Особенности выполнения инъекций при сахарном диабете

Особенности выполнения инъекций при сахарном диабете

Инсулин – гормон поджелудочной железы, который регулирует процесс углеводного обмена в организме. При его недостатке уровень сахара в крови повышается, что приводит к патологическому тяжелому состоянию. К счастью, для современных людей сахарный диабет не приговор. Количество инсулина регулируют при помощи специальных инъекций. Это основной метод лечения диабета I и иногда II типа. Расчет дозировки производится индивидуально для каждого пациента, а вот техника введения инсулина едина для всех- с ней и познакомимся в статье.

Зачем нужны инъекции?

По разным причинам поджелудочная железа начинает работать неправильно. Чаще всего это выражается в снижении выработки гормона инсулина, что, в свою очередь, приводит к нарушению процессов пищеварения и обмена. Организм становится неспособным получить энергию от потребляемой пищи и страдает от избытка глюкозы, которая, вместо того чтобы усваиваться клетками, накапливается в крови. При возникновении такого состояния поджелудочная железа получает сигнал о необходимости синтеза инсулина. Но из-за нарушений работы органа гормон выделяется в ничтожных количествах. Состояние ухудшается, а количество собственного инсулина тем временем стремится к нулю.

Исправить положение возможно лишь снабжая клетки аналогом гормона. Терапия при этом продолжается пожизненно. Больной сахарным диабетом ежедневно несколько раз выполняет инъекции. Важно делать их своевременно, во избежание критических состояний. Инсулинотерапия позволяет контролировать уровень сахара в крови и поддерживать работу поджелудочной железы и других органов на должном уровне.

Общие правила выполнения инъекций

Техника введения инсулина – первое, чему учат пациентов после обнаружения у них болезни сахарный диабет. Процедура несложная, но требует базовых навыков и понимания процесса. Обязательным условием является соблюдение правил асептики и антисептики, т. е. стерильности проведения процедуры. Для этого необходимо запомнить следующие стандартные санитарно-гигиенические нормы:

На данном этапе следует знать, что спирт разрушает инсулин. При обработке кожи этим средством необходимо дождаться его полного испарения, после чего приступать к процедуре.

Обычно инсулин вводят за 30 минут до принятия пищи. Врач, исходя из особенностей назначенного синтетического гормона и состояния пациента, даст индивидуальные рекомендации о дозах лекарства. Обычно в течение дня используются два вида препарата: с коротким или пролонгированным действием. Техника введения инсулина при этом несколько отличается.

Куда ставят укол?

Любая инъекция предполагает определенные места, рекомендованные для ее эффективного и безопасного проведения. Укол инсулина нельзя отнести ни к внутримышечному, ни к внутрикожному типу введения. Активное вещество должно быть доставлено в подкожную жировую клетчатку. При попадании инсулина в мышечную ткань его действие непредсказуемо, а ощущения во время инъекции болезненные. Поэтому укол нельзя ставить куда попало: он просто не сработает, что заметно ухудшит состояние больного.

Техника введения инсулина предполагает использование следующих участков тела:

При этом для самостоятельного проведения инъекции наиболее удобными местами являются бедра и живот. Две эти зоны предназначены для разного типа инсулина. Уколы с пролонгированным действием предпочтительно ставить в бедра, а быстродействующие – в область пупка или плечо.

Чем это объясняется? Специалисты утверждают, что в подкожной жировой клетчатке бедер и наружной складки ягодиц происходит медленное всасывание. Как раз то, что нужно для инсулина длительного действия. И, наоборот, практически мгновенное получение клетками организма вводимого вещества происходит в области живота и плеч.

Какие места инъекций лучше исключить?

Необходимо придерживаться четких рекомендаций касательно выбора области укола. Ими могут являться только перечисленные выше места. Причем если больной выполняет инъекцию самостоятельно, то лучше выбирать переднюю часть бедра для вещества длительного действия, а живот – для ультракоротких и коротких аналогов инсулина. Это объясняется тем, что введение препарата в плечо или ягодицы может быть затруднительно. Зачастую больным не удается самостоятельно сформировать складку кожи в этих областях, чтобы попасть в подкожно-жировой слой. В результате препарат ошибочно вводят в мышечную ткань, что никак не улучшает состояние диабетика.

