Особенности содержания и художественной формы народных преданий

Особенности содержания и художественной формы народных преданий

Предания – поэтическая автобиография народа. Предание – жанр фольклора. Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. Возникают предания часто из рассказа очевидцев. На фоне больших и малых исторических событий, народных движений вырисовываются монументальные фигуры государственных деятелей Древней Руси. Первый из них – Рюрик, родоначальник первой княжеской династии. Цикл сказаний посвящен Ивану Грозному. Последующие страницы устной летописи надолго останавливаются на деяниях Петра Первого. Иван Грозный изображен в архаической традиции – в качестве жреца, мага, всесильного царя («Наказание реки Волги»). Веяние времени отражает тему его борьбы с колдовством («Сороки-ведьмы»).

Ранние предания о Петре Первом связаны с походами на Азов. Готовясь ко второму из них и взятию Азовской крепости, монарх отдает приказ о строительстве флота в Воронеже, а потом и сам работает на верфи («Петр и плотник», «Царь Петр и солдат»). В народной памяти запечатлены приезд Петра на Север в 1702 году, победа над шведами, Полтавская баталия («Петр Первый в Троицко-Сергиевском монастыре»). В каждом из преданий сказался настрой Петровской эпохи: раскованность в поведении героев, юмор в повествовании, изображение исторических событий на бытовом, а то и будничном фоне.

Там, где прошел Петр, навсегда осталась память о деятельном, нетерпеливом «осударе». Рядом с Петром встают те, чьими трудами мужала Россия, – землепашцы, рыбаки, мастеровые, солдаты.
По Н. Криничной

Основное назначение преданий – сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.

Жанровые разновидности преданий

Ученые выделяют разные жанровые разновидности преданий. Среди них называются предания
исторические,
топонимические,
этногенетические,
о заселении и освоении края,
о кладах,
этиологические,
культурологические

– и многие другие. Все известные классификации условны, так как универсального критерия предложить невозможно.

Часто предания подразделяются на две группы:

исторические и топонимические.

Однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности); следовательно, любое топонимическое предание также исторично.

По признаку воздействия формы или содержания других жанров среди преданий выделяются группы
переходных, периферийных произведений.

Легендарные предания – это предания с мотивом чуда, в которых исторические события осмыслены с религиозной точки зрения.

Иное явление – сказочные сюжеты, приуроченные к историческим лицам.

Особенности преданий

Портрет (наружность) героя изображался редко. Если портрет появлялся, то был лаконичен (например: разбойники – силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь (например, костюм) могла быть связана с развитием сюжета: неузнанный царь ходит переодетым в простое платье; разбойник является на пир в генеральском мундире.

Собиратели преданий

Легенды и предания, рожденные в недрах русской народной жизни, давно уже считаются отдельным литературным жанром. В связи с этим чаще всего называют известных этнографов и фольклористов А. Н. Афанасьева (1826–1871) и В. И. Даля (1801–1872). Пионером же собирательства старинных изустных рассказов о тайнах, кладах и чудесах и тому подобном можно считать М. Н. Макарова (1789–1847).

Одни повествования разделяются на древнейшие – языческие (сюда относятся предания: о русалках, леших, водяных, Яриле и прочих богах русского пантеона). Другие – принадлежат ко временам христианства, более глубоко исследуют народный быт, но и те все еще перемешаны с языческим мировоззрением.

Макаров писал: «Повести о провалах церквей, городов и проч. принадлежат к чему-то непамятному в наших земных переворотах; но предания о городцах и городищах, не указка ли на странствия по Русской земле руссов. Да и славянам ли только они принадлежали?» Происходил он из старинной дворянской семьи, владел поместьями в Рязанском уезде. Воспитанник Московского университета, Макаров некоторое время писал комедии, занимался издательской деятельностью. Эти опыты, однако, успеха ему не принесли. Истинное свое призвание он нашел в конце 1820-х годов, когда, состоя чиновником для особых поручений при рязанском губернаторе, стал записывать народные легенды и предания. В многочисленных его служебных поездках и странствиях по центральным губерниям России и сложились «Русские предания».

В те же годы другой «первопроходец» И. П. Сахаров (1807–1863), тогда еще семинарист, занимаясь разысканиями для тульской истории, открыл для себя прелесть «узнавания русской народности». Он вспоминал: «Ходя по селам и деревням, я вглядывался во все сословия, прислушивался к чудной русской речи, собирая предания давно забытой старины». Определился и род деятельности Сахарова. В 1830–1835 г. он побывал во многих губерниях России, где занимался фольклорными разысканиями. Итогом его исследований стал многолетний труд «Сказания русского народа».

Читайте также:  Русская народная песня про кота

Исключительное для своего времени (длиною в четверть века) «хождение в народ» с целью изучения его творчества, быта, совершил фольклорист П. И. Якушкин (1822–1872), что и отразилось в его неоднократно переизданных «Путевых письмах».

Источник

Особенности содержания и художественной формы народных преданий

Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в ее народной трактовке.

Предание — это рассказ о прошлом, иногда очень отдаленном. Само слово «предание» означает «передавать, сохранять». Предание изображает действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий — сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.

Для преданий характерны ссылки на старых людей, предков. События преданий концентрируются вокруг исторических деятелей, которые независимо от своего социального положения (будь то царь или предводитель крестьянского восстания) предстают чаще всего в идеальном свете.

Любое предание исторично в своей основе, потому что толчком к его созданию всегда служит подлинный факт: война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строительство, венчание на царство и проч. Вместе с тем предание не тождественно реальности. Как фольклорный жанр оно имеет право на художественный вымысел, предлагает собственную интерпретацию истории. Сюжетный вымысел возникает на основе исторического факта (например, после пребывания в данном пункте героя предания). Вымысел не противоречит исторической правде, а, напротив, способствует ее выявлению.

Отличие от других жанров

В отличие от легенд, которые ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями, локальной топонимикой. От других жанров фольклорной несказочной прозы — легенд и быличек — отличаются рядом признаков: содержание преданий — исторические события и деяния исторических персонажей, действующие лица — исторические или «квазиисторические» личности (цари, правители, разбойники), мифо-эпические персонажи (великаны, мифологизированные аборигены края, первопоселенцы, воинственные противники). Для преданий характерно повествование от третьего лица (действие отнесено к прошлому, рассказчик не является очевидцем событий). Коллективная память фиксирует исторические факты не только в рамках местных топонимических легенд, но связывает сведения о конкретных событиях с представлениями о миротворении, вводит то и другое в единый историко-мифологический нарратив, охватывающий события от библейской древности до современности. В рассказах об исторических лицах и событиях действуют те же механизмы мифологизации, что и в фольклорных легендах, так или иначе связанных с каноническими и апокрифическими текстами.

Создание преданий

Известны два основных пути создания преданий: 1) обобщение воспоминаний; 2) обобщение воспоминаний и их оформление с использованием уже готовых сюжетных схем. Второй путь характерен для многих преданий. Общие мотивы и сюжеты переходят из века в век (иногда как мифы или легенды), будучи связываемы с разными событиями и лицами. Существуют повторяющиеся топонимические сюжеты (например, о провалившихся церквах, городах). Обычно такие сюжеты окрашивают повествование в сказочно-легендарные тона, однако они способны передавать что-то важное для своей эпохи.

Предание повествует об общезначимом, важном для всех. Это влияет на отбор материала: тема предания всегда общенародного значения или важна для жителей данной местности. Характер конфликта — национальный либо социальный. Соответственно персонажи — это представители государства, нации, конкретных классов или сословий.

