьте себе 2 балла.
– Если умозаключение сформулировано верно, поставьте еще 3 балла.
– Если были допущены неточности, то – 2 балла. 8 мин.
2 мин.
1 балл

1 мин.
2 балла

5 мин.

3 балла

3 балла
2 балла Вариант ответа:
Что называется сказкой?

– В содержании понятия обязательно указываются родовой признак и видовые признаки.

Сказка – это жанр эпоса(Р) фантастического характера, имеющий зачин, (В) противопоставление добрых героев злым, счастливый конец.

Вариант ответа:
Как доказать, что данное произведение является сказкой?

Вариант ответа:
Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец, считается сказкой.
А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец.

Источник

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Читательский дневник по русской народной сказке «Царевна-лягушка»

Название произведения: «Царевна-лягушка».

Жанр произведения: народная волшебная сказка.

Главные герои: Иван-царевич, Лягушка — она же Василиса Премудрая.

Второстепенные герои: Царь, братья, невестки, Баба-Яга

Характеристика главных героев:

Иван-царевич — добрый, доверчивый.

Считал, что ему не повезло, но не бросал свою лягушку.

Василиса — мудрая, находчивая и верная жена.

Была лягушкой, превратилась в прекрасную царевну.

Характеристика второстепенных героев:

Старшие братья и невестки — завистливые и гордые.

Царь — хитрый, мудрый, хотел счастья сыновьям.

Баба-яга — мудрая женщина, волшебница.

Краткое содержание сказки «Царевна-лягушка»

Решил царь женить сыновей и велел пустить им стрелы наугад.

Старшим братьям достались невесты купеческие да боярские, а младшему попалась лягушка.

Решил царь проверить невесток. Приказал хлеб испечь.

Жёны старших братьев невкусный хлеб испекли.

А лягушка превратилась в Василису Премудрую, и шикарный каравай приготовила.

Велел царь невесткам ковры выткать.

У жён старших братьев ничего не получилось, а Василиса отличный ковёр выткала, на котором всё царство показала.

Позвал царь невесток на пир.

Превратилась лягушка в красавицу, всех на пиру затмила своей красотой, и мудростью.

Да только Иван поспешил домой и сжёг её шкурку лягушачью.

Обернулась Василиса голубкой и улетела.

Отправился Иван её искать.

Встретил по дороге различных животных, но пощадил их.

И звери ему помочь обещали.

Помогли Ивану медведь, заяц и щука добыть яйцо со смертью Кощея.

Достал Иван иголку и сломал.

Умер Кощей, а Василиса к Ивану вернулась.

Стали они жить счастливо и в любви.

План произведения:

2. Неожиданная невеста.

6. Сожжённая шкурка.

8. Три зверя лесных.

Основная мысль сказки «Царевна-лягушка»

Главная мысль сказки заключается в том, что не стоит человека по его внешности.

Основная идея сказки в том, что свою ошибку нужно уметь исправить.

Ещё одной главной мыслью можно назвать то, что ради любви человек способен преодолеть любые препятствия и трудности.

Чему учит сказка

Сказка учит не судить человека по внешности, а смотреть на его поступки и внутреннюю красоту.

Учит не требовать от человека то, чего он не может выполнить.

Учит ценить своих близких и быть готовым на всё ради них.

Учит бороться за своё счастье и не бояться трудностей.

Учит быть смелыми, отважными, рассудительными и добрыми.

Учит отвечать за свои поступки и думать перед тем, как что-то делать.

Краткий отзыв о сказке «Царевна-лягушка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я была восхищена смелостью и настойчивостью Ивана, и красотой, и мудростью Василисы.

Эти герои были созданы друг для друга.

Никакие препятствия не могли помешать их счастью.

Сказка очень интересная.

В ней много приключений, волшебных превращений.

В сказке присутствует народный юмор, что делает её ещё более привлекательной.

Главный герой преодолел все трудности и сумел исправить последствия своей поспешности.

Мне понравился Иван.

Царевич был удивлён, когда его стрелу поймала лягушка, но сдержал слово и женился на ней.

И это принесло ему счастье.

Но когда он подумал, что знает секрет жены, то поспешил и всё испортил.

Мне понравилась Василиса, дочь Кощея.

Она была такой умной, что завистливый отец превратил её в лягушку.

Но Василиса и тут сумела найти выход и вышла замуж за царевича.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что у каждого человека есть свои секреты, которые нужно уметь уважать.

Ведь попытки влезть в чужую душу могут привести к неприятным последствиям.

Пословицы к произведению:

Не по виду суди, а по делам гляди.

Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Было бы счастье, да несчастье помогло.

Всяк своего счастья кузнец.

Семь бед — один ответ.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золочёная карета, тройкой гнедых коней запряжена.

Подъехала карета к крыльцу, и вышла из неё Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.

Источник

В сем давно известно, что в сказках хранится и передаётся из поколения в поколение народная мудрость. Только простым глазом она не всегда видна нашему современнику, ибо передана в традиционных образах. Современные дети в наш компьютерный век в большинстве своём растут на других, чужих образах. Очень долго приходилось русским мудрецам прятать древние знания в народные сказки и песни, ибо опасно было говорить прямо, но через традиционные образы нашей культуры даже дети легко ту мудрость в сказках угадывали и постигали. Со временем же чужая культура и традиции всё прочней пускали корни на русской земле, и сегодня не только детям, но и взрослым людям сложно, читая сказку увидеть её истинный смысл. А для того, чтобы открылась потаённая мудрость, надо родной культурой и традицией интересоваться, тогда многое поймёшь, что в сказке между строк написано.

Всем известна сказка «Царевна – лягушка». Давайте рассмотрим её с позиции русской традиции. Начинается она с того, что царь говорит своим трём сыновьям: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».

Так, например, Перун несёт энергию справедливости, Велес — мудрости, Макоша — материнства, Леля — юности, влюблённости и красоты и т.д. Но мы знаем, что у любого цвета радуги есть много оттенков. Нас, людей, можно сравнить с этими оттенками, ибо мы — есть проявления этих энергий, каких-то больше, а каких-то меньше. Так в одной семье одни дети больше похожи на маму, другие — на папу, одни — девочки, другие — мальчики, но во всех есть гены обоих родителей. Люди — такие же дети Сварога и Лады, а значит, в нас есть и энергии Сварога и энергии Лады, только в женщина — больше энергий Лады, а в мужчинах — Сварога. И характеры у нас разные: например, кто- то правозащитник (сильны энергии Перуна), кто-то мудрец (сильны энергии Велеса) и т.д.

Свет Рода Всевышнего идёт к нам через солнце, которое наши предки называли Дажбогом, а себя внуками Дажбожими. Действительно, мы живём на этой земле благодаря Солнцу и самой Земле, а значит по факту их дети. К тому же через нас, как и через родных Богов проходит Свет Рода Всевышнего, а значит мы, как и наши родные Боги, как сам Род Всевышний, можем творить мир вокруг себя. Наш дух — частица Бога в нас, принимает Свет Рода Всевышнего и светит, как лампочка, излучая его во внешнюю среду. Этот свет проходит через нашу душу, на которой «нарисованы» определённые образы. Это наши убеждения, представления о мире, наши желания, наши страхи, короче, всё, что накопила наша душа за эту и прошлые жизни. Вот эти образы в нашей жизни и проявляются. Ведь так Род Всевышний творит проявленное бытие: Свет Рода Всевышнего проходит через Дыв и проявляется РодРожанич. А все религии мира твердят нам о том, что человек создан по образу и подобию Бога. А это значит, что в нашей жизни не может случиться ничего, что не «написано» в нашей душе. Поэтому мудрый царь, воспитав из царевичей таких удальцов, «что ни в сказке сказать, ни пером описать», был совершенно уверен, что стрела каждого прилетит именно туда, куда надо. Кроме того, это покажет, кто из царевичей на самом деле готов в будущем стать царём. У кого какие образы в душе, у того такая и жена, у того такое и государство будет.

«Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья терема», и сразу понял царь, что о власти его старший сын мечтает.

«Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая», и стало ясно царю, что богатство милее всего его среднему сыну.

«Пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка.

Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка не ровня мне!».

— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова».

Молодой царевич противится, не может сразу принять свою судьбу, но мудрый царь знает, что суженая не может быть не ровней, и оказывается прав. Он даёт невесткам возможность показать себя, и Лягушка демонстрирует самые прекрасные женские качества: заботу о муже, желание сделать всё, чтобы её милый оказался на высоте. Через хлеб и ковёр она демонстрирует прекрасные образы своей души, которые восхищают не только царя, но и всех его подданных, и, наконец, она предстаёт в полном блеске своей красоты и мудрости на балу. И царю становится ясно, что мудрым правителем будет его младший сын! Иван–царевич влюблён в свою жену и за что теперь не готов расстаться со своей лягушкой! Он так боится её потерять, что сжигает её лягушачью кожу, и… тут же теряет свою возлюбленную. Это очень важный момент!

Страх – это очень сильная эмоция. Иван царевич представил, что он может потерять жену и испугался, то есть он увидел образ и наполнил его энергией страха. Этот образ тут же проявился в его жизни: он потерял Василису Премудрую. Все восточные мудрецы учат, что истинная любовь — есть непривязанность. Привязывать себя к кому-то или привязывать кого-то к себе — это лишение человека (или себя) права выбора, лишение его воли. Нельзя насильно удержать любовь! Можно лишь стараться её поддерживать и дарить! Настоящая любовь всегда вызывает ответную любовь, а желание удержать вызывает желание убежать. Любое ограничение извне вызывает внутренний протест. И ещё одна важная деталь: страх мешает любящим людям проявлять искренность, разговаривать открыто, а без этого невозможно построить хорошие прочные отношения. Стоило Ивану царевичу просто спросить свою жену, почему она скрывает свою красоту под лягушачьей кожей, и осталось бы ему ждать всего лишь три дня и три ночи свою красавицу. Но страх заставил его поступить безцеремонно со своей любимой и потерять её.

Вопросы жизни, смерти и безсмертия, а также любви, семьи и сохранения рода всегда волновали человечество, но сейчас стоят особенно остро. Подумаем вместе, зачем наши мудрые предки создали эту волшебную сказку и донесли до нас через века.

Сказочных вам открытий!

Центр славянской ведической культуры «ЖИВой РОДник»

Источник

В чем особенность и мораль русской народной сказки Царевна-лягушка?

В чем особенность и мораль русской народной сказки Царевна-лягушка?

В любой сказке или поговорке есть мораль, данная сказка не является исключением. Эта сказка должна научить малышей тому, что никогда не нужно торопиться и делать все обдуманно, второй аспект в том, что добро всегда будет стоять во главе угла и будет побеждать зло.

И если полюбить даже жабу, то впоследствии она может стать самой любимой и нужной,т.е превратиться в красавицу. Потому что каждый человек должен раскрыться душой.

Также там есть мораль о том, что все желания сбываются, главное сильно этого хотеть.

Народная мудрость в сказке «Царевна лягушка», как и в других русских сказках, заключается в том, что она учит детей доброте и тому, что добро всегда побеждает зло. За доброе отношение платят добрым отношением. Так Иван царевич пожалел диких зверей и они отплатили ему добром, помогли справиться с Кощеем.

Сказка учит нас борьбе за свое счастье, проявлять упорство и никогда не отчаиваться. Если мы будем бороться до конца, то найдем то, что потеряли. Кроме этого сказка учит не судить людей по внешности, нужно оценивать в первую очередь поступки. За некрасивой внешностью может скрывать прекрасный и добрый человек. Главнее всего внутренняя красота, а не внешняя оболочка. А сильная и настоящая любовь способна побороть все испытания.