Следует избегать участков липодистрофии (области с отсутствующей подкожно-жировой клетчаткой) и отступать от места предыдущего укола около 2 см. Инъекции не вводят в воспаленную или зарубцевавшуюся кожу. Чтобы исключить эти неблагоприятные для процедуры места, убедитесь, что на планируемой зоне укола отсутствуют покраснения, уплотнения, шрамы, синяки, признаки механического повреждения кожи.

Как правильно менять места уколов?

Большинство диабетиков инсулинозависимы. Это значит, что каждый день им приходится проводить по несколько инъекций препарата, чтобы чувствовать себя хорошо. При этом зона уколов должна постоянно меняться: такова техника введения инсулина. Алгоритм выполняемых действий предполагает три варианта развития событий:

Техника подкожного введения инсулина позволяет доставить активное вещество в организм с необходимой скоростью. Из-за этого следует придерживаться постоянства в выборе области. Например, если препарат пролонгированного действия больной начал вводить в бедра, то туда и надо продолжать. Иначе скорость всасывания инсулина будет различной, что в итоге приведет к колебаниям уровня сахара в крови.

Расчет дозы препарата для взрослых

Подбор инсулина – процедура сугубо индивидуальная. На суточное количество рекомендованных единиц препарата влияют разные показатели, в числе которых масса тела и «стаж» заболевания. Специалистами установлено, что в общем случае суточная потребность больного сахарным диабетом в инсулине не превышает 1 единицы на 1 кг массы его тела. Если этот порог превышают, развиваются осложнения.

Общая формула расчета дозировки инсулина выглядит так:

Как видно из формулы, техника расчета введения инсулина опирается на величину потребности организма в инсулине и массу тела больного. Первый показатель устанавливается исходя из тяжести болезни, возраста больного и «стажа» диабета.

Дозирование инсулина при диабете 1 типа

Хорошо поддающийся лечению на протяжении 1 года или дольше

Источник

Лечим диабет

Статья из монографии «Сахарный диабет: от ребёнка до взрослого».

Сахарный диабет является пожизненным состоянием с высоким риском формирования осложнений, в связи с чем это уже не столько заболевание, сколько стиль жизни пациента. В связи с этим, контроль его течения ложится не только на плечи медицинских работников, но и самого пациента, его родственников, родителей больных детей. Таким образом, самоконтроль – один из «китов», на которых базируется достижение адекватного уровня метаболического контроля.

Следует заметить, что большинство больных сахарным диабетом не выполняют в полной мере все рекомендации. Это приводит к неэффективности лечения и сводит к нулю все усилия медицинских работников. Первоочередной задачей при работе с пациентом является формирование специфического типа мышления, главной целью которого станет адекватное наблюдение за собственным состоянием здоровья.

Основным средством является информирование пациента и его родителей о причинах, клинических симптомах, возможных осложнениях заболевания, способах их предупреждения, целевых значениях контрольных параметров. По определению ISPAD «образование – краеугольный камень лечения сахарного диабета и структурированное обучение принципам самоконтроля является ключом к благоприятным исходам».

Диабетическое образование – процесс овладения пациентом знаниями и навыками, необходимыми для осуществления самоконтроля, предотвращения декомпенсации и оказания самопомощи, изменения стиля жизни для успешного лечения заболевания (IDF, 1985).

В историческом аспекте образование пациентов в области сахарного диабета развивалось следующим образом:

Согласно современным представлениям диабетическое образование может рассматриваться как сопряжение клинической практики и научных исследований.

Чрезвычайная важность внедрения в практическую деятельность результатов научных исследований в области диабета и образовательных методик должна являться национальным приоритетом. При этом образовательные программы должны быть тщательно спланированы, иметь специфические цели, средства к их осуществлению, распространяться среди пациентов и их родственников, а также доводиться до ведома широкой общественности.

Универсальные принципы образовательных программ следующие:

С целью адекватного контроля течения сахарного диабета требуется создание мультидисциплинарных групп, в которые входят:

При этом важным моментом является то, что существенную роль в качестве образования пациента играют консультации специалистов в области диабета, не являющихся медиками, к которым относят социальных работников и даже пациентов, страдающих сахарным диабетом, и их родителей, хорошо обученных и придерживающихся принципов самоконтроля.

Во многих странах мира широкое распространение получило создание в рамках образовательных программ диаклубов и других сообществ больных сахарным диабетом, где пациент может получить исчерпывающую консультацию по всем вопросам в любое время, в том числе и в телефонном режиме.

Таким образом, в настоящее время целью образовательных программ является полное информирование пациента о природе и естественном течении его заболевания, всех современных методах лечения, мотивация его на соучастие в поддержании собственного здоровья и, соответственно, обучение навыкам самоконтроля.

Основные принципы самоконтроля следующие:

Постановка целей стала одним из положений самоконтроля, поскольку требующееся изменение менталитета и стиля жизни не может произойти быстро.

Именно это и является причиной частого несоблюдения пациентом диеты, режимов физических нагрузок, медикаментозной терапии, что способствует частым эпизодам декомпенсации заболевания с формированием острых осложнений, являющихся прогностически неблагоприятными в отношении раннего формирования хронических осложнений, нарушающих качество жизни в дальнейшем. Именно профессионалы могут и должны оказывать адекватную психологическую помощь и социальную поддержку в направлении изменения стиля жизни и поведенческих установок.

Обучение принципам самоконтроля

Первичное образование (уровень 1).

Следует отметить, что материал для проведения первичного образования должен быть тщательно отработан методически, хорошо проиллюстирован, доступен к использованию в любое время.

Последующее образование (уровень 2) включает:

* Сахар в крови определяеься натощак, перед основным приёмом пищи (обед, ужин), перед сном.
* Сахар в моче определяется через 2 часа после завтрака или обеда.

Необходимость индивидуализации программ особенно актуальна в детском возрасте. Так, приводим некоторые особенности программ обучения в зависимости от возрастных групп.

Дети раннего возраста

Дети школьного возраста

Подростки

В связи со склонностью к лабильному течению сахарного диабета у детей раннего и школьного возраста целесообразен контроль гликемии не реже 4 раз в сутки (перед завтраком, обедом, ужином и ночным сном). При необходимости рекомендуется дополнительный контроль сахара крови в 3-4 часа ночи или в 5-6 часов утра, или при необходимости.

Кетонурию целесообразно тестировать с помощью тест-полосок при уровне гликемии более 13,3 ммоль/л.

Приводим алгоритм проведения изменения инсулинотерапии и режима питания в рамках самоконтроля, разработанный F.R. Kaufman (1994) и Е.П. Касаткиной (1996), который может использоваться в домашних условиях.

1.1. Сахар крови 4,4-8,3 ммоль/л:

1.2. На каждые 2,8 ммоль/л выше 8,3 ммоль/л дополнительно вводить:

При уровне гликемии ниже 4,4 ммоль/л:

2.1. Сахар крови 5,5-11,0 ммоль/л:

2.2. На каждые 4,4 ммоль/л выше 11,0 ммоль/л дополнительно вводить:

2.3. При уровне сахара ниже 5,5 ммоль/л:

Несмотря на то, что данный алгоритм разработан ведущими специалистами, клинически апробирован и неоднократно усовершенствован, он может являться лишь общим руководством. Ведущую роль все же играет адекватное наблюдение за больным ребенком с ведением дневника питания, инсулинотерапии, самочувствия, перманентное проведение обучения основным принципам самоконтроля и инсулинотерапии, что позволяет индивидуализировать подход к коррекции лечения в каждом конкретном случае.

В заключение хотелось бы отметить, что эффективность образовательных программ у детей выше, нежели у взрослых пациентов. При этом, эффективность диабетического образования в любой возрастной группе существенно повышается только тогда, когда она становится частью рутинной клинической практики. DCCT приводит доказательства того, что интенсификация данного рода помощи больным сахарным диабетом существенно редуцирует микроваскулярные осложнения путем улучшения качества самоконтроля. Причем адекватный самоконтроль в результате правильно сформированной мотивации может сделать больше, чем одно соблюдение терапевтических рекомендаций.

