Оценка достижений по разделу устное народное творчество

Литературное чтение. 2 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 2 класс

Урок 10. Оценка достижений по теме «Устное народное творчество»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Обобщение знаний по теме раздела «Устное народное творчество»

Фольклор – устное народное творчество.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Сказки про животных — древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие звери: лиса, волк, медведь, заяц и др.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Загадка – это малый жанр фольклора. В ней предмет описывается, но не называется. Поэтому загадка всегда требует отгадки.

Устное народное творчество; большие и малые жанры фольклора; сказки; песни; загадки; пословицы; поговорки; потешки; прибаутки; считалки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о жанрах фольклора, их особенностях; научимся их различать; сможем систематизировать свои знания о произведениях устного народного творчества.

Основное содержание урока

Произведения устного народного творчества(фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах.

Народ веками копил мудрость, которую передавал из поколения в поколение в виде сказок, пословиц, загадок и других видов устного народного творчества. Они и сейчас живут в нашем языке, помогают растить, учить и воспитывать детей, радоваться и переживать неудачи. Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.

Одним из жанров устного народного творчества является лирическая народная песня. Лирические песни выражают чувства и настроение поющих. Каждая мама поет своему ребенку колыбельные песни. В старину часто использовались специальные песенки-заклички. Помните?

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле пуще:

Дождик, дождик, пуще,

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей!

Народная песня – летопись жизни русского народа. Видов народной песни много, потому что песня сопровождала людей на протяжении всей жизни.

В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий,

Догадайтесь, кто она?

Другой жанр устного народного творчества связан с весельем и игрой. Это загадка. В загадках нас спрашивают про какой-либо предмет, не называя его. Они заставляют нас задуматься, поразмышлять. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Загадка развивает ум, сообразительность, смекалку. В будущем умение загадывать и отгадывать загадки вам пригодиться. Недаром есть такая поговорка «загадка – для ума зарядка». Загадка всегда требует отгадку. Отгадайте загадки.

Крашеное коромысло через реку повисло

Золотое решето черных домиков полно.

«Без пословицы речь не молвится»,- говорили на Руси. Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Чаще всего пословица рифмуется. В них говорится о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте», о труде: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», о материнской любви: «При солнышке тело, при матери – добро».

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Читайте также:  Отек суставов пальцев рук лечение народными средствами

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.

Разбор типового тренировочного задания

Малые жанры фольклора – это:

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Разбор типового контрольного задания.

Зачеркните слова, не относящиеся к сказкам:

лирическая, докучная, колыбельная, волшебная, зачин, закличка, потешка.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

лирическая, докучная, колыбельная, волшебная, зачин, закличка, потешка

Источник

Тест по литературному чтению_Раздел «Устное народное творчество»
тест по чтению (2 класс) на тему

Тест по литературному чтению поможет проверить знания. (раздел «Устное народное творчество»)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тест. Устное народное творчество

1. Закончи пословицу. Не одежда красит человека, …

А) а человек одежду. Б) а его добрые дела. В) а его богатство. Г) а его ум.

2. Как в устном народном творчестве называется произведение, с помощью которого мамы укачивают своих малышей?

А) небылица Б) потешка в) прибаутки г) колыбельная

А) потешка Б) скороговорка В) загадка Г) пословица

4. Определи жанр произведения.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Звёзды, месяц, луг, цветы…

Поводи пойди-ка ты! __________________________

5. Кто помог девочке из сказки «Гуси-лебеди»?

А) мышка Б) кошка В) собака Г) лягушка

6. Найди героя сказки «У страха глаза велики» : А) лиса Б) курочка В) волк

7. Какое качество характера помогло солдату провести старуху в сказке «Каша из топора»:

А) смелость Б) трудолюбие В) смекалка Г) ум

8. Кто не помогал Алёнушке спасти братца Иванушку?

А) яблонька Б) речка В) щука

9. Из какой сказки эти строчки?
«У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой»
А) «Каша из топора»
Б) «Лиса и тетерев»
В) «Петушок и бобовое зёрнышко»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Устное народное творчество» по предмету « Литературное чтение» разработан для учащихся 2 класса, занимающихся по УМК « Школа России» авторов- Л Ф Климанова, В Горецкий, М.

Данная презентация позволяет обобщить знания учащихся о устном народном творчестве. Здесь учащиеся вспомнят виды устного народного творчества: пословицы, скороговорки, загадки, былины. С пом.

Материал содержит разработку урока литературного чтения во втором классе с применением ноутбуков по теме «Устное народное творчество. Небылицы».Урок построен с учётом требований ФГОС, содержит задания.

тест содержит 5 вопросов, относящихся к разделам народные танцы, инструменты, песни 2 класс по программе Критской.