Сказка «Царевна лягушка» показала нам, какие огромные у человека появляются силы, когда он любит. Философский смысл сказки в том, что если полюбить кого-то безобразного и некрасивого, как лягушка, он станет самым прекрасным существом на земле, но это может произойти не сразу и нужно подождать.

Сказать честно, морали я там не вижу. Получается, если бы лягушка не превратилась бы в красавицу, то и не был бы «жили долго и счастливо». В этом плане в «Шреке» морали и то больше, где Фиона осталась троллем, но при этом обрела свою истинную любовь.

Мораль сей басни такова, что даже если ты по жизни не фартовый (лузер) но если имеешь терпение и упорство, трудится и дождаться своего счастья, то ты его дождешься, пусть и не сразу.

Ну и что сходу младшему сыну не повезло запустить стрелу куда нужно, зато потом с красавице женой остался.

В каждом произведении или сказке есть мораль, которую до нас хочет донести автор произведения. Так что многие из нас читали русскую народную сказку Царевна лягушка. Царевна нам предстала в облике лягушки. Иван конечно был раздасован что ему попалась такая жена. Так вот не стоит всех судить по одежке, главное что у тебя в душе. Что из некрасиво жабы может получится красавица жена.

Мораль такая, надо быть терпеливым по жизни, Ваня сжег шкурку лягушки и потом сам себе принес кучу проблем на ровном месте.

Подождал бы не много и не было бы тех самых проблем.

Ну и плюс надо верить во всякую ерунду (как в сказке, лягушка превратилась в красавицу) так легче жить.

Ещё не «клеймить» людей по одёжке под ней может быть прекрасный человек.

Все мы с детства знаем и любим, по крайней мере большинство, сказки а точнее сказы русского-советского писателя Павла Петровича Бажова. Он написал за свою жизнь 56 сказок, по ним издано много книг, снято фильмов и конечно мультфильмов. Но вот какая сказка самая короткая, это конечно интересный вопрос. Один из претендентов сказка «Тараканье мыло», про мастера Афоню по прозвищу Хрусталек, который немца оконфузил. Размер этой сказки 82 строчки формата А4. Но нашлась еще короче сказка и она была бы победитель этого вопроса, если бы не некоторое недоразумение. Называется этот поучительный сказ «Веселухин ложок», про братьев Мосоловых, всего 31 строчка.

К данной великолепной сказке Виталия Бианки подойдет пословица:» Как бы не тужился Дед-Мороз, да не уголдит всем, так что пусть лучше поступать так, как и нужно». Дело в том, что Дед-Мороз хотел угодить зайцу, да позлились на него Медведь и и тетерев-косач.

Во второй части сказки Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», которая называется «Пеппи собирается в путь» описываются занятия и развлечения девочки и ее друзей Томми и Аннике, живущих в небольшом городке.

Насколько помню это слово «Владычица».

В конце сказки, кажется она захотела стать владычицей морскою, а Золотая рыбка должна была стать у неё на «посылках». «Шестёркой», так сказать, выражаясь современным языком.

Медведь гулял по лесу и услышал чудесное пение птицы. От волка он узнал, что это царская птичка, а зовут её Королёк. Медведю стало интересно в каком дворце живёт птица. Он нашёл птичье гнездо, а там было шесть птенцов. От разочарования, что это не дворец, обычное дупло с гнездом, медведь назвал птенцов подкидышами.

Когда родители-корольки узнали об оскорблении, то объявили медведю войну. Лис стал генералом медвежьего войска. Если она поднимала хвост, значит нужно идти в наступление, опускала, то отступать. Комар узнал об этом, и рассказал все королькам.

Летающее войско выступило против пешего войска медведя. Шершень больно ужалил лиса, и тот поджал хвост. Войско медведя увидев поджатый хвост лиса, бросилось бежать. Корольки победили.

Медведь извинился перед птенцами и их родителями.

Сказка учит, что нужно уважительно относиться к окружающим. Не надо никого унижать и оскорблять. За свои слова придётся отвечать.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

«Особенности сюжета севернорусской сказки

Новожилова Наталья Леонидовна,

учитель русского языка и литературы.

Глава 1. «Царевна – Лягушка».

Русская народная и севернорусская сказки………………………… 4

Глава 2. Что такое отличия и как их найти? 5

Глава 3.Отличительные особенности сюжета севернорусской сказки 6

3.2.Изделия, заказываемые царём невесткам……………………… 6

3.4.В северной сказке отсутствует указание на недостатки жён……….6

3.5.Процесс изготовления лягушкой изделий……………………….….7

3.6.Способ появления лягушки на пиру…………………………………7

3.7.Поведение лягушки после сжигания кожи…………………..………7

3.9.Отсутств волшебных предметов и имени

3.10.Лягушка остаётся в болоте, а Иван лишен

возможности совершить подвиг……………………………………… 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…… 10

С детства каждому из нас знаком удивительный мир волшебной сказки.

Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных.

Волшебные сказки обычно длинные, героев в них много, но по общим признакам их можно объединить. Персонажи волшебной сказки: смелый и честный главный герой, его противник, даритель, чудесный помощник, волшебный предмет.

узнать, чем необычен сюжет волшебной сказки;

познакомиться со сказкой «Царевна-Лягушка» в записях А.И.Никифорова и А.Н.Афанасьева;

сравнить сюжеты сказок из сборников А.И.Никифорова и А.Н.Афанасьева.

Актуальность проекта заключается в том, что мы живем на Севере и должны знать не только русские народные, но и северные сказки.

Предметом исследования в нашей работе выступают сюжеты севернорусской сказки «Царевна-Лягушка» в записях А.И.Никифорова и одноименной народной сказки в записях А.Н. Афанасьева.

Объектом исследования являются вышеперечисленные варианты сказки «Царевна-лягушка».

Методы исследования: наблюдение за содержанием сказок, анализ их сюжетов, обобщение сведений и их сравнение.

ГЛАВА 1. «ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА». РУССКАЯ НАРОДНАЯ И СЕВЕРНОРУССКАЯ СКАЗКИ

Афанасьев Александр Николаевич (11.07.1826 г.р., г.Богучары Воронежской губернии) – русский историк и литературовед, исследователь и публикатор фольклора. Родился в семье уездного стряпчего. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1849 по 1862 работал в Главном архиве иностранных дел. Статьи Афанасьева публиковались в журналах «Современник», «Отечественные записки».

Особой заслугой Александра Николаевича является составленный им сборник «Народные русские сказки», включающей около 600 текстов. Книга эта вызвала много откликов.

Смерть Афанасьева наступила по причине болезни чахотки 23 сентября 1871 года, его жизнь длилась всего 45 лет.

Никифоров Александр Исаакович (9 (21).06.1893 г.р, г.Ленинград) – русский фольклорист, этнограф. После окончания университета занимался изучением древнерусских памятников. Во второй половине 20-х гг. Никифоров в составе научной комплексной экспедиции по рекам Русского Севера вел работу по собираниям народных сказок.

Его метод безотборочного записывания сказок «дал новое представление о богатстве русского сказочного репертуара» [4].

Сборник «Севернорусские сказки в записях А. И. Никифорова» увидел свет лишь в 1961 году, был подготовлен профессором В. Я. Проппом.

Ученый погиб во время блокады. Большая часть его рукописных материалов до сих пор не опубликована.

В русской народной сказке «Царевна-лягушка» главных героев несколько. Прежде всего, это Иван-царевич, жених и Царевна-лягушка, она же Василиса Премудрая, супруга Ивана Царевича, которая доказала пословицу, что о человеке следует судить не по внешнему виду, а по делам его, а потом еще и красавицей оказалась неписаной.

Второстепенные герои – отец Ивана-царевича и его братья. Вымышленных (сказочных) героев в севернорусской сказке нет.

ГЛАВА 2. ЧТО ТАКОЕ ОТЛИЧИЯ И КАК ИХ НАЙТИ?

2.1. Что такое отличия?