В преданиях выработались особые приемы изображения исторического прошлого. Проявляется внимание к частностям большого события. Общее, типическое изображается посредством частного, конкретного. Преданиям свойственна локализация — географическая приуроченность к селу, озеру, горе, дому и т. п. Достоверность сюжета подкрепляется разнообразными материальными свидетельствами — так называемыми «следами» героя (им построена церковь, проложена дорога, подарена вещь)

Способы изображения героев

Портрет (наружность) героя изображался редко. Если портрет появлялся, то был лаконичен (например: разбойники — силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь (например, костюм) могла быть связана с развитием сюжета: неузнанный царь ходит переодетым в простое платье; разбойник является на пир в генеральском мундире.

Разновидности преданий

Ученые выделяют разные жанровые разновидности преданий. Среди них называются предания исторические, топонимические, этногенетические, о заселении и освоении края, о кладах, этиологические, культурологические — и многие другие. Приходится признать, что все известные классификации условны, так как универсального критерия предложить невозможно. Часто предания подразделяются на две группы: исторические и топонимические. Однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности); следовательно, любое топонимическое предание также исторично.

По признаку воздействия формы или содержания других жанров среди преданий выделяются группы переходных, периферийных произведений. Легендарные предания — это предания с мотивом чуда, в которых исторические события осмыслены с религиозной точки зрения. Иное явление — сказочные сюжеты, приуроченные к историческим лицам (см. в Хрестоматии сюжет о Петре I и кузнеце — известного сказочника Ф. П. Господарева).

Основные циклы преданий

В репертуаре русских преданий можно выделить следующие основные циклы: древнейшие предания, предания о «справедливом царе», предания о предводителях народных движений, предания о разбойниках и кладах.

Читайте также:  Пяточный апофизит у ребенка лечение народными средствами

Древнейшие предания

Древнейшие предания появились в то время, когда сверхъестественные персонажи родоплеменных мифов были заменены обычными людьми (А. Н. Афанасьев назвал этот процесс «низведением богов с неба на землю»). Предания повествуют о расселении славянских племен и об их родоначальниках, с именами которых связывалось название самих племен: Чех, Лех, Рус, Радим, Вятка. В преданиях о первых русских князьях фиксируется их близость к народу (перевозчики Кий, Ольга; сын князя и рабыни Владимир I). Рассказывается о важных событиях их жизни, о смерти князей (смерть Олега от любимого коня; убийство древлянами Игоря и месть его жены Ольги). Сообщается о построении и укреплении первых русских городов (Киева, Переяславля и других); об обороне этих городов и военных хитростях осажденных жителей (например, предание «О Белгородском киселе» — см. в Хрестоматии).

Большое количество преданий посвящено борьбе Древней Руси с внешними врагами, а также междуусобным войнам. Прославляются подвиги отдельных людей, не покорившихся врагам — мужчин, женщин и даже детей. Это подвиг киевского отрока, жившего в X в., который пробрался через лагерь печенегов к русскому войску за подмогой; поединок молодого силача Кожемяки с громадным печенежином; подвиг рязанцев в XIII в.: Евпатия Коловрата и княгини Евпраксии — и другие.

Предания о справедливом царе

Предания о справедливом царе связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I.

Предания об Иване Грозном отразили борьбу царя с феодальной верхушкой, боярами. Ряд преданий связан с Казанским походом (в их числе и фантастический сюжет о наказании Волги). Иван Грозный становится кумом приютившего его крестьянина, и даже известно предание об избрании Ивана Грозного в цари из мужиков (см. в Хрестоматии). Особую группу составляют предания новгородцев о разгроме Новгорода в 1571 г. В них выражено резко отрицательное отношение к царю и опричнине (о Марфе Посаднице; о потоплении новгородцев в Волхове; о чуде, заставившем Ивана Грозного раскаяться: убитый митрополит Корнилий взял в руки свою отрубленную голову и шел за царем по пятам; о происхождении валдайских колокольчиков из разбитого вечевого колокола; о юродивом Миколке, обличавшем царя при его въезде во Псков: «Ивашка, Ивашка, ешь хлеб-соль, а не человечью кровь!»).

Предания о Петре I сформировались позднее, поэтому образ царя в них более конкретен. Группа сюжетов сохраняет память об исторических фактах: русско-шведской войне, строительстве Ладожского канала (канавы), строительстве корабельных верфей. Самая многочисленная группа преданий — о взаимоотношениях Петра I с представителями разных социальных групп и профессий. Царь ест у бедной крестьянки мурзовку (хлеб в квасу); ценит полезные советы солдата; крестит солдатских детей; заставляет бояр работать в кузнице; псковским монахам велит строить оборонительные укрепления — и проч. Известны предания на тему «Петр I—мастер». Царь учился за границей лить пушки, строить корабли; инкогнито работал на заводах и верфях. Он перенимал ремесло и у русских мастеровых. Вместе с тем Петр I так и не смог сплести лаптя.

С образами Ивана Грозного и Петра I связаны многие топонимические предания; к этим персонажам прикреплены сказочные сюжеты («Гуси с Руси», «Беспечальный монастырь», «Горшеня», «Грозный и вор», «Петр I и солдат»).

Предания о предводителях народных движений

Предания о предводителях народных движений дополняли утопическую мечту народа о справедливом царе.

В фольклоре самый ранний исторический образ народного предводителя — атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич, победивший сибирского хана Кучума. Цикл преданий о Ермаке складывался одновременно с циклом об Иване Грозном (в конце XVI — начале XVIII в.). Образ Ермака впитал эпические черты былинных богатырей и окрашен народными представлениями о «благородном разбойнике». Основная группа сюжетов о Ермаке связана с его Сибирским походом (кто был Ермак; цель похода; с кем шел Ермак; победа Ермака; гибель Ермака).

Предания о разбойниках и кладах

Предания о разбойниках и кладах рассказывались повсюду в России, так как повсеместно были известны места, связанные с разбойниками, и места, где они будто бы зарыли клады. Типологический образ «благородного разбойника» (герой грабит богатых и заступается за бедных) представал во многочисленных локальных вариациях (Чуркин, Рощин, Сорока). При этом использовались общие сюжеты, воссоздающие типическую био-» график» разбойника. В ней обязательно разъяснялось, что именно побудило героя сделаться разбойником; изображалась чисто русская картина речных разбоев, разбойная удаль и ловкость. Трагический конец судьбы разбойника обязателен.

Широко распространены предания о разбойнике Кудеяре, которые отразили генетическую связь сюжетов о кладах с мифологией. Древний пласт образа Кудеяра восходит к таинственному и могущественному существу, хозяину земных недр и скрытых в них ценностей. Само слово «Кудеяр» означает буйного мятежника, волшебника, близкого к темным силам («куд» — злой дух, «яр» — пылкость, буйство). Отсюда и появился поздний смысл образа — «разбойник».

Читайте также:  Повышение лактации народными средствами

Источник

Литература 8 класс 3 урок «Предания как исторический жанр русской народной прозы»

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРЕДАНИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПРОЗЫ Урок 3 Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Домашнее задание Подготовить сообщение «Предания как исторический жанр русской народной прозы». Составить таблицу «Сходство и различие преданий и народных сказок». Прочитать фрагменты «Жития Александра Невского». Индивидуальные задания. Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком» по опорным словам из задания 2 раздела учебника «Обогащаем свою речь». Ответить письменно на вопрос 2 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства». Групповое задание. Подготовить коллективный учебный проект. Проект. Составить сценарий конкурса «Русские народные песни и предания», используя материалы практикума «Читаем, думаем, спорим. », и провести конкурс во внеурочное время. Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Основное содержание Урока. Особенности содержания и художественной формы народных преданий. Развитие представлений о предании. Предания в актёрском исполнении. Основные виды деятельности. Восприятие преданий из учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим. », их выразительное чтение и обсуждение. Рецензирование актёрского исполнения преданий (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение картины В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Планируемые результаты: Личностные: воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа. Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать в группе; определять способы действий в рамках предложенных условий; формулировать и аргументировать своё мнение. Предметные: воспитание читателя, способного осуществлять смысловой и эстетический анализ текста; осознание художественной картины жизни, отражённой в преданиях; умение сопоставлять их с произведениями других искусств. Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Особенности содержания и художественной формы народных преданий. Предания в актёрском исполнении Актуализация имеющихся знаний о преданиях: —С какими народными преданиями вы знакомились в 7 классе? —В чём своеобразие фольклорного жанра преданий? Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Групповая работа: Восприятие текста преданий из учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим. », их выразительное чтение и обсуждение. Группа 1. «О Пугачёве». Прочитайте предание выразительно. Найдите в нём отголоски русской истории. Какие события предания кажутся вам вымышленными? Почему? Как в народном вымысле отразились чаяния крестьян о добром даре? Каким народ представлял себе Пугачёва? Прослушивание и обсуждение актёрского чтения предания «О покорении Сибири Ермаком». Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». Прослушивание исторической справки о покорении Сибири Ермаком (отчёт о выполнении индивидуального задания). Группа 2. Прочитайте выразительно первую часть предания «О покорении Сибири Ермаком» (с начала до слов «. а службу верную для Руси святой отслужу»). Прокомментируйте следующие слова и выражения: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, Кучумово царство, будешь слугой над всеми слугами. Какие реалии русской истории отразились в этой части предания? Какие события кажутся вам вымышленными? Обоснуйте свой ответ. Чем эта часть предания напоминает сказку? Какие особенности языка предания наиболее выразительны? Группа 3. Прочитайте выразительно вторую часть предания «О покорении Сибири Ермаком» (со слов «Надавал царь Иван мужику разные доспехи. » до конца предания). Прокомментируйте слова и выражения: доспехи, богатства несметные, хан Кучум, Тобол, Иртыш. Какие реалии русской истории отразились во второй части предания? Какие события кажутся вам вымышленными? Обоснуйте свой ответ. Какие народные представления о Ермаке отразились в этой части предания? Найдите черты фольклора (гиперболы, сравнения, постоянные эпитеты и др.) и объясните их роль. Обсуждение картины В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» (см. цветную репродукцию картины по ссылке http:/artsurikov.га/ kartina/7.php; искусствоведческую справку о картине по ссылке http://smaUbay.ru/artrussia/surikov_pokorenie_sibiri_ermakoni.html). Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства». Группа 4. Прочитайте по ролям предание «Царь Пётр и солдат» из практикума «Читаем, думаем, спорим. ». Чем оно напоминает бытовую сказку? Как в нём отразились народные представления о Петре I? Ответ на вопрос 3 из раздела практикума «Продолжаем знакомиться с преданиями». Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Развитие представлений о предании. Практическая работа. Составление плана сообщения «Предания как исторический жанр русской народной прозы». Подбор примеров, иллюстрирующих понятие предание. Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Вопрос Пунктплана Что такое предание? Предание — жанр фольклора О чём рассказывают предания? Предание как повествование ореальныхлюдях и событиях Какова цель создания преданий? Предание как источник важных сведений для потомков В чём особенность сюжетапреданий? В сюжете предания — одно яркое и необычайное событие Что лежит в основе преданий? В основе преданий — реальные рассказы очевидцев Что сближает предание со сказкой и легендой? Отход от фактическойпервоосновыи появление в сюжетепреданиявымышленных событий Как в преданиях отразилисьнародныемечты и чаяния? Отражение в преданиях народных представлений об историческихсобытияхи исторических личностях

Итоговый вопрос: Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем над прочитанным». Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Источник

Правильные рекомендации