Интерактивный тест по литературному чтению «Устное народное творчество» 2 класс.

Знать особенности донского фольклора, находить сходство и разницу с фольклором русского народа, знать особенности чеченского фольклора. Воспитывать у учащихся художественную наблюдательность, культуру.

Источник

Тест с ответами по литературному чтению во 2 классе. Тема: Устное народное творчество

Автор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа
Проверочная работа по литературному чтению составлена по программе Школа России. Данная работа проводится после изучения произведения и направлена на проверку знаний учащихся по изученному разделу. Работа построена в форме теста и легко доступна ученикам.
Учитель с помощью этой работы сможет проанализировать глубину знаний и понимание учащимися изученного материала.

1. Что означает выражение «из уст в уста»?
А. изо рта в рот
Б. запомнить и пересказывать друг другу

2. Что относится к устному народному творчеству?
А. загадки, сказки, потешки, пословицы
Б. небылицы, рассказы, поэмы, поговорки
В. повести, считалки, рассказы, народные песни

3. Определи жанр произведения:
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
А. скороговорка
Б. загадка
В. пословица

4. К какой сказке относится пословица: Робкого и тень страшит.
А. У страха глаза велики
Б. Петушок и бобовое зёрнышко
В. Лиса и тетерев

5. Чего нельзя отнести к загадке?
А. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Б. Поспешишь – людей насмешишь.
В. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

6. Из какой сказки эти строчки?
«У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой»
А. Каша из топора
Б. Лиса и тетерев
В. Петушок и бобовое зёрнышко

7. Какие из этих сказок являются народными?
А. Каша из топора
Б. Сказка о рыбаке и рыбке
В. Лиса и журавль

Читайте также:  Энергия на весь день народные средства

8. В какой сказке один из персонажей заяц?
А. Петушок и бобовое зёрнышко
Б. Лиса и журавль
В. У страха глаза велики

9. Найди пословицу о дружбе
А. Чтоб из ручья напиться, нужно наклониться
Б. Не стыдно не знать, стыдно не учиться
В. Друг за друга стой – и выиграешь бой

10. Кто не помогал Алёнушке спасти братца Иванушку?
А. яблонька
Б. речка
В. щука

11. К какому жанру относится произведение, которым пользовались дети перед игрой?
А. загадка
Б. скороговорка
В. считалка

Ответы:
1. б
2. а
3. в
4. а
5. б
6. а
7. а, в
8. в
9. в
10. в
11. в

Источник

Проверочная работа 2 класс «Устное народное творчество»
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Данная работа представлена в 3-х вариантах. Возможно групповая работа, домашнее задание. По книге Л.Ф.Климановой и др. и рабочей тетеради

Скачать:

Предварительный просмотр:

Петушок и бобовое зернышко

Робкого и тень страшит

Смётка дороже богатства

Как аукнется. Так и откликнется

У страха глаза велики

На языке медок, а на уме ледок

люби и саночки возить.

«По тропе, шагая бодро, сами воду тащат вёдра!»_______________________________________

« Колотил да колотил

Ничего не проглотил

И остался с носом» _____________________________________________________________

4.Определи жанр произведения:

Сшила Саша Саньке шапку

Учись доброму, худое на ум не пойдет.

А тут и отец с матерью пришли

Яблоня, матушка, спрячь меня!

Печка, матушка, спрячь меня!

Поешь моего лесного яблочка – скажу.

Налетели гуси – лебеди, подхватили мальчика

У страха глаза велики

Как аукнется. Так и откликнется

На языке медок, а на уме ледок

Смётка дороже богатства

Петушок и бобовое зернышко

Робкого и тень страшит

люби и саночки возить.

«Красна девица грустна:

Её не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка!»_______________________________________

А корзина – не легка,

Съесть бы пирожок» _____________________________________________________________

4.Определи жанр произведения:

Едет мышка на ежах.

— Подожди, колючий ёж,

Больше ехать невтерпёж,

Очень колешься ты, ёж

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Маше сон, сон.

Курочка в сапожках

5.Восстанови последовательность событий в сказке и расставь цифры :

Робкого и тень страшит

У страха глаза велики

Как аукнется. Так и откликнется

На языке медок, а на уме ледок

Смётка дороже богатства

Петушок и бобовое зернышко

Робкого и тень страшит

«Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молочка»_______________________________________

« Лиса услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

-Куда ж ты? – сказал тетерев.- Ведь нынче указ, собаки не тронут» _____________________________________________________________

4.Определи жанр произведения:

Убежал мой кот из дома и явился в детский сад,

Пел им песню «Чунга – Чанга» 33 часа подряд!»

Январь- году начало, зиме середина

5.Восстанови последовательность событий в сказке и расставь цифры :

Бросилась курочка к хозяину

Смазала курочка петушку горлышко.