Отличие – это признак, создающий разницу между данным предметом или лицом и другими предметами или лицами [5].

В нашем проекте мы должны выявить отличия между двумя вариантами сказок «Царевна-Лягушка»: севернорусской и русской народной. Но что нужно делать, чтобы найти отличия?

2.2. Как найти отличия?

Чтобы найти отличительные особенности сюжетов сказок, нам нужно:

1. изучить сюжеты сказок;

2. проанализировать информацию;

ГЛАВА 3.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА

3.1. Отличие – место падения стрел.

В русско-народном варианте не указано, куда они стреляли, сказано только то, куда они попали, а именно: «Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор, и подняла её боярская дочь. Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу, и подняла её купеческая дочь. Пустил стрелу Иван-царевич – полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла её лягушка-квакушка».

3.2.Отличие – изделия, заказываемые невестам.

Второе отличие, которое мы нашли – изделия, которые отец приказал изготовить невесткам. В севернорусской сказке царь приказал им сначала сшить пару белья, а потом испечь к пиру «мягкие».

В русской народной сказке отец приказал невесткам испечь по караваю мягкого, белого хлеба. Но при всём этом, он попросил это не перед свадьбой, а после – на второй день после свадьбы.

3.3.Отличие – желание женитьбы.

В русско-народной сказке же, сам отец сказал им, что пришло время жениться: «Дети мои милые! Вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!».

3.4.Отличие – в северной сказке отсутствует указание на недостатки жён.

Чётвертое отличие – это то, что в севернорусской сказке отец не говорит о неумении жён старших сыновей трудиться, а в русской народной он говорит о них: «У старшего каравай отдали псам, у среднего – только от большой нужды будешь есть, а вот у Ивана – каравай только в большие праздники есть!».

3.5.Отличие – процесс изготовления лягушкой изделий.

Ещё одно отличие это – процесс изготовления лягушкой изделий. В русской народной сказке подробно описан процесс изготовления всего, что было заказано.

В севернорусской сказке нет описания того, как царевна готовила, шила.

3.6.Отличие – способ появления лягушки на пиру.

Одно из отличий – способ появления лягушки на пиру. В севернорусской сказке она приехала на тройке лошадей.

В русско-народном варианте лягушка появилась на пиру в коробчонке с великим стуком да громом.

3.7.Отличие – поведение лягушки после сжигания кожи.

Седьмое отличие – поведение лягушки после сжигания кожи. В русской народной сказке царевна говорила так: «Ах, Иван царевич! Что же ты наделал! Зачем спалил мою лягушачью кожу! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве у Кощея Бессмертного».

В севернорусской же сказке царевна говорила так: «Я, говорит, наказана, три года носить лягушечью шкуру, до изживания моего срока в болоте, после чего я вернусь к вам. А если бы вы шкуру не сожгли, то я бы находилась при вас временно в лягушачьей шкуре и в обыденном виде».

3.8.Отличие – отсутствие героев-животных.

Отличие номер восемь – это отсутствие героев-животных. В севернорусской сказке их вообще нет.

В русской народной же их много: лошади, белые лебеди, медведь, селезень, косой заяц, щука, утка.

3.9.Отличие – нет волшебных предметов и имени главной героини.

Одно из отличий –это отсутствие волшебных предметов в севернорусской сказке «Царевна-лягушка». В русской народной сказке их великое множество: клубочек, игла, яйцо, ларец. В связи с этим мы можем предположить, что севернорусская народная сказка не является волшебной.

У главной героини севернорусской сказки нет имени. В русской народной сказке её зовут Василиса Премудрая.

3.10.Отличие – лягушка остаётся в болоте, а Иван лишен возможности совершить подвиг.

И последнее отличие, которое мы нашли – это то, что в севернорусской сказке лягушка остается в болоте, а Иван лишен возможности совершить подвиг.

В русско-народном варианте Иван, преодолевая трудности, спасает свою возлюбленную.

Источник

Читайте также:  Русская народная сказка в обработке толстого царевна лягушка
Правильные рекомендации