Из монографии «Сахарный диабет: от ребенка до взрослого»

Сенаторова А.С., Караченцев Ю.И., Кравчун Н.А., Казаков А.В., Рига Е.А., Макеева Н.И., Чайченко Т.В.
ГУ «Институт проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского АМН Украины»
Харьковский национальный медицинский университет
Харьковская медицинская академия последипломного образования МЗ Украины

Источник

Особенности выполнения инъекций при сахарном диабете

Инсулин – гормон поджелудочной железы, который регулирует процесс углеводного обмена в организме. При его недостатке уровень сахара в крови повышается, что приводит к патологическому тяжелому состоянию. К счастью, для современных людей сахарный диабет не приговор. Количество инсулина регулируют при помощи специальных инъекций. Это основной метод лечения диабета I и иногда II типа. Расчет дозировки производится индивидуально для каждого пациента, а вот техника введения инсулина едина для всех- с ней и познакомимся в статье.

Зачем нужны инъекции?

По разным причинам поджелудочная железа начинает работать неправильно. Чаще всего это выражается в снижении выработки гормона инсулина, что, в свою очередь, приводит к нарушению процессов пищеварения и обмена. Организм становится неспособным получить энергию от потребляемой пищи и страдает от избытка глюкозы, которая, вместо того чтобы усваиваться клетками, накапливается в крови. При возникновении такого состояния поджелудочная железа получает сигнал о необходимости синтеза инсулина. Но из-за нарушений работы органа гормон выделяется в ничтожных количествах. Состояние ухудшается, а количество собственного инсулина тем временем стремится к нулю.

Исправить положение возможно лишь снабжая клетки аналогом гормона. Терапия при этом продолжается пожизненно. Больной сахарным диабетом ежедневно несколько раз выполняет инъекции. Важно делать их своевременно, во избежание критических состояний. Инсулинотерапия позволяет контролировать уровень сахара в крови и поддерживать работу поджелудочной железы и других органов на должном уровне.

Общие правила выполнения инъекций

Техника введения инсулина – первое, чему учат пациентов после обнаружения у них болезни сахарный диабет. Процедура несложная, но требует базовых навыков и понимания процесса. Обязательным условием является соблюдение правил асептики и антисептики, т. е. стерильности проведения процедуры. Для этого необходимо запомнить следующие стандартные санитарно-гигиенические нормы:

На данном этапе следует знать, что спирт разрушает инсулин. При обработке кожи этим средством необходимо дождаться его полного испарения, после чего приступать к процедуре.

Обычно инсулин вводят за 30 минут до принятия пищи. Врач, исходя из особенностей назначенного синтетического гормона и состояния пациента, даст индивидуальные рекомендации о дозах лекарства. Обычно в течение дня используются два вида препарата: с коротким или пролонгированным действием. Техника введения инсулина при этом несколько отличается.

Куда ставят укол?

Любая инъекция предполагает определенные места, рекомендованные для ее эффективного и безопасного проведения. Укол инсулина нельзя отнести ни к внутримышечному, ни к внутрикожному типу введения. Активное вещество должно быть доставлено в подкожную жировую клетчатку. При попадании инсулина в мышечную ткань его действие непредсказуемо, а ощущения во время инъекции болезненные. Поэтому укол нельзя ставить куда попало: он просто не сработает, что заметно ухудшит состояние больного.

Техника введения инсулина предполагает использование следующих участков тела:

При этом для самостоятельного проведения инъекции наиболее удобными местами являются бедра и живот. Две эти зоны предназначены для разного типа инсулина. Уколы с пролонгированным действием предпочтительно ставить в бедра, а быстродействующие – в область пупка или плечо.

Чем это объясняется? Специалисты утверждают, что в подкожной жировой клетчатке бедер и наружной складки ягодиц происходит медленное всасывание. Как раз то, что нужно для инсулина длительного действия. И, наоборот, практически мгновенное получение клетками организма вводимого вещества происходит в области живота и плеч.

Какие места инъекций лучше исключить?

Необходимо придерживаться четких рекомендаций касательно выбора области укола. Ими могут являться только перечисленные выше места. Причем если больной выполняет инъекцию самостоятельно, то лучше выбирать переднюю часть бедра для вещества длительного действия, а живот – для ультракоротких и коротких аналогов инсулина. Это объясняется тем, что введение препарата в плечо или ягодицы может быть затруднительно. Зачастую больным не удается самостоятельно сформировать складку кожи в этих областях, чтобы попасть в подкожно-жировой слой. В результате препарат ошибочно вводят в мышечную ткань, что никак не улучшает состояние диабетика.

Следует избегать участков липодистрофии (области с отсутствующей подкожно-жировой клетчаткой) и отступать от места предыдущего укола около 2 см. Инъекции не вводят в воспаленную или зарубцевавшуюся кожу. Чтобы исключить эти неблагоприятные для процедуры места, убедитесь, что на планируемой зоне укола отсутствуют покраснения, уплотнения, шрамы, синяки, признаки механического повреждения кожи.

Как правильно менять места уколов?

Большинство диабетиков инсулинозависимы. Это значит, что каждый день им приходится проводить по несколько инъекций препарата, чтобы чувствовать себя хорошо. При этом зона уколов должна постоянно меняться: такова техника введения инсулина. Алгоритм выполняемых действий предполагает три варианта развития событий:

Техника подкожного введения инсулина позволяет доставить активное вещество в организм с необходимой скоростью. Из-за этого следует придерживаться постоянства в выборе области. Например, если препарат пролонгированного действия больной начал вводить в бедра, то туда и надо продолжать. Иначе скорость всасывания инсулина будет различной, что в итоге приведет к колебаниям уровня сахара в крови.

Расчет дозы препарата для взрослых

Подбор инсулина – процедура сугубо индивидуальная. На суточное количество рекомендованных единиц препарата влияют разные показатели, в числе которых масса тела и “стаж” заболевания. Специалистами установлено, что в общем случае суточная потребность больного сахарным диабетом в инсулине не превышает 1 единицы на 1 кг массы его тела. Если этот порог превышают, развиваются осложнения.

Общая формула расчета дозировки инсулина выглядит так:

Как видно из формулы, техника расчета введения инсулина опирается на величину потребности организма в инсулине и массу тела больного. Первый показатель устанавливается исходя из тяжести болезни, возраста больного и “стажа” диабета.

Дозирование инсулина при диабете 1 типа

Хорошо поддающийся лечению на протяжении 1 года или дольше

Нестабильный уровень сахара в крови, тяжелое течение болезни

В период беременности (III триместр)

Выяснив суточную дозу, производят расчет. Разово можно ввести диабетику не более 40 ЕД, а в течение суток – в пределах 70–80 ЕД.

Пример вычисления дозы инсулина

Допустим, масса тела диабетика составляет 85 кг, а Дсут равна 0.8 ЕД/кг. Выполним вычисления: 85 × 0.8 = 68 ЕД. Это общее количество инсулина, необходимого больному в сутки. Чтобы высчитать дозировку препаратов длительного действия, полученное число делят на два: 68 ÷ 2 = 34 ЕД. Дозы распределяют между утренней и вечерней инъекцией в соотношении 2 к 1. В данном случае получится 22 ЕД и 12 ЕД.

На «короткий» инсулин остается 34 ЕД (из 68 суточных). Его распределяют на 3 последовательных укола перед приемами пищи в зависимости от планируемого количества употребления углеводов или же делят порционно, относя 40 % на утро и по 30 % на обед и вечер. В данном случае диабетик введет 14 ЕД перед завтраком и по 10 ЕД перед обедом и ужином.

Возможны и иные схемы инсулинотерапии, в которых инсулина пролонгированного действия будет больше «короткого». Расчет доз в любом случае должен подкрепляться измерением уровня сахара в крови и тщательным наблюдением за самочувствием.

Расчет дозировки для детей

Организму ребенка требуется гораздо больше инсулина, чем взрослому. Это объясняется интенсивным ростом и развитием. В первые годы после диагностирования болезни на килограмм массы тела ребенка приходится в среднем 0.5–0.6 ЕД. Через 5 лет дозировка обычно увеличивается до 1 ЕД/кг. И это не предел: в подростковом возрасте организму может требоваться до 1.5–2 ЕД/кг. В последующем значение снижается до 1 ЕД. Однако при длительной декомпенсации диабета потребность во введении инсулина возрастает до 3 ЕД/кг. Значение постепенно снижают, доводя до исходного.

С возрастом изменяется и соотношение гормона длительного и короткого действия: у детей до 5 лет преобладает количество препарата пролонгированного действия, к подростковому возрасту оно значительно уменьшается. В целом, техника введения инсулина детям не отличается от постановки инъекции взрослому. Разница лишь в суточных и разовых дозах, а также типе иглы.

Как сделать укол при помощи инсулинового шприца?

В зависимости от формы препарата, диабетики используют специальные шприцы или шприц-ручки. На цилиндрах инсулиновых шприцев присутствует шкала деления, цена которой для взрослых должна равняться 1 ЕД, а для детей – 0.5 ЕД. Перед уколом необходимо выполнить ряд последовательных шагов, которые предписывает техника введения инсулина. Алгоритм действий при использовании инсулинового шприца таков:

При необходимости смешивания НПХ-инсулинов лекарство набирают по тому же принципу из разных флаконов, предварительно впуская воздух в каждый из них. Техника введения инсулина детям алгоритм действий предполагает идентичный.

Инъекции при помощи шприц-ручки

Современные препараты для регулирования уровня сахара в крови часто выпускают в специальных шприц-ручках. Они бывают одноразовыми или многоразовыми со сменяемыми иглами и отличаются по дозировке одного деления. Техника подкожного введения инсулина алгоритм действий предполагает следующий:

Аналогичные действия выполняются и для выполнения инъекции детям.

Сахарный диабет – тяжелое заболевание, требующее постоянного контроля уровня сахара в крови и регулирования его при помощи уколов с инсулином. Техника выполнения инъекций проста и доступна каждому: главное – запомнить места введения. Основное правило – попасть в подкожно-жировую клетчатку, сформировав на коже складку. Ввести в нее иглу под углом в 45⁰ или перпендикулярно поверхности и нажать на поршень. Процедура выполняется проще и быстрее, чем читается инструкция по ее проведению.

Статья из монографии «Сахарный диабет: от ребёнка до взрослого».

Сахарный диабет является пожизненным состоянием с высоким риском формирования осложнений, в связи с чем это уже не столько заболевание, сколько стиль жизни пациента. В связи с этим, контроль его течения ложится не только на плечи медицинских работников, но и самого пациента, его родственников, родителей больных детей. Таким образом, самоконтроль – один из «китов», на которых базируется достижение адекватного уровня метаболического контроля.

Следует заметить, что большинство больных сахарным диабетом не выполняют в полной мере все рекомендации. Это приводит к неэффективности лечения и сводит к нулю все усилия медицинских работников. Первоочередной задачей при работе с пациентом является формирование специфического типа мышления, главной целью которого станет адекватное наблюдение за собственным состоянием здоровья.

Основным средством является информирование пациента и его родителей о причинах, клинических симптомах, возможных осложнениях заболевания, способах их предупреждения, целевых значениях контрольных параметров. По определению ISPAD «образование – краеугольный камень лечения сахарного диабета и структурированное обучение принципам самоконтроля является ключом к благоприятным исходам».

Диабетическое образование – процесс овладения пациентом знаниями и навыками, необходимыми для осуществления самоконтроля, предотвращения декомпенсации и оказания самопомощи, изменения стиля жизни для успешного лечения заболевания (IDF, 1985).

В историческом аспекте образование пациентов в области сахарного диабета развивалось следующим образом:

Согласно современным представлениям диабетическое образование может рассматриваться как сопряжение клинической практики и научных исследований.

Чрезвычайная важность внедрения в практическую деятельность результатов научных исследований в области диабета и образовательных методик должна являться национальным приоритетом. При этом образовательные программы должны быть тщательно спланированы, иметь специфические цели, средства к их осуществлению, распространяться среди пациентов и их родственников, а также доводиться до ведома широкой общественности.

Универсальные принципы образовательных программ следующие:

С целью адекватного контроля течения сахарного диабета требуется создание мультидисциплинарных групп, в которые входят:

При этом важным моментом является то, что существенную роль в качестве образования пациента играют консультации специалистов в области диабета, не являющихся медиками, к которым относят социальных работников и даже пациентов, страдающих сахарным диабетом, и их родителей, хорошо обученных и придерживающихся принципов самоконтроля.

Во многих странах мира широкое распространение получило создание в рамках образовательных программ диаклубов и других сообществ больных сахарным диабетом, где пациент может получить исчерпывающую консультацию по всем вопросам в любое время, в том числе и в телефонном режиме.

Таким образом, в настоящее время целью образовательных программ является полное информирование пациента о природе и естественном течении его заболевания, всех современных методах лечения, мотивация его на соучастие в поддержании собственного здоровья и, соответственно, обучение навыкам самоконтроля.

Основные принципы самоконтроля следующие:

Постановка целей стала одним из положений самоконтроля, поскольку требующееся изменение менталитета и стиля жизни не может произойти быстро.

Именно это и является причиной частого несоблюдения пациентом диеты, режимов физических нагрузок, медикаментозной терапии, что способствует частым эпизодам декомпенсации заболевания с формированием острых осложнений, являющихся прогностически неблагоприятными в отношении раннего формирования хронических осложнений, нарушающих качество жизни в дальнейшем. Именно профессионалы могут и должны оказывать адекватную психологическую помощь и социальную поддержку в направлении изменения стиля жизни и поведенческих установок.

Обучение принципам самоконтроля

Первичное образование (уровень 1).

Следует отметить, что материал для проведения первичного образования должен быть тщательно отработан методически, хорошо проиллюстирован, доступен к использованию в любое время.

Последующее образование (уровень 2) включает:

* Сахар в крови определяеься натощак, перед основным приёмом пищи (обед, ужин), перед сном.
* Сахар в моче определяется через 2 часа после завтрака или обеда.

Необходимость индивидуализации программ особенно актуальна в детском возрасте. Так, приводим некоторые особенности программ обучения в зависимости от возрастных групп.

Дети раннего возраста

Дети школьного возраста

Подростки

В связи со склонностью к лабильному течению сахарного диабета у детей раннего и школьного возраста целесообразен контроль гликемии не реже 4 раз в сутки (перед завтраком, обедом, ужином и ночным сном). При необходимости рекомендуется дополнительный контроль сахара крови в 3-4 часа ночи или в 5-6 часов утра, или при необходимости.

Кетонурию целесообразно тестировать с помощью тест-полосок при уровне гликемии более 13,3 ммоль/л.

Приводим алгоритм проведения изменения инсулинотерапии и режима питания в рамках самоконтроля, разработанный F.R. Kaufman (1994) и Е.П. Касаткиной (1996), который может использоваться в домашних условиях.

1.1. Сахар крови 4,4-8,3 ммоль/л:

1.2. На каждые 2,8 ммоль/л выше 8,3 ммоль/л дополнительно вводить:

При уровне гликемии ниже 4,4 ммоль/л:

2.1. Сахар крови 5,5-11,0 ммоль/л:

2.2. На каждые 4,4 ммоль/л выше 11,0 ммоль/л дополнительно вводить:

2.3. При уровне сахара ниже 5,5 ммоль/л:

Несмотря на то, что данный алгоритм разработан ведущими специалистами, клинически апробирован и неоднократно усовершенствован, он может являться лишь общим руководством. Ведущую роль все же играет адекватное наблюдение за больным ребенком с ведением дневника питания, инсулинотерапии, самочувствия, перманентное проведение обучения основным принципам самоконтроля и инсулинотерапии, что позволяет индивидуализировать подход к коррекции лечения в каждом конкретном случае.

В заключение хотелось бы отметить, что эффективность образовательных программ у детей выше, нежели у взрослых пациентов. При этом, эффективность диабетического образования в любой возрастной группе существенно повышается только тогда, когда она становится частью рутинной клинической практики. DCCT приводит доказательства того, что интенсификация данного рода помощи больным сахарным диабетом существенно редуцирует микроваскулярные осложнения путем улучшения качества самоконтроля. Причем адекватный самоконтроль в результате правильно сформированной мотивации может сделать больше, чем одно соблюдение терапевтических рекомендаций.

Из монографии «Сахарный диабет: от ребенка до взрослого»

Сенаторова А.С., Караченцев Ю.И., Кравчун Н.А., Казаков А.В., Рига Е.А., Макеева Н.И., Чайченко Т.В.
ГУ «Институт проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского АМН Украины»
Харьковский национальный медицинский университет
Харьковская медицинская академия последипломного образования МЗ Украины

Источник

Читайте также:  Норма показателей глюкозы в крови для водителей автобусов
Правильные рекомендации
Adblock
detector