Кузнец дал хозяину новую косу

Бросилась курочка к коровушке

Дай скорей маслица

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по чтению «Устное народное творчество» для учащихся 3 класса.

Данная разработа расчитана для проверки усвоенного материала по теме «Устное народное творчество».

Проверочная работа по литературному чтению УМК Школа России по разделу «Устное народное творчество» в виде тестовых заданий.

Проверочная работа по литературному чтению УМК Школа России по разделу «Устное народное творчество» в виде тестовых заданий.

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу «Устное народное творчество» с заданиями в виде тестов.

Проверочная работа по разделу «Устное народное творчество»(учебник Климанова,Горецкий).

Проверочная работа разработана по учебному материалу раздела «Устное народное творчество» учебника по литературному чтению 3 класса.

Источник

Проверочная работа по литературному чтению на тему «Устное народное творчество»

«Начальная школа XXI века»

Проверочная работа по разделу «Фольклор»

1.Что такое фольклор? Отметь «+» правильный ответ.

А) произведения о небылицах и былинах

Б) народная мудрость

В) русские народные сказки

Г) устное народное творчество

2. Соедини (стрелкой) начало и конец предложения.

3.Отгадай загадку и определи её тему.

4. Допиши пословицу. Определи тему данной пословицы .

Читайте также:  Татарские народные песни список с переводом

Любишь кататься, люби и _____________________________.

-Кабы Иван-царевич на мне женился, я бы тремя калачами весь город накормила.

Царь присудил отдать жеребёнка бедному мужику, а дочь его взял к себе.

Как-то раз пошла старшая сестра по воду и уронила ведро. Стало ведро относить от берега.

Думали, думали старик со старухой – ничего придумать не могут, всё, что нужно, у них есть, а чего нет – то они своими трудами всегда заработать могут.

«Про Ленивую и Радивую»

Стал он махать рукавом и пускать птиц…..

6. Каких былинных богатырей ты знаешь? Запиши их имена.

«Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалили, стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали..»

«Не бей, не губи меня Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить. Помиримся!»

«Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылётывали – выезжали два могучих богатыря:

Что по имени Алёшенька Попович млад

А с молодым Якимом Ивановичем».

8. Объясни значение слова. Воспользуйся помощью толкового словарика (в конце каждой былины)

9. Напиши ответ на вопрос.

Повествование о каком былинном богатыре тебя удивило (или заинтересовало)? Поясни свой ответ.

*Опишите подвиг одного из русских богатырей.

Ключи и критерии оценивания

проверочной работы по разделу «Фольклор».

1 б. – ответ выбран верно,

0 б. – ответ не выбран или выбран неверный ответ

2 б. – соответствие установлено верно,

1 б. – соответствие частично установлено верно (2-3 понятия),

0 б. – соответствие частично установлено верно (1 понятие) или ответ не выбран.

3. Отгадка: радуга. Тема: явления природы.

По 1 б. за верно подобранный вариант ответа.

4. Любишь кататься, люби и саночки возить. Тема: о труде.

По 1 б. за верно подобранный вариант ответа.

-Кабы Иван-царевич на мне женился, я бы тремя калачами весь город накормила.

Царь присудил отдать жеребёнка бедному мужику, а дочь его взял к себе.

Как-то раз пошла старшая сестра по воду и уронила ведро. Стало ведро относить от берега.

Думали, думали старик со старухой – ничего придумать не могут, всё, что нужно, у них есть, а чего нет – то они своими трудами всегда заработать могут.

«Про Ленивую и Радивую»

Стал он махать рукавом и пускать птиц…..

2 б. – соответствие установлено верно,

1 б. – соответствие частично установлено верно (3-4 заголовка),

0 б. – соответствие частично установлено верно (1-2 заголовка) или ответ не выбран.

2 б. – записаны имена более трех богатырей, например, Микула Селянинович, Яким Иванович, Илья Муромец, Вольга, Добрыня Никитич.

1 б. – записаны имена трех богатырей, например, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

7. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змея», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

По 1 б. за верно подобранный вариант ответа.

8. Омёшики – металлические наконечники сохи. Палатный брус – место в стороне от стола.

По 1 б. за верно подобранный вариант ответа.

2 б. даны ответы на 2 вопроса, например: «Мне понравилась былина «Добрыня и Змея», потому что Добрыня победил Змею и спас дочь князя».

1 б. дан ответ на один из вопросов, например: «Мне понравилась былина «Добрыня и Змея» или «Добрыня победил Змею и спас дочь князя».

Под звездочкой (*) дан дополнительный объем работы. Учитель может поощрить ребенка качественной характеристикой. Например: «Молодец!», «Знаток былин!»

Номер материала: ДБ-730644